педагогические науки
Рахимов Мухаммаднаби Махмадшохович ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ...
УДК 378
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
© 2017
Рахимов Мухаммаднаби Махмадшохович, преподаватель кафедры общей физики
Курган-Тюбинский государственный университет имени Носира Хусрава (735140, Республика Таджикистан, Курган-Тюбе, ул. Айни, 67, e-mail: [email protected])
Аннотация. В статье рассматривается понятие «активизация учебно-познавательной деятельности учащихся». Показано, что процесс обучения подчиняется диалектическим законам, согласно которым его структура подразделяется на два вида деятельности - деятельность обучаемого (учение) и деятельность преподавателя (преподавание). Для повышения эффективности учебного процесса необходимо широкое вовлечение в активный познавательный процесс обучаемого, при этом преподаватель руководит познавательным процессом. Рассмотрены задачи, которые поставлены перед педагогами, работающими со студентами младших курсов. Отмечается, что одной из важнейших задач является преодоление школьных стереотипов, присущих обучающимся, к которым можно отнести минимальный контроль за подготовкой к занятиям со стороны преподавателя. Для преодоления установившихся стереотипов необходимо повышать учебную мотивацию студентов, обусловливающую внутреннюю активность в деятельности, а также стремление в самостоятельном получении знаний. При рассмотрении активности студентов выделено несколько уровней познавательной активности. Рассмотрены различные классификации для определения активных методов обучения, а также основные методы, наиболее применяемые в преподавании естественнонаучных дисциплин, которые дают возможность эффективного применения материала профессионально ориентированного содержания - это проблемная лекция, лекция-визуализация, бинарная лекция, деловая игра, метод проектов. Для определения активных методов обучения существует несколько классификаций. Выбор метода обучения определен некоторыми причинами, к которым можно отнести цели обучения, средства, содержание обучения, специфику изложения и индивидуальные характеристики, как одного обучающегося, так и группы в целом.
Ключевые слова: педагогика, учебно-познавательная деятельность, уровень познавательной активности, мотивация, познавательный интерес, активные методы обучения.
DIDACTIC BASES OF ACTIVIZATION OF EDUCATIONAL COGNITIVE OF PUPIL'S ACTIVITY
© 2017
Rakhimov Mukhammadnabi Makhmadshokhovich, teacher of department of the general physics Kurgan-Tyube State University of Nosira Husrava (735140, Republic of Tajikistan, Qurghonteppa, Ayni St., 67, e-mail: [email protected])
Abstract. In article the concept "activization of educational cognitive activity of pupils" is considered. It is shown that process of training submits to dialectic laws according to which its structure is subdivided into two kinds of activity - activity of the trainee (doctrine) and activity of the teacher (teaching). Increase in efficiency of educational process requires broad involvement in active informative process of the trainee, at the same time the teacher directs informative process. Tasks which are set for the teachers working with junior students are considered. It is noted that one of the major tasks is overcoming the school stereotypes inherent in the student to which it is possible to refer the minimum control of preparation for occupations from the teacher. For overcoming the established stereotypes it is necessary to increase the educational motivation of students causing internal activity in activity and also aspiration in independent knowledge acquisition. By consideration of activity of students several levels of informative activity are allocated. Various classifications for definition of active methods of training are considered and also the main methods which are most applied in teaching natural-science disciplines which give the chance of effective use of material of professionally focused contents it are a problem lecture, a lecture visualization, a binary lecture, a business game, a method of projects. For definition of active methods of training there are several classifications. The choice of a method of training is determined by some reasons to which it is possible to carry the purposes of training, means, the content of training, specifics of statement and individual characteristics, both one student, and group in general.
Keywords: pedagogics, educational cognitive activity, level of informative activity, motivation, cognitive interest, active methods of training.
