УДК 338.3
ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИЙ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ
© И.М. Осипова1, Т.Ю. Ксенофонтова2
1Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83. 2Санкт-Петербургский инженерно-экономический университет, 191002, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Марата, 27.
Проблемы внедрения инноваций на российских промышленных предприятиях стоят довольно остро, несмотря на существенную финансовую поддержку государства. Поэтому для выхода на международные рынки с российскими инновациями и повышения конкурентоспособности предприятий необходимо повышать предпринимательскую активность предприятий промышленного сектора. В статье выделены основные направления повышения предпринимательской активности предприятий на основе ресурсного инновационного потенциала. Ил.3. Библиогр. 5 назв.
Ключевые слова: инновации; конкурентоспособность российских предприятий; решение проблем внедрения инноваций на предприятиях; ресурсы инновационных предприятий.
INNOVATION IMPLEMENTATION AS A FACTOR INCREASING ENTERPRISE BUSINESS ACTIVITY I.M. Osipova, T.Yu. Ksenofontova
Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia. St. Petersburg Engineering and Economics University, 27 Marat St., St. Petersburg, 191002, Russia.
Inspite of considerable governmental financial support the problems of innovation introduction at Russian industrial enterprises are still pressing. Therefore, to introduce Russian innovations in international markets and improve enterprise competitiveness it is necessary to increase entrepreneurial activity of the companies of the industrial sector. The article identifies the main directions of improving entrepreneurial activity of the companies based on resource innovation potential.
3 figures. 5 sources.
Key words: innovation; competitiveness of Russian enterprises; solving problems of innovation introduction at enterprises; resources of innovative enterprises.
В настоящее время инновационная деятельность все чаще является основным резервом повышения конкурентоспособности российской промышленности. Промышленный сектор - один из наиболее крупных производителей и пользователей инновациями в структуре российской экономики. Промышленные предприятия обращаются к инновациям по двум основным причинам. Первая и самая важная - конкуренция. Нежелание отставать от конкурентов и стремление превзойти их является ключевым двигателем инновационного процесса. Вторая причина заключается в принятии более строгих законов в области экологии, энергосбережения и т.д., устанавливаемых на национальном или международном уровне.
Внедрение инноваций само по себе обусловлено продвижением научно-технического прогресса. Качество и темпы развития российской промышленности зависят от многих факторов, в их числе специфические требования по отношению к инновационной системе на государственном уровне и на уровне отраслевых предприятий.
С одной стороны, на инновационное развитие оказывает влияние позиция страны в международном сопоставлении инновационного потенциала, однако российский потенциал не велик, о чем свидетельствуют выводы, отраженные Минэкономразвития России в проекте «Инновационная Россия - 2020»: «из запланированных в Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации до 2015 года результатов на I этапе (2006-2007 гг.) достигнуто лишь менее трети от запланированных показателей», а «уровень инновационной активности предприятий значительно уступает показателям стран-лидеров в этой сфере» [1]. С другой стороны, предприятия выражают готовность использовать инновационные подходы, но не всегда находят им достойное применение в общем плане своего развития.
Напряженными вопросами инновационного развития российских предприятий остаются: 1. Создание поводов инновационного развития всех субъектов хозяйствования. 2. Создание и развитие инновационной инфраструктуры, в том числе внутри общей струк-
1Осипова Ирина Михайловна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента, тел.: 89501200360, e-mail: [email protected]
Osipova Irina, Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of Economics and Management, tel.: 89501200360, e-mail: [email protected]
2Ксенофонтова Татьяна Юрьевна, кандидат экономических наук, доцент, e-mail: [email protected] Ksenofontova Tatyana, Candidate of Economics, Associate Professor, e-mail: [email protected]
туры предприятий. 3. Объединение сектора производства с сектором исследований и разработок.
