Научная статья на тему 'Теория педагогической системы Н. В. Кузьминой: генезис и следствия'

Теория педагогической системы Н. В. Кузьминой: генезис и следствия Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
9121
1418
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / PEDAGOGICAL SYSTEM / КОМПОНЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ / COMPONENTS OF PEDAGOGICAL SYSTEM / СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА / STRUCTURE OF A TEACHER''S ACTIVITY / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФОБИИ / PEDAGOGICAL PHOBIAS / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МАНИИ / PEDAGOGICAL MANIAS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Остапенко А. А.

В статье последовательно изложены этапы развития теории педагогической системы Н.В. Кузьминой: от первой предложенной в 1970 гг. четырёхкомпонентной модели до новой семикомпонентной. Проанализирован и обобщён теоретический и практический опыт моделирования и создания педагогических систем, как самой Кузьминой, так и её учениками и последователями. Также приведены некоторые прикладные следствия этой теории, разработанные учёными школы Н.В. Кузьминой. В их числе обобщены варианты структуры деятельности разных педагогических работников (школьного учителя, руководителя факультета, куратора, преподавателя), студентов, проанализированы функциональные элементы индивидуальной педагогической деятельности и элементы функционального решения образовательных задач. Особый интерес представляет разработанная Ю.С. Тюннинковым и М.А. Мазниченко на основе теории педсистем обобщённая классификация педагогических фобий и маний. Статью завершает полная хронологическая таблица этапов эволюции теории педагогической системы Н.В. Кузьминой. Публикуется к 90-летию Н.В. Кузьминой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Остапенко А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The theory of pedagogical system by N.V. Kuzmina: genesis and aftereffects

The article sequentially discourses the stages of development of the theory of pedagogical system by N. V. Kuzmina: from the first 4-component of 1970 to today»s 7-component. Theoretical and practical experience is analyzed and generalised of modeling and developing pedagogical systems, by personally N. V. Kuzmina and her scholars and followers. Also some applied effects of the system are demonstrated developed by the researchers of N. V. Kuzmina»s school, among them variations of the structure of activities are generalised for different pedagogical workers (school teacher, faculty dean, turor, lecturer), and students. Functional elements of individual pedagogical activity are analyzed with the elements of functional solution of educational problems. The generalised classification of medagocical phobias and manias developed by Yu. S. Tiunnikov and M. A. Maznichenko is of special interest. The article is concluded by the complete chronological table of the stages of the pedagogical system by N. V. Kuzmina development. The article is published to the 90th anniversary.

Текст научной работы на тему «Теория педагогической системы Н. В. Кузьминой: генезис и следствия»

ТЕОРИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ Н . В . КУЗЬМИНОЙ: ГЕНЕЗИС И СЛЕДСТВИЯ

А . А . Остапенко1

В статье последовательно изложены этапы развития теории педагогической системы Н. В. Кузьминой: от первой предложенной в 1970 гг. четырёхкомпонентной модели до новой семикомпонентной. Проанализирован и обобщён теоретический и практический опыт моделирования и создания педагогических систем, как самой Кузьминой, так и её учениками и последователями. Также приведены некоторые прикладные следствия этой теории, разработанные учёными школы Н. В. Кузьминой. В их числе обобщены варианты структуры деятельности разных педагогических работников (школьного учителя, руководителя факультета, куратора, преподавателя), студентов, проанализированы функциональные элементы индивидуальной педагогической деятельности и элементы функционального решения образовательных задач. Особый интерес представляет разработанная Ю. С. Тюннинковым и М. А. Мазниченко на основе теории педсистем обобщённая классификация педагогических фобий и маний. Статью завершает полная хронологическая таблица этапов эволюции теории педагогической системы Н. В. Кузьминой. Публикуется к 90-летию Н. В. Кузьминой. Ключевые слова: педагогическая система, компоненты педагогической системы, структура деятельности педагога, педагогические фобии, педагогические мании.

Добротные гуманитарные теории чаще всего обладают предельной простотой и ясностью и с годами «обрастают» огромным количеством таких же простых и ясных прикладных аспектов. Это свидетельствует о верности и продуктивности таких теорий. К таковым принадлежит созданная почти сорок лет назад теория педагогических (впоследствии образовательных) систем Нины Васильевны Кузьминой. Одновременно с тем, что теория дополнялась и развивалась, она вторгалась во все сферы педагогической реальности: от дошкольной педагогики до педагогики профессионального и дополнительного образования. Напомним генезис этой теории.

