УДК 821.512.141.09
Kireyeva L.R., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of Bashkir literature, Sterlitamak Branch of Bashkir
State University (Sterlitamak, Russia), E-mail: [email protected]
EPIC TRENDS IN MODERN BASHKIR POEM. In the article the problems of the genre structure of the modern Bashkir poem are discussed. Regarding the analysis of poems published in 80-90s of the 20th century, the author comes to the conclusion that the modern Bashkir poem is a dynamic integrity of the genreforming components, on the basis of which the leading structural types of genre can be revealed that depends on one of the organizing principles: the epic-related or lyric-related beginnings. The features of the emergence and domination of one of the two beginnings are closely connected with the modern social phenomena, i.e. the requirements of the modern time. This article shows the interaction between tradition and innovation in the plot structure of the "epic" poem (a poem with an epic core idea). The author thinks that the updating of genre varieties, the emergence of new types of a poetic structure, as well as new style varieties represent new main features of a modern Bashkir poem.
Key words: genre, epic poem, romanization, lyrical epic, multiline plot, dastan.
Л.Р. Киреева, канд. филол. наук, доц. каф. башкирской литературы Стерлитамакского филиала Башкирского
гос. университета, г. Стерлитамак, E-mail: [email protected]
ЭПИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ БАШКИРСКОЙ ПОЭМЕ
В статье рассматриваются проблемы жанровой структуры современной башкирской поэмы. На основании анализа поэм 80 - 90-х годов ХХ века автор приходит к выводу, что современная башкирская поэма - динамично развивающаяся целостность жанрообразующих компонентов, на основе которых можно выделить ведущие структурные типы жанра, зависящие от одного из организующих начал - эпического или лирического. Особенности возникновения и доминирования того или иного начала связаны с требованиями времени, в связи с чем в статье прослеживаются пути взаимодействия традиций и новаторства в сюжетосложении «эпической» поэмы. Обновление жанровых разновидностей, возникновение новых типов поэтической структуры, стилевое разнообразие - основные черты современной башкирской поэмы.
Ключевые слова: жанр, эпическая поэма, романизация, лиро-эпос, многолинейный сюжет, дастан.
В настоящее время все острее ощущается необходимость определения роли и места жанров в литературном процессе; изучения особенностей жанра в историко-литературном и теоретическом аспекте. В этом плане исследование путей развития современной башкирской поэмы представляет, несомненно, одну из актуальнейших задач башкирского литературоведения. Это тем более важно, что по состоянию такого емкого и синтетического жанра, каким является поэма, в значительной мере судят и об уровне всей поэзии.
Актуальность проблемы заключена и в выдвижении на первый план ряда направлений, еще мало изученных, в том числе вопросов традиции и новаторства в развитии современной поэмы, закономерностей внутривидовых связей в жанровых разновидностях, а также связей с другими жанрами.
Исследование истории и теории башкирской поэмы, изучение ее жанровой структуры, особенностей поэтики - один из важных аспектов осмысления национального своеобразия и духовных поисков художественного творчества.
Конкретным художественным достижениям данного жанра в башкирской литературе посвящены работы Г.Б. Хусаинова, К.А. Ахметзянова, РТ. Бикбаева и др. Еще во второй половине 50-х годов Г. Хусаинов рассмотрел историю формирования и развития башкирских поэм, систематизировал их по жанровым принципам [1].
Исследование К.А. Ахметзянова «Вопросы композиции башкирской поэмы» (1962) является первой монографией по данной проблеме. В книге подробно рассматриваются композиционные особенности поэм 30 - 40-х годов, а также поэтическая структура отдельных поэм, созданных в 50-х годах XX века [2].
В изучении лиро-эпического жанра значительное место занимают исследования Р. Бикбаева. В кандидатской диссертации «Современная башкирская поэма», он, прослеживая жанровую эволюцию поэмы 1956 - 1965 годов, выделяет такие ее разновидности, как лирические и лирико-эпические [3]. Р. Бикбаев изучает проблемы поэмы и в других своих трудах [4 - 5].
Исследование Г.С. Кунафина «Башкирская нарративная поэзия XIX - начала XX веков: Вопросы жанровой системы» посвящено развитию дореволюционных форм поэмы, бытовавших в башкирской литературе [6].