В последнее время растущее количество инфраструктурных инновационных предприятий и мероприятий абсолютно не соответствует росту результатов развития инновационной деятельности. Так, например: удельный вес инновационной продукции в общем объеме продаж промышленной продукции малых предприятий (%) изменился с 0,5% в 2005 г. до 0,6% в 2010 г., при том что число ежегодно создаваемых элементов инфраструктуры национальной инновационной системы (ед.) изменилось с 70 в 2005 г. до 95 в 2010 г. [1]; или доля России в общем объеме мирового рынка наукоемкой продукции невелика и составляет всего 0,3% [2], при том что доля США составляет 39%, Японии - 30%, Германии - 16%. Подтверждают слабую динамику и данные Международного форума "Открытые инновации", согласно которым в России с 2004 по 2010 г. количество выданных патентов выросло на 51%, в том числе количество заявок на изобретения за последние 5 лет выросло более чем на 9%. С 2000 по 2010 г. затраты на исследования и разработки выросли почти в 6 раз и составили более 523 млрд рублей. Вместе с тем, в рейтинге ВОИС и INSEAD, по данным доклада "Глобальный индекс инноваций-2012", Россия заняла 51 место в списке из 141 страны, поднявшись на шесть позиций по сравнению с предыдущим годом [2] .
Среди преодоления перечисленных недостатков, позволяющих российской экономике выйти на уровень мировых показателей инновационности, очень важным является процесс выработки комплексных систем принятия эффективных управленческих решений. Это
позволит получить новые конкурентоспособные преимущества на уровне создаваемой продукции и отраслей в целом.
Более частое применение интеграционных форм (горизонтальной и вертикальной), рост высокотехнологичных производств и ускорение информационных потоков, появление новых тенденций в бизнесе диктуют совершенствование моделей и механизмов по управлению разработкой, внедрением, привлекательностью, рисками инновационных проектов в отраслях. Тем более что статистика свидетельствует о слабой динамике осуществления технологических, организационных, маркетинговых инноваций в секторе, создающем большую часть ВВП, - добывающей и обрабатывающей промышленности и электроэнергетики (рис. 1).
Таким образом, на данный момент ситуация активизации НИОКР на крупных предприятиях является проблемной, что подтверждается данными, приведенными на рис. 2.
Средства и инвестиции имеются, то есть наращивается инновационная составляющая в расходах (темп прироста в течение 2006-2010 гг. составил 86,2%), а инноваций практически нет (темп прироста в течение 2006-2010 гг. составил 4,3%). И, следовательно, высокотехнологичной продукции, которая способна конкурировать на мировых рынках, очень мало.
Теоретически к основным субъектам инновационной деятельности стремящимся улучшить свои конкурентные преимущества на рынке за счет внедрения инноваций, относятся: промышленные предприятия (малые и средние), занимающиеся разработкой новой продукции и выпуском небольших ее партий; крупные
— —Удельный вес организаций, осуществляющих технологические инновации в общем числе организаций, % (добывающие , обрабатывающие производства, производства электроэнергии)
И Удельный вес организаций, осуществляющих организационные инновации в общем числе организаций, % (добывающие , обрабатывающие производства, производства электроэнергии)
--Удельный вес организаций, осуществляющих маркетинговые инновации в
общем числе организаций, % (добывающие , обрабатывающие производства, производства электроэнергии)
Рис. 1. Динамика внедрения инноваций на основных промышленных предприятиях России [3]
гч ^ ю ООО ООО гч гч гч
•Уд. вес инновационных товаров в общем объеме отгруженных товаров, %
400000 350000
т—I—I—I—I—I
О ГЧ ^ Ю 00 о
О О О О О ^Н
о о о о о о
(М (М (М (М (М (М
■Затраты на инновации в действующих ценах, млн руб.
Рис. 2. Соотношение инновационных товаров и затрат на инновации на российских предприятиях [3]
предприятия, которые призваны осуществлять масштабное производство инновационной продукции; предприниматели и изобретатели, занимающиеся изобретательской и исследовательской деятельностью в частном порядке.
