Симонов В.А. 2012. Пророчества «Книги Сивилл». СПб: ИГ «Весь». 420 с. Morgan С. 1989. Divination and Society at Delphi and Didyma. - Hermathena. Vol. CXLVII._P. 17-42.
Parker R. 1985. Greek States and Greek Oracles. - Crux. Essays in Greek History Presented to G.E.M. de Ste. Croix on His 75thBirthday (ed. by P.A. Cartledge, F.D. Harvey). London. P. 298-326.
MARcHENKO Gennadiy Ivanovich, Cand.Sci.(PhiIos.), Associate Professor, Senior Researcher of the Chair of Political Analysis, Faculty of Public Administration, Lomonosov Moscow State University (1 bid. 3 Leninskie Gory St, Moscow, Russia, 19991; [email protected])
PLATO ABOUT THE PROPHECY AS POLITICAL ADVISORY WORK
Abstract. In this article, the author set the task of identifying the various aspects of the phenomenon of prophecy, which was widespread in the ancient society and played an important political role. Plato's judgments about it are scattered through the pages of many of the dialogues written by him, which required putting them together and organizing them. Consideration of this phenomenon helps to clarify the sources of policy advice, and is advisable to form as the history and theory of the phenomenon.
Keywords: Plato, counselors, prophets, oracles nature, political role and function of the diviners
МОТОРИНА Лариса Юрьевна — директор Государственного ордена Почета музея А.М. Горького (603005, Россия, г. Нижний Новгород,ул. Минина, 26; e:[email protected])
проблема патриотического воспитания молодежи в философских воззрениях
н.а. добролюбова в контексте
современности
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, связанные с одной из центральных проблем современного духовно-нравственного воспитания молодежи - патриотическим воспитанием. В связи с этим проводится сравнительный анализ философских взглядов Н.А. Добролюбова на необходимость патриотического воспитания ребенка, подготовки его к активному действенному отношению к окружающему миру с учетом реалий российской цивилизации, ее историко-культурных особенностей, необходимости сохранения традиционных российских ценностей.
Ключевые слова: нравственность, патриотизм, молодежь, ценность, общество, духовная культура
Актуальность исследования феномена патриотизма и патриотического воспитания диктуется рядом причин, определяемых следующими особенностями: во-первых, крайне напряженной ситуацией в сфере международных отношений; во-вторых, своеобразием конфигурации глобализации, испытывающей на себе влияние, с одной стороны, миграционных процессов, а с другой - активной агрессивной антироссийской политики со стороны возглавляемой США коалиции западноевропейских стран, объединившихся в борьбе
против России; в-третьих, обострением внутриполитической и экономической ситуации в стране, вызванной тяжелым экономическим кризисом и активизацией несистемной оппозиции, поддерживаемой зарубежными финансовыми и политическими кругами, не оставляющими надежду на возвращение нашей страны в хаос 90-х гг. XX в. В этих условиях могучей духовно-объединяющей силой, истоками которой служат ценности национальной культуры и святыни народа, является патриотизм.
Идея патриотизма, концепт «патриотизм» в смысловом поле русской культуры существовал с незапамятных времен. Этимологически понятия «патриот», «патриотизм» восходят к древнегреческому «земляк», «отечество»1. В «Толковом словаре живого великорусского языка» Владимира Даля патриот определяется как «любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник», а патриотизм - как «любовь к отчизне»2. Англо-американские варианты patriot, patriotic, patriotism по значению эквивалентны русским понятиям — someone who loves and is willing to defend their country, love for and loyalty to one s country3.
В русском языке использование термина «патриотизм» связывают с эпохой Петра I, но современное звучание этого понятия прочно утвердилось в стране лишь со второй половины XVIII в. С этого времени идея патриотизма начинает занимать одно из ведущих мест в философских размышлениях о судьбах человека, о его отношении к государству, религии, культуре, к другим людям.
Наиболее целостная картина формирования патриотических мотивов в духовной жизни развивающейся личности ребенка представлена в работах Н.А. Добролюбова. Прежде всего, необходимо отметить подтверждающуюся в современных исследованиях4 идею русского философа об определенных этапах формирования патриотических чувств становящейся личности ребенка. «В первом своем проявлении патриотизм даже и не имеет другой формы, кроме пристрастия к полям, холмам родным, златым играм первых лет» [Добролюбов 1945-1946а: 565], — пишет Н.А. Добролюбов в известной статье «Русская цивилизация, сочиненная г. Жеребцовым». Дальнейшее развитие ребенка обогащается «более определенным образом, заключая в себе все понятия исторические и гражданственные», какие он успевает приобрести по мере вхождения в мир взрослых людей и осознания себя в этом мире.
