Научная статья на тему 'Проблема формирования готовности будущих педагогов к управленческой деятельности в рамках реализации их профессиональной подготовки в высшей школе'

Проблема формирования готовности будущих педагогов к управленческой деятельности в рамках реализации их профессиональной подготовки в высшей школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
107
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ / МЕНЕДЖМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ / ГОТОВНОСТЬ К УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / MANAGEMENT / PEDAGOGICAL MANAGEMENT / EDUCATION MANAGEMENT / READINESS FOR MANAGEMENT / MANAGERIAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мельниченко Оксана Игоревна

В статье рассматривается проблема формирования готовности будущих педагогов к реализации управленческой деятельности. В работе проанализирована сущность основных терминов понятийного аппарата теории управления, определены содержание и структура готовности личности к управленческой деятельности, рассмотрены аспекты проблемы формирования готовности будущих педагогов к решению управленческих задач в образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мельниченко Оксана Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF FORMATION OF READINESS OF FUTURE TEACHERS FOR THE MANAGEMENT ACTIVITIES IN THE FRAMEWORK OF THEIR PROFESSIONAL TRAINING AT HIGHER SCHOOL

The article deals with the problem of formation of the readiness of future teachers to implement management activities. The paper analyzes the essence of the basic terms of the conceptual apparatus of the theory of management, defines the content and structure of the individual's readiness for management, considers aspects of the problem of formation of the readiness of future teachers to solve management problems in education.

Текст научной работы на тему «Проблема формирования готовности будущих педагогов к управленческой деятельности в рамках реализации их профессиональной подготовки в высшей школе»

ведущим физическим качеством в возрастной группе 10-11 лет. Этот факт важно учитывать при разработке программ по подготовке юных спортсменов-скалолазов.

Следует отметить, что наше исследование по своей направленности подтверждается с результатами польских и российских ученых, проведенных в 2009-2013 г.г., где в исследованиях участвовали взрослые спортсмены [4]. В трудах польских ученых, где в числе прочего исследовалась зависимость между уровнем лазания и относительной силой хвата двумя (средним и указательным) пальцами, коэффициент корреляции (Спирмена) R = 0.63 (P < 0.05).

В исследованиях Власенко П.С., было показано, что уровень лазания коррелирует со средним значением относительной силы хватов (для двух рук и двух типов хвата), где R = 0,973 при P < 0.05. В данных исследованиях была доказана взаимосвязь между уровнем лазания в боулдеринге и максимальной силой хватов.

Выводы. У ведущих спортсменов имеется выраженная зависимость между уровнем лазания в боулдеринге и максимальной силой хватов. Таким образом, сила хвата есть величина, с одной стороны, поддающаяся достаточно точному измерению, с другой стороны - дающая довольно точное представление о развитии специфической силы пальцев.

У спортсменов-скалолазов 11-13 лет не выявлена взаимосвязь между уровнем лазания в боулдеринге и максимальными силами хватов, что объясняется спецификой сухожильно-мышечного аппарата пальцев, еще не сформированным для больших нагрузок в данном возрасте.

В раннем и подростковом возрасте (во время ускорения роста тела) не следует выполнять физические упражнения на увеличение силы пальцев или преодолевать маршруты, которые могут привести к растяжению связок пальцев или верхних конечностей. Не стоит форсировать нагрузки и пренебрегать особенностями онтогенеза в данный возрастной период. Эти особенности должны быть учтены при построении тренировочных программ скалолазов 11-13 лет.

Литература:

1. Аюпов, Р. А., Мелихова Т. М. О методике развития ведущих физических качеств спортсменов-скалолазов 10-11 лет. // Проблемы подготовки научных и научно-педагогических кадров: опыт и перспективы: сборник науч. трудов молод.уч.. -Челябинск., 2017. - С. 3-5.

2. Власенко П. С. Количественное определение специфической изометрической силы мышц сгибателей пальцев, и ее взаимосвязь с проявлением силовых способностей при занятии скалолазанием / Власенко П. С.Байковский Ю.В // Экстримальная деятельность человека. - 2013. - № 3 (13). - С. 46-49.

