Научная статья на тему 'Проблема адаптации студентов к будущей профессии в рамках реализации образовательных программ'

Проблема адаптации студентов к будущей профессии в рамках реализации образовательных программ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1317
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / КОМПЕТЕНЦИИ / ПРАКТИКА / ТРУДОУСТРОЙСТВО / РЫНОК ТРУДА / ПРОФЕССИЯ / ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / PROFESSIONAL ADAPTATION / EDUCATIONAL PROGRAM / COMPETENCE / PRACTICE / EMPLOYMENT / LABOUR MARKET / PROFESSION / CAREER GUIDANCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Филимонова Екатерина Алексеевна

Процент трудоустройства выпускников является одним из показателей эффективности вуза и отражает ориентированность образовательного процесса на работодателя, однако на этот показатель влияет процесс профессиональной адаптации, предполагающей прежде всего профессиональную эффективность. Выпускники характеризуются слабой конкурентоспособностью на рынке труда ввиду недостаточности опыта и низкой профессиональной адаптации. Образовательная организация является основной средой подготовки к будущей профессии, следовательно, эту недостаточность необходимо устранять в рамках реализации образовательных программ, учитывая факт низкой осознанности выбора будущей профессии и искаженного представления о ней среди абитуриентов и студентов. Целью исследования является определение направлений работы со студентами в рамках реализации образовательных программ по способствованию адаптации к будущей профессии. Для достижения этой цели в статье с применением общенаучных методов анализа, синтеза и обобщения, решаются следующие задачи: осуществлен анализ проблем трудоустройства выпускников образовательных организаций, рассмотрены психологические и социальные проблемы низкого трудоустройства выпускников, проанализированы основные причины недостаточной профессиональной адаптации студентов. В статье делается вывод о необходимости работы по способствованию адаптации студентов к будущей профессии, которую следует вести по четырем направлениям. Во-первых, профориентационная работа среди студентов старших курсов, с целью формирования четкого представления о рынке труда в регионе и о возможных местах трудоустройства за счет организации встреч с работодателями разного профиля для создания образа работодателя и образа профессиональной культуры, через мастер-классы, беседы, профориентационные мероприятия. Во-вторых, практикоориентированность обучения, заключающаяся в создании условий для получения широкого спектра профессиональных навыков и освоения компетенций через практики, стажировки, практические занятия, экскурсии с профпробами. Третье направление разработка и корректировка образовательных программ под прогнозируемые нужды работодателей. Четвертое направление формирование личностных качеств, необходимых, во-первых, в будущей профессии, во-вторых, на рынке труда в целом. При этом работа в этих направлениях должна вестись комплексно, чтобы не привести к получению широкого набора профессиональных навыков без необходимой теоретической подготовки. Результаты исследования могут быть применимы при реализации образовательных программ в профессиональных образовательных организациях и в организациях высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Филимонова Екатерина Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF ADAPTATION OF STUDENTS TO THE FUTURE PROFESSION IN THE FRAMEWORK OF THE IMPLEMENTATION OF EDUCATIONAL PROGRAMS

The percentage of employment of graduates is one of the measures of the effectiveness of the University and reflects the focus of the educational process on the employer, but this figure is affected by the process of professional adaptation, involving primarily professional efficiency. Graduates are characterized by weak competitiveness in the labour market in view of the lack of experience and low occupational adaptation. Educational organization is the main medium of preparation for future profession, therefore, this failure must be resolved within the framework of the implementation of educational programs, given the fact of low awareness of the future profession selection and the distorted ideas about it among applicants and students. The aim of the study is to determine directions of work with students within the framework of the implementation of educational programs to facilitate adaptation to future profession. To achieve this goal, the article with the application of scientific methods of analysis, synthesis and generalization, the following tasks are solved: the analysis of problems of employment of graduates of educational institutions of considered psychological and social problems of low employability of graduates, analyzed the main reasons for the lack of professional adaptation of students. In the article the author makes the conclusion about the necessity of work to facilitate students adaptation to their future profession, which should be conducted in four directions. First, vocational guidance work among students, with the aim of forming a clear idea about the job market in the region and possible places of employment through the organization of meetings with employers in different fields to create an image of the employer and the image of professional culture using workshops, interviews, career guidance activities. Second, the practical orientation of training, which consists in creating conditions for a range of professional skills and development of competencies through training, workshops, excursions preferable. The third direction is development and adjustment of educational programs for the projected needs of employers. The fourth direction is development of personal qualities necessary, first, for the future of the profession, and secondly, for the labour market as a whole. The work in these directions should be carried out comprehensively, so as not to result in a broad set of professional skills, without the necessary theoretical training. The results of the study can be applied in the implementation of educational programs in professional educational organizations and institutions of higher education.

