УДК 3 76.3 7-053«465.07/. 11» ББК 445 7.024.0 ГСНТИ
О. В. Рябова Санкт-Петербург, Россия
ДИСГРАФИЯ И КЛЮЧЕВЫЕ
УЧЕБНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация. Статья посвящена проблеме поиска эффективных методов и приемов коррекции дисграфии у младших школьников. В публикации рассматривается система логопедической работы по коррекции дисграфии в ходе формирования ключевых компетенций младших школьников. Актуальность этого направления определена требованиями современных стандартов, предъявляемых к педагогам.
Ключевые слова: дисграфия, ключевые компетенции, коррекция, младшие школьники, современное образование.
Сведения об авторе: Рябова Ольга Владимировна, аспирант кафедры логопедии Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина.
Место работы: государственное бюджетное образовательное учреждение «Центр психолого-медико-социального сопровождения Фрунзенского района г. Санкт-Петербурга», учитель-логопед.
Контактная информация: 192241 д. 24/2.
E-mail: [email protected].
Интерес к проблеме понимания и коррекции дисграфии объясняется тем, что письменная речь как неотъемлемая часть учебной деятельности младшего школьника играет важную роль в его жизни. Она стимулирует его психическое развитие, обеспечивает полноценное усвоение общеобразовательной
©Рябова О. В., 2015
4.29.01 Код ВАК 13.00.03
О. V. Ryabova St. Petersburg, Russia
DISGRAPHIA
AND KEY COMPETENCES OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN
Abstract. This article is devoted to the problem of search for effective methods and techniques of correction of disgraphia in junior schoolchildren. The publication focuses on the correction of disgraphia in the course of formation of key competences of junior schoolchildren. The urgency of this direction of study is caused by the modern standards of education which regulate professional activity of teachers.
Key words: disgraphia, key competences, correction, junior schoolchildren, modern education.
About the author: Ryabova Olga Vladimirovna, Post-graduate Student, Department of Logopedics, Pushkin Leningrad State University.
Place of employment: State Budget Educational Institution "Center for Psychological, Medical and Social Support of St. Petersburg Frunze Region", Teach-er-logopedist.
, г. Санкт-Петербург, ул. Белы Куна,
программы, влияет на формирование личности.
В настоящее время, несмотря на то что дисграфия изучается с разных позиций (клинических, психологических, нейропсихологи-ческих, психолингвистических, педагогических, логопедических) отечественными и зарубежными
Специальное образование. 2015. № 2
87
исследователями, поиск оптимальных путей коррекции дисграфии остается одной из актуальных задач логопедии [9].
Специалисты, обеспечивающие образование детей: педагоги, логопеды, психологи, — всё чаще сталкиваются с необходимостью не только обеспечивать индивидуальный подход, но и учитывать требования современного общества к тому, каким должен быть его гражданин.
В европейской системе образования идет сосредоточение не на личностных характеристиках, а на свойствах деятельности, которые формируются в рамках компетенций. Компетенция в данном случае трактуется как совокупность знаний в определенной области, а также навыков и умений, которые влияют на значительную часть деятельности и могут быть измерены и развиты через обучение [5].
В отечественной системе образования также произошли изменения, которые отразились не только на образовательном процессе, но и на коррекционном. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (от 06.10.2009 № 373) установил требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования. Среди этих требований важными являются метапредметные, вклю-
чающие освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться [6].
В условиях современной, обновленной системы начального образования и требований федерального государственного образовательного стандарта, предъявляемых к педагогам, возникает необходимость, как отмечает О. Е. Грибова, в анализе недостаточности речевого развития с акцентом на выделении первичного неполноценного звена в триаде «способность — деятельность — компетенция», что позволит выбрать адекватные подходы к коррекции и прогнозировать динамику речевого развития ребенка [1, с. 45].
Учитывая всё вышесказанное, мы разработали четырехкомпо-нентную модель анализа ключевых для младших школьников компетенций (см. рис. 1), необходимых для успешного совершенствования устной речи учеников и формирования у них полноценной письменной речи. Изучение ключевых компетенций в данном случае предполагает необходимость объединения педагогических, психологических и логопедических методов исследования нарушений письма у младших школьников [5].
88
Специальное образование. 2015. № 2
Компетентностный уровень
31Е
ЗГЕ
Феноменологический уровень
а>
X
X
аз
ь ев о. ш о; X (1)
о и
X СП
X (\1
а> 1—
Ч
о (1)
X < 1
го с
< 1
1—
о
о
о
СГ
п
о
о
ф
а) =1 о
Г)
X
X СП а>
1— л
X
с
> о
о
О (1) -г
5е
о
Уровень базовых составляющих
о
< 1
ш
(1)
X
(1)
а.
