Научная статья на тему 'Представления народов России о совершенном человеке'

Представления народов России о совершенном человеке Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1307
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННЫЙ ИДЕАЛ / СОВЕРШЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК / НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА / МОРАЛЬ / ЦЕННОСТИ / ОБЩАЯ ЭТНОПЕДАГОГИКА / БОРЕЦ ЗА СПРАВЕДЛИВОСТЬ / ДОБРЫЙ / ЧЕСТНЫЙ / GENERAL ETHNOPEDAGOGY / PERFECT MAN / MORAL IDEAL / MORAL / A FIGHTER FOR JUSTICE / KIND / HONEST

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Баймурзина В. И.

В статье раскрываются представления народов России о совершенном человеке. Современный нравственный идеал своими корнями восходит к совершенному человеку: физически сильному, умственно развитому, доброму, честному. Совершенный человек борется за справедливость. Почти у всех народов совершенный человек имеет общие черты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEOPLES' REPRESENTATIONS OF THE IDEAL MAN

The article examines the imaginations of the peoples of Russia about the perfect man. A contemporary moral ideal traces its roots to an ideal man: physically strong, developed intellectually, kind, honest. An ideal man fights in the cause of justice. An ideal man of almost all nations has common traits.

Текст научной работы на тему «Представления народов России о совершенном человеке»

УДК 37 (100) (045)

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ НАРОДОВ РОССИИ О СОВЕРШЕННОМ ЧЕЛОВЕКЕ

© В. И. Баймурзина

Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450074 г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32.

E-mail: [email protected]

В статье раскрываются представления народов России о совершенном человеке. Современный нравственный идеал своими корнями восходит к совершенному человеку: физически сильному, умственно развитому, доброму, честному. Совершенный человек борется за справедливость. Почти у всех народов совершенный человек имеет общие черты.

Ключевые слова: нравственный идеал, совершенный человек, народная педагогика, мораль, ценности, общая этнопедагогика, борец за справедливость, добрый, честный.

Среди многочисленных сокровищ народной педагогической мудрости одно из основных мест занимает идея совершенства человеческой личности, ее идеала, являющегося образцом для подражания.

В нашем исследовании мы кратко рассмотрим понятие «идеал» и «совершенный человек» в контексте развития философской и педагогической мысли.

Философы и просветители различных эпох вкладывали в гуманистическое и педагогическое содержание данных понятий наиболее значимые этические ценности общества.

Например, Платон и Аристотель основными добродетелями человека считали мудрость, умеренность, мужество, справедливость [1, с. 15-18].

В древней Греции в эллинистический период философы вслед за своими предшественниками провозглашали идеальным героем мудреца, достигшего внутренней независимости благодаря способности «жить согласно природе», т.е. довольствоваться малым.

В конфуцианстве главными человеческими качествами считались: человеколюбие, чувство долга, этикет, знание, верность, сыновняя почтительность [2, с. 196]. Главной целью образования Конфуций считал воспитание всесторонне развитого в нравственном отношении человека («Цзюнь-цзы»). В его понимании овладение знаниями должно быть подчинено задачам морального воспитания с целью воспитания высоконравственной личности в духе гуманности и добродетели. Конфуций считал, что моральное воспитание должно включать в себя следующие пункты: гражданское воспитание, нормы поведения человека, лояльность и преданность, доверие. Содержание морального воспитания составляют: этикет, церемонии и обряды, поэзия, музыка [3, с. 21].

Развитие представлений о педагогическом идеале раннего средневековья и эпохи Возрождения содержится в учениях Фомы Аквинского, Августина Блаженного, Яна Амоса Коменского, Жан-Жака Руссо и др. [1, с. 29-54].

Русская педагогика конца ХУШ-Х1Х вв. важнейшим элементом совершенной личности считала нравственное начало, духовность (Новиков Н. И., Киреевский И. В., Редкий П. Г., Ушинский К. Д.). К. Д. Ушинский считал, что у каждого народа есть

свой специфический идеал человека, который соответствует национальному характеру [1, с. 226].

