ние, эмоционально-волевая сфера); изменение соответствующих компонентов установки субъекта по отношению к объекту деятельности (интерес к объекту, осознание его значимости, познание своих реальных возможностей влияния на объект).
Выделенные сущностные особенности понятия «профессиональная компетентность», основные компоненты его структуры рассматриваются нами с учетом различных научных подходов при определении профессиональной компетентности педагога любого профиля, однако, применительно к деятельности учителя, имеющей определенный специфический характер, требуется дальнейшее уточнение и соответствующая интерпретация. В структурном отношении понятие профессиональной компетентности может быть дополнено такими компонентами: мотивационным, профессиональным, психологическим.
Библиографический список
1. Маркова, А.К. Психология труда учителя. - М., 1993.
2. Зимняя, И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. - 2003. - №5.
3. Деркач, А. А. Акмеологическая система руководства качеством непрерывного образования кадров управления. - М., 2007.
4. Зеер, Э.Ф. Психология профессий: учебное пособие для студентов вузов. - 2-е изд. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003.
5. Тесленко, В.И. Оценка профессиональной компетентности педагога высшей школы / В.И. Тесленко, Н. А. Эверт // www.kspu.ru
6. Пугачев, В.П. Руководство персоналом организации. - М.: Аспект Пресс, 2000.
7. Масловская, С.В. Здоровье как фактор развития профессиональной компетентности педагога / С.В. Масловская, М.В. Фомина // Вестник ОГУ. - 2009. -№ 1.
8. Киргинцев, М.В. Формирование профессиональной компетентности специалистов в дидактических информационных средах / М.В. Киргин-цев, С. А. Нечаев // http: //conf. stavsu.ru (Сервер конференций Ставропольского государственного университета).
9. Введенский, В.Н. Компетентность педагога как важное условие успешности его профессиональной деятельности // Инновации в образовании. - 2003. - № 4.
10. Татур, Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста // Высшее образование сегодня. - 2004. - № 3.
11. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Смысл; Академия, 2004.
12. Петровский, А.В. Проблема развития личности с позиции социальной психологии // Вопросы психологии. - 1984. № 4.
13. Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии / под ред. Е.В. Шоротова. - М.: Педагогика, 1976.
Статья поступила в редакцию 05.04.10
В контексте научных подходов к построению модели профессионально компетентного учителя следует сделать вывод, что профессиональная компетентность является интегральным понятием, обозначающим возможность (способность) потенциального специалиста решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях педагогической деятельности.
На уровне всей системы образования элементы научных подходов всегда являлись неотъемлемой частью системы управления качеством обучения и профессиональной подготовки кадров. В связи с этим, формирование профессиональной компетентности представляет собой сложный, многоуровневый процесс, который базируется на научных подходах и является профессионально значимым фактором деятельности современного педагога.
УДК 378.013
В.Д. Васильева, канд. тех. наук, доц.; Р.М. Петрунева, д-р пед. наук, канд. хим. наук, доц., проректор по учебной работе Волгоградского государственного технического университета, г. Волгоград, E-mail: [email protected]
ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОЕКТНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО ИНЖЕНЕРА
В статье рассматриваются особенности инженерной проектной деятельности на современном этапе развития общества, обосновывается необходимость формирования проектной культуры будущих инженеров, раскрывается ее сущность и механизмы формирования.
Ключевые слова: инженер, проектная деятельность, проектная культура.
На современном этапе развития общества уровень создаваемой человеком техники и технологий достиг небывалых высот. Рожденные человеческой мыслью технические объекты стали неотвратимо и фатально влиять на самого человека и общество в целом, преобразуя их как в позитивном, так и в негативном плане [1]. Проектная деятельность, осуществляемая инженером, который не освоил методологию проектирования, основанную на гуманистических ценностях, и не обладает проектной культурой, адекватной современным социокультурным нормам, способна нанести непоправимый вред природе, человеку и обществу в целом.