Текст научной работы на тему «Проблема адаптации студентов к будущей профессии в рамках реализации образовательных программ»

_Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий № 2 (22) 2017_

УДК 37.013.32, ББК 74.48 © Е.А. Филимонова

Е.А. Филимонова

ПРОБЛЕМА АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ К БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

Процент трудоустройства выпускников является одним из показателей эффективности вуза и отражает ориентированность образовательного процесса на работодателя, однако на этот показатель влияет процесс профессиональной адаптации, предполагающей прежде всего профессиональную эффективность. Выпускники характеризуются слабой конкурентоспособностью на рынке труда ввиду недостаточности опыта и низкой профессиональной адаптации. Образовательная организация является основной средой подготовки к будущей профессии, следовательно, эту недостаточность необходимо устранять в рамках реализации образовательных программ, учитывая факт низкой осознанности выбора будущей профессии и искаженного представления о ней среди абитуриентов и студентов. Целью исследования является определение направлений работы со студентами в рамках реализации образовательных программ по способствованию адаптации к будущей профессии. Для достижения этой цели в статье с применением общенаучных методов анализа, синтеза и обобщения, решаются следующие задачи: осуществлен анализ проблем трудоустройства выпускников образовательных организаций, рассмотрены психологические и социальные проблемы низкого трудоустройства выпускников, проанализированы основные причины недостаточной профессиональной адаптации студентов. В статье делается вывод о необходимости работы по способствованию адаптации студентов к будущей профессии, которую следует вести по четырем направлениям. Во-первых, профориентационная работа среди студентов старших курсов, с целью формирования четкого представления о рынке труда в регионе и о возможных местах трудоустройства за счет организации встреч с работодателями разного профиля для создания образа работодателя и образа профессиональной культуры, через мастер-классы, беседы, профориента-ционные мероприятия. Во-вторых, практикоориентированность обучения, заключающаяся в создании условий для получения широкого спектра профессиональных навыков и освоения компетенций через практики, стажировки, практические занятия, экскурсии с профпробами. Третье направление — разработка и корректировка образовательных программ под прогнозируемые нужды работодателей. Четвертое направление — формирование личностных качеств, необходимых, во-первых, в будущей профессии, во-вторых, на рынке труда в целом. При этом работа в этих направлениях должна вестись комплексно, чтобы не привести к получению широкого набора профессиональных навыков без необходимой теоретической подготовки. Результаты исследования могут быть применимы при реализации образовательных программ в профессиональных образовательных организациях и в организациях высшего образования.

Ключевые слова: профессиональная адаптация, образовательная программа, компетенции, практика, трудоустройство, рынок труда, профессия, профориентация.

Современный рынок труда является динамичным социальным явлением, в котором оказываются выпускники образовательных организаций и который, по сути, определяет направление образовательного процесса. Однако образовательная среда, отличающаяся довольно сильным консерватизмом, не отвечает требованиям, предъявляемым рынком труда, в результате исследователями отмечается ряд противоречий, в частности, между профессиональными ориентациями выпускников и потребностями предприятий в рабочей силе; между существующей системой профессиональной подготовки и реальным содержанием будущей профессиональной деятельности; между высокой теоретической подготовкой выпускников вузов и слабыми практическими

навыками использования полученных знаний [6, с. 34]. В результате выпускники характеризуются слабой конкурентоспособностью на рынке труда.

