УДК 374.7
А.А.Мударисова
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД В ФОРМИРОВАНИИ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ ДОСУГА
В статье представлен анализ функционального подхода проблемы формирования ценностно-смысловых компетенций молодежи в условиях досуга с учетом выявления ключевых функций организации досуга молодежи и организации формирования ценностно-смысловых компетенций молодежи с учетом инновационных источников модификации содержательно-деятельностной подсистемы ценностно-смысловой компетенции.
Ключевые слова: ценностно-смысловые компетенции, культурно-досуговый процесс, функции формирования ценностно-смысловых компетенций в условиях досуга; функциональный подход в формировании ценностно-смысловых компетенций молодежи в условиях досуга .
A.A. Mudarisova THE FUNCTIONAL APPROACH TO THE FORMATION OF VALUES AND MEANINGS COMPETENCIES OF YOUNG PEOPLE RECREATION
The paper presents an analysis of the functional approach the problem of formation of value and meaning of competences of young people recreation activities including identifying the key functions of the organization of leisure of youth organizations and the formation of values and meanings young people with the skills and innovative sources of content- activity- modifying subsystem value-semantic competence.
Keywords : value-emantic competence , cultural and recreational process , the functions of formation of value and meaning of competencies in terms of leisure , a functional approach to the formation of values and meanings competencies of young people in leisure activities.
Ценностно-смысловые компетенции в условиях досуга рассматриваются нами как компетенции освоения участниками культурно-досугового процесса мировоззренческой картины мира, жизни человека и человечества, отдельных народов, общественных явлений, событий.
Ценностно-смысловые компетенции позволяют молодежи выстраивать внутреннюю целевую доминанту, выражающую стремление личности к реализации ее творческого потенциала и сущностных сил, направленных на качественное потребление ценностей духовной культуры, развлечений и других видов культурно-досуговой деятельности, определяющих качество культуры досуга личности.
Формирование ценностно-смысловых компетенций молодежи в условиях досуга, опирается на ценностно-ориентационную систему личности, при обогащении внутреннего содержания ценностных ориентации с помощью механизма адаптации к изменившейся социокультурной среде, что обеспечивает высокое качество выбора досуговых занятий, охватывающих искусство, игру, общение, развлечения, художественное творчество, спорт, туризм, интеллектуальную сферу и т.д.
Функциональный подход в формировании ценностно-смысловых компетенций молодежи в условиях досуга позволяет выделить следующие сущностные характеристики социокультурных функций досуга:
- досуг основан на добровольности при выборе рода занятий и степени активности;
-досуг предполагает не регламентированную, а свободную творческую деятельность;
-досуг формирует и развивает личность;
-досуг способствует самовыражению, самоутверждению и саморазвитию личности через свободно выбранные действия;
-досуг стимулирует творческую инициативу.
Эффективность реализации социализирующих функций формирования ценностно-смысловых компетенций зависит от разработки и реализации педагогических программ формирования духовно-нравственной культуры молодежи, а также учета возрастных и индивидуально-личностных особенностей участников досуга.
Культуро-развивающая значимость досуговой деятельности заключается в ее влиянии на развитие творческих задатков и способностей молодых людей. В условиях досуга происходит активный контакт формирующегося человека с окружающим миром, трансляция духовно-культурных ценностей, обеспечивается преемственность поколений, передача традиций, стимулирование творчества. Благодаря этому культурно-развивающему потенциалу создаются благоприятные условия для всестороннего развития личности.
Общий инновационный характер современной социально-культурной ситуации, а также реализация принципа модификационной направленности актуализации функционального потенциала культурно-досугового процесса требуют применения особого инновационного подхода к этому процессу. Данный подход предполагает, что процесс актуализации не должен ограничиваться лишь выявлением и мобилизацией актуально существующих ресурсов ценностно-смыслового развития молодежи в культурно-до-суговом процессе.
Инновационным источником модификации содержательно-деятельностной подсистемы ценностно-смысловой компетенции в условиях культурно-досугового процесса могут служить различные виды и формы смыслотехнических воздействий, в частности приемы, связанные с изменением источников смысла:
- с подключением дополнительных мотивов: соревнования, конкурсы, олимпиады, брейн-ринги, кейс-стади, тайм-менеджементы и т.д.;
- с подключением смысловых диспозиций - ориентация на лучшие произведения искусства;
- с подключением самоотношения, социальной и ролевой идентичности - участие в деловых играх, «круглых столах», конференциях и т.д.
