Научная статья на тему 'Моделирование в процессе формирования социокультурной компетентности молодежи в условиях досуга'

Моделирование в процессе формирования социокультурной компетентности молодежи в условиях досуга Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
264
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ / ДОСУГ / ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МОЛОДЕЖЬ / SOCIOCULTURAL COMPETENCE / STRUCTURAL-FUNCTIONAL MODEL / LEISURE / LEISURE ACTIVITIES / YOUTH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Новгородова Е. Е., Терехов П. П.

В статье анализируются теоретические и практические основы реализации структурно-функциональной модели формирования социокультурной компетентности молодежи в условиях организации различных форм досуговой деятельности; рассматривается сущность структурно-функциональной модели; выявляются методологические взаимосвязи между реализацией модели и системным внедрением процесса формирования социокультурной компетентности личности; рассматриваются основные компоненты модели и их содержание; социокультурная компетентность анализируется в условиях проявления социальных свойств личности в системе досуговой деятельности; рассматривается процесс формирования социокультурной компетентности молодежи в условиях досуга; выявлены новые формы организации развития социокультурной компетентности личности; в статье определена проблематика научного поиска изучения социокультурной компетентности с различных научных точек зрения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODELING IN THE PROCESS OF THE YOUTH SOCIO-CULTURAL COMPETENCE FORMATION IN LEISURE CONDITIONS

The article analyzes theoretical and practical bases of implementation of the structural-functional model of the youth socio-cultural competence formation in the context of organizing various leisure activities forms; the essence of the structural-functional model is considered; methodological interrelations between the model implementation and the systemic implementation of the process of forming the socio-cultural competence of an individual are identified; the main components of the model and their content are considered; socio-cultural competence in the context of manifestation of individual social characteristics is analyzed in the conditions of leisure activities; the process of formation of youth socio-cultural competence in the conditions of leisure is considered; new forms of organization of individual socio-cultural competence development are revealed; the article identifies the problems of scientific search for the study of socio-cultural competence from various scientific points of view.

Текст научной работы на тему «Моделирование в процессе формирования социокультурной компетентности молодежи в условиях досуга»

МОДЕЛИРОВАНИЕ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ ДОСУГА

В статье анализируются теоретические и практические основы реализации структурно-функциональной модели формирования социокультурной компетентности молодежи в условиях организации различных форм досуговой деятельности; рассматривается сущность структурно-функциональной модели; выявляются методологические взаимосвязи между реализацией модели и системным внедрением процесса формирования социокультурной компетентности личности; рассматриваются основные компоненты модели и их содержание; социокультурная компетентность анализируется в условиях проявления социальных свойств личности в системе досуговой деятельности; рассматривается процесс формирования социокультурной компетентности молодежи в условиях досуга; выявлены новые формы организации развития социокультурной компетентности личности; в статье определена проблематика научного поиска изучения социокультурной компетентности с различных научных точек зрения.

Ключевые слова: социокультурная компетентность, структурно-функциональная модель, досуг, досуговая деятельность, молодежь.

Elena N.Novgorodova, Pavel P.Terekhov MODELING IN THE PROCESS OF THE YOUTH SOCIO-CULTURAL COMPETENCE FORMATION IN LEISURE CONDITIONS. The article analyzes theoretical and practical bases of implementation of the structural-functional model of the youth socio-cultural competence formation in the context of organizing various leisure activities forms; the essence of the structural-functional model is considered; methodological interrelations between the model implementation and the systemic implementation of the process of forming the socio-cultural competence of an individual are identified; the main components of the model and their content are considered; socio-cultural competence in the context of manifestation of individual social characteristics is analyzed in the conditions of leisure activities; the process of formation of youth socio-cultural competence in the conditions of leisure is considered; new forms of organization of individual socio-cultural competence development are revealed; the article identifies the problems of scientific search for the study of socio-cultural competence from various scientific points of view.

Key words: socio-cultural competence, structural-functional model, leisure, leisure activities, youth.

