УДК 373.13
Романова Л.М., Фролов А.Г.
КОМПОНЕНТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА НА ДОЛЖНОСТНЫХ УРОВНЯХ АССИСТЕНТА И СТАРШЕГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
Основой развития современной системы высшего образования является модернизация всех ее подсистем и происходящих в них процессов. При условии сохранения стабильного социальноэкономического положения в России существует реальная возможность повысить качество массового высшего образования до уровня, позволяющего ему успешно конкурировать на мировом рынке образовательных услуг. В связи с этим необходимо обратить внимание на современное состояние профессорско-преподавательского состава вузов и его профессиональную деятельность, как важнейший элемент обеспечения качества подготовки специалистов в системе высшего профессионального образования. Структура профессорско-преподавательского состава вуза имеет несколько квалификационнодолжностных уровней: ассистент, старший преподаватель, доцент, профессор. Актуальной становится решение проблемы подготовки, переподготовки, повышения квалификации и аттестации преподавателей высшей школы (ПВШ) на предмет соответствия их квалификационно-должностным требованиям.
Работа преподавателя вуза - это сознательная, целесообразная деятельность по обучению, воспитанию и развитию студентов. В зависимости от целей преподаватель вуза осуществляет следующие основные виды деятельности: педагогическую, научно-исследовательскую, профессиональную (по базовой специальности), административнохозяйственную, управленческую, коммерческую или общественную. Отдельные конкретные виды деятельности различаются по форме, способам осуществления, временной и пространственной характеристике, функциональной направленности и т.д.
Одна из наиболее важных характеристик деятельности специалиста - это функции, выполняемые им в процессе профессиональной деятельности. Е.Э.Смирновой функции деятельности специалиста были определены в качестве обобщенной характеристики основных обязанностей, выполняемых в соответствии с требованиями профессии. Классификацию функций преподавателя предложила Н.В.Кузьмина, ею были выделены следующие функциональные элементы педагогической деятельности: гностический, конструктивный, проектировочный, орга-
низаторский, коммуникативный, оценочный и прогностический, которые представлены в таблице 1.
Таблица 1 Функции педагогической деятельности [1]
Функииональныезлеметы аклмы Ааиитенг Сгарший преподаватель
Оиеночныйэлемент Учитывающий, чю конечный результат зависит от того, что само решение образовательных задач, подчиненных достижению целостной образовательной системой общих искомых результатов может быть высоко-, средне-, малопродуктивным. В таком случае необходимо решать, за счет каких именно элементов системы это происходит. Это может быть обусловлено не-сфсрмирсванностью любого из далее перечисляемых элементов 22.1. Проводит пракшческие занятия, семинары, коллоквиумы, тестирование, контролирует и оказывает помощь в самостоятельной работе 222. Принимает и проверяет домашние задания, рефераты, письменные контрольные работы 22.4. Применяет БРС контроля знаний при аттестации студентов 2.23. Принимает и проверяет курсовые работы 224. Принимаетзачеты и экзамены
ГностиченкийэлЕмент Включает действия субъектов по исследованию образовательной ситуации. Гностическая деятетьность является наиболее продуктивной, если субектнеупускает из виду образ результата и именноте структурные элементы, которые мы называли ранее, и взаимосвязи между ними. 22.9-1. Принимаетучастие в научноисследовательской работе кафедры, студентов, конференций симпозиумов 22.13. Совершенствует свой практический опыт, профессиональную квалификацию, педагогическое мастерство 3.1.5. принципы организации обучения преподаваемой дисциплины 3.1.7. педагогику, физиологию, психологию и методику преподавания 32.1. знаниями по преподаваемой дисциплине и в пораничныхоблас-тях, способностями канализуи синтезу 2.1.4-5. Участие в учебнометодической и научно- исследовательской работе кафедры 2.213. Ведет активную научнометодическую работу по вопросам прcфессиcнальнcго образования. 2.216. Публикует статьи, тезисы, методические указания, издает учебно-методические пособия 2219. Организует научноисследовательскую работу студентов 325. методологическими способностями, междисциплинарными и трансдисииплинарными навыками для профессионального и ссциаль-ноинте[рирcваннcro мышления и деятельности
