A.А. Акчулпанова
ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ГУМАНИСТИЧЕСКОГО ИДЕАЛА У СТАРШЕКЛАССНИКОВ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ
Ключевые слова: воспитательная работа, гуманистический идеал, народная педагогика, нравственные качества.
Аннотация: В данной статье рассматривается проблема формирования гуманности у старшеклассников средствами народной педагогики.
Молодому поколению для жизни в современных условиях необходимы компьютерная грамотность, владение несколькими иностранными языками, высокий уровень интеллектуального развития, умение выстроить свою жизнь, ответственность за судьбу своего народа. В плане воспитательной работы у педагогов вызывает большое беспокойство нравственная глухота подрастающего поколения, жестокость по отношению к слабым, равнодушие к пожилым людям. Поэтому одним из важнейших направлений учебно-воспитательной работы остается преодоление духовного кризиса подрастающего поколения, воспитание у молодежи гражданственности, любви к Родине, нравственности на основе общечеловеческих ценностей. То есть задачей образовательных учреждений является формирование нравственной личности [5].
Немаловажную роль в становлении гуманистической личности играет культурное наследие предшествующих поколений, преемственность традиций, умелое использование всего богатства народной педагогической мудрости. Известные педагоги прошлого -X. Абовян, И. Алтынсарин, Я.С. Гогебашвили, Я.А. Коменский, А. Навои, К. Насыри, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, М. Уметбаев, Хамза, И.Я. Якович, А. Яссави и другие - подчеркивали актуальность и значимость изучения народного опыта воспитания молодого поколения [2]. Опираясь на традиции, заложенные в памятниках народной культуры, ученые углубляли и развивали педагогические идеи, совершенствовали систему воспитания молодежи.
Большую ценность представляют труды и современных отечественных ученых, занимающихся проблемами этнопедагогики. Так, например, к настоящему времени достаточно хорошо исследована традиционная педагогическая культура многих народов: русских (Г.В. Виноградов), татар (З.Г. Нигматов, Р.А. Низамов, Я.И. Ханбиков), киргизов (С.М. Абрамзон), таджиков (М. Аринов), якутов (В.Ф. Афанасьев, Е.П. Жирков), грузин (А.Ф. Хинтибидзе), армян (Ф.Х. Арутюнян), азербайджанцев (А.Ш. Гашимов), адыгейцев (А.И. Шоров), тувинцев (Т.Т. Мунзук, К.Б. Салчак), башкир (Х.Х. Баймурзин,
B.И. Баймурзина), карачаевцев (Х.Х. Батчаева) и др.
В последние годы народной опыт воспитания стал более широко использоваться в практике учебно-воспитательной работы. Сегодня, когда молодое поколение утрачивает систему ценностей, нравственный идеал, необходимо изучение и использование традиционной культуры народов в учебно-воспитательном процессе, что способствует формированию гуманности в эпоху эгоизма, жестокости, войн. Исследователь становления и развития башкирской народной педагогики В.И. Баймурзина считает, что накопленный опыт воспитания подрастающего поколения является показателем определенного уровня развития народной педагогики башкир, что обусловливается различными внутренними и внешними факторами [2]:
1. Отношение человека к самому себе. Кто Я? В чем смысл моей жизни? Какими личностными качествами я обладаю как человек? Обязан ли я быть совершенным человеком? Такой подход к своему «Я» способствует самоанализу человека как биологического существа, так и личности.
2. Отношение одного человека к другому человеку. Кто Я для других? Какое место занимают другие люди в моей жизни? Что необходимо мне знать для общения с другими? Педагогическая ценность такого подхода заключается в формировании определенных норм
прослемы современной психологии и пеппгогини
общения - этноэтикета: а) почитай и старшего, и младшего; б) придерживайся принятого обращения к людям в соответствии с каждым возрастом; в) если пригласят - приходи, прогонят - уходи.
3. Отношение к своему родному дому, краю, родине: «Алтын-комош яуган ерзен, тыуып-ускэн ил якшы» (Родина лучше, чем земля, где много злата и серебра); «Сит илдэ солтан булгансы, уз илендэ олтан бул» (Лучше жить бедно на родной земле, чем быть султаном на чужбине).
4. Отношение к соседу, к соседним народам: «Курше хакы - Тенгре хакы» (Сосед что Тенгри - бог неба), «Ут курше» (Сосед по огню).