на основе сформировавшейся картины окружающей ребенка природной и непосредственно с ним связанной социальной действительности (семья, друзья, близкие люди) у ребенка формируется отношение к окружающей действительности, отличающееся «до известной поры полною и безграничною преданностью всему своему, — будет ли это хорошее или дурное, все равно» [Добролюбов 1945-1946а: 792]. В силу «отсутствия общенациональной идеи», а также «несформиро-ванности в обществе идеалов образованного человека», считает Н. Добролюбов, возникает духовное состояние, которое философ называет «безразличием». Причиной такого безразличия, по Добролюбову, является непонимание ребенком «разницы между дурным и хорошим, потому, что мало имеет или не имеет вовсе предметов для сравнения» [Добролюбов 1945-1946а: 792]. В свое время Добролюбов многократно критиковал бездействие, бездеятельность, социальную пассивность русского народа и говорил о псевдопатриотизме, об опровержении мнения авторитарной педагогики о «неразумности» детей и о необходимости их безусловного повиновения воле и разуму взрослых. Он пояснял: чтобы воспитать активного гражданина, ребенку необходимо с ранних лет обеспечивать свободу
1 Новейший словарь иностранных слов и выражений. Минск: Современный литератор. 2003. 975 с.
2 Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М.: Госполитиздат. 1955. Т. III. С. 24.
3 Longman. Dictionary of English Language and Culture. Longman Group UK Limited. 1992. P. 968.
4 Webster's New World Dictionary. Third College Edition. 1988. P. 990.
в познании, способствовать самостоятельному приобретению знаний, приучать думать и размышлять.
Очевидно, что предложенная Добролюбовым периодизация этапов развития патриотических настроений и чувств ребенка соответствует основным периодам его социализации, и в этом же виде она в основном остается и в настоящее время. Однако новая эпоха, новые сопутствующие ей обстоятельства объективного и субъективного характера вносят значительные видоизменения в их осуществление и создают большие трудности в адаптации человека к новым условиям цивилизационного развития общества при отсутствии вновь выработанных механизмов формирования ценностных ориентаций молодых поколений. К этим трудностям мы относим: во-первых, процессы глобализации и трансформацию многих наиважнейших компонентов социокультурной реальности под влиянием новых информационно-коммуникативных технологий постиндустриальной цивилизации; во-вторых, если раньше устойчивые состояния детей наблюдались на протяжении столетий, затем десятилетий, то сегодня развитие общества так прессингует развитие растущего человека, что изменения в его психике происходят уже через 5-6 лет, требуя определения новых средств познания ребенка, средств, ранее не имевшихся; в-третьих, наряду с разрушением специальных структур, осуществлявших «межпоколенческие связи взрослых и детей», происходит все большее отстранение взрослого мира от мира детства [Nikitin, Savrutskaya, Semenov 2014: 792].
На основании рассмотренных выше особенностей цивилизационного развития общества следует признать, что молодежь в мире современных глобализа-ционных и информационно-коммуникативных процессов принимает на себя крайне тяжелую нагрузку адаптации к новым социокультурным условиям, не имея возможности использовать опыт старших поколений по организации образа жизни, использованию веками накапливаемых социальных механизмов духовной преемственности и трансляции социокультурного опыта в ряду поколений [Фельдштейн 2013]. Как показывает исторический опыт, духовные, нравственные ценности - это сфера жесткой конкуренции, объект открытого информационного противоборства, в связи с чем необходима целенаправленная деятельность институтов образования, общественных организаций, семьи по патриотическому воспитанию молодежи.
Впервые о патриотизме как центральной идее, вокруг которой должна строиться и политическая, и духовная, и культурная жизнь общества, заявил Владимир_Путин в 2012 г. в обсуждении вопроса патриотического воспитания молодежи с представителями общественных организаций: «на самом деле этот разговор о самом главном: о ценностях, нравственных основах, на которых мы можем и должны строить нашу жизнь, воспитывать детей, развивать общество, в конечном итоге укреплять нашу страну»1. Об этом президент говорил и в своем послании Федеральному собранию в 2014 г., о чем заместитель секретаря Генерального совета партии «Единая Россия» Андрей Исаев написал: «Послание президента Федеральному собранию чрезвычайно глубокое и в наибольшей степени идеологическое... Владимир Путин сформулировал национальную идею, над которой пару последних десятилетий бились эксперты и политологи. Идея оказалась достаточно проста и понятна всем. Это идея патриотизма».
