При самооценке студент анализирует свою подготовленность, начиная с низкого уровня и продвигаясь по мере изучения дисциплины до более высокого. Полное усвоение каждого уровня соответствует четному значению баллов, в этом случае возможен переход на следующий уровень и т.д. Вопросы по аудиту на всех уровнях дополняются вопросами из других дисциплин, актуализация которых обязательна для аудитора. Для каждого уровня разработаны контрольные задания для самопроверки студентов.
Успешная апробация предложенных технологий разработки квалиметрического обеспечения реализована на курсах повышения квалификации УрФУ в работе с преподавателями из различных вузов при выполнении практических и выпускных квалификационных работ (более 100 педагогов), треть которых опробовали также предложенную технологию диагностирования
Библиографический список
результатов обучения на собственной практике.
В заключение можно сказать, что подготовка конкурентоспособного, мобильного специалиста возможна только при условии планирования ожидаемого качества результата образования и наличия эффективной системы управления образовательным процессом как средства гарантированного достижения результата. Управление процессом обучения должно опираться на объективную оценку уровня подготовленности студентов по данным входного, текущего, промежуточного, рубежного, итогового видов контроля, в том числе и на основе применения системы контрольно-диагностического обеспечения качества подготовки на квалиметрической основе. Разработанная модель системы КДО отвечает требованиям, предъявляемым к педагогическим системам, подходы к моделированию и технология создания инструментария обладают универсальностью, т.е. они могут применяться для разных учебных дисциплин и видов контроля.
1. Давыдова, Л.Н. Различные подходы к определению качества образования // Качество. Инновации. Образование. - 2005. - № 2.
2. Санкин, Л.А. Управление качеством образования в гуманитарном вузе / Л.А. Санкин, Е.П. Тонконогая // Известия РАО. - 2002. - № 2.
3. Федоров, В.А. Педагогические технологии управления качеством профессионального образования: уч. пособие для студентов вуза / В.А. Федоров, Е.Д. Колегова. - М., 2008.
4. Мамонтова, М.Ю. Квалиметрические модели оценки качества академической подготовленности студентов // Известия Уральского государственного университета. - 2007. - № 52.
5. Субетто, А.И. Система управления качеством в вузе // Материалы X Симпозиума «Квалиметрия в образовании: методология и практика» / под науч. ред. д-ра техн. наук проф. Н.А. Селезневой, д-ра филос. и экон. наук А.И. Субетто. - М., 2002.
6. Кларин, М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. Анализ зарубежного опыта. - М., 1989.
7. Чернилевский, Д.В. Дидактические технологии в высшей школе: учеб. пособие для вузов. - М., 2002.
8. Татур, Ю.Г. Как повысить объективность измерения и оценки результатов образования // Высшее образование в России. - 2010. - № 5.
Bibliography
1. Davihdova, L.N. Razlichnihe podkhodih k opredeleniyu kachestva obrazovaniya // Kachestvo. Innovacii. Obrazovanie. - 2005. - № 2.
2. Sankin, L.A. Upravlenie kachestvom obrazovaniya v gumanitarnom vuze / L.A. Sankin, E.P. Tonkonogaya // Izvestiya RAO. - 2002. - № 2.
3. Fedorov, V.A. Pedagogicheskie tekhnologii upravleniya kachestvom professionaljnogo obrazovaniya: uch. posobie dlya studentov vuza / V.A. Fedorov, E.D. Kolegova. - M., 2008.
4. Mamontova, M.Yu. Kvalimetricheskie modeli ocenki kachestva akademicheskoyj podgotovlennosti studentov // Izvestiya Uraljskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2007. - № 52.
5. Subetto, A.I. Sistema upravleniya kachestvom v vuze // Materialih X Simpoziuma «Kvalimetriya v obrazovanii: metodologiya i praktika» / pod nauch. red. d-ra tekhn. nauk prof. N.A. Seleznevoyj, d-ra filos. i ehkon. nauk A.I. Subetto. - M., 2002.
