Научная статья на тему 'Компоненты профессиональной деятельности преподавателя вуза на должностных уровнях ассистента и старшего преподавателя'

Компоненты профессиональной деятельности преподавателя вуза на должностных уровнях ассистента и старшего преподавателя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
665
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПВШ / ФУНКЦИИ / УРОВНИ И ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ / ДОЛЖНОСТНЫЕ ИНСТРУКЦИИ АССИСТЕНТА И СТАРШЕГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ / PROFESSIONAL ACTIVITY OF THE HIGHER SCHOOL TEACHER / LEVELS AND KINDS OF ACTIVI-TY / PROFESSIONAL MODELS / OFFICE INSTRUCTIONS OF ASSISTANT AND ELDER TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Романова Людмила Михайловна, Фролов Александр Георгиевич

В статье описаны функциональные обязанности преподавателей вузов на раз-ных квалификационно-должностных уровнях. В начале отмечена зависимость качества подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием от степени продуктивности деятельности ПВШ. Далее выделены основные функции и направленность профессионально-педагогической деятельности. Бо-лее подробно рассмотрены должностные требования к ассистенту и старшему преподавателю на примерах должностных инструкций КГЭУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Романова Людмила Михайловна, Фролов Александр Георгиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE COMPONENTS OF PROFESSIONAL ACTIVITY OF THE HIGHER SCHOOL TEACHER ON THE OFFICE LEVELS OF ASSISTANT AND ELDER TEACHER

Functional responsibilities of the teachers of higher educational institutions on different le-vels of offices and qualification are described in the article. In the beginning the correspon-dence of the quality of the preparation of the specialists to the degree of the productiveness of the activity of the teacher of the higher school is mentioned. Then the main functions and the direction of the professional-pedagogical activity are stated. The office demands to as-192 sistants and the elder teachers are examined more fully on the examples of the office instructions of KSEU.

Текст научной работы на тему «Компоненты профессиональной деятельности преподавателя вуза на должностных уровнях ассистента и старшего преподавателя»

УДК 373.13

Романова Л.М., Фролов А.Г.

КОМПОНЕНТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА НА ДОЛЖНОСТНЫХ УРОВНЯХ АССИСТЕНТА И СТАРШЕГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Основой развития современной системы высшего образования является модернизация всех ее подсистем и происходящих в них процессов. При условии сохранения стабильного социальноэкономического положения в России существует реальная возможность повысить качество массового высшего образования до уровня, позволяющего ему успешно конкурировать на мировом рынке образовательных услуг. В связи с этим необходимо обратить внимание на современное состояние профессорско-преподавательского состава вузов и его профессиональную деятельность, как важнейший элемент обеспечения качества подготовки специалистов в системе высшего профессионального образования. Структура профессорско-преподавательского состава вуза имеет несколько квалификационнодолжностных уровней: ассистент, старший преподаватель, доцент, профессор. Актуальной становится решение проблемы подготовки, переподготовки, повышения квалификации и аттестации преподавателей высшей школы (ПВШ) на предмет соответствия их квалификационно-должностным требованиям.

Работа преподавателя вуза - это сознательная, целесообразная деятельность по обучению, воспитанию и развитию студентов. В зависимости от целей преподаватель вуза осуществляет следующие основные виды деятельности: педагогическую, научно-исследовательскую, профессиональную (по базовой специальности), административнохозяйственную, управленческую, коммерческую или общественную. Отдельные конкретные виды деятельности различаются по форме, способам осуществления, временной и пространственной характеристике, функциональной направленности и т.д.

Одна из наиболее важных характеристик деятельности специалиста - это функции, выполняемые им в процессе профессиональной деятельности. Е.Э.Смирновой функции деятельности специалиста были определены в качестве обобщенной характеристики основных обязанностей, выполняемых в соответствии с требованиями профессии. Классификацию функций преподавателя предложила Н.В.Кузьмина, ею были выделены следующие функциональные элементы педагогической деятельности: гностический, конструктивный, проектировочный, орга-

низаторский, коммуникативный, оценочный и прогностический, которые представлены в таблице 1.

