Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)
Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive18/18-01/ Дата публикации: 1.03.2018 № 1 (31). С. 44-48. УДК 378
Н. В. Белииова, И. Б. Бичева
Разработка профессиональных компетенций педагогов дошкольного образования в сфере формирования у детей навыков безопасного участия в дорожном движении
Статья подготовлена в рамках реализации государственного контракта на выполнение работ (оказание услуг) от «19» сентября 2017г. № 07.Р61.11.0034 по проекту «Повышение квалификации преподавательского состава общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования и дошкольных образовательных организаций в сфере формирования у детей навыков безопасного участия в дорожном движении». Проведен научно-теоретический анализ отечественного опыта реализации социальных и образовательных проектов в сфере формирования у детей навыков безопасного участия в дорожном движении. Это позволило авторам выявить основные факторы, обусловливающие актуальность проблемы исследования, в том числе в области дошкольного образования. Определена структура и содержание профессиональных компетенций педагогов дошкольного образования в сфере формирования у детей навыков безопасного участия в дорожном движении: социально-правовая компетенция, общепрофессиональная компетенция, профессионально-специализированная компетенция. Оценка сформированности предлагаемых компетенций осуществляется на основе разработанных индикаторов достижений.
Ключевые слова: дошкольное образование, профессиональные компетенции, дорожное движение, участник безопасного дорожного движения
Perspectives of Science & Education. 2018. 1 (31)
International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)
Available: psejournal.wordpress.com/archive18/18-01/ Accepted: 28 January 2018 Published: 1 March 2018 No. 1 (31). pp. 44-48.
Development of professional competences of preschool teachers in the sphere of formation at children of skills of safe participation in traffic
Article is prepared within implementation of the government contract on performance of work (rendering services) of September "19", 2017 No. 07.P61.11.0034 on the "Professional Development of Teachers of the General Education Organizations, the Organizations of Additional Education and the Preschool Educational Organizations in the Sphere of Formation at Children of Skills of Safe Participation in Traffic" project. The scientific-theoretical analysis of domestic experience of implementation of social and educational projects in the sphere of formation at children of skills of safe participation in traffic is carried out. It has allowed authors to reveal the major factors causing relevance of a problem of a research including in the field of preschool education. The structure and content of professional competences of preschool teachers in the sphere of formation at children of skills of safe participation in traffic is defined: social and legal competence, all-professional competence, professional and specialized competence. Assessment of formation of the offered competences is carried out on the basis of the developed indicators of achievements.
Keywords: preschool education, professional competences, traffic, participant of safe traffic
N. V. BELiNOVA, I. B. BiCHEVA
роблема обеспечения безопасности дорожного движения и формирования у детей навыков безопасного участия в дорожном движении по-прежнему занимает одно из ведущих мест в социально-экономическом развитии страны, а ее решение отнесено к числу приоритетных направлений государственной политики.
Анализ отечественного опыта и практики реализации проектов общеобразовательных организаций в сфере формирования у детей навыков безопасного участия в дорожном движении, реализованных за период с 2014 по 2016 годы показал, что данная проблема находит достаточно широкое отражение в различных направлениях научных исследований и проектной деятельности общеобразовательных организаций.
Это позволило выявить основные факторы актуализации проблемы:
- во-первых, быстрый рост автотранспорта, активное расширение дорожной инфраструктуры и перегруженность улично-дорожной сети приводят к увеличению психологических нагрузок на участников дорожного движения, и, как следствие, росту травматизма на дорогах;
-во-вторых, проблемы безопасности на дорогах и предупреждения опасного поведения участников дорожного движения имеет интегральный (комплексный и межотраслевой) характер. Это диктует необходимость системного взаимодействия и сотрудничества научных, образовательных, правоохранительных, медицинских, общественных и государственных структур разного уровня по обучению детей и подростков Правилам дорожного движения, формированию у них навыков безопасного поведения на дорогах; созданию условий безопасного участия детей в дорожном движении;
-в-третьих, дети являются самой чувствительной категорией участников дорожного движения, но их психолого-физиологические возрастные особенности (импульсивность, спонтанность, суженное восприятие, рассеянное внимание, недостаток личного опыта, способности к предвидению, прогнозированию и др.) часто приводят к формированию неустойчивых навыков правильного дорожного поведения, что позволяет отнести их к категории пешеходов с повышенным риском.
Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах» актуализировала научные исследования, связанные с повышением профессиональной компетентности педагогов различных образовательных организаций (дошкольных, общеобразовательных, дополнительного образования), а также разработку проектов осуществления специальной подготовки участников дорожного движения (детей и взрослых, пешеходов и водителей) [1].
Решение задачи формирования у детей навыков безопасного участия в дорожном движении за период с 2014 по 2016 годы находит отражение в ряде монографий и научных публикациях отечественных ученых: М.И. Андреевой, Р.Ш. Ахмадиевой, А.А. Бабич, А.С. Блинова, В.В. Бритвиной, М.Г. Белугина, П.П. Володькина, И.Б. Димитровой, М.В. Дорониной, М.Е. Елисеева, Л.Ю.Ерохиной, В.Н. Зудина, А.Н. Исаева, Е.Г. Капустиной, В.И. Колесова, В.Д. Кондратьева, В.Г. Конюхова, Б.А. Коростелева, С.А. Кривоспиченко, З.З. Латифова, Е.С. Лимаревой, Е.С. Мезенцевой, Н.Н. Панова, С.А. Ратовской, А.А. Репникова, А.С. Рыжовой, И.В. Соловьевой, А.А. Тер-Григорьянц, Р.Г. Тер-Григорьянц, Т.Н. Томчинской, Э.С. Цыганкова, А.В. Чернявской, Н.В. Чигиринской, В.В. Щепкина и многих других.
В исследованиях раскрываются различные аспекты решения проблемы формирования у детей навыков безопасного участия в дорожном движении.
В трудах Бабича А.Г., Тер-Григорьянца Р.Г. проведена оценка состояния региональных систем непрерывного обучения детей безопасному участию в дорожном движении и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма на основе обобщения и анализа информации об итогах мониторингового обследования. Результаты выполненных работ позволили обеспечить организационно-методические и правовые основы системы непрерывного обучения детей безопасному участию в дорожном движении и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма [3].
В трудах Белугина М.Г. разработана структурно-функциональная модель организационно-педагогического сопровождения обеспечения безопасности дорожного движения школьников в идее единой структуры соподчиненных блоков: ценностно-целевого, содержательного, технологического, оценочно-результативного.
Белугин М.Г. и Ахмадиева Р.Ш. предлагают программы формирования компетенции транспортно-безопасной личности у учащихся образовательных учреждений; научно-методические рекомендации по организации организационно-педагогического сопровождения обеспечения безопасности дорожного движения учащихся для педагогов и административных работников учреждений общего образования; критериальную базу оценивания качества организационно-педагогического сопровождения обеспечения безопасности дорожного движения учащихся школ [6].
В трудах Капустиной Е.Г. и Лимаревой Е.С. обосновано развитие действенных механизмов профилактического обеспечения надлежащего уровня дорожной безопасности в современном обществе, в том числе привитие устойчивых привычек участников дорожного движения [10].
В трудах Ерохиной Л.Ю. предложен метод моделирования, направленный на освоение обучающимися функций участников дорожного движения и облегчающий освоение элементов безопасности участников дорожного движения посредством моделей дорожных ситуаций, выполняющих прогностическую функцию, и составленных на их основе технологических карт [9].
Положительным является опыт издания правил дорожного движения в различных адаптированных вариантах, позволяющих обеспечить максимальный образовательный эффект для разных возрастных групп (Беженцев А.А., Белая К.Ю., Бочко А., Воронова Е.А., Гордиенко С.А., Громаковский А.А., Зеленин С.Ф., Игнатова С.В., Копусов-Долинин А.И., Саулина Т.Ф., Усова Т., Ушакова О.Д., Черепанова С.Н., Шалаева Г.П., Шаламова Е.И., Шельмин Е.В., Шорыгина Т. А., Элькин Г.Н.).
Таким образом, в современной отечественной практике представлен большой спектр источников как по научно-методологическим вопросам изучаемой проблематике, так и по прикладным аспектам работы с детьми в рамках формирования у них навыков безопасного участия в дорожном движении и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.
Анализ научных работ и проектной практики образовательных организаций по исследуемой проблеме свидетельствует, что процесс организации формирования у детей навыков безопасного участия в дорожном движении методологически обоснован и систематизирован. Это позволяет выявить проблемные зоны функционирования и возможные направления совершенствования политики в работе с участниками дорожного движения и осуществления специальной подготовки участников дорожного движения; уточнить перечень и содержание ключевых профессиональных компетенций педагогов образовательных организаций в области формирования у детей навыков безопасного поведения в дорожном движении.