Идеи Ушинского о народном воспитании и народном идеале человека с начала 60-х годов ХХ-го столетия продолжены и развиты в трудах отечественных этнопедагогов. «Идея совершенного человека не является этнической: она возникла как общечеловеческая идея из гармонии природы и необходимости приспосабливаться к ней...» (Волков Г. Н.). Вместе с тем, у каждого из народов были свои конкретные детали этого идеала: добрый молодец у русских, настоящий человек (лоуроветлан) у чукчей, три добра у таджиков, семь благ - у чувашей и т.д. У бурят, калмыков и монголов имеется такое понятие совершенного человека, как девять доблестей мужчины [5]. В калмыцком фольклоре данное понятие идеала человека получило развитие и имеет метафорическую окраску. Например, в эпосе «Джангар» богатырь Хонгр сочетает в себе «все девяносто девять человеческих достоинств» [5]. «Ысын кеше» (настоящий человек) у башкир [6, с. 187], «благородный муж» - «цзюнь-цзы» у китайцев [3, с. 61].

Главные герои нартского эпоса, сказок, героических песен, легенд и сказаний (Ерюзмек, Сосур-ка, Дебет, Сибилчи, Къарашауай, Рачыкау и др.) -защитники правды и справедливости, чести и достоинства, неутомимые борцы за свободу народа, мужественные, бесстрашные, находчивые, бескорыстные, отзывчивые. Воплощением женского идеала является красавица Сатанай, дочь Солнца и Луны, мудрая, многоталантливая мать. провидица, хранительница домашнего очага, искусная врачевательница, помощница нартов, их вдохновительница [5, с. 55-56].

Так, например, идеал совершенного нивха, по свидетельству В. Санги, представляется следующим образом: «Сердце медведя дали мне, чтобы дух могучего хозяина гор и тайги отпугнул от меня чувство страха, чтобы я вырос в мужественного мужчину, удачливого добытчика»; «Охотнику

нужна твердая рука и точный глаз. У сына У-Тера все это, как у всякого нивха, есть»; «Он настоящий охотник и настоящий нивх: он не забывает народные обычаи». Идеал настоящего нивха предполагает воспитание смелости и мужества, уважения к народным традициям, обычаям и, конечно, трудолюбия.

340

ПЕДАГОГИКА и ПСИХОЛОГИЯ

Мордовский народ в песне «Загадка» того из добрых людей, кто решит три загадки, называет мудрейшим из мудрых. Вот последняя из загадок:

Без корней трава какая

На земле живет, расцветая?

И цветет на родимой землице.

Это жизни лучшее злато.

Ответ загадки: Человеком зовется трава та.

По педагогическим представлениям грузин-горцев, мужчина должен был быть «всесторонне совершенным», т.е. здоровым, сильным, подвижным, хорошо переносить холод и жару, все трудности трудовой и боевой жизни. Горец должен быть мужественным, проявлять в нужный момент силу воли, презрение к смерти и воинскую доблесть, непримиримость к врагу, глубоко почитать и выполнять заветы дружбы, обладать чувством собственного достоинства, иметь самолюбие и гордость, не позволять никому оскорблять честь семьи, рода и племени. Идеалы воспитания грузин-горцев предписывали им быть гостеприимными, хлебосольными; трудолюбивыми; уметь слагать и читать стихи, быть красноречивыми, уметь поддерживать беседу так, чтобы окружающим было приятно слушать.

Идея «всестороннего совершенствования личности» близка и чувашам. Понимание этого совершенства находилось в соответствии с уровнем общественного развития. Особо подчеркивались беспредельные возможности для совершенствования: «В народе есть сильнее сильного и умнее умного» [5].

Человечность, благородство, доброта, ясный ум, мужество, оптимизм, трудолюбие, забота о родном народе являлись основными идеальными качествами настоящего человека (сын кз1) у хакасов. Народное понимание идеала настоящего человека нашло отражение в героических сказаниях, легендах:

Сила тебе для народа дана.

Пусть не уйдет бесполезно она!

За свободу народа грудью вставай,

Радость людскую не нарушай.

Счастье народа оберегай.

В образах богатырей (алыпов) собраны идеально-нравственные примеры совершенного человека [9, с. 136].

Особое место в калмыцкой народной поэзии и исторической литературе занимал образ женщины, матери. Как и у других народов, духовная и нравственная красота женщины ценились у калмыков больше, чем ее внешний облик. В произведении Габан-Шараба «Сказание об ойратах» одними из главных женских добродетелей считаются умение воспитать достойных людей, благотворительность, миротворчество, верность.