6. Klarin, M.V. Pedagogicheskaya tekhnologiya v uchebnom processe. Analiz zarubezhnogo opihta. - M., 1989.
7. Chernilevskiyj, D.V. Didakticheskie tekhnologii v vihssheyj shkole: ucheb. posobie dlya vuzov. - M., 2002.
8. Tatur, Yu.G. Kak povihsitj objhektivnostj izmereniya i ocenki rezuljtatov obrazovaniya // Vihsshee obrazovanie v Rossii. - 2010. - № 5.
Статья поступила в редакцию 02.12.11
УДК 377.5
Muftahova E.A. PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMATION THE EDUCATIONAL AND PROFESSIONAL
INDEPENDENCE OF STUDENTS, THE FUTURE ACCOUNTANTS. The article describes the pedagogical conditions of formation the educational and professional independence of students, the future accountants in vocational education establishment. To the authors mind the pedagogical conditions, which increase the effectiveness of educational and professional independence of students, are: organization of motivational and value environment for formation educational and professional independence, development and implementation in the educational process the complex of multi-level professionally-oriented tasks for independent work, intensification of independent activity of students by the means of project technologies of training.
Key words: independent activity, educational and professional independence, pedagogical conditions of formation the educational and professional independence, vocational training of future accountants.
Е.А. Муфтахова, преп. МАМТ, г. Миасс, E-mail: eam.miass@rambler.ru
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ, БУДУЩИХ БУХГАЛТЕРОВ
В статье описаны педагогические условия формирования учебно-профессио-нальной самостоятельности студентов, будущих бухгалтеров в учреждении среднего профессионального образования. К педагогическим условиям, повышающим эффективность формирования учебно-профессиональной самостоятельности студентов, по мнению автора, относятся: организация мотивационно-ценностной среды формирования учебно-профессиональной самостоятельности, разработка и реализация в учебном процессе комплекса разноуровневых профессионально-ориентированных заданий для самостоятельной работы, активизация самостоятельной деятельности студентов посредством использования проектных технологий обучения.
Ключевые слова: самостоятельная деятельность, учебно-профессиональная самостоятельность, педагогические условия формирования учебно-профессиональной самостоятельности, профессиональное образование будущих бухгалтеров.
В свете современных преобразований стала актуальной про- ной и профессиональной деятельности студентов, развитие их блема поиска путей формирования самостоятельной познаватель- профессиональной самостоятельности. В Концепции модерниза-
ции начального и среднего профессионального образования (НПО и СПО соответственно) определены основные задачи профессионального образования, направленные на подготовку квалифицированного работника, конкурентноспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.
Актуальность проблемы овладения студентами методами самостоятельной познавательной и профессиональной деятельности обусловлена тем, что в период обучения закладываются основы профессиональной деятельности, профессионализма и мастерства будущего специалиста, формируются умения самостоятельной профессиональной деятельности. Поэтому так важно, чтобы у студентов сформировались умения и навыки профессиональной самостоятельности, которые стали бы подлинным достоянием личности.
Разработанная нами модель формирование профессиональной самостоятельности студентов, будущих бухгалтеров, будет эффективной при реализации многокомпонентной системы педагогических условий, способствующих решению задач формирования профессиональной самостоятельности в целостном учебно-воспитательном процессе учреждения среднего профессионального образования.
Философский энциклопедический словарь определяет условие как «то от чего зависит нечто другое (обусловливаемое); существенный компонент комплекса объектов (вещей, их состояний, взаимодействий), из наличия, которого с необходимостью следует существование данного явления» [1]. Общей составляющей этих трактовок является определение условия, как категории, выражающей отношение предмета к окружающим его явлениям, без которых он существовать не может.
В современных педагогических исследованиях понятие «условие» используется при характеристике целостного педагогического процесса и отдельных его сторон и составных частей. Анализ научно-педагогической литературы показывает, что в настоя-щее время существуют различные подходы к понятию «педагогические условия». Н.М. Борытко определяет педагогические условия как «внешнее обстоятельство, оказывающее существенное влияние на протекание педагогического процесса, в той или иной мере сознательного сконструированного педагогом, предполагающего достижение определенного результата» [2].