т
<п ы
1- < 1
X (-
з: <)
о с:
со
5:
1-,
т
X
<
Социальные условия развития
Каузальный уровень
Психолого-медико-педагогическая характеристика
00 ЧО
Рисунок 1. Четырехкомпонентная модель анализа ключевых компетенций младших школьников
Целью нашего исследования было осуществление комплексной коррекционной работы по преодолению дисграфии в ходе формирования ключевых компетенций младших школьников. Для реализации данной цели были выполнены следующие задачи:
- Доказана целесообразность направленности логопедической работы на формирование и развитие ключевых компетенций в процессе коррекции дисграфии у младших школьников.
- Определены педагогические условия реализации в коррекционной работе дифференцированного подхода на основе учета наименее слабого звена в триаде «способность — деятельность — компетенция».
- Разработана система логопедической работы по эффективной коррекции дисграфии в рамках формирования ключевых компетенций младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС начального образования.
В соответствии с разработанной моделью нами первоначально изучались социальные условия речевого развития школьников: собирались анамнестические данные, исследовалась медицинская документация, изучались психологическая и педагогическая характеристики. Вся эта работа проводилась в рамках каузального уровня.
Следующим этапом нашего исследования было изучение компонентов, наполняющих уровень
базовых составляющих. В соответствии с изучаемыми видами деятельности на феноменологическом уровне, компоненты были разделены на следующие группы:
- познавательная деятельность: пространственно-временные представления, симультанные и сукцессивные процессы, функция внимания;
- учебная деятельность: мотивация, планирование действий, реализация плана, контроль;
- языковая деятельность: фонематические процессы, анализ и синтез речевого потока, грамматический строй речи;
- речевая деятельность: рассказ о себе в форме диалога, составление рассказа по сюжетной картине, списывание, слуховой диктант, самостоятельное письмо с опорой на картину. Таким образом, изучая отдельные компоненты каждой деятельности, мы делали выводы об уровне их сформированности у младших школьников. На основе этих выводов мы определяли уровень развития ключевых компетенций младших школьников: учебно-познавательной, языковой и речевой.
Изучив особенности формирования ключевых компетенций младших школьников с дисграфи-ей, определив уровень их развития и выделив слабое звено в триаде «способность — деятельность — компетенция», мы сформулировали основные постулаты, на которых будет базироваться наша система логопедической работы:
90
Специальное образование. 2015. № 2
- Ключевые компетенции — это то звено, к формированию которого необходимо стремиться в процессе коррекции дисграфии у младших школьников. Это продиктовано не только общей стратегией современного образования, опирающегося на компетентностный подход в обучении учащихся, но и подкреплено практикой жизни: ребенку необходимо не только дать знания, но и обучить его ими пользоваться. Таким образом, опора на четырехком-понентную модель анализа ключевых компетенций, которая демонстрирует взаимосвязь трех звеньев: способности, деятельности и компетенции, — позволяет всесторонне рассмотреть проблему эффективной коррекции дисграфии.
- Коррекционное воздействие необходимо осуществлять с учетом принципа системности, что в данном случае согласуется с систематизацией имеющихся у испытуемых знаний о русском языке, познанием новых граней уже знакомых знаний и активным самостоятельным применением полученных умений и навыков.
- Каждое логопедическое занятие или небольшой цикл их необходимо заканчивать каким-либо творческим результатом для осознания школьниками необходимости и значимости своей работы. Воздействие на школьную мотивацию, повышение заинтересованности учащихся в собственной учебной деятельности является одним из важнейших аспектов нашей кор-рекционной работы. Рассматривая коррекцию дисграфии через призму
ключевых компетенций, на второй ступени (в триаде «способность — деятельность — компетенция») мы сталкиваемся с деятельностью. Но формирование любой деятельности невозможно без мотивации к ней. Соответственно, чтобы учащиеся смогли переступить на ступень «компетенция», они должны быть заинтересованы в этом.
- Необходимо также тесное сотрудничество логопеда с учителем для того, чтобы педагог помогал школьникам использовать сформированные ключевые компетенции в процессе всей учебной деятельности. Совместная работа учителя и логопеда будет также способствовать более успешному формированию УУД (универсальных учебных действий).
Каждое коррекционное занятие в данной системе логопедической работы состоит из трех блоков, которые имеют свое тематическое планирование и соответствующие задачи. Перечислим основные задачи каждого блока:
- подготовительный блок — развитие базовых составляющих познавательной и учебной деятельностей, а также совершенствование этих видов деятельности;
- информационный блок — развитие базовых составляющих языковой и речевой деятельностей и совершенствование этих видов деятельности;
- контрольный блок — формирование и развитие ключевых компетенций, а также осуществление рефлексии учащимися.
