Научная статья на тему 'Приобщение младших подростков к чтению в условиях реализации программ внеурочной деятельности'

Приобщение младших подростков к чтению в условиях реализации программ внеурочной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
733
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРИОБЩЕНИЕ К ЧТЕНИЮ / ЧИТАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИИ / МЛАДШИЕ ПОДРОСТКИ / PROGRAM OF EXTRA ACADEMIC ACTIVITY / INTRODUCTION TO READING / READING COMPETENCE / COMPETENCE / YOUNGER ADOLESCENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зайцева Екатерина Вадимовна

Описан опыт выявления и апробации педагогических условий организации внеурочной деятельности, направленной на приобщение учащихся 5-х классов к чтению. Младший подростковый возраст является важным периодом развития читательской компетентности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article describes the experience of revealing and approbation of pedagogical conditions for the organization of extracurricular activities aimed at involving students of the 5th grade in reading. The author considers younger adolescence to be an important period in the development of reading competence.

Текст научной работы на тему «Приобщение младших подростков к чтению в условиях реализации программ внеурочной деятельности»

Е.В. ЗАЙЦЕВА (Санкт-Петербург)

приобщение младших Подростков к чтению в условиях реализации программ внеурочной деятельности

Описан опыт выявления и апробации педагогических условий организации внеурочной деятельности, направленной на приобщение учащихся 5-х классов к чтению. Младший подростковый возраст является важным периодом развития читательской компетентности.

Ключевые слова: программа внеурочной деятельности, приобщение к чтению, читательская компетентность, компетенции, младшие подростки.

Целевыми ориентирами современного отечественного образования являются формирование общей культуры, духовно-нравственное, личностное и интеллектуальное развитие школьников. Книга и чтение всегда были источником освоения культурного и социального опыта. Однако, согласно педагогическим библиотечным и социологическим исследованиям последних десятилетий, в России отмечается спад интереса подростков к чтению художественной литературы как способу удовлетворения актуальных эстетических, интеллектуальных и эмоциональных потребностей. Этот факт вызывает особенную тревогу, поскольку младший подростковый возраст - это важный этап, который определяет становление читателя [3; 6; 7; 9; 12]. Специалисты характеризуют этот период как определенный рубеж: если к данному возрасту подросток уже проявил интерес к чтению, можно полагать, что в будущем обращение к книге станет его потребностью. Если же интереса к чтению не возникло, то в большинстве случаев в старшем возрасте этот подросток пополнит ряды «нечитателей».

Ученые констатируют, что в 5-м классе (при переходе в основную школу) происходит спад читательской активности. Во многом это объясняется психологическими и физиологическими особенностями подросткового возраста, учебной нагрузкой, отсутствием необходимости и востребованности опыта само-

кие науки -

стоятельного, свободного чтения. Достаточно часто это приводит к тому, что читательская компетентность не развивается (остается на уровне начальной школы), а в ряде случаев даже снижается [4; 5; 10; 12].

осознание значимости приобщения младших подростков к чтению находит отражение на официальном уровне (Программы «Основы смыслового чтения и работа с текстом» [11]), в разработке и реализации различных образовательных инициатив («Успешное чтение»; «Живая классика»; «Волонтеры чтения» и др.) [1]. При этом анализ практики показал, что многие школы недооценивают ресурс внеурочной деятельности в решении данной проблемы.

существует серьезный опыт практической деятельности (за рамками базового учебного процесса), где чтение школьников становится предметом пристального внимания и педагогической заботы, однако, как правило, эти усилия сосредоточены на приобщении к чтению, развитии интереса, мотивации к чтению и не предлагают комплексного решения проблемы развития читательской компетентности младших подростков.

Организация внеурочной деятельности имеет богатые традиции в отечественном образовании. сегодня, в условиях реализации новых стандартов, она переживает буквально второе рождение, однако анализ имеющегося опыта свидетельствует о том, что этот ресурс недостаточно используется для поиска и реализации оригинальных педагогических решений проблемы развития читательской компетентности.

Рассмотрим возможные способы изменения данной ситуации, тем более что в современных федеральных государственных стандартах внеурочная деятельность закреплена официально и направлена на достижение личностных и метапредметных результатов [11]. Это создает дополнительное временное пространство в решении проблем приобщения к чтению.

для выявления условий, при которых программа внеурочной деятельности становится средством приобщения учащихся 5-го класса к чтению художественной литературы, нами была использована методика Э.В. Балакиревой [2], описанная через алгоритм четырех последовательных действий (шагов).

