УДК 821.512.141.09
UtyaevA.F. THE PROBLEM OF LYRICAL CHARACTER IN BASHKIR LITERA RY STUDIES. The article is dedicated to the observation of basic approaches in the research of the problem of a lyrical character in the modern literary study. The analysis of fundamental works of the leading Russian scholars and also research works of Bashkir literary scientists in the theory of Bashkir poetry forms the basic contents of the research. The question of the meaning and boarders of the notion of a lyrical character, the idea of identity of lyrical narrator and the author remains debatable. On the basis of the analysis of the opinions of the researchers of this problem the author arrives to the conclusion that the lyrical character is a kind of a collective, typical image of the subject of consciousness in the creative work of one author or in a national lyrical system of a certain period. Together with the feelings of the real author the experience and philosophy of the whole generation and community are also expressed in it.
Key words: literary studies, researcher, notion, genre, lyrical work, lyrical hero, image, author.
А.Ф. Утяев, канд. филол. наук, доц. каф. башкирской литературы Стерлитамакского филиала Башкирского гос. университета, г. Стерлитамак, Email: [email protected]
ПРОБЛЕМА ЛИРИЧЕСКОГО ГЕРОЯ В БАШКИРСКОМ ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИИ
Статья посвящена обзору основных подходов по исследованию проблемы лирического героя в современном литературоведении. Основное содержание исследования составляет анализ фундаментальных трудов ведущих российских ученых, а также исследований башкирских литературоведов по теории и истории башкирской поэзии. Вопрос о содержании и границах понятия лирического героя, мнения о тождественности носителя лирической речи и автора продолжает оставаться дискуссионным. На основании анализа взглядов исследователей по данной проблеме автор приходит к выводу, что лирический герой - это некий собирательный, типический образ субъекта сознания в творчестве одного автора или в национальной лирической системе отдельного периода. В нем вместе с чувствами реального автора выражаются также переживания, философия целого поколения и общества.
Ключевые слова: литературоведение, исследователь, понятие, жанр, лирическое произведение, лирический герой, образ, автор.
Новое осмысление взаимоотношений личности и общества, роли индивида в истории человечества находят свое выражение в жанровой и стилевой структуре, в характере конфликтов художественных произведений, в выборе литературного героя. Эти сложные процессы наиболее глубоко отражены в поэзии, в силу ее жанровых возможностей изображать жизнь в ее динамичном проявлении, ярко и образно, в сложных взаимосвязях человека с окружающим миром.
В центре любого произведения, независимо от его формы и жанра, находится образ героя, раскрытие идеи и содержания произведения достигается через него. В поэтическом произведении таким центральным образом является лирический герой. Философские и художественные обобщения поэта о своем времени, о современниках, о насущных проблемах века отражаются в стихотворениях сквозь призму сознания лирического героя. Поэт не только изображает разные стороны своей личности или делится личным мировосприятием, он передает мысли и мироощущение своих современников, важные события в жизни страны.
«Обновление поэзии начинается с духовного обновления современника. Вся история развития башкирской поэзии предстает как летопись неповторимой эволюции мировоззрения народа», -пишет РТ. Бикбаев [1, с. 10]. Таким образом, через призму лирического героя можно проследить и развитие национального художественного сознания в целом.
Проблемы развития башкирской поэзии всегда были под пристальным вниманием башкирских литературоведов. Конец 60-х и 70-80-е годы прошлого столетия значительно обогатили историю национальной литературы исследованиями, отличающимися системным подходом, вскрывающими закономерности развития башкирской поэзии ХХ века, ее традиции и новаторство [2-10].
В исследованиях более позднего времени изучаются особенности башкирской поэзии конца XX века, поднимаются вопросы структурной поэтики, роль строфы в развитии поэтической мысли и выражении образа лирического героя, средства художественной изобразительности, древнетюркские традиции в современной башкирской поэзии, своеобразие современных башкирских поэм и тенденции изменения их структуры и др. [11-17]. В них также затрагиваются вопросы поэтической образности, в частности художественного образа. Вопрос изучения лирического героя, как многогранного, сложного литературного явления, по-прежнему остается открытым. Исследование проблемы лирического героя служит более глубокому раскрытию и других важных аспектов лирического произведения, как сюжетосложение, композиционные особенности, идейно-эстетическое содержание и т.п.