Сегодня инженерное проектирование понимается как вид деятельности, направленный на создание новых технических объектов с заранее заданными характеристиками при обязательном учете необходимых ограничений - экологических, технологических, экономических и т.д. В обобщенном виде процесс проектирования технического объекта или технической системы, можно представить в виде последовательности следующих проектных действий:
1) подготовка технического задания (анализ предполагаемых или реальных материальных потребностей, существующих в определенной социально-экономической или технической сфере, постановка и исследование инженерной про-
блемы, определение основных характеристик проектируемого объекта, ограничительных условий и основных проектных критериев);
2) предпроектное научно-техническое исследование возможных решений проблемы;
3) генерация технических решений, в том числе альтернативных;
4) анализ технических решений (техническая, экономическая и финансовая принципиальная осуществимость, инженерный анализ на основе моделирования объекта проектирования, оптимизация параметров объекта, прогнозирование поведения объекта проектирования в штатных ситуациях и наступающих последствий внедрения технических решений (экологических, социальных и др.);
5) выбор наиболее перспективного по совокупности критериев технического решения с учетом исходных ограничений;
6) конструирование объекта и подготовка опытного образца;
7) лабораторные испытания и внесение корректировок по усовершенствованию объекта;
8) подготовка технической документации и передача ее в производство (заказчику).
Очевидно, что принципиальной особенностью проектной деятельности в современную эпоху являются ее творческий характер (невозможность создания конкурентно-способных проектов на основе только известных стандартных решений), наличие всеобщего, не зависящего от государственных границ фонда технологий и изобретений, ведущая роль науки и, в первую очередь, информационных технологий в создании новой техники, системный характер профессиональной деятельности, огромная ответственность инженера-проектиров-щика за принятые решения перед будущими поколениями. В постиндустриальную эпоху утратилась классичность многих видов жизнедеятельности общества. В частности, для инженерных разработок большое значение приобрели достижения гуманитарных наук [2], которые позволили разработать методы активизации творческих способностей и поиска нестандартных технических решений. Одновременно, естественные и технические науки, являясь основой инженерного проектирования, дают вместе с математикой, информатикой, логикой мощные методы, облегчающие принятие решений. С появлением таких наук, как теория систем, кибернетика, синергетика возможности инженерного проектирования существенно расширились, усилилась его структуризация и вероятность саморазвития.
В результате прогресса инженерного проектирования и расширения сфер его приложения возник определенный диссонанс между потребностью общества в высококвалифицированных инженерах-проектантах, способных к решению сложных инженерных проблем, имеющих широкий гуманитарный и социальный контекст, и дифференциальным способом подготовки будущих инженеров в вузе [3]. При таком узком специализированном подходе у будущих инженеров формируется фрагментарно-последовательное (сукцессивное) восприятие окружающей объективной реальности, а не целостно-одновременное (симультанное), как того требует современное проектирование. В связи с этим подготовка будущих инженеров, способных выполнять техническое проектирование на современном уровне, определяемом социальной и технической реальностью, является важнейшей задачей системы высшего профессионального образования. Эта способность должна проявляться в виде сформированных общекультурных, общеинженерных и специальных проектных компетенций будущих инженеров, которые в своей совокупности характеризуют проектную культуру инженера. Проектная культура инженера - это не только владение технологией проектирования на современном уровне, но и широкая общая культура, умение учитывать при проектировании достижения гуманитарных и социальных наук, человеческий фактор, широкий ценностносмысловой базис личности. Проектная культура подразумевает:
способность к проведению мониторинговых исследований реальных и возможных материальных потребностей, существующих в социально-экономической и технической сферах;
способность и готовность к проведению научно-исследовательских и патентных исследований, к обеспечению патентной чистоты новых проектных решений и патентоспособности показателей технического уровня проекта;
способность генерировать творческие решения инженерно-профессиональных задач, имеющих социально-гуманитарный контекст, готовность к принятию нестандартных решений; способность и готовность оценивать наступающие последствия реализуемых проектных решений на различных уровнях;
способность находить оптимальные технические решения с учетом требуемой функциональности, надежности, стоимости, безопасности жизнедеятельности, экологической чистоты, социальной и гуманитарной ценности;
способность строить и использовать различные модели для исследования и прогнозирования различных явлений и объектов, осуществлять их качественный и количественный анализ;
способность проводить технические и технологические расчеты, технико-экономический и функционально-стоимостной анализ эффективности проекта;
способность использовать пакеты прикладных программ при выполнении проектных работ;
способность разрабатывать методические и нормативные документы, техническую проектную документацию;
готовность к защите объектов интеллектуальной собственности и коммерциализации прав на объекты интеллектуальной собственности.