Особенности восприятия красоты женщины предками калмыков выражены в образах героинь эпоса «Джангар». Девушка Герензел, наряду с другими женскими персонажами эпоса, воплощала в себе идеал калмычки, сочетая в своей личности и природный ум, красоту и некую лучезарность облика:

... Видит: сидит она -Через тридцать шесть окон Исходят лучи От второго солнца...

Нравственный идеал башкирской женщины представлен в образах мифической героини Ьомай (дочери Солнца), в исторической личности мудрой Бендэбикэ - главы башкирского рода («ил инэЬ_е» Бэндэбикэ), женщины-воина. Красивая, мудрая, сильная, ловкая, смелая, способная постоять за родную землю - вот таков нравственный женский идеал башкирки.

В представлении башкирского народа совершенным человеком может быть только тот, кто подчиняет свой личный интерес общественному, о чем свидетельствуют многочисленные примеры из произведений устного народного творчества (Урал-батыр, Хабрау-йырау и др.) и конкретные исторические личности (Салават Юлаев, Кинзя Арсланов, Карасакал и др.), то есть совершенный человек должен быть, прежде всего, нравственным.

Таким образом, среди различных идеалов, сменивших друг друга в истории, нравственный идеал занимает особое место. В нем выражается, как утверждает З. Г. Нигматов, перспектива развития морали на общей гуманистической основе адекватно саморазвитию человека [8, с. 43].

Моральный идеал утверждает значение таких духовных ценностей, как цельность и ясность мировоззрения, единство моральных чувств и убеждений, последовательность и стойкость в борьбе за создание достойных социальных условий жизнедеятельности личности, гуманность в человеческих отношениях.

Как показывает анализ трудов в данной области, многие исследователи отмечают специфику гуманистического нравственного идеала, которая состоит в опережающем характере отражения действительности. В нем выражаются те стороны нравственных отношений между людьми, отношения людей к обществу, отношения общества к людям, которые еще не прочно вошли в жизнь, но желаемые. Следовательно, нравственный идеал воплощает в себе представление о совершенстве гуманистических общественных отношений и человеке как субъекте этих отношений.

Традиционные представления народов и их предков об идеале совершенного человека на разных исторических этапах имеют свои особенности. Однако в каждом из этих исторических периодов, даже самых ранних, мы наблюдаем стремление людей к совершенству, к своему идеалу. К примеру, башкирское благопожелание беременной женщине «балацдыц алты агзаЬы теYэл, акылы камил булЪын» («Пусть твой ребенок родится с шестью органами и здравым умом» - органы зрения, слуха, обоняния, вкуса, речи, осязания - примеч. автора) дает право сделать вывод о том, что у башкир первоначальное представление об идеале сводилось к физическому и умственному здоровью человека. В дальнейшем же оно претерпевало изменения.

Таким образом, идеал - абстрактное представление о совершенном человеке, обладающим луч-

шими нравственными качествами, знаниями и умениями является связующим звеном между признаваемыми обществом ценностями и целями воспитания, изменения понимания соотношения материальных и духовных ценностей общества.

Представления каждого народа о совершенной личности развивались под влиянием исторических условий. Своеобразие условий жизни народа находит свое отражение в его национальном идеале. Так, например, «настоящий джигит» башкир, татар, народов Кавказа и Средней Азии имеет некоторые отличия от русского «доброго молодца» родом своей деятельности, кодексом приличий и хорошего тона и т.п. В основных же человеческих качествах идеалы совершенной личности все-таки очень близки друг к другу. Всеми народами ценится ум, здоровье, трудолюбие, любовь к Родине, честность, храбрость, великодушие, доброта, скромность и т.п. Как сказал Г. Н. Волков, в личностном идеале всех народов главное - не национальная принадлежность, а общечеловеческие начала.

