DOI 10.23859/1994-0637-2017-5-80-25 УДК 37.017.92
Огородник Дарья Дмитриевна
Аспирант, Ростовский государственный экономический университет (Ростов-на-Дону, Россия) E-mail: [email protected]
ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ У ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ В ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ
Аннотация. В статье предпринята попытка анализа обращенности к проблеме формирования эмоционально-нравственной отзывчивости у подрастающего поколения в истории отечественной педагогики и определения интеграционных смыслов, составляющих понятие «эмоционально-нравственная отзывчивость подрастающего поколения».
Ключевые слова: эмоционально-нравственная отзывчивость, эмоциональная сфера, чувства, нравственность, гуманность
© Огородник Д.Д., 2017
Ogorodnik Darya Dmitrievna
Post-graduate student, Rostov State University of Economics (Rostov-on-Don, Russia) E-mail: [email protected]
PROBLEM OF FORMATION OF EMOTIONAL AND MORAL SYMPATHY IN RISING GENERATION IN THE HISTORY OF DOMESTIC PEDAGOGICS
Abstract. The article presents an attempt to analyse references to problem of formation of emotional and moral sympathy in rising generation in the history of domestic pedagogics and define the integration meanings composing the term "emotional and moral sympathy of rising generation".
Keywords: emotional and moral sympathy, emotional sphere, feelings, morality, humanity
Введение
История нашего государства насчитывает не одно тысячелетие, она богата и уникальна культурным многообразием и традициями, складывавшимися в течение многих столетий и по сей день зачастую определяющими наше мировосприятие, нормы поведения, быт. Молодое поколение, вступая во взрослую жизнь и принимая на себя роль полноправного члена общества с конкретными правами и обязанностями, должно иметь за спиной определенный багаж знаний, в своих поступках руководствоваться теми нравственными идеалами, которые прививались ему семьей, школой и обществом. Проблема преемственности в передаче духовно-нравственного опыта от старшего поколения младшему не теряет своей актуальности и является одной из важнейших задач, утвержденных на законодательном уровне.
С момента рождения у ребенка активно развивается эмоциональная сфера. Задача взрослых - придать ей положительную социальную направленность в условиях семьи и образовательного пространства. Проблема социально-эмоционального развития в образовательном пространстве находилась в поле зрения ученых. В исследовании Т.Б. Потапенко социально-эмоциональное развитие изучается через обретение опыта сопереживания, сочувствия, помощи, поддержки другого человека [7]. Все эти и некоторые другие проявления можно объединить одним понятием - отзывчивость, в котором интегрируются эмоциональная и социальная составляющие.
Переход от игры к учебной деятельности на рубеже дошкольного и школьного детства закрепляет за ребенком новую социальную роль, требующую ответственно-
го отношения к новой деятельности, к окружающей действительности, и в поле зрения педагогов попадает, в первую очередь, волевая сфера, а эмоции уходят на второй план. Между тем общество поражено равнодушием, проявлениями насилия и жестокости, насыщением отрицательных эмоций. Необходимость оздоровления общества, формирования в нем благоприятного микро- и макроклимата актуализирует проблему формирования эмоционально-нравственной отзывчивости у молодого поколения.
Обращаясь к Федеральному государственному образовательному стандарту, регулирующему деятельность образовательных организаций, среди требований к личностным результатам освоения основной образовательной программы, в нашем случае начального общего образования, мы обнаруживаем необходимость развития эмоционально-нравственной отзывчивости у младших школьников, - фундаментального качества, отвечающего за понимание и сопереживание чувствам других людей, готовность оказать активную помощь и поддержку. Воспитанию эмоционально-нравственной отзывчивости в наше время придается важное значение. Ее наличие является отправным пунктом в формировании духовности, которой отчаянно недостает современному обществу.
Цель данной статьи: проанализировать, каким образом рассматривалась проблема формирования эмоционально-нравственной отзывчивости у подрастающего поколения в истории отечественной педагогики и на этой основе уточнить понятие «эмоционально-нравственная отзывчивость».