Современное башкирское литературоведение имеет достаточно богатые традиции и достижения. Оно как наука полноценно начало формироваться в начале XX века. В статьях таких башкирских ученых и писателей того времени, как Х. Габитов, Г. Амантай, Д. Юлтый, Г. Давлетшин, С. Мрясов и др. больше внимания уделяется проблемам развития башкирской литературы, принципам реалистического метода, изобразительным средствам, требованиям к современным писателям и т.д. Что касается исследуемой нами проблемы, то в большей степени она имеет свое начало в программных стихотворениях Д. Юлтыя, Г. Салямова и др. По сути они еще не разграничивают лирическое «я» стихотворения от биографического автора. Если, например, Д. Юлтый в своем стихотворении писал: «Даже если мои первые слова будут похожи на слова лирика, пожалуйста, не обращайте на это внимание, а взгляните прежде на меня самого» [18, с. 159] (подстрочный перевод мой - А.У.), то это значило, что поэт не хочет растворять себя в некоем объективированном образе (лирическом герое), а в собственной плоти хочет явиться перед читателями и затеять разговор. Он доказывает читателю, что за словами стихотворения стоит реальное лицо, т.е. он сам. Позже эти же идеи были теоретически обоснованы А.Харисовым, в его книге «Теория литературы» для школ. По мнению ученого: «Писатель-лирик основную идею произведения говорит сам» [19, с. 67]. Этим он личность самого поэта отождествляет с субъектом лирического высказывания. Хотя ученый пока в своих суждениях не обращается непосредственно к понятию «лирический герой», но, так или иначе, отмечает роль личности, значение «я» поэта в лирическом произведении.
Проблема лирического героя в той или иной мере находит свое отражение в научных трудах К.А. Ахмедьянова, Г.Б. Хусаинова, Р.Т. Бикбаева, Г.С. Кунафина и др. [20-24]. Первые попытки проследить эволюцию лирического героя в башкирской поэзии сделал Г. Рамазанов в своей монографии «Образ советского человека в башкирской поэзии» [25].
Определение лирического героя в башкирском литературоведении впервые было сформулировано К. Ахмедьяновым: «Лирический герой - образ самого автора в произведении. Образ поэта в лирическом стихотворении - это не простой автопортрет, фотографическое изображение автора. В его лице мы видим художественно обобщенный, типизированный образ поэта, его переживания» [26, с. 94]. Ученый и в дальнейшем в своих трудах обращается к этой проблеме [27]. Взгляды Г. Хусаинова [5-6] в ключевых моментах совпадают с предыдущим автором.
Сам термин «лирический герой» был введен и укоренен в литературоведении в своем первоначальном более узком
понимании Ю.Н. Тыняновым в 1921 году применительно к лирике Блока [28, с. 118]. Впоследствии это понятие с опорой на Ю.Н. Тынянова было обосновано Л.Я. Гинзбург: это «единство личности, не только стоящей за текстом, но и наделенной сюжетной характеристикой, которую все же не следует отождествлять с характером» [29, с. 148]. Для того, чтобы говорить о лирическом герое как единой личности, представленной в творчестве, необходимо, по мнению, Л.Гинзбург, исследовать целый цикл стихотворений или полностью творчество поэта. Б.О. Корман, продолжая концепцию этих ученых и по сути обобщая их мысли, дает следующее определение: «Лирический герой - один из субъектов сознания, характерных для лирики. Он является и субъектом, и объектом в прямооценочной точке зрения. <...> Это и носитель сознания, и предмет изображения. Для облика лирического героя характерно некое единство. Прежде всего это единство внутреннее, идейно-психологическое» [30, с. 322]. Им же впервые на материале лирики была разработана и предложена классификация субъектных форм авторского сознания. В своих трудах ученый обосновывает наличие четырех субъектных форм: собственно автор, автор-повествователь, лирический герой и герой ролевой лирики. Таким образом, по мнению ряда ученых, лирический герой является лишь одной из субъектных форм авторского сознания. Эта концепция представлена в большинстве современных литературных энциклопедий и словарей (например, «Литературная энциклопедия терминов и понятий» (2001) [31, с. 452]).
В данный момент, особенно в литературной практике, первоначальное узкое понимание, предложенное Ю. Тыняновым и Л. Гинзбург, подчеркнувших психологическую законченность образа лирического героя и его присутствия не в каждом творчестве, не сохранилось. В современном литературоведении и критике понятие лирический герой чаще используется в широком смысле, как любой субъект высказывания в лирическом произведении. Башкирские ученые
Библиографический список
(К. Ахмедьянов, Г. Хусаинов и др.), по сути, придерживаются этой же концепции.
