ЛИТЕРАТУРА
1. Максимова, С.Ю. Определение коррекционно-развивающего потенциала музыкального ритма в процессе адаптивного физического воспитания детей дошкольного возраста с задержкой психического развития / С.Ю. Максимова // Адаптивная физическая культура. - 2012. - № 1 (49). - С. 45-47.
2. Фомина, Н.А. Сюжетно-ролевая ритмическая гимнастика в детском саду : учебное пособие / Н.А. Фомина, С.Ю. Максимова, Е.П. Прописнова ; Волгоградская гос. акад. физ. культуры. - Волгоград : [б.и.], 2007. - 244 с.
REFERENCES
1. Макшшоуа S.Y. (2012), "Determination of correction and development potential of rhythm in the process of adaptive physical education of preschool children with mental retardation", Adaptive Physical Education, Vol. 49, No.1, pp. 45-47.
2. Fomim, N.A., Maximova, S.J. and Propisnova, H.E. (2007), Role playing rhythmic gymnastics in kindergarten: a tutorial, publishing house VGAFK, Volgograd, Russian Federation.
Контактная информация: mal-msy@rambler.ru
Статья поступила в редакцию 09.06.2012.
УДК 37.015.3+316. 46+ 65.012.4
ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЛИДЕРСКОГО ПОТЕНЦИАЛА В ВЫСШЕЙ
ШКОЛЕ
Юлия Владимировна Маркелова, заведующий кафедрой,
Кумертауский филиал Оренбургского государственного университета
Аннотация
Тема лидерского потенциала до сих пор остается актуальной, так как в динамичных условиях экономической действительности, значительная часть эффективной финансовой деятельности предприятия зависит от персонала. Человек сформированным лидерским потенциалом для предприятия становится настоящим «капиталом». Целью высшей школы должно быть формирование или развитие лидерского потенциала на уровне личности студента. Если рассматривать лидерский потенциал с точки зрения предприятия, то он является одним из основополагающих факторов, который может способствовать эффективному экономическому развитию, как фирмы, так и государства в целом.
Ключевые слова: лидерский потенциал, лидерство, высшая система образования, вузы. DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.06.88.p80-83
PROBLEM OF FORMATION OF LEADERSHIP POTENTIAL IN HIGHER SCHOOL
Juliya Vladimirovna Markelova, the department chair,
Kumertau branch of Orenburg State University
Annotation
The theme of leader potential remains actual until now, because the considerable part of effective financial activity of enterprise depends on personnel in the dynamic terms of economic reality. Man with formed leader potential becomes the real "capital" for the enterprise. The aim of higher school should be formation or development of leader potential at the level of personality of student. If examining the leader potential from the point of view of enterprise, then it is one of the fundamental factors that may assist the effective economic development, both firm and state as a whole.
Keywords: leadership potential, leadership, higher education, institutions of higher education.
ВВЕДЕНИЕ
В любой момент жизни индивид способен приобретать, так и развивать лидерские качества, а это значит, что необходим комплекс мер по формированию лидерского потенциала. Для формирования лидерского потенциала большое значение имеют не только определенные задатки психофизиологического характера, например хорошая память, способность к продуктивному мышлению, но и жизненные потребности личности, такие как, стремление достичь намеченного результата, желание продемонстрировать свои успехи, взаимодействие с социальным миром, в признании и другие.
Цель исследования заключается в разработке целостной компетентностной модели и методических указаний по формированию лидерского потенциала на стадии обучения в вузе, и дальнейшего его развития в системе высшей школы.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Базой исследования являются студенты факультета экономики, управления и права, Института экономики и социальных связей (далее ИЭиСС), а также студенты Кумер-тауского филиала «Оренбургского государственного университета» (далее КФ ОГУ). (Таблица 1).
Таблица 1
Описание групп испытуемых____________________________
Параметры Студенты ИЭиСС Студенты КФ ОГУ
Кол-во, чел Кол-во, в% Кол-во, чел Кол-во, в%
Пол: мужской женский
11 73,3 11 78,6
4 26,7 3 21,4
Возраст: 18-23 24 и более
13 86,7 14 100
2 13,3 - -
Для планирования и осуществления педагогических мероприятий требуется информация о процессах, протекающих внутри личности студента. Главными задачами, решаемыми на этом этапе исследования стали: определение уровня психического выгорания у студентов; анализ стрессоустойчивости; изучение лидерской активности в малых группах.
Для решения поставленных задач была составлена программа, которая включала систему тестов, основополагающими являются:
1. Оценка психического выгорания А.А. Рукавишникова [1, С. 357-360].
2. Тест на определение стрессоустойчивости и социальной адаптации по Холмсу и Раге [2 С. 88-90 и 338-339)].
3. Диагностика функционального лидерства в малых группах [1, С. 332-334].
С помощью данных методик можно провести диагностику области практической деятельности студента, целью которой является не разработка каких-либо методов, а определение состояния объекта исследования, что важно учитывать при формировании лидерского потенциала личности.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Результаты диагностики психического выгорания по А.А. Рукавишникову представлены в таблице 2. Исходя из характеристик шкал, можно сделать вывод, что 50% студентов КФ ОГУ - эмоционально истощены, и только 7% не раздражительны и без явных признаков депрессии. В ИЭиСС 87% студентов находятся в «среднем» состоянии эмоционального истощения, это говорит о том, что они на половину исчерпаны физически и энергетически. Также специфическая форма социальной дезадаптации выражена менее явно, так как 93% студентов находятся в пределах нормы. Студенты КФ ОГУ бо-
лее раздражительны, нетерпимы при контактах с одногруппниками (14%), испытывают «негативизм» по отношению друг к другу (14%).