Основная часть
Такие свойства личности как сопереживание чувствам других людей, готовность оказать помощь и поддержку, бескорыстие, великодушие издавна ценились в человеке и увековечивались в исторических хрониках, жизнеописаниях, художественных произведениях и иных формах культурного наследия. На них ориентировалось воспитание, их мы находим в наследии Владимира Мономаха, протопопа Сильвестра, Симеона Полоцкого, М.В. Ломоносова, Н.И. Новикова, В.Ф. Малиновского, Е.А. Энгельгардта, Н.И. Пирогова, К.Д. Ушинского, В.С. Соловьева, Л.Н. Толстого, К.Н. Вентцеля, С.Т. Шацкого.
Одним из первых и наиболее ценных памятников педагогической мысли, в котором важнейшая роль отводится необходимости формирования гуманных чувств у подрастающего поколения, является «Поучение» Владимира Мономаха (1053-1125). Обращаясь к своим потомкам, князь призывает их к милосердию, состраданию, оказанию помощи ближним, защите слабых, почитанию старших и дает ряд нравственных наставлений, как для повседневной жизни, так и в случае военных походов: «Всего же паче убогых не забывайте, но елико могуще по силе кормите, и придавайте сироте, и вдовицю оправдите сами, а не вдавайте силными погубити человека. Ни права, ни крива не убивайте, не повелевайте убити, аще будеть повинен смерти; а душа не погубляйте ни какояже хрестьяны» [2, с. 137].
Огромный вклад в систему воспитания внес «Домострой» XVI в., авторство которого приписывается протопопу Сильвестру. Будучи праведным христианином, он призывает творить добрые дела, повиноваться не только родным отцу и матери, но и духовным наставникам, никого не осуждать и не делать людям того, чего сам не любишь. «К любому человеку [будь] приветлив, а бедных, печальных, нуждающихся и пленных всегда без волокиты разбери и от себя по возможности накорми и напои, и милостыню дай, по человеку судя...», - говорил он [1, с. 146].
Идеи о необходимости воспитания в человеке милосердия, сострадания, готовности совершать благие дела, в частности - подаяние милостыни, забота об обездоленных, содержатся в сочинении «Обед душевный» Симеона Полоцкого (1629-1680),
призванного обучать и воспитывать старшего царского сына Алексея Михайловича. Его педагогические воззрения соответствовали устоявшимся отечественным идеалам. Милосердие, сострадание, забота о слабых - качества, которые были ценимы независимо от сословной принадлежности.
В «Проекте регламента Академической гимназии» М.В. Ломоносова (1711-1765) отношения учителя с учениками и учеников между собой должны строиться на взаимном уважении, отзывчивости, доброжелательности. Рекомендации, касающиеся норм поведения (узаконения для гимназистов), носят категоричный характер и апеллируют к осознанию самими учащимися этих норм: «Отбегать от ссор междоусобных, а особливо от бесчестных браней и от драк, не попрекать другого природными недостатками и не злобствовать», «Весьма беречься, чтобы меж товарищами своими не смущать и не производить ссор и шуму», «Гордостию и грубостью никого не огорчать, но больше учтивостью и снисходительством привлекать к своему любодеянию» [4, с. 170]. Здесь обнаруживается одно из свидетельств того, что в основе эмоционально-нравственной отзывчивости лежат вводимые с детства нормы поведения.
Н.И. Новиков (1744-1818) в своей работе «О воспитании и наставлении детей» последовательно и доказательно разъясняет, что только духовно-нравственный, окруженный любовью и положительным примером родителей, счастливый ребенок способен впоследствии стать достойным гражданином, т.к. в действиях своих он будет руководствоваться законами совести, любви и сострадания. Приучая детей к «сожалению и благодетельности», Новиков предлагает знакомить детей с суровыми условиями, в которых живут бедные, обездоленные люди: «Не удаляйте их от таких трогающих явлений, опасаясь оскорбить изнеженный их вкус или причинить им болезненные чувствования. Чувствования сии суть честь человечества» [6, с. 105]. Влияние на сферу чувств, по Н. И. Новикову, является основой формирования эмоционально-нравственной отзывчивости молодого человека.