С древних времен до XIX века существовало мнение о слитности, тождественности носителя лирической речи и автора. Только в XX веке наука пришла к окончательному выводу о необходимости разграничивать биографического автора и субъект лирического высказывания (т.е. лирического героя), но споры вокруг этой проблемы до сих пор не утихают. По мнению Г.Н. Поспелова, «субъект лирической медитации - это особого рода литературный тип, это всегда - в истинном искусстве - плод творческого воображения писателя, а не реальное лицо, непосредственно взятое из жизни» [32, с. 108]. У авторов учебного пособия «Теория литературы» под ред. Н.Д. Тамарченко свое видение проблемы. По их мнению, односторонний подход данному вопросу чреват невосполнимыми потерями смысла[33, с. 344]. Они придерживаются принципа «нераздельность-неслиянность» или же дополнительности автора и героя в лирике. В.Е. Хализев [34, с. 351] определяет лирического героя как «весьма специфичный образ человека, принципиально отличный от образов повествователей-рассказчиков, о внутреннем мире которых мы, как правило, ничего не знаем, и персонажей эпических и драматических произведений, которые неизменно дистанцированы от писателя». Ученый подчеркивает тесную связь лирического героя с автором, едва ли неотличимым от него, но в то же время он не отождествляет лирическое переживание с теми чувствами, что были испытаны поэтом как биографической личностью.
Исходя из вышеизложенных суждений исследователей можно сделать заключение, что лирический герой - это некий собирательный, типический образ субъекта сознания в поэтическом мире одного автора или в национальной лирической системе отдельного периода, в котором выражаются, не только мысли, чувства реального автора, но и взгляды, думы, переживания, настроения, философия целого поколения, определенного общества, даже народа.
1. Бикбаев, РТ. Поэтическая летопись времени. Проблемы развития современной башкирской поэзии. - Уфа, 1980.
2. Ахмедьянов, К.А. Поэтическая образность: в 2 кн. - Уфа, 1979.
3. Ахмедьянов, К.А. Красота, героизм, поэтичность. - Уфа, 1982.
4. Ахмадиев, В.И. Связь поколений. - Уфа, 1985.
5. Хусаинов, Г.Б. Башкирское стихосложение. Поэтический словарь. - Уфа, 2003.
6. Хусаинов, Г.Б. Поэтика башкирской литературы. - Уфа, 2006. - Ч. 1. Теоретическая поэтика.
7. Бикбаев, Р.Т. Философская поэзия в современной башкирской поэзии // Проблема жанров в башкирской литературе / Отв. редактор Г.Б. Хусаинов. - Уфа, 1973.
8. Бикбаев, Р.Т. Эволюция современной башкирской поэзии. - М., 1991.
9. Хабиров, А.Х. Родник животворящий. - Уфа, 1996.
10. Шарипова, З.Я. Изобразительные средства в башкирской литературе. - Уфа, 2003.
11. Каскинова, Г.Н. Вопросы структурной поэтики в современной башкирской поэзии: автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Бирск, 2007.
12. Фаткуллина, Р.Х. Строфика башкирской поэзии: автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Стерлитамак, 2007.
13. Султанова, Г.Р. Изобразительные средства в современной башкирской поэзии: автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Уфа, 2008.
14. Самирханова, Г.Х. Поэтика башкирских басен: автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Уфа, 2011.
15. Иксанова, А.А. Древнетюркские традиции в современной башкирской поэзии: автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Уфа, 2009.
16. Дильмухаметов, И.Т. Формирование эпических традиций в башкирской литературе // Мир науки, культуры, образования. - 2013. -6(43).
17. Киреева, Л.Р. Современная башкирская поэма: вопросы жанровый структуры: монография. - Уфа, 2006.
18. Юлтый, Д. Избранные произведения: в 2 т. - Уфа, 1957. - Т. I.
19. Харисов, А. Теория литературы: учебник для средней школы. - Уфа, 1944.
20. Ахмедьянов, К.А. Путешествие в страну поэзии. - Уфа, 1967.
21. Ахмедьянов, К.А. Назар Наджми - мастер стиха. - Уфа, 1974.
22. Хусаинов, Г.Б. Пути развития башкирской советской поэзии. - Уфа, 1968.
23. Бикбаев, Р.Т. Поэтическая летопись времени. Проблемы развития современной башкирской поэзии. - Уфа, 1980.
24. Кунафин, Г.С. Башкирская поэзия XlX - начала XX веков. Вопросы жанровой системы манифестационно-публицистической лирики. - Уфа, 2002.
25. Рамазанов, Г. Образ советского человека в башкирской поэзии. Критико-библио-графический обзор. - Уфа, 1956.
