Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)
Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive18/18-04/
Дата публикации: 1.09.2018 М. П. П рохорова,
№ 4 (34). С. 21-25.
удк 378147 о. и. Ваганова, Е. А. Длешугина, в. Л. Тростин
Подготовка будущих педагогов профессионального обучения к управленческой деятельности в вузе
В статье раскрываются цели и содержание подготовки будущих педагогов профессионального обучения к управленческой деятельности в вузе. В настоящее время значимость управленческой подготовки в специалистов, работающих в системе профессионального образования, постоянно возрастает, что связано с ужесточением требований на рынке образовательных услуг. Современный педагог профессионального обучения должен быть способен к самоуправлению и саморазвитию, руководству образовательным процессом, управлению образовательной программой и её ресурсами, включению в различные виды проектной работы и командного взаимодействия. В статье описано содержание управленческой подготовки педагогов профессионального обучения, обоснованное с позиций требований образовательного и профессионального стандартов, приведены примеры заданий, способствующих формированию управленческих умений и навыков, описаны образовательные технологии, обеспечивающие активную подготовку к различным видам управленческой деятельности. Содержание и примеры заданий проиллюстрированы на примере курса «Менеджмент в профессиональном образовании». Сделаны выводы о широких возможностях применения предложенного курса для подготовки к управленческой деятельности.
Ключевые слова: управленческая деятельность, вуз, подготовка, педагог профессионального обучения
Perspectives of Science & Education. 2018. 4 (34)
International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)
Available: psejournal.wordpress.com/archive18/18-04/
Accepted: 25 June 2018 ■ . q q
Published: 1 September 2018 M . P . rR°KH°RovA, No. 4 (34). pp. 21-25. ......
0. i Vaganova, E. A. Aleshugina, V. L. Trostin
Preparation of Future Pedagogs in Vocational Training to Managerial Activities in Higher Educational Establishment
The article provides insight into objectives and content of future pedagogs in vocational training preparation to managerial activities in higher educational establishment. The importance of managerial training of specialists operating within vocational training system steadily grows presently, due to strengthening the requirements in the market of educational services. Modern teacher of vocational training should be capable to self-management and self-development, to operate by educational process, to manage by educational program and its resources, to be incorporated into various kinds of design activities and team playing. The article describes the managerial training content of vocational training teachers substantiated with regard to the requirements of educational and vocational models, the examples of tasks are shown promoting managerial skills and knowledge formation, educational techniques are described stipulating manipulative training in various types of managerial activities. The content and examples of tasks are illustrated by case study of "Management in Vocational Training" course. The conclusions on broad possibilities in terms of the proposed course application in managerial activities training are made.
Key words: managerial activities; higher educational establishment; training; vocational training teacher.
Постановка проблемы
современном мире управленческая подготовка педагогических работников приобретает все большее значение. В первую очередь это связано со статусом образования как образовательной услуги, которая предлагается на рынке и подлежит эффективному управлению. Поэтому будущие педагогические работники должны иметь представление об основах управленческой деятельности в сфере профессионального образования и обладать широким набором управленческих умений и навыков, получающих дальнейшую реализацию при планировании деятельности, руководстве образовательным процессом, управлении педагогическим коллективом, участии в проектном взаимодействии [9, 12].
Несмотря на высокую значимость управленческой подготовки для будущих педагогов профессионального обучения, организация такой подготовки в вузе сопровождается рядом проблем, таких как явно недостаточное количество источников, раскрывающих специфику управленческой деятельности в сфере профессионального образования, методическая непроработанность способов, приемов и форм развития управленческих умений и навыков у будущих педагогов и пр. [8].
Цель статьи - описать содержание и технологии подготовки к управленческой деятельности будущих педагогов профессионального обучения в вузе.
Задачи статьи:
- систематизировать и описать цели и содержание управленческой подготовки будущих педагогов профессионального обучения в соответствии с требованиями образовательного и профессионального стандартов;
-описать образовательные технологии, которые целесообразно использовать для управленческой подготовки будущих педагогов;
- привести примеры заданий, обеспечивающих готовность к управленческой деятельности, на примере электронного курса по дисциплине «Менеджмент в профессиональном образовании»;
- сделать выводы о возможности использования описанного электронного курса для управленческой подготовки будущих педагогов профессионального обучения.
_Результаты исследования
Управленческая деятельность будущего педагога профессионального обучения понимается нами как особый вид деятельности по преобразованию различных объектов в рамках системы профессионального образования для достижения поставленных целей. В качестве объектов
управленческой деятельности педагога профессионального обучения могут выступать личностный потенциал, образовательный процесс, педагогические системы и модели, различные вида ресурсов, используемые в образовательном процессе, образовательные организации в целом [5].