3. Кравчук Т. А. Разработка морфофункциональной модели скалолазов / Т. А. Кравчук // Теория и практика прикладных и экстремальных видов спорта. - 2008. - № 2 (14). - С. 21-23.

4. Мелихова Т. М. Развитие координационных способностей юных конькобежцев: учебное пособие для студентов / Т. М. Мелихова. - Челябинск: Уральская академия, 2017. - 68.

5. Шеррер, Ф. Физическая подготовка скалолаза [Текст]: Пер. с фр. / Ф. Шеррер. - Екатеринбург: УПИ, 1991. - 132 с.

6. Anthropometric, strength, endurance and flexibility characteristics of elite and recreational climbers / S. Grant, V. Hynes, A. Whittaker, T. Aitchison // Journal of Sports Sciences - 1996. - №14(4). - P. 301-309.

7. Mladenov L. Antropometric and strength characteristics of world-class boulderers / L. Mladenov, M. Michailov, I. Schoffl // Medicina Sportiva - 2009. - №4. - P. 231-238

Педагогика

УДК 371

аспирант Мельниченко Оксана Игоревна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В

ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Аннотация. В статье рассматривается проблема формирования готовности будущих педагогов к реализации управленческой деятельности. В работе проанализирована сущность основных терминов понятийного аппарата теории управления, определены содержание и структура готовности личности к управленческой деятельности, рассмотрены аспекты проблемы формирования готовности будущих педагогов к решению управленческих задач в образовании.

Ключевые слова: управленческая деятельность, педагогический менеджмент, менеджмент образования, готовность к управленческой деятельности, управленческая компетентность.

Annotation. The article deals with the problem of formation of the readiness of future teachers to implement management activities. The paper analyzes the essence of the basic terms of the conceptual apparatus of the theory of management, defines the content and structure of the individual's readiness for management, considers aspects of the problem of formation of the readiness of future teachers to solve management problems in education.

Keywords: management, pedagogical management, education management, readiness for management, managerial competence.

Введение. На современном этапе своего развития отечественное образование переживает период модернизации, характеризующийся переходом от традиционной образовательной парадигме к инновационной. Ориентирами процесса модернизации являются доступность, качество и эффективность образования, в связи с чем обосновывается новая роль личности педагога - не исполнителя или наставника, а педагога-менеджера, способного самостоятельно управлять собственной профессиональной деятельностью и организовывать деятельность подчиненных или обучающихся.

На основе изложенного, заключим, что преобразования в системе образования, вызванные социальными и государственными потребностями и ожиданиями, повлекшими за собой необходимость модернизации, порождают возрастание требований к уровню квалификации педагогических кадров и, соответственно, к уровню и качеству их профессиональной подготовки в высшей школе.

Учитывая тот факт, что современное российское общество нуждается в педагогах-управленцах, сегодня необходим пересмотр основных задач педагогической деятельности, а также адаптация их к складывающимся в обществе новым социальным отношениям.

Так, одной из первоочередных задач современной педагогической науки является необходимость интеграции современных требований к профессиональной подготовке педагогов в контексте образовательных стандартов, программ, методов и форм обучения с целью обеспечения функциональной грамотности будущих руководителей, способных компетентно осуществлять управленческую деятельность в соответствии с адекватной оценкой и учетом социальной и педагогической реальности.

Все вышеизложенное актуализирует проблему формирования готовности будущих специалистов в области образования к реализации управленческой деятельности в процессе осуществления их профессиональной подготовки в высшей школе.

Формулировка цели статьи. Целью данной статья является изучение феномена готовности будущих педагогов к управленческой деятельности и проблемы ее формирования у студентов педагогических специальностей в процессе их обучения в высшей школе.

Изложение основного материала статьи. Изучение проблемы готовности будущих специалистов к реализации управленческой деятельности в области образования требует анализа сущности непосредственно изучаемого в данном исследовании вида деятельности. Это актуализирует потребность анализа понятий «искусство управления», «управление» и «управленческая деятельность» в контексте профессионально-педагогического труда.

Управление в широком смысле рассматривается психолого-педагогической наукой в контексте деятельностного подхода как один из видов трудовой деятельности. Анализ теоретической литературы позволяет обозначить, что ученые, определяя сущность понятия «управление», соотносят его с такими понятиями, как категория, функция, вид деятельности и т.д.