В педагогических исследованиях В.И. Андреева, Л.П. Качаловой, Е.Н. Герасименко, Н.М. Яковлевой и других педагогические условия рассматриваются как составные части или характеристики среды, в которой развивается учащийся; совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных обстоятельств процесса деятельности; обстоятельства процесса обучения и воспитания, которые являются результатом целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов, а также организационных форм обучения для достижения дидактических целей; совокупность концептуальных, содержательных, организационно-технологических и вспомогательных составляющих; предпосылки, обстоятельства и правила, обеспечивающие наибольшую эффективность протекания педагогического процесса.
Исследователи по разному подходят к определению понятия «педагогическое условие», рассматривая их исходя из присущих ему признаков и учитывая различные характеристики, однако общей составляющей для всех определений, является направленность условий на совершенствование взаимодействия участников педагогического процесса.
Опираясь на вышеприведенные определения понятия «условие», в своем исследовании под педагогическими условиями мы будем понимать комплекс мер, направ-ленных на системное формирование профессиональной самостоятельности студентов, в процессе их обучения в техникуме, который обеспечивает переход на более высокий уровень ее сформированности.
В педагогической литературе отмечается, что эффективность функционирования педагогической системы зависит от необходимых и достаточных условий [3]. Необходимые условия рассматриваются как условия, без которых система не может функционировать, достаточные условия определяются, как условия, которых достаточно для нормальной работы системы. Под достаточными условиями формирования профессиональной самостоятельности студентов мы будем понимать те условия, достаточность которых определяется положительными результатами опытно-исследовательской работы.
Формирование учебно-профессиональной самостоятельности студентов, будущих бухгалтеров может эффективно осуществляется только в процессе системного и целенаправленного обучения, в котором предусмотрены все необходимые и достаточные педагогические условия.
Мы разделяем мнение В.С. Елагиной, о том, что педагогические условия следует рассматривать как совокупность внешних (объективных) и внутренних (субъективных) обстоятельств необходимых для достижения целей [4]. К внешним, объективным условия формирования учебно-профессиональной самостоятельности, можно отнести: активизацию самостоятельной деятельности студентов посредством использования инновационных технологий обучения; поэтапность овладения знаниями, умениями и навыками самостоятельности; применение учебных и проектных заданий творческого характера с учётом индивидуальных особенностей студентов. К внутренним - формирование ценностного отношения к будущей профессии, наличие положительной мотивации к самостоятельной деятельности, развитие рефлексии собственного отношения к результатам этой деятельности.
В рамках задач нашего исследования педагогические условия формирования учебно-профессиональной самостоятельности студентов, были определены, исходя из:
- результатов анализа состояния проблемы формирования учебно-профессиональной самостоятельности студентов в теории и практике педагогики;
- результатов анализа выявленных особенностей профессиональной подготовки студентов, будущих бухгалтеров в учреждениях СПО в аспекте исследуемой проблемы;
- особенностей разработанной нами модели целенаправленного формирования учебно-профессиональной самостоятельности.
Исходя из проблемы нашего исследования, созданной нами модели, мы предполагаем, что эффективность формирования учебно-профессиональной самостоятельности повысится при выполнении следующих условий:
1) организации мотивационно-ценностной среды формирования учебно-профессиональной самостоятельности студентов;
2) разработка и реализация в учебном процессе комплекса разноуровневых профессионально-ориентированных заданий для самостоятельной работы;
3) активизация самостоятельной деятельности студентов посредством использования проектных технологий обучения.
Рассмотрим более подробно каждое из этих условий.