Формирование социокультурной компетентности молодежи является одной из важнейших научных проблем, поисками решения которой занимаются многие ученые. Однако, до сих пор остается открытым вопрос об эффективности досуговых технологий и качества проектирования социокультурной среды, связанной с условиями реализации социокультурных знаний молодежи и развития их творчества в процессе формирования социокультурной компетентности. Структурно-функциональная модель формирования социокультурной компетентности молодежи в условиях досуга направлена на социальное и деятельностное функциональное изменение структуры социального пространства. Она связана с наполнением новым содержанием культурно-досуговой деятельности молодежи и создания условий для формирования новых социокультурных умений и навыков. Так, К.А Абульханова-Славская пришла к выводу, что социокультурная компетентность личности определяется духовными ценностями, жизненными перспективами в системе базовых общечеловеческих ценностных ориентаций, определяющих ее смысл жизни [1]. А.Д. Жарков пишет: «Личность постоянно находится под влиянием воспитывающего воздействия тех общественных отношений, которые формируются, организуются в обществе и отражают в себе отношения и противоречия всего общества» [3; с. 36].

Социокультурная компетентность - это понятие, связанное с культурными позициями, обеспечивающими готовность человека опираться на культурный опыт в системе эмоционально-ценностного отношения к миру. В этом аспекте усвоение культурных норм и ценностей определяется потребностью личности в организации своего смыслового социокультурного пространства на основе изменения результатов своей деятельности. Исходя из этого, процесс формирования социокультурной компетентности молодежи в условиях досуга связан с использованием новых культурно-развивающих и социально-образовательных видов социально-культурной практики на основе привлечения инновационных технологий в условиях работы различных социальных институтов общества. В этом направлении имеет значение понимание культуры народа, страны на основе культурных артефактов, определяющих самобытность региональной территории республики Татарстан, а также актуализация норм, ценностей, явлений, традиций на основе доминирования национальной идеи в развитии человека. Признание системности изменения культурной жизни региона, конструирование традиционных и инновационных процессов социально-культурной динамики в условиях развития социально-культурной среды, обеспечивает ориентацию общества на сохранение принципов реализации модер-

низационных процессов в социально-культурной деятельности.

Изучение социокультурной компетентности, как поли-интегративного понятия, определяется сегодня следующими направлениями научного поиска:

1. Социокультурная компетентность рассматривается в системе социальных институтов и их взаимосвязи на основе культурологического решения социально-культурных проблем социума.

2. Социокультурная компетентность связана с реализацией личностью индивидуального потенциала на основе применения новых знаний в условиях информационного развития различных сфер культуры и социума.

3. Социокультурная компетентность - это система социального развития личности на основе новых социокультурных тенденций развития общества в условиях применения широкого спектра досуговых технологий.

4. Социокультурная компетентность реализуется как направленность личности на реализацию новых умений и навыков, стремления применять свои способности и таланты в условиях творческой деятельности в системе усвоения новых социокультурных ценностей.

5. Социокультурная компетентность - это свойство личности, определяющее качество ее деятельности в социально-культурной сфере на основе новых социокультурных знаний в системе применения интегративного ментального поиска.

Формирование социокультурной компетентности молодежи в условиях досуга связано с рядом параметров моделирования как метода научного исследования, который позволяет решать научные задачи в нескольких направлениях - проектирование социально-культурных процессов, когнитивное исследование по заданным параметрам, использование критериальных и диагностических компонентов, использование систем оценивания и контроля за деятельностью участников различных процессов.

По нашему мнению, структурно-функциональная модель - это совокупность интегративных компонентов, которые направлены на реализацию нескольких методологических связей - функциональных, деятельностных и структурных, отражающих искомый процесс во взаимосвязи целей и задач. Социокультурная компетентность молодежи в условиях досуга определяется с этих позиций как качественно новая форма социального сознания, имеющая систему социально-культурных и деятель-ностно-мотивационных направлений реализации потенциала личности.

Структурно-функциональная модель формирования социокультурной компетентности молодежи в условиях досуга - это сложнейшая научная форма поиска и реализации социально-культурных технологий, приемов, методов и задач, подчиненных одной цели - выявление талантливых личностей среди молодежи, поддержка их на основе развития способностей и утверждения результатов творческой деятельности, а также создание условий для стремления молодежи к социальной активности и реализации социокультурных компетенций не только в сфере досуга, но и в различных областях знания.