Пропнхтичакийэлемент Связанный с прогнозированием какрезультатытеку-щей деятельности скажутся при входе выпускника в последующую образовательную систему, в какой мере обеспечатему продуктивное саморазвитие 22.5. Развивает у студентов самостоятельность, инициативу, творческие способности, формирует навыки аналитической работы 2.2.12. Под руководством доцента (професссра) формируету студентов профессиональные умения, необходимые в дальнейшей практической деятельности, организует прсведе-ние практических занятий на предприятиях отрасли 22.16. СЬблкдаетправа и свободы студентов, уважает ихличное достоинство, проявляетзаботуоб ихкуль-турном развитии, принимаетучастие в прсфcриентаписннсй работе среди школьников 222225). Фсрмирует у студентов профессиональные умения, готовит их к применению полученных знаний в практической деятельности
Проскгировочныйэлемент Включает действия субъектов деятельности связанные с «выстраиванием» заданий - задач, адресованныхсту-дентам и наиболее обшихстратегий, рассчитанныхна весь период ихпэдгаговки, вплоть до вхождения «продукта» (выпускников) в новую среду - самостоятельную профессионально-педагогическую или производственную деятельность 22.6-8. Принимает участие в учебнометодической работе кафедры (публикации тезисов, статей, разработка образовательных программ, УМК, учебных и методических материалов, тестовыхзаданий) 3.1.6. базовый компонент ссдержа-ния преподаваемой дисциплины 226. Разрабатывает УМК и их элекьрснные версии 2213. Ведет научно-методическую работу по вопросам профессионального образования. 222225). Фсрмирует профессиональные умения, готовит к применению полученныхзнаний 3.1.6. в совершенстве базовый компонент содержания преподаваемой дисциплины
Конструктивный элемент Включает действия, связанные с решением предстоящих задач на предстоящем занятии таким образом, чтобы они продвигали учащегося к достижению главного искомого результата в нем самом. 22.6-8. Принимает участие в учебнометодической работе кафедры (публикации тезисов, статей, разработка образовательных программ, УМК, учебных и методических материа-лсв, тестовыхзаданий) 2.2.12. Под руководством доцента (профессора) фсрмируету студентов профессиональные умения, необходимые в дальнейшей практической деятельности, организует проведение практических занятий на предприятиях отрасли 3.1.6. базовый компонент ссдержа-ния преподаваемой дисциплины 3.1.8. современные фсрмы и методы обучения и воспитания студентов 226. Разрабатывает УМК и их электронные версии 2212 Принимает участие в разработке учебных планов, программ производственной и преддипломной практики 2213. Ведет активную научнометодическую работу по вопросам профессиснального образования. 2.2.22(25). Формирует у студентов профессиональные умения, готовит их к применению полученных знаний в практической деятельности 3.1.6. в совершенстве базовый компонент содержания преподаваемой дисциплины
Коммуникативный элемент Включает действия, связанные организацией: предъявляемой учебной информации; взаимодействия с нею учащихся (их анализа, синтеза, обобщения, переноса); деятельности и поведения, своего и учащихся, подчиненных достижению искомых результатов 21. Осуществление обучения студентов, поддержание дисциплины. 21. Осуществление обучения студентов, поддержание дисциплины 221. Чтение лекций 2.2.9. Обеспечивает высокую эффективность педагогического процесса, использует инновационные технологии 2227. Участвует в пропаганде научно-технических, социальноэкономических и правовых знаний среди студентов 324. умением руководить, способностью учитывать точки зрения и интересы других, коммуникабельностью, высокой личнсй культурой