По мнению П.И. Третьякова, управление представляет собой целенаправленную деятельность субъектов управления различного уровня, обеспечивающую оптимальное функционирование и развитие управляемой системы (субъекта), перевод ее на новый, качественно более высокий уровень по факту достижения цели с помощью необходимых оптимальных условий, способов, средств и воздействий [7].

Ю.А. Конаржевский трактует анализируемое нами понятие как специфический вид деятельности по руководству людьми [4].

Как комплекс принципов, методов, организационных форм и приемов управления педагогическими системами с целью повышения эффективности их функционирования и развития рассматривает управление образовательным процессом В.П. Симонов [6].

Т.И. Шамова под понятием управления предусматривает создание условий для комфортного сотрудничества всех участников педагогического процесса, направленного на становление личности ребенка [8].

Владение искусством управления на современном этапе развития отечественного и мирового социума представляет собой важнейшее профессионально значимое качество человека, профессия которого так или иначе связана с людьми, взаимодействием с ними и воздействием на них. В современном мире умения управлять, находить способы воздействия, позволяющие реализовывать достижение высоких профессиональных результатов, являются неоценимыми и обязательными для специалиста, а также составляют основу его готовности к реализации управленческой деятельности.

Управленческая деятельность в образовании является предметом исследований таких ученых, как В.Д. Белиловский, К.Я. Вазина, B.C. Лазарев, A.M. Моисеев, А.Я. Найн, Ю.Н. Петров, М.М. Поташник, В.П. Симонов и других. С 90-х годов прошлого века наряду с понятием «управленческая деятельность в образовании» используется термин «педагогический менеджмент» [2].

В контексте профессионально-педагогического труда управленческую деятельность рассматривают с различных позиций, так как в отечественной науке нет единого подхода к определению сущности понятий «управление в образовании» и «управленческая педагогическая деятельность». По нашему мнению, это вызвано постоянными качественными изменениями содержания и функций управления как самими образовательными учреждениями, так и образовательным процессом в них. Данное утверждение подчеркивает значимость изучения проблемы формирования готовности будущих педагогов к управленческой деятельности в процессе их профессиональной подготовки в высшей школе.

По мнению М.М. Поташника, управленческую деятельность педагога стоит понимать как непрерывный процесс последовательных действий, которые осуществляются субъектом управления, в результате чего формируется и изменяется образ управляемого объекта, устанавливаются цели совместной деятельности, определяются способы их достижения, разграничиваются задачи деятельности между ее участниками и интегрируются усилия [5].

Как было отмечено выше, основными показателями сущности управленческой педагогической деятельности являются ее содержание и функции. Обратимся к изучению указанных понятий.

По мнению И.Б. Гроссмана, «содержание управления - это обособившаяся часть управленческой деятельности, ее особый вид, продукт разделения и специализации в управлении» [3, с. 6].

Так как управленческая деятельность представляет собой процесс качественного изменения, рассмотрение функций и содержания процесса управления образовательным процессом невозможно без определения этапов.

И.Б. Гроссман в данном ключе подчеркивает, что «этап управления - это повторяющийся процесс осуществления целостной системы целенаправленных, взаимодействующих управленческих действий, выполненных одновременно или в некоторой логической последовательности» [3, с. 6].

В.П. Симонов указывает, что каждый этап управленческой деятельности в образовании представляет собой особый вид управленческих действий, направленный на объект менеджмента [6].

Определение этапов анализируемой в данном исследовании деятельности, по словам И.Б. Гроссмана, находится с тесной взаимосвязи с реализацией функций управления как процесса, где каждая функция соответствует конкретному этапу, отражая определенную управленческую задачу.

На основе вышеизложенного заключим, что управленческая деятельность педагога представляет собой динамическую систему взаимосвязанных целей, содержания, методов и форм управления, обеспечивающую эффективную реализацию комплекса функций.