Проблема оказывается значительно глубже и связана с тем, что сложность трудоустройства в течение определенного времени приводит к серьезным социальным последствиям: сама ситуация безработицы (несмотря на ее временный и, казалось бы, логичный характер) оказывает разрушающее, травмирующее воздействие на психику молодого человека, вызывает состояние фрустрации, агрессии, ведет к потере смыслов общественной активности [2, с. 11]. Во-первых, отсутствие заработка снижает жизненные стандарты. Во-вторых, начальная безработица блокирует возможности достижения социального

успеха на фоне работающих сверстников. В-третьих, безработица создает предпосылки для распространения многих видов девиантного поведения. Длительная неустроенность оборачивается тем, что у молодых людей утрачивается ценность профессионального мастерства, отсутствует готовность овладеть новой профессией, появляется психологический страх перед рынком труда. И в результате отмечается возникновение специфического вида безработицы среди лиц высокой квалификации, профессионально непригодных к использованию в низовых звеньях производственной и непроизводственной сфер [4, с. 4].

Более того, поиск работы «затягивается» для выпускников на год (и более), добавляя к ним волну новых выпускников. Так, по данным службы занятости Омской области, только в первом квартале 2017 года (то есть через полгода после получения диплома) в казенные учреждения службы занятости населения области обратились 216 выпускников образовательных организаций профессионального образования (из которых 45 - выпускники образовательных организаций высшего образования).

В исследованиях отмечается, что одним из основных элементов активной политики занятости, способствующей повышению гибкости рынка труда и мобильности рабочей силы, снижению уровня безработицы, является профессиональная ориентация, специфика которой для молодежи заключается в активном использовании индивидуальных ресурсов и способности опредметить, конкретизировать свои планы и умения в той или иной области.

Молодежная возрастная группа традиционно соответствует 15-29 годам, при этом проблема трудоустройства актуальна для второй (18-24) и третьей (25-29 лет) возрастной групп. В аспекте рассматриваемой проблемы важна именно вторая возрастная группа - возраст окончания образовательной организации и начала трудоустройства. Как отмечается в исследованиях, особенности трудоустройства в этот период заключаются в следующем: низкая конкурентоспособность ввиду отсутствия опыта работы и процесс активного формирования социальной зрелости, предполагающей «способность каждого молодого человека овладеть совокупностью социальных ролей» [5]. Другими словами, имеет место процесс приспособления к новым условиям существования как профессионала, то есть процесс адаптации (от лат. adapto).

М.А. Дмитриева приводит три основных аспекта трудовой и профессиональной адаптации: психо-

физиологический аспект, заключающийся в адаптации человека как биологического индивида к физическим условиям профессионально-трудовой среды; собственно профессиональный аспект, то есть адаптация человека как субъекта труда к трудовым и профессиональным задачам, выполняемым операциям, профессиональной информации; и социально-психологический аспект как адаптация личности трудящегося к социальным компонентам профессионально-трудовой среды [3].

Традиционно в качестве критериев успешной профессиональной адаптации выдвигают успешность деятельности (профессиональную эффективность), способность избегать и при необходимости устранять угрозу для трудового процесса и осуществлять трудовую деятельность без значимых нарушений здоровья. Другими словами, это процесс становления и сохранения динамического равновесия в системе «человек - профессиональная среда», следовательно, признаками нарушения адаптации (дезадаптации) являются связанные между собой процессы возникновения негативных психических состояний человека и снижения эффективности его деятельности.

Е.В. Недосека определяет следующие условия, необходимые для успешной социальной адаптации студентов экономических специальностей к профессиональной деятельности: профориентационная работа в процессе обучения, личностно-ориентированный подход в ходе теоретической и практической подготовки, период прохождения производственных практик, обеспечивающий обратную связь между вузом и предприятием. Е.В. Недосека исследовала проблемы адаптации студентов экономических специальностей, однако, сделанные исследователем выводы применимы и к остальным направлениям подготовки.

Средой, подготавливающей адаптацию к будущей профессии, выступают образовательная организация и организация, в которой студенты проходят практику. Именно вуз выступает той особой адаптационной средой, формирующей отношение и удовлетворенность студентов выбранной профессией, которая выражается в комплексе учебных и воспитательных мероприятий, направленных на успешную социальную адаптацию. При этом в процессе обучения студенты проходят четыре стадии адаптации: начальную стадию, стадию терпимости, аккомодацию и ассимиляцию [5].