В рамках реализации государственного контракта на выполнение работ (оказание услуг) от «19» сентября 2017г. № 07.Р61.11.0034 по проекту «Повышение квалификации преподавательского состава общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования и дошкольных образовательных организаций в сфере формирования у детей навыков безопасного участия в дорожном движении» нами разработана структура и содержание профессиональных компетенций для педагогов дошкольных образовательных организаций в сфере формирования у детей навыков безопасного участия в дорожном движении.
Основываясь на методологии системно-де-ятельностного, компетентностного и лично-ориентированного подходов; принципах универсальности, преемственности, инте-
гративности и вариативности содержания, в структуру компетенций педагогов дошкольных образовательных организаций в сфере формирования у детей навыков безопасного участия в дорожном движении мы включаем:
• социально-правовую компетенцию: способность осознанно воспринимать социальные и нормативные основы формирования у детей навыков безопасного участия в дорожном движении в соответствии со стратегией, целями и задачами современной образовательной политики и в перспективе развития федеральных законодательных и нормативно-правовых документов;
• общепрофессиональную компетенцию: способность оценивать роль информатизации образования как развития его гуманистических традиций; использовать возможности электронных образовательных ресурсов и устанавливать эффективное информационно-коммуникационное взаимодействие, в том числе сетевое, в сфере формирования у детей навыков безопасного участия в дорожном движении;
• профессионально-специализированную компетенцию: способность эффективно применять современные образовательные технологии, активные и интерактивные формы и методы работы по формированию у детей навыков безопасного участия в дорожном движении с учетом целевой аудитории.
Социально-правовая и общепепрофессио-нальная компетенции отражают инвариантность и универсальность содержания практико-ориен-тированного модуля для программы курсов повышения квалификации педагогов дошкольных образовательных организаций в сфере формирования у детей навыков безопасного участия в дорожном движении.
Профессионально-специализированная компетенция демонстрирует вариативность и преемственность содержания деятельности с учетом специфики воспитательно-образовательного процесса дошкольной образовательной организации.
Оценка сформированности предлагаемых компетенций осуществляется на основе разработанных индикаторов достижений.
1 Индикаторами достижения социально-правовой компетенции приняты:
1.1 Осознает персональную ответственность и актуальность формирования у детей дошкольного возраста навыков безопасного участия в дорожном движении.
1.2 Следует в профессиональной деятельности основным целям и направлениям развития системы дошкольного образования в области безопасности дорожного движения в соответствии с концептуальными документами Российской Федерации.
1.3 Проявляет готовность соблюдать и демонстрировать правовые нормы безопасного поведения участника дорожного движения.
1.4 Демонстрирует знание и понимание основных нормативно-правовых актов, регламентирующих формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного участия в дорожном движении.
1.5 Проявляет готовность выстраивать продуктивные взаимоотношения с участниками образовательного процесса на основе сотрудничества.
2. Индикаторами достижения общепрофессиональной компетенции явились:
2.1 Понимает значимость информатизации дошкольного образования как ведущего направления его модернизации, обладает мотивацией к осуществлению электронного обучения в сфере формирования у детей дошкольного возраста навыков безопасного участия в дорожном движении.
2.2 Демонстрирует владение информационным инструментарием для разработки проектов/программ в сфере формирования у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения участников дорожного движения.
2.3 Осуществляет непрерывное профессиональное саморазвитие, самоанализ и приемы рефлексии по формированию у детей дошкольного возраста навыков безопасного участия в дорожном движении.
2.4 Объективно оценивает результаты своих профессиональных действий в части анализа сформированности у детей дошкольного возраста навыков безопасного участия в дорожном движении.
2.5 Проявляет готовность к инновационному информационному поиску, созданию, внедрению и тиражированию собственного творческого опыта (в том числе с применением ИКТ) по формированию у детей дошкольного возраста навыков безопасного участия в дорожном движении.
3. К индикаторам достижения профессионально-специализированной компетенции относятся:
3.1 Учитывает возрастную специфику физиологических, психических, психологических особенностей детей дошкольного возраста при выборе и (или) разработке содержания, технологии, методики и инструментария для формирования навыков безопасного участия в дорожном движении.
3.2 Владеет системой знаний в области дорожно-транспортной безопасности и представлений о способах построения эффективной коммуникации, взаимодействия и сотрудничества по формированию у детей дошкольного возраста навыков безопасного участия в дорожном движении.