Генезис

В 1970 г. Н. В. Кузьмина выделяет четыре стороны педагогического процесса: «В микроструктуре педагогического процесса всегда принимают участие четыре стороны.

1 Остапенко Андрей Александрович - доктор педагогических наук, профессор кафедры социальной работы, психологии и педагогики высшей школы Кубанского государственного университета. Эл. почта: ost101@mail.ru

A. Содержание информации (учебно-воспитательного материала), которое, будучи достоянием общества и его полномочного представителя в учебном заведении — педагога, должно стать достоянием воспитуемого.

B. Преподаватель — своеобразный посредник и источник информации.

C. Воспитуемый, учащийся, студент.

Э. Средства передачи информации.

<...>

Особенностью каждой из сторон педагогического процесса является то, что они (стороны) существуют не только во взаимодействии, но и самостоятельно, независимо друг от друга» [2, с. 10].

В цитируемой работе пока нет устоявшегося понятия «педагогическая система», и оно по тексту время от времени смешивается с понятием «педагогический процесс».

Впоследствии в работах Н. В. Кузьминой выкристаллизовывается понятие педагогической системы, выделяются её компоненты (уже пять, а не четыре). Наиболее наглядно и полно это выразилось в книге 1980 г. [6] (переиздана в 2002 г. [7]), в которой мы уже находим определение: «Педагогическую систему можно определить как множество взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов, подчинённых целям воспитания, образования и обучения подрастающего поколения и взрослых людей» [7, с. 11]. Н. В. Кузьмина разводит понятия структурных и функциональных компонентов: «Структурные компоненты — это основные базовые характеристики педагогических систем, совокупность которых, собственно, образует эти системы, во-первых, и отличает от всех других (не педагогических) систем, во-вторых» [7, с. 11]. К их числу относятся цели, учебная информация, средства педагогической коммуникации, педагоги и учащиеся. По мнению Н. В. Кузьминой «названные компоненты необходимы и достаточны для создания педагогической системы. При исключении любого из них — нет системы» [7, с. 13].

«Функциональные компоненты — это устойчивые базовые связи основных структурных компонентов, возникающие в процессе деятельности руководителей, педагогов, учащихся, они обусловливают движение, развитие, совершенствование педагогических систем и вследствие этого устойчивость, их жизнестойкость, выживаемость. В педагогических системах выделяются гностический, проектировочный, конструктивный, коммуникативный, организационный функциональные компоненты» [7, с. 16].

Выделение функциональных компонентов как раз и стало той самой продуктивной пятикомпонентной моделью (рис. 1), на базе которой было создано множество прикладных теорий, концепций и моделей как самой Н. В. Кузьминой, её учениками и последователями, так и исследователями, далёкими от ленин-

системы (по Н. В. Кузьминой)

градско-петербургской психолого-педагогической школы, основателем которой был академик Б. Г. Ананьев.

Позднее Н. В. Кузьмина уточнит своё определение педагогической системы: «Педагогическую систему можно определить как взаимосвязь структурных и функциональных элементов, подчинённых целям формирования в личности учащегося готовности к самостоятельному, ответственному и продуктивному решению задач в последующей системе» [3, с. 13-14]. В 1980-1990-х гг. пятимерная (пятикомпонентная) модель Н. В. Кузьминой была широко признана, многократно опубликована. Как методологическая идея она была положена в основание множества диссертационных исследований. Большинство исследователей отмечают полноту этой модели. Разве что в работах В. А. Якунина мы находим корректное указание на некоторую неполноту пяти компонентов системы. О н замечает, что «функциональная модель управления педагогическими системами, построенная Н. В. Кузьминой, требует некоторого дополнения и уточнения как в отношении её полноты, т.е. состава выделенных в ней функций, так и в части содержательной интерпретации отдельных из них» [12, с. 19; 13, с. 23]. Так, он указывает на отсутствие в построениях Н. В. Кузьминой двух функций: 1) прогнозирования, 2) контроля и оценки. В последних публикациях

Гн (гности-Пк ^ескийи, ^

(проектирог^" (прогности-

вочнывд Оц ческий) (оцено-Км \ чный) I Орг (коммупи- (организа-

„ кативныЩ7..........^\торский).