5. Прогрессивные и консервативные традиции. В какую конкретную историческую эпоху возникла та или иная традиция? Каковы условия их (традиций) соблюдения? Какое место занимает та или иная традиция по значимости в конкретный исторический период? Какова эффективность их в развитии и воспитании детей? Каковы понятия «прогрессивный» и «консервативный» в воспитательных традициях башкирского народа? Понимание перечисленного дает возможность отобрать наиболее приемлемые методы воспитания личности ребенка в соответствии с социальным заказом.
6. Самосознание отдельной личности и нации; мировоззрение народа. В чем смысл жизни? Взгляд на Жизнь и Смерть. Осознание целостности с природой - микро- и макрокосмосом: «тупрактан яралганбыз, тупрака кайтабыз» (Из праха возникли, в прах превратимся); общность с другими народами: «Инэбез Еауа, атабыз - Адам» (Мать наша - Ева, отец - Адам); неотделимость Земли от Космоса: «Ботэ нимэгэ хужа булып, гумер биреп тороуы Тенгри» (Тенгри - бог неба - управляет всеми явлениями).
Как показывают исследования, каждый народ формирует и развивает у подрастающего поколения только ему присущие личностные качества. Башкирский народ не отличается от других в этом. Как отмечалось, вышеперечисленные факторы возникли в ходе исторического развития народа и сохранились до наших дней. Изучение произведений устного народного творчества башкирского народа свидетельствует об этом. Например, в эпосе «Урал-батыр», отнесенном к шедеврам мировой литературы, прослеживается развитие башкирского народа как нации. В судьбе главного героя, Урала, можно видеть формирование совершенного человека, который воплотил в себе нравственный идеал башкир. Целый арсенал приемов, методов, форм и средств воспитания детей дошли до нас. Они выработаны народом многими веками и сегодня являются неотделимой часть семейного воспитания детей. У казахского, узбекского народа - эпос «Альпамыш», у таджикского народа -эпос «Манас». В этих произведениях главной идеей является борьба народа за независимость и мирную жизнь, утверждаются справедливость и высокие человеческие идеалы.
В силу некоторых особенностей жанров устного народного творчества необходимо учитывать и то обстоятельство, что они передавались устно, и каждый сказитель вносил изменения не только в форму их передачи, но и в основные идеи. Таким образом педагогические идеи народного воспитания и их реализация в повседневной жизни народа прошли длительный путь, обогащаясь и дополняясь новыми.
Выделим ряд педагогических идей гуманистического содержания, характерных для народной педагогики [3].
1. Идея воспитания совершенного человека: «камил шахес» у башкирского народа, «кемелди адам» у казахского народа, «одами комил» у таджикского народа. Главным условием реализации этой идеи выступает формирование у ребенка гармонии души и тела -«Пусть родится у тебя ребенок с шестью органами и здравым умом». Безусловно, это условие является первоосновой, тем не менее, не полностью отражает взгляд народа в воспитании совершенного человека. Необходимо выполнение и второго условия - формирования у ребенка определенных личностных качеств: здоровое тело, физическая сила и высокая нравственность, предполагающая умение различать Добро и Зло (быть нравственным, в
пеппгогичесиий ЖУРНПЛ СПШНОРТОСТПНП N 4 (59). Я015 звпЖей
народном понимании, значит, служить Добру, совершать добрые деяния в повседневной жизни; безнравственно то, что ведет к насилию, разрушению, а значит, содействует Злу).
[При исследовании мифов прослеживается такая закономерность, как наличие у героев неимоверной физической силы, что не только воспевается народом, а в разнообразных сюжетах показывается зло, совершаемое батырами, не умеющими правильно использовать эту физическую силу. Народ на многочисленных примерах предупреждает подрастающее поколение о том, что данная природой сила должна служить только Добру, защищать сирот, немощных и родную землю от ее врагов.]
2. Идея воспитания любви к родной земле. «Верхом на скакуне, со стрелою и луком, не жалея жизни своей башкир, никому не отдавал Урал свой». Из приведенных строк народной песни видно, какое значение придавал башкирский народ защите своего отечества как высшему долгу каждого.
В чувство патриотизма народ вкладывал и вкладывает широкий смысл: во-первых, сохранение родного языка: «Кто сохранит язык, тот сохранит и родину»; во-вторых, единение народа: «Общими усилиями и врага можно одолеть»; в-третьих, осуждение межплеменных распрей. Тем не менее, в некоторых произведениях народного творчества такие нормы, как карымта и барымта находят одобрение как необходимые условия для упорядочения отношений.