Первое условие - организация мотивационно-ценностной среды формирования учебно-профессиональной самостоят ельност и ст удент ов. Работа по реализации первого условия включает актуализацию имеющихся положительных мотивов и позитивных установок в отношении самостоятельной деятельности, формирование ценностного отношения к будущей профессии, способствование осознанию студентами роли самостоятельности в профессиональной деятельности,
Опыт показывает, что развитию интереса к самостоятельной деятельности, повышению ее ценности и значимости способствуют определенные факторы. Во-первых, осознание студентами возможности использовать полученные на занятиях специальные знания в сложных современных социально-экономических условиях; возможность самореализовываться в новых сферах деятельности, приобретать жизненный опыт, развивать собственную личность; некоторая материальная заинтересованность в том, чтобы стать квалифицированным, высокооплачиваемым специалистом; естественная потребность занять в обществе определенное положение. Во-вторых, применение на занятиях современных педагогических технологий, использование средств, методов обучения: деловых игр, имитирующих особенности профессиональной деятельности в конкретных производственных ситуациях, практико-ориентированных заданий, выполняемых с использованием информационных компьютерных технологий, методов квазипрофессиональной деятельности и тренинговых методик.
Большое значение в процессе формирования мотивации к самостоятельной деятельности играет формирование самомотивации к самостоятельной деятельности - осознанная, целенаправленная, активная деятельность студента по формированию у себя профессиональных побуждений к овладению самостоятельностью.
Современные педагогические исследования и наш практический опыт работы в качестве преподавателя, подтверждают,
что педагог имеет возможность оказать влияние на мотивацию студентов с помощью эмоциональных методов ( поощрение, создание ситуаций успеха, свободный выбор способов деятельности); познавательных (проблемные ситуации, опора на субъектный опыт, деловые игры, творческие задания, беседы с представителями центра занятости о профессиональных качествах современного специалиста, беседы с ведущими специалистами предприятий (в нашем случае - завод «УРАЛАЗ») о роли самостоятельности в профессиональной деятельности бухгалтера) и рефлексивных (информация об обязательных результатах самостоятельной деятельности, анализ результатов, их оценка и взаимооценка).
Второе условие - разработка и реализация в учебном процессе комплекса разноуровневых профессионально-ориентированных заданий для самостоятельной работы.
Учитывая, что профессиональная деятельность бухгалтера неразрывно связана с компьютерной обработкой учетных данных, работой с пакетами прикладных прог-рамм, реализующих автоматизированное решение всех типовых задач бухгалтерского учета, важнейшую роль при реализации данного условия играет применение информационно-компьютерных технологий (ИКТ). В современных социально-экономических условиях значительно повышается спрос на специалиста, овладевшего самостоятельными умениями и навыками компьютерной обработки бухгалтерских задач, методами автоматизации в0сего комплекса учетных работ.
Комплекс профессионально-ориентированных заданий для самостоятельной работы с использованием ИКТ, направлен на организацию предметно-практической деятельности по применению и закреплению знаний по ведению бухгалтерского и налогового учета, способствует укреплению межпредметных связей общепрофессиональных и специальных дисциплин, формированию комплексных умений самостоятельной деятельности.
Разработанный комплекс профессионально-ориентированных заданий для самостоятельной работы содержит задания направленные на решение и анализ проблемных ситуаций, адекватных реальным ситуациям профессиональной деятельности бухгалтера. Дидактическое обеспечение занятий включает задания для самостоятельной работы по дисциплинам «Теория бухгалтерского учета», «Бухгалтерский учет», «Аудит», «Налоги и налогообложения» выполняемых в урочное и внеурочное время, а также комплексную междисциплинарную задачу, моделирующую ведение учета на предприятии от момента его создания до составления квартального баланса.
Вспомогательными средствами реализации данного педагогического условия выступают задания:
- направленные на самостоятельную работу по мониторингу законодательства, поиску и анализу информации в профессиональных справочных системах «Гарант» и «Консультант-плюс»;
- связанные с самостоятельной работой на профессиональных сайтах (получение онлайн-консультаций специалистов, составление поисковых запросов, участие в обсуждении актуальных вопросов бухгалтерского и налогового учета на профессиональных форумах);
Библиографический список
- связанные с разработкой и защитой презентаций по пройденным на занятиях темам (на начальном этапе формирования самостоятельности) и по проблемным вопросам тем следующих занятия (на завершающем этапе).