Процесс создания нового продукта проходит несколько этапов, начиная от фундаментальных научных исследований и генерирования идей, проходя далее через создание концепта - воплощения инновации конкретными предприятиями и заканчивая продвижением и утверждением на рынке - через выпуск продукции и продажу ее потребителю. Данный процесс требует большого сочетания ресурсов. И для того чтобы в рамках одного предприятия осуществлять весь комплекс мероприятий по созданию и продвижению инноваций, предприятие должно иметь совокупность производственных ресурсов, к основным из которых относят:
1. Финансовые ресурсы для осуществления разработок или производства.
2. Научный задел, производственные технологии.
3. Высококвалифицированные и специализированные кадры.
4. Информационные ресурсы.
5. Производственные помещения или мощности, исследовательские базы.
6. Сбытовые сети, обеспечивающие продвижение продукции на рынки.
По всем направлениям использования вышеназванных ресурсов могут быть применимы организаци-
онные инновации, которые повысили бы предпринимательскую активность предприятий и в результате усилили бы конкурентные позиции на рынке. Особое внимание хотелось бы уделить пунктам 1, 2, 3, так как по ним хорошо прослеживаются факторы, препятствующие активизации инноваций на предприятиях в сравнении с иностранным опытом:
Во-первых, российские исследования и разработки длительное время не финансировались. Хотя вложения в инновации сравнимы с вложениями лидеров в данной сфере, наблюдаются совершенно разные условия: российские компании только находятся на старте, тогда как зарубежные - уже давно в движении.
Во-вторых, зарубежные университеты и исследовательские центры продают продукты, которые практически готовы к запуску в серию. В России подобная практика отсутствует: наблюдается существенное превышение опытно-конструкторских работ над научно-исследовательскими. Это говорит о том, что промышленность продолжает внедрять заготовки прежних лет.
В-третьих, важным ресурсом в сфере продвижения инноваций выступают люди, генерирующие идеи, формирующие облик будущих продуктов и стратегию развития предприятия. Данный ресурс тоже требует особых вложений, так как зачастую подобный персонал необходимо взращивать, разыскивать и покупать, приглашая на работу в том числе из-за границы. В сфере создания инноваций проблемой является прирост и старение кадров - носителей инновационных
500 000 400 000 300 000 200 000 100 000 0
2000
* Исследователи
2003
2005
2007
2008
2009
Техники ^ Вспомогательный персонал ® Прочие
Рис. 3. Персонал, занятый исследованиями и разработками (человек)
6
5
4
3
0
технологий (рис. 3). Средний возраст научных и конструкторских кадров высшей квалификации научно-исследовательских предприятий близок к пенсионному (таблица). Восполнение кадрового потенциала за счет молодежи не покрывает потерь за счет оттока специалистов старшего поколения.
Средний возраст научных кадров [4]
2002 г. 2011 г.
Всего 45 48
Доктора наук 58 60
Кандидаты наук 49 53
Опираясь на интенсивность использования человеческого ресурса при продвижении инноваций, можно активизировать предпринимательскую активность предприятий, так как именно инициативность и способность к обоснованному риску являются двигателем эффективной деятельности.
Что касается производственных мощностей и помещений, то их техническое состояние характеризуется высокой степенью износа, а для обеспечения выпуска современной продукции необходим доступ предприятия к современному оборудованию и технологиям.
Еще один важный ресурс инновационного развития предприятий - совершенствование системы сбыта наукоемкой продукции. У большинства предприятий высокотехнологичного сектора она практически отсутствует. Особенность данного ресурса заключается в зависимости сбыта наукоемкой продукции от объема и качества инновационного потенциала потребителя. Решение проблемы возможно по следующим направлениям:
- Обучение персонала для формирования набора маркетинговых и сбытовых служб промышленных предприятий. Большое количество промышленных предприятий (любого масштаба) не имеет специалистов, которые бы грамотно обеспечивали продвижение наукоемкой продукции на рынок. По оценкам экспертов общая потребность в таких сотрудниках составляет десятки тысяч человек (от 2 до 5 специалистов на предприятие). Управление инновационного развития и инфраструктуры Роснауки предлагает решить проблему, «организовав целенаправленную работу по подготовке таких кадров с горизонтом планирования 5-10 лет (время на базовое обучение кадров и приобретение ими практических навыков работы). Если не предпринять экстренных мер, деградация системы разработки и научных институтов произойдет раньше, чем будет обеспечен выход на рынки с продукцией».
