Научная статья на тему 'Проблема повышения инновационной активности российских предприятий'

Проблема повышения инновационной активности российских предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
325
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Огарёв-Online
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / СОПРОТИВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Першина Татьяна Николаевна

В статье произведена оценка инновационной активности России в сравнении с развитыми странами, рассмотрены актуальные проблемы повышения инновационной активности российских предприятий. Автором предложены меры, направленные на активизацию инновационной активности современных предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents a comparative analysis of Russian innovative activity and that of the developed countries. The study focuses on the challenges that Russian enterprises meet when dealing with innovation activities. Consequently, the author suggests some measures aimed at increasing innovation activity of contemporary Russian enterprises.

Текст научной работы на тему «Проблема повышения инновационной активности российских предприятий»

ПЕРШИНА Т. Н.

ПРОБЛЕМА ПОВЫШЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Аннотация. В статье дается оценка инновационной активности России в сравнении с развитыми странами. Рассматриваются актуальные проблемы повышения инновационной активности российских предприятий, предложены меры, направленные на активизацию инновационной активности современных предприятий.

Ключевые слова: инновации, инновационная активность, инновационное развитие, сопротивление инновациям, модернизация, инновационная экономика.

PERSHINA T. N.

THE PROBLEM OF INCREASE IN INNOVATION ACTIVITY OF RUSSIAN ENTERPRISES

Abstract. The article presents a comparative analysis of Russian innovative activity and that of the developed countries. The study focuses on the challenges that Russian enterprises meet when dealing with innovation activities. Consequently, the author suggests some measures aimed at increasing innovation activity of contemporary Russian enterprises.

Keywords: innovation, innovation activity, innovation development, resistance to innovation, modernization, innovation economy.

Под инновацией понимается внедренное новшество, востребованное рынком и обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции. На сегодняшний день руководством России в полной мере осознается необходимость перехода нашей страны на инновационный путь развития. Применение инноваций дает организациям возможность улучшать финансовые результаты работы, эффективно конкурировать на рынке, привлекать новых потребителей [1, с.46].

Инновационная активность предприятия определяется как интенсивность деятельности по разработке и внедрению новых или усовершенствованных продуктов (технологий) в хозяйственный оборот.

Оценивая инновационную активность России в сравнении с развитыми странами (см. табл. 1 ), приходится констатировать явное отставание от уровня инновационного развития ведущих мировых держав, что ставит страну в серьезную зависимость от импорта наукоемких товаров и технологий [4, с.271].

Таблица 1.

Сравнение инновационной активности стран по показателям [3, с. 171-174].

Страна Показатель

Доля предприятий, осуществляющих технологические инновации (промышленность и сфера услуг) Доля инновационного товара на рынке промышленной продукции

Россия 9,7 0,5

Германия 60,9 7,1

Швеция 36,3 18,7

Италия 44,8 27,2

Существуют следующие проблемы, препятствующие активному инновационному развитию предприятий России:

1. Дефицит финансирования инновационной деятельности предприятиями, связанный с:

— долгосрочностью вложений;

— высокой стоимостью внедрения и освоения нововведений;

— отсутствием у предприятий собственных средств на финансирование разработок;

— ограниченной возможностью привлечения финансовых средств из внешних источников

Исходя из данных исследовательского института Battelle Memorial Institute, в 2012 году затраты на НИОКР во всем мире возросли на 3,6 % и составили 1,2 трлн долларов США.

Рис. 1. Финансирование инновационной деятельности [2, с.87-91].

США принадлежит первое место по объему НИОКР - 385,6 млрд и 2,7 % от объема собственного ВВП. Китай с показателем 153,7 млрд и 1,4 % ВВП занимает второе место. Третье место принадлежит Японии (144,1 млрд; 3,3 % ВВП). Наша страна замыкает десятку мировых лидеров с показателем 23,1 млрд. и 1 % ВВП (см. рис. 1). Важное значение имеет тот факт, что в СССР объем внутренних расходов на НИОКР составлял 5 % ВВП [2, с.113].

2. Существование феномена сопротивления инновациям, причинами которого являются:

• страх человека перед нововведением. Все новое воспринимается им как угроза занятому положению;

• старания инвесторов приостановить возникновение новой усовершенствованной технологии с целью окупаемости вложенных ранее средств.