Таблица 1 Функции педагогической деятельности [1]

Функииональныезлеметы аклмы Ааиитенг Сгарший преподаватель

Оиеночныйэлемент Учитывающий, чю конечный результат зависит от того, что само решение образовательных задач, подчиненных достижению целостной образовательной системой общих искомых результатов может быть высоко-, средне-, малопродуктивным. В таком случае необходимо решать, за счет каких именно элементов системы это происходит. Это может быть обусловлено не-сфсрмирсванностью любого из далее перечисляемых элементов 22.1. Проводит пракшческие занятия, семинары, коллоквиумы, тестирование, контролирует и оказывает помощь в самостоятельной работе 222. Принимает и проверяет домашние задания, рефераты, письменные контрольные работы 22.4. Применяет БРС контроля знаний при аттестации студентов 2.23. Принимает и проверяет курсовые работы 224. Принимаетзачеты и экзамены

ГностиченкийэлЕмент Включает действия субъектов по исследованию образовательной ситуации. Гностическая деятетьность является наиболее продуктивной, если субектнеупускает из виду образ результата и именноте структурные элементы, которые мы называли ранее, и взаимосвязи между ними. 22.9-1. Принимаетучастие в научноисследовательской работе кафедры, студентов, конференций симпозиумов 22.13. Совершенствует свой практический опыт, профессиональную квалификацию, педагогическое мастерство 3.1.5. принципы организации обучения преподаваемой дисциплины 3.1.7. педагогику, физиологию, психологию и методику преподавания 32.1. знаниями по преподаваемой дисциплине и в пораничныхоблас-тях, способностями канализуи синтезу 2.1.4-5. Участие в учебнометодической и научно- исследовательской работе кафедры 2.213. Ведет активную научнометодическую работу по вопросам прcфессиcнальнcго образования. 2.216. Публикует статьи, тезисы, методические указания, издает учебно-методические пособия 2219. Организует научноисследовательскую работу студентов 325. методологическими способностями, междисциплинарными и трансдисииплинарными навыками для профессионального и ссциаль-ноинте[рирcваннcro мышления и деятельности

Пропнхтичакийэлемент Связанный с прогнозированием какрезультатытеку-щей деятельности скажутся при входе выпускника в последующую образовательную систему, в какой мере обеспечатему продуктивное саморазвитие 22.5. Развивает у студентов самостоятельность, инициативу, творческие способности, формирует навыки аналитической работы 2.2.12. Под руководством доцента (професссра) формируету студентов профессиональные умения, необходимые в дальнейшей практической деятельности, организует прсведе-ние практических занятий на предприятиях отрасли 22.16. СЬблкдаетправа и свободы студентов, уважает ихличное достоинство, проявляетзаботуоб ихкуль-турном развитии, принимаетучастие в прсфcриентаписннсй работе среди школьников 222225). Фсрмирует у студентов профессиональные умения, готовит их к применению полученных знаний в практической деятельности

Проскгировочныйэлемент Включает действия субъектов деятельности связанные с «выстраиванием» заданий - задач, адресованныхсту-дентам и наиболее обшихстратегий, рассчитанныхна весь период ихпэдгаговки, вплоть до вхождения «продукта» (выпускников) в новую среду - самостоятельную профессионально-педагогическую или производственную деятельность 22.6-8. Принимает участие в учебнометодической работе кафедры (публикации тезисов, статей, разработка образовательных программ, УМК, учебных и методических материалов, тестовыхзаданий) 3.1.6. базовый компонент ссдержа-ния преподаваемой дисциплины 226. Разрабатывает УМК и их элекьрснные версии 2213. Ведет научно-методическую работу по вопросам профессионального образования. 222225). Фсрмирует профессиональные умения, готовит к применению полученныхзнаний 3.1.6. в совершенстве базовый компонент содержания преподаваемой дисциплины

Конструктивный элемент Включает действия, связанные с решением предстоящих задач на предстоящем занятии таким образом, чтобы они продвигали учащегося к достижению главного искомого результата в нем самом. 22.6-8. Принимает участие в учебнометодической работе кафедры (публикации тезисов, статей, разработка образовательных программ, УМК, учебных и методических материа-лсв, тестовыхзаданий) 2.2.12. Под руководством доцента (профессора) фсрмируету студентов профессиональные умения, необходимые в дальнейшей практической деятельности, организует проведение практических занятий на предприятиях отрасли 3.1.6. базовый компонент ссдержа-ния преподаваемой дисциплины 3.1.8. современные фсрмы и методы обучения и воспитания студентов 226. Разрабатывает УМК и их электронные версии 2212 Принимает участие в разработке учебных планов, программ производственной и преддипломной практики 2213. Ведет активную научнометодическую работу по вопросам профессиснального образования. 2.2.22(25). Формирует у студентов профессиональные умения, готовит их к применению полученных знаний в практической деятельности 3.1.6. в совершенстве базовый компонент содержания преподаваемой дисциплины