- Организация системы коллективного выхода на рынки. В данном случае можно воспользоваться опытом советских внешнеторговых организаций, обслуживавших экспорт отдельных отраслей, или опытом зарубежных государств в направлении создания посреднических фирм по сбыту продукции промышленности. Создание таких посреднических фирм может быть в интересах не только малых, но и крупных предприятий или в направлении совокупного обеспе-
чения государственной поддержкой продвижения продукции сразу несколько фирм, специализирующихся в одной области. Такой подход позволит сконцентрировать ресурсы по представлению инновационной продукции предприятий, что будет более ярко даже по сравнению с крупными международными компаниями отрасли.
- Организация консалтинга в сфере сбыта наукоемкой продукции на международных рынках. Имеются варианты организации государственной поддержки консалтинга: предприятие получает первые консультации безвозмездно, по достижении успешных результатов система переводится на самоокупаемость.
Еще один довод в пользу активизации сбытовой деятельности: рост объемов производства может дать прирост ресурсов на развитие новой продукции инновационных предприятий, в разы больший, чем финансирование из госбюджета. Статистика свидетельствует, что увеличение объемов сбыта предприятия с оборотом 300 млн руб. на 10% дает дополнительные финансовые возможности в размере 30 млн руб. При этом бюджетные средства, предоставляемые ограниченному числу предприятий, обычно составляют не более 10 млн руб. в год. Таким образом, способы, направленные на увеличение сбыта, более эффективны по сравнению с прямой бюджетной поддержкой НИОКР.
В качестве основных выводов отметим следующее: рынок инновационной продукции может быть двух типов - директивный и предпринимательский. Рынок инноваций предпринимательский будет прогрессивным, если есть спрос на продукт со стороны предпринимателей, которые для победы в конкурентной борьбе используют инновации. Внедряя инновации на своих производствах, они начинают производить продукцию, отличающуюся от продукции конкурентов по качеству, цене, новым потребительским свойствам, находят ниши для сбыта.
Рынок инноваций директивный осуществляется по заказу крупного потребителя, который чётко задаёт параметры новшества. Так, инновации способствуют росту конкурентоспособности заказчика, и в этом случае потребности в инновациях возникают в ходе конкурентной борьбы. Государство или крупные компании должны руководить научно-исследовательскими работами в стране, создавая технопарки и венчурные фонды, поддерживая фундаментальную науку как основу инноваций.
Как показывает анализ ретроспективы, директивный инновационный рынок в нашей стране присутствовал при административной экономике. Анализ настоящего состояния говорит о большом количестве препятствий, диктуемых спецификой российской экономики для внедрения инновационного предпринимательского рынка.
Поэтому считаем активизацию НИОКР в крупных компаниях с государственным участием способом совмещения предпринимательского и директивного типов инновационного развития при создавшихся условиях, которые характеризуются несоответствием российской практики мировым темпам развития инно-
ваций. Полученный опыт интенсивности внедрения предприятиях с выработкой высокотехнологичной инноваций найдет отражение в виде положительного продукции, которая способна конкурировать на миро-результата продвижения инноваций на российских вых рынках.
Библиографический список
1. Инновационная Россия - 2020 (Стратегия инновационного М.: Национальный исследовательский университет «Выс-развития Российской Федерации на период до 2020 года) / шая школа экономики», 2012. 472 с.