Проектная культура инженера характеризуется сочетанием формально-логических и интуитивных операций, выполняемых им при проектировании, широкой эрудицией в различных областях знаний, не связанных очевидным образом с инженерией. Для принятия гармоничного технического решения проектант должен уметь использовать свой личностный профессиональный опыт и интуицию, учитывать свои знания из принципиально различных областей науки и практики. Проектная культура основывается на принятии проектного решения в единстве его когнитивно-рационального и эмоционально-волевого компонентов, в сочетании формального и неформального подходов [4].
Формирование проектной культуры будущих инженеров возможно путем их вооружения соответствующими нормативами, правилами, регулятивами, технологиями проведения всех этапов проектирования, которые вобрали в себя мировой опыт проектирования сложных систем. Сущностью проектной культуры является использование в профессиональной работе совокупности проектных способов преобразования действительности (природы, общества, самого человека) в сочетании их нормативного содержания и ценностного смысла. Включение проектной культуры в число наиболее важных результатов образовательного процесса связано, на наш взгляд, с тем, что постепенное вытеснение сциентистской парадигмы образования, господствовавшей до недавнего времени в системе высшего технического образования, утверждение приоритета гуманистических ценностей послужило основанием для поиска нового облика образовательных учреждений, который соответствовал бы социальному заказу и потребностям субъектов образовательного процесса.
Проектная культура личности - относительно новое понятие. Оно вошло в научный обиход в связи с разработкой технологий «социальной инженерии» [5] и рассматривается в тесной связи с проектной деятельностью [6-8]. Несмотря на активную разработку в последние годы проблем социокультурного, инновационного и других видов проектирования, феномен проектной культуры до сих пор исследован недостаточно; пока не сложилось целостное представление о сущности проектной культуры личности, ее структуре, принципах, закономерностях, психолого-педагогических условиях формирования.
Проектная культура выступает надсистемной характеристикой личности инженера и представляет собой сложную композицию поликомпонентных качеств личности, включающих базовые и периферийные свойства, психологическую готовность человека к проектной деятельности, а также владение системой специализированных проектных технологий, которые осваиваются в процессе обучения в вузе.
Обращаясь к механизмам формирования проектной культуры [8] , отметим, что они включают в себя все области педагогической деятельности: научно-исследовательскую,
проектировочную, образовательную, воспитательную, управленческую - в их сложной взаимосвязи и взаимообусловленности. Научно-исследовательская - требует разработки теоретических основ самого феномена проектной культуры, выявления признаков личности, овладевшей названной культурой, принципов, закономерностей, условий формирования нового типа культуры, разработки диагностических процедур. Проектировочная - направлена на создание педагогической системы образовательного учреждения, ориентированной на формирование проектной культуры субъектов образовательного процесса и разработку технологии ее формирования. Воспита-
тельная - ориентирована на специально организованное, целенаправленное и управляемое взаимодействие коллектива единомышленников - преподавателей и студентов - с целью формирования у последних проектной культуры и социальной зрелости как обобщенных результатов развития личности. Образовательная - ориентирована на включение проектного метода обучения в образовательный процесс по основным и дополнительным образовательным программам. Управленческая - требует принятия организационно-педагогических решений по внедрению проектного метода обучения в содержание деятельности образовательного учреждения.
Необходимым условием формирования у будущих инженеров проектной культуры является мотивационный (субъективный) фактор, который выражается в установке личности на овладение проектной культурой, наличии опыта креативной деятельности. В качестве внешних (объективных) условий выступают: наличие научно-методического обеспечения процесса формирования проектной культуры, адекватное цели содержание образования, зафиксированное в образовательных стандартах, организация учебного процесса как системного явления, отражающего сущность проектной культуры.
Новое понимание проектирования, новое инженерное мышление требуют существенной корректировки процессов подготовки и переподготовки инженеров. Преодолению негативных последствий узкопрофессиональной подготовки инженеров способствует гуманизация инженерного образования, включение технических знаний в общекультурный контекст. Только при синтезе естественнонаучного (включая техническое) и гуманитарного знаний возможно преодоление технократического мышления, для которого характерны главенство цели над смыслом, техники - над человеком.
В роли ведущей дисциплины, в значительной степени помогающей преодолеть разобщенность отдельных наук в подготовке будущего инженера к проектной деятельности, может выступать дисциплина «Основы проектирования» или «Инженерное проектирование». Ее инвариантное ядро сводится к следующим укрупненным дидактическим единицам: 1) содержание и принципы инженерного проектирования, его уровни; системный подход; 2) общие и специализированные показатели качества, их модели; 3) техническое противоречие; идеальный конечный результат; 4) основные качества объекта проектирования, их анализ; техническое задание; 5) методы поиска идей; от идеи - к конкретным техническим объектам;
6) векторная оптимизация, принятие решений; 7) системные модели, алгоритмы и программы, отражающие функционирование физических объектов; 8) численные методы и модели имитации испытаний и условий эксплуатации; 9) методы оценки качества и приемлемости инженерно-проектировочного решения.