Специальное образование. 2015. № 2
91
В данной статье мы не планировали давать конспекты занятий, поэтому приведем лишь тематическое планирование информационного блока.
1. Звуки и буквы:
- буквы. Звуки: гласные; согласные звонкие и глухие;
- звуки: гласные; согласные мягкие и твердые;
- буквы: Я, Ю, Е, Ё.
- звуки и буквы — итоговое занятие.
2. Слоги:
- слоговая структура слов (1-я часть);
- слоговая структура слов (2-я часть);
- ударение: ударный слог;
- слог и ударение.
3. Слово:
- слово;
- сложные слова;
- части речи: имя существительное, глагол, имя прилагательное;
- род и число имен существительных и прилагательных.
4. Предложение и текст:
- предложение;
- словосочетание;
- стихотворение нерифмованное (синквейн);
- стихотворение рифмованное;
- текст.
5. Словообразование:
- состав слова;
- приставки (1-я часть);
- приставки (2-я часть);
- приставки и предлоги;
- суффиксы (1-я часть);
- суффиксы (2-я часть);
- суффиксы — итоговое занятие.
6. Словоизменение:
- склонение по падежам имен существительных (единственное число);
- склонение по падежам имен существительных (множественное число);
- склонение по падежам имен существительных — итоговое занятие;
- склонение по падежам имен прилагательных;
- время и вид глаголов, изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам.
7. Связная речь:
- обсуждение просмотренного мультфильма и написание рассказа по нему;
- составление и написание рассказа по серии сюжетных картинок;
- обсуждение незаконченного рассказа и сочинение концовки к нему.
При составлении заданий к данной программе использовались некоторые методы и приемы, описанные в работах Л. Г. Парамоновой [2; 3; 4], Дж. Чейпи [7] и А. В. Ястребовой [8].
В нашем эксперименте приняли участие 30 школьников с дис-графией, обучающихся в третьем классе. Возраст испытуемых составил от 8 лет 7 мес. до 9 лет 4 мес. (средний возраст — 9 лет 1 мес.). Было проведено 33 занятия, по два занятия в неделю по 45 минут. Учащиеся были объединены в под-
92
Специальное образование. 2015. № 2
группы в зависимости от выделенного у них слабого звена.
Согласно тематическому плану, коррекционно-развивающая работа по формированию и развитию языковой компетенции проводилась в рамках занятий первых тр!х разделов. Коррекционно-развивающая работа по формированию и развитию речевой компетенции проводилась в рамках занятий с четв!ртого по седьмой разделы. Коррекционно-развивающая работа по формированию и развитию учебно-познавательной компе-
тенции проводилась в рамках занятий с первого по седьмой разделы.
По окончании коррекционной работы было проведено повторное исследование ключевых компетенций младших школьников в соответствии с описанной выше моделью. Полученные результаты мы сопоставили и провели сравнительный анализ уровня развития ключевых компетенций младших школьников с дисграфией до и после коррекционно-развивающей работы с ними. Эти данные приведены в таблице 1.
Таблица 1
Сравнительная характеристика уровня развития ключевых компетенций младших школьников с дисграфией до и после коррекционно-развивающей работы с ними, %
Уровень развития ключевых компетенции Учебно-познавательная компетенция Языковая компетенция Речевая компетенция
До После До После До После
Высокий 0 30 0 80 0 40
Средний 0 40 20 20 10 60
Низкий 55 30 40 0 65 0
Очень низкий 45 0 40 0 25 0
100% 80% 60% 40% 20% 0%
высоким уровень
65%
54%
38%
8% 8% И 21% Н 6%
0%,-, ■ :
средним уровень
низкии уровень
оченьнизкии уровень
■ до □ после
Рисунок 2. Эффективность коррекционно-развивающей работы
Специальное образование. 2015. № 2
93
Как видно из таблицы, уровень сформированное™ каждой компетенции вырос довольно значительно. Если до коррекционной работы ни один школьник не обладал ни одной из заявленных компетенций на высоком уровне и лишь незначительная часть учащихся имела средний уровень развития, то после проведения коррекционно -развивающей работы большинство школьников имели уже средний и высокий уровни развития ключевых компетенций.
На диаграмме (рис. 2) показан общий уровень развития ключевых компетенций младших школьников с дисграфией до и после коррекци-онно-развивающей работы с ними. Отчетливо видна общая положительная динамика.
Обобщая выводы, можно сказать, что система логопедической работы по коррекции дисграфии через формирование ключевых компетенций младших школьников зарекомендовала себя как эффективная методика. Это обусловлено развитием базовых составляющих основных видов деятельности, определяющих формирование ключевых компетенций, необходимых учащимся для успешного овладения навыком письма и дальнейшего совершенствования письменной речи. Это, как нам кажется, открывает дополнительные возможности для успешной коррекции дисграфии с учетом требований, предъявляемых обществом и современным образованием как к педагогам (логопедам), так и к учащимся.