Патриотизм и нравственность - эти категории неразделимы. Но нас интересует вторая из них, поскольку в основе гуманности лежит нравственность. Ценностное отношение к миру есть в то же время отношение деятельное. Характеризуя нечто как добро или зло, нравственность подразумевает, что к первому надо стремиться, а второго избегать. Представление башкирского народа о добре и зле всходит к общечеловеческому пониманию. Урал-батыр (Эпос «Урал-батыр») отправляется на поиск Смерти, которая несет зло человеку. А поступки его брата Шульгена не соответствуют моральным нормам народа, и в различных эпизодах показывается, как нельзя поступать. Соответственно, у казахского народа - эпос «Алпамыс», у узбекского - «Алпамыш», у таджикского - «Алпамша», у киргизского - «Ма-нас». О человеке, который нарушает нравственность, башкиры говорят: «Намыс юк» (Нет совести), «Оятлы» (Бессовестный). У казахского народа бессовестный - «оспадарсыз». Отсюда ясно, что намыс, оят, оспадарсыз подразумевают не только выполнение этикета, т.е. выполнение установленного порядка поведения в обществе, но и отношение к моральным требованиям. Все сказанное свидетельствует, что народная педагогика считала целью нравственного воспитания превращения моральных принципов и норм в личные убеждения, в нормы поведения человека.
Рассматривая нравственное сознание как философскую категорию, этика подчеркивает ее нормативность, которая находит яркое выражение в целях гуманистического воспитания башкирской народной педагогики: «кеше итеу» (сделать человеком), и у казахского народа - «адамды жасауга». «Кеше булыу» (быть человеком) предполагает следующие качества: доброта, справедливость, честность, совестливость, забота о других и т. д., то есть, наличие всех компонентов гуманности. Нравственное требование как средство воспитания гуманного человека у башкирского, казахского, узбекского народов обретает широкий смысл: это - принципы, качества, нормы, понятия, идеалы, нравы, которые в совокупности регламентируют деятельность гуманного человека. Человек, соответствующий этим требованиям, называется «кеше икен!» (действительно человек). Тот, у кого слово расходится с делом, подвергается нравственному осуждению: «Одно говорит, поступает по-другому».
«Якшылык» (Добро) и «Яманлык» (Зло) - эти два понятия в башкирской народной педагогике, соответственно, «жа^сы» и «жауыз» - в казахской народной педагогике использованы для оценки поведения и отношений между людьми. Народ всегда представлял «якшылык», «жа^сы» как нравственное, а «яманлык», «жауыз» - безнравственное, осуждаемое. В понятиях «якшылык» и «жа^сы» выражались наиболее общие интересы, устремле-
прослемы современной психологии и пеапгогики
ния, пожелания и надежды на будущее; оценивалось происходящее вокруг (общественные явления, действия отдельных лиц, социальных групп, взаимоотношения между людьми, вообще отношения человека ко всему, что его окружает).
Каждый народ стремится воспитывать у подрастающего поколения чувство справедливости. Гуманистическим контекстом отличаются и такие понятия, как «бурыс» (долг) у башкирского народа, «^арыз» у казахского народа. С древнейших времен люди понимали, что человек имеет определенные обязанности перед обществом: защищать интересы своего народа, с уважением относиться к достоинствам каждого человека, независимо от социального положения, возраста, национальности. Детям систематически внушалось: «Не будь только сыном своего отца, но и будь сыном родины» (человек нуждается в ежедневном общении, помощи, заботе, однако, чтобы быть счастливым, он должен вернуть людям то, в чем сам нуждался).
В традициях устного народного творчества человек, живущий только для себя и не выполняющий свои обязанности перед другими, считается несчастным. В представлениях народа главные и благородные качества человека - постоянное, искреннее стремление оказывать помощь людям, способность жертвовать многим ради народа и родной земли. Народная педагогика учит этому подрастающее поколение. «Намыс» (честь) - это понятие как у башкирского народа так и у казахского народа вбирает в себя многое, начиная с отношения человека к самому себе, к людям, к обществу и заканчивая обратной связью - отношение к нему со стороны людей и общества. Оцениваются личные заслуги человека, прежде всего, его труд и человечность, в зависимости от которых определяется мера оказываемого ему почета и уважения.