3.3 Знает методические особенности учебных занятий по формированию у детей дошкольного возраста навыков безопасного участия в дорожном движении, построенных на основе деятель-ностного подхода.
3.4 Использует современные образовательные технологии по формированию у детей дошкольного возраста навыков безопасного участия в дорожном движении с учетом специфики образовательного процесса.
3.5 Демонстрирует готовность к самоорганизации и умение эффективно осуществлять работу по разработке и внедрению программных, методических и дидактических материалов, в том числе электронных, для повышения эффективности формирования у детей дошкольного возраста навыков безопасного участия в дорожном движении.
Формирование системы предлагаемых компетенций позволит повысить качественный уровень работы педагогов дошкольных образовательных организаций в сфере формирования у детей дошкольного возраста навыков безопасного участия в дорожном движении.
ЛИТЕРАТУРА
1. Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах» (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 3 октября 2013 г. № 864).
2. Ахмадиева Р.Ш. Концептуальные основы формирования личностной компетенции участника дорожного движения // Известия Казанского государственного архитектурно-строительного университета. 2011. № 2 (16). С. 335-340.
3. Бабич А.Г., Тер-Григорьянц Р.Г. Теоретико-методические подходы к проведению мониторинга региональных систем непрерывного обучения детей дорожной безопасности / Монография / Ставрополь, 2016.
4. Belinova N.V., Bicheva I.B., Kolesova O.V., Khanova T.G., Khizhnaya A.V. Features of professional ethics formation of the future // Espacios. 2017. Т. 38. № 25. С. 9.
5. Белинова Н.В., Сидорова А.Е. Медийные формы как средство профессиональной социализации педагогов дошкольного образования // Профессиональное образование и общество. 2016. № 4 (20). С. 160-164.
6. Белугин М.Г., Ахмадиева Р.Ш. Педагогические условия организационно-педагогического сопровождения обеспечения безопасности дорожного движения школьников // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 52-6. С. 8-19.
7. Бичева И.Б. Развитие профессиональной компетентности педагогических кадров дошкольных образовательных учреждений: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Волжский государственный инженерно-педагогический институт. Нижний Новгород, 2003.
8. Бичева И.Б., Филатова О.М. «Безопасность образовательной среды» как категория современного профессионально-педагогического знания // Вестник Мининского университета. 2017. № 1 (18). С. 8.
Й. Ерохина Л.Ю. Моделирование в формировании безопасного поведения участников дорожного движения // Интернет-
журнал Науковедение. 2015. Т. 7. № 4 (29). С. 109.
10. Капустина Е.Г., Лимарева Е.С. Профилактика безопасности дорожного движения как важнейшее условие формирования правовой культуры современного общества // Транспортное право. 2017. № 1. С. 25-28.
11. Каштанова С.Н., Белинова Н.В. Модульное обучение: целеполагание, структура и проектирование содержания // Вестник Мининского университета. 2016. № 4 (17). С. 11.
12. Методические рекомендации для преподавательского состава общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования и дошкольных образовательных организаций на основе лучших практик формирования у детей навыков безопасного участия в дорожном движении [сайт]. URL: http://chgard86.tgl.net.ru/files/doroga/recomend_ ou.pdf
_REFERENCES
1. Federal Targeted Program "Improving Road Safety in 2013-2020" (approved by Resolution of the Government of the Russian Federation of October 3, 2013 No. 864).
2. Akhmadieva R.Sh. Kontseptual'nye osnovy formirovaniya lichnostnoi kompetentsii uchastnika dorozhnogo dvizheniya [Conceptual foundations of the formation of the personal competence of the road user]. IzvestiyaKazanskogo gosudarstvennogo arkhitekturno-stroitel'nogo universiteta - Izvestiya Kazan State Architectural and Construction University. 2011. no. 2 (16). pp. 335-340. (in Russian).
3. Babich A.G., Ter-Grigor'yants R.G. Teoretiko-metodicheskie podkhody k provedeniyu monitoringa regional'nykh sistem nepreryvnogo obucheniya detei dorozhnoi bezopasnosti/Monografiya [Theoretical and methodical approaches to monitoring of regional systems of lifelong learning of road safety children: Monograph]. Stavropol', 2016.
4. Belinova N.V., Bicheva I.B., Kolesova O.V., Khanova T.G., Khizhnaya A.V. Features of professional ethics formation of the future. Espacios. 2017. V. 38. no. 25. p. 9.