Вместе с тем народы оценивали многое с точки зрения собственных эталонов. Так, например, до сих пор у чувашей сохранилось выражение «совершенный чуваш», применяющееся для характеристики человека любой национальности, соответствующее их представлению о хорошем человеке, т.е. слово «чуваш» в данном случае тождественно слову «человек». «Совершенный (хороший, настоящий) чуваш» - это русский, татарин, мордвин, мариец, удмурт, это люди, с которыми общался чуваш и которые вполне соответствовали его представлениям о хорошем. У адыгов любовь к Родине

- одна из решающих черт совершенной личности, всегда проявлялась вместе с чувством родового и национального достоинства. Даже в самых трудных условиях от адыга требовалось сохранение доброго и честного имени своей семьи, рода, племени и народа. «Своему отцу и матери позор не приноси», «Смотри, старайся не снимать адыгское лицо», т.е. не позорь честь и достоинства адыга.

Воспитание национального достоинства составляло фундамент нравственного совершенствования личности. Оно предполагало и осуждение поведения, порочащего нацию, что способствовало воспитанию ответственности перед родным народом за свое доброе имя, а перед другими народами

- за доброе имя своего народа. «Будь таким, чтоб по тебе судили о твоем народе, будь достойным сыном (дочерью) своего народа»,- такое благопо-желание присутствует в педагогике почти всех народов. Своим поведением не давать повода дурно думать о своем народе, не осквернять священную память о лучших людях народа, своими патриотическими действиями множить славу народа - такими хочет видеть любой народ своих воспитанников и, исходя из этого, строит свою педагогическую систему.

Нравственным идеалом следует считать такого человека, для которого нормы, правила и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения, как привычные формы поведения.

Идеал является носителем общего, совершенного, характерного для общества, и представлен в многообразии единичного. Он не является некой абстрактной схемой уже потому, что, персонифицируясь в примере, ориентирует личность на достижение нравственных ценностей. В образе Урала-батыра отчетливо видно воплощение высоких нравственных качеств: честность и бескорыстность, справедливость и гуманизм, неотступная целеустремленность и неимоверная физическая сила - черты богатырского характера. Апогей гуманизма Урал-батыра достигается в тот момент, когда он отказывается от последнего глотка живой воды ради бессмертия природы.

Таким образом, современный нравственный идеал личности берет свое начало с древнейших времен. Идеалы связывают исторические эпохи и поколения, устанавливая между собой преемственность лучших традиций. Он постепенно обретал разные качества: от требования к совершенному человеку быть абсолютно физически здоровым и здоровым умом до наличия высоких нравственных качеств и психического здоровья. То есть в контексте нашего исследования каждый народ выступает как участник совместной деятельности в развивающейся кооперации человечества по созданию общечеловеческого образа нравственного идеала, его характеристики, требований к нему, условий и методов его формирования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Константинов Н. А. История педагогики: учебник для студентов пед. ин-тов. 4-е изд., доп. и перераб. М.: «Просвещение», 1974. С. 15-18; 29-54; 244-251.

2. Салимова К., Додде Н. Педагогика народов мира: История и современность: учеб. пособие. М.: Педагогическое общество России, 2001. 576 с.

3. Линь Лю. Нравственное воспитание детей в современной китайской семье на основе народной педагогики: дисс. ... канд. пед. наук. Йошкар-Ола: Марийский государственный университет, 2010. С. 21; 61.

4. Волков Г. Н. Этнопедагогика. М.: ACADEMIA, 2000. 176 с.

5. Шарманджиев Д. А. Формирование личности младшего подростка на народном идеале совершенного человека (на материале калмыцкой народной педагогики): дисс. ... канд. пед. наук. 13.00.01. М., 2000. 138 с.

6. Баймурзина В. И. Этнопедагогика башкирского народа: история и современность. 2-е изд. доп. и перераб. Уфа; Стерлитамак: РИО СГПА. 2008. С. 187.

7. Семейная этнопедагогика и современная национальная школа: Тезисы докладов межвузовской научной конференции. Карачаевск: КЧГПУ, 1996. С. 55-56.

8. Нигматов З. Г. Гуманистические основы педагогики: учеб. пособие. М.: Высш. шк., 2004. 400 с.

9. Сагоякова Н. Ф. Народная педагогика хакасов. Этнопеда-

гогическое наследие народов Сибири и Центральной Азии в современном социокультурном пространстве (IV Волковские чтения): материалы Всероссийской науч.-

практ.конф. с международным участием. Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2011. С. 135.

Поступила в редакцию 15.03.2012 г. После доработки - 21.03.2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.