Научная статья на тему 'Диагностика формирования проектной культуры будущих специалистов-инженеров'

Диагностика формирования проектной культуры будущих специалистов-инженеров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
226
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНЖЕНЕР / ПРОЕКТНАЯ КУЛЬТУРА / КОМПЕТЕНЦИЯ / УЧЕБНОЕ ИНЖЕНЕРНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ / ENGINEER / PROJECT CULTURE / COMPETENCE / EDUCATIONAL ENGINEERING DESIGNING / TECHNICAL DECISION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васильева В. Д.

В статье рассмотрена диагностика формирования структурных элементов проектной культуры у будущих специалистов-инженеров в процессе их обучения в техническом вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIAGNOSTIC OF PROJECT CULTURE FORMING OF FUTURE SPECIALISTSENGINEERS

In this article the diagnostic of project culture forming of future specialistsengineers in educational process of technical university are considered.

Текст научной работы на тему «Диагностика формирования проектной культуры будущих специалистов-инженеров»

УДК 378.013

Vasilyeva V.D. DIAGNOSTIC OF PROJECT CULTURE FORMING OF FUTURE SPECIALISTS- ENGINEERS.

In this article the diagnostic of project culture forming of future specialists- engineers in educational process of technical university are considered.

Key words: engineer, project culture, competence, educational engineering designing, technical decision.

В.Д. Васильева, доц. ВолгГТУ, г. Волгоград, E-mail: [email protected]

ДИАГНОСТИКА ФОРМИРОВАНИЯ ОРОЕКТНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ СОЕЦИАЛИСТОВ-ИНЖЕНЕРОВ

В статье рассмотрена диагностика формирования структурных элементов проектной культуры у будущих специалистов-инженеров в процессе их обучения в техническом вузе.

Ключевые слова: инженер, проектная культура, компетенция, учебное инженерное проектирование, техническое решение.

В современных условиях интенсивного внедрения технической сферы в жизнь общества и уменьшения возможностей человека контролировать эту техническую реальность устойчивое и безопасное развитие общества зависит от того, насколько инженерная деятельность отвечает критериям социальной и экологической приемлемости, структурной и этической совместимости создаваемой техники и технологий с системой общечеловеческих ценностей [1-2]. В связи с этим к инженеру-проектировщику предъявляются требования не просто профессионализма, а соответствия его профессиональных качеств современным социально детерминированным требованиям в сфере инженерной проектной культуры.

Подготовка будущих инженеров, способных эффективно выполнять свою основную профессиональную функцию -проектировать новую технику и технологии - на уровне, определяемом современными социокультурными нормами, является в настоящее время важнейшей задачей системы высшего профессионального образования. Эта функция должна проявляться не только во владении современными технологиями проектирования, но и в актуализации широкого культурного контекста в профессиональной деятельности, умении учитывать при проектировании технических объектов достижения гуманитарных и социальных наук, человеческий фактор, развитый ценностно-смысловой базис инженера.

Проектная культура инженера согласно разработанной ранее теоретической модели педагогического процесса ее формирования в условиях образовательной среды технического вуза [3-4] по своей природе полифункциональна и структурно включает в себя следующие группы компетенций:

когнитивную (владение комплексом знаний о современной физической картине мира, социальных, пространственновременных закономерностях его развития; глубокими знаниями в области техники и технологий и других смежных наук, сопровождающих процесс инженерного проектирования; готовность получать новое знание на протяжении всей жизни);

процессуально-деятельностную (способность к проведению мониторинговых исследований реальных и возможных в будущем материальных потребностей, существующих в социально-экономической и технической сферах жизнедеятельности общества; способность и готовность к проведению научно-исследовательских и патентных исследований, к обеспечению патентной чистоты новых проектных решений и патентоспособности показателей технического уровня проекта; способность создавать и использовать различные модели для исследования и прогнозирования различных явлений и объектов, осуществлять их качественный и количественный анализ; способность проводить технические и технологические расчеты, технико-экономический и функционально-стоимостной анализ эффективности проекта; способность использовать пакеты прикладных программ при выполнении проектных работ; способность разрабатывать методические и нормативные документы, техническую проектную документацию; готовность к защите объектов интеллектуальной собственности

и коммерциализации прав на объекты интеллектуальной собственности);

