СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 10 / 2018.
Список использованной литературы:
1. Каримов М.Ф. Информационные моделирование и технологии в научном познании школьниками действительности // Наука и школа. - 2006. - №3.- С. 34 - 38.
2. Каримов М.Ф. Проектирование и реализация подготовки будущих учителей-исследователей информационного общества // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2005. - № 4. - С. 108 - 113.
3. Каримов М.Ф. Роль принципа историзма в проектировании и реализации подготовки будущих учителей-исследователей информационного общества // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 8. - С. 272 -278.
4. Каримов М.Ф. Обучение информатике студентов педвуза // Высшее образование в России. - 2007. - № 3. - С. 169 - 170.
5. Каримов М.Ф. Состояние и задачи совершенствования химического и естественно-математического образования молодежи // Башкирский химический журнал. - 2009. - Т.16. - № 1. - С. 26 - 29.
© Каримов М.Ф., Комарова У.А., 2018
УДК-37
Лапшина В.С.
Студентка ЛГПУ им. П. П. Семенова-Тян-Шанского
Г. Липецк, РФ
ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОЙ ГОТОВНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
Аннотация
В настоящей статье освещена актуальная в наше время проблема речевой готовности старших дошкольников к обучению в школе. Она обуславливается многими факторами. Современные исследования показывают, что 30 - 40 % детей приходят в первый класс массовой школы неготовыми к обучению, то есть у них недостаточно сформированы такие компоненты готовности: социальный, психологический, эмоционально - волевой.
Ключевые слова:
речь, дети дошкольного возраста, развитие, проблема.
Полное овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием для решения проблем умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в благоприятный период для развития. Чем раньше начнется родной язык, тем свободнее ребенок будет использовать его в будущем. Освоение языка, его грамматическая структура дает детям возможность свободно рассуждать, задавать вопросы, делать выводы, отражать различные связи между объектами и явлениями.
Освоение навыков и способностей различных видов речевой деятельности является предпосылкой полного овладения любыми предметами обучения, которые являются частью содержания дошкольного, начального, среднего и высшего образования.
В процессе образовательной деятельности детей речевая деятельность включает, с одной стороны, восприятие и обработку информации (прослушивание, чтение), с другой стороны, обработку извлеченной или полученной информации (речь, письмо). В процессе учебной деятельности эти четыре типа речевой деятельности занимают большое место, поскольку процесс взаимодействия основан на взаимодействии, общении между учителем и детьми и детьми друг с другом, поэтому становится необходимым определить уровень речи готовность старших дошкольников к обучению.
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 10 / 2018.
Проблема словесной подготовки к обучению решается в следующих видах деятельности: игровой, образовательной и познавательной. Игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Играя, ребенок накапливает знания, изучает язык, общается, развивает мышление и воображение, но в условиях общественного воспитания ведущие средства речевого образования - это систематический, целенаправленный процесс развития познавательных способностей детей, овладевающий им система элементарного знания окружающего и соответствующего словарного запаса, формирование речевых навыков [3, с.87].
Различным аспектам развития детской речи посвящены исследования В. И. Логиновой, Д. Б. Эльконина, Е. М., Струниной, В. И. Яшиной, Е. И. Тихеевой, Н. П. Ивановой, Ж. Кабан, О. С. Ушаковой, Ф. А. Сохина, А. М. Бородич. Доступность осознания явлений языка и речи в дошкольном возрасте отмечают психологи, педагоги, лингвисты: А. И. Гвоздев, Д. II. Богоявленский, Д. Б. Эльконин, С. Ф. Жуков, С. И. Карпова, Л. Е. Журова, А. А. Леонтьев и др. Об овладение дошкольниками единицами языка и речи: А. М. Гвоздев, М. И. Лисина, Ф. А. Сохин, Е. И. Тихеева, М. Ф. Фомичева, А. М. Шахнарович и др; готовности дошкольников к обучению в школе: Т. И. Бабаева, Л. И. Божович, Р. С. Буре, А. Л. Венгер, Л. А. Венгер.
Необходимость общения с детьми определит их развитие речи. На протяжении детства дети интенсивно осваивают нормы речи, мастер-речевой деятельности. Речевое общение включает в себя широко представленное множество речевых единиц, а также понимание речи. Главная функция речи -общение, общение. Речевая готовность к школьному образованию детей подготовительных групп во многом определяется уровнем их развития речи, поскольку через устную и письменную речь дошкольники будут поглощать всю систему школьных знаний.