Таблица 2
___________Результаты тестирования психического выгорания студентов_______________
Параметры Вуз Крайне низкий Низкий Средний Высокий Крайне высокий
Психоэмоциональное истощение КФ ОГУ 1 6 5 2 -
ИЭиСС - 5 8 1 1
Личностное отдаление КФ ОГУ - 2 8 2 2
ИЭиСС - 5 9 1 -
Профессиональная мотивация КФ ОГУ 2 9 3 - -
ИЭиСС - 4 9 2 -
Индекс психического выгорания КФ ОГУ 1 3 7 2 1
ИЭиСС 1 9 4 1 -
Если рассматривать шкалу «профессиональная мотивация», то студенты ИЭиСС более оптимистичны и заинтересованы в учебном процессе (66%), а вот студенты КФ ОГУ не испытывают энтузиазма по отношению к учебе, менее альтруистичны и продуктивны в профессиональной деятельности (79%).
Проявление психического выгорания может быть на различных системноструктурных уровнях, например, на межличностном, личностном, мотивационным, в связи с этим характеристика «психического выгорания» требует более полного и глубокого изучения. Хотелось бы обратить внимания на тот факт, что 21% студентов КФ ОГУ находятся на стадии «психического истощения», низкой эмоциональной толерантности и в нежелании учиться; 60% студентов ИЭиСС находятся на низкой границе «психического выгорания», что говорит об удовлетворенности собой как профессионалом, о хорошей самооценке.
Результаты исследования на определение степени сопротивляемости стрессу по Холмсу и Раге представлены в таблице 3.
Таблица 3
Сравнительный анализ методики определения стрессоустойчивости и социальной
адаптации среди студентов
Наименование 150-199 баллов 200-299 баллов 300 и более
Кол-во, чел Кол-во, в% Кол-во, чел Кол-во, в% Кол-во, чел Кол-во, в%
КФ ОГУ 6 43,0 4 28,5 4 28,5
ИЭиСС 8 53,3 3 20 4 26,7
Как показало исследование, большая часть студентов КФ ОГУ находится на стадии «тревоги», что сигнализирует нам о том, что необходимо предпринимать меры по ликвидации состояния стресса, одной из основополагающих причин которого является начало сессии.
Диагностика функционального лидерства в малых группах дает возможность определить место каждого студента в системе межличностных отношений, а преподавателю скоординировать свое поведение исходя из психологического статуса студента. Данная процедура поспособствовала более четкой мотивированности выбора студента, то есть «сумма выбора» - является своеобразным эмпирическим эквивалентом психологического статуса исследуемого. С помощью матрицы выбора (специальных таблиц) получены следующие результаты (таблица 4). В КФ ОГУ явно прослеживается студент со статусом «лидер», при этом необходимо учитывать, что он совмещает в себе универсального и функционального лидера (универсальный лидер - это тот, кто 50% и более получил по всем критериям опросника; функциональный лидер - это тот, кто 50% выбора получил по одному или нескольким критериям). Зато большая часть студентов 54% в КФ ОГУ попадают под статус «аутсайдера».
Таблица 4
Анализ результатов диагностики функционального лидерства в малых группах
Статус Статус Статус
Наименование «лидера» «предпочитаемого» «аутсайдера»
Кол-во, чел Кол-во, в% Кол-во, чел Кол-во, в% Кол-во, чел Кол-во, в%
КФ ОГУ 1 7,2 4 28,8 9 64
ИЭиСС 3 20,1 8 53,1 4 26,8
В ИЭиСС количество студентов со статусом «аутсайдера» составляет 24%, 48% имеют статус «предпочитаемого», то есть эти студенты с развитой степенью включенности в совместную учебную деятельность, и 3 выпускника имеют статус «лидер», притом не один из них не совместил в себе универсального и функционального лидера.
ВЫВОДЫ
1. В ходе исследования была изучена и выявлена разработанность проблемы активизации лидерского потенциала студентов факультета экономики, управления и права, Института экономики и социальных связей, а также Кумертауского филиала «Оренбургского государственного университета».
2. Сформированность лидерского потенциала студентов определяется как системно организованная деятельность студентов, в ходе которой происходит стимулирование и усиление проявления студентами ценностной рефлексии, творчества, самостоятельности и инициативы, важных с точки зрения развития их способностей к успешному осуществлению лидерства.
3. Разработанный комплекс диагностики позволил распознать и оценить качественные изменения в формировании лидерского потенциала студентов вуза.
ЛИТЕРАТУРА
1. Фетискин, Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г. И. Макуйлов. - М. : Издательство Института психотерапии, 2005. - 496 с.
2. Шапарь, В. Рабочая книга практического психолога / В. Шапарь, А. Тимченко, В. Швыдченко. - Москва : АСТ ; Харьков : Торсинг, 2007. - 672 с.
REFERENCES
1. Fetiskin, N.P., Kozlov, V.V. and Makujlov, G.I. (2005), Socially diagnostics of development of the person and small groups, publishing house of Institute of Psychotherapy, Moscow, Russian Federation.
2. Shapar, V., Timchenko, A. and Shvydchenko V. (2007), Working book of the practical psychologist, publishing house AST, Moscow, Russian Federation.
Контактная информация: manenkva.julja@mail.ru
Статья поступила в редакцию 28.06.2012.
УДК 378
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ВУЗАХ ГПС МЧС РОССИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ ПО ДИСЦИПЛИНАМ МАТЕМАТИЧЕСКОГО
ЦИКЛА
Валентина Николаевна Мирошникова, соискатель,
Алексеевский филиал Белгородского государственного университета, Алексеевка
Аннотация
В статье представлены результаты исследований по обоснованию психологопедагогических условий, необходимых для повышения эффективности организации самостоятель-