креативную (способность генерировать творческие решения инженерно-профессиональных задач, имеющих социально-гуманитарный контекст; готовность к принятию нестандартных решений; способность и готовность прогнозировать и оценивать наступающие последствия реализуемых проектных решений на различных уровнях; способность находить оптимальные технические решения с учетом требуемой функциональности, надежности, стоимости, безопасности жизнедеятельности, экологической чистоты, социальной и гуманитарной ценности);

морально-ценностную (осознание социальной значимости своей будущей профессии, значения проектной культуры в будущей профессиональной деятельности инженера; обладание высокой мотивацией к ее проявлению в инженерной деятельности; готовность нести моральную и иную ответственность за последствия внедрений результатов проектирования новой техники и технологий; готовность следовать этическому кодексу, сформированному в инженерном сообществе).

Перманентный процесс формирования проектной культуры обучающихся в ходе образовательного процесса в техническом вузе в своем развитии проходит три этапа: когнитивно-накопительный, нормативно-алгоритмический и проект-но-реализующий. На первом (когнитивно-накопительном) этапе идет освоение студентами фундаментальных знаний в области гуманитарных, естественнонаучных, математических, экономических и общетехнических наук, а также умений и навыков выполнения отдельных процессуальных операций инженерного проектирования в рамках изучаемых дисциплин; актуализируется мотивационно-целевой компонент проектной деятельности, понимание социальной значимости инженерной проектной деятельности, начинается процесс становления этического компонента инженерной проектной деятельности. Результатом образования на данном этапе является формирование у студентов технических вузов проектной грамотности. Второй (нормативно-алгоритмический) этап характеризуется освоением студентами методологии, современных способов, нормативов (регулятивов) и алгоритмов проектирования новой техники и технологий, приобретением опыта ква-зипрофессионального проектирования (в рамках выполнения междисциплинарного курсового проекта) отдельных элементов (этапов) машин, конструкций, технологий. В процессе выполнения междисциплинарного курсового проекта по новой технологии, включающей социогуманитарную экспертизу принятых в проекте технических решений, у студентов формируется устойчивая система социогуманитарных смыслов инженерного проектирования. Студенты приобретают первоначальный опыт прогнозирования последствий принимаемых технических решений на уровне отдельных элементов машин, конструкций, технологий. В результате у будущих инженеров формируется проектная компетентность, позволяющая им успешно осуществлять текущую (штатную, ординарную и

т.д.) проектную деятельность в составе коллектива инжене-ров-проектировщиков. Третий (проектно-реализующий) этап является стадией сознательного применения всего комплекса приобретенных знаний, умений, системы профессиональных ценностей в области проектирования инновационнотехнических объектов и опирается на опыт квазипрофессио-нального проектирования сложных технических объектов (дипломное проектирование). Данная стадия характеризуется доминирующим этическим компонентом - развитым проектным самосознанием, пониманием необходимости ограничений личных потребностей, коэволюционного воздействия на биосферу, опытом антропоцентрированной инженернопроектировочной деятельности, которая предполагает проведение социогуманитарной экспертизы всех принятых в проекте новых технических решений на всех уровнях проектируемой технической системы. Ключевая задача этой стадии -формирование целостной проектной культуры будущего инженера.

Как видно, результаты освоения студентами проектной культуры на втором и третьем этапах, связанных с учебным инженерным проектированием (междисциплинарный курсовой и дипломный проект) на пятом и шестом курсах обучения в вузе, являются наиболее значимыми. В связи с вышеизложенным была проведена опытно-экспериментальная апробация (формирующий эксперимент) второго и третьего этапов формирования проектной культуры будущих инженеров, ориентированная на внедрение в педагогическую практику технического вуза модели процесса формирования проектной культуры [3, 4]. На достижение поставленных целей была ориентирована деятельность преподавателя (руководителя учебного инженерного проектирования), который с учетом сложившейся в технических вузах традицией организации учебного инженерного проектирования посредством специально спроектированной учебной ситуации, включающей групповую социогуманитарную экспертизу инженернопроектировочных решений, добивается заданного уровня сформированности проектной культуры. Суть применяемой новой технологии организации учебного инженерного проектирования заключается в том, что на этапе анализа и выбора проектного решения под руководством преподавателя, который выполняет функцию модератора, проводится студенческая групповая комплексная экспертиза технических решений в форме семинара-дискуссии с элементами деловой игры, моделирующая в учебном процессе реальную комплексную социогуманитарную экспертизу инженерно-проектировочных решений [5-6].