Используя понятие «активизация учебно-познавательной деятельности учащихся», мы включаем в его значение следующее: целеустремленная деятельность преподавателя, направленная на улучшение содержания, приемов и средств обучения, форм и методов, для усиления их интереса, повышение самостоятельности, творческой активности учащихся в формировании навыков, умений в усвоении знаний, возможность их использования на практике. Под понятием «активизация учебно-познавательной деятельности учащихся» также понимается направленная деятельность учащихся на совершенствование имеющихся и поиск новых знаний.
Учебно-познавательная деятельность учащихся является сложным процессом, в котором задействованы и учителя и ученики, то есть ведущая и ведомая стороны. Однако мы считаем, данное предположение о ведущей и ведомой сторонах несколько примитивно и отражает только один аспект отношений - преподавание. Известно, что процесс обучения подчиняется диалектическим законам, согласно которым его структура подразделяется на два вида деятельности:
1) деятельность обучаемого - учение;
2) деятельность преподавателя - преподавание.
Педагоги и психологи, изучающие данную проблему,
в своих многочисленных исследованиях пришли к пониманию того, что для повышения эффективности учебного процесса необходимо широкое вовлечение в активный познавательный процесс обучаемого. Руководство этим познавательным процессом осуществляет преподаватель.
Некоторые педагоги придерживаются мнения, что руководить процессом обучения - это значит отбирать и дидактически обрабатывать учебный материал, организовать, контролировать и стимулировать учебную деятельность учащихся, в процессе которой происходит развитие и воспитание обучаемых, усвоение ими знаний и умений. Данными взглядами на обучение они подчеркивают:
1) в процессе обучения роль учителя выдвигается на первый план;
2) применение на учебную деятельность учащихся прямого воздействия через опосредованное руководство (с использованием учебных программ, учебников и других средств обучения);
3) сосредоточенность учебной деятельности учителя на стимулирование активности учащихся и на комплексное решение учебно-воспитательных задач;
4) усиление в обучении роли преподавателя, как ор-
Rakhimov Mukhammadnabi Makhmadshokhovich pedagogical
DIDACTIC BASES OF ACTIVIZATION ... sciences
ганизатора самостоятельной деятельности учащихся;
5) направление внимания на обеспечение сотрудничества и взаимодействия учащихся и учителя, направление учащихся на самоуправление и самоорганизацию.
Таким образом, более активная учебно-познавательная деятельность учащихся эффективно реализуется через специфические функции деятельности учителя.
Одной из важных проблем современной дидактики является активирование учебно-познавательной деятельности учащихся. Исследование данной проблемы развивалось в нескольких направлениях:
- организацию познавательной самостоятельной деятельности рассматривали ученые-педагоги Б.П. Еси-пов [1], Н.А. Половникова [2], А.В. Усова [3];
- организацию и развитие поисковой и творческой познавательной поисковой деятельности - педагоги Е.В. Коротаева [4], В.Н. Янцен [5] и др.;
- нахождение оптимальных приемов и методов познавательной деятельности и использование их в обучающем процессе - А.А. Титов [6], О.В. Панченко [7], Л.Г. Сафина [8] и др.;
- познавательные интересы учащихся и их формирование - Г.И. Щукина [9] и др.
Активизация обучения в учебнике по основам педагогики и психологии высшей школы [10] рассматривается, как целеустремленная деятельность учителя, которая направлена на разработку и использование такого содержания, приемов, методов, форм и средств обучения, способствующих повышению интереса, творческой самостоятельности и активности студента в формировании навыков и умений, усвоении знаний, умении использовать их в практической деятельности.
Обучение в высших учебных заведениях оказывает огромное воздействие на формирование личностных качеств студентов, а также на ход их психических процессов. Процесс приобретения обучающимися профессионально важных знаний, умений и навыков требует от них активной и творческой деятельности.
Приоритетной задачей, которая ставится перед преподавателем младших курсов, является помощь обучающимся в преодолении присущих им школьных стереотипов, к одному из которых мы относим минимальный контроль за подготовкой к занятиям со стороны преподавателя. В связи с этим, появляется необходимость в росте учебной мотивации у студентов, обусловливающую внутреннюю активность в деятельности и стремление к самообразованию.