Коммуникативный элемент Включает действия, связанные организацией: предъявляемой учебной информации; взаимодействия с нею учащихся (их анализа, синтеза, обобщения, переноса); деятельности и поведения, своего и учащихся, подчиненных достижению искомых результатов 21. Осуществление обучения студентов, поддержание дисциплины. 21. Осуществление обучения студентов, поддержание дисциплины 221. Чтение лекций 2.2.9. Обеспечивает высокую эффективность педагогического процесса, использует инновационные технологии 2227. Участвует в пропаганде научно-технических, социальноэкономических и правовых знаний среди студентов 324. умением руководить, способностью учитывать точки зрения и интересы других, коммуникабельностью, высокой личнсй культурой

Организаторский элемент Включает действия связанные с организацией: предъявляемой учебной информации; взаимодействия с ней учащихся (их анализа, синтеза, обобщения, переноса); деятельности и поведения. Своего и учащихся, подчиненных достижению искомых результатов 2.2.12. Под руководством доцента (професссра) фсрмируету студентов профессиональные умения, необходимые в дальнейшей практической деятельности, организует проведение практических занятий на предприятиях отрасли 2.2.14. Принимает участие в заседаниях кафедры и методических семинарах 22.15. Может быть назначен куратором студенческой группы 2.2.16. Соблюдает права и свободы студентов, уважает их личное достоинство, проявляет заботу об их культурном развитии принимаетучастие в профориентационной работе среди школьников 3.2.2. лингвистическими навыками, способностью к кооперации в рамках междисциплинарных команд, навыками межличностных отношений 3.2.3. навыками по использованию технических средств, управлению информацией и работе с компьютером 32.4. умениемрабстать в команде, личной культурой. 21. Осуществление обучения студентов, поддержание дисциплины 2.1.6. Организация самостоятельной работы студентов 221. Чтение лекций 2.2.8. Руководит выпускными работами бакалавров, специалистов и магистров 2.2.9. Обеспечивает высокую эффективность педагогического процесса, использует инновационные технологии 2219. Организует научноисследовательскую работу студен-тсв 2.2.27. Участвует в пропаганде научно-технических, социальноэкономических и правовых знаний среди студентов 3.1.8. планирование и организацию всехвидсв учебной работы 324. умением руководить, способностью учитывать точки зрения и интересы других, коммуникабельностью, высокой личной культурой

В качестве разновидности профессиональных моделей можно рассматривать должностные обязанности и квалификационные требования к преподавателю. Перечень непосредственных должностных обязанностей и требований к деятельности преподавателей представлен в должностных инструкциях профессорско-преподавательского состава кафедр, утвержденных в Казанском государственном энергетическом университете (табл.1, столбцы 2 и 3).

Были выявлены пять уровней продуктивности педагогической деятельности: репродуктивный, когда педагог умеет пересказать то, что знает сам; адаптивный, при котором педагог умеет приспособить свое сообщение к особенностям аудитории; локально-моделирующий знания учащихся, когда педагог владеет стратегиями обучения, знаниям, умениям и навыкам по отдельным разделам курса, позволяющим формировать педагогическую цель, ставить задачи, разрабатывать алгоритм их решений и использовать педагогические средства включения обучающихся в учебно-познавательную деятельность; оиотемно-моделирующий знания обучающихся, при котором педагог владеет стратегиями формирования искомой системы знаний, умений и навыков обучающихся по дисциплине в целом; наконец, оиотемно-моделирующий деятельность и поведение обучающихся, при котором педагог владеет стратегиями превращения своей дисциплины в средство формирования личности учащегося, его потребностей в самовоспитании, самообразовании и саморазвитии. Первые два проявляются, в основном, у начинающих преподавателей (ассистентов), последний - у доцентов и профессоров с ярко-выраженной педагогической направленностью. Комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень организации профессиональной деятельности преподавателя высшей школы (ПВШ), объединяются термином «педагогическое мастерство».

В исследовании З.Ф.Есаревой выделены два вида творческой деятельности: деятельность научного работника и деятельность педагога. Автором доказано, что только сочетание научной и педагогической деятельности преподавателя высшей школы является наиболее продуктивным. Плодотворное сочетание научного и педагогического творчества больше развито у профессоров, доцентов и меньше у ассистентов. З.Ф.Есарева проанализировала описанные выше компоненты применительно к различным квалификационно-должностным уровням преподавателей вуза. Ею установлено, что все компоненты в педагогической деятельности вузовского преподавателя взаимосвязаны. Структуры научной и педагогической деятельности преподавателя вуза имеют общие компоненты, но в связи с различием целей, объектов и методов этих двух видов деятельности содержат ряд специфических особенностей. Автор отмечает, что исходные положения в анализе особенностей коммуникативного компонента в научной деятельности ПВШ заключаются

в том, что этот компонент имеет общие черты как в научной, так и в педагогической деятельности, что делает возможным их благоприятное взаимодействие. Проектировочная деятельность ярче проявляется у преподавателей с выраженной педагогической направленностью. Возрастание коллективного характера научного творчества повышает роль организационного и коммуникативного компонента. Интровертизм с научной направленностью препятствует педагогической работе [2].

