Научная статья на тему 'Проблема моментов построения музыкальных форм решения, её задачи'

Проблема моментов построения музыкальных форм решения, её задачи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
44
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science and Education
Область наук
Ключевые слова
музыкальная форма / искусство / композиционная опора / идея произведения / содержание произведения / схемы во времени

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нилуфар Хўжамурод Қизи Худойқулова

Музыкальная форма вид, очертания, внешность, красота; музыкальный термин, описывающий строение музыкального произведения. Музыкальная форма любого произведения это фундамент, композиционная опора, которая помогает понять учащемуся содержание, идею произведения, не только при слушании, но и при разучивании и исполнении репертуарных пьес учащихся по специальности. Изучение музыкальных форм это длительная, кропотливая совместная работа учителя и ученика на протяжении всего обучения. Музыкальная форма любого произведения это фундамент, композиционная опора, которая помогает понять учащемуся содержание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема моментов построения музыкальных форм решения, её задачи»

Проблема моментов построения музыкальных форм

решения, её задачи

Нилуфар Хужамурод кизи Худойкулова Государственный институт искусства и культуры Узбекистана

Аннотация: Музыкальная форма - вид, очертания, внешность, красота; -музыкальный термин, описывающий строение музыкального произведения. Музыкальная форма любого произведения - это фундамент, композиционная опора, которая помогает понять учащемуся содержание, идею произведения, не только при слушании, но и при разучивании и исполнении репертуарных пьес учащихся по специальности. Изучение музыкальных форм - это длительная, кропотливая совместная работа учителя и ученика на протяжении всего обучения. Музыкальная форма любого произведения - это фундамент, композиционная опора, которая помогает понять учащемуся содержание

Ключевые слова: музыкальная форма, искусство, композиционная опора, идея произведения, содержание произведения, схемы во времени

The problem of moments of constructing musical forms of

solving its problem

Khudoikulova Nilufar Xo'jamurod kizi Uzbekistan State Institute of Art and Culture

Abstract: Musical form - appearance, outlines, appearance, beauty; A musical term that describes the structure of a piece of music. The musical form of any work is the foundation, the compositional support that helps the student to understand the content, the idea of the work, not only when listening, but also when learning and performing repertoire pieces by students in their specialty. The study of musical forms is a long, painstaking joint work of the teacher and the student throughout the entire training. The musical form of any work is the foundation, the compositional support that helps the student to understand the content.

Keywords: musical form, art, compositional support, idea of a work, content of a work, schemes in time

Музыка - искусство, которое развертывается во времени, поэтому большое значение в её изучении играет форма музыкального произведения.

Музыкальная форма любого произведения - это фундамент, композиционная опора, которая помогает понять учащемуся содержание, идею произведения, не только при слушании, но и при разучивании и исполнении репертуарных пьес учащихся по специальности.

Изучение музыкальных форм - это длительная, кропотливая совместная работа учителя и ученика на протяжении всего обучения.

Музыкальная форма - вид, очертания, внешность, красота;

- музыкальный термин, описывающий строение музыкального произведения.

Термин «Музыкальная форма» имеет три значения:

1) Тип композиции или точнее «форма-схема» музыкального произведения рассматривается в музыкальной конструкции в статике:

- схема последования разделов, которую описывают последовательностью латинских букв, например, ABA, ABACA и т.п.;

- динамике, «развёртывание» схемы во времени;

2) Воплощение музыкального содержания:

- целостная организация мелодических мотивов, гармонии, метра и ритма, склада и фактуры, тембров и других элементов музыки;

3) Музыкально-теоретическая учебная дисциплина и отрасль музыкознания, занимающиеся изучением формы.

Законы построения музыкальной формы это - пропорции, в основе которой лежит принцип, симметрии это - золотое сечение т.е. выраженное отношение меньшего к большему, как большое к целому.

Форма неотделима от внутреннего духовного облика произведения; то, что выражает музыка. Главное это - музыкальная идея, образ. Важнейшая сторона музыкального содержания: красота, прекрасное, эстетический идеал.

Музыкальный стиль отличительное качество музыкальных творений, которое позволяет отличить, узнавать, ощущать временное пространство.