Чем выше уровень речи детей перед поступлением в школу, тем быстрее они будут изучать навыки письма и чтения в качестве студентов. Речевая готовность к школе подразумевает: полноту процессов формирования фонемного слуха и звука; формирование лексических и грамматических аспектов речи; наличие достаточного объема активной и пассивной лексики; связанная и контекстная речь; наличие навыков общения со сверстниками и взрослыми. Исследователи выделяют пять компонентов речевой готовности, считают их формирование в дошкольном возрасте. Первым критерием всеобщей речевой готовности к обучению является формирование звуковой стороны речи [5, с.27].
Дошкольное детство - самое благоприятное время для развития звуковой культуры речи. Освоение правильного и точного произношения звуков должно быть завершено в дошкольном учреждении. Образование звукового размножения у детей происходит в среднем в период от одного до шести лет. Звуки детей учатся не в изоляции, а в целом слова, звуковое содержание которых, насколько освоение правильного звука, становится все более и более точным. Понимание звуковой стороны речи дошкольников происходит постепенно. Правильная артикуляция звуков речи - сложный процесс. Дети начинают «практиковать» в произношении звуков с двух месяцев, им нужно три-четыре года, чтобы овладеть их речевыми навыками.
При нормальном развитии речи в возрасте до пяти лет физиологические нарушения произношения звуков могут спонтанно корректироваться у детей. В возрасте шести лет дошкольники должны уметь произносить все звуки языка правильно. Второй критерий - формирование фонематических процессов. По определению М. Е. Хвацева, фонемический слух - это «способность воспринимать звуки речи как семантические единицы» [6, с.83].
Наличие фонемного слуха делает возможным ясное восприятие звука, а также понимание значения высказывания. В исследованиях Р. Левины и Г. А. Каша большое значение придается формированию фонематических процессов, развитию фонематического восприятия (способности воспринимать звуки речи). В период от трех до семи лет дети все больше развивают умение слышительного контроля над своим произношением, исправляя его в возможных случаях, т. е формируется фонематическое восприятие. К моменту поступления в школу дети должны обладать навыками элементарного анализа звука. Простые формы анализа фонем у детей могут возникать спонтанно (от четырех до пяти лет), тогда как возникновение более сложных форм возможно в процессе обучения. Анализ речевого потока (расщепление предложений на слова, слова на слоги, слоги на звуки) не является самым трудным для детей, тогда как фонематический
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 10 / 2018.
анализ слов вызывает трудности. Пятилетний ребенок может отличить подчеркнутый гласный в начале слова [1, с.27].
Дошкольник шести лет может определить первый звуковой звук в одном слове; Последний звук в слове, с определением последовательности звуков в слове; рассмотрите количество звуков в словах.
Л. С. Выготский считал, что готовность к школьному образованию со стороны интеллектуального развития ребенка заключается не в объеме знаний, приобретенных ребенком, хотя это также важный фактор, а уровень развития интеллектуальных процессов: «.. ребенок должен уметь определять существенное в явлениях, окружающих реальность, иметь возможность сравнивать их, видеть похожие и разные, он должен научиться рассуждать, находить причины явлений, делать выводы ... Согласно Выготский, будучи готовым к школе, означает, прежде всего, способность обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях объекты и явления окружающего мира ».
Третий критерий готовности к речи - это формирование слоговой структуры слова. В процессе усвоения силлабической структуры дошкольники проходят сложный путь. Специально организованные исследования показывают, что до того, как дети научатся произносить слова без ошибок, они проходят долгую последовательность улучшений произношения. Четвертым критерием является сформированная лексико-грамматическая структура речи, развитие которой рассматривается в исследованиях Н. И. Жинкина, Т. Б. Филичевой. По мнению Ф. А. Сохина, дошкольники на практике приобретают грамматическую систему, то есть имитацию речи взрослых и способ обобщения языка. К моменту поступления в школу дети должны обладать разнообразным лексиконом и иметь достаточные знания грамматической структуры языка. Лексико-грамматический аспект речи развивается и улучшается не только в дошкольный период, но и во время обучения. Пятый критерий включает понятие когерентной речи, которая является высшей формой речевой деятельности, определяющей уровень развития интеллекта и речи детей дошкольного возраста. Освоение коммуникативной стороны речи связано с развитием у детей способности общаться когерентно.
По мнению Г. В. Чиркиной, Р. Е. Левиной, трудности, возникающие у детей проблемы дошкольного возраста в обучении писать и читать, являются результатом неоформленных фонетико-фонетических, лексических и грамматических аспектов речи, недоразвития когерентной речи, т. е. общего недостаточное развитие речи. Дети с недоразвитием речи - это дети дошкольного возраста с недостаточно развитыми предпосылками для обучения.