Анализируя педагогическую деятельность, З.Ф.Есарева выделяет низкий, средний, высокий и очень высокий уровни умений в соответствии с видами педагогической деятельности. Гностические умения в деятельности создают основу для развития всех других умений. Конструктивные умения преподавателя лежат в основе коммуникативных и организаторских умений. Однако, конструктивный и проектировочный компоненты влияют на гностический, с их развитием растет уровень гностических умений. У ассистента наименее развиты умения, связанные с педагогическим проектированием, а также с организацией коллективных исследований и осуществления педагогического процесса, с поиском надежных помощников в профессиональной деятельности и критикой научной работы других людей. Отличительной особенностью деятельности старшего преподавателя от ассистента является выполнение им всех профессионально-педагогических функций на более высоком уровне. У старшего преподавателя без ученой степени менее развиты гностические умения и умения, связанные с научно-исследовательской деятельностью. Старший преподаватель без ученой степени, также как ассистент, зачастую, не владеет аппаратом комплексных научных исследований и стремится к созданию коллектива единомышленников. Уровни развития умений старшего преподавателя с ученой степенью кандидата наук представлены на уровне не ниже среднего и, как правило, выше, чем у преподавателя без ученой степени [2].

Анализ литературных источников по профессиографии показал, что основными элементами профессиональной деятельности преподавателя высшей школы являются следующие должностные обязанности:

■ подготовка учебных курсов, методологическое и методическое обеспечение, выбор средств информационной поддержки;

■ подготовка и создание обучающих, тренинговых и контролирующих, в том числе и компьютерных, программ;

■ подготовка рукописей учебной литературы и учебнометодических пособий;

■ чтение лекций, проведение лабораторных, семинарских и других практических занятий, вплоть до конференций, ролевых, имитационных и деловых игр;

■ организационно-методическое обеспечение и участие в проведении производственной практики студентов;

■ поиск и разработка новых педагогических методов и образовательных технологий повышенной эффективности;

■ консультационная и другая индивидуальная работа со студентами;

■ планирование, организация и выполнение научных исследований и конкретных практических разработок;

■ подготовка научных, научно-методических, учебнометодических, рекламных и других материалов (периодически издаваемых);

■ реализация воспитательных функций в процессе групповой и индивидуальной работы со студентами, а также в процессе неформального общения с ними;

■ выполнение требований (внешних и внутренних) к непрерывности личностного и профессионального развития, повышения научной и педагогической компетентности и квалификации;

■ поиск источников финансирования фундаментальных и прикладных научных исследований и разработок;

■ подготовка патентов, нормативных и технических документов.

Таким образом, у ассистента и старшего преподавателя компоненты профессиональной деятельности представлены на различных уровнях компетентности: гностический компонент имеет научную и аналитическую направленность; конструктивный - написание и чтение лекций, определение рационального вида деятельности студентов, выбор наиболее эффективных форм, методов и средств обучения; проектировочный - планирование коллективных исследований студентов, разработка УМК и учебных планов, использование междисциплинарных связей; организаторский - организация и руководство самостоятельной и научно-исследовательской работой студентов; коммуникативный - положительное общение и оптимальное взаимодействие со студентами в аудиторное и внеаудиторной время. К отличительным особенностям деятельности ассистента от старшего преподавателя и доцента относятся:

■ организация всех видов учебных занятий (в т.ч. чтение лекций), учебно-методической, научно-методической и самостоятельной работы студентов по курируемым дисциплинам, а также научноисследовательской работы по одному из научных направлений кафедры;

■ активное участие в общественной жизни вуза;

■ самообразование;

■ обеспечение высокой эффективности педагогического процесса, использование инновационных технологий.

Подробная разработка компонентов профессиональной деятельности преподавателя высшей школы дает возможность шире рассмотреть проблему подготовки научно-педагогических кадров, оценить качество работы различных звеньев системы непрерывного образования педагогов, и построить перспективные профессиональные модели, опираясь на которые организовать и спроектировать ее дальнейшее развитие.

Литература

1. Кузьмина (Головко-Гаршина) Н.В. Предмет акмеологии. - СПб.: Политехника, 2002. - С. 149-150.

2. З.Ф. Есарева. Особенности деятельности преподавателя высшей школы, Изд-во Ленинградского ун-та, Ленинград, 1974, 112 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.