Кн (конструк-

. ТИВНЫЙУ

Рис. 2. Семикомпонентные модели структурных и функциональных компонентов

педагогической системы

Проекта-

Конструк-

ТИВЕЫЙ

Гностический

тороши

Рис. 3. Уточнённая модель взаимосвязи структурных и функциональных компонентов педагогической системы (по Н. В. Кузьминой)

Н. В. Кузьминой, посвящённых разработке акмеологических построений, пя-тикомпонентную модель сменила семикомпонентная. Добавились два структурных (оценочный элемент и последующая образовательная система) и два функциональных компонента (оценочный и прогностический). Схематически состав структурных и функциональных компонентов педагогической системы представлен на рис. 2 [1, с. 145, 151].

Сведём две схемы в один рисунок по образцу того, как это было сделано Н. В. Кузьминой для пятикомпонентной модели (рис. 3).

В таком виде модель, видимо, можно считать завершённой и полной.

Следствия

В разные годы на базе этой многомерной теоретической модели были осуществлены различные прикладные исследования, результатом которых стали прикладные педагогические модели, созданные как самой Н. В. Кузьминой, так и её учениками и последователями. Наибольшее количество их было создано в то время, когда теоретическая модель была пятикомпонентной. Это даёт возможность доработать созданные в 1980-1990-е гг. модели до семи компонентов, что соответствует современному состоянию исследований школы Н. В. Кузьминой.

Приведём наиболее значительные из них.

В конце 1970-х — начале 1980-х гг. Н. В. Кузьмина разработала модели структуры деятельности разных участников образовательного процесса: учителя для школы, руководителя факультета, куратора, преподавателя, студента для вузов и преподавателя, мастера производственного обучения для сферы начального профессионального образования. Они представляют собой систему педагогических умений различных участников педагогических систем. В табл. 1-5 представлены соответствующие примеры.

Приведём структуры деятельности участников образовательного процесса для вузовских педагогических систем (табл. 1).

Таблица 1

Система педагогических умений учителя физики [7, с. 59]

1 2

Гностические умения Умения исследовать затруднения школьников при изучении учебного материала и общие закономерности процесса обучения предмету, приводящие к успеху

Проектировочные умения Умения отобрать «батарею» задач и расположить их в определённой последовательности таким образом, чтобы, «проведя» через их решение школьников, вырабатывать у них способ мышления, позволяющий решать любые задачи из курса физики

Конструктивные умения Умения упрощать задачи до такого уровня, на котором они становятся доступными пониманию каждого ученика, а затем усложнять их до первоначальной сложности (данной в первоначальной формулировке)

Коммуникативные умения Умения вызывать у детей интерес к предстоящей познавательной деятельности

Организаторские умения Умения организовать исследовательскую работу школьников с задачей (анализировать, упрощать, усложнять)

Приведём структуры деятельности участников образовательного процесса для вузовских педагогических систем (табл. 2).

Таблица 2

Структура деятельности руководителя факультета [7, с. 201-203]

1 2

Гностические умения Изучать потребности государства и его требования к выпускникам данного факультета Изучать возможности факультета удовлетворять этим требованиям Изучать продвижение студентов и педагогического коллектива в области реализации государственных требований и получения искомого результата Анализировать и совершенствовать собственную деятельность в соответствии с критериями успешности работы факультета Изучать способы совершенствования деятельности коллектива преподавателей и студентов

Проектировочные умения Исходя из комплексных перспективных планов педагогической, научной, общественной деятельности вуза, планировать социальное развитие факультета на длительный срок Проектировать работу педагогического коллектива в области совершенствования учебных планов, программ, учебников, учебных пособий, инструктивных материалов, учитывая весь пятилетний цикл обучения студентов на факультете Проектировать совершенствование организационных форм и методов теоретического обучения студентов в течение всего цикла Проектировать систему заданий студентам, направленных на улучшение их трудовой непрофессиональной подготовки в течение всего цикла Проектировать систему заданий студентам, направленных на совершенствование их практики в течение всего цикла подготовки

Конструктивные умения Конкретизировать планы и цели факультета и всех его подсистем до уровня сроков и индивидуальных планов работы сотрудников и контроля за содержанием воспитания и обучения студентов в ближайшее время Конкретизировать планы работы руководителей педагогических коллективов (в том числе сроки контроля) над совершенствованием средств, форм, методов учебно-воспитательной работы со студентами Конкретизировать сроки и формы обучения и контроля студентов методами и приёмами самостоятельной учебно-исследовательской деятельности Конкретизировать сроки и формы обучения и контроля студентов методами и приёмами самостоятельной общественно-политической и профессиональной деятельности Конкретизировать сроки и формы повышения квалификации преподавателей с учётом развития специализаций, создания новых спецкурсов и факультативов