Педагогический эксперимент проводился в Волгоградском государственном техническом университете (ВолгГТУ). Для проведения эксперимента были сформированы экспериментальная и контрольная группы, в которые вошли студенты специальности «Технология текстильных изделий» пятого и шестого годов обучения. Экспериментальную группу составили студенты, обучение которых осуществлялось в рамках разработанной нами модели формирования проектной культуры, в контрольную группу вошли студенты, обучающиеся по традиционной методике.

В ходе опытно-экспериментального исследования для диагностики сформированности проектной культуры были определены следующие критерии: объем знаний в сфере инженерного проектирования, показывающий уровень сформиро-ванности у студентов когнитивных компетенций; осуществление проектной деятельности, показывающее уровень овладения студентами процессуально-деятельностными компетенциями, включая умения и навыки выполнения процедур инженерного проектирования; творческая активность, демонстрирующая уровень овладения и проявления студентами креативных компетенций; ценностные ориентации и мотивация, показывающие личные качества студентов, основанные на интериоризации морально-ценностных ориентиров как обязательных элементов проектной культуры. Также были определены частные показатели сформированности проектной культуры, с помощью которых возможна оценка полноты и комплексности охвата решаемой инженерно-проектировочной

проблемы, инновационности применяемых подходов и решений, выявление наступающих последствий реализации проектного решения (в т.ч. социально-гуманитарных), прогноз развития техногенной ситуации в результате реализации проекта и т. д.

В соответствии с разработанными критериями были уточнены уровни сформированности проектной культуры, отражающие степень усвоения студентами содержания инженерного образования в части, касающейся проектной подготовки. Низкий (репродуктивный) уровень характеризуется слабой выраженностью у студентов самостоятельных вариативных действий при обучении, нерациональной системой организации проектирования. Средний (продуктивный) уровень отличается вариативностью познавательной деятельности студентов, поиском и усвоением ими новых форм и методов познавательной активности. Высокий (творчески деятельностный) уровень характеризуется наличием у студентов этикоэкологической доминанты, стремлением к саморазвитию, творческой генерацией инженерных проектных действий, ценностно-рациональной активностью. Проблема педагогической диагностики усложнялась тем, что отслеживалась динамика изменения интегративного качества личности, полноценное проявление которого возможно лишь в условиях реальной профессиональной деятельности.

Оценка сформированности проектной культуры студентов осуществлялась по результатам публичной защиты курсового и дипломного проектов. Приращение компонентов проектной культуры оценивалось по результатам диагностического эксперимента, проводимого в форме анкетирования группы преподавателей, оценивающих качество выполнения и защиты курсовых междисциплинарных и дипломных проектов. При этом каждый из выделенных критериев проектной культуры, характеризуемый комплексом частных показателей, оценивался по выделенной шкале от 15 до 25 баллов в соответствии с принятой в ВолгГТУ рейтинговой системой оценки успеваемости студентов. Статистическая достоверность полученных результатов подтверждена методами математической статистики.

Выполнение курсового междисциплинарного проекта, как правило, связано с проектированием одного элемента (узла, стадии) технического объекта (техники, технологии). Студенты, участвующие в эксперименте, проектировали один из цехов предприятия по производству текстильных изделий. На данном этапе студенты впервые на небольшом объекте приобретали опыт квазипрофессиональной проектировочной деятельности, при проведении групповой экспертизы проектировочных решений овладевали начальным опытом оценивания и прогнозирования ближних и отдаленных последствий влияния того или иного технического решения на «жизнь» проектируемого объекта в период его эксплуатации.

По сравнению с курсовым междисциплинарным проектом задачи, стоящие перед проектантом на третьем (проектно-реализующем) этапе при выполнении дипломного проекта, были значительно сложнее. Студенты-дипломники проектировали предприятие по производству текстильных изделий, объединяющее несколько отдельных технологических стадий. Данный завершающий учебный рубеж характеризовался как этап осознанного применения всего комплекса приобретенных знаний, умений, системы профессиональных ценностей в области проектирования инновационно-технических объектов - сложных технических систем. Работа комплексной социо-гуманитарной экспертизы была связана с анализом технических решений, принимаемых проектантом на всех этапах проектируемого производства, отличалась сложностью и многогранностью рассматриваемых явлений и процессов. В процессе данной работы актуализировался весь комплекс полученных студентом за время учебы знаний и умений, системы профессиональных ценностей в области проектирования инновационно-технических объектов. Результаты проведенного исследования динамики развития проектной культуры будущих инженеров на третьем этапе приведены на рисунке и в таблице.