В настоящее время принято считать, что существует тесная взаимосвязь между нарушением чтения и письма и недоразвитием речи. Существующие школьные программы насыщены и усложняются разнообразными материалами, которые можно изучать посредством чтения.
Дошкольники с общей гипоплазией речи испытывают трудности в обучении чтению и письму. Не всегда дети с недостаточной речью могут продолжить учебу в центре речевой терапии в школе, поэтому необходимо начать формирование предпосылок для обучения грамоте у этих дошкольников в дошкольном учреждении. Работа должна проводиться специальными методами. Дети с общей недостаточной развитостью нуждаются в комплексной поддержке специалистов, систематических занятий по формированию устной речи, подготовке к обучению грамоте. Обучение должно включать уроки по совершенствованию навыков рационального анализа и синтеза, упражнения для развития общих и тонких моторных навыков.
Нарушение процесса формирования системы произношения языка у дошкольников с различными речевыми нарушениями из-за дефектов восприятия и произношения фонем определяется признанными авторами как фонетико-фонетическое недоразвитие. В фонетико-фонематическом недоразвитом дошкольных детей выявлено несколько компонентов: отсутствие различия и трудности в анализе звуков, которые нарушаются произношением; неспособность отличить значительное количество звуков от нескольких фонетических групп. Глубокое фонематическое недоразвитие детей характеризуется тем, что они «не слышат» звуки в слове, не различают связи между звуками, не могут справиться с изоляцией звуков из композиции слов, они испытывают трудности с определение порядка звуков.
Е. М. Мастюкова и Т. И. Гризик подчеркивают важную роль в осуществлении коррекционно-педагогического воздействия на детей ближайшего окружения и считают, что правильно организованное
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 10 / 2018.
семейное воспитание детей с особыми потребностями является одним из условий для создания для них развивающейся речевой среды, необходимо обратить внимание на недооцененный уровень требований к детям в дошкольном и семейном отношениях.
Таким образом, для успешного преподавания детской грамотности требуется определенный уровень готовности к речи, что предполагает наличие сформированного фонемного слуха и звука; формирование лексических и грамматических аспектов речи; наличие достаточного объема активной и пассивной лексики; связанная и контекстная речь; наличие навыков общения со сверстниками и взрослыми. На этапе завершения дошкольного образования все дошкольники должны изучать программу ДОО и достигать так называемых целевых показателей, которые представлены социально-нормативными, специфическими по возрасту характеристиками развития. Достижение этих рекомендаций для детей с нарушениями речи возможно при проведении коррекционно-логопедической работы, направленной на устранение недостатков и формирование речевой готовности к обучению в школах с использованием современных методов. Список использованной литературы:
1. Бороздина, Г.В. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / Г.В. Бороздина. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 477 с.
2. Виноградова, Н.А. Дошкольная педагогика: Учебник для бакалавров / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева. - М.: Юрайт, 2012. - 510 с.
3. Вульфов, Б.З. Педагогика: Учебное пособие для бакалавров / Б.З. Вульфов, В.Д. Иванов, А.Ф. Меняев; Под ред. П.И. Пидкасистый.. - М.: Юрайт, 2013. - 511 с.
4. Галигузова, Л.Н. Дошкольная педагогика: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова-Замогильная. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 284 с.
5. Глухов, В.П. Коррекционная педагогика с основами специальной психологии (курс лекций): Учебное пособие / В.П. Глухов. - М.: Секачев В., 2014. - 256 с.
6. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - М.: ИЦ Академия, 2015. - 416 с
7. Микляева, Н.В. Дошкольная педагогика: Учебник для академического бакалавриата / Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева, Н.А. Виноградова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 411 с
© Лапшина В. С., 2018
УДК 37.01
С. В. Марченко
учитель физической культуры, МБОУ СОШ № 49
г. Белгород, РФ E-mail: [email protected] Е. В. Скибина
учитель физической культуры, МБОУ СОШ № 49
г. Белгород, РФ E-mail: [email protected] Л. А. Надеина
учитель физической культуры, МБОУ СОШ № 49
г. Белгород, РФ E-mail: [email protected]
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ СРЕДА В ШКОЛЕ КАК УСЛОВИЕ ГАРМОНИЧНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ
Аннотация
Статья предназначена для учителей физической культуры общеобразовательных школ, включает в