условия для их полноценного развития. Рациональность, эффективность построения игровых физкультурных занятий соответствуют должным требованиям. По сравнению с традиционным проведением игровая двигательная активность в значительной степени стимулирует положительные эмоции, содействует гармоничному настроению детей. Использование разнообразных сюжетов позволяет осуществить взаимосвязь физического воспитания с другими видами обучения и воспитания дошкольников с ЗПР, создать максимально успешные условия для их развития и коррекции имеющихся отклонений.
ЛИТЕРАТУРА
1. Выготский, Л.С. Собрание сочинений : в 6 т. Т. 4 : Детская психология / Л.С. Выготский. - М. : Педагогика, 1984. - 433 с.
2. Олонцева, Г.Н. Организация контроля за физическим воспитанием в детском саду : учеб. пособие / Г.Н. Олонцева. - 2-е изд., прераб. и доп. - Иркутск : Изд-во Иркутского гос. пед. ин-та, 1978. - 130 с.
REFERENCES
1. Vygotsky, L.S. (1984), Child psychology. Collected Works, Vol.4, Pedagogic, Moscow, Russian Federation.
2. Olontseva, G.N. Control organization for physical education in kindergarten: Textbook, Publishing House Irkutsk State Pedagogical institute, Irkutsk, Russian Federation.
Контактная информация: mal-msy@rambler.ru
УДК 37.015.3+316. 46+ 65.012.4
ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИДЕРСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ ВУЗА
Юлия Владимировна Маркелова, заведующий кафедрой,
Кумертауский филиал Оренбургского государственного университета
Аннотация
В последние годы в психолого-педагогической науке в нашей стране и за рубежом наблюдается увеличение интереса к проблеме потенциала выпускников высших учебных заведений.
Большинство работ в этой области касаются непосредственно сферы трудовых отношений, а вот проблема развития лидерского потенциала молодежи высших учебных заведениях, т.е. вопрос воспитания и развития лидера непосредственно в процессе обучения освещен недостаточно, особенно это касается выпускников технических специальностей.
Изучение лидерского потенциала специалистов вузов очень важно, так как он (лидерский потенциал) является одним из средств социализации личности. Способствует ее развитию и в конечном итоге положительно скажется на развитии отрасли в целом.
Ключевые слова: лидерский потенциал, лидерство, тест В.В. Бойко, коммуникативные способности, организационные способности, толерантность.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.01.83.p90-94
RESEARCH OF LEADERSHIP POTENTIAL OF HIGHER SCHOOL STUDENTS
Juliya Vladimirovna Markelova, Department chair,
Kumertau branch of Orenburg State University
Annotation
During last years in psychological-educational science in our country and abroad is observed the increasing of the interest to the problem of graduate’s leadership potential.
The majority of works in this sphere directly concerned to the sphere of work relationship, and the problem of the development of leadership potential of young people of higher education institutions, in other words the question of education and leader’s development is not enough illustrated in the education-
al process , especially it is concerned to graduates with technical specialties.
The studying of leadership potential of the higher educational institute’s professionals is very important because it is one of the instruments of person’s socialization. It contributes to the development and finally it positively affects the field development in general.
Keywords: leadership potential, leadership, test of Boiko, communicative skills, organizational skills, tolerance.
ВВЕДЕНИЕ
Многие исследователи предлагают рассматривать человеческий потенциал, как главное условие экономического развития общества, поэтому формирование лидерского потенциала становится и приоритетным и для педагогических наук. Используя систему образования можно сформировать лидерский потенциал непрерывно в процессе обучения. Актуальным становится разработка специальных педагогических рекомендаций по формированию лидерского потенциала.
На данном современном этапе развития образования в России существует множество проблем, одна из них это применение компетентностного подхода к подготовке студентов профессиональной деятельности. Существует огромное множество исследований, которые изучают феномен «лидерский потенциал», как одну из составных частей компе-тентностного подхода. В связи с этим, необходимо создать определенную модель формирования лидерского потенциала в системе высшей школы, которая бы позволила выпускникам быть приспособленными и конкурентоспособными к внешней среде.
Цель нашего исследования - это выявить и обосновать компетентностную модель формирования лидерского потенциала у студентов, создавая определенные психологопедагогические условия в образовательном процессе вузов. Для достижения данной цели, первоначально необходимо оценить уровень лидерского потенциала у студентов вузов.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Нами проведен пилотный эксперимент, базой исследования которого, являются студенты факультета экономики, управления и права Института экономики и социальных технологий, а также студенты Кумертауского филиала «Оренбургского государственного университета» (Кумертауского филиала ОГУ). Всего в исследование приняли участие 373 студента. Диагностика по определению уровня сформированности лидерского потенциала на контрольной группе проводилась на основе составленного нами комплекса методик. Наша программа исследования лидерского потенциала включает:
• Экспресс-тест, который позволяет определить актуальный уровень проявления лидерства в совместной деятельности [3, C. 391-392].