Возвращаясь к идеям Н.А. Добролюбова о необходимости патриотического воспитания, следует обратить внимание на то, что он особо обращал внима-
1 Путин В.В. Вступительное слово на встрече Президента РФ с представителями общественных организаций по вопросам патриотического воспитания. 2012. - Президент России. Официальный сайт. 12.09.2012. Доступ: http://www.kremlin.ru/events/president/news/16470 (проверено 06.04.2016).
ние на значимость воспитания ребенка и формирования чувства патриотизма на ранних этапах его развития как личности. И в этом приоритет принадлежит семье и далее - всему обществу. Добролюбов писал, что «необходимо начинать не с верхушки и побочных частей, а с основания» [Добролюбов 1945-1946б: 192], с воспитания ребенка в семье, где родители играют главную роль.
Осмысление значения влияния родителей на ценностный мир их детей приобретает особый интерес в контексте исследований фактов, которые оказывают воздействие на формирование ценностных установок молодежи. Так, в исследованиях динамики ценностных ориентаций учащейся молодежи, проводимых исследовательской группой ученых НГЛУ с 2005 г., отмечается, что наибольшее влияние на формирование личности молодого поколения оказывают: Интернет и СМИ (от 42% в 2006 до 70% в 2015 г.), затем, с заметным отрывом, семья (от 33% в 2006 до 45,3% в 2015 г.), институты образования (от 19,4% в 2006 до 35% в 2015 г.) и друзья (от 13% в 2006 до 26,4% в 2015 г.) [Динамика ценностных ... 2014: 138].
Существенный разрыв в показателях факторов влияния на ценностное сознание молодежи (между новыми информационно-коммуникативными технологиями и социальными институтами, такими как семья, школа, друзья и т.д.) объясняется тем, что, во-первых, в условиях развития современного общества благодаря системе СМК (Интернету и СМИ) создан естественный информационно-коммуникативный барьер между родителями и молодыми поколениями. Интернет-технологии, социальные сети и, как следствие этих процессов, виртуальная коммуникация вытесняют играющие важную роль в формировании духовно-нравственного мира человека межличностные коммуникации в семье, определяя тем самым мир ценностных установок и мотивов поведения, диктуемых социальными сетями.
Во-вторых, в настоящее время на разрыв духовной преемственности, всего спектра отношений «отцов» и «детей» влияет смена ценностных ориентиров «отцов», которые формировались в бурные 90-е гг. XX в. с их резкой поляризацией ценностных установок массового сознания старших поколений. Системная трансформация российского общества обусловила коренную ломку его ценностной основы как у молодежи, так и у старших поколений. Возникают противоречия, разрушающие необходимые согласования с установками и мотивами поведения представителей разных поколений. В духовном мире «отцов» наличествуют элементы старой ценностной системы, которые «детьми» принимаются скептически, а от некоторых они отказываются воообще. В «целом взрослое общество реально отстранилось от детства - нет устойчивой иерархии разнообразных связей, системного взаимодействия» [Фельдштейн 2013]. Идеологический вакуум, образовавшийся в нашей стране после отказа от ценностей и идеалов советской эпохи, искажение исторического прошлого нашей страны, замена в сознании молодежи достижений классической отечественной культуры низкокачественными ценностями массовой культуры американского образца оказали негативное воздействие на духовно-нравственное состояние ценностного сознания молодежи, способствовали проявлениям экстремизма и агрессивной озлобленности, правового нигилизма и ксенофобии в массовом молодежном сознании.
В-третьих, очевидно, что влияние родителей на подрастающее поколение во многом зависит от частоты контактов и их духовного содержания. Именно семья в первую очередь является той частью социальной среды, в которой формируются необходимые элементы ценностных ориентаций, коммуникативных навыков, представлений о добре и зле и других необходимых сторонах социализации личности. Однако, по признанию многих исследователей, в настоящее время налицо определенный спад родительской мотивации, значительное отстранение
взрослого населения от потребностей детства. По сути, ныне разрушены многие специальные структуры, осуществлявшие ранее межпоколенческие связи взрослых и детей, разрушена устойчивая иерархия разнообразных связей системного взаимодействия поколений. Так, регулярное общение родителей и детей с обсуждением жизненно важных вопросов политического и экономического характера признают лишь 28,4% опрошенных (данные опроса 2006 г.). Вместе с тем следует отметить некоторое улучшение показателей в отношениях между родителями и детьми. Так, положительный показатель 2006 г. - 33,0% - увеличился в 2011 г. до 34,6%, а в 2014 г. вырос до 33,2% [Динамика ценностных...2014], а в 2015 г. он поднялся до 45,3%. Подобная динамика свидетельствует об увеличении влияния семьи на ценностные установки молодежи, и эту тенденцию необходимо всячески поддерживать, привлекая для этого широкие возможности средств массовой информации, Интернета, церкви и институтов образования как фундамента формирования у молодежи основ гражданственности и патриотизма.