О степени недостаточной адаптированности студентов говорит и тот факт, что очень немногие студенты выпускных курсов готовы к трудоустройству во время учебы или даже сразу после окончания

учебы, мотивируя это желанием «отдохнуть» и упуская возможность опередить первый поток выпускников, поступающих на рынок труда или хотя бы возможность оказаться в самом первом потоке.

Так, среди будущих выпускников 2017 года планирует трудоустроиться по специальности подавляющее большинство выпускников, не подлежащих призыву в вооруженные силы РФ, однако, за два месяца до окончания института с конкретным местом (и даже конкретной сферой деятельности) определилась незначительная часть студентов. Это существенно удлиняет и затрудняет процесс трудоустройства после окончания института, поскольку требует времени для выбора сферы деятельности и конкретных организаций, только после которого начинается поиск вакансий. Причем критериев для осознанного выбора у выпускников немного: небольшое количество часов практики, отсутствие знакомства с конкретными организациями, куда они планируют трудоустроиться.

Все это приводит к тому, что выбор осуществляется по абстрактным критериям: престижу, созданному в общественном сознании в том числе рекламой образа организации, представления о карьерном росте в организации (ни на чем не основанные), близость к дому и т.д., либо по принципу «трудоустроиться хоть куда-нибудь». Такой подход к выбору организации оборачивается на практике очень частой сменой места работы молодыми специалистами в течение первых лет после получения диплома, что, к сожалению, не дает эффект получения широкого опыта, а сопряжено прежде всего с психологическим дискомфортом необходимости адаптации на каждом новом месте и невозможности эту адаптацию успешно осуществить за короткий срок работы в организации, которая специалиста не устраивает.

Еще одна проблема низкого процента трудоустройства выпускников связана с отсутствием системы долгосрочного прогнозирования потребностей работодателей в будущих специалистах. Решением для данной проблемы может выступать привлечение работодателей к разработке основных профессиональных образовательных программ и к преподаванию практических занятий профессиональных дисциплин, организация стажировок, практик и т.д., что, по сути, входит частью в практико-ориентированный подход к обучению, ставший в свое время основным постулатом прагматической педагогики, зародившейся в конце XIX - начале XX в. в США и ставившей превыше всего опыт и практику. Поскольку теоретико-методологические посылки этого направления педагогики вытекали из философии прагматизма, то имеет смысл

обратиться в первую очередь к философским понятиям, лежавшим в ее основе. В «Большой советской энциклопедии» практика определяется как «специфически человеческая, сознательная, целеполагаю-щая, целесообразная, материальная, чувственно-предметная деятельность, имеющая своим содержанием освоение и преобразование природных и социальных объектов и составляющая всеобщую основу, движущую силу развития человеческого общества и познания».

Проблема выбора будущей профессии и адаптации к ней приходится на период возрастных кризисов, сопровождающихся сложностью самоидентификации, к которым позже добавляются стрессовые переживания поиска работы и обнаружение внутри-личностных противоречий. Этот период сопряжен с осознанием своих целей и выработкой жизненного плана.

Важным фактором является тот факт, что при выборе будущей профессии значительное число абитуриентов ориентировано на гипотетическую, иллюзорную профессию [7, с. 94], представления о которой меняются в ходе обучения и не всегда в сторону адекватного представления о профессии. При этом при сильном несоответствии образа будущей профессии первому реальному опыту встречи с ней, возникает негативное отношение к будущей профессии и, как следствие, к связанным с ней составляющим образовательного процесса - к практикам, стажировкам, профессиональным предметам и практическим занятиям, самостоятельной работе, снижает инициативность и мотивированность обучения. Еще большее количество студентов не рефлексируют по поводу будущей профессии, ориентируясь в своем выборе на привлекательность внешних условий, традиции и влияние среды.