В целом же результатом процесса актуализации ценностно-смысловых компетенций в условиях культурно-досугового процесса должно стать приведение данных компетенций в состояние готовности к его практической реализации, что предполагает:
- наличие комплекса содержательно-целевых моделей формирования ценностно-смысловых компетенций, на основании которых должно быть построено воспитание молодежи;
- готовность руководителей к эффективной реализации ценностно-смысловых компетенций в условиях культурно-досугового процесса, выражающихся в наличии у них базового уровня воспитательно-направленного духовно-нравственного потенциала;
- готовность молодежи к активному ценностно-смысловому развитию и саморазвитию, выражающегося в наличии у них устойчивой мотивации на данный процесс.
В свою очередь, процесс реализации формирования ценностно-смысловых компетенций в условиях культурно-досугового процесса понимается нами как специально организованный и целенаправленный процесс проектирования, организации, практического осуществления и мониторинга ценностно-смыс-ловых компетенций на основе системного использования актуализированных духовно-нравственных и ценностно-ориентированных ресурсов культурно-досугового процесса, а также практического воплощения заложенных в них ценностей.
Функция проектирования процесса формирования ценностно-смысловых компетенций молодежи состоит из следующих подфункций:
- сравнительно-сопоставительная подфункция, в соответствии с которой в ходе проектирования должен осуществляться отбор наиболее адекватных из актуализированных ценностно-смысловых ресурсов и возможностей культурно-досугового процесса;
- адаптационная подфункция, в соответствии с которой проектируемые цели, содержание, формы и методы формирования ценностно-смысловых компетенций должны быть согласованы с соответствующими обучающими и развивающими целями и единой логикой развития личности в условиях досуга;
- интегративно-образовательная подфункция, в соответствии с которой процесс проектирования формирования ценностно-смысловых компетенций молодежи призван способствовать интеграции творческих, развивающих и воспитывающих аспектов в условиях культурно-досугового процесса, в частности, более глубокому, прочному и действенному усвоению основных знаний и умений благодаря обретению их личностного смысла сквозь призму эмоционально-ценностного к ним отношения.
Функция организации процесса формирования ценностно-смысловых компетенций содержит:
- коммуникативная подфункция, в соответствии с которой одной из основ данного процесса должна стать организация диалогического общения молодежи в условиях становления у них ценностно-смыслового характера общения;
- рефлексивная подфункция, в соответствии с которой одной из основ данного процесса должна стать организация рефлексивно-смысловой активности молодежи на основе внутреннего диалога в процессе поиска смысла жизни и основных базовых основ формирования мировоззрения;
- организационно-деятельностная подфункция, в соответствии с которой одной из основ данного процесса должна стать организация активной аналитической, интерпретационной, проблемно-поисковой, имитационно-игровой и практической деятельности молодежи ценностно-смыслового характера;
- личностно-реализующая подфункция, в соответствии с которой воспитание молодежи на основе творческой реализации духовно-нравственного потенциала культурно-досугового процесса должно активно способствовать самораскрытию, самопроявлению и саморазвитию личности путем предоставления ей возможностей свободного выбора в интерпретации различных аксиологических, мировоззренческих и смысложизненных единиц.
3. Функция мониторинга процесса формирования ценностно-смысловых компетенций содержит:
- диагностическая подфункция, в соответствии с которой процесс формирования ценностно-смысловых компетенций должен сопровождаться и завершаться комплексной диагностикой уровня молодежи;
- прогностическая функция, в соответствии с которой в ходе мониторинга ценностно-смысловых компетенций должно осуществляться прогнозирование возможных перспектив совершенствования процесса воспитания молодежи.
Функция мониторинга позволяет выявить следующую характеристику следующих уровней сформированное™ ценностно-смысловых компетенций молодежи в условиях досуга:
Высокий уровень (компетентностный) - участник эксперимента демонстрирует высокий уровень культурно-смыслового развития личности; обладает совокупностью взаимосвязанных качеств личности -высокой мотивацией к познанию мира, развитой эмоционально-волевой сферой, сформированными ценностными ориентациями, широкими досуговыми интересами, высокой адаптацией к современной социо-культурной ситуацией; участник эксперимента обладает умениями и навыками развития и саморазвития; реализует навыки критического анализа информации из различных источников, способность к принятию самостоятельных и нестандартных решений.
Средний уровень (ценностно-ориентационный) - участник демонстрирует умение выбирать целевые установки для своих действий и поступков; использует в своей деятельности сформированные ценностные
ориентиры; умеет видеть и понимать окружающий мир; демонстрирует умение выбирать смысловые установки для своих действий и поступков; однако не совсем развито принятие и использование ценностей в поведении, взаимодействии с окружающими людьми; слабо выражены готовность и способность развиваться самостоятельно в ценностно-смысловом уровне; тем не менее, участники демонстрируют высокую познавательную активность; участники направлены на способность к ценностно-ори-ентационной деятельности в определенной личностно-значимой ситуации.