При выборе технологий обучения (методов, форм, средств, содержания и т.д.), педагогу необходимо учитывать психологические и возрастные особенности студентов. Л.С. Выгодский отмечал в своем труде, что «по общему смыслу и по основным закономерностям возраст от 18 до 25 лет составляет, скорее, начальное звено в цепи зрелых возрастов, чем заключительное в цепи детского развития» [11, с. 255]. Поэтому особым периодом в жизни человека следует считать именно студенческий возраст.
Подвергая анализу активность студентов, педагоги выделяют несколько уровней познавательной активности. При исследовании традиционной классификации методов обучения, Г.И. Щукина выделила следующие уровни познавательной активности:
- первый уровень - репродуктивно-подражательная активность, когда через освоение опыта других студенты в сотрудничестве овладевают образами познавательной деятельности;
- второй уровень - поисково-исследовательская активность, когда студенты пытаются самостоятельно найти решения учебных задач;
- третий уровень - творческая активность, когда самими студентами предлагаются учебные задачи и способы их решения [12].
Познавательная активность по Т.И. Шамовой [13] подразделяется на три уровня: на первом уровне (вос-380
производящая активность) отмечается стремление учащегося к пониманию, запоминанию и воспроизведению знаний, овладением способами их применения по образцу, когда преподаватель использует объяснительно-иллюстративный метод преподавания. Второй уровень (интерпретирующая активность) характеризуется стремлением учащихся к выделению основного смысла изучаемого содержания, стремлением овладеть способами применения знаний, проникновением в сущность явлений. Познавательная активность на третьем - творческом уровне характерна для студентов, стремящихся к переносу знаний и способов действий в условия, которые до настоящего времени были им не известны.
Проблема поиска методов активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся исследовалась различными авторами. Были предложены различные варианты решения данной проблемы: создание особых дидактических и психологических условий обучения, расширение объема преподаваемой информации, ее спрессовывание и ускорение процессов восприятия информации, усиление в управлении учебно-познавательной деятельности контрольных форм, широкое применение наглядных и технических средств обучения.
Для определения активных методов обучения существует несколько классификаций [14-18]. Например, активные методы обучения условно можно разделить на следующие: методы индивидуальной работы со студентами; методы группового обучения (практические работы, лекции); имитационные (кейс-стади, деловые игры и т.п.), не имитационные (коллективная мыслительная деятельность, дискуссии, семинары, лекции); методы дистанционного обучения; активные академические методы и др.
Выбор метода обучения определен некоторыми причинами, к которым можно отнести цели обучения, средства, содержание обучения, специфику изложения и индивидуальные характеристики, как одного обучающегося, так и группы в целом.
Подвергнем рассмотрению основные методы, которые часто применяются в преподавании естественнонаучных дисциплин и дают возможность эффективно применять учебный материал профессионально ориентированного содержания.
Проблемная лекция - имеет логическую форму познавательной задачи, которая фиксирует некоторое противоречие в её условии и завершается вопросом, учебный материал предлагается в форме учебной проблемы. Задачей преподавателя является создание такой проблемной ситуации, которая подведет учащихся к поискам решения учебной проблемы, когда они постепенно будут продвигаться к намеченной цели.
Для успешного проведения проблемной лекции необходим ряд условий:
- реализация принципа проблемности при отборе и обработке лекционного материала;
- организация диалогичного общения на лекции при изложении материала и постановке проблемной ситуации [19].
Отметим, что создание проблемных ситуаций при обучении повышает интерес к изучению материала, что способствует активизации учебно-познавательной деятельности и развитию теоретического мышления.
Лекция-визуализация - посредством наглядностей студенты получают большую часть информации об окружающем мире. Наглядность, в свою очередь, активизирует умственную деятельность учащихся и содействует наиболее успешному усвоению, запоминанию и осмыслению учебного материала.