Организаторский элемент Включает действия связанные с организацией: предъявляемой учебной информации; взаимодействия с ней учащихся (их анализа, синтеза, обобщения, переноса); деятельности и поведения. Своего и учащихся, подчиненных достижению искомых результатов 2.2.12. Под руководством доцента (професссра) фсрмируету студентов профессиональные умения, необходимые в дальнейшей практической деятельности, организует проведение практических занятий на предприятиях отрасли 2.2.14. Принимает участие в заседаниях кафедры и методических семинарах 22.15. Может быть назначен куратором студенческой группы 2.2.16. Соблюдает права и свободы студентов, уважает их личное достоинство, проявляет заботу об их культурном развитии принимаетучастие в профориентационной работе среди школьников 3.2.2. лингвистическими навыками, способностью к кооперации в рамках междисциплинарных команд, навыками межличностных отношений 3.2.3. навыками по использованию технических средств, управлению информацией и работе с компьютером 32.4. умениемрабстать в команде, личной культурой. 21. Осуществление обучения студентов, поддержание дисциплины 2.1.6. Организация самостоятельной работы студентов 221. Чтение лекций 2.2.8. Руководит выпускными работами бакалавров, специалистов и магистров 2.2.9. Обеспечивает высокую эффективность педагогического процесса, использует инновационные технологии 2219. Организует научноисследовательскую работу студен-тсв 2.2.27. Участвует в пропаганде научно-технических, социальноэкономических и правовых знаний среди студентов 3.1.8. планирование и организацию всехвидсв учебной работы 324. умением руководить, способностью учитывать точки зрения и интересы других, коммуникабельностью, высокой личной культурой
В качестве разновидности профессиональных моделей можно рассматривать должностные обязанности и квалификационные требования к преподавателю. Перечень непосредственных должностных обязанностей и требований к деятельности преподавателей представлен в должностных инструкциях профессорско-преподавательского состава кафедр, утвержденных в Казанском государственном энергетическом университете (табл.1, столбцы 2 и 3).
Были выявлены пять уровней продуктивности педагогической деятельности: репродуктивный, когда педагог умеет пересказать то, что знает сам; адаптивный, при котором педагог умеет приспособить свое сообщение к особенностям аудитории; локально-моделирующий знания учащихся, когда педагог владеет стратегиями обучения, знаниям, умениям и навыкам по отдельным разделам курса, позволяющим формировать педагогическую цель, ставить задачи, разрабатывать алгоритм их решений и использовать педагогические средства включения обучающихся в учебно-познавательную деятельность; оиотемно-моделирующий знания обучающихся, при котором педагог владеет стратегиями формирования искомой системы знаний, умений и навыков обучающихся по дисциплине в целом; наконец, оиотемно-моделирующий деятельность и поведение обучающихся, при котором педагог владеет стратегиями превращения своей дисциплины в средство формирования личности учащегося, его потребностей в самовоспитании, самообразовании и саморазвитии. Первые два проявляются, в основном, у начинающих преподавателей (ассистентов), последний - у доцентов и профессоров с ярко-выраженной педагогической направленностью. Комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень организации профессиональной деятельности преподавателя высшей школы (ПВШ), объединяются термином «педагогическое мастерство».
В исследовании З.Ф.Есаревой выделены два вида творческой деятельности: деятельность научного работника и деятельность педагога. Автором доказано, что только сочетание научной и педагогической деятельности преподавателя высшей школы является наиболее продуктивным. Плодотворное сочетание научного и педагогического творчества больше развито у профессоров, доцентов и меньше у ассистентов. З.Ф.Есарева проанализировала описанные выше компоненты применительно к различным квалификационно-должностным уровням преподавателей вуза. Ею установлено, что все компоненты в педагогической деятельности вузовского преподавателя взаимосвязаны. Структуры научной и педагогической деятельности преподавателя вуза имеют общие компоненты, но в связи с различием целей, объектов и методов этих двух видов деятельности содержат ряд специфических особенностей. Автор отмечает, что исходные положения в анализе особенностей коммуникативного компонента в научной деятельности ПВШ заключаются
в том, что этот компонент имеет общие черты как в научной, так и в педагогической деятельности, что делает возможным их благоприятное взаимодействие. Проектировочная деятельность ярче проявляется у преподавателей с выраженной педагогической направленностью. Возрастание коллективного характера научного творчества повышает роль организационного и коммуникативного компонента. Интровертизм с научной направленностью препятствует педагогической работе [2].
