УДК 159.922.7
Окунева Светлана Евгеньевна
Елецкий государственный университет имени И.А. Бунина
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ
У ДОШКОЛЬНИКОВ
Известно, что одним из главных этапов становления у ребенка грамотной речи является правильное произношение речевых звуков. В раннем возрасте ребенок произносит слова искаженно, неточно, сложно происходит формирование фонематического восприятия. Такие речевые расстройства в большинстве случаев негативно влияют и на развитие умственных способностей, а впоследствии снижают его успеваемость в школе, приводят к школьной дезадаптации. Здесь важно акцентировать внимание на становлении фонематических представлений, фонематического анализа и синтеза, что впоследствии благоприятно влияет на грамотное овладение чтением и письмом, способствует более успешному обучению в школе. Уже к шестилетнему возрасту ребенок должен правильно произносить все звуки родного языка, осознавать звуковую сторону речи, поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо попытаться сформировать достаточный уровень общего развития и умственных способностей, практически ознакомить детей со звуковой стороной слова.
Ключевые слова: фонематическое восприятие, фонематические способности, речь, развитие речи, дошкольники.
Родной язык как средство и способ общения и познания является одним из самых важных завоеваний ребенка в дошкольном детстве. Это тот идеальный период, когда происходит усвоение речи. Чем выше уровень овладения родным языком достигается ребенком к 5-6 годам, тем, как правило, он может быть более успешен на более поздних возрастных этапах.
В современном мире возрастает количество детей с нарушением фонематических способностей, поэтому необходимо уделять особое внимание формированию фонематического восприятия, нарушение которого негативно влияет на развитие звукопроизношения, что впоследствии затрудняет успешное обучение в школе.
У детей с нарушенным фонематическим восприятием в речи искажаются многие звуки, даже те, которые они могут произносить правильно. Для таких детей характерно изменение звуковой и слоговой структур слова, которое проявляется в повторении звуков в словах, пропусках или перестановках звуков или слогов в словах и т.д. Правильное и своевременное фонематическое восприятие является важнейшим стимулом формирования нормированного произношения.
При формировании фонематического восприятия необходимо делать акцент на становление таких фонематических процессов, формирующихся на его основе, как фонематических представлений, фонематического анализа и синтеза, что впоследствии благоприятно влияет на грамотное овладение чтением и письмом.
Одним из важных условий при поступлении в школу является владение грамотной развернутой речью, умением правильно излагать свои мысли, формулировать предложения и т.д. Многие ученые говорили о прямой зависимости между возможностями овладения грамотой и уровнем речевого развития (Р.Е. Левина, Н.А. Никашина, Г.А. Каше и др.). Немаловажная роль в этом принадлежит воспитателю ДОУ, который должен
попытаться сформировать у дошкольника психологическую готовность к школе, достаточный уровень общего развития и умственных способностей, практически ознакомить детей со звуковой стороной слова.
Исследования ряда психологов, педагогов, лингвистов (Д.Б. Эльконин, А.Р. Лурия, Д.Н. Богоявленский, Ф.А. Сохиа, Г.А. Тумаков и др.) подтверждают, что элементарное осознание фонематических особенностей влияет на усвоение грамматического строя, словаря, артикуляции и дикции. Поэтому ребенку, который владеет фонематическим восприятием, грамматически правильной речью, умеет читать будет, легче адаптироваться к новым школьным условиям.
К.Д. Ушинский отмечал, что «сознательно читать и писать может только тот, кто понял звуко-слоговое строение слова». Эти слова говорят о том, что для правильного и своевременного освоения школьной программы дошкольников необходимо обучать звуковому анализу и синтезу, которые должны базироваться на устойчивом фонематическом восприятии каждого звука родного языка. Фонематическим восприятием называют способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы) [2].