5. Belinova N.V., Sidorova A.E. Mediinye formy kak sredstvo professional'noi sotsializatsii pedagogov doshkol'nogo obrazovaniya [Media forms as a means of professional socialization of teachers of preschool education]. Professional'noe obrazovanie i obshchestvo - Vocational education and society. 2016. no. 4 (20). pp. 160-164. (in Russian).
6. Belugin M.G., Akhmadieva R.Sh. Pedagogicheskie usloviya organizatsionno-pedagogicheskogo soprovozhdeniya obespecheniya bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya shkol'nikov [Pedagogical conditions of organizational and pedagogical support for ensuring the safety of traffic of schoolchildren]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya - Problems of Modern Pedagogical Education. 2016. no. 52-6. pp. 8-19 (in Russian).
7. Bicheva I.B. Razvitie professional'noi kompetentnosti pedagogicheskikh kadrov doshkol'nykh obrazovatel'nykh uchrezhdenii: avtoreferat dissertatsii na soiskanie uchenoi stepeni kandidata pedagogicheskikh nauk [Development of professional competence of pedagogical staff of preschool educational institutions: Diss. PhD in Ped. Sciences]. Volzhskii gosudarstvennyi inzhenerno-pedagogicheskii institut. Nizhnii Novgorod, 2003.
8. Bicheva I.B., Filatova O.M. "Safety of the educational environment" as a category of modern professional and pedagogical knowledge. Vestnik Mininskogo universiteta - Bulletin of the University of Minin, 2017. no. 1 (18). p. 8 (in Russian).
9. Erokhina L.Yu. Modelirovanie v formirovanii bezopasnogo povedeniya uchastnikov dorozhnogo dvizheniya [Modeling in the formation of safe behavior of road users]. Internet-zhurnal Naukovedenie - Internet-journal Science. 2015. V. 7. no. 4 (29). p. 109 (in Russian).
10. Kapustina E.G., Limareva E.S. Profilaktika bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya kak vazhneishee uslovie formirovaniya pravovoi kul'tury sovremennogo obshchestva [Preventive maintenance of traffic safety as the major condition of formation of a legal culture of a modern society]. Transportnoe pravo - Transport law, 2017. no. 1. pp. 25-28 (in Russian).
11. Kashtanova S.N., Belinova N.V. Modul'noe obuchenie: tselepolaganie, strukturaiproektirovaniesoderzhaniya [Modular training: goal-setting, structure and content design]. Vestnik Mininskogo universiteta - Bulletin of the University of Minin, 2016. no. 4 (17). p. 11 (in Russian).
12. Methodical recommendations for the teaching staff of general education organizations, additional education organizations and preschool educational organizations on the basis of the best practices in the formation of children's skills of safe participation in road traffic. Available at: http://chgard86.tgl.net.ru/files/doroga/recomend_ou.pdf (accessed 10 February 2018).
Информация об авторах Information about the authors
Белинова Наталья Владимировна Belinova Natalya Vladimirovna
(Россия, Нижний Новгород) (Russia, Nizhny Novgorod)
Доцент, кандидат педагогических наук, Associate Professor, PhD in Pedagogical Sciences,
зав. кафедрой психологии и педагогики дошкольного Head of the Department of Psychology and Pedagogy of
и начального образования Preschool and Primary Education
Нижегородский государственный педагогический Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical
университет им.К.Минина University (Minin University)
E-mail: belinova@mail.ru E-mail: belinova@mail.ru
Бичева Ирина Борисовна Bicheva Irina Borisovna
(Россия, Нижний Новгород) (Russia, Nizhny Novgorod)
Доцент, кандидат педагогических наук, доцент Associate Professor, PhD in Pedagogical Sciences,
кафедры психологии и педагогики дошкольного и Associate Professor of the Department of Psychology
начального образования and Pedagogy of Preschool and Primary Education.
Нижегородский государственный педагогический Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical
университет им.К.Минина University (Minin University)
E-mail: irinabicheva@bk.ru E-mail: irinabicheva@bk.ru
Статья подготовлена в рамках реализации государственного контракта на выполнение работ (оказание услуг) от «19» сентября 2017г. № 07.Р61.11.0034 по проекту «Повышение квалификации преподавательского состава общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования и дошкольных образовательных организаций в сфере формирования у детей навыков безопасного участия в дорожном движении».