УДК374.7
А.А.Мударисова
ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ ДОСУГА
В статье представлен анализ проблемы формирования ценностно-смысловых компетенций молодежи в условиях досуга с учетом современной социально-культурной ситуации.
Ключевые слова: «компетенции», «ценностно-смысловые компетенции», «базовые компетенции личности», классификация компетенций, культурно-досуговый процесс, молодежь
ZINNATULLINA A. A. THE PROBLEM OF FORMATION OF VALUES AND MEANINGS OF COMPETENCE IN YOUTH RECREATION
The paper analyzes the problem of forming valúes and meanings of competence in youth leisure considering the current socio-cultural situation
Key words: "competence", "value-semantic competence", "basic competence of personality", the classification of competencies, culture and leisure process, youth
Формирование ценностно-смысловых компетенций молодежи в условиях досуга направлено на развитие важных качеств молодежи - умение ориентироваться в многообразие досуговых увлечений и форм их реализации, умение ориентироваться в современной социально-культурной ситуации, умение мыслить духовно-смысловыми категориями, жить в соответствии с современными мировоззренческими принципами организации жизнедеятельности.
В условиях глобализации мировой экономики главными сокровищами нации выступают интеллект и умения граждан. А они зависят, прежде всего, от способности молодежи овладеть новыми умениями, особенно умениями определять задачи, находить новые решения и постигать моральные ценности.
Ценностно-смысловые компетенции относятся к общему содержанию развития человека, конкретизируются на уровне мировоззрения и смысла жизни. Данные компетенции основываются на главных целях жизнедеятельности личности, представления социального опыта и опыта личности для дальнейшего получения жизненных навыков и практической деятельности в современном обществе.
Формирование ценностно-смысловых компетенций связано, в первую очередь, со способностью молодежи видеть и понимать окружающий мир, осознавать свою роль и предназначение, умение выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.
Проблема формирования ценностно-смысловых компетенций молодежи - это проблема познания, связанная с опытом освоения картины мира, жизни человека и человечества, отдельных народов, общественных и социально-культурных явлений, событий, бытовой и культурно-досуговой деятельности.
Проблема формирования ценностно-смысловых компетенций молодежи в условиях досуга имеет несколько взаимосвязанных аспектов:
1. Ценностно-смысловые компетенции рассматриваются нами во взаимосвязи с основными качествами личности молодежи - активностью, целеустремленностью, сформированной культурой мировоззрения, определяющей основные направления ее досуговой деятельности.
2. Ценностно-смысловые компетенции определяются современными социально-культурными тенденциями развития общества, связанными с формированием нравственности и культуры поведения современной молодежи.
3. Актуализация ценностно-смысловых компетенций зависит от культурно-досуговых потребностей, мотивационно-ценностных установок личности.
Компетенция - это и целостная актуализация в деятельности знаний, умений, опыта и отношений/ценностных установок. Существуют следующие типы компетенций:
- профессиональные, относящиеся к конкретной технологии трудовой деятельности (технологическому или бизнес-процессу);
- надпрофессиональные/мобильные, относящиеся к взаимодействию с различными элементами трудовой среды, включая способность эффективно взаимодействовать с другими работниками, руководством и клиентами, организовывать и совершенствовать трудовую деятельность и осуществлять трудовую деятельность с соблюдением требований охраны труда и окружающей среды;
- ключевые/базовые/общие, необходимые для получения новых знаний и адаптации имеющихся знаний к новым требованиям и ситуациям, личностной адаптации к изменяющейся ситуации на рынке. Сразу отметим, что ценностно-смысловые компетенции относятся к базовым компетенциям личности. Также важно отметить, что производным от термина «компетенция» выступает понятие «ключевая (базовая)» компетенция. Базовыми можно назвать такие компетенции, которыми, во-первых, должен обладать каждый человек, а во-вторых, можно было бы применять в самых различных ситуациях. Таким образом, ключевые компетенции являются универсальными в разных ситуациях.
Единого перечня базовых компетенций не существует, однако данные компетенции
классифицируются:
1) ключевые компетенции, которые относятся к общему содержанию образования;
2) общепредметные компетенции, которые относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей;
3) предметные компетенции — частные по отношению к двум предыдущим компетенциям, имеющие конкретное описание и возможность развития в рамках учебных предметов (схема1).