• Методика «лидер», которая предназначена для оценки способности человека быть лидером [1, С. 159-164].
• Диагностика коммуникативной толерантности (В .В. Бойко), которая определяет уровень общей коммуникативной толерантности [2, C. 88-93].
Эти методики были выбраны не случайно, они хорошо зарекомендовали себя в отечественной психодиагностике, и они помимо констатации фактов о выявление способностей человека быть лидером, помогут определить причины обуславливающие наличие лидерского потенциала. В исследовательской части мы рассматриваем не только способности испытуемых на наличие лидерского потенциала, но и уровень его проявления в совместной учебной деятельности.
Таблица 1
Описание групп испытуемых____________________________
Параметры Студенты факультета экономии управления и права Студенты Кумертауского филиала ОГУ
Кол-во, чел Кол-во, в % Кол-во, чел Кол-во, в %
Пол
мужской 12 30,0 67 31,4
женский 18 60,0 146 68,55
Возраст
18-22 29 97,0 169 79,4
23-24 1 3,0 41 19,2
25 и более - - 3 1,4
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Результаты диагностики по экспресс-тесту студентов выпускников факультета экономики, управления и права были следующие:
Таблица 2
Анализ результатов диагностики студентов - выпускников факультета экономики и права по уровню сформированности проявления лидерских качеств в совместной
деятельности
Уровень лидерства Количество испытуемых, (чел) Процентный состав, %
Высокий 14 47
Средний 15 50
низкий 1 3
Анализ результатов методики выявления коммуникативных, организаторских способностей указывает на то, что один из главных компонентов компетентной составляющей выпускника не получил должного формирования. Для полной ясности было принято решение соотнести уровень сформированности коммуникативных и организаторских способностей (таблицаЗ).
Таблица 3
Сравнительный анализ уровня сформированности коммуникативных и организаторских способностей студентов - выпускников факультета экономики управления
и права (в %)
Уровень Уровень коммуникативных способностей Уровень организаторский способностей
Низкий 13 37
Ниже среднего 6 20
Средний 17 17
Высокий 20 20
Очень высокий 44 6
Как показало исследование, выпускник имеющий высокий уровень развития коммуникативных способностей не обязательно будет хорошим организатором и наоборот.
Способность испытуемых быть лидером оценивалась с помощью методики «лидер», результаты диагностики были следующие: высокий уровень лидерства не показал никто, 6 человек (20%) показали низкий уровень и 24 человека (80%) - средний.
Результаты методики проявления лидерства у студентов - выпускников факультета экономики, управления и права показал, что 30% имеют высокий уровень проявления лидерства, 57% средний, и только 13% имеют низкий уровень проявления лидерских качеств. Это связано непосредственно с тем, что в реальной жизни студенты данной выборке активизируют свои способности, не востребованные в процессе учебы.
Диагностика коммуникативной толерантности по В. В. Бойко проводилась по девя-
ти признакам:
1. Принятие индивидуальности встречающихся людей;
2. Тенденции оценивать людей, исходя из собственного «Я»;
3. Категоричность в оценке окружающих;
4. Умение скрывать или сглаживать неприятные впечатления при столкновении с некоммуникативными качествами людей;
5. Склонность переделывать и перевоспитывать партнера;
6. Склонность «подгонять» партнеров под себя, делать их «удобными»;
7. Тенденция поведения;
8. Терпимость к дискомфортным состояниям окружающих;
9. Адаптационные способности во взаимодействии с людьми.
Анализ полученных данных показал, что высокий уровень показателя по 8 параметру составил 57% (17 человек), на втором месте расположился параметр 9 - 50% (15 человек), уровень остальных параметров представлен практически одинаково от 44% до 40%. Для создания полной картины взаимосвязей всех параметров было проведено их сравнение.