Разработка и реализация в учебном процессе комплекса разноуровневых профессионально-ориентированных заданий для самостоятельной работы, выполняемых с использованием ИКТ с элементами междисциплинарных связей способствует, на наш взгляд, повышению эффективности формирования учебно-профессиональной самостоятельности, расширению содержания профессиональной подготовки специалистов.
Трепье условие - активизация самостоятельной деятельности студентов посредством использования проектных технологий обучения.
Проектные технологии обучения - это совокупность приемов и способов овладения определенной областью практического или теоретического знания в той или иной деятельности. Технология проектного обучения, предусматривает получение знаний через участие в реализации конкретных проектов, которые определяются практическими задачами. Как отмечает Е.С. Полат, метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени [5].
Применение проектной технологии позволяет решать творческие задачи, применяя интегрированные знания, полученные при изучении специальных и общепрофессиональных дисциплин, приближая студентов к работе в реальных условиях профессии, способствует повышению уровня их самостоятельности. Темы проектов выбираются с учетом проблемных практических тем, актуальных для современного состояния учета и налогообложения.
Примерами тем для творческих проектов могут быть: «Выбор системы налогообложения при создании нового предприятия», «Сравнительный анализ основных показателей учетной политики на разных предприятиях города», «Учет и анализ основных фондов конкретного предприятия», Выбор оптимального метода учета отпуска материалов на производство» и т.д. Результаты реализации проектов представлены студентами на студенческих научно-практических конференциях разного уровня (городских, областных и общероссийских)
Работа по методу проектов способствует формированию умений ставить близкие и далекие цели; самостоятельно планировать собственную деятельность; отбирать, обобщать и анализировать собранный материал; формулировать и творчески решать проблему; логично и наглядно излагать полученные результаты. В целом применение проектных технологий обеспечивает личностное развития студентов, стимулирует их творческую активность и самостоятельность, способствует повышению продуктивности обучения, его практической направленности.
Резюмируя изложенное, подчеркнем, что процесс формирования учебно-профес-сиональной самостоятельности будет наиболее эффективным, при реализации комплекса педагогических условий, способствующего созданию мотивационно-цен-ностной среды, активизирующего самостоятельную творческую деятельность студентов, обеспечивающего совершенствование их профессиональной подготовки.
1. Философский энциклопедический словарь / Е.Ф. Губский, Г.В. Кораблева В.А. Лутченко. — М., 1997.
2. Борытко, Н.М. В пространстве воспитательной деятельности: монография. - Волгоград, 2001.
3. Сластенин, В.А. Целостный педагогический процесс как объект профессиональной деятельности учителя / В.А. Сластенин, А.И. Мищенко. - М., 1997.
4. Елагина, В.С. Теоретико-методологические основы подготовки учителей естественно-научных дисциплин к деятельности по реализации межпредметных связей в школе: монография. - М., 2003.
5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат. - М., 2000.
6. Вербицкий, А.А. Развитие мотивации студентов в контекстном обучении / А.А. Вербицкий, Н.А. Бакшаева. - М., 2000. Bibliography
1. Filosofskiyj ehnciklopedicheskiyj slovarj / E.F. Gubskiyj, G.V. Korableva V.A. Lutchenko. — M., 1997.
2. Borihtko, N.M. V prostranstve vospitateljnoyj deyateljnosti: monografiya. - Volgograd, 2001.
3 SM6?^ * p6^^ prooess kk ^ pfsscnejny ^v3 / va sasenin A|. ^^
4. Elagina VS TecretikMräadqjcheskie osnovh podgdoki uchiteleyj estestveronajohnihkh dscipin k de/Bdjnosti po reBizBoi mezipedmenhkh svyazeyj v shcle nrnogafiya - Ml, "2013.
5 Nowhe pedBgogcTeskie i irfornnBCionnhetekirorogji v sisteme obrazo/anya / pod red. ES Fdst - M, 2000
6 VebokiyTAATBürtie miivaCi studenta/ v krt6kstrlcmobJChEr^ii / A.A. VbiOky, NA EBkshaeB - M, 2000
Статья поступила в редакцию 02.12.11