5. Шипицина Л.М. Обучение общению умственно отсталого ребенка. - СПб.: ВЛАДОС Северо-Запад, 2010. - 279 с.
6. Шипицина Л.М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. - СПб.: ВЛАДОС Северо-Запад, 2010. - 279 с.
7. Екжанова, Е.А. Стребелева Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. - М.: Просвещение, 2005. - 272 с.
О. В. Рябова
Проблема качества образования в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ
Преобразование всей системы образования, обусловленное введением Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО от 06.10.2009 г. № 373), свидетельствует о необходимости перестройки коррекционного учебного плана [6]. Он является обязательной частью внеурочной деятельности современного школьника и поддерживает процесс освоения основной образовательной программы начального общего образования (ООП НОО). В настоящее время в результате изменений в образовании на уровне государственной системы коррекционная педагогика в целом и логопедия, в частности, поднялись на качественно новый уровень. Поэтому логопеды должны владеть большим арсеналом диагностических, развивающих, обучающих и коррекционных методик.
Особое значение для логопедической работы с младшими школьниками приобретают метапредметные результаты, которые включают универсальные учебные действия (УУД: познавательные, регулятивные и коммуникативные), составляющие основу умения учиться и обеспечивающие овладение межпредметными знаниями, а также приобретение опыта познания и осуществление разных видов деятельности. В соответствии с ФГОС НОО на ступени начального общего образования осуществляется формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности, то есть умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе [1].
Данные изменения вызваны переосмыслением цели и результата образовательного процесса, которые ведут к попыткам формировать у учащихся ключевые компетенции. Компетентностный подход в данном случае является главной составляющей, на основе которой согласно новым федеральным государственным образовательным стандартам должна строиться не только основная общеобразовательная программа обучения детей, но и коррекционная работа. Об этом в своих исследованиях говорят многие учёные (Т.В. Ахутина, Г.В. Бабина, О.А. Величенкова, О.Б. Иншакова, Н.Ю. Киселева, О.И. Кукушкина, М.В. Матвеева, Н.В. Разживина, М.Н. Русецкая).
Под «компетенцией» (от лат. competere - соответствовать, подходить) будет пониматься «способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении различных задач с использованием выработанных навыков». Данное понятие шире, чем понятия «знания», «умения», «навыки», оно скорее включает их в себя. «Компетентность» (от лат.
competens - подходящий, соответствующий, надлежащий, способный, знающий) будем рассматривать как «обладание определённой компетенцией (компетенциями) и опытом собственной деятельности, т.е. потенциальная готовность решать возникающие задачи». Но это не простое суммирование базовых навыков, «компетентность» включает в себя также когнитивную, операциональную, мо-тивационную, социальную и поведенческую составляющие [3].
В научно-методической литературе широко представлены принципы, направления и методы диагностики дисграфии. Однако проблема формирования коммуникативных и учебно-познавательных компетенций у младших школьников с дисграфией остаётся неразработанной. Выбор этого направления для логопедической работы со школьниками, имеющими нарушения речи, является обоснованным научно и необходимым в силу современных изменений системы образования.
Внедрение ФГОС НОО стимулирует формирование и развитие ключевых компетенций у младших школьников с дисграфией не только в процессе их образования, но и в процессе коррекционной работы с ними. Решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.15 г. № 1/15) одобрена программа коррекционной работы в соответствии с требованиями ФГОС НОО, которая направлена на создание системы комплексной помощи детям в освоении ООП НОО [2].
В её основу заложены дифференцированный, деятельностный и системный подходы. Дифференцированный подход предполагает учёт особых образовательных потребностей обучающихся, которые определяются уровнем речевого развития и характером нарушений формирования речевой функциональной системы. Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, что обеспечивает овладение ими содержанием образования. Системный подход основывается на теоретических положениях о языке, представляющем собой функциональную систему семиотического и знакового характера, которая используется как средство общения. Системность предполагает не механическую связь, а единство компонентов языка, наличие определённых отношений между языковыми единицами одного уровня и разных уровней. Системный подход в образовании строится на признании того, что язык существует и реализуется через речь, в сложном строении которой выделяются различные компоненты (фонетический, лексический, грамматический, семантический), тесно взаимосвязанные на всех этапах развития ребёнка. Основным средством реализации системного подхода в образовании обучающихся является включение речи на всех этапах их учебной деятельности [5].
Это является основой трёхуровневой модели анализа компетенций, разработанной нами и представленной в следующем виде: компетентностный уровень, включающий в себя коммуникативные и учебно-познавательные компетенции; деятельностный уровень, содержащий соответствующие виды деятельности: учебно-познавательная и речевая, необходимые для данных компетенций; базовый уровень, представляет собой набор знаний, способностей, навыков и умений, необходимых для осуществления учебно-познавательной и речевой деятельности [4].
Данная модель обеспечивает: во-первых, тесную взаимосвязь в формировании перцептивных, речевых и интеллектуальных предпосылок овладения учебными знаниями, действиями, умениями и навыками. Во-вторых, воздействие на все компоненты речи при устранении её системного недоразвития в процессе освоения содержания предметных областей, предусмотренных ФГОС НОО и коррекционно-развивающей области. В-третьих, реализацию интегративной коммуникативно-речевой цели - формирование речевого взаимодействия в единстве всех его функций (познавательной, регулятивной, контрольно-оценочной и др.) в соответствии с различными ситуациями [5].
Таким образом, трёхуровневая методика анализа компетенций, предложенная нами, а затем и логопедическая работа, направленная на формирование данных ключевых компетенций, позволит расширить сферу деятельности логопеда, повысив качество коррекционной работы со школьниками, имеющими дисгра-фию. Сформированные у учащихся с дисграфией коммуникативные и учебно-познавательные компетенции будут способствовать овладению ими УУД, что обеспечит более высокие результаты обучающихся в освоении ООП НОО [3].
Список литературы
1. Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» [Электронный ресурс]. - URL: М1р://минобрнауки.рф/документы/922.
2. Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» [Электронный ресурс]. - URL: М1р://минобрнауки.рф/документы/5132.
3. Рябова О.В. Дисграфия и ключевые компетенции младших школьников // Специальное образование: научно-методический журнал / ФГБОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т», Ин-т спец. образования. - Екатеринбург, 2015. - № 2 (38) 2015. - С. 87-95.
4. Рябова О.В. Логопедическая диагностика дисграфии в свете требований ФГОС // Специальное образование: материалы X междунар. науч. конф., 23-24 апр. 2014 г. / под общ. ред. проф. ВН. Скворцова. - СПб.: ЛГУ им. А С. Пушкина, 2014. - Т. I. - С. 173-176.
5. Рябова О.В. Формирование ключевых компетенций младших школьников как средство коррекции дисграфии // Вестник Ленинградского государственного университета им. А С. Пушкина. - № 4. - 2013. - Т. 3. - С. 96-105.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования для детей с тяжёлыми нарушениями речи (проект) [Электронный ресурс]. - URL: http ://fgos-ovz .herzen.spb.ru/?page_id= 134.
О. В. Саликова, Н. В. Бакланова
Формирование социально-бытовой компетенции обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках домоводства
Изменения, проходящие в современном обществе, требуют от учителя применения более эффективных методов, которые должны максимально приближать учащихся к реальной жизни. Развитие системы специального образования ориентирует педагогов к пересмотру традиционных подходов и освоению современных компенсирующих технологий для успешной социальной адаптации ребенка с ОВЗ [2; 4]. Основными целями специального образовательного учреждения являются подготовка учащихся к самостоятельной жизни и труду, обеспечение их социализации и интеграции в общество.