Между тем, за пределами внимания литературоведов остался широкий спектр проблем, связанных со структурной поэтикой жанра последних десятилетий XX века, которые, безусловно, требуют современного научного толкования.
В 90-е гг. ХХ века стремление изображать реальные картины эпохи открыло путь к широким поэтическим обобщениям. В
связи с социально-исторической проблематикой, философскими размышлениями героя о событиях на стыке эпох в стихотворных жанрах наблюдалось реалистическое освещение действительности, преобладало эпическое начало.
Эпическим жанрам свойственно изображение человеческих характеров в «событийном» движении, а также охват социально-бытовых явлений. Развёрнутый сюжет, связывающий то и другое, является их устойчивой структурной основой. Тяготение поэмы к эпосу в некоторых случаях явление естественное, оно порождается часто требованиями и условиями времени. Очень характерно, например, при изображении таких событий, как коллективизация, индустриализация, в двадцатые и послевоенные годы в жанре поэмы на первый план вышла эпика, вытесняя лирику, что и понятно: «производственные» темы требуют «прозаического» подхода. Тема формирования нового человека одновременно потребовала постановки в литературе нравственных проблем. А решение их, как известно, всегда связано с последовательным, фабульным изображением человека и его сферы деятельности.
Л.И. Тимофеев указывает: «Уже самое наличие стихотворной формы речи говорит нам о том, что произведение отражает жизнь в лирическом плане, т.е. через переживания, ею вызванные» [7, с. 381]. Но стихотворная речь, как известно, не всегда определяет лиризм. Роман С. Кудаша «Кушкаин», к примеру, написан в стихотворной форме, но от этого он не становится поэмой.
В связи с этим делается вывод, что для данного жанра подходит не любая, пусть даже и романная мысль, но требуется свое особое, «поэмное мышление», охватывающее возвышенные, поэтические моменты жизни героя и действительности. Поэтому для поэмы не обязательна строгая последовательность изображения событий, она может строиться на ассоциативных связях и пропускать эпизоды, которые в эпических жанрах имели бы важное, а может быть, и первостепенное значение.
Особенности эпических форм, даже романных, можно наблюдать, например, в ряде башкирских поэм, написанных еще в тридцатые годы XX века: Б. Бикбай «Земля», Р. Нигмати «Прекрасные долины Агидели», М. ажи «Плакучая береза» и т.д. В этом плане очень интересна мысль М. Бахтина о том, что если в «большую литературу» приходит роман, некоторые жанры видоизменяются, в какой-то мере «романизируются» [8, с. 450]. В первую очередь, трансформируются структурные особенности жанров: их формальная организация начинает требовать более емких и свободных приемов. Относительно названных башкирских эпических поэм тридцатых годов мысль М.Бахтина может
подтверждаться тем фактом, что именно в эти годы в национальную литературу пришли первые романы: «Солдаты», «Красногвардейцы», «Красноармейцы» А. Тагирова, «Кровь» Д. Юл-тыя, «Кудей» И. Насыри и др.
Следует отметить, что аналогичные процессы ощущаются и в современных башкирских поэмах, возможно потому, что, во-первых, крушение старых идеалов и поиск новых приводит к усилению аналитического начала, к необходимости последовательного анализа социально-исторических процессов, к появлению повествовательного сюжета, романической проблематики. Во-вторых, стремление к переоценке явлений прошлого, интерес к национальным истокам выдвигают на первый план историческое мировоззрение, исторический взгляд на действительность. В годы перестройки в башкирской литературе появляется, например, ряд исторических поэм: Т. Юсупов «Ищу сына», Ф. Тугуз-баева «Канны - крепость птицы Хумай», Т. Ганиева «Кипчаки», «Аркаим» и т.д. Они представляют собой новое явление в поэзии, изображая человека в историческом процессе, наделяя его гражданской ответственностью за будущее: каждый имеет отношение к истории, каждый отвечает за нее.
В этих поэмах, носящих героико-романтический характер, поэты, обращаясь к историческому прошлому, раскрывают проблемы и настоящего времени. Принцип сжатости времени помогает изображать основные тенденции исторического движения. В то же время надо сказать, что в поэмах эпическое содержание сочетается с лирическим мироощущением, с глубокой, личной заинтересованностью героев в судьбах Родины.