Представление о совести сложилось у народа как способ оценки собственных поступков, действий по отношению к окружающей действительности. Совесть считается важнейшим аспектом в области нравственного воспитания, главным побуждением к хорошим поступкам. Это понятие многогранно и включает в свое содержание не только соблюдение таких элементарных правил общежития, как порядочность, честность, но и такие сложные нравственные качества, как гуманизм, доброта и другие. Бессовестный поступок осуждался всеми: «ер бит» (человек с черным лицом как земля), «битхез» (человек без лица). Заслуживающий оценку «битхез», осуждается другими людьми, ибо теряет то, что дано человеку от рождения: он обезличен, а значит - для других не существует. Совершивший бессовестный поступок подвергается внутренней оценке - оценке своего внутреннего «я»: высшая мера наказания за содеянное «муки совести», заставляющая анализировать свои поступки, извлекать уроки на будущее. Вышеперечисленные нравственные качества характеризуют гуманистическое содержание народной педагогики, гуманность как понятие башкирским народом определяется следующими словами: «кешелелек», «михырбанлылык», «йомарт кунелле» (человек с широкой душой, человечный, душевный, внимательный к другим); у казахского народа - «адамгершелек».
Нравственное требование в народной педагогике выступает как определенный способ организации межличностных гуманистических отношений, формируя новые индивидуальные психологические механизмы и существенно изменяя внутриличностную структуру. Так создается гуманистический идеал, который актуализируется в процессе нравственной деятельности. Отдельные, конкретные проявления личности несут в себе - порой достаточно полно и предельно отчетливо - существенные признаки и особенности общего, абстрактного. Признак идеального - в его гуманистической сути - входит в комплекс качеств моральных (нравственных). Идеалы выражают диалектику нравственного сознания и устойчивости поведения.
Народ осознает, что люди зависимы друг от друга, что благополучие общества (страны, села...) зависит от усилий отдельных людей, а личное благополучие, судьба каждого человека - от благополучия общества, и поэтому каждый человек должен жить не только
пеппгогичесиий ЖУРНПЛ СПШНОРТОСТПНП N 4 (59). SOIS еаоааай
своими интересами, но и интересами общества. В этом заключается регулятивная функция нравственных требований.
Идеал является отражением общего, совершенного, характерного для общества, которое представлено в многообразии единичного. Он не представляет некую абстрактную схему уже потому, что, персонифицируясь в примере, ориентирует личность на достижение нравственных ценностей. Рассматривая эпос «Урал-батыр», в котором отчетливо звучит гимн гуманизму, мы видим противопоставление добра и зла [4]. В образе Урала воплощены высокие нравственные качества: честность и бескорыстность, справедливость и гуманизм, неотступная целеустремленность и неимоверная физическая сила - черты богатырского характера.
Образование представляет собой и очень важную, и очень сложную грань нашего социального бытия, от которой напрямую зависит наше будущее, национальная безопасность, экономическое возрождение, в конце концов - будущее каждой семьи, в которой подрастают дети [1]. Значительную роль в образовании, как мы видим, играет народное творчество: в формировании личности, в развитии ее качеств, в привитии любви к труду и людям труда, уважительного отношения к старшим. Именно в непосредственных контактах учителя и ученика, учителя и родителей, а также учащихся друг с другом возникают благоприятные условия для взаимовлияния, самовыражения личности, воспитания человека человеком, обмена духовными ценностями.
1. Асадуллин, Р.М. Проблемы и перспективы развития педагогического образования в Республике Башкортостан [Текст] // Педагогический журнал Башкортостана. 2008.№4 (17). С.5-16.
2. Баймурзина, В.И. Этнопедагогика башкирского народа: история и современность [Текст] /В.И. Баймурзина.-Уфа, 1996. - 156 с;
3. Волков, Г.Н. Этнопедагогика: учеб. для студ. сред и высш. пед. учеб. Заведений [Текст] /Г.Н. Волков. - М.: Академия, 1999. - 168 с.
4. Сагитов, М.М. Башкирское народное творчеств о[Текст]. Т.1. Эпос /сост. М.М. Сагитов. - Уфа: Башк. кн. изд-во, 1987 - 539 с;
5. Шафикова, Г.Р. Развитие нравственности учащихся [Текст] // Медицина и образование в Сибири. Новосибирск, 2007. Вып.1.