УДК 821.512.141.09
Alibaev Z.A. GENRE ORIGINALITY OF POETRY OF RAMI GARIPOV. This problem is poorly understood and requires further research. The aim of the article is to analyze the study of poetic world of R.Garipova. The author of the research determines his task at an attempt to estimate the poetic imagery and creative thinking. This article analyzes the creative heritage of national poet by R.Garipov. The paper shows that the work of the poet on the ideological and thematic originality is very close to people. The poet describes life in all its manifestations. In the work of R. Garipov we find many genres: poetry, poems, ballads, and kubairy translations. The readers feel attraction to such philosophical lyrics. The researcher studies the reflections on the meaning of life, about the historical fate of the people of the spiritual connection between generations, anxiety about the future of the native language and culture to define the main idea of R.Garipov's poetry.
Key words: poetry, genre, lyrical hero, poem, theme, R.Garipov, philosophical aspect.
З.А. Алибаев, канд. филол. наук, доц. каф. башкирской литературы и культуры Башкирского гос педагогического университета им. М.Акмуллы, член Союза писателей РБ и РФ, г. Уфа, E-mail: [email protected]
ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ПОЭЗИИ РАМИ ГАРИПОВА*
Проблема, поднимаемая автором, мало изучена и требует дальнейших исследований. Целью статьи является анализ изучения поэтического мира Р. Гарипова. В качестве исследовательской задачи автором была определена попытка оценить поэтические образы и образное мышление. В статье анализируется творческое наследие народного поэта Р. Гарипова. Выделяется, что творчество поэта по идейно-тематическому своеобразию близко людям, поэт обрисовывает жизнь во всех ее проявлениях. В творчестве Р. Гарипова мы находим множество жанров: стихи, поэмы, баллады, кубаиры и переводы. В них чувствуется тяготение к философской лирике. Размышления о смысле жизни, об исторической судьбе народа, о духовной связи поколений, тревога за будущее родного языка и культуры определили суть поэзии Р Гарипова.
Ключевые слова: поэзия, жанр, лирический герой, поэма, тема, Р. Гарипов, философский аспект.
У каждой национальности существует уникальное, неповторимое литературное наследие, накопленная тысячелетиями народная мудрость, вдохновляет Вселенную, завораживает наши души, преподносится современникам благодаря поэтам. Они становятся родным сыном и лицом народной мудрости. Их творческое наследие увековечивается высшим эстетическим законом искусства слова. Среди них автор классических поэтических произведений послевоенного периода, народный поэт Башкортостана Рами Гарипов. За свою короткую жизнь он создал источник, который берет начало с родной земли и вливаясь в большую реку образует чистый и могущественный родник.
Рами Ягафарович Гарипов родился 12 февраля 1932 года в деревне Аркаул Салаватского района Башкортостана. Его детские годы приходятся на суровые годы Великой Отечественной войны. Когда война забрала его отца, ему было всего 11 лет, а кроме него в семье было еще трое детей. Поэтому все тягости и трудности ложатся на его плечи. В военные годы и после войны он пасет коней, наряду со взрослыми косит сено, проливает пот в тяжелых полевых работах, переплавляет плот по бушующей реке Юрюзань. Свободные от домашних и колхозных дел часы Рами посвящал чтению. Семилетнию школу окончил в Аркауле, затем учился в уфимской средней школе № 9 (ныне - Башкирская республиканская гимназия № 1 им. Р. Гарипова).
В печати впервые имя Р. Гарипова проскальзывает в 1950 году. В этом же году, окончив Уфимскую среднюю школу № 9, по рекомендации Союза писателей Башкортостана, поступает в Литературный институт им. А.М. Горького, там в течение пяти лет он получает знания. По окончании института работал в редакциях газеты «Совет Башкортостаны», журнала «Агидель», в отделе художественной литературы Башкирского книжного издательства.
В 1959-1964 гг. Р. Гарипов жил в родных краях, работал секретарем в комсомольской организации колхоза «Юрюзань» и совхоза «Саргамыш» Салаватского района, заведующим отделом районной газеты. В 1964-1966 гг. - литературный сотрудник газеты «Совет Башкортостаны», в 1968-1972 гг. - ответственный секретарь журнала «Башкортостан кызы».