Минэкономразвития России [Электронный ресурс]. 4. Наука России в цифрах: 2010. Организация науки: Госпо-
http://innovus.biz/media/uploads/resources/Innovative-Russia- литика. М.: ЦИСН, 2010 [Электронный ресурс].
2020.pdf. (дата обращения 30.01.2013). http://www.csrs.ru/statis/sc/sc2010.htm (дата обращения
2. Абдуллаев Т. Инновации открылись // Российская Бизнес- 2.02.2013).
газета. 06.11.2012. №871 (42). 5. Светуньков М.Г., Светуньков С.Г. Предпринимательство и
3. Индикаторы инновационной деятельности, 2012: стат. сб. инновации. Ульяновск: УлГТУ, 2010. 128 с.
УДК 338.22.0212
ИМИТАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ РИСКА ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА ПРОИЗВОДСТВА БЕТОНА НА ЗОЛОШЛАКОВОЙ ОСНОВЕ
Л
© В.А. Перегудов1
Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Рассматривается имитационная модель риска инновационного проекта по производству бетона на золошлаковой основе. Автором было разработано три различных варианта проекта: 1) вероятный; 2) оптимистичный; 3) пессимистичный, - а также определены ключевые переменные и возможные диапазоны их изменения. Расчёты велись по двум ставкам дисконтирования - 13,3 и 24,3%. По итогам имитационного моделирования для производства бетона на золошлаковой основе подходит пессимистичный вариант инновационного проекта без учёта регионального риска, обеспечивающий максимально возможную прибыль при отсутствии дополнительных затрат. Ил. 4. Табл. 6. Библиогр. 3 назв.
Ключевые слова: инновация; оценка эффективности; риск инновационного проекта; инновационная программа.
SIMULATION RISK MODEL OF INNOVATION PROJECT ON SLAG ASH CONCRETE PRODUCTION V.A. Peregudov
Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.
The article considers a simulation risk model of an innovation project on the production of slag ash concrete. The author has elaborated three different variants of the project: 1) probabilistic; 2) optimistic; 3) pessimistic. He also determines key variables and possible ranges of their changes. The calculations have been conducted by two discount rates of 13.3% and 24.3%. According to the simulation results a pessimistic variant of the innovative project with no regard to regional risk fits slag ash concrete production as it ensures maximum possible profit without additional expenditures. 4 figures. 6 tables. 3 sources.
Key words: innovation; efficiency assessment; innovation project risk; innovative program.
Дочернее предприятие ЗАО «Иркутскзолопродукт» рассматривает инвестиционный проект по производству бетона.
Согласно ГОСТу 25192-82 бетоном называют искусственный каменный материал, получаемый в результате расширения рационально подобранной, тщательно перемешанной и уплотнённой смеси минерального вяжущего вещества, воды, заполнителей и в необходимых случаях специальных добавок. Смесь указанных компонентов до начала её затвердевания называют бетонной смесью.
В процессе предварительного анализа автором были выявлены три ключевых параметра проекта и определены возможные диапазоны их изменений
(табл. 1). Прочие параметры проекта считаются постоянными величинами (табл. 2). Наиболее низкие показатели вошли в пессимистический сценарий реализации проекта, наиболее высокие величины составили оптимистический сценарий. Показатели, определённые бизнес-планом проекта, вошли в наиболее вероятный сценарий.
Вяжущее вещество и вода - активные составляющие бетона, обволакивающие тонким слоем зёрна заполнителя в смеси. Со временем вяжущее вещество затвердевает и связывает их, превращая бетонную смесь в прочный монолитный камень (бетон).
Заполнители (песок, щебень или гравий) занимают до 80-85% объёма бетона и образуют его жёсткий
1 Перегудов Владимир Алексеевич, старший преподаватель кафедры мировой экономики, тел.: 89148827586, e-mail: [email protected]
Peregudov Vladimir, Senior Lecturer of the Department of World Economics, tel.: 89148827586, e-mail: [email protected]