Досуг - это сфера самореализации личности молодого человека на основе применения новых социокультурных знаний в системе использования творческих и досуговых технологий, которые имеют направленность на расширение возможностей человека в духовном и творческом самосовершенствовании. Модели досуговой деятельности сегодня позволяют искать новые средства для формирования социокультурной компетентности молодежи: изучение иностранного языка, посещение социально-культурных учреждений, участие в творческих конкурсах и интеллектуальных играх, использование опыта творческой деятельности специалистов социокультурной сферы, интересные встречи и беседы, посещение новых социокультурных объектов.

Структурно-функциональная модель - это форма научной методологии, проектированием и разработкой которой занимаются многие ученые. Так, А.Т. Ахметзянова отмечает, что структурно-функциональная модель формирования социокультурной компетенции должна быть направлена на освоение личностью ценностно-нормативных основ современного мира, развития стремления и готовности к социально-значимой деятельности, организации индивидуального пространства на основе общечеловеческих ценностей и осознания личной ответственности. Автор считает, что процессуальный блок такой модели функционально отражает логику и этапы формирования социокультурной компетенции и включает активные методы обучения, практико-ориентированные формы организации учебной и внеучебной работы, применение гуманитарных педагогических технологий в образовательном процессе педагогического вуза [2].

В.В. Краевский, рассматривая структурно-функциональную модель, определяет ее в системе ре-

шения какой-либо научной проблемы, имеющей постановку множества различных задач в условиях накопления эмпирических факторов, которые порождают необходимость осмыслить их, совместить в целостном представлении, в единстве многообразного. Такая ситуация, по мнению В.В. Краевского, характеризуется тем, что уже имеется некоторая совокупность знаний об этом объекте, однако этих знаний оказывается недостаточно, чтобы отобразить присущие данному целому закономерности; этот разрыв между тем, что уже познано, и тем, что еще не познано, и фиксируется посредством представления о целостности исследуемого объекта [4].

Е.И. Рабина пришла к заключению, что в состав структурно-функциональной модели должны входить результативно-оценочный компонент, критерии, уровни и результат, которые направлены на регистрацию изменения перехода студента на более высокий, качественно отличный уровень. По ее мнению, структурно-функциональная модель характеризуется целостностью, функциональностью, прагматичностью и открытостью при относительной самостоятельности отдельных элементов. Общая структура модели предполагает лишь однозначное толкование в последовательности перехода от одного компонента к другому для решения задач, направленных на достижение обозначенной цели [5].

Мы считаем, что структурно-функциональная модель формирования социокультурной компетентности молодежи в условиях досуга - это совокупность целевого, функционально-процессуального, деятельностного иуровневого компонентов, направленных на оптимизацию системы организации досуга молодежи, включающих каждого участника в систему усвоения социокультурных ценностей. Уникальность разработанной нами структурно-функциональной модели состоит в том, что она сочетает многовариантные процессы рекреации и интеллектуального развития молодежи на базе интеграции индивидуального усвоения ценностей культуры и различной степени воспитательного воздействия в условиях как эпизодических, так и стабильных форм досуга.

Целевой компонент структурно-функциональной модели представлен следующими системными формами: цель модели - обеспечить различные уровни интеграции социально-культурного, эмоционально-нравственного, деятельностного и коммуникативного направлений досуговой деятельности в формировании социокультурной компетентности молодежи; задачи модели: а) сформировать нормы культурной идентификации личности в системе усвоения ею культурных целостных значимых ценностей современного социума; б) обеспечить мотивацию молодежи на усвоение основных навыков организации свободного времени на основе использования воспитательных ресурсов досуговой деятельности; в) обеспечить оптимизацию процесса развития важных личностных качеств молодежи с использованием методологической и научно-теоретической базы подготовки молодежи для жизни в новом социокультурном пространстве; г) спроектировать среду, направленную на использование идей целостного социокультурного воспитания, предполагающего гуманитаризацию общезначимых социально-ценностных направлений досуга.

Функционально-процессуальный компонент разрабатываемой модели направлен на обеспечение развития культуры досуга молодежи, включающий в себя выработку качественно нового уровня организации свободного времени. Деятельностный компонент модели направлен на реализацию средо-вого подхода, как сложного и многоуровневого компонента социокультурного образования, особенность которого определяется действием целого ряда социальных, историко-культурных, инфраструктурных факторов и условий. Уровневый компонент модели содержит характеристику критериев и уровней социокультурной компетентности молодежи в условиях досуга.