26. Ахмедьянов, К.А. Литературоведческий словарь. - Уфа, 1965.
27. Ахмедьянов, К.А. Теория литературы. - Уфа, 1971.
28. Тынянов, Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. - М., 1977.
29. Гинзбург, Л.Я. О лирике. - М., 1997.
30. Корман, Б.О. Избранные труды. Теория литературы / ред.-сост. Е.А. Подшивалова, Н.А. Ремизова, Д.И. Черашняя, В.И. Чулков. -Ижевск, 2006.
31. Литературная энциклопедия терминов и понятий / под ред. А.Н. Николюкина. Институт научной информации по общественным наукам РАН. - М., 2001.
32. Поспелов, Г.Н. Теория литературы: учебник для ун-тов. - М., 1978.
33. Теория литературы: учеб. пособ. для студ. филол. фак. высших учебных заведений: в 2 т. / под ред. Н.Д. Тамарченко. - М., 2004. -Т. 1: Н.Д. Тамарченко, В.И. Тюпа, С.Н. Бройтман. Теория художественного дискурса. Теоретическая поэтика.
34. Хализев, В.Е. Теория литературы: учебник / В.Е. Хализев. - М., 2002.
Bibliography
1. Bikbaev, R.T. Poehticheskaya letopisj vremeni. Problemih razvitiya sovremennoyj bashkirskoyj poehzii. - Ufa, 1980.
2. Akhmedjyanov, K.A. Poehticheskaya obraznostj: v 2 kn. - Ufa, 1979.
3. Akhmedjyanov, K.A. Krasota, geroizm, poehtichnostj. - Ufa, 1982.
4. Akhmadiev, V.I. Svyazj pokoleniyj. - Ufa, 1985.
5. Khusainov, G.B. Bashkirskoe stikhoslozhenie. Poehticheskiyj slovarj. - Ufa, 2003.
6. Khusainov, G.B. Poehtika bashkirskoyj literaturih. - Ufa, 2006. - Ch. 1. Teoreticheskaya poehtika.
7. Bikbaev, R.T. Filosofskaya poehziya v sovremennoyj bashkirskoyj poehzii // Problema zhanrov v bashkirskoyj literature / Otv. redaktor G.B. Khusainov. - Ufa, 1973.
8. Bikbaev, R.T. Ehvolyuciya sovremennoyj bashkirskoyj poehzii. - M., 1991.
9. Khabirov, A.Kh. Rodnik zhivotvoryathiyj. - Ufa, 1996.
10. Sharipova, Z.Ya. Izobraziteljnihe sredstva v bashkirskoyj literature. - Ufa, 2003.
11. Kaskinova, G.N. Voprosih strukturnoyj poehtiki v sovremennoyj bashkirskoyj poehzii: avtoref. dis. ... kand. filol. nauk. - Birsk, 2007.
12. Fatkullina, R.Kh. Strofika bashkirskoyj poehzii: avtoref. dis. ... kand. filol. nauk. - Sterlitamak, 2007.
13. Sultanova, G.R. Izobraziteljnihe sredstva v sovremennoyj bashkirskoyj poehzii: avtoref. dis. ... kand. filol. nauk. - Ufa, 2008.
14. Samirkhanova, G.Kh. Poehtika bashkirskikh basen: avtoref. dis. ... kand. filol. nauk. - Ufa, 2011.
15. Iksanova, A.A. Drevnetyurkskie tradicii v sovremennoyj bashkirskoyj poehzii: avtoref. dis. ... kand. filol. nauk. - Ufa, 2009.
16. Diljmukhametov, I.T. Formirovanie ehpicheskikh tradiciyj v bashkirskoyj literature // Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. - 2013. - 6(43).
17. Kireeva, L.R. Sovremennaya bashkirskaya poehma: voprosih zhanrovihyj strukturih: monografiya. - Ufa, 2006.
18. Yultihyj, D. Izbrannihe proizvedeniya: v 2 t. - Ufa, 1957. - T. I.
19. Kharisov, A. Teoriya literaturih: uchebnik dlya sredneyj shkolih. - Ufa, 1944.
20. Akhmedjyanov, K.A. Puteshestvie v stranu poehzii. - Ufa, 1967.
21. Akhmedjyanov, K.A. Nazar Nadzhmi - master stikha. - Ufa, 1974.
22. Khusainov, G.B. Puti razvitiya bashkirskoyj sovetskoyj poehzii. - Ufa, 1968.
23. Bikbaev, R.T. Poehticheskaya letopisj vremeni. Problemih razvitiya sovremennoyj bashkirskoyj poehzii. - Ufa, 1980.
24. Kunafin, G.S. Bashkirskaya poehziya XIX - nachala XX vekov. Voprosih zhanrovoyj sistemih manifestacionno-publicisticheskoyj liriki. - Ufa, 2002.