Комуникативные умения Устанавливать на факультете педагогически целесообразные взаимоотношения, чтобы в коллективе существовала подлинно творческая атмосфера поиска, плодотворных дискуссий, творческой взыскательности Завоёвывать в коллективе авторитет, налаживая деловые контакты как с преподавателями кафедр, так и с администрацией вуза Управлять своим настроением Побуждать членов коллектива ответственно выполнять поставленные задачи Тактично и принципиально критиковать отдельных преподавателей, предотвращать конфликты

Окончание табл. 2

1 2

Организаторские умения Обеспечивать успешное выполнение спроектированных целей и намеченных планов, выступая инициатором в организации коллективной деятельности факультета и всех его подсистем Организовать взаимопомощь в педагогическом коллективе, опираясь на систему контроля за индивидуальной деятельностью преподавателей В организации управления факультетским коллективом опираться на своих заместителей, обеспечивая тем самым целенаправленную и взаимосвязанную работу всех подразделений педагогической системы Обеспечить исполнительскую культуру и индивидуальную ответственность всех категорий сотрудников коллектива по выполнению приказов и постановлений вышестоящих организаций и своих собственных Поощрять творческую и исполнительскую активность своих заместителей, преподавателей и студентов

Таблица 3

Структура деятельности куратора [7, с. 203-204]

1 2

Пополнять свои знания новыми научными данными (о способах воспитания и т.д.) и перестраивать свою деятельность Анализировать собственную деятельность

Анализировать педагогическую ситуацию и рассчитывать воздействие на студентов Воспринимать и учитывать реакцию студентов на свою деятельность и перестраивать ее в дальнейшем Опираться на психологическую теорию

Учитывать в деятельности рекомендации педагогической теории Формулировать новые педагогические задачи

Проектировать воспитательную работу на весь период работы с учебной группой с учётом дальнейших перспектив и возможных результатов

Проектировать воспитательное воздействие с учётом будущей профессии студентов Проектировать работу в учебной группе с учётом интересов студентов Проектировать способы организации самостоятельной работы студентов в учебной деятельности

Проектировать способы организации спортивной, эстетической, военно-патриотической деятельности студентов

Проектировать способы организации научной деятельности студентов Проектировать способы контроля, учёта, оценки деятельности студентов

Отбирать и композиционно интересно строить содержание внеучебных мероприятий Использовать в работе с учебной группой традиции вуза, его историю Привлекать к работе с группой интересных людей

Делать самих студентов активными инициаторами интересных встреч, бесед, дискуссий

Использовать в воспитательной работе историю культуры, искусства, архитектуры города

Развивать у студентов профессиональные интересы и склонности, профессиональное творчество

Пробуждать у студентов научные интересы и научное творчество

о р

П

ы н в и т

к у

р

т с н о К

Окончание табл. 3

1 2

Коммуникативные умения Вызывать к себе симпатию и интерес Пробуждать интерес к предстоящему делу, сообщению Предотвращать и разрешать конфликты Завоёвывать у студентов авторитет Удерживать авторитет на протяжении всего времени работы с группой Возбуждать интерес к творчеству своих коллег и администрации.

Организаторские умения Организовать целенаправленную деятельность студенческой группы Организовать взаимодействие со студентами во внеучебное время Использовать многообразие форм привлечения студентов к учебной, трудовой, общественно-политической деятельности, обучать их самоорганизации Организовать себя и своё время Систематически контролировать работу студентов Организовать коллективную, групповую и индивидуальную взаимопомощь студентов.

Таблица 4

Структура деятельности преподавателя [7, с. 204-205]

1 2

Гностические умения Следить за событиями в науке по зарубежным и отечественным источникам, знакомить с ними студентов Принимать самому экзамены и анализировать, как курс усвоен студентами, как восприняты те или иные разделы Анализировать реакцию студентов на своё изложение

Проектировочные умения Ставить своей целью, чтобы студенты не просто усвоили программный материал, но умели в дальнейшем использовать полученные знания на практике Проектировать систему заданий студентам в работе над первоисточниками по специальности и самостоятельной работы над курсом Проектировать пути превращения своего курса в средство умственного, нравственного и политического воспитания студентов

Конструктивные умения Конструировать учебную информацию в расчёте на привлечение внимания студентов к развитию исследовательской мысли в области научного поиска Формулировать познавательную задачу и способы побуждения студентов к самостоятельному мышлению