Рами Гарипов начал печататься в 1950 г. Первое стихотворение было опубликовано в журнале «Литературный Башкортостан». Первая книга стихов «Юрюзань» (1954) была дипломной работой студента Литературного института [1, с. 77].
Р. Гарипов оставил бессмертное творческое наследие, которое, пронизывая века, вечно будет жить в сердце народа. При жизни выходят 7 его книг. Сборники стихов «Каменный цветок» (1958), «Песни жаворонка» (1964) он посвятил родному краю, природе, своим землякам. В последующих сборниках «Полет» (1966), «Заветное слово» (1969), «Горицвет» (перевод на рус-
ский - 1964), «Рябинушка» (1974) чувствуется тяготение к философской лирике. Размышления о смысле жизни, об исторической судьбе народа, о духовной связи поколений, тревога за будущее родного языка и культуры определили суть поэзии Р. Гарипова. Он часто обращается к башкирскому поэтическому творчеству, особенно к жанрам кубаира и к классическим народным песням. Большая заслуга Р. Гарипова - в возрождении и развитии этих жанров. После смерти видят свет книги и переводы Р. Гарипова «Звездные мысли» (введение написал Р. Бикбаев 1979), «Песня подснежника» (введение написал Г. Хусаинов 1981), в Москве «Возвращение» (введение написал М. Карим 1981), «Произведения 1-3 тома».
Р. Гарипов известен и как мастер художественного перевода поэзии Пушкина, Лермонтова, Есенина, Блока, Гейне, Рудаки, Р. Гамзатова и др. Им также переведен на башкирский язык сборник рассказов И. Франко «Заре навстречу» (1959). Поэт плодотворно работал над переводами рубаи О. Хайяма. Результатом его переводческой деятельности явились книги «Моя антология» (1991), «Омар Хаям. Рубаи» (1994). На сегодняшний день опубликованы все произведения поэта. О его творчестве написали статьи Г. Хусаинов, Б. Бикбай, А. Зайнуллин, З. Габсалямов, Б. Рафиков, А. Хакимов, Р. Бикбаев.
В раннем творчестве Р. Гарипова встречались недостатки стихотворной формы, риторики. Скажем, такие стихи как «Мои ели», «На свадьбе студентов», «Сестренке», «Братишке» не уходят дальше описания конкретных событий. В итоге, события, волнующие автора не производят огромного впечатления на читателя. А в стихотворении «Юрюзань» автор достиг прекрасного образа, выразив свое трепетное отношение к реке Юрюзань.
Выход второго сборника стихов Р. Гарипова «Каменный цветок» стал знаменательным событием в мире литературы и вызвал много дискуссий. Самым примечательным явился стих «Родной язык», в котором он воспевает всю прелесть и богатство мелодичного языка, переживает о его будущем и говорит об ответственности, возложенной на каждого носителя языка. В стихотворении «Родной язык» отразилось одно из основных идейно-тематических направлений творчества Р. Гарипова - судьба языка, будущее нации.
В сборнике «Каменный цветок» Р. Гарипов утвердился как поэт, раскрыл будущие принципы творчества. Поэт - всем сердцем любящий свой народ и восхваляющий родной язык. По-видимому, именно с таких качеств начинается народность творчества.
В эти годы, Р. Гарипов снова совершает переворот в своей жизни. С детства, зная, что такое расти без отца, познать на себе все трудности и тягости жизни, воспитывают в нем неумолимое
стремление к работе, но его не устраивает сидеть и творить в кабинете редакции, он пытается найти вдохновение, но в шумных улицах города свершить замысел невозможно. Потому, что он всей своей душой «человек земли». Он и сам подтверждает это словами: «Я из коры земли пробился, родился-вырос, падал, душой впитал мелодию земли». Не найдя покоя и вдохновения дорога жизни снова возвращает его в родные края - Салават-ский район, где живут простые рабочие труженики, где вновь возвращается жизнь и вдохновение, где поет душа. Поэтому возвращение для него равнозначно как «возвращение к песне» [2, с. 44].
Здесь он душой окунулся во впечатления жизни, встретился лицом к лицу с ней. Каждое стихотворение прозвучало как дыхание поэта, впитавшее от мира красоту и вкус.
Каждое мгновение не оставляет равнодушным поэта, его друг по перу Р Бикбаев в своей книге «Звездные мысли» во введении писал: «в каждой вещи он мог увидеть глубокий смысл, способный рассказать о величии жизни».