В начале XIX в. передовые умы российских дворян захлестнули идеи европейского Просвещения, что дало толчок к созданию школ для крестьянских детей при дворянских усадьбах, а также послужило предпосылкой создания уникальнейшего явления того времени - Царскосельского лицея. Первым директором Царскосельского лицея был человек высокой общей культуры В.Ф. Малиновский. Под влиянием его рассуждений о несправедливостях, происходящих в мире, приоритете нравственных качеств личности, в лицее формировались будущие декабристы. Е.А. Энгельгардт, возглавивший лицей в 1816 г., полагал, что в основании всякого воспитания должны лежать любовь к воспитаннику, которую должно выражать не словом, а делом: «... только путем сердечного участия в радостях и огорчениях питомца можно завоевать его любовь, хотя бы и бессознательную» [3, с. 69]. В данной позиции мы находим тонкое выражение эмоциональной отзывчивости по отношению к формирующейся личности. Личный пример взрослых и собственные переживания считались сильными средствами формирования эмоционально-нравственной отзывчивости у ребят.
Вторая половина XIX в. в России характеризуется серьезными общественными переменами, в основании которых лежали навеянные Европой и нашедшие в умах русской интеллигенции идеи о гражданском обществе, естественных правах человека и ценности отдельной личности. Выдающийся хирург и педагог Н. И. Пирогов (1810-1881) в своих сочинениях неоднократно обращался к необходимости участия как со стороны родителя, так и со стороны учителя, наставника, к волшебному миру ребенка, к его интересам, первым росткам духовных стремлений. Особенно ценил Пирогов роль женщины, матери в формировании нравственной сферы ребенка, ко-
торая собственным примером доходящей до жертвенности любви к семье, способна привить те же бескорыстные качества и своему ребенку.
В 60-е годы XIX в. большое внимание нравственному формированию личности ребенка, уважающего и любящего людей, искреннего и доброжелательного к окружающему его миру уделяется в работах К.Д. Ушинского (1824-1870). Основатель русской педагогики считал, что в этом деле многое зависит от того, насколько гуманным, отзывчивым, уважительным и тактичным будет отношение учителя к ребенку.
В.С. Соловьев (1849-1900) положил в основу нравственности личности стыд, жалость и религиозное чувство (благоговение). По его мнению, им соответствуют такие добродетели как умеренность, храбрость, мудрость, справедливость, вера, надежда, любовь и т.д. Большое значение философ придавал способности к жалости или сострадательности, поскольку «она дает норму для альтруистический деятельности по правилам справедливости и милосердия, а такая деятельность приводит к нравственному благу истинной общественности или солидарности с другими, окончательно - со всеми живыми существами» [8, с. 141].
Особого внимания в изучении становления практики формирования эмоционально-нравственной отзывчивости у подрастающего поколения заслуживает деятельность Л.Н. Толстого (1828-1910). Его философские взгляды на такие понятия как любовь, вера, справедливость, благо находят отражение не только в художественных произведениях, дневниковых записях и педагогических статьях, но и в устройстве Яснополянской школы. Будучи высоко гуманным человеком, видевшим в каждом единое доброе начало и обладающим удивительным состраданием и сочувствием ко всему живому, Толстой стремился в первую очередь научить своих учеников быть отзывчивыми, благожелательными, созидающими и милосердными. В атмосфере «свободного беспорядка», при котором обучение велось посредством игр, рассказов, бесед на понятные и близкие школьникам темы, образовательная деятельность осуществлялась без принуждения, отпадала необходимость наказания, так как положительные результаты не заставили себя долго ждать. Поразительный опыт Яснополянской школы продемонстрировал необходимость развития методики воспитания эмоционально-нравственного воспитания и нашел продолжение в деятельности отечественных педагогов последующих поколений. Однако термин «эмоционально-нравственная отзывчивость» пока еще не находил своего места в педагогической теории, и его составляющие в разных сочетаниях принимались за основу воспитательных систем.