Диссертационное исследование Г.И. Сунгатуллиной определяет компетентность как - совокупность личностных качеств личности (ценностно-смысловых ориентации, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом ее деятельности в определенной социально и личностно-значимой сфере. По ее мнению, «компетенции определяются как - отчужденное, заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере. Ядром компетенции являются деятельностные способности - совокупность способов действий» [4,с.7]. Автор приходит к выводу, что поскольку реализация компетенций происходит в процессе выполнения разнообразных видов деятельности для решения теоретических и практических задач, то в структуру компетенций помимо деятельностных (процедурных) знаний, умений и навыков, входят также мотивационная и эмоционально-волевая сферы. Важным компонентом компетенций является опыт -интеграция в единое целое усвоенных человеком отдельных действий, способов и приемов решения задач
[4].
Схема 1
□
Несколько иная точка зрения у Л.А. Борисовой, которая считает, что под компетенциями личности можно понимать не качества личности, а общие способности, основанные на знаниях, умениях и навыках, индивидуальном опыте и ценностях, которые приобретены благодаря обучению. Поэтому, по ее мнению, компетенции нельзя просто сводить ни к знаниям, ни к навыкам, ни к умениям, приобретение необходимых компетенций (их разнообразия) невозможно в процессе простого усвоения знаний, если этот процесс не сопровождается саморазвитием профессиональной деятельности с использованием современных информационных технологий. В процессе формирования компетенций, как считает автор исследования, формируются следующие способности: способность к самообразованию (самоорганизации учения, планированию работы); способность к профессиональному и жизненному самоопределению; способность к самоуправлению; способность к анализу и самоанализу; критичность и самокритичность мышления; самостоятельность и ответственность в принятии решений; стремление к самопознанию, самосовершенствованию, знание способов и умение реализовать эти стремления в личностной и профессиональной сфере; способность к самоактуализации (самореализации) [1].
В диссертации А.Э.Рахимовой компетенции рассматриваются как сложная интегральная личностно-деятельностная характеристика, присущая современному человеку-участнику диалога культур, включающая в себя мотивационный, интеллектуальный и самоорганизующий компоненты и отражающая совокупность личностных качеств и способностей, социокультурных знаний и ключевых умений, необходимых для ее формирования, в процессе творческой и исследовательской деятельности. А.Э.Рахимова отмечает, что «развитие компетенции невозможно также без овладения социокультурными знаниями, которые необходимы как средство обогащения духовного мира личности на основе приобретенных знаний. Социокультурные знания включают в себя знания социальной и культурной жизни, познания и опыт своей и иной культуры, умение распознать и анализировать ситуацию, давать ей адекватную оценку, находить пути
решения социокультурных задач и добиваться поставленных целей» [3,с.15].
Итак, в состав ключевых компетенций входят и обобщенные, универсальные компетенции, овладение которыми необходимо личности для дальнейшего обучения, собственного развития, жизненной самореализации, независимо от уровня его обучения, развития и профессии, которую он выберет. Иными словами, список компетенций, так или иначе, воспроизводит некий перечень основных видов деятельности человека. Однако, важно отметить, что главное назначение ключевой компетенции заключается в способности личности решать жизненно важные проблемы в конкретных ситуациях. Исходя из этого, можно констатировать, что центральным звеном ключевых компетенций является опыт деятельности на основе усвоенных знаний и умений личности.
В диссертационной работе И.В.Чаплыгиной компетенции рассматриваются как знания, умения, навыки и опыт, объективно помогающие выпускнику в решении какой-либо задачи, а также совокупность личностных качеств и способностей, необходимых для успешного овладения определенной деятельностью. К ключевым компетенциям в данном исследовании относятся надпрофессиональные и общепрофессиональные компетенции. Надпрофессиональные компетенции - универсальные знания, умения и навыки, качества и способности выпускника, обеспечивающие его конкурентоспособность и социальную адаптацию в условиях рынка труда. Общепрофессиональные компетенции - знания и умения фундаментальной направленности, качества и способности выпускника, определяющие его профессиональную мобильность [5].