Творчество Р. Гарипова - творчество народное. По своему назначению, идейно-тематическому своеобразию близко людям. Поэт обрисовывает жизнь во всех ее проявлениях, поэтому его произведения близки народу [3].
Народность творчества автора проявляется в его мастерстве видеть в обыденных и ежедневных событиях нечто иное, ассоциативные выразительные средства помогают достичь целой стихотворной формы, способной донести основную мысль до читателя.
Шестидесятые годы - не только в творчестве Р. Гарипова, но и в поэзии в целом характеризуется как время стремительного подъема. В жизни поэта начался переход от наивного юношеского к более зрелому и осознанному. Юношеские переживания заменились мужскими заботами. Не зря в одном стихотворении пишет:
Пусть будет мужество в поэзии. Если в поэзии мужества нет, Что толку от справедливого слова, Если оно сказано с опозданием? [4, с. 355].
Лицо эпохи более других определяет меткое слово поэта. В творчество он принес свою биографию, свое понимание жизни, свое слово, размышления, переживания и наблюдения поколения, которое на своих, еще не окрепших плечах вынесло все тяжести и невзгоды военного времени.
Творчество Р. Гарипова поднялось к новым поэтическим высотам, появилось «второе дыхание вдохновения». В Уфу он вернулся со сборниками «Песни жаворонка» и «Полет».
Стихотворения, вошедшие в сборник «Песни жаворонка» отличаются своим широким диапазоном, осмысленностью, яркой и разной как радуга. В них он создал необъятные образы тружеников, отразил красоту родной земли, величие и силу матери-природы, передал переживание за сегодняшнее и будущее своего народа, показал все прелести чувства любви. Эти же качества отразились и в сборнике «Полет». Эти сборники стали новшеством в литературе.
В сборнике «Заветное слово», вышедшая в 1969 году, творчество Р. Гарипова стало еще ярче. Его сказанные слова ценнее, значительнее. Чтобы донести до читателя он использует разные стихотворные формы. В сборнике «Заветное слово» берут начало самые лучшие стихотворения, песни, кубаиры. Написанные в жанре кубаира стихи возвеличивают его творчество и находят высокую оценку. Р. Гарипов судьбу языка и мира, свободу народа, рассматривает в неразрывной связи с сильными опорами человечества - земли, неба, огня и воды. Он старается донести и до других свои беспокойные мысли. Поэтому он выбрал именно кубаир, благодаря им с давних времен, когда грозила опасность, сэсэны взывали народ кубаирами.
Коль есть язык - стана родная есть И языку дана одна свобода: Воспеть талант, достоинство и честь, И гордость, и величие народа! [4, с. 358].
(Перевод Д. Даминова)
Основная цель кубаира - разбудить от безнравственности, призыв не быть равнодушными к своему языку, сохранять и развивать его.
Главное чувство, пленяющее Р. Гарипова и ставшее центральным направлением в его творчестве размышления о судьбе своей национальности. Это направление укреплялось, дополнялось и развивалось от книги к книге. Не зря лирический герой говорит о себе: 356
Я небом был, паря под облаками, Я был землей, когда ходил по ней, Я был огнем, когда пылало пламя, Я был водой, когда журчал ручей [5, с. 77].
Поэт, привыкший говорить прямо, страдал, когда не мог сказать того, что накипело на душе, когда не мог донести свое слово до народа. Творческая судьба, да и вся жизнь Рами Гарипова -трагический тому пример.
Рами Гарипов выделялся среди тех, кто пришел в поэзию в 50-е годы. Его талант раскрылся очень рано. Верность своей цели, неустанное стремление идти вперед, - вот основные черты всей его жизни и творчества. Внимание к человеку труда, размышления о судьбе народа, забота об отчизне, о родном языке, высокие требования к поэтическому слову, забота о развитии образности, простата и лирическое звучание стихов, яркость страданий и переживаний, - к рассмотрению поэтических высот, завоеванных Рами Гариповым, можно подходить с разных сторон. Самоотверженность - вот слово, которое более всего подходит к нему, полнее всего раскрывает сущность его дарования и его характер. Борьба за справедливость, любовь к прекрасному - это не абстрактные слова, это судьба поэта. Немало было навешано на Рами Гарипова несправедливых обвинений, в том числе и из-за его прямолинейности, из-за смелых высказываний. За стихотворение «Родной язык», в котором воспеваются священные чувства, присущие каждому полноценному человеку, чувства, которые человек впитывает вместе с молоком матери, поэта в начале 60-х обвинили в национализме.