Лекции с элементами визуализации являются источником устной информации, которая преобразована в визуальную, наглядную форму. Воспринятый и осознанный студентами видеоряд может являться основой практических действий и адекватных мыслей. Задача преподавателя заключается в том, что ему необходимо предо-Baltic Humanitarian Journal. 2017. Т. 6. № 4(21)
педагогические науки
Рахимов Мухаммаднаби Махмадшохович ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ...
ставить учащимся такие формы наглядности и демонстрационные материалы, которые не только дополняют словесную информацию, но и выступают носителями содержательной информации. Сущность проведения данных лекций заключается в обобщенном, развернутом комментировании заранее подобранных наглядных средств, которые обеспечивают создание и разрешение проблемной ситуации, усвоение новой информации и систематизацию имеющихся знаний [19].
Имеются несколько форм наглядности, которые используются в зависимости от учебного материала, они подразделяются на два типа - статичные и динамичные. Статичными являются такие формы наглядности, как:
- изобразительные (фотографии, рисунки, слайды);
- натуральные (детали машин, химические реактивы, минералы и т.д.);
- символические (таблицы, схемы).
Если позволить в педагогический процесс активно внедрять мультимедийные технологии, то это в свою очередь расширит основные формы наглядности и дополнит их динамическими моделями, позволяющими демонстрировать изменяющиеся процессы.
Бинарная лекция - для обсуждения определенных теоретических вопросов создаются профессиональные ситуации, которые необходимо рассматривать с разных точек зрения, поэтому данная лекция проводится двумя специалистами-преподавателями различных дисциплин. Читать бинарную лекцию необходимо при объяснении материала межпредметного содержания. В таком случае, учебный материал предлагается учащимся с двух разных позиций изучаемых дисциплин, в конечном счёте изучаемое понятие расширяется и обогащается.
Лекция-экскурсия - относится к активным методам обучения, главное достоинство - ознакомление с физическими явлениями на экскурсии, что позволяет сформировать навыки использования приобретенных знаний в естественных условиях.
Деловая игра - коллективная учебно-познавательная деятельность, которая в игровой форме имитирует определенные организационно-управленческие и производственные условия и способствует оптимальному решению учебных задач. Цель - активизация деятельности студентов, развитие у них мышления и умения подвергать анализу профессиональные ситуации, выступать в роли ведущих специалистов. Участие в ней целесообразно предлагать будущим специалистам на семинарских и практических занятиях.
Проектный метод обучения заключается в приобретении студентами знаний в ходе планирования и осуществления постепенно усложняющихся практических заданий, в результате выполнения которых у студентов происходит развитие познавательных и творческих навыков, развитие критического мышления, развитие умений самостоятельно конструировать свои знания и умений ориентироваться в информационном пространстве
[19].
При использовании в обучении метода проектов предполагается решение конкретной задачи, которая предусматривает применение разнообразных методов, с одной стороны, и интеграцию умений и знаний различных творческих областей, областей науки, техники и технологии - с другой. Поэтому использование данного метода необходимо, если в учебном процессе необходимо решение каких-либо творческих или исследовательских задач, применение исследовательских методик, когда необходимо использовать интегрированные знания из различных областей.
В связи с компьютеризацией образования и массовым внедрением компьютерных технологий в процесс обучения появилась необходимость применения дистанционных методов обучения. Дистанционное обучение, основой которого являются технологии Интернета, находится на стыке всех проблем современного образования. При использовании дистанционных методов об-
учения преподаватель не выполняет функции основного (и тем более единственного) носителя информации. При таком методе обучения учащиеся развивают умения самостоятельной исследовательской деятельности, умения критического мышления, приобретают опыт дистанционного общения и совместной работы [19].
Итак, в результате рассмотренных и проанализированных нами способов активизации учебно-познавательной деятельности студентов мы пришли к выводу, что процесс обучения студентов будет протекать более успешно, если при организации учебного процесса:
применять различные методы обучения, которые обеспечивают активное вовлечение студентов в образовательный процесс;
осуществлять отбор содержания учебного материала, учитывая мотивационные потребности студентов, в особенности мотивацию в развитии соответствующих профессиональных качеств.