Таблица 4
Сравнительный анализ всех параметров диагностики студентов - выпускников
факультета экономики, управления и права (в %)
Уровень Актуальный уровень проявления лидерства Уровень проявления лидерства Общий уровень коммуникативной толерантности Уровень коммуникативных способностей Уровень организаторских способностей
Низкий 3 30 6 19 57
Средний 50 57 67 17 17
Высокий 47 13 27 64 26
При сравнении данных наблюдается небольшое расхождение в данных по уровню проявления лидерства и уровню коммуникативной толерантности, это говорит о взаимозависимости этих двух параметров. И в тоже время проявления высокого уровня коммуникативной толерантности в данной группе не зависит напрямую от уровня сформиро-ванности коммуникативных способностей.
ВЫВОДЫ
1. Практически одинаковое количество студентов - выпускников факультета экономики, управления и права показали высокий (47%) и средний (50%) уровень актуального лидерства, тогда как уровень проявления лидерства в основном средний (57%). Отсутствие мотивационной основы лидерства создает условия, при которых человеку становится удобным быть «середнячком».
2. При высоком развитии коммуникативных способностей наблюдается очень низкий уровень организаторских способностей.
3. Уровень развития коммуникативной толерантности средний, большую терпимость испытуемые проявляют по параметрам: терпимость к дискомфортным состояниям окружающих и адаптационные способности во взаимодействии с людьми; меньшую терпимость - к принятию индивидуальности встречающихся людей, тенденциям оценивать людей, исходя из собственного «Я». Испытуемые совершенно не приемлют следующие параметры: категоричность в оценке окружающих и умение скрывать или сглаживать неприятные впечатления при столкновении с некоммуникативными качествами людей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бурлачук, А.Ф. Психодиагностика : учебник для вузов / А.Ф. Бурлачук. - СПб. : Питер, 2008. - 384 с.
2. Райгородский, Д.Я. Психодиагностика персонала. Методика и тесты / Д.Я. Райгородский. - М. : Бахрах-М, 2007. - 440 с.
3. Фетискин, Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г. И. Макуйлов. - М. : Издательство Института психотерапии, 2005. - 496 с.
REFERENCES
1. Burlachuk A.F. (2004), Psychodiagnostics: the Textbook for high schools, Peter, St.-Petersburg, Russian Federation.
2. Raigorodsky, D.JA. (2007), Psychodiagnostics of the personnel. A technique and tests, "Bahrah-M", Moscow, Russian Federation.
3. Fetiskin, N.P., Kozlov, V.V. and Makujlov, G.I. (2005), Socially diagnostics of development of the person and small groups, Publishing House of Institute of Psychotherapy, Moscow, Russian Federation.
Контактная информация: manenkva.julja@mail.ru
УДК 159
ПОИСК ВЗАИМОСВЯЗЕЙ МЕЖДУ УРОВНЕМ АГРЕССИВНОСТИ И ОЦЕНКОЙ
ЗДОРОВЬЯ
Дмитрий Александрович Матвеев, старший преподаватель, Санкт-Петербургский государственный университет
Аннотация
В статье сделана попытка найти зависимость между уровнем агрессивности и количественной оценкой соматического здоровья по методу Г. Л. Апанасенко, заболеваемостью и субъективной оценкой здоровья. Агрессивность определялась по тесту «Личностная агрессивность и конфликтность» Е.П. Ильина. В процессе работы протестировано 303 человека из числа юношей, обучающихся в Санкт-Петербургском государственном университете. Все протестированные юноши не имеют существенных различий в образе жизни, и имеют основную медицинскую группу здоровья. Полученные показатели агрессивности были разделены на два интервала, и на каждом интервале подсчитывалось количество показателей соматического здоровья по трем группам: группа с низкими показателями здоровья, группа со средними показателями здоровья, и группа с хорошими показателями. Определялись максимальное, минимальное и среднее значения показателей здоровья на каждом интервале, а также наиболее часто встречающийся показатель. Аналогичный анализ проведен с показателями заболеваемости и субъективной оценкой здоровья. Результатом проделанной работы является вывод о существовании связи уровня соматического здоровья со склонностью субъекта к конфликтности и агрессивности.
Ключевые слова: позитивная агрессивность, негативная агрессивность, уровень соматического здоровья, тест.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.01.83.p94-97
SEARCH OF INTERRELATIONS BETWEEN LEVEL OF AGGRESSION AND
HEALTH ESTIMATION
Dmitry Aleksandrovich Matveev, the senior teacher,
The St.-Petersburg State University
Annotation
The article gives the attempt to find dependence between level of aggression and quantitative estimation of somatic health on G.L.Apanasenko's method, morbidity and subjective health estimation. Aggression was defined under the test «Personal aggression and proneness to conflict » by E.P.Ilyin. In the course of work, 303 persons from the young men studied at the St.-Petersburg State University have been