Важно отметить, что ряд исследователей отмечают кризис значительной части студентов третьего курса, связанный с разочарованием в профессии [7], который осложняется тем, что именно на этот период должен приходиться более или менее осознанный выбор будущего места работы и предшествующего ему места практики, а «необретение» идентификации с профессией приводит в дальнейшем к возникновению явления профессионального маргинализма. Более того, процесс трудовой адаптации является важной составляющей процесса социализации субъектов труда, в ходе которого выпускники «включаются» в профессиональную среду, приобщаясь к социальным нормам определенной сферы деятельности. Следовательно, работа не по специальности, к

которой часто вынужденно прибегают недавние выпускники образовательных организаций в виду того, что не могут составить достойную конкуренцию на рынке труда, чревата тем, что становится привычным явлением в силу «эффекта привыкания», приводя к становлению социального слоя «люмпен-специалистов» [3, с. 169], утратившего

профессиональную идентичность, и мешая, тем самым, процессу социализации. При этом процесс профессиональной адаптации непосредственно связан с профессиональной идентификацией, то есть с процессом самоотождествления индивида с Другим или Другими, выступающими как образец для подражания, как источник заимствования ценностных оснований жизнедеятельности [1]. Именно наличием в психологической структуре студента идеального образа специалиста обеспечивается, по мнению Е.П. Александрова, оценка феноменов наблюдаемой им социальной реальности под углом зрения профессии, а также целенаправленный или интуитивный отбор и интериоризация профессионально и личностно значимых признаков (в виде информации, установок, ценностных ориентаций, поведенческих паттернов, ролей и др.), что в конечном итоге определяет становление индивидуального профессионального «почерка», «профессионального лица специалиста». В связи с этим у студентов наблюдаются ошибки профессиональной идентификации и идентичности в виду искажений этого ментального «образа специалиста».

На основе приведенного анализа можно сделать вывод о необходимости работы по способствованию адаптации студентов к будущей профессии при освоении ими образовательной программы, которую следует вести по четырем направлениям. Во-первых, необходимо проводить профориентационную работу среди студентов старших курсов (начиная с третьего курса), с целью формирования четкого представления о рынке труда в Омской области и о возможных местах трудоустройства. Это можно осуществлять через организацию встреч с работодателями разного профиля для создания образа работодателя и образа профессиональной культуры, через мастер-классы, беседы, профориентационные мероприятия и т.п. Во-вторых, практикоориентированность обучения, заключающаяся в создании условий для получения широкого спектра профессиональных навыков и освоения профессиональных и общепрофессиональных компетенций через практики, стажировки, практические занятия, экскурсии с профпробами и

т.п. Третье направление - разработка и корректировка образовательных программ под прогнозируемые нужды работодателей, что предполагает корректировку не только получаемых студентами навыков, но и работу с профессиональным программным обеспечением, востребованным в данной области, определение круга задач, которые должен будет решать молодой специалист в перспективе. Четвертое направление - формирование личностных качеств, необходимых, во-первых, в будущей профессии, во-вторых, на рынке труда в целом, например, вырабатывания такого автономного функционального мотива как «мастерство». Именно практическая составляющая образовательного процесса способствует овладению компетенциями, являющимися частью профессиональной культуры. В свою очередь освоенные компетенции являются главным условием конкуренции на рынке труда. Следовательно, чем шире круг применения этих компетенций, полученный в ходе освоения образовательной программы, тем выше уровень конкурентоспособности выпускника на рынке труда и выше шанс успешной профессиональной адаптации. При этом разные виды практик могут охватывать все профессиональные компетенции, а также добавленные во ФГОС 3+ общепрофессиональные компетенции, обязательно включаемые в основные образовательные программы. Учитывая сложность профессиональной адаптации и важность ее прохождения в учебном процессе, необходимо особое внимание уделять разработке программ практик и выбору места практик с целью охвата максимально возможного числа профессиональных и общепрофессиональных компетенций, что также позволило бы студентам получить более полное практическое представление о своей будущей профессии и сделать более осознанный выбор будущего места работы. Более того, в образовательных стандартах поколения три плюс оговаривается приближение текущего контроля аттестации и промежуточной аттестации обучающихся к задачам их будущей профессиональной деятельности, которое реализуется за счет привлечения внешних экспертов - работодателей из числа действующих руководителей и работников профильных организаций, имеющих стаж работы в данной профессиональной области не менее трех лет. Важно отметить и оценку качества образовательных программ на предмет их соответствия требованиям рынка труда и профессиональным стандартам (при их наличии), которая может устанавливаться с учетом профессионально-общественной аккредитации образовательных программ [8, с. 164-166]. При этом работа в этих

направлениях должна вестись комплексно, чтобы не привести к полной противоположности: получение широкого набора профессиональных навыков без необходимой теоретической подготовки, поскольку получаемые студентами практические навыки в ходе освоения образовательной программы (во время практик, стажировок, практических занятий и т.п.) носят поверхностный и до определенной степени сиюминутный характер, связанный с возможностями

и потребности организации (места практики) на данный конкретный момент и, как правило, не могут носить прогнозируемый характер. Поэтому без должной теоретической подготовки, которая позволила бы использовать полученные навыки для решения новых профессиональных задач, подготовка полноценного востребованного на рынке труда специалиста невозможна.