Анализируя педагогическую деятельность, З.Ф.Есарева выделяет низкий, средний, высокий и очень высокий уровни умений в соответствии с видами педагогической деятельности. Гностические умения в деятельности создают основу для развития всех других умений. Конструктивные умения преподавателя лежат в основе коммуникативных и организаторских умений. Однако, конструктивный и проектировочный компоненты влияют на гностический, с их развитием растет уровень гностических умений. У ассистента наименее развиты умения, связанные с педагогическим проектированием, а также с организацией коллективных исследований и осуществления педагогического процесса, с поиском надежных помощников в профессиональной деятельности и критикой научной работы других людей. Отличительной особенностью деятельности старшего преподавателя от ассистента является выполнение им всех профессионально-педагогических функций на более высоком уровне. У старшего преподавателя без ученой степени менее развиты гностические умения и умения, связанные с научно-исследовательской деятельностью. Старший преподаватель без ученой степени, также как ассистент, зачастую, не владеет аппаратом комплексных научных исследований и стремится к созданию коллектива единомышленников. Уровни развития умений старшего преподавателя с ученой степенью кандидата наук представлены на уровне не ниже среднего и, как правило, выше, чем у преподавателя без ученой степени [2].
Анализ литературных источников по профессиографии показал, что основными элементами профессиональной деятельности преподавателя высшей школы являются следующие должностные обязанности:
■ подготовка учебных курсов, методологическое и методическое обеспечение, выбор средств информационной поддержки;
■ подготовка и создание обучающих, тренинговых и контролирующих, в том числе и компьютерных, программ;
■ подготовка рукописей учебной литературы и учебнометодических пособий;
■ чтение лекций, проведение лабораторных, семинарских и других практических занятий, вплоть до конференций, ролевых, имитационных и деловых игр;
■ организационно-методическое обеспечение и участие в проведении производственной практики студентов;
■ поиск и разработка новых педагогических методов и образовательных технологий повышенной эффективности;
■ консультационная и другая индивидуальная работа со студентами;
■ планирование, организация и выполнение научных исследований и конкретных практических разработок;
■ подготовка научных, научно-методических, учебнометодических, рекламных и других материалов (периодически издаваемых);
■ реализация воспитательных функций в процессе групповой и индивидуальной работы со студентами, а также в процессе неформального общения с ними;
■ выполнение требований (внешних и внутренних) к непрерывности личностного и профессионального развития, повышения научной и педагогической компетентности и квалификации;
■ поиск источников финансирования фундаментальных и прикладных научных исследований и разработок;
■ подготовка патентов, нормативных и технических документов.
Таким образом, у ассистента и старшего преподавателя компоненты профессиональной деятельности представлены на различных уровнях компетентности: гностический компонент имеет научную и аналитическую направленность; конструктивный - написание и чтение лекций, определение рационального вида деятельности студентов, выбор наиболее эффективных форм, методов и средств обучения; проектировочный - планирование коллективных исследований студентов, разработка УМК и учебных планов, использование междисциплинарных связей; организаторский - организация и руководство самостоятельной и научно-исследовательской работой студентов; коммуникативный - положительное общение и оптимальное взаимодействие со студентами в аудиторное и внеаудиторной время. К отличительным особенностям деятельности ассистента от старшего преподавателя и доцента относятся:
■ организация всех видов учебных занятий (в т.ч. чтение лекций), учебно-методической, научно-методической и самостоятельной работы студентов по курируемым дисциплинам, а также научноисследовательской работы по одному из научных направлений кафедры;
■ активное участие в общественной жизни вуза;
■ самообразование;
■ обеспечение высокой эффективности педагогического процесса, использование инновационных технологий.
Подробная разработка компонентов профессиональной деятельности преподавателя высшей школы дает возможность шире рассмотреть проблему подготовки научно-педагогических кадров, оценить качество работы различных звеньев системы непрерывного образования педагогов, и построить перспективные профессиональные модели, опираясь на которые организовать и спроектировать ее дальнейшее развитие.
Литература
1. Кузьмина (Головко-Гаршина) Н.В. Предмет акмеологии. - СПб.: Политехника, 2002. - С. 149-150.
2. З.Ф. Есарева. Особенности деятельности преподавателя высшей школы, Изд-во Ленинградского ун-та, Ленинград, 1974, 112 с.