Первый шаг - теоретический анализ научной педагогической, психологической лите-

О Зайцева Е.В., 2018

ИЗВЕСТИЯ вгпу

ратуры, нормативно-законодательных и программных документов. В результате проведения теоретического анализа психолого-педагогических исследований, связанных с чтением, а также нормативно-законодательных документов и методических рекомендаций по разработке программ внеурочной деятельности мы пришли к следующим выводам.

Приобщение младших подростков к чтению можно рассматривать как метапредмет-ный образовательный результат, который выражается в определенном уровне читательской компетентности и может быть описан посредством четырех составляющих:

- личностной (положительное отношение и интерес к чтению художественной литературы);

- когнитивной (навыки работы с текстом: поиск, понимание, интерпретация и оценка информации);

- коммуникативной (готовность к различным способам общения со сверстниками, учителями и родителями по поводу чтения);

- рефлексивной (готовность к оценке собственного читательского опыта).

Теоретический анализ позволил также выявить особенности внеурочной деятельности. Под внеурочной деятельностью понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы школы [8].

Согласно рекомендациям «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального образовательного стандарта общего образования» [1], внеурочная и учебная деятельность являются равноправными частями образовательного процесса. внеурочная деятельность реализуется по пяти направлениям: духовно-нравственному, общеинтеллектуальному, общекультурному, социальному и спортивному.

в процессе теоретического анализа были выделены основные принципы организации внеурочной деятельности: психологическая комфортность на занятиях, свободный выбор направления внеурочной деятельности в соответствии с интересами учащихся, реализация которых позволяет в процессе внеурочной деятельности достичь метапредметных и личностных результатов.

Таким образом, было выявлено значение внеурочной деятельности на современном этапе развития школы как ресурса приобщения учащихся к чтению художественной литературы.

Второй шаг - разработка диагностических методик для получения эмпирических данных. Анализ образовательной практики, представленной в программах внеурочной деятельности, позволил получить эмпирические данные о приобщении младших школьников к чтению в процессе внеурочной деятельности. Эмпирическую базу составили программы внеурочной деятельности, направленные на приобщение к чтению:

- программы, размещенные на сайтах школ России (100 программ);

- программы, представленные в сборнике «100 проектов в поддержку чтения» [1];

- актуальные социально-педагогические инициативы [11].

В ходе анализа программ внеурочной деятельности, ориентированных на приобщение школьников к чтению, были выделены преимущества и недостатки. К преимуществам мы отнесли: разнообразие направлений внеурочной деятельности (духовно-нравственное, общеинтеллектуальное, общекультурное, социальное); наличие временного ресурса, предусмотренного требованиями стандарта; возможность привлечения партнеров (библиотекарей, учителей, родителей); широкий выбор литературного содержания. Недостатки - это предметно-ориентированный характер большинства программ внеурочной деятельности (чтение, литература), пассивность со стороны родителей, недооценка роли чтения со стороны преподавателей нефилологических дисциплин.

Для совершенствования имеющегося опыта по приобщению учащихся к чтению была выявлена необходимость использования комплексного интегрированного подхода, ориентированного на формирование личностных и общеучебных универсальных учебных действий, связанных с чтением, совокупность которых может быть представлена как читательская компетентность; необходимость более активного привлечение родителей с потенциальным выходом на развитие культуры семейного чтения.

Третий шаг - формулировка педагогических условий. Результаты теоретического и эмпирического этапов позволили сформулировать ряд педагогических условий, необходимых для успешной реализации программ внеурочной деятельности, ориентированных на приобщение младших подростков (пятиклассников) к чтению:

а) использование метапредметного подхода в проектировании программы внеурочной деятельности, который предполагает использование чтения как средства достижения об-

педагогические науки

разовательных и метапредметных результатов (коммуникативных, личностных, познавательных и регулятивных);

б) наличие преемственности в требованиях к читательской деятельности между начальной и основной школой, т. е. сохранение последовательности в приобщении к чтению, которое должно отражаться в программах;

в) развитие и сохранение культуры семейного чтения за счет привлечения родителей к реализации подобного вида программы;

г) использование портфеля читателя как средства педагогического сопровождения учащихся (данное средство было разработано нами с учетом психологических особенностей младших подростков, а предлагаемые задания направлены на развитие метапредметных результатов);

д) целенаправленная подготовка учителей к реализации программы внеурочной деятельности, включающей работу на понимание роли приобщения к чтению в образовательном процессе; совершенствование собственных навыков работы с текстом.