Модель обеспечивает систему усвоения личностью новых социокультурных понятий, которые связаны с использованием различных интересов молодежи в условиях досуга и опираются на формы социально-культурного развития общества в системе культурно-досуговой трансформации его различных институтов. Культурно-досуговое развитие личности в условиях реализации структурно-функциональной модели является новым уровнем творчества и творческих потенциалов на основе проектирования различных взаимосвязей социокультурного пространства, которое обеспечивает реализацию досуговых ожиданий личности. В досуговой культуре личности используются различные направления социокультурного пространства для удовлетворения культурных потребностей на основе стремления к различным формам социальной активности. Поэтому социокультурная компетентность личности в условиях досуговой деятельности имеет свою специфику реализации:

- развитие интереса к новым знаниям происходит на основе вовлечения молодежи в новую социокультурную сферу;

- информационные технологии и их спектр применения имеют новый уровень влияния на социокультурную компетентность из-за различной степени и качества социокультурной информации;

- социокультурная компетентность связана со способностями личности усваивать новый материал в условиях традиций, норм и инноваций;

- социокультурная компетентность использует различные уровни и техники применения социокультурных навыков в творческой деятельности при развитии интереса к новому и нестандартному;

- социокультурная компетентность является важным уровнем связи между адаптационными процессами и инкультурацией;

- социокультурная компетентность связана с социальными свойствами, определяющихся закономерностями социально-возрастного и культурно-мотивационного направлений организации досуга.

Формирование социокультурной компетентности молодежи в условиях досуга должно быть организовано на основе развития субъектной позиции личности в системе накопления новых социокультурных знаний, внедрения интегративных систем досуга, базирующихся на вертикальных и горизонтальных связях, овладении молодежью многовариантными формами социально-культурной практики. Новое культурное и социальное мировоззрение в системе социокультурных знаний о мире формируется на основе применения инновационных технологий.

Структурно-функциональная модель является системным интегратором, базирующимся на методологии социально-культурного творчества и законов функционирования социума. Она определяет направленность процесса формирования социокультурной компетентности в условиях учета различных объективных и субъективных факторов, определяющих качество социокультурной среды. Такими факторами являются: социальный фактор, культурный фактор, возрастной фактор, средовый фактор, психологический фактор.

Эффективность деятельности личности в условиях реализации модели во многом определяется интегрированными подходами, закономерностями и принципами, многоуровневой реализацией взаимосвязей социально-культурного развития молодежи и приобретением навыков творческого саморазвития. В основе реализации нашей модели лежат следующие принципы: принцип полисубъект-ности социокультурного образования и воспитания; принцип ориентации на культурно-ценностные отношения в условиях культуротворчества; принцип мотивации и стимулирования социально-ориентированного поведения; принцип моделирования социально-ориентированного поведения молодежи на основе аксиологических параметров культурно-досуговой деятельности; принцип органичной педагогической целостности учебно-образовательного и культурно-досугового процессов; принцип эмоционально-ценностного отношения личности к социуму; принцип добровольности.

Интегрированные формы досуговой деятельности в условиях функционально-процессуального компонента модели обеспечиваются участием молодежи в международных, всероссийских и региональных фестивалях и смотрах, творческих показах выпускающих художественных кафедр, концертных и театрализованных программах, посвященных государственным и общественным праздникам, кинофестивалям. В рамках модели также используются фотовыставки, творческие встречи, флэш-мобы, инновационные конвенты, квесты, социально-культурные программы, локальные индивидуальные досуговые мероприятия. Деятельностный компонент структурно-функциональной модели связан с проведением следующих досуговых мероприятий, направленных на формирование социокультурной компетентности молодежи: конкурс «NAOBOROT», направленный на популяризацию литературного и театрального наследия русских и западноевропейских поэтов и писателей; культурно-досуговый проект «Дыхание времени», связанный с изучением ценностей кино, кинохроники госкино СССР; Kazan Design Week - масштабный проект «Казанская Неделя дизайна», направленный на формирование у молодежи новейших знаний из области дизайна, архитектуры, искусства; креативный конкурс «Информатика» на лучшую эмблему науки, связанный с овладением основами информационных технологий на основе культурологического ценностного мышления и применения социокультурных знаний и умений в системе абстракции, логики и синтеза социокультурных понятий; проект «Невербальное общение»; мастер-класс «Поиск ресурсов для творческой самореализации личности методами арт-терапии» и другие.