Основным жанрообразующим началом в «эпических» поэмах является повествование о людях, о явлениях жизни. Если в «лирических» поэмах сюжет основывается на переживаниях, мыслях лирического героя, то здесь он подчинен развитию событий. Это обстоятельство, в свою очередь, порождает личностную систему персонажей. Конечно, персонажная система в поэме не столь развита, как в эпических жанрах. И эпическое повествование в жанре поэмы никогда не встречается в «чистом» виде, оно обязательно проникнуто лиризмом. Во многих случаях повествователь очень близок лирическому герою. По-разному организуется в поэмах данного типа и связь между эпическим сюжетом - фабульно-событийной основой поэмы - с развивающейся в произведении лирической мыслью.
В восьмидесятые - девяностые годы стремление изображать реальные картины эпохи открыло путь к широким поэтическим обобщениям. В поэзии наблюдалось стремление к реалистическому освещению действительности, эпической монументальности. Лирическое начало в таких поэмах связано с социально-исторической проблематикой, философскими размышлениями героя о событиях на стыке эпох.
Исходя из этих признаков, поэму Р. Туйгуна «Дорога Кани-фы», основанную на сюжете известной башкирской легенды о похищенной девушке Канифе (в другом варианте - о буренке Ку-ныр буга, проданной на чужбину), которая вернулась, преодолев все невзгоды, можно было бы назвать лирическим рассказом о времени и о себе.
Композиция произведения включает несколько вариантов легенды о дороге Канифы, формируя своеобразную «ящичную» структуру. Каждый из вариантов предания служит импульсом для развития авторской мысли. Сказания о любви к Родине, о свободе личности переплетаются с противоречиями сегодняшнего дня, судьбами современников. На подобной перекличке прошлого с настоящим осмысливается и движение истории.
В последние годы в поэмах намечается усиление философского и аналитического начала, объясняемого, очевидно, обостренным вниманием к нравственному облику современника, стремлением понять смысл происходящих событий. В то же время социально-нравственная проблематика, как известно, требует изображения человека в конкретных ситуациях. Такое свойство определило и структуру некоторых поэм: Р. Бикбаев «Стрела с меткой», Б. Рафиков «Каменное изваяние», Р. Туляк «Горение», Г. Зарипов «Карат», А. Утябай «Двенадцать» и т.д. В них сюжет развивается в определенных рамках, преобладает однолинейность, проявляется объективированный лиризм, часто философия жизни передается широко обобщенными образами, символикой и иносказаниями, поэтикой фольклора, мифологии.
Произведения М. Карима «Улыбка», «Тайна», Н. Наджми «Поэт и шах», основанные на поэтике народного творчества и увидевшие свет еще в шестидесятые годы, условно можно было бы назвать «маленькими» поэмами-сказками с однолинейным, замкнутым сюжетом. В наши дни с появлением национальной,
исторической проблематики в литературе традиции, связанные с фольклорной основой, возобновились в поэмах Р. Бикбаева «Стрела с меткой», Г. Зарипова «Карат», Р. Шаммаса «Цена красоты» и др. Раскрытие эпической темы в краткой форме определяет особенность названных башкирских поэм.
Решение социально-нравственных проблем в лиро-эпическом плане, стремление в повествовании к краткости и сжатости требует от поэтов совершенствования поэтического инструментария, художественных средств и приемов новеллистической композиции. Надо сказать, что новеллизм в поэме - явление не новое. Еще во второй половине тридцатых годов XX века, Гали-мов Салям разработал более сжатые, но в то же время объемные приемы организации сюжета, разрушая этим бытовавший в поэзии фабульный принцип повествования. Приемы новеллистической композиции удачно использованы им в поэмах «Кречет» и «Дитя».
В последние годы развитие этих традиций мы наблюдаем в поэмах Б. Рафикова «Каменное изваяние», Ф. Тугузбаевой «Говорят, что есть средство от смерти», Р. Туйгуна «В саду». Наиболее активно используются такие формы и приёмы новеллизма в организации сюжета произведения, как «узнавание» персонажа, совпадение кульминации с развязкой и т.д.
Структурная поэтика башкирских поэм исследуемого периода многообразна. Есть поэмы, в которых движение сюжета обеспечивается формой путешествия в прошлое, т.е. приемами ретроспективной композиции. К разряду таких произведений можно отнести, например, поэмы А. Атнабаева «Раненая гармонь», А. Багуманова «Во время ледохода», М. Ямалетдинова «Память песни».