В своих размышлениях об отсутствии в стране «общенациональной идеи, в том числе несформированности в обществе идеалов образованного человека» Добролюбов писал, что «патриотизм есть не что иное, как желание трудиться на пользу своей страны, и происходит не от чего другого, как от желания делать добро, - сколько возможно больше и сколько возможно лучше» [Добролюбов 1945-1946а: 566]. В этих словах раскрывается внутренний мир молодого философа как истинного патриота русского народа и как человека, который с уважением относился к культуре и истории своей Родины. В статье «Когда же придет настоящий день?» Добролюбов писал о важности людей, которые будут способствовать формированию ценностно ориентированной личности: «Теперь нужны нам не такие люди, которые бы еще более "возвышали нас над окружающей действительностью", а такие, которые бы подняли - или нас научили поднять - самую действительность до уровня тех разумных требований, какие мы уже сознали. Словом, нужны люди дела, а не отвлеченных, всегда немножко эпикурейских рассуждений» [Добролюбов1945-1946в: 253]. Создание портрета молодого поколения, где основными критериями являются ощущение культурной идентичности молодежи, их отношение к исторической России и представление о себе как о гражданах современной страны, является весьма своевременным на этапе глобализации.
Патриотическое воспитание молодежи в современных условиях требует интеграции и консолидации социального, культурного и воспитательного потенциалов регионов и страны в целом, и оно должно быть направлено на реализацию целей опережающего развития России в мировом сообществе.
Список литературы
Динамика ценностных ориентаций молодежи: монография (под ред. Е.П. Савруцкой). 2014. Н. Новгород: Изд-во НГЛУ; СПб: Изд-во РХГА. 232 с.
Добролюбов Н.А. 1945- 1946а. Русская цивилизация, сочиненная г. Жеребцовым. - Избранные философские статьи. В 2 т. (под ред. М.Т. Иовчука). М.: Государственное издательство политической литературы. Т. 2.
Добролюбов Н.А. 1945-1946б. От Москвы до Лейпцига. - Избранные философские статьи. В 2 т. (под ред. М.Т. Иовчука). М.: Государственное издательство политической литературы. Т. 2.
Добролюбов Н.А. 1945-1946в. Когда же придет настоящий день? - Избранные философские статьи. В 2 т. (под ред. М.Т. Иовчука). М.: Государственное издательство политической литературы. Т. 2.
Фельдштейн Д.И. 2013. Функциональная нагрузка Академии образования в определении принципов и условий развития растущего человека на исто-
рически новом уровне движения общества: доклад на общем собрании РАО 29 октября 2013 г. — Проблемы современного образования. Вып. 5.
Nikitin A., Savrutskaya Е., Semenov D. 2014. Moral Conflict and Value System of the Youth [Нравственный конфликт и ценностные ориентации молодежи]. — International Multidisciplinary Scientific Conference on Social Sciences and Arts SGEM2014. September 1-9. Book 3. Vol. 1. P. 785-792. URL: www.sgemsocial.org
MOTORINA Larisa Yur'evna, Director of the State Museum of A.M. Gorky (26Minina St, Nizhny Novgorod, Russia, 603005; e:[email protected])
THE PROBLEM OF PATRIOTIC EDUCATION OF YOUTH IN PHILOSOPHICAL VIEWS OF N.A. DOBROLYUBOV IN THE CONTEXT OF MODERN TIME
Abstract. The article deals with issues related to one of the central problems of modern spiritual and moral education of youth - that is patriotic education. In this connection, a comparative analysis of philosophical views of N.A. Dobrolyubov about a need in patriotic education of the child, in his preparation to the active effective relation to the world around taking into account realities of the Russian civilization, its historical and cultural features, and a need in preservation of traditional Russian values is made.
Keywords: morality, patriotism, young people, values, society, spiritual culture