Фонематическое восприятие постепенно развивается с младенческого возраста, когда ребенок начинает реагировать на звуки, затем отзывается на сказанные слова, на интонацию слова. К концу первого года жизни (по данным Н.Х. Швачкина) слово впервые начинает служить орудием общения, приобретает характер языкового средства, и ребёнок начинает реагировать на его звуковую оболочку (фонемы, входящие в его состав).
Затем происходит бурное развитие фонематического восприятия, что служит основой совершенствования произношения (А.Н. Гвоздев). Н.Х. Швачкин отмечает, что уже к концу второго года жизни (при понимании речи) ребёнок пользуется фонематическим восприятием всех звуков родного языка.
Вестник КГУ А 2017
© Окунева С.Е., 2017
Особенности формирования фонематического восприятия у дошкольников
Нарушение фонематического восприятия оказывает негативное влияние на становление звуко-произношения, затрудняет звуковой анализ, без которых невозможно успешное школьное обучение. На формирование правильного произношения звуков, слогов влияет способность ребенка к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. определённый уровень развития фонематического восприятия. При помощи аналитико-синтетической деятельности дошкольник сравнивает свою речь с совершенной речью взрослых. Недостаточность анализа и синтеза оказывает влияние на развитии произношения в целом. Однако, если наличия первичного фонематического восприятия достаточно для повседневного общения, то его недостаточно для овладения чтением и письмом. А.Н. Гвоздев, В.И. Бельтюков, Н.Х. Швачкин, Г.М. Лямина доказали, что необходимо развитие более высоких форм фонематического восприятия, при которых дети могли бы делить слова на звуки, устанавливать порядок звуков в слове, т.е. производить анализ звуковой структуры слова. Д.Б. Эльконин назвал эти специальные действия фонематическим восприятием [3].
Процесс формирования фонематического восприятия является достаточно сложным. Здесь требуются колоссальные усилия всех участников этого процесса - воспитателей, родителей и самих детей. У дошкольников ведущим видом деятельности является игра. Поэтому важно подбирать и использовать игры, направленные на развитие фонематических способностей.
На сегодняшний момент взрослые уделяют недостаточно времени играм, которые оказывают важную роль при формировании фонематического восприятия. Поэтому необходимо разработать определенную систему игровых приемов, способствующих формированию фонематического восприятия.
Так, в период от рождения до 6-7 месяцев особая роль принадлежит родителям. Именно они, а в частности, мать проводит большую часть времени с малышом. Младенец воспринимает слова, произнесенные взрослым, только по интонации, содержание слова ему не понятно. Мать должна быть более мягкой в общении, чаще улыбаться и не повышать голос.
Позже, примерно до 2-х летнего возраста, ребенок начинает понимать свою и чужую речь, но не видит существенных ошибок. Задача матери в это время говорить медленно, внятно, проговаривая сложные слова по слогам; включать в общение с ребенком игровые моменты, направленные на формирование фонематического восприятия. Например, использовать игру «Поймай звук (букву)». Ребенок должен хлопком в ладоши или прыжком на месте показать, что услышал заданный звук (букву) взрослым при чтении.
В период 2-3-х летнего возраста происходит совершенствование речи ребенка, он начинает слышать и воспринимать ошибки в своей и чужой речи. Взрослые должны делать акцент на громкость, скорость звучания речи, говорить детям различные слова с похожи звуками, уделяя внимание значению произносимых слов. Например, слова «коза-коса», слышатся и произносятся почти одинаково, но при медленном произношении, взрослые должны акцентировать свое внимание и внимание ребенка на различии в звуках и в значении этих слов, возможно, добавляя другие слова («коза рогатая, длинная коса»).
Примерно к 4 годам у ребенка складывается определенное отношение к собственной речи, он начинает на слух воспринимать большинство звуков родного языка, он внимательнее прислушивается к речи взрослого, вслушивается в чтение книг и т.д. Здесь можно использовать такие игры, как «Кто подал голос?» (продемонстрировать звуки различных животных), «Говорю тихо/ громко» и т.д.