Важный момент для теории стиля указание на единый генезис: происходит от названия ветхозаветной Книги Бытия - происхождение, возникновение, рождение, зарождение. Качество, которое позволяет в музыке слышать, угадывать, определять того или тех, кто ее создает или воспроизводит, т.е. качество отличительное, дающее возможность судить о генезисе. По музыкальным темам, по композиции, по конкретной структуре музыкальной ткани и интонационной организации мы отличим первую фортепианную сонату Бетховена от второй, а тем более от багатели, симфонии, концерта. Но во всех этих совершенно разных по жанру, форме, образному строю произведениях, слух угадывает и нечто общее - почерк, манеру, интонацию того единственного

мастера, который предстает восприятию, сознанию и во множестве биографических описаний, портретов.

«В максимально конкретном (но не переводимом на язык слов), весьма тонком и «заразительном» выражении эмоций музыка не знает себе равных.

Функции стиля:

- обеспечение историко-культурной ориентации слушателя;

- фиксация и выражение определённого содержания;

- функция объединения и разграничения.

Музыкальный жанр род музыки, музыкальных произведений, отличающийся особыми, только ему свойственными стилистическими признаками. Понятие жанра в музыке стоит на границе категорий содержания и формы и позволяет судить об объективном содержании произведения, исходя из комплекса использованных выразительных средств. В музыковедении сложились различные системы классификации музыкального жанра, которые зависят от того, какой из обусловливающих жанр факторов рассматривается в качестве основного. Нередко одно и то же произведение может быть охарактеризовано c разных точек зрения или один и тот же жанр можно отнести к нескольким жанровым группам.

Функции музыкальной формы

Логические функции начало - импульс - движение - развитие-предел-замыкание;

Драматургические функции экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка - каждая часть показывает, в каком состоянии, находится образ.

Композиционные функции частей музыкального произведения в форме:

Признаки экспозиционной функции:

- устойчивость структуры и гармонии;

- преобладают замкнутые кадансами квадратные четырёх или восьмитактовые построения, реже неквадратные построения-3+5, 5+5 и т.д;

- гармонии характерна основная тональность, гармоническая устойчивость - этот тип изложения соответствует первоначальному проведению темы, а также, её репризному повторению.

Признаки срединной функции:

- неустойчивость структуры и гармонии, избегание тоники, введение неустойчивых гармонических функций, отклонений, новых тональностей;

- преобладание дробных, разномасштабных построений с незавершёнными каденциями;

Признаки заключительной функции:

- характеризуется подчёркнутой устойчивостью и остановкой развития;

- в структуре преобладают повторение мотивов, ряд дополнений после ясно закончившейся основной части;

- для гармонии характерна остановка движения, выраженная более редкими гармоническими сменами, введение органного пункта на тонике, плагальных отклонений, повторение устойчивых гармонических оборотов.

Дополнительные функции связки, соединяющие различные части формы в единое целое:

- мелодическим ходом, на фоне какой-либо гармонии;

- повторениями каденций на тонике предыдущего раздела, за которым следует модуляционный переход к тональности следующей части;

- модуляционным переходом;

- разными видами секвенций.

Предъикт:

Признаки предъикта:

- звучание аккорда доминантовой группы из будущей тональности;

- доминантовая гармония на сильных долях; в чётных тактах, чередуется с другими аккордами;

- доминантовый органный пункт.

Вступления:

- без определённой конкретной темы;

- состоящие из одного звука, аккорда или несколько аккордов;

- с использованием будущего тематического материала.

Тема индивидуализированный музыкальный материал, выражающий основную музыкальную мысль произведения или его части. Основным свойством темы является ее узнаваемость даже в отрыве от контекста. В процессе становления формы тема развивается, проходя разные стадии.

В зависимости от типа формы произведение может строиться на одной, двух или нескольких темах.

Цезура рубить, отрезывать, момент раздела между частями произведения.

Важнейшее значение для освоения и понимания любой музыкально формы имеет цезура. Музыкальная форма складывается из частей, которые могут быть отделены друг от друга или связаны между собой. Правильно выбранная цезура усиливает ощущение единства и контраста формы, создает необходимое разделение музыкальной речи.

Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно богаче. Благодаря музыке вы найдете в себе новые неведомые вам прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках.

Использованная литература

1. Kunduzkhon Nishonboeva & Shoyira Nusratova & Zukhra Arzibaeva & Nilufar Khudoykulova. Literary work and music as a tool for understanding intercultural differences.Vol. 29 No. 05 (2020): Vol. 29 No. 05 (2020), International Journal of Advanced Science and Technology.

2. Худоев, Г. М. Вглядываясь в культуру Древней Бухары. Журнал литературы и искусствознания, 5(8), 630-633.