1 критерий 2 критерий 3 критерий 4 критерий

Рис. Диаграмма развития проектной культуры студентов на третьем этапе

Динамика изменения (в баллах и %) параметров сформированности проектной культуры на третьем этапе

(в сравнении с контрольной группой)

Таблица

Критерии сформированности Уровни сформированности

низкий (репродуктивный) средний (продуктивный) высокий (творчески деятельностный)

Знание инженерного проектирования 17/15 (+13,3 %) 21/18 (+16,7 %) 25/22 (+13,6 %)

Осуществление проектной деятельности 17/16 (+6,3 %) 21/19 (+10,5 %) 25/23 (+8,7 %)

Творческая активность 17/15 (+13,3 %) 21/18 (+16,7 %) 25/22 (+13,6 %)

Ценностные ориентации и мотивация 17/15 (+13,3 %) 21/18 (+16,7 %) 25/22 (+13,6 %)

Как видно, третий завершающий этап формирования проектной культуры будущих инженеров, связанный с выполнением дипломного проекта, оказался плодотворным, практически все критерии получили приращение, что свидетельствует о принципиальных профессиональных качественных изменениях в выпускниках.

В целом сравнительный анализ результатов опытноэкспериментальной апробации модели педагогического процесса формирования проектной культуры студентов технического вуза, включая диагностику ее формирования, позволяет

нам сделать вывод об эффективности разработанной нами модели и диагностического аппарата ее проверки. Внедрение данной системы в педагогическую практику технических вузов послужит благому делу подготовки и воспитания инженеров нового типа, для которых проектное дело - не ремесло, а гармоничное творчество, направленное на повышение стандартов качества жизни человека, в котором равноправны наука и искусство, теория и эксперимент, логика и интуиция, а инженер является гармоничной личностью, значимой фигурой современного общества.

Библиографический список

1. Степин, В.С. Философия науки и техники / В.С. Степин, В.Г. Горохов, М.А. Розов. - М.: Контакт-Альфа, 1995.

2. Энгельмейер, П.К. Философия техники: библиогр. очерк / П.К. Энгельмейер // Бюл. политехн. о-ва. - 1905. - № 3.

3. Васильева, В.Д. Концептуальные основы формирования проектной культуры студентов в образовательной среде технического вуза // Вопросы современной науки и практики / Ун-т им. В.И. Вернадского. - 2011. - № 1 (32).

4. Васильева, В. Д. Концепция формирования проектной культуры студентов технического вуза // Перспективы науки. -2011. - № 1 (16).

5. Васильева, В.Д. Инновации в учебном инженерном проектировании // Мир науки, культуры, образования. - 2010. - № 6

(25).

6. Петрунева, Р. М. Экспертиза инженерно-проектировочных решений как современная учебная технология / Р. М. Петру-нева, В. Д. Васильева // Высшее образование в России. - 2010. - № 8/9.

Bibliography

1. Stepin, V. S. Filosofiya nauki i tehniki / V. S. Stepin, V. G. Gorohov, M. A. Rozov. - M.: Kontakt-Al'fa, 1995.

2. ngel'mejer, P. K. Filosofiya tehniki: bibliogr. ocherk / P. K. ngel'mejer // Byul. politehn. o-va. - 1905. - № 3.

3. Vasil'eva, V. D. Konceptual'nye osnovy formirovaniya proektnoj kul'tury studentov v obrazovatel'noj srede tehnicheskogo vuza // Voprosy sovremennoj nauki i praktiki / Un-t im. V. I. Vernadskogo. - 2011. - № 1 (32).

4. Vasil'eva, V. D. Koncepciya formirovaniya proektnoj kul'tury studentov tehnicheskogo vuza // Perspektivy nauki. - 2011. - № 1

(16).

5. Vasil'eva, V. D. Innovacii v uchebnom inzhenernom proektirovanii // Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. - 2010. - № 6 (25).

6. Petruneva, R. M. kspertiza inzhenerno-proektirovochnyh reshenij kak sovremennaya uchebnaya tehnologiya / R. M. Petruneva, V. D. Vasil'eva // Vysshee obrazovanie v Rossii. - 2010. - № 8/9.

Статья поступила в редакцию 17.05.11

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.