Коммуникативные умения Вызвать интерес к своему учебному курсу, объяснить важность его изучения Воспитать у студентов уверенность в том, что они способны творчески овладеть методами данной науки и внести вклад в её развитие

Организаторские умения Организовать точное начало и окончание занятий и насыщенную работу на них, свою и студентов Организовать своё время и свою деятельность, связанную с подготовкой к занятиям и их проведением Организовать учебную информацию и деятельность студентов, связанную с её восприятием и усвоением

Таблица 5

Структура учебной деятельности студента [7, с. 205-206]

Выделять главное в тексте, сообщении преподавателя, использовать «свёрнутые» записи Выделять связи между рассматриваемыми явлениями, изображать их на схемах, рисунках, таблицах, графических символах

Пользоваться библиографическими справочниками, справочной литературой Привлекать к изучению материала дополнительные источники (специальную литературу, документы, наблюдения) Пользоваться приёмами скорочтения Формулировать гипотезы, намечать пути их проверки

Производить анализ, синтез, обобщение, перенос центральных идей в изучаемом тексте

н ч

оя вя

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ои

& 3 * £

ку

е

о р

П

Формулировать цели своего пребывания в институте и отдавать себе отчёт в требованиях профессиональной деятельности к его выпускникам

Формулировать цели самостоятельной работы над разными циклами учебных дисциплин

Формулировать, к каким результатам и с помощью каких методов самообразования можно к ним прийти к окончанию учебного года, к окончанию семестра, в ближайшие месяцы

Формулировать задачи, темп и ритм работы в ближайшее время

н

в

ия ти кн уе су 3 ту с н о К

Конспектировать кратко, сжато, своими словами и с элементами цитирования Составлять план предстоящего сообщения на семинаре, план ответов Составлять тезисы своего сообщения

Составлять доклад с элементами цитирования, аннотирования, рецензирования Обосновывать правильность избранной логики и системы изложения Самостоятельно создавать схемы, таблицы, чертежи, рисунки, аргументировать их построение и логику применения в сообщении

Делать выводы и обобщения на основании чужого и собственного изложения

е ы н

в * §

аи кн ие

нм уу

о К

Формулировать вопросы к преподавателю или изучаемому тексту Активно воспринимать устные сообщения своих товарищей и преподавателей, анализировать и оценивать их

Самому активно участвовать в работе семинара, формулировать в устном рассказе своё сообщение

Строить логически законченное сообщение со вступлением к нему, заключением и выводами

Высказывать собственное отношение к фактам и событиям, формулировать свои оценочные суждения и их аргументировать В сообщении обоснованно использовать наглядные пособия

р

о

я и н зе зим ну а

г р

О

Организовывать своё время, свою деятельность: рабочее место, средства деятельности, следить за темпом включения в самостоятельную работу

Организовывать своё поведение: контролировать действия, движения, мимику, эмоции Организовывать свою общественную деятельность, приобретая знания, навыки и умения, необходимые для будущей профессиональной деятельности Организовывать свою научно-исследовательскую деятельность, приобретая качества, необходимые для будущей профессиональной деятельности Организовывать накапливаемую в вузе информацию таким образом, чтобы по окончании вуза ею можно было воспользоваться

1

2

В конце 1980-х гг. в период интенсивного сотрудничества Н. В. Кузьминой с Всесоюзным НИИ профтехобразования [4] ею была предложена модель функциональных элементов индивидуальной педагогической деятельности (табл. 6).

Таблица 6

Модель функциональных элементов индивидуальной педагогической деятельности

[3, с. 37]

1 2

Гностический элемент Гностический (Гн.) (или исследовательский) элемент включает анализ педагогической ситуации, формирование педагогической задачи, добывание новых знаний, необходимых для ее продуктивного решения, анализ процесса решения задачи, результатов решения, сопоставление искомого результата с реальным

Проектировочный элемент Проектировочный (Пр.) элемент включает действия, связанные с предвосхищением, «забеганием вперед» — предвидением возможных последствий от решения системы педагогических задач в течение всего обозримого времени, на которое ведется планирование, например, всего периода обучения своему предмету или работы с учебной группой в качестве воспитателя

Конструктивный элемент Конструктивный (Кн.) элемент включает действия, связанные с композиционным построением предстоящего занятия, мероприятия, урока, собрания, экскурсии, проигрыванием разных вариантов его построения в условиях системы предписаний, диктуемых программой, учебником, наличием наглядных пособий и ТСО, временем, в течение которого должна быть решена конкретная, текущая педагогическая задача