Он - язык и певцов, и поэтов, Он бессмертен, богат и велик, Добродушный, красивый и светлый Материнский исконный язык [5, с. 85].
(Перевод А. Хусаинова)
Самое важное для поэта в судьбе народа, в его размышлениях о настоящем и будущем - это вечность жизни, связей, передающихся от поколения к поколению, души народа, укрепляющейся с годами. Произведение автора «Пленник Шлиссельбурга» (монолог Батырши) отражает вышесказанное. В семидесятых годах он задумал написать большое произведение про легендарного героя Батыршу. Однако не суждено было закончить ему поэму.
Отдельное место в творчестве Р. Гарипова занимает поэма «Поклонение», написанная в 1964 году. К сожалению, произведение выходит в свет через 23 года. В основе поэмы лежит культ личности и репрессии в 1937 года. Автор открывает с другой стороны страну, которая с года в год одерживала великие победы. Поэтому сделанный шаг поэта оказался дерзким. Когда в начале 70-х Рами Гарипова пригласили на телевидение прочесть свои стихи, то за строки «Перед царем не склонял головы башкир, а уж перед остальными тем более не станет» он подвергнулся жестокой опале: перед ним закрылись двери всех зданий.
В литературе разных народов произведения, посвященные этой теме, основаны на строгой критике, ненависти к событиям. В поэме «Поклонение» поэт дает совершенно иными путями. Поэт пытается понять причины репрессии, зрит в корень трагедии. Поэма состоит из семи частей.
Даже если в поэме не найти ответа на многие вопросы, можно понять причины событий 1937 года. Приемы работы «головорезов» - попытка в корне изменить человечество, сделать из них послушных рабов, натравить их друг на друга, превратить мир в страх и страдание.
А в поэме «Интегралы» поэт, не свойственной башкирской поэзии новая сфера - обращение к миру науки, обрисовывает новые стороны любви.
Р. Гарипов в своем творчестве обратился к важным проблемам, отразил свой взгляд. Его мысли, сказанные фразы завораживают читателя, находят в их сердцах оправдание. Имеет огромное воспитательное значение два направления в его творчестве - смысл жизни и нравственность человека. Эта особенность открыто отражается в творчестве поэта.
Рами Гарипов - талант, уже при жизни завоевавший в народе огромное уважение и любовь. Это горячая любовь всей нации не была временной, наоборот, с годами она становится все глубже и крепче. К сожалению, из-за общественных противоречий и запретов поэт не смог представить народу все грани своего таланта и в 45 лет умер от разрыва сердца. Даже в стихотворение «Февраль. Буран» автор предвидел месяц, который навсегда отделяет поэта от нас:
Она придет, и будет, как всегда,
Земля полна весеннего огня,
И растворятся горе и беда,
Но это будет в мире без меня.
Но как тебя оставить умереть?...
Но не снести мне жизни, не стерпеть... [5, с. 93].
(Перевод А. Хусаинова) Современные читатели больше, чем его современники, знают о творчестве Рами Гарипова, лучше понимают его. Большинство произведений поэта увидели свет уже после смерти. В 1987 году, через 23 года после написания, башкирский народ смог прочитать поэму «Поклонение» (1937). Множество стихов, поэм, дневников, переводов увидели в свет на страницах газет и журналов, изданы отдельными книгами.
В конце ХХ века Рами Гарипов стал лауреатом Республиканской премии имени Салавата Юлаева, удостоился высокого звания народного поэта Республики Башкортостан, его образ воссоздан в кинофильмах и скульптурах. В его родном доме Ар-кауле и в республиканской гимназии № 1, которая носит его имя,
открыт музей, изданы книги о нем. Народный поэт Башкортостана Р. Бикбаев написал роман «Рами». Конец века можно смело назвать торжеством Рами Гарипова.