Четвертый шаг - оценка результативности выявленных педагогических условий. Результативность выявленных педагогических условий приобщения младших подростков к чтению осуществлялась в процессе апробации программы внеурочной деятельности «книжное дерево моей семьи» и оценивалась на основании уровня достигнутых образовательных результатов:

- личностный результат проявился в положительном отношении учащихся к чтению и в повышении их читательской активности;

- результат регулятивного характера - в совершенствовании навыков самоорганизации читательской деятельности;

- результат коммуникативного характера - в готовности к общению и активному взаимодействию со сверстниками и значимыми взрослыми в содержательном контексте прочитанных произведений

- результат познавательного характера - в улучшении навыков работы с текстом и в умениях осуществлять поиск, интерпретацию и оценку прочитанного.

Апробация программы «книжное дерево моей семьи» проводилась на базе школы № 327 Невского района. В работе приняли участие 45 учителей, 56 родителей, 182 учащихся экспериментальных и контрольных групп. Программа «книжное дерево моей семьи» реали-зовывалась в рамках междисциплинарной программы «основы смыслового чтения и работа с текстом» и включала в работу родителей

и учителей разных предметов. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы ре-ализовывался по двум направлениям: динамика приобщения пятиклассников к чтению и степень удовлетворенности педагогов и родителей, включенных в реализацию программы. для получения результатов по первой позиции на старте и по завершении программы была использована методика анкетирования «спринт», проведенная до и после экспериментальной работы. данная диагностика направлена на выявление уровня личностной, когнитивной, рефлексивной и коммуникативной компетенций по сравнению с базовым уровнем, который установлен к ожидаемым результатам в программе «Основы смыслового чтения и работы с текстом». сравнительный анализ результатов диагностики показал увеличение числа младших подростков по читательским компетенциям в среднем в два раза по каждому показателю.

На основании анализа эссе педагогов-участников реализации программы внеурочной деятельности «книжное дерево моей семьи» был сделан вывод, что все педагоги положительно отозвались о предложенных педагогических условиях реализации внеурочной деятельности и подчеркнули целесообразность объединения ресурсов урочной и внеурочной деятельности. В качестве рисков учителя отметили нехватку времени на тщательную подготовку - 29%; сложность в привлечении к работе всех учащихся - 24%.

Таким образом, использованная нами методика позволила выявить педагогические условия, обосновать их целесообразность и доказать необходимость реализации программ внеурочной деятельности, ориентированных на приобщение младших школьников к чтению. При этом успешность реализации программы будет определять характер развития читательской компетентности, динамика которой может быть описана на основании критериев - образовательных результатов личностного и метапредметного характера.

список литературы

1. 100 проектов в поддержку чтения + Актуальные социально-педагогические инициативы: культурно-образовательный атлас / Т.Г. Галакти-онова, Е.И. Казакова, Р.В. Раппопорт [и др.]. М.: РИПОЛ-классик, 2015.

2. Балакирева Э.В. Методика выявления педагогических условий развития социальной компетентности школьников // Проблема человека в педагогических исследованиях: сб. науч. ст. Всерос. симпозиума молодых ученых. СПб., 2017. С. 17-21.

известия вгпу

3. Богданова О.Ю., Леонов С.А., Чертов В.Ф. Методика преподавания литературы. М., 1999, 2004.

4. Галактионова Т.Г. Теоретическое обоснование социально-педагогического взаимодействия как сущностной черты приобщения к чтению в условиях открытого образования // Изв. Рос. гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена. 2008. № 59. С. 14-20.

5. Галактионова Т.Г. Чтение школьников как социально-педагогический феномен открытого образования: проблемы исследования // Изв. Рос. гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена. 2006. Т. 6. № 14. С. 177-190.

6. Галактионова Т.Г., Казакова Е.И. [и др.]. Успешное чтение: теория и практика: метод. пособие для педагогов / науч. ред. Е.И. Казакова; Фонд поддержки образования. СПб., 2009.

7. Методика преподавания литературы / под ред. О.Ю. Богдановой и В.Г. Маранцмана: в 2 ч. М., 1994-1995, 2000.