Важно также отметить, что ценностно-смысловые компетенции относятся к общему содержанию культурно-досуговой деятельности, конкретизируются на уровне познания и развития личности в условиях досуга. Данные компетенции основываются на главных целях социокультурного развития молодежи, представления социального опыта и опыта личности для дальнейшего получения жизненных навыков и организации свободного времени в современном обществе.
Важно подчеркнуть, что ценностно-смысловые компетенции предполагают умения формулировать собственные ценностные ориентиры по отношению к предмету и сферам деятельности; владеть способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций; уметь принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия, осуществлять действия и поступки на основе выбранных целевых и смысловых установок; осуществлять индивидуальную образовательную траекторию с учетом общих требований и норм; осуществлять индивидуальную и поисковую деятельность при работе над проектом: выбор темы, актуальность, исследовательская деятельность.
И.В.Долингер под «ценностно-смысловой компетентностью понимает качество личности, связанное с ценностными представлениями участника, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. При этом следует отметить, что компетенция есть сфера человеческой жизни, в которой личность находит применение своим качествам» [2].
Структуру ценностно-смысловых компетенций можно представить следующим образом:
1.Ценностные ориентиры
2.Способность видеть и понимать окружающий мир
3.Способность ориентироваться в окружающем мире
4.Способность осознавать свою роль и предназначение
5.Умение выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков.
6.Умение принимать решения.
7. Сформированное мировоззрение.
Итак, суть ценностно-смысловых компетенций в условиях досуга - формировать мировоззрение и ценностные ориентиры участника, его способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки в условиях культурно-досуговой деятельности, принимать решения.
Литература
1.Борисова Л.А Развитие технических компетенций студентов на основе информационных технологий обучения: автореф...канд.пед.наук/ Борисова Л.А. - Казань, 2006. -23 с.
2.Долингер И.В. Формирование ценностно-смысловой компетентности в физическом воспитании школьников [Электронный ресурс] / / И.В. Долингер Сайт СибГУФК, Зикранец И.Н. МОУ СОШ№2 Русская Поляна. -Режим доступа: http:// Formirovanie cennostno-smyslovojj kompetentnosti shkol'nikov.doc
3.Рахимова А.Э. Развитие социокультурной компетенции обучающихся в условиях интернет-проектов
1.Borisova L.A. Razvitie tehnicheskih kompetencij studentov na osnove informacionnyh tehnologij obuchenija:
avtoref.. .kand.ped.nauk/ Borisova L.A. - Kazan', 2006. -23 s.
2.Dolinger I.V. Formirovanie cennostno-smyslovoj kompetentnosti v fizicheskom vospitanii shkol'nikov [Jelektronnyj resurs] // I.V. Dolinger Sajt SibGUFK, Zikranec I.N. MOU SOSh№2 Russkaja Poljana. - Rezhim dostupa: http:// Formirovanie cennostno-smyslovojj kompetentnosti shkol'nikov.doc
3.Rahimova A.Je. Razvitie sociokul'turnoj kompetencii obuchajushhihsja v uslovijah internet-proektov / Rahimova A.Je. - Kazan', 2007.- 22 s.
/ Рахимова А.Э. - Казань, 2007.- 22 с.
4.Сунгатуллина Г.И. Развитие культуротворческих компетенций учащихся в условиях создания музея: автореф...канд.пед.наук/ Сунгатуллина Г.И.- Казань, 2006. -23 с
5.Чаплыгина И.В. Формирование ключевых компетенций студентов при изучении
общепрофессиональных дисциплин в колледже: Дисс...канд.пед.наук / Чаплыгина И.В.- Москва, 2006. -195 с.
4^и^аШШпа G.I. Razvitie kul'turotvorcheskih kompetencij uchashhihsja V uslovijah sozdanija muzeja: avtoref...kand.ped.nauk/ SungatuШna G.I.- Kazan', 2006. - 23 s
5.Chaplygina I.V. Formirovanie k^juchevyh kompetencij studentov pri izuchenii obshheprofessional'nyh disciplin v kolledzhe: Diss.. .kand.ped.nauk / Chaplygina IV.- Moskva, 2006. -195 s.