Исследованию управленческой деятельности педагогических работников в системе профессионального образования посвящены исследования Поташника М.М., Конаржевского Ю.А. (исследование вопросов школьного менеджмента), Гроссмана И.Б., Третьякова П.И., Шамовой Т.И. (разработка концептуальных основ управления образовательными системами), Марковой С.М., Цыплаковой С.А. (изучение аспектов управленческой подготовки педагогов профессионального обучения), Зиминой Е.А. (разработка управленческой компетенции будущего педагога профессиональной школы) и др. Этими учеными достаточно полно разработаны основы педагогического менеджмента, а именно вопросы процессуального и функционального описания управленческой деятельности педагогов. При этом расширение функционала современных работников системы профессионального образования, обусловленные конкуренцией образовательных программ и требованиями повышения качества образовательных услуг, приводит к необходимости углубления и расширения управленческого компонента в подготовке будущих педагогов профессионального обучения [2, 3, 4, 6, 11].
Цели и содержание управленческой подготовки будущих педагогов профессионального обучения определяются, в первую очередь, требованиями образовательного и профессионального стандартов. Так, в новой редакции образовательных стандартов [8], которые максимально приближают требования вузов к требованиям работодателей, организационно-управленческая деятельность выделена отдельным видом деятельности будущего педагога профессионального обучения. Также требования к управленческой подготовке отражена в ряде универсальных компетенций, таких как:
- разработка и реализация проектов (как способность определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения исходя из имеющихся ресурсов и ограничений);
- командная работа и лидерство (как способность осуществлять социальное взаимодействие и реализация своей роли в команде);
- самоорганизация и саморазвитие (в аспекте способности управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни).
В профессиональном стандарте также указаны трудовые функции, связанные с реализацией
Регерес^еБ с^ Science & Education. 2018. 4 (34)
педагогами профессионального обучения управленческой деятельности, такие как Н/02.6 Организация научно-исследовательской, проектной, учебно-профессиональной и иной деятельности обучающихся по программам бакалавриата и (или) ДПП под руководством специалиста более высокой квалификации или !/03.7 Руководство научно-исследовательской, проектной, учебно-профессиональной и иной деятельностью обучающихся по программам бакалавриата, специ-алитета, магистратуры и (или) ДПП [7, 9].
Систематизируя описанные выше требования, можно утверждать, что содержание управленческой деятельности в системе профессионального образования, на наш взгляд, состоит в реализации ряда функций:
- управление разработкой, формированием и реализацией образовательных программ;
- управление коллективом обучающихся;
- включение в различные виды проектного взаимодействия (в рамках образовательных, воспитательных, сетевых проектов);
- управление личностным и профессиональным саморазвитием.
Для реализации управленческой подготовки будущих педагогов профессионального обучения нами был разработан специальный курс «Менеджмент в профессиональном образовании». Данный курс рассчитан на 2 семестра. Логика
алэе л^не* ге^ <*«*» номема*» гвмви»
построения предлагаемого курса на начальном этапе предполагает ознакомление обучающихся с направлениями и проблемами развития системы профессионального образования на современном этапе, дальнейшее освоение основ управления организациями профессионального образования, и последующий переход к отдельным управленческим функциям (управлению образовательным процессом, управлению персоналом, управлению изменениями, управлению качеством в образовательных организациях).
Особый акцент при составлении содержания курса «Менеджмент в профессиональном образовании» уделялся формированию способностей обучающихся к:
- анализу первичных документов, регулирующих систему профессионального образования и определяющих её развитие в современных условиях (Закон «Об образовании в РФ», ФГОС СПО и ВО, профессиональный стандарт, Концепция развития образования на период до 2020 г. и др.);
- выбору решений в различных управленческих ситуациях в работе образовательной организации (в рамках контектных заданий, кейсов);
- командному взаимодействию (в рамках выполнения совместных заданий творческого характера);
- проектной работе (в рамках проектных заданий).