8. об организации внеурочной деятельности при введении Федерального образовательного стандарта общего образования: письмо М-ва образования и науки Рос. Федерации № 03-296 от 12 мая 2011 г. [Электронный ресурс]. URL: http://legalacts. ru/doc/pismo-minobrnauki-rf-ot-12052011-n-03-296/ (дата обращения: 23.07.2018).

9. Сметанникова Н.Н. Как разорвать замкнутый круг // Чтение и грамотность. Размышления в контексте Национальной программы поддержки и развития чтения / сост. Е.И. Кузьмин, O.K. Громова. М., 2007. С. 53-61.

10. Тихомирова И.И. Детское чтение как ценность культуры нации // Чтение в системе социокультурного развития личности. М., 2007.

11. Федеральный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]. URL: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_10/prm 1897-1.pdf (дата обращения: 12.06.2018).

12. Чудинова В.П. Чтение московских подростков в реальной и электронной среде культуры //

Социологические исследования. М., 2012. * * *

1. 100 proektov v podderzhku chtenija + Aktu-al'nye social'no-pedagogicheskie iniciativy: kul'turno-obrazovatel'nyj atlas / T.G. Galaktionova, E.I. Ka-zakova, R.V. Rappoport [i dr.]. M.: RIPOL-klassik, 2015.

2. Balakireva Je.V. Metodika vyjavlenija peda-gogicheskih uslovij razvitija social'noj kompetentnosti shkol'nikov // Problema cheloveka v pedagogicheskih issledovanijah: sb. nauch. st. Vseros. simpoziuma molodyh uchenyh. SPb., 2017. S. 17-21.

3. Bogdanova O.Ju., Leonov S.A., Chertov V.F. Metodika prepodavanija literatury. M., 1999, 2004.

4. Galaktionova T.G. Teoreticheskoe obosnova-nie social'no-pedagogicheskogo vzaimodejstvija kak sushhnostnoj cherty priobshhenija k chteniju v uslovi-jah otkrytogo obrazovanija // Izv. Ros. gos. ped. un-ta im. A.I. Gercena. 2008. № 59. S. 14-20.

5. Galaktionova T.G. Chtenie shkol'nikov kak social'no-pedagogicheskij fenomen otkrytogo obrazovanija: problemy issledovanija // Izv. Ros. gos. ped. un-ta im. A.I. Gercena. 2006. T. 6. № 14. S. 177-190.

6. Galaktionova T.G., Kazakova E.I. [i dr.]. Uspeshnoe chtenie: teorija i praktika: metod. posobie dlja pedagogov / nauch. red. E.I. Kazakova; Fond podderzhki obrazovanija. SPb., 2009.

7. Metodika prepodavanija literatury / pod red. O.Ju. Bogdanovoj i V.G. Marancmana: v 2 ch. M., 1994-1995, 2000.

8. Ob organizacii vneurochnoj dejatel'nosti pri vvedenii Federal'nogo obrazovatel'nogo standarta obshhego obrazovanija: pis'mo M-va obrazovanija i nauki Ros. Federacii № 03-296 ot 12 maja 2011 g. [Jelektronnyj resurs]. URL: http://legalacts.ru/doc/ pismo-minobrnauki-rf-ot-12052011-n-03-296/ (data obrashhenija: 23.07.2018).

9. Smetannikova N.N. Kak razorvat' zamknutyj krug // Chtenie i gramotnost'. Razmyshlenija v kon-tekste Nacional'noj programmy podderzhki i razvitija chtenija / sost. E.I. Kuz'min, O.K. Gromova. M., 2007. S. 53-61.

10. Tihomirova I.I. Detskoe chtenie kak cennost' kul'tury nacii // Chtenie v sisteme sociokul'turnogo razvitija lichnosti. M., 2007.

11. Federal'nyj obrazovatel'nyj standart osnovno-go obshhego obrazovanija [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_10/prm1897-1.pdf (data obrashhenija: 12.06.2018).

12. Chudinova V.P. Chtenie moskovskih pod-rostkov v real'noj i jelektronnoj srede kul'tury // So-ciologicheskie issledovanija. M., 2012.

The introduction of younger adolescents to reading in the context of the implementation of extra academic activity

The article describes the experience of revealing and approbation of pedagogical conditions for the organization of extracurricular activities aimed at involving students of the 5th grade in reading. The author considers younger adolescence to be an important period in the development of reading competence.

Key words: program of extra academic activity, introduction to reading, reading competence, competence, younger adolescents.

(Статья поступила в редакцию 15.08.2018)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.