В рамках уровневого компонента структурно-функциональной модели были выделены следующие критерии эффективности процесса формирования социокультурной компетентности молодежи в условиях досуга: социально-культурный критерий, деятельностный критерий, познавательный критерий, эмоционально-ценностный критерий. Данные критерии учитывали возрастание объема и сложности социокультурной позиции личности, а также качество проявления многомерной практи-чески-преобразующей деятельности молодежи в условиях досуга. Также в рамках уровневого компо-

нента модели были разработаны и охарактеризованы три уровня социокультурной компетентности молодежи: высокий уровень (интегративный), средний уровень (персонифицированный), низкий уровень (атрибутивный).

Специфика усвоения социокультурных ценностей в условиях досуга определяется следующими требованиями:

1. Социокультурная компетентность базируется на удовлетворении духовных потребностей, связанных с различными сферами реализации интересов молодежи, ее участия в различных видах социально-культурной деятельности и расширением культурного и социального потенциала личности.

2. Формирование социокультурной компетентности направлено на решение задач включения разнообразных форм социально-культурного творчества в содержание социокультурного процесса, а также с инновационными методиками вовлечения молодежи в мир культуры.

3. Методы социально-культурной деятельности должны быть направлены на формирование умений воспринимать и оценивать явления духовной и культурной жизни с позиции социально-культурных идеалов.

4. Формирование социальной активности связано с использованием методологических подходов, позволяющих моделировать ценностно-ориентированное пространство на основе социальных, творческих процессов и процессов трансляции общекультурных ценностей в мировоззренческие установки молодежи.

В результате реализации структурно-функциональной модели формирования социокультурной компетентности у студентов активизировался процесс самоопределения, обусловленный усвоением определенных ценностей, способов и действий в различных сферах социума. Наши участники расширили знания, связанные с социальной, личной, культурной, досуговой и профессиональной деятельностью, проявили способность устанавливать новые социальные связи и отношения с обществом. Социокультурная компетентность была сформирована в системе логических и последовательных методологических, методических и организационных процедур, направленных на установление взаимосвязи развития личности со средой при развитии деятельностного и эмоционально-ценностного отношения к явлениям культуры и досуга. Однако остаются открытыми вопросы использования средств национальной культуры и национальной сферы искусства в системе применения инновационных технологий, связанных с расширением социокультурного опыта молодежи и усвоения ею новых социально-культурных смыслов развития творчества и ценностей культуры региона.

По нашему мнению, феномен разработанной нами структурно-функциональной модели заключается в целенаправленном и организованном процессе саморегуляции социокультурной деятельности участников на основе контроля динамики содержательной и процессуальной стороны модели за счет ее критериальных и уровневых показателей.

Литература

1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни - М.: «Мысль», 1991. - 299 с.

2. Ахметзянова А.Т. Структурно-функциональная модель формирования социокультурной компетенции у студентов педагогических вузов // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 3.; [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://srience-education.ru/ru/artide/view?id=20084

3. Жарков А.Д. Теория, методика и организация социально-культурной деятельности: учебник. -М.: МГУКИ, 2012 - 456 с.

4. Краевский В.В. Методология педагогического исследования: пособие для педагога -исследователя. Самара: Изд-во СамГПИ, - 1994. - 165 с.

5. Рабина Е.И. Структурно-функциональная модель самоорганизации времени студента в процессе профессиональной подготовки в вузе / Электронное научное издание (научно-педагогический интернет-журнал) Эмиссия - оффлайн [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.emissia.org/offline/2013/2104.htm

References

1. Abul'hanova-Slavskaya K.A. Strategiya zhizni - M.: «Mysl'», 1991. - 299 s.

2. Ahmetzyanova A.T. Strukturno-funkcional'naya model' formirovaniya sociokul'turnoj kompe-tencii u studentov pedagogicheskih vuzov // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. - 2015. - № 3.; [Electronic resource]. - Access: http://science-education.ru/ru/article/view?id=20084

3. Zharkov A.D. Teoriya, metodika i organizaciya social'no-kul'turnoj deyatel'nosti: uchebnik. - M.: MGUKI, 2012 - 456 s.

4. Kraevskij V.V. Metodologiya pedagogicheskogo issledovaniya: posobie dlya pedagoga-issledovatelya. Samara: Izd-vo SamGPI, - 1994. - 165 s.