Основные события в поэме Р. Туляка «Горение» даны в композиционной форме писем, где в одном структурном русле развиваются и рассказ, и размышление. Из-за монологической формы, на первый взгляд, она напоминает лирическое произведение. Однако центральный герой поэмы (пастух) действует не как лирический, а как эпический, сюжетный герой со своим характером, судьбой, биографией. В поэме он выступает в роли повествователя и одновременно с этим является выразителем дум и чувств автора. В его уста вложены размышления о сложных проблемах современности. Как представляется, в поэме лиризм не играет самостоятельной структурной роли, а только углубляет и «одушевляет» эпические картины.
Исходя из анализируемого материала, можно сказать, что организующим центром таких «эпических» поэм является сюжет, сконцентрированный вокруг главного героя, повествование о судьбе одного человека. Авторское отношение к нему проявляется либо в эмоциональном аспекте, либо в медитациях, связанных с изображаемым характером. Эти поэмы формируются на основе эпического начала, лирика же обогащает, помогает раскрывать внутреннюю, чувственную сторону изображаемого.
Современная башкирская поэма стала многофункциональной: она показывает облик эпохи, духовный мир современника, исследует исторические истоки настоящего, несет в себе эпическое и лирическое, конкретное и аналитическое начало.
Произведения Т. Юсупова «Ищу сына», Р. Зинурова «Ибн-Фадлан, или дастан о курае», «Слово о Бепенее», Ф. Тугузбаевой «Канны - крепость птицы Хумай», Т. Ганиевой «Аркаим», «Кипчаки», «Женщина» можно определить как исторические поэмы только в тематическом плане. В главных героях произведений история и современность формируют единую художественную ткань, отсутствие границы между настоящим, прошлым и будущим составляет их композицию.
Структура этих поэм представлена многолинейной сюжетной панорамой, сложной композицией с пересечением разных планов прошлого, настоящего, будущего. Здесь широко используются формы традиционных восточных эпических структур; приемы «рамочного» сюжета, «ящичной» композиции и т.д. Не случайно ряд авторов поэм определяют свои произведения как «дастан».
В «Литературном энциклопедическом словаре» дастан ди-финируется как «...обработка сказочных сюжетов, легенд, преданий. Дастаны бывают поэтические и прозаические, часто это проза со стихотворными вставками» [9, с. 86 - 87]. Дастан, характеризующийся сложностью интриги и увлекательным сюжетом в организации содержания, близок к сказкам, и в то же время изображением судеб героев, романтической структурой сюжета, эпичностью и масштабностью в повествовании он напоминает жанр романа. Поэтому дастан по-другому определяют как сказочный роман.
В произведениях Т. Юсупова «Ищу сына», М. Ямалетди-нова «Культагин», «Последний из Сартаева рода», Т. Ганиевой «Кипчаки», «Аркаим», Ф. Тугузбаевой «Канны - крепость птицы Хумай», Р. Зинурова «Ибн Фадлан, или дастан о курае», «Слово о Бепенее», З. Зиннатуллина «Кодекс об Отечестве и Стране», Т. Карамышевой «Открытые тайны» наблюдается их несомненное родство с дастанными традициями: героическое содержание, романтический дух, сложная композиция, многолинейный сюжет, фольклорно-мифологический стиль. Однако
Библиографический список
эти поэмы, конечно же, не являются классическими дастана-ми, но показывают поиски новых форм и выражений на основе традиций.
Таким образом, в девяностые годы башкирская поэма широко использовала возможности эпической формы: сюжет, композицию, последовательное изображение человеческих характеров, вследствие чего, авторы имели возможность глубже проникать в жизненный материал, делать широкие обобщения, освещать важнейшие тенденции и события своего времени.
1. Хусаинов Г.Б. Некоторые проблемы башкирской советской поэзии. Уфа, 1957.
2. Ахметзянов К.А. Вопросы композиции башкирской поэмы. Уфа, 1962.
3. Бикбаев Р. Т. Современная башкирская поэма. (1956 - 1965). Диссертация ... кандидата филологических наук. Уфа, 1966.
4. Бикбаев Р.Т. Поэтическая летопись современности. Уфа, 1980.
5. Бикбаев Р.Т. Эволюция современной башкирской поэзии. Москва, 1991.
6. Кунафин Г. С. Башкирская нарративная поэзия XIX- начала XX веков: Вопросы жанровой системы: монография. Уфа, 2003.