Коммуникативный элемент Коммуникативный (Км.) элемент включает действия, связанные с установлением педагогически целесообразных взаимоотношений (с учащимися, их родителями, коллегами по работе, администрацией) в процессе непосредственного взаимодействия с ними в ходе решения педагогической задачи

Организаторский элемент Организаторский (Орг.) элемент включает действия, связанные с организацией учебной информации в процессе ее предъявления, деятельности учащихся, связанной с ее усвоением, собственной деятельности и поведения в процессе решения педагогической задачи

Примером поздних прикладных исследований Н. В. Кузьминой, связанных с созданием ею новой научной отрасли — акмеологии, является модель элементов функционального решения образовательных задач (табл. 7). Принципиально то, что эта многомерная модель уже включает семь компонентов. Таблица 7 Элементы функционального решения образовательных задач [1, с. 149-150]

1 2

Оценочный элемент Учитывает, что конечный результат зависит от того, что само решение образовательных задач, подчиненных достижению целостной образовательной системой общих искомых результатов может быть высоко-, средне-, низкопродуктивным. В таком случае необходимо решать, за счет каких именно элементов системы это происходит. Это может быть обусловлено несформированностью любого из далее перечисляемых элементов

Гностический элемент Включает действия субъектов по исследованию образовательной ситуации. Гностическая деятельность является наиболее продуктивной, если субъект не упускает из виду образ результата и именно те структурные элементы, которые мы называли ранее, и взаимосвязи между ними

Прогностический элемент Связан с прогнозированием, как результаты текущей деятельности скажутся при входе выпускника в последующую образовательную систему, в какой мере обеспечат ему продуктивное саморазвитие

Проектировочный элемент Включает действия субъектов деятельности связанные с «выстраиванием» заданий — задач, адресованных студентам и наиболее общих стратегий, рассчитанных на весь период их подготовки, вплоть до вхождения «продукта» (выпускников) в новую среду — самостоятельную профессионально-педагогическую или производственную деятельность

Конструктивный элемент Включает действия, связанные с решением предстоящих задач на предстоящем занятии таким образом, чтобы они продвигали учащегося к достижению главного искомого результата в нем самом

Коммуникативный элемент Включает действия, связанные с установлением профессионально целесообразных взаимоотношений между руководителем, преподавателем, студентом, учащимся в непосредственном контакте. Это обеспечивает продуктивное мотивирование субъектов к решению предстоящих задач и продвижение к искомым результатам

Организаторский элемент Включает действия, связанные с организацией: предъявляемой учебной информации; взаимодействия с нею учащихся (их анализа, синтеза, обобщения, переноса); деятельности и поведения, своего и учащихся, подчиненных достижению искомых результатов

Таблица 8

Классификация педагогических фобий и маний

Функция деятельности педагога Вид абсолютизации Педагогические фобии как боязни педагогических объектов, явлений или действий Педагогические мании как чрезмерные увлечения учителя какой-либо идеей при игнорировании других

1 2 3 4

Организаторская (учащиеся) Абсолютизация ценности авторитета педагога Фобия ошибок и неудач Мания судить

Фобия критики Мания преследования

Фобия несостоятельности Мания величия

Фобия юмора

Фобия превосходства учащихся

Абсолютизация ценности дисциплины Фобия активности учащихся Эталономания

Фобия самостоятельности учащихся Уступкомания

Фобия «трудного» класса или «трудного» учащегося Обвинениемания

Окончание табл. 3

1 2 3 4

Гностическая (педагог) Аб солютиз ация ценности собственного опыта в ущерб ценности теоретических знаний Фобия теоретических знаний Мания собственного опыта

Фобия научно-исследовательской работы

Фобия использования опыта коллег

Аб солютиз ация ценности теоретических знаний в ущерб собственному опыту Фобия недостатка теоретических знаний Наукомания

Фобия неверного применения педагогической методики/технологии Авторитетомания

Преувеличение ценности стабильности в ущерб творчеству, инновациям Фобия метода/технологии Маниакальное увлечение каким-либо подходом, теорией, методом, технологией

Фобия ответственности

Фобия новых ситуаций и инноваций

Коммуникативная (средства) Аб солютиз ация ценности какого-либо педагогического средства в ущерб другим Фобия конфликтов Мания воспитательных мероприятий

Интернет-компьютерная фобия Игромания

Фобия индивидуальной работы с учащимися Техномания

Фобия обратной связи Идеаломания

Фобия отдыха Мания строгости

Конструктивная (учебное содержание) Абсолютизация ценности учебной информации в ущерб ценности её осмысления учащимися Фобия быть непонятым