Низкий уровень (репродуктивно-базовый) - участники обладают невысоким уровнем досуговых интересов; слабо проявлены личностные смыслы; участник проявляет способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, принимать решения; однако слабо выражены основы гуманистического мировоззрения; отсутствует умение выделять проблему, сформулировать ее, проанализировать имеющуюся информацию; нет понимания, каковы ценности современного общества; отсутствуют навыки рефлексии, связанные с осознанием необходимости использования форм деятельности.
Наряду с этим, в процессе исследования была определена целостная совокупность функций процесса формирования ценностно-смысловых компетенций:
- аксиологическая функция, в соответствии с которой формирование ценностно-смысловых компетенций в процессе творческой реализации участников призвано способствовать формированию и развитию у них системы базовых значимых досуговых ценностей и потребностей;
- мировоззренческая функция, связанная с формированием и развитием у молодежи глубоко осмысленных сквозь призму важнейших значимых ценностей основ картины мира;
- рефлексивная функция, связанная с формированием и развитием основ личностного самоотношения молодежи;
- смысложизненная функция, связанная с формированием и развитием основ опосредованных смысложизненных ориентаций молодежи в условиях досуга;
- характерологическая функция, связанная с формированием и развитием у молодежи базовых ценностно-ориентированных морально-нравственных, эстетических, гражданских и профессионально-личностных ценностей в условиях их досуговой деятельности;
- деятельностно-смысловая функция, связанная с формированием и развитием базовых ценностно-смысловых, профессионально-личностных компетенций молодежи.
Таким образом, функциональный подход позволяет определить структуру и функции досуга в формировании ценностно-смысловых компетенций молодежи, где досуг является структурным компонентом повседневной жизнедеятельности. Типы досугового времяпрепровождения современной молодежи весьма разнообразны и выбираются личностью по собственному усмотрению, а сущность досуга проявляется в его содержании. Досуг представляет собой интегративный вид деятельности. Он включает в себя активность субъектов разного уровня, связанного с духовно-практическим освоением действительности и может быть нацелено на достижение различных результатов. Типы досугового поведения весьма разнообразны, где выделяются следующие типы: развивающий, развлекательный, домашний, спортивный, общественно-политический, разрушающий, но между ними существует тесное взаимопроникновение. Выделение типов досугового поведения позволит проводить рациональную дифференцированную работу по организации формирования ценностно-смысловых компетенций в условиях досуга.
Досуговая сфера жизнедеятельности личности несет значительную функциональную нагрузку. Ре-ализация социальных функций досуга, таких как: реабилитации, восстановление (израсходованных сил), развития личностных качеств, творческой самореализации, поддержание социальной солидарности имеет первостепенное значение в процессе создания необходимых условий для развития и саморазвития личности в условиях формирования ценностно-смысловых компетенций.
Литература
1.Дашковская О. Д. Организация досуговой деятельности: текст лекций /О.Д. Дашковская; Яросл. гос. ун-т. - Ярославль: ЯрГУ, 2009.- 45 с.
2.Зимняя И.А Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования [Электронный ресурс] /И.АЗимняя. - сайт Российского государственного гуманитарного университета /Режим доступа: http:// aspi-rant.rggu.ru/artide.html (50758байт)
3.Максютин Н.Ф.Педагогические ресурсы досуга / Максютин Н.Ф - Казань: Медицина, 1996. - 140 с.
4.Шамсутдинова Д.В. Социально-культурная интеграция личности в сфере досуга / Шамсутдинова Д.В. -Казань, 2001. - 256 с.
5.Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты [Электронный ресурс] / Доклад на отделении философии образования и теории
1. Dashkovskaja O.D. Organizacija dosugovoj dejatel'nosti: tekst lekcij /O.D. Dashkovskaja; Jarosl. gos. un-t.
- Jaroslavl': JarGU, 2009.- 45 s.
2. Zimnjaja I.A. Kljuchevye kompetencii - novaja paradigma rezul'tata obrazovanija [Jelektronnyj resurs] /I.A.Zimnjaja. - sajt Rossijskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta /Rezhim dostupa: http:// aspi-rant.rggu.ru/article.html (50758bajt)
3. Maksjutin N.F.Pedagogicheskie resursy dosuga / Maksjutin N.F - Kazan': Medicina, 1996. - 140 s.
4. Shamsutdinova D.V. Social'no-kul'turnaja integracija lichnosti v sfere dosuga / Shamsutdinova D.V. - Kazan', 2001.
- 256 s.
5. Hutorskoj A.V. Kljuchevye kompetencii i obrazovatel'nye standarty [Jelektronnyj resurs] / Doklad na
педагогики РАО 23 апреля 2002. Центр «Эйдос»/ Режим доступа: http:// WWW/ eidos.ru/news/compet/htm
otdelenii filosofii obrazovanija i teorii pedagogiki RAO 23 aprelja 2002. Centr «Jejdos»/ Rezhim dostupa: http:// WWW/eidos.ru/news/compet/htm