7. Тимофеев Л. И. Основы теории литературы. Москва, 1971.
8. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. Москва, 1975.
9. Литературный энциклопедический словарь. Москва,1987.
References
1. Husainov G.B. Nekotorye problemy bashkirskoj sovetskojpo'ezii. Ufa, 1957.
2. Ahmetzyanov K.A. Voprosykompoziciibashkirskojpo'emy. Ufa, 1962.
3. Bikbaev R. T. Sovremennaya bashkirskaya po'ema. (1956 - 1965). Dissertaciya ... kandidata filologicheskih nauk. Ufa, 1966.
4. Bikbaev R.T. Po'eticheskaya letopis'sovremennosti. Ufa, 1980.
5. Bikbaev R.T. 'Evolyuciya sovremennoj bashkirskoj po'ezii. Moskva, 1991.
6. Kunafin G. S. Bashkirskaya narrativnaya po'eziya XIX- nachala XX vekov: Voprosy zhanrovoj sistemy: monografiya. Ufa, 2003.
7. Timofeev L. I. Osnovy teoriiliteratury. Moskva, 1971.
8. Bahtin M.M. Voprosy literatury i 'estetiki. Moskva, 1975.
9. Literaturnyj 'enciklopedicheskij slovar'. Moskva,1987.
Статья поступила в редакцию 26.03.15
УДК 811.512.156
Sereedar N. Ch., Cand. of Sciences (Philology), Tuvinian Institute of Humanitarian, Applied Social and Economic Research
(Tuva, Russia), E-mail: [email protected]
STRUCTURE AND SEMANTICS OF ELEMENTARY SIMPLE SENTENCES IN THE TUVA LANGUAGE. The paper is devoted to an elementary simple sentence in the Tuva language. The object of the analysis is the elementary simple sentences understood as linguistic units, but not as speech constructions. Linguistic units do not fall under direct observation, thus the observation object is the phrases presented in texts. The elementary simple sentence model affixes the necessary components of a syntactic unit. The plane of expression of the elementary simple sentences (ESS) can be presented as a structural scheme. The plane of its contents, however, as the author notes, is the proposition, i.e. the abstraction which corresponds to the sense of the sentence as a linguistic unit. The structural scheme means the system of actants (nouns) in specific cases. The contents structure means are the sense relations between actants and predicates. The actant means the necessary component without which the sentence is not self-contained.
Key words: elementary simple sentence, model, structural scheme, proposition.
Н.Ч. Серээдар, канд. филол. наук, Тувинский институт гуманитарных, прикладных социально-экономических
исследований, г. Кызыл, E-mail: [email protected]
СТРУКТУРА И СЕМАНТИКА ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ПРОСТЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТУВИНСКОМ ЯЗЫКЕ
Статья посвящена элементарному простому предложению тувинского языка. Объектом анализа являются элементарные простые предложения, понимаемые как единицы языка, а не как речевые построения. Единицы языка недоступны прямому наблюдению, поэтому объектом наблюдения являются фразы, представленные в текстах. Модель ЭПП фиксирует необходимые компоненты синтаксической единицы. План выражения ЭПП можно представить в виде структурной схемы. Планом же содержания ЭПП является пропозиция - абстракция, которая соответствует смыслу предложения как знака языка. Под структурной схемой понимается система актантов (имен) в определенных падежных формах. Содержательной структурой мы называем смысловые отношения между актантами и предикатом. Под актантом называем обязательный компонент, без которого предложение не самодостаточно.
Ключевые слова: элементарное простое предложение, модель, пропозиция, структурная схема.
Разные исследователи по-разному представляют и по-разному описывают элементарное простое предложение. Этому посвящено немало работ. Так, Т.П. Ломтев представлял языковые сущности, «образцы», в виде искусственных фраз, в которых устранялось всё лишнее и оставались только структурно необходимые компоненты. Например, Иван бьёт Петра, Иван даёт Петру книгу, Иван режет мясо ножом [1]. Подобные предло-
жения, с одной стороны, обнажают грамматическое устройство образца, наглядно демонстрируя то, что позже будет названо структурной схемой, с другой стороны, так же непосредственно выражают определенный синтаксический смысл, то есть намечают некоторый класс ситуаций, которые можно описать таким же способом. Такой способ представления соблазняет своей конкретностью, но он не позволяет детализировать этого пред-