Фобия избытка учебной информации

Фобия недостатка учебной информации

Фобия нестандартных ответов учащихся

Проектировочная (цель) Аб солютиз ация какой-нибудь одной цели в ущерб другим Фобия воспитания Учёбомания

Коллективомания

Мания развития индивидуальности

Мания достижения целей, «спущенных свыше»

Таблица 9

Этапы эволюции теории педагогической системы Н. В. Кузьминой

Определение педагогической системы 1970-е 1980-е 1990-е 2000-е

Употребляет понятие «педагогический процесс» Педагогическая система — множество взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов, подчинённых целям воспитания, образования и обучения подрастающего поколения и взрослых людей. Педагогическая система — взаимосвязь структурных и функциональных элементов, подчинённых целям формирования в личности учащегося готовности к самостоятельному, ответственному и продуктивному решению задач в последующей системе Употребляет понятие «образовательная система»

Структурные и функциональные компоненты 1. Цель 1. Цели образования

Проектировочный компонент

1. Содержание информации 2. Учебная информация 2. Научная и учебная информация

Конструктивный компонент

3. Последующая образовательная система

Прогностический компонент

2. Преподаватель 3. Педагог 4. Состав преподавателей

Гностический компонент

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Учащийся 4. Учащийся 5. Учащиеся

Организаторский компонент

4. Средства передачи информации 5. Средства педагогической коммуникации 6. Средства образовательной коммуникации

Коммуникативный компонент

7. Критерии оценки качества образовательной системы

Оценочный компонент

В течение 1980-1990-х гг. разными исследователями было реализовано множество педагогических моделей, в основание которых положена структура, предложенная Н. В. Кузьминой. Одной из самых интересных и неожиданных моделей последних лет стала классификация педагогических фобий и маний, предложенная в 2004 году сочинскими исследователями Ю. С. Тюнниковым и М. А. Мазниченко. Результаты этого исследования почти одновременно появились в нескольких педагогических изданиях [5, 8, 10, 11]. Позднее они дополнили [9] эту классификацию, добавив в неё виды абсолютизации. Мы приводим сводную классификацию педагогических фобий и маний, опубликованную авторами в разных изданиях, поставив их в таблице 8 в виде сопряжённых пар.

В заключение обзора сведём в единую хронологическую таблицу этапы эволюции теории педагогической системы Н. В. Кузьминой (табл. 9).

Библиографический список

1. Кузьмина (Головко-Гаршина) Н. В. Предмет акмеологии. СПб.: Политехника, 2002.

2. Кузьмина Н. В. Методы исследования педагогической деятельности. Л.: ЛГУ, 1970.

3. Кузьмина Н. В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища. М.: Высшая школа, 1989.

4. Кузьмина Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М.. : Высшая школа, 1990.

5. Мазниченко М. А., Тюнников Ю. С. Педагогические фобии и мании: классификация и преодоление // Народное образование. 2004. № 7.

6. Методы системного педагогического исследования: учеб. пособие/под ред. Н. В. Кузьминой. Л.: ЛГУ, 1980.

7. Методы системного педагогического исследования: учеб. пособие/под ред. Н. В. Кузьминой. М.: Народное образование, 2002.

8. Тюнников Ю. С., Мазниченко М. А. Педагогическая мифология как тезаурус практической деятельности педагога // Школьные технологии. 2004. № 1.

9. Тюнников Ю. С., Мазниченко М. А. Педагогические фобии и мании как отражение ценностной системы учителя // Исследования гуманитарных систем. Вып. 1: Теория педагогической системы Н. В. Кузьминой: генезис и следствия/под ред. В. П. Бедерхановой. Краснодар: Парабеллум, 2013.

10. Тюнников Ю. С., Мазниченко М. А. Страхи и фобии педагогов // Директор школы. 2005. № 1.

11. Тюнников Ю. С., Мазниченко М. А. Типичные ошибки в применении педагогических методов // Школьные технологии. 2004. № 3.

12. Якунин В. А. Обучение как процесс управления. Психологические аспекты. Л.: ЛГУ, 1988.

13. Якунин В. А. Педагогическая психология: учеб. пособие. СПб.: Изд-во В. А. Михайлова, 2000.

Статья поступила в редакцию 11.09.2013.