5. Rabina E.I. Strukturno-funkcional'naya model' samoorganizacii vremeni studenta v processe profes-sional'noj podgotovki v vuze / Elektronnoe nauchnoe izdanie (nauchno-pedagogicheskij inter-net-zhurnal) EH-missiya - offlajn [Electronic resource]. - Access: http://www.emissia.org/offline/2013/2104.htm

УДК 008:796.07

Т.В.Охотникова ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ КАК ЛАБОРАТОРИЯ КУЛЬТУРЫ

Объектом исследования является огромное информационное поле, которое и характеризует культуру, а предметом - здоровый образ жизни как площадка для получения новой, интересной личности, которая обладает всеми необходимыми ресурсами для того, чтобы называется культурной личностью.

Ключевые слова: здоровый образ жизни, лаборатория, физическое совершенство, самовоспитание, культура, ценностные ориентиры, антиценности, конфронтация, современный мир, здоровьесбере-жение.

Tatiana V.Okhotnikova HEALTHY LIFESTYLE AS CULTURE LABORATORY. The object of the research is a huge information field, which characterizes the culture, and the subject is a healthy lifestyle as a platform for obtaining a new, interesting personality, which has all the necessary resources to be called a cultural personality.

Keywords: healthy lifestyle, laboratory, physical perfection, self-education, culture, values, anti-values, confrontation, the modern world, health preservation.

Здоровый образ жизни - важный фактор культуры. Это всегда возможность получения положительных эмоций, которые выстраивают человека на позитив.

В самом понятии «культура» отражается не только уровень развития общества, но и национальные особенности, отношения между людьми, ценностные ориентиры и многое другое. Если проще, то «совокупность знаний, искусств, морали, права, обычаев и других особенностей, присущих человеку как члену общества» (Э. Тайлор) и есть культура.

Мы привыкли воспринимать культуру разных уровней: художественную, правовую, политическую, нравственную, научную, экологическую и другую. Существуют, так же, понятия культуры как духовная и материальная. Нас больше интересует духовная как средство трансляции опыта от поколения к поколению, где главной функцией культуры выступает творческая (гуманистическая). Ценностные потребности и ориентации, их качественный уровень определяют степень культурности человека [3, с. 17]. Человеческая жизненная практика рассматривается культурной в ракурсе социальных норм (мораль, нравственность, обыденное поведение, соблюдение законностей, обрядовыми формами поведения и т. д.).

Возделывать, воспитывать, образовывать, развивать, почитать - таково значение понятия «культура». В древние времена это понятие «соотносилось с культурой чего-то: возделывание почвы; культура души; разума; культ богов; культ предков» [там же, с. 22]. В принципе, ничего не изменилось, все работает.

Сегодня мы ставим задачи: бережное, уважительное отношение к историческому наследию и культурным традициям; изучение традиций разных культур и народов мира; применение этих знаний и опыта в реальной практике. Это общекультурные компетенции, которыми должны владеть каждый человек и общество в целом. И здесь «духовная культура выступает как деятельность, направленная на духовное развитие человека и общества, на создание идей, духовных ценностей. Она фиксирует в этом процессе творческую её сторону, новации, достижения, выступает многослойным образованием... И формирует всеобщие способности - средоточие души [2, с. 16-17].

Подытожим тему о толковании понятия «культура» высказыванием Марка Тулия Цицерона (45 г. до н. э.): «...как плодородное поле без возделывания не даст урожая, так и душа. А возделывание души это и есть философия: она выпалывает в душе пороки, приготовляет души к принятию посева и вверяет ей сеять, так сказать, только те семена, которые вызрев, приносят обильнейший урожай» [5, с. 252]. Лучше и не скажешь. Само по себе понятие имеет свыше полутора тысяч определений, а эксперты ЮНЕСКО насчитывают около шестисот [2, с. 23].

Рассмотрим взаимодействие понятий «культура» и «лаборатория». Словари так трактуют понятие слова «лаборатория» - помещение для опытов и исследований. Следовательно, мы предлагаем понимать под словосочетанием «лаборатория культуры» площадку (место), где проводятся исследования, ищутся доказательства гипотезы, приводятся примеры реальной практики по заявленной теме исследования (и т. д. и т.п.). В нашем случае - здоровый образ жизни как лаборатория культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.