3. Дефицит кадров, способных управлять инновационным процессом. Анализируя среднюю численность работников в подразделениях, выполняющих научные исследования и разработки (см. рис. 2) наблюдается значительное снижение данного показателя.

Рис. 2. Средняя численность работников в подразделениях, выполняющих научные исследования и разработки, чел. [3, с.176-177].

Несомненно, что специалисты и сотрудники предприятия - это генераторы идей и предложений. Следовательно, инновационное развитие организации будет в полном объеме зависеть от их мотивации, восприимчивости и подготовленности. Нередко этот потенциал остается преуменьшенным и нереализованным, а в управлении инновационной деятельностью, как и в других сферах бизнеса, наблюдается нехватка квалифицированных сотрудников. Это тот потенциал, который организация могла бы реализовать, но не делает этого по причине погружения в стандартную и низкоэффективную работу [3, с.178].

4. Трудности в проведении маркетинговых исследований инновационной продукции.

Анализ динамики маркетинговых исследований в области инноваций показывает, что

за период 1999 - 2012 гг. доля маркетинговых исследований уменьшилась более чем в 2 раза

3

(см. рис. 3). Снижению способствовала неустойчивая экономическая ситуация в стране, препятствующая получению достоверной оценки спроса на инновационную продукцию даже на краткосрочную перспективу.

5

О -I-,-,-,-,-,-,-,-,-,-,-,-,-

1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012

Рис. 3. Результаты маркетинговых исследований инновационных продуктов

в динамике, % [3, с.178-179].

Таким образом решить ряд проблем, препятствующих повышению инновационной активности современных предприятий, можно за счет:

1. Создания условий для появления положительной реакции работников на сообщение о реформах и инициативного подключения их к введению инновационного варианта развития компании. Способ затратный по времени и требует полного взаимодоверия сторон.

Для достижения данной цели можно использовать:

— бенчмаркинг (сравнение организации с конкурентами);

— анализ удовлетворенности потребителей;

— подробное изучение показателей, свидетельствующих об ухудшении деятельности организации.

— доведение до работников информации об опасности, угрожающей существованию компании в будущем при отказе от инноваций.

2. Повышения числа внебюджетных и бюджетных фондов, поддерживающих работу наукоемких инновационных предприятий и способствующих передаче на рынок готовой научно-технической продукции.

3. Модернизация системы подготовки и переподготовки инженерно-технических кадров и специалистов в области инновационной деятельности, которая должна быть ориентирована на:

— повышение уровня мотивации работников;

— применение действенных стимулов, ориентирующих на достижение инновационных результатов.

Также можно рекомендовать создание подразделений на предприятиях, отвечающих за инновационное развитие. В таких подразделениях возможно объединение функций по инновационному и стратегическому развитию, непосредственно взаимосвязанных между собой. В структуре некоторых крупных российских компаний (ОАО «Лукойл», ОАО «Газпром» и др.) подобные подразделения уже имеют место. Было бы желательным создание подобных подразделений и на других российских промышленных предприятиях.

Важно, что нашей стране для интеграции в мировой научно-технический процесс переход к инновационной экономике является крайне необходимым. Инновационная экономика - это экономика страны, основанная на знаниях, инновациях, активном понимании новых идей, готовности к их практическому исполнению. Именно инновационная активность должна являться основой экономического роста России и заставлять наше государство конкурировать за счет высоких технологий при переходе к постиндустриальному развитию.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абрамешин А. Е., Воронина Т. П., Молчанова О. П. и др. Инновационный менеджмент: учебник для вузов / под ред. О.П. Молчановой. - М.: Вита-Пресс, 2011. - 272 с.

2. Завлин П. Н., Ипатов А. А., Кулагин А. С. Инновационная деятельность в условиях рынка. - СПб.: Питер, 2012. - 192 с.

3. Сайфуллина С. Ф. Проблемы инновационного развития российских предприятий // Успехи современного естествознания. - 2010. - № 3 - С. 171179.

4. Яфасов А. Я., Яфасов А. А. Мировая и региональная экономика в контексте глобализации. Сб. статей. - Ч.2. - Калининград, 2012. - 304 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.