Настоящий поэт не только человек своего времени, он человек будущего. Многие стороны творчества Р. Гарипова, приобрели новое дыхание после его смерти. Стихи, впервые вышедшие в печати, отразили и современные проблемы времени. В этом и заключается смысл, сила и назначение творчества. В стихотворение «Ржаной хлеб» поэтический образ как бы подытоживает все сказанное:
Но на дорогах жизненных, быть может, Когда в немочь идти во мгле ночной, Стань снова сильным путнику поможет Мой стих - мой погоревший хлеб ржаной [6, с.77].
(Перевод Я. Серпина).
*Работа выполнена при поддержке гранта РГНФ 14-14-02-602 «Фольклорно-этнографическая экспедиция по исследованию традиционной культуры свердловских башкир»
Библиографический список
1. Алибаев, З. Современная башкирская литература / З. Алибаев, Г. Набиуллина. - Уфа, 2013.
2. Алибаев, З. Современная башкирская поэзия // Национальные литературы республик Поволжья (1980-2010 гг.); науч. ред. В.Р Аминева. - Барнаул, 2012.
3. История башкирской литературы ХХ века. - Уфа, 2003.
4. Антология башкирской поэзии. - Уфа, 2007.
5. Гарипов, Р. Песня подснежника. - Уфа, 1981.
6. Гарипов, Р.Моя антология. Переводы. - Уфа, 1990.
Bibliography
1. Alibaev, Z. Sovremennaya bashkirskaya literatura / Z. Alibaev, G. Nabiullina. - Ufa, 2013.
2. Alibaev, Z. Sovremennaya bashkirskaya poehziya // Nacionaljnihe literaturih respublik Povolzhjya (1980-2010 gg.); nauch. red. V.R. Amineva. - Barnaul, 2012.
3. Istoriya bashkirskoyj literaturih KhKh veka. - Ufa, 2003.
4. Antologiya bashkirskoyj poehzii. - Ufa, 2007.
5. Garipov, R. Pesnya podsnezhnika. - Ufa, 1981.
6. Garipov, R.Moya antologiya. Perevodih. - Ufa, 1990.
Статья поступила в редакцию 14.11.14
УДК 378
Bashirova M.A., Seyidova R.S. THE USE OF INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN THE TEACHING OF THE RUSSIAN LANGUAGE. The subject of the Russian language is unique in comparison to the other school subjects, because the main task of this discipline is to provide the language development of students. Teaching children carefully and skillfully, handling the word, being proud of beauty and uniqueness of the Russian language are the most important goals that face the teacher of the Russian language and literature. The learning process is carried out in continuous, active cooperation of all students. Students and teachers are equal subjects of the educationl process. Innovative technologies can be implemented at non-standard, unconventional lessons: workshops, lectures, sermon, excursion, games, protection of a project, discussion, conference, theatrical performance, masquerade and other forms. While the students participate in the learning process on an interactive basis, they develop their communication skills and leadership qualities. The authors of the paper come to the conclusion that in conditions of modern education the development and the use of teacher's innovative technology become a necessity.
Key words: ICT lesson, teacher, student, conventional classes, innovative technology.
М.А. Баширова, д-р филол. наук, проф., зав. каф. педагогики, теории и методики начального образования, филиал Дагестанского гос. педагогического университета г. Дербент; Р.С. Сеидова, канд. филол. наук, ст. преп. каф. педагогики, теории и методики начального образования, филиал Дагестанского гос. педагогического университета, г. Дербент, E-mail: [email protected]
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА
Предмет «Русский язык» среди других школьных предметов занимает уникальное место, поскольку главная задача этого предмета - обеспечить речевое развитие учащихся. Научить детей бережно, умело обращаться со словом, гордиться красотой и уникальностью русского языка - важнейшая цель, стоящая перед учителем-словесником. Процесс обучения осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех учащихся. При этом у учащихся в процессе обучения на интерактивной основе происходит развитие коммуникативных и лидерских качеств личности. Авторы приходят к выводу, что освоение и применение учителем на уроках инновационных технологий становится объективной необходимостью.
Ключевые слова: ИКТ, урок, учитель, ученик, нестандартные уроки, инновационные технологии.
Использование современных инновационных образовательных технологий, методов, приемов - это объективная необходимость и условие достижения высокого качества современного
образования. Логика развития современной цивилизации ставит перед образованием задачи, для выполнения которых необходимо формулировать новые концептуальные идеи обучения,