3. Мухаммадович, Х. F. (2019). Кухна Бухоро сарой мусик;аси-мак;ом ижрочилик анъаналари. Перекрёсток культуры, 1(3).

4. Khudoev, G. M. (2015). Peering Into Culture of Ancient Bukhara. Journal of Literature and Art Studies, 5(8), 630-633.

5. Худоев, Г. М. Бухоро махаллий ахоли мусика маданияти санъатшунослар нигохида. ОЖ$М1.«О'рта асрлар шарк алломалари ва мутафаккирлари тариксий меросида, 230-236.

6. Худоев, Г. М. Миллий муси;а-миллий мафкурамиз узаги. Boshlang'ich ta'limda innovatsion texnologiyalarni qo'llash istiqbollari, 162-163.

7. Худоев, Г. М. Об исполнительских традициях бухарского шашмакома. Интернаука, 4(244), 32-35.

8. Худоев, Г. М. Бухаро мумтоз муси;а анъаналари. Классические музыкальные традиции Бухары. Узбекистон Республикаси Фанлар Академияси Санъатшунослик институты.

9. Худоев, Г. М. Мухаммасхон Матлаб ая.«. Театр» журналы, 12-13.

10. Худоев, Г. М. Улмас анъаналар йулида. Гули стон, 9.

11. Худоев, Г. М. Заррага жо булган олам. Тафаккур журнали, 122-123.

12. Худоев, Г. М. Бухаро мумтоз муси;асида созанда санъати. Узбекистон давлат санъат ва маданит институти хабарлари журнали, 28-32.

13. Худоев, Г. М. Бухаро мумтоз муси;а санъати. Мозийдан садо журнали, 46-48.

14. Худоев, Г. М. Бухара Шашма;оми ижрочилик анъаналари: тарих ва замонавийлик.«. Узбекистон давлат санъат ва маданит институти хабарлари» журнали, 44-48.

15. Худоев, Г. М. Файзулла Тураевнинг «Бухоро муганнийлари» рисоласи хусусида. O'zDSMI. «О'рта асрлар шарк алломалари ва мутафаккирлари тарихий меросида, 56-61.

16. Худоев, Г. М. Бухаро маданитида шахарсозлик анъаналари. Санъатшунослик ва мадаятшуносликнинг долзарб муаммолари: анъана ва... стр, 104-108.

17. Худоев, Г. М. (2020). Эволюция музыкальной культуры Бухары (Узбекистан). Ученые записки (Алтайская государственная академия культуры и искусств), (2 (24)), 50-57.

18. К.Б. Холиков. Эстетическое воспитание молодёжи школьного возраста в сфере музыки. Science and Education 3 (5), 1542-1548.

19. К.Б. Холиков. Methods of musical education through education in universities. musical education - Web of Sciense 3 (66), 57-60.

20. К.Б. Холиков. Роль педагогических принципов метода моделирования, синтеза знаний при моделировании музыкальных систем. Science and Education 3 (3), 1032-1037.

21. К.Б. Холиков. Музыка как релаксатор в работе мозга и ракурс ресурсов для решения музыкальных задач. Science and Education. 3 (3), 1026-1031.

22. К.Б. Холиков. Музыкальное образование и имитационное моделирование процесса обучения музыки. Science and Education 3 (3), 10201025.

23. К.Б. Холиков. Теоретические особенности формирования музыкальных представлений у детей школьного возраста. Scientific progress 2 (4), 96-101.

24. К.Б. Холиков. Необходимые знание в области проектирования обучения музыкальной культуры Узбекистана. Scientific progress 2 (6), 952-957.

25. К.Б. Холиков. Некоторые методические трудности, возникающие при написании общего решения диктанта по предмету сольфеджио. Scientific progress. 2 (№3), pp. 734-742.

26. К.Б. Холиков. К вопросу вокальной музыке об адресате поэтического дискурса хора. Scientific progress. 2 (№ 3), pp. 1087-1093.

27. К.Б. Холиков. Роль электронного учебно-методического комплекса в оптимизации музыкального обучение в общеобразовательной школе. Scientific progress 2 (4), 114-118.

28. К.Б. Холиков. Модульная музыкальная образовательная технология как важный фактор развития учебного процесса по теории музыки. Scientific progress 2 (4), 370-374.

29. К.Б. Холиков. Вокал, вокалист, вокализ. Ария, ариозо и ариетта. Science and Education 3 (2), 1188-1194.

30. К.Б. Холиков. Характерная черта голоса у детей, певческая деятельность. Science and Education 3 (2), 1195-1200.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.