Библиографический список
В настоящее время в учебном плане подготовки инженеров имеется ряд дисциплин, обладающих определенными возможностями в формировании проектной культуры. Так, законы строения и развития техники, ее компоненты, совместимость, задачи проектирования рассматривают дисциплины «Введение в специальность», «История и философия науки и техники»; поиск, систематизацию и использование проектной информации - дисциплины «Инженерная графика», «Компьютерная графика»; творчество в технических разработках, методы решения изобретательских задач, основы патентоведения являются предметом изучения дисциплин «Основы научно-технического творчества», «Патентоведение» и т.д.
К сожалению, в учебных планах современных технических вузов недостаточно учебных дисциплин, в которых студентов обучали бы самому главному творческому акту в проектной деятельности - формированию замысла, выявлению проблем и задач, анализу материальных потребностей общества и путей их реализации, прогнозированию влияния проектируемых технических объектов на жизнь общества и отдельного человека. Для этого необходимы как указанные выше учебные курсы широкого методологического плана, так и специальные курсы с включением творческих задач и обсуждением их решения, моделирование социогуманитарной экспертизы инженерно-проектировочных решений [9].
Становится очевидным важность личностного развития студентов, что требует индивидуализации обучения, повышения самостоятельности в учебной деятельности. Серьезная мотивация в обучении может возникнуть лишь на основе творческого освоения как знаний в предметной области, так и постановки практически важных задач, не решенных на сегодняшний день. Развитие творческих способностей невозможно только в рамках академических занятий. Необходимо активное участие в научно-исследовательской работе кафедр, в инженерных разработках, тесное творческое содружество и личные контакты с инженерами, конструкторами, исследователями. Формы такого взаимодействия разнообразны - это и участие в учебной исследовательской работе, и работа в студенческих конструкторских бюро, по хозяйственным договорам кафедр и т. п. Существенны для повышения мотивации и творческих способностей студентов любые возможности практического использования их знаний и внедрения научных разработок молодых изобретателей.
Проектное дело должно превратиться из ремесла в гармоничное творчество, направленное на повышение стандартов качества жизни человека, в котором равноправны наука и искусство, теория и эксперимент, логика и интуиция, а инженер является гармоничной личностью, значимой фигурой современного общества.
1. Петрунева, Р.М. Технический университет в постиндустриальную эпоху трунева // Высшее образование для XXI века: докл. и матер. V Меж-
дунар. науч. конф. (Москва, 13-15 нояб. 2008 г.). Секция 1: Философия высшего образования. - М.: Моск. гуманитарный ин-т, 2008. - Вып. 1.
2. Петрунева, Р.М. Гуманитарная среда в инженерном вузе / Р.М. Петрунева, Н.В. Дулина, В.В. Токарев // Высшее образование в России. -
1999. - № 5.
3. Петрунева, Р.М. Высшая техническая школа: основы педагогического мастерства: учеб. пособие / Р.М. Петрунева, В.Д. Васильева, Н.В. Дулина. - Волгоград: РПК «Политехник», 2007.
4. Петрунева, Р.М. Социальная компетентность инженера // Изв. ВолгГТУ. - Сер. Проблемы социально-гуманитарного знания: межвуз. сб. науч. статей. - Волгоград: 2004. - Вып. 1. - № 7.
5. Поппер, К. Открытое общество и его враги: пер. с англ. / под ред. В.Н. Садовского. - М.: Феникс, 1992. - Т. 1.
6. Гурье, Л.И. Проектирование педагогических систем: учеб. пособие. - Казань: Казан. гос. технол. ун-т, 2004.
7. Сидоренко, В.Ф. Генезис проектной культуры // Вопросы философии. - 1984.
8. Чернобытов, В.А. Основы проектной культуры / В.А. Чернобытов, Н.С. Коваленко // Акмеологический подход в профессиональной подготовке специалистов на факультете технологии и предпринимательства. - СПб., 2002.
9. Петрунева, Р.М. Социоинженерные задачи // Высшее образование в России. - 2003. - № 3.
Статья поступила в редакцию 07.04.10