Так, центральным понятием в педагогике П. А. Кропоткина (1842-1921) являлось понятие «взаимопомощь», в котором мы также можем усмотреть элементы эмоционально-нравственной отзывчивости. По его мысли, чтобы добиться развития взаимопомощи в совместной деятельности, необходимо прививать ребенку «инстинкт общительности». Многие положения, выдвинутые Кропоткиным в «Этике», нашли дальнейшее развитие в идее коллективизма и коллективного воспитания.
В начале XX в. в отечественной педагогике был выдвинут ряд педагогических концепций, опирающихся на гуманистические ценности, среди которых наиболее ярко были представлены сторонники «свободного воспитания» К.Н. Вентцель (1857-1947) и С.Т. Шацкий (1878-1934). К.Н. Вентцель самой важной и самой трудной областью воспитания считал нравственное воспитание, цель которого видел в пробуждении лучших стремлений в человеке. На примере описанного им «Дома свободного ребенка» педагог продемонстрировал, что учащиеся, учителя, родители, объединенные общими целями и делом, способны создать общество, основанное на равноправии, взаимопомощи, уважении и любви. Через теоретическую и практическую деятельность С. Т. Шацкого красной нитью проходит идея взаимной поддерж-
ки в детском труде, развивавшем умение детей объединять усилия при выполнении общего дела.
Выводы
В истории отечественной педагогики источниками формирования эмоционально-нравственной отзывчивости у подрастающего поколения являются основанные на гуманистических ценностях идеи духовно-нравственного воспитания. Анализ педагогических источников показывает широкое разнообразие качеств, чувств, действий, которые можно объединить понятием «эмоционально-нравственная отзывчивость». Условно мы выделили в отечественной историко-педагогической литературе досоветского периода следующие смыслы данного понятия:
- духовный смысл, выраженный в терминах: нравственное благо, благодетельность, благоговение, благожелательность, духовные стремления, жертвенность, вера, надежда, любовь, милосердие;
- нормативный смысл, выраженный в терминах: почитание старших, приветливость, учтивость, снисходительность, доброжелательность, справедливость;
- чувственный смысл, выраженный в переживаниях: сострадание, сожаление, радость, огорчение, жалость, сочувствие;
- стимулирующий смысл, направляющий на действие: защита слабых, созидание, взаимопомощь, взаимная поддержка, объединение усилий;
- нравственно-социализирующий смысл, отражающий направленность на другого: бескорыстие, альтруизм, общественность, коллективизм, солидарность, инстинкт общительности.
Следует отметить, что, несмотря на участившееся употребление термина «эмоционально-нравственная отзывчивость», на данный момент не существует его четкого толкования. Поэтому в своем исследовании мы будем отталкиваться от термина «отзывчивость», предлагаемого «Национальной педагогической энциклопедией», согласно которой отзывчивость понимается как «положительное духовно -нравственное качество личности, проявляющееся как склонность помогать нуждающимся, видеть нужду, бескорыстие, щедрость, великодушие, умение прощать, терпимость. Отзывчивость основывается на хорошо развитой эмпатийности, эмоциональной реактивности, чувствительности к поведению других, альтруизме, беззащитности, исполнительности и ответственности» [5]. Однако прежде чем трансформироваться в качество, отзывчивость, еще не будучи целенаправленно формируемой и осознаваемо неотъемлемой частью личности, воспринимается нами лишь как одно из свойственных человеку чувств.
Таким образом получается, что эмоции первичны, и чувства представляют собой эмоциональное отношение личности к действительности. В таком случае мы можем говорить о том, что отзывчивость эмоциональная, являясь, несомненно, устойчивым качеством личности, каждый раз несет в себе эффект новизны, в зависимости от уровня интенсивности и личностной значимости наших реакций на те или иные явления действительности. Отзывчивость нравственная апеллирует к уже сформированным ценностным ориентирам личности. Собрав все компоненты термина воедино, мы можем утверждать, что эмоционально-нравственная отзывчивость - это качество, требующее от личности высокой степени переживания относительно каких-либо событий общественной и личной жизни, соотнесение его с общепринятой системой ценностей и убежденность в оказании активной помощи и поддержки нуждающимся.