К 5 годам процесс формирования фонематического восприятия заканчивается. Ребенок должен не только слышать, но и правильно произносить все звуки родного языка. А уже к 6-7 годам наступает полное осознание звуковой стороны речи [1]. Именно этот период представляет для нас интерес.
Изучив данную проблему в психолого-педагогической литературе, мы пришли к выводу, что благодаря своевременному формированию фоне-магического восприятия, ребёнок впервые учится различать разнообразные фонематические элементы речи, их точные слуховые представления, которые становятся регулятором для выработки этих элементов в его собственном произношении. В дошкольном возрасте ребенок начинает осознавать различия в фонемах родного языка, он стремится исправить ошибки в произношении других.
Наше экспериментальное исследование проводилось в МБДОУ «Детский сад № 14 города Ельца», МБДОУ «Детский сад № 39 города Ельца», МБДОУ «Детский сад № 40 города Ельца», МБДОУ «Детский сад «Тополек» села Казаки Елецкого района». Всего в эксперименте участвовали 90 детей старшего дошкольного возраста.
Задачами экспериментального исследования являлось изучение особенностей формирования фонематического восприятия и выделение критериев, уровней и показателей фонематического восприятия.
В качестве критериев оценки уровня развития фонематического восприятия у дошкольников нами были выделены:
- способность к определению наличия заданного звука в слове;
- способность к выделению слова с заданным звуком из ряда других слов;
Педагогика. Психология. Социокинетика № 3
113
- способность к выделению слова с заданным звуком из фразы;
- определение частоты повторения звука в словах.
Полученные нами результаты по уровню сфор-
мированности фонематического восприятия у детей 7-го года жизни позволили сделать следующие выводы:
1. Большинство детей (54%) затрудняются определить заданный звук в слове.
2. Дети затрудняются в выделении заданного звука из ряда других слов. Более половины детей (54%) с заданием не справились, лишь 6% детей имеют высокий уровень по данному показателю.
3. Выделение слова с заданным звуком из фразы вызвало у детей наибольшее затруднение. 67% детей показали низкий уровень по данному показателю, всего лишь 20% имеют средний уровень. Необходимо отметить, что многие дети называли не конкретное слово, а словосочетание, в котором искомое слово встречалось. Такой ответ мы расценивали как неправильный.
4. Основная ошибка большинства детей при выполнении задания на определение частоты повторения звука в заданных словах состояла в том, что они называли слишком большое количество звуков, иногда пропуская тот, частота встречаемости которого была наибольшей. Однако дети справились с этим заданием успешнее, чем с другими (более половины детей (53%) показали средний и высокий уровни (33% и 20% соответственно).
В общем можно констатировать, что фонематическое восприятие у детей 6-7 летнего возрас-
та развито недостаточно. Это подтверждается полученными результатами: более половины детей имеют низкий суммарный уровень сформирован-ности фонематического восприятия по выделенным критериям (55%), 32% обследованных детей имеют средний уровень, 13% - высокий уровень. Причина этого, на наш взгляд, в отсутствии целенаправленной работы по формированию фонематического восприятия на специальных занятиях по развитию речи.
Таким образом, при наличии целенаправленной работы и при правильном, своевременном развитии фонематического восприятия будет более успешным процесс овладения грамотой и письмом в школе. Здесь требуются колоссальные усилия всех участников этого процесса - воспитателей, родителей и самих детей. Всем известно, что в дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра, поэтому взрослые должны подбирать и использовать игры, направленные непосредственно на развитие фонематических способностей.
Библиографический список
1. Развитие речи детей дошкольного возраста / под ред. Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 1979. -223 с.
2. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения по развитию речи. - М.: Айрис-пресс, 2008. - 176 с.
3. Эльконин Д.Б. Введение в психологию развития (в традиции культурно-исторической теории Л.С. Выготского). - М.: Тривола, 1995. - 168 с.
114
Вестник КГУ ^ 2017