ПЕДАГОГИКА И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
Вестн. Ом. ун-та. 2014. № 2. С. 191-193.
УДК 37.01
А.А. Сергиевич, А.Э. Бацевич
ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА
Рассмотрены такие составляющие деятельности преподавателя, как позитивно-теоретическая, практически-действенная, организационная, а также умения, выступающие как результат овладения знаниями. Кроме того, выделены стили общения, присущие личности преподавателя, направленные на решение коммуникативных задач.
Ключевые слова: педагогическое мастерство, деятельность, стиль общения, умения.
Педагогическое мастерство - это высокий уровень профессиональной деятельности преподавателя. Внешне оно проявляется в успешном творческом решении разнообразных педагогических задач, в эффектном достижении способов и целей учебно-воспитательной работы. Педагогическое мастерство включает в себя: высокую общую культуру, обширные и глубокие знания в области преподаваемой науки, знания общей и возрастной педагогики, умение использовать их на практике. Педагог является активным и сознательным носителем педагогической цели. Постановка цели влечет развертывание аналитико-синтетической деятельности преподавателя, направленной на исследование условий педагогической деятельности, выделение ее предмета, раскрытие его свойств, привлечение орудий деятельности.
Педагогические цели часто побуждают к глубоким обобщениям и систематизации материала, более тщательным формулировкам основных идей и выводов, к постановке уточняющих вопросов и даже к порождению гипотез. Если педагогическая деятельность не подкреплена научной работой, быстро угасает профессиональное педагогическое мастерство. Профессионализм выражается в умении видеть и формулировать педагогические задачи на основе анализа педагогических ситуаций и находить оптимальные способы их решения.
Большой вклад в разработку проблемы педагогической деятельности и мастерства преподавателей внесли исследования, выполнены под руководством Н.В. Кузьминой, которые позволили выделить ряд закономерностей педагогической деятельности, определить критерии эффективности деятельности преподавателя, уточнить и апробировать теоретическую модель педагогической деятельности. В качестве такой модели выступает психологическая структура деятельности преподавателя, представляющая собой взаимосвязь, систему и последовательность его действий, направленных на достижение поставленных целей через решение педагогических задач. В данной структуре находят отражение все умения, необходимые для решения педагогических задач, возникающих в процессе реализации целей педагогической системы, которые соответствуют пяти функциональным компонентам: гностическому, решающему задачу получения и накопления новых знаний о законах и механизмах функционирования педагогической системы; проектировочному, связанному с проектированием целей преподавания курса и путей их достижения; организационному, решающему задачи реализации запланированного; коммуникативному, включающему в себя действия, связанные с установлением педагогически целесообразных взаимоотношений между субъектами педагогического процесса; конструктивному, включающему в себя действия по отбору и композиционному построению содержания курса, форм и методов проведения занятий [1].
© А.А. Сергиевич, А.Э. Бацевич, 2014
192
А.А. Сергиевич, А.Э. Бацевич
Гностическая деятельность преподавателя прежде всего связана с его умением использовать в своей работе знание методики обучения. Понимание основных методологических принципов и приемов является основой. К таким принципам можно отнести:
- принцип речевой направленности (все знания, действия преподавателя и студентов направлены на развитие речи обучаемых);
- учет специфики различных видов речевой деятельности;
- необходимость комплексного обучения, параллельного и взаимосвязанного обучения различным видам речевой деятельности;
- сознательность формирования умений и навыков;
- принцип наглядность обучения;
- принцип активности обучения.
Важное гностическое умение - анализировать проведенное занятие. Педагогический анализ, являясь формой проявления и совершенствования педагогического мышления, включает в себя три основные функции:
• позитивно-теоретическая деятельность - это соотнесение действий педагога с требованиями педагогической теории, выяснение условий, обеспечивающих успешное протекание педагогического процесса; критическое осознание причин трудностей и неудач, помешавших достичь положительного результата;
• практически-действенная деятельность заключается в построении и совершенствовании положительных образцов, а также в перестройке приемов и действий в соответствии с конкретными условиями;
• организаторская деятельность состоит в умении эффективно организовать студентов на занятии, вовлечь всех в работу по усвоению материала [2].
Основными циклами развития педагога в процессе самостоятельной деятельности являются: освоение профессии, ее совершенствование, утверждение и проверка системы работы, обобщение и передача опыта, подведение итогов.
В роли функциональных критериев мастерства преподавателя выступает тот арсенал средств, которыми вооружен преподаватель и которые он использует для достижения оптимальных результатов. Уровень педагогического мастерства преподавателя связан с уровнем сформированности его умений, выступающих как результат овладения различными знаниями. Именно этот комплекс умений педагога, продуктивно решающего педагогические задачи, будет своеобразным эталоном, к которому должны стремиться преподаватели. Рассмотрим некоторые виды умений, необходимых при формировании педагогического мастерства преподавателя [3].
Проектировочные умения педагога связаны с перспективным планированием,
умением формулировать цели педагогической деятельности. Преподаватель должен уметь определить на весь срок обучения комплекс навыков и умений, которые необходимо выработать у студентов в каждом из видов деятельности. Составление календарных планов требует умения делать психоло-го-педагогический анализ темы занятия. Необходимо соотносить план изучения материалов на ближайшем занятии со всем календарным планом, не упуская конечных целей обучения.