Наиболее полно функциональный комплекс управления образовательным процессом рассмотрен Т.И. Шамовой. Исходя из общей теории управления, исследовательница выделяет следующие функции управленческой деятельности педагога:

- информационно-аналитическую;

- мотивационно-целевую;

- планово-прогностическую;

- организационно-исполнительскую;

- регулятивно-коррекционную [9].

Рассмотрев сущность понятий «управление» и «управленческая деятельность» в контексте профессионально-педагогического труда, обратимся к изучению проблемы формирования готовности педагога к реализации управленческой деятельности.

Указанная проблема являлась актуальной в отечественной педагогике на протяжении трех последних десятков лет. Ее актуальность не только не снизилась в наше время, но и возросла ввиду стремительного развития такой отрасли науки, как менеджмент образования, а также процессов, характеризующих модернизацию отечественной системы высшего профессионального образования, в частности педагогического.

Проблема формирования готовности педагогов к осуществлению управленческой деятельности отражена в работах таких ученых, как Ю.В. Васильев, Т.М. Давыденко, Ю.А. Конаржевский, М.М. Поташник, П.И. Третьяков, Т.И. Шамова и др. В трудах указанных ученых отражены концептуальные основы формирования готовности будущего специалиста в области образования к управленческой деятельности.

Анализ теоретической литературы дает право полагать, что в отечественной психолого-педагогической науке проблема готовности к профессиональной деятельности широко изучается в нескольких направлениях: педагогическом, психологическом, акмеологическом.

На основе изучения указанных позиций под готовностью педагога к управленческой деятельности будем понимать личностное качество, которое является результатом подготовленности к решению задач по управлению педагогическим процессом.

Формирование готовности будущих педагогов к управленческой деятельности невозможно без знания и учета ее основных структурных компонентов. Так, в структуре такого личностного и профессионально значимого качества педагога как готовность к реализации управления образовательным процессом выделяют две основные составляющие:

- мотивационно-личностную;

- исполнительскую.

Каждая из указанных составляющих содержит ряд компонентов.

Мотивационно-личностная составляющая структурно представлена следующими компонентами:

- системой мотивационно-ценностных ориентаций;

- комплексом профессионально-значимых личностных качеств.

Исполнительская составляющая готовности педагога к решению управленческих задач предполагает наличие следующих компонентов:

- когнитивного;

- операционально-деятельностного.

Наряду с общей готовностью личности к управлению различают также психологическую готовность. Психологическая готовность к управленческой деятельности представляет собой долгосрочную готовность, включающую комплекс мотивов, знаний, умений и навыков, личностных качеств, обеспечивающих успешное взаимодействие субъектов управления с участниками управленческого процесса и эффективность управления в целом. Структурно психологическая готовность представлена мотивационным, когнитивным, операционным и собственно личностным компонентами. Указанные компоненты находятся в тесной взаимосвязи, поэтому только в совокупности они обеспечивают объективную успешность процесса управления.

В рамках проблемы формирования готовности будущих педагогов к реализации управленческой деятельности рассматривают понятие управленческой компетентности.

Л.И. Берлим утверждает, что «качество управления в значительной степени определяется уровнем управленческой компетентности» [1, с. 279]. Автор подчеркивает, что многие проблемы образования вызваны тем, что большинство руководителей образовательных учреждений не имеют систематической управленческой подготовки. Так, сформированность управленческой компетентности, выступает одним из ведущих условий формирования готовности будущего педагога к реализации управленческой деятельности на высоком уровне. В рамках данного исследования под управленческой компетентностью, вслед за Л.И. Берлим, будем понимать уровень владения личностью «научно обоснованными средствами решения управленческих задач. Основным составляющим элементом управленческой компетентности является владение культуросообразными средствами выявления и решения управленческих проблем» [1, с. 279].

Критериями сформированности управленческой компетентности личности являются следующие:

- направленность к управленческой деятельности, стремление к преодолению препятствий и достижению высоких показателей в этой деятельности, желание самосовершенствоваться, реализовывать свой интеллектуальный, духовный, профессиональный и личностный потенциалы;

- высокий уровень адаптивности личности (способность к гибким изменениям в эмоционально-социальном опыте в процессе решения нестандартных ситуаций);

- уровень сформированности саморегуляции активности специалиста;

- интеллектуальная готовность к решению задач управленческой деятельности (общий уровень профессионально-социального интеллекта, прогностичность, невербальная и вербальная чувствительность, целостность анализа ситуаций управленческого взаимодействия);

- способность адекватного восприятия условий управленческой деятельности, объектов управления, организации эффективного пространства и обмена информацией;

- субъектная активность личности, которая проявляется в ответственности, в понимании себя как активного деятеля профессиональной деятельности, в адекватном понимании собственного места и роли в управленческой деятельности.