Проблема формирования эмоционально-нравственной отзывчивости у подрастающего поколения находит все большее понимание и поддержку со стороны государства, образовательных учреждений, отражает потребности современного общест-
ва. Старшее поколение всегда возлагало большие надежды на представителей молодежи, старалось дать ему самое лучшее образование и воспитание, внося тем самым вклад не просто в отдельного человека, но и в общество в целом. И именно от того, какие ценности, качества, нормы поведения и стремления будут сформированы у подрастающего поколения, зависит благополучие нашего общества.
Литература
1. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV-XVII вв. / Сост. С.Д. Бабишин, Б.Н. Митюров. М.: Педагогика, 1985. 363 с.
2. Древнерусская литература XI - середины XVI вв. Фольклор. М.: Директ-Медиа, 2012. 261 с.
3. Кобеко Д.Ф. Императорский Царскосельский лицей. Наставники и питомцы. М.: Кучко-во поле; БМФ Живая память, 2008. 448 с.
4. Ломоносов М.В. О воспитании и образовании. М.: Директ-Медиа, 2014. 289 с.
5. Национальная энциклопедическая служба России. URL: http://didacts.ru/ ter-min/otzyvchivost.html.
6. Новиков Н.И. О воспитании и наставлении детей. Москва-Берлин: Директ-Медиа, 2015. 145 с.
7. Потапенко Т.Б. Проблема социально-эмоционального развития в образовательном пространстве колледжа // Дошкольное воспитание. 1999. № 10. С. 110-114.
8. Соловьев В.С. Оправдание добра. Нравственная философия. М.: Директ-Медиа, 2012. 654 с.
References
1. Antologiia pedagogicheskoi mysli Drevnei Rusi I Russkogo gosudarstva XIV-XVII vv. [Anthology of pedagogical thought of Ancient Russia and Russian state of the 14th-17th centuries]. Constituted by S.D. Babishin, B.N. Mityurov. Moscow: Pedagogika, 1985. 363 p.
2. Drevnerusskaia literatura XI-serediny XVI vv. Folklor [Old Russian literature of the 11th-middle of the 16th centuries. Folklore]. Moscow: Direkt-Media, 2012. 261 p.
3. Kobeko D.F. Imperatorskii Tsarskosel'skii Litsei. Nastavniki i pitomtsy [Imperial Tsarskoye Selo Lyceum. Mentors and pets]. Moscow: Kuchkovo pole; BMF Zhivaia pamiat, 2008. 448 p.
4. Lomonosov M.V. O vospitanii i obrazovanii [About upbringing and education]. Moscow: Di-rekt-Media, 2014. 289 p.
5. Natsional'naia entsiklopedicheskaia sluzhba Rossii [National encyclopedic service of Russia]. Available at: http://didacts.ru/termin/otzyvchivost.html (accessed 26 May 2017).
6. Novikov N.I. O vospitanii i nastavlenii detei [About upbringing and admonishment of children]. Moscow-Berlin: Direkt-Media, 2015. 145 p.
7. Potapenko T.B. Problema sotsial'no-emotsional'nogo razvitiia v obrazovatel'nom pro-stranstve kolledzha [Problem of social and emotional development in educational space of college]. Doshkol'noe vospitanie [Preschool education], 1999, no. 10, pp. 110-114.
8. Solov'yov V.S. Opravdanie dobra. Nravstvennaia filosofiia [Justification of good. Moral philosophy]. Moscow: Direkt-Media, 2012. 654 p.
Примечание: работа выполнена под руководством доктора педагогических наук, профессора Т.Б. Оганян
Огородник Д.Д. Проблема формирования эмоционально-нравственной отзывчивости у подрастающего поколения в истории отечественной педагогики // Вестник Череповецкого государственного университета. 2017. №5(80). С. 194-199.
For citation: Ogorodnik D.D. Problem of formation of emotional and moral sympathy in rising generation in the history of domestic pedagogics. Bulletin of the Cherepovets State University, 2017, no. 5 (80), pp. 194-199.