Таким образом, учитывая перечисленные требования к организации процесса обучения преподавателем, активность студентов будет проявляться и развиваться в деятельности, которая есть не просто проявление активности, но и тренировка в процессе обучения, что имеет огромное значение при последующем обучении и профессиональной деятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Есипов Б.П. Педагогика: Учебник для педагогических училищ / Б.П. Есипов, Н.К. Гончаров. - М.: Учпедгиз, 1950. - 423 с.
2. Половникова Н.А. Исследование процесса формирования познавательной самостоятельности школьников в обучении [Текст]: автореф. ... дис. д.п.н.: 13.00.01 / Н.А. Половникова. - Казань, 1976. - 52 с.
3. Усова А.В. Анкеты и тесты для учащихся средней школы, ориентированные на выявление интересов, склонностей, познавательных способностей и качества знаний [Текст] / А.В. Усова. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 1997. - 46 с.
4. Коротаева Е.В. Уровни познавательной активности [Текст] / Е.В. Коротаева // Народное образование. -1995. -№10. -С.34-41.
5. Янцен В.Н. Межпредметные связи на опыте преподавания физики во взаимосвязи с химией в средней школе [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / В.Н. Янцен. - М., 1969. -24 с.
6. Титов А.А. Методы активизации творческой деятельности учащихся на уроках изобразительного искусства в системе дополнительного образования // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012.№ 2. С. 288-290.
7. Панченко О.В. Подготовка учителя к управлению инновационно-маркетинговой деятельностью учащихся при помощи использования четырехэтапного обучения // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2012. № 1. С. 61-62.
8. Сафина Л.Г. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках химии с помощью игровых технологий // Самарский научный вестник. 2014. № 2 (7). С. 102-104.
9. Щукина Г.И. Формирование познавательных интересов учащихся в процессе обучения [Текст] / Г.И. Щукина. -М.: Учпедгиз, 1962. -230 с.
10. Основы педагогики и психологии высшей школы [Текст] / Под ред. А.В. Петровского. - М.: Изд-во Московского университета, 1986. - 303 с.
11. Выгодский Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Под ред. и со вступ. ст. В.В. Давыдова / Л.С. Выгодский. - М.: Педагогика, 1991. - 479 с.
12. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике [Текст] / Г.И. Щукина. -М.: Педагогика, 1971. -351 с.
13. Шамова Т.И. Активизация учения школьников [Текст] / Т.И. Шамова. -М.: Педагогика, 1982. -208 с.
14. Гоева В.В., Миронов К.Е. Использование актив-
Rakhimov Mukhammadnabi Makhmadshokhovich DIDACTIC BASES OF ACTIVIZATION ...
pedagogical sciences
ных и интерактивных методов обучения при изучении технических дисциплин в вузах // Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 11-15.
15. Ощепкова О.В. Лекция как активная форма вузовского обучения // Самарский научный вестник. 2013. № 4 (5). С. 123-125.
16. Голубничая Л.А. Историография организационных форм и словесных методов обучения // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 2. С. 25-28.
17. Морозова И.М. Методика применения комплексных технологий активного обучения на занятиях по модулю «Педагогические коммуникации» // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 1. № 1 (23). С. 80-85.
18. Бахарев Н.П., Драгунова Е.А. Методика активного индивидуализированного обучения на основе многошаговых задач тестов // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 4. С. 53-56.
19. Говоркова Л.И. Профессионально-ориентированный подход в процессе обучения физике как средство активизации учебно-познавательной деятельности будущих учителей биологии: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.02 / Говоркова Людмила Ивановна; [Место защиты: Ур. гос. пед. ун-т].- Курган, 2008.- 171 с.
Статья поступила в редакцию 04.10.2017
Статья принята к публикации 26.12.2017
382
Baltic Humanitarian Journal. 2017. Т. 6. № 4(21)