Выводы. Таким образом, на современном этапе общество нуждается в педагогах-управленцах, способных организовывать собственный профессиональный труд и деятельность окружающих с высокой результативностью относительно качества достижений в области образования. В связи с этим основной проблемой современного высшего профессионального педагогического образования является формирование у будущих педагогов в процессе их вузовского обучения готовности к реализации управленческой деятельности.

Успешность процесса формирования готовности к управленческой деятельности предполагает знание ее структурных компонентов, критериев и показателей сформированности, а также формирования у будущих специалистов психологической готовности к решению управленческих задач и управленческой компетентности.

Литература:

1. Берлим Л.И. Управленческая компетентность менеджера образования // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2007. - № 53. - С. 276-281

2. Вазина К.Я., Петров Ю.Н., Белиловский В.Д. Педагогический менеджмент. - М.: Педагогика, 1991. - 268 с.

3. Гроссман И.Б. Сущность и содержание управленческой деятельности педагога // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2011. - № 3. - С. 4-7.

4. Конаржевский Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. - 224 с.

5. Поташник М.М. Управление современной школой. - М.: Новая школа, 1997. - 352 с.

6. Симонов В.П. Педагогический менеджмент: 50 ноу-хау в управлении педагогическими системами: Учеб. пособие. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Педагогическое общество России, 1999. - 430 с.

7. Третьяков П.И. Управление школой по результатам: Практика педагогического менеджмента. - М.: Новая школа, 1997. - 228 с.

8. Шамова Т.И. Внутришкольное управление: Вопросы теории и практики. - М.: Педагогика, 1991. - 192 с.

9. Шамова Т.И., Третьяков П.И., Капустин Н.П. Управление образовательными системами: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Т.И. Шамовой. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 320 с.

Педагогика

УДК: 378.147.88

доктор педагогических наук, доцент Мокроусова Ольга Анатольевна

Уральский институт Государственной противопожарной службы

Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны,

чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (г. Екатеринбург)

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ МАГИСТРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ «ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ»

Аннотация. Инновационные технологии в обучении магистров по направлению подготовки 20.04.01 «Техносферная безопасность» предоставляют неограниченные возможности по формированию у обучающихся новых творческих мышлений, способность действовать и принимать решения в быстро меняющихся условиях жизни общества. В статье акцентируется внимание на такие игровые методы обучения как учебная деловая игра при подготовке магистров в профильном вузе.

Ключевые слова: инновационные технологии, интерактивное обучение, деловая игра, магистры.

Annotation. Innovative technologies for teaching Masters' students for the training program 20.04.01 "Technosphere safety" provide unlimited opportunities and a platform for new creative thinking by the students, specifically the ability to act and make decisions in rapidly dynamic living conditions within society. The article focuses on such game-based teaching methods such as educational business games during training of Masters' students in a specialized higher education institute.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywords: innovative technologies, interactive learning, business game, Masters' students.

Введение. Опыт работы российских вузов по многоуровневой системе высшего образования создает хорошую основу для реализации принципов Болонского соглашения, что значительно увеличивает возможность приспособления выпускника к рыночным условиям. Каждое учебное заведение, осуществляя подготовку специалистов, выбирает для себя требования профессиональной подготовки, которые должны быть не ниже, а возможно даже выше приведенных в федеральных государственных образовательных стандартах.

Среди проблем педагогики высшей школы, исследующих пути совершенствования подготовки магистров по направлению подготовки 20.04.01 «Техносферная безопасность», особое место занимают вопросы повышения эффективности профессионального становления обучающихся высших учебных заведений системы МЧС России. Система подготовки магистров является важным объектом исследования в профессионально-педагогическом образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.