Литература
1.Грибова, O.E. Текстовая компетенция: лингвистический, психолингвистический и онтолингвистический анализ : моногр. / О. Е. Грибова. — М. : АПК и ППРО, 2009. — 120 с.
2. Парамонова, Л. Г. Дисграфия: диагностика, профилактика, коррекция / Л. Г. Парамонова. — СПб. : Детство-пресс, 2006. — 128 с.
3. Парамонова, Л. Г. Как подготовить дошкольника к овладению грамотным письмом. Профилактика дизорфогра-фии / Л. Г. Парамонова. — СПб. : Детство-пресс, 2008. — 224 с.
4. Парамонова, Л. Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей / Л. Г. Парамонова. — СПб. : Союз, 2004. — 240 с.
5. Рябова, О. В. Формирование ключевых компетенций младших школьников как средство коррекции дисграфии / О. В. Рябова // Вестн. ЛГУ им. А. С. Пушкина. — 2013. — Т. 3, № 4,— С. 96—105.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (1—4 кл.) [Электронный ресурс] / Министерство образования и науки Российской Федерации. — 2009. — Режим доступа : http ://минобрнауки. рф/доку менты/922.
7. Чейпи, Дж. Готовность к школе : Как родители могут подготовить детей к успешному обучению в школе / Дж. Чейпи. — М. : Педагогика-Пресс, 1992.— 128 с.
8. Ястребова, А. В. Обучаем читать и писать без ошибок: комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма / А. В. Ястребова, Т. П. Бессонова. — М.: АРКТИ, 2007. — 360 с.
9. Ryabova, О. V. By the question about the principles of diagnosis of dy-sgraphia in primary school children /
94
Специальное образование. 2015. № 2
О. V. Ryabova // Педагопка формування творчо! особистосп у вищш i загально-освггнш школах : зб. наук. пр. — Запо-ршжя, 2013. — Вип. 31 (84). — С. 489.
Literature
1. Gribova, О. Е. Tekstovaya kompe-tentsiya: lingvisticheskiy, psikholingvisti-cheskiy i ontolingvisticheskiy analiz : monogr. / О. E. Gribova. — M. : APK i PPRO, 2009. — 120 s.
2. Paramonova, L. G. Disgrafiya: diag-nostika, profilaktika, korrektsiya / L. G. Paramonova. — SPb. : Detstvo-press, 2006. — 128 s.
3. Paramonova, L. G. Как podgotovit' doshkol'nika к ovladeniyu gramotnym pis'mom. Profilaktika dizorfografii/L. G. Paramonova. — SPb. : Detstvo-press, 2008. — 224 s.
4. Paramonova, L. G. Preduprezhdenie i ustranenie disgrafii u detey / L. G. Paramonova. — SPb. : Soyuz, 2004. — 240 s.
5. Ryabova, О. V. Formirovanie klyu-chevykh kompetentsiy mladshikh shkol'-nikov как sredstvo korrektsii disgrafii / О. V. Ryabova // Vestn. LGU im. A. S. Pushkina. — 2013. — T. 3, № 4,— S. 96— 105.
6. Federal'nyy gosudarstvennyy obra-zovatel'nyy standart nachal'nogo ob-shchego obrazovaniya (1—4 kl.) [Elek-tronnyy resurs] / Ministerstvo obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii. — 2009. — Rezhim dostupa : http://minobr nauki. rf/dokumenty/922.
7. Cheypi, Dzh. Gotovnost' k shkole : Kak roditeli mogut podgotovit' detey k uspeshnomu obucheniyu v shkole / Dzh. Cheypi. — M. : Pedagogika-Press, 1992. — 128 s.
8. Yastrebova, A. V. Obuchaem chitat' i pisat' bez oshibok: kompleks uprazh-neniy dlya raboty uchiteley-logopedov s mladshimi shkol'nikami po predupre-zhdeniyu i korrektsii nedostatkov chteniya i pis'ma / A. V. Yastrebova, T. P. Besso-nova. — M. : ARKTI, 2007. — 360 s.
9. Ryabova, O. V. By the question about the principles of diagnosis of dy-sgraphia in primary school children / O. V. Ryabova // Pedagogika formuvan-nya tvorchoi osobistosti u vishchiy i za-gal'noosvitniy shkolakh : zb. nauk. pr. — Zaporizhzhya, 2013. — Vip. 31 (84). — S. 489.
Специальное образование. 2015. № 2
95