п
и£-С£>де«?а ТО ч 3 Ипиуигу!-?' '"г'йи« ¡"Ь*г>-««д* ы>5<*ч
пй^К] □
В
• Лм«*си ► Рте»
ы) / пгптгу гни"г ■
•КИЯ 1 &кем
еСбвиеи.'*-** | им.— * гК№ 5 эогэ-ыф
- Прмпмэдя места в
МОФТ! г« теме 7 т»в 1 смтрлегое тачвдв»^ * уежвда»» II хгвлш 1 ч« I
пмгачвмаа мвдо 1*7 Свместолтчн эвОст» гщ теме I
^е*?«« г-теаа^еч« 5мйчи
С««вовтячя зевота го тас 9 V по ркъегч 5
1 "ада.* л . чач«; чам?т"мо*
дпмасвем ч * ¡«(¡эКППОЛв'ОМСЧСПЯв 1 -вл^йэщвгккш' в гдаеггч!«
ООрвтн** аячв я
Практическая работа №7
Практическая работа нг 7, Стратегическое планирование деятельности организации
Практическое занятие имеет целью:
- актуализация и расширение' теоретически* знании стратегическом планировании деятельности образовательной организации:
- формирование навыков внешней и внутренней среда образовательной организации, проведения и интерпретации результате а ЗУУОТ-энализэ:
■ формирование навыков разработки стратегически* цепей развития образовательной организации с использованием технологии СМАРТ
Образовательные результаты практического занятия В результате выполнения практического задания студент
■ демонстрирует умение описывать факторы внешней и внутренней среды образовательной организации:
-проводит зюот-анализ образовательной организации,
- формулирует стратегические цепи развития образовательной организации с использованием технологии СМАРТ на основе результатов Э^ОТ-анапиза
вопросы для обсуждения:
1 Сущность и содержание стратегииобразозатепьной организации
г Спосооь! анализа деятельности образовательны* организации для стратегического планирования г Виды стратегий образовательных организаций
• Процесс разработки стратегии развития образовательной организации и постановки стратегически* цепей
■ Реализация стратегии образовательной организации
Задание
1 Провести анализ образовательной организации {в качестве организации взять ту. на базе которой студент проходил педагогическую практику, или использовать информацию размещенную на сайтах образовательных организаций) и заполнить матрицу ЭУГОТ-аналиэа, I Сделать общие выводы о состоянии образовательной организации, перечислить возможности,
которые должны быть положены в основу стратегии развития образовательной организации: > Сформулировать не менее 2-х стратетческих целей развития образовательной организации с использованием критериев СМАРТ
Рис. 1 Пример задания для практической работы в электронном курсе
Приведем примеры содержания практических заданий, обеспечивающих подготовку к управленческой деятельности будущих педагогов профессионального обучения в контексте универсальных компетенций, содержащихся в образовательном стандарте:
1. Задания для развития системного и критического мышления:
- провести анализ направлений государственной образовательной политики, выявить приоритетные направления развития системы профессионального образования;
- провести SWOT-анализ деятельности образовательной организации, сформулировать стратегические цели её развития;
- проанализировать основные показатели мониторинга эффективности ООВО (на примере вуза) и сделать выводы о развитии образовательной организации.
2. Задания для разработки и реализации проектов
- разработать проект презентации конкурентных преимуществ образовательной организации;
- разработать проект образовательной программы для конкретной категории потребителей образовательных услуг.
3. Задания для развития способностей к командной работе и развитию лидерских качеств
- деловая игра на знание правил внутреннего трудового распорядка (правил поведения в университете)
4. Задания на развитие способностей к самоорганизации и саморазвитию
- разработка плана профессионального развития - карьерного плана;
- составление плана рабочего дня.
Пример задания для практического занятия представлен на рисунке 1.
Среди образовательных технологий, которые целесообразно использовать для управленческой подготовки будущих педагогов профессионального обучения, необходимо назвать:
- технология проблемного обучения - может быть эффективно использована для формирования собственной позиции обучающегося по проблемным вопросам развития современного профессионального образования;
- технологии эвристического обучения - могут быть применены для развития проектных навыков и навыков по оптимизации управленческих воздействий в конкретных условиях;
- технологию проектного обучения - предполагается использовать для создания проектов управленческих решений по оптимизации объектов управления (например, создание проекта образовательной услуги);
- игровые технологии - могут быть применены для развития навыков поведения в игровых проблемных ситуациях (как педагогических, так и непедагогических), связанных с принятием управленческих решений [1].
Заключение
Обобщая вышесказанное, можно заключить, что важность управленческой подготовки будущих педагогов профессионального обучения постоянно возрастает. Подготовка управленческой подготовки должна быть комплексной, т.е. обеспечивать формирование представлений, умений и навыков как анализа объектов управления, так и способность осуществлять саморазвитие будущего педагога профессионального обучения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ваганова О.И. Технология проблемного диалога в профессиональном образовании // Вестник Мининского университета. 2013. № 4. С. 10.
2. Гроссман И.Б. Сущность и содержание управленческой деятельности педагога // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2011. Т.17. С. 4-7
3. Зимина Е.Ю. Развитие управленческой компетентности будущего педагога профессиональной школы: дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2004.
4. Конаржевский Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление. М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. 224 с.
5. Маркова С.М., Цыплакова С.А. Управленческо-педагогическая подготовка будущих педагогов профессионального обучения // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Сер. Гуманитарные науки. №11-12. 2015.
6. Поташник М.М. Управление современной школой. М.: Новая школа, 1997. 352 с.
7. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 08.09.2015 N 608н "Об утверждении профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 24.09.2015 N 38993). [Электронный ресурс] // Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования: [сайт]. [2018]. URL: http://www.fgosvo.ru/news/21/1344 (дата обращения 30.01.2018).
8. Приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 N 124 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям)" (Зарегистрировано в Минюсте России 15.03.2018 N 50360). [Электронный ресурс] // Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования: [сайт]. [2018]. http://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Bak/440304_B_3_20032018.pdf (дата обращения 19.04.2018).
Perspectives of Science & Education. 2018. 4 (34)
9. Фильченкова И. Ф. Вовлечение в инновационную деятельность как аспект управления инновациями в вузе // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. 2015. № 3 (33). С. 43-50.
10. Цыплакова С.А. Теоретические основы проектного обучения студентов вузе // Вестник Мининского университета. 2016. № 1.
11. Шамова Т.И., Третьяков П.И., Капустин Н.П. Управление образовательными системами: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Т.И. Шамовой. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. 320 с.
12. Bulganina S.B., Golubeva O.B., Lebedeva T.E., Prokhorova M.P. Managing students' independent work at university // Modern Journal of Language Teaching Methods (MJLTM). 2017. Volume 7, Issue. 10.
1. Vaganova O.I. Technology of problem dialogue in vocational education. Bulletin of the Minin University. 2013. no. 4. P. 10. (in Russian)
2. Grossman I.B. Essence and content of managerial activity of the teacher. Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Socio-kinetics. 2011. V.17. pp. 4-7 (in Russian)
3. Zimina E.Yu. Development of managerial competence of the future teacher of the vocational school: Diss. PhD Ped. Sci., Ekaterinburg, 2004. (in Russian)
4. Konarzhevsky Yu.A. Management and in-school management. Moscow, Center for Pedagogical Search Publ., 2000. 224 p. (in Russian)
5. Markova S.M., Tsyplakova S.A. Managerial-pedagogical training of future teachers of professional training. Modern science: actual problems of theory and practice. Humanitarian sciences. 2015. no. 11-12 (in Russian)
6. Potashnik M.M. Management of modern school. Moscow, New School Publ., 1997. 352 p. (in Russian)
7. Order of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation of 08.09.2015 N 608n "On the approval of the professional standard" Teacher of vocational training, vocational education and additional vocational education". Available at: http://www.fgosvo.ru/news/21/1344 (accessed 30 January 2018). (in Russian)
8. Order of the Ministry of Education and Science of Russia on February 22, 2018 N 124 "On the approval of the federal state educational standard of higher education - bachelor's degree in training 44.03.04 Vocational training (by industry)". Available at: http://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Bak/440304_B_3_20032018.pdf (accessed 30 January 2018). (in Russian)
9. Filchenkova I.F. Involvement in Innovative Activity as an Aspect of Innovation Management in the University. News of the Baltic State Academy of the Fishing Fleet: Psychological and Pedagogical Sciences. 2015. no. 3 (33). pp. 4350. (in Russian)
10. Tsyplakova S.A. Theoretical foundations of project training for university students. Bulletin of the Minin University. 2016. no. 1. (in Russian)
11. Shamova T.I., Tretyakov P. I., Kapustin N.P. Management of educational systems: Proc. allowance for stud. supreme. training. institutions / ed. T.I. Shamova. - Moscow: Humanité. ed. center VLADOS, 2002. 320 p. (in Russian)
12. Bulganina S.B., Golubeva O.B., Lebedeva T.E., Prokhorova M.P. Managing students' independent work at university. Modern Journal of Language Teaching Methods (MJLTM). 2017. Volume 7, Issue. 10.
REFERENCES
Информация об авторах Прохорова Мария Петровна
(Россия, Н.Новгород) Доцент кафедры инновационных технологий менеджмента Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина E-mail: [email protected]
Information about the authors Maria P. Prokhorova
(Russia, Nizhny Novgorod) Associate Professor, Associate Professor of the Department of Innovative Management Technologies Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University E-mail: [email protected]
Ваганова Ольга Игоревна
(Россия, Н. Новгород) Доцент кафедры управления образовательными системами
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина E-mail: [email protected]
Olga I. Vaganova
(Russia, Nizhny Novgorod)
Associate Professor, Associate Professor of the Department of Educational Systems Management Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical
University
E-mail: [email protected]
Алешугина Елена Анатольевна
(Россия, Н.Новгород) Кандидат педагогических наук, доцент. Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет E-mail: [email protected]
Elena A. Aleshugina
(Russia, Nizhny Novgorod) Associate Professor, PhD in Pedagogical Sciences Nizhny Novgorod State University of Architecture and Civil Engineering E-mail: [email protected]
Тростин Василий Львович
(Россия, Н.Новгород) Кандидат химических наук, доцент Институт пищевых технологий и дизайна E-mail: [email protected]
Vasily L. Trostin
(Russia, Nizhny Novgorod) Associate Professor, PhD in Chemical Sciences Institute of food technologies and design E-mail: [email protected]