Конструктивные умения - способность предвосхищать ход и результаты педагогического процесса. Для этого необходимо обладать развитым педагогическим воображением и гипотетическим мышлением. Конструктивные умения связаны с планированием работы на предстоящем занятии. Эти умения находят отражение в поурочных планах. Преподавателю необходимо постоянно и тщательно готовиться к каждому уроку, это диктуется практическим характером занятий, которые отличаются повышенным многообразием педагогических ситуаций, различным уровнем подготовки и индивидуальными особенностями студентов. Преподаватель должен точно ставить и четко формулировать цели предстоящего занятия. Основной путь овладения конструктивными умениями - упражнения для развития педагогического воображения, накопление опыта мысленного моделирования педагогического процесса и его результатов. Научиться такому предвидению и осуществлять его легко и непринужденно, экспромтом - значит овладеть умением конструировать педагогический процесс [1].
Учитывая практический характер занятий, большое значение для преподавателя приобретают его организаторские умения. В организаторские умения входят умения задавать работу, осуществлять контроль за ходом исполнения заданного, оценивать результаты деятельности, вносить в нее коррективы, умение прививать студентам навыки самостоятельной работы, умение применять наглядность, связанную с организацией самого учебного материала, вовлечь студентов в различные виды общественнополезной деятельности, создать коллектив и сделать его инструментом, при помощи которого формируется соответствующая структура личности. Точность, аккуратность, дисциплинированность, ответственное отношение к делу, собранность - это те качества личности, которые являются следствием организаторских способностей.
Коммуникативные умения являются общечеловеческими умениями, а для педагога они являются профессиональным качеством личности. Коммуникативные качества педагога - постановка голоса, мимики, управление эмоциями, настроением. Сюда же следует отнести чувство юмора, общи-
Проблема формирования педагогического мастерства преподавателя вуза
193
тельность, доброжелательность по отношению к студентам. Преподаватель должен уметь создавать эмоционально-непринужденную атмосферу занятия. Поддерживание благоприятной атмосферы связано с умением реагировать на состояние группы в целом и каждого студента в отдельности.
Для формирования конструктивных умений решающее значение имеет подготовка по специальным наукам, для гностических, проектировочных и особенно коммуникативных и организаторских умений определяющими факторами выступают подготовка по общественно-политическим, психолого-педагогическим дисциплинам и участие в общественно-политической и трудовой деятельности [4].
Высокий уровень педагогического творчества сочетается с высоким уровнем общения в педагогической работе. Общение - это всегда взаимодействие людей, оно может выступать как самостоятельная деятельность и как компонент профессиональной деятельности. Общение осуществляется типичным для данного человека образом и средствами, так как в отношениях между людьми реализуются жизненные ценности, мировоззренческие и этические принципы личности [5].
Совокупность относительно устойчивых и конкретных для данной личности приемов и методов организации общения, направленной на решение коммуникативных задач, мы называем стилем общения. Выделяют демократический, авторитарный и либеральный стили.
Демократический стиль отличается равноправным партнерством в общении, взаимоотношения строятся на основе уважения личности. Педагог привлекает учащихся к принятию решений, считается с их мнением, поощряет самостоятельность суждений, руководит в форме просьбы, совета, указания. Личностные качества характеризуются цельностью, требовательностью к себе и другим людям, прямотой, тактичностью, он всегда удовлетворен своей профессией.
Для авторитарного стиля характерно подавление самостоятельности и инициативы. Педагог устанавливает жесткий контроль за выполнением его требований, не учитывая педагогических ситуаций и мнения учащихся, практически не допускает свободы обсуждения заданий и поручений, слабо прислушивается к мнению коллектива. Часто возникают конфликтные ситуации между педагогом и занимающимися. Учащиеся проявляют агрессивность, обнаруживают низкую самооценку и теряют учебную активность. Все силы направлены на психологическую самозащиту. Среди методов оценки преобладают неодобрение с некоторой насмешкой, замечания не отличаются тактичностью. Методами воздействия являются приказ, поучение или распоряжение.
Либеральный стиль заключается в следующем: педагог старается представлять
учащимся максимальную самостоятельность, часто идет у них на поводу, слабо ориентируется в межличностных отношениях, уходит от самостоятельного принятия решений, передавая инициативу коллегам, а в процессе занятия - учащимся. В действиях такого педагога проявляется нерешительность, частые колебания. В коллективе царит неустойчивый микроклимат, наблюдаются скрытые конфликты.
В психологической структуре личности педагога должны быть выделены общегражданские, нравственно-психологические качества, практические умения и навыки: общепедагогические (информационные, мобилизационные, развивающие, ориентационные), общетрудовые (конструктивные, организаторские, исследовательские), коммуникативные (общение с людьми разных возрастных категорий), самообразовательные (систематизация и обобщение знаний, применение их при решении педагогических задач и получении новой информации) [2].
Высокий уровень профессиональной направленности - это та особенность структуры мотивов личности, которая выражает единство интересов. Для развития профессиональной направленности необходима такая организация деятельности педагога, которая актуализировала бы противоречия между требованиями предпочитаемой деятельности и ее личностным смыслом.
Таким образом, сделана попытка выяснить, какие компоненты включает в себя комплекс профессиональных способностей преподавателя вуза. Педагогическое мастерство преподавателя можно определить как поиск новых методов и форм решения бесчисленного ряда задач на высоком уровне успешности. Профессиональные способности формируются постепенно, развиваются в деятельности, носят общий и специальный характер, владение совокупностью этих способностей помогает достичь высокого уровня мастерства и оказывать эффективное влияние на формирование личности студента, его способностей, дающих возможность самореализации.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Зазюна И. А. Основы педагогического мастерства. Киев, 1987. 205 с.
[2] Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М. : Аспект Пресс, 1995. 271 с.
[3] Есарева 3. Ф. Особенности деятельности преподавателя высшей школы. Л. : Изд-во Ле-нингр. ун-та, 1974. 112 с.
[4] Кузьмина Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М. : Высшая школа, 1990. 119 с.
[5] Митина Л. М. Учитель как личность и профессионал. М. : Дело, 1994. 216 с.