THE THEORY OF PEDAGOGICAL SYSTEM BY N. V. KUZMINA: GENESIS

AND AFTEREFFECTS

A. A. Ostapenko

Ostapenko, Andrey Aleksandrovich, Prof., Dr. Sci. (Pedagogy), prof at the Chair for Social Work,

Psychology and Methods of Teaching in Higher Education, Kuban State University. E-mail: ost101@

mail.ru

The article sequentially discourses the stages of development of the theory of pedagogical system by N. V. Kuzmina: from the first 4-component of 1970 to today»s 7-component. Theoretical and practical experience is analyzed and generalised of modeling and developing pedagogical systems, by personally N. V. Kuzmina and her scholars and followers. Also some applied effects of the system are demonstrated developed by the researchers of N. V. Kuzmina»s school, among them variations of the structure of activities are generalised for different pedagogical workers (school teacher, faculty dean, turor, lecturer), and students. Functional elements of individual pedagogical activity are analyzed with the elements of functional solution of educational problems. The generalised classification of medagocical phobias and manias developed by Yu. S. Tiunnikov and M. A. Maznichenko is of special interest. The article is concluded by the complete chronological table of the stages of the pedagogical system by N. V. Kuzmina development. The article is published to the 90th anniversary. Keywords: pedagogical system, components of pedagogical system, structure of a teacher»s activity, pedagogical phobias, pedagogical manias.

References

1. Kuzmina (Golovko-Garshina), N. V, Predmet akmeologii [The acmeology subject], St. Petersburg, Politekhnika, 2002.

2. Kuzmina, N. V, Metody issledovaniya pedagogicheskoy deyatelnosti [The methods of researching pedagogical activity], Leningrad, LGU, 1970.

3. Kuzmina, N. V'., Professionalizm deyatelnosti prepodavatelya i mastera proizvodstvennogo obucheniya proftekhuchilishcha [The Professionalism of the activity of a teacher and a foreman of vocational training], Moscow, Vysshaya shkola, 1989.

4. Kuzmina, N. V.,Professionalizm deyatelnosti prepodavatelya i mastera proizvodstvennogo obucheniya proftekhuchilishcha [The Professionalism of the activity of a teacher and a foreman of vocational training], Moscow, Vysshaya shkola, 1990.

5. Maznichenko, M. A., Tyunnikov, Yu.S., Pedagogicheskie fobii i manii: klassifikatsiya i preodolenie [Pedagogical phobias and manias: the classification and overcoming], Narodnoe obrazovanie. 2004. № 7.

6. Metody sistemnogo pedagogicheskogo issledovaniya [The methods of systemic pedagogical research], Teaching guide, edited by N. V. Kuzmina, Leningrad, LGU, 1980.

7. Metody sistemnogo pedagogicheskogo issledovaniya [The methods of systemic pedagogical research], Teaching guide, edited by Kuzmina, N. V., Moscow, Narodnoe obrazovanie, 2002.

8. Tyunnikov, Yu.S., Maznichenko, M. A., Pedagogicheskaya mifologiya kak tezaurus prakticheskoy deyatelnosti pedagoga [Pedagigical mythology as a thesaurus of practical activity of a teacher], Shkolnye tekhnologii, 2004, No. 1.

9. Tyunnikov, Yu.S., Maznichenko, M. A., Pedagogicheskie fobii i manii kak otrazhenie tsennostnoy sistemy uchitelya, Issledovaniya gumanitarnykh sistem [Pedagogical

phobias and manias as a reflection of a teacher»s humanitarian values], V 1, Teoriya pedagogicheskoy sistemy N. V. Kuzminoy: genezis i sledstviya [The theory of pedagogical system by N. V. Kuzmina: genesis and aftereffects], edited by Bederkhanova, V. P.. Krasnodar: Parabellum, 2013.

10. Tyunnikov, Yu.S., Maznichenko, M. A., Strakhi i fobii pedagogov [Teachers»fears and phobias], Direktor shkoly, 2005, No. 1.

11. Tyunnikov, Yu.S., Maznichenko, M. A., Tipichnye oshibki v primenenii pedagogicheskikh metodov [Typical misuses of application of pedagogical methods], Shkolnye tekhnologii. 2004. No. 3.

12. Yakunin, V. A., Obuchenie kak protsess upravleniya. Psikhologicheskie aspekty [Teaching as a management process. Psychological aspect], Leningrad, LGU, 1988.

13. Yakunin, V. A., Pedagogicheskaya psikhologiya [Pedagogical psychology], Teaching guide, St. Petersburg, V. A. Mikhaylov»s Publishers, 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.