25. Ramazanov, G. Obraz sovetskogo cheloveka v bashkirskoyj poehzii. Kritiko-bibliograficheskiyj obzor. - Ufa, 1956.
26. Akhmedjyanov, K.A. Literaturovedcheskiyj slovarj. - Ufa, 1965.
27. Akhmedjyanov, K.A. Teoriya literaturih. - Ufa, 1971.
28. Tihnyanov, Yu.N. Poehtika. Istoriya literaturih. Kino. - M., 1977.
29. Ginzburg, L.Ya. O lirike. - M., 1997.
30. Korman, B.O. Izbrannihe trudih. Teoriya literaturih / red.-sost. E.A. Podshivalova, N.A. Remizova, D.I. Cherashnyaya, V.I. Chulkov. - Izhevsk, 2006.
31. Literaturnaya ehnciklopediya terminov i ponyatiyj / pod red. A.N. Nikolyukina. Institut nauchnoyj informacii po obthestvennihm naukam RAN. - M., 2001.
32. Pospelov, G.N. Teoriya literaturih: uchebnik dlya un-tov. - M., 1978.
33. Teoriya literaturih: ucheb. posob. dlya stud. filol. fak. vihsshikh uchebnihkh zavedeniyj: v 2 t. / pod red. N.D. Tamarchenko. - M., 2004. - T. 1: N.D. Tamarchenko, V.I. Tyupa, S.N. Broyjtman. Teoriya khudozhestvennogo diskursa. Teoreticheskaya poehtika.
34. Khalizev, V.E. Teoriya literaturih: uchebnik / V.E. Khalizev. - M., 2002.
Статья поступила в редакцию 14.11.14
УДК 811
Fattakhova E.B. UNIVERSAL LINGUISTIC DEVICES OF THE DEFINITE MARKING OF THE NOMINAL GROUP IN THE LANGUAGES WITHOUT ARTICLES. The research paper focuses on the linguistic devices, which bear the function of definite determiners in languages that don't have grammatical articles. For the first time Chinese and Tatar, languages belonging to completely different family groups and distinct from each other typologically, are compared with the purpose to demonstrate the existence of functional semantic category of (in)definiteness in the languages without articles and identifying the universal linguistic devices encoding the definite interpretation of nominal groups. The following lexical and syntactic devices indicating the definite interpretation of the referents are examined and illustrated with the examples: demonstratives, possessives, universal quantifiers and the so-called 'generalizing' pronouns in Tatar, accusative case and positions in a sentence. The results of the research of the paper strongly suggest that the category of (in)definiteness is universal in world languages, as well as the presence of the certain universal linguistic devices encoding the definite interpretation of referents.
Key words: category of (in)definiteness, determining a nominal group, languages without articles, Tatar, Chinese, demonstratives, possessives, universal quantifiers, position in a sentence, accusative.
Э.Б. Фаттахова, преп. каф. иностранных языков Казанского национального исследовательского технического университета им. А. Н. Туполева, г. Казань. E-mail: [email protected]
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ СПОСОБЫ ОПРЕДЕЛЁННОЙ ДЕТЕРМИНАЦИИ ИМЕНИ В РАЗНОСТРУКТУРНЫХ БЕЗАРТИКЛЕВЫХ ЯЗЫКАХ
В данной работе рассматриваются способы определённого маркирования именных групп в безартиклевых разноструктурных языках. Впервые сопоставляются китайский и татарский языки, отличающиеся в плане генетического родства и типологической структурой, с целью демонстрации наличия функционально-семантической категории (не)определённости в безартиклевых языках и выявления универсальных лингвистических средств определённой детерминации имени. В статье подробно анализируется лексические и синтаксические средства, способные передавать значение определённости именных групп. В работе описываются и подкрепляются примерами функции следующих языковых средств: указательных местоимений (демонстративов), по-сессивов, обобщающих местоимений и универсальных квантификаторов, позиционных особенностей членов предложения и аккузатива. Приведённый в работе анализ свидетельствует об универсальности категории (не) определённости в языках мира и о наличии некоторых универсальных лексических и синтаксических способов её выражения.
Ключевые слова: категория (не)определённости, детерминация имени, безартиклевые языки, татарский язык, китайский язык, указательные местоимения, поссессивы, универсальные квантификаторы, порядок слов, аккузатив.