Библиографический список

1. Александров, Е.П. Проблемы адаптации студентов к образовательной среде вуза и профессии [Текст] / Е.П. Александров, М.В. Воронцова // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 5.

2. Андронова, Е. В. Социальная адаптация молодежи к региональному рынку труда: социологический аспект : автореф. дис. ... канд. социол. наук : 22.00.04 [Текст] /Е.В. Андронова. - Москва, 2004. -26 с.

3. Дмитриева, М. А. Психологические факторы профессиональной адаптации [Текст] /М.А. Дмитриева // Психологическое обеспечение профессиональной деятельности / Под ред. Г. С. Никифорова. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 1991. - С. 43-61.

3. Кочетов, А.Н. Основные признаки деформаций в системе занятости населения [Текст] / А.Н. Кочетов II Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. - 2012. - № 2. - С. 167-171.

4. Лопаткин, И.В. Адаптация молодежи на современном рынке труда: социологический аспект : дисс. ... канд. социол. наук : 22.03.03 [Текст] / И.В. Лопаткин. - Саратов, 2015. - 177 с.

5. Недосека, Е.В. Особенности социальной адаптации студентов экономических специальностей к профессиональной деятельности: автореф. дисс. ... канд. социол. наук [Текст] / Е.В. Недосека. - Москва, 2009. -19 с.

6. Попова, Т.Н. Социальная интеграция выпускников технических вузов в сферу трудовой деятельности (На материалах Владимирской области) : автореф. дис. ... канд. социол. наук [Текст] / Т.Н. Попова. - Москва, 2006. - 26 с.

7. Реан, А.А. Психология адаптации личности. Анализ, теория, практика [Текст] / А.А. Реан, А.Р. Куда-шев, А.А. Баранов. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. - 479.

8. Филимонова, Е.А. Реализация компетенций социально-гуманитарными дисциплинами в соответствии со стандартами ФЕОС ВПО, ФЕОС ВО [Текст] / Е.А. Филимонова, А.В. Уланов II Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. - 2016. - № 1 (17). - С. 163-173.

References

1. Aleksandrov E.P., Voroncova M.V. Problemi adaptacii studentov k obrazovatelnoi srede vuza i professii [Problems of adaptation of students to educational environment of the University and the profession] // Sovremennie problemi nauki i obrazovaniya [Modern problems of science and education], 2014, № 5.

2. Andronova E. V. Socialnaya adaptaciya molodeji k regionalnomu rinku truda: sociologicheskii aspect [Social adaptation of young people to regional labor market: sociological aspect] Avtoref. dis. kand. sociology. Sciences: 22.00.04. Moscow, 2004, 26 p.

3. Dmitrieva M. A. Psihologicheskie faktori professionalnoi adaptacii [Psychological factors of professional adaptation] // Psihologicheskoe obespechenie professionalnoi deyatelnosti [Psychological support of professional activities]. Ed. by G. S. Nikiforov. Saint Petersburg, 1991, p. 43-61.

4. Lopatkin I.V. Adaptaciya molodeji na sovremennom rinke truda: sociologicheskii aspekt [Adaptation of youth on the modern labour market: sociological aspect] Avtoref. dis. kand. sociology. Saratov, 2015, 177 p.

5. Nedoseka E.V. Osobennosti socialnoi adaptacii studentov ekonomicheskih specialnostei k professionalnoi deyatelnosti [Peculiarities of social adaptation of students of economic specialties to the profession] Avtoref. dis. kand. sociology. Sciences: 22.00.04. Moscow, 2009, 19 p.

_Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий № 2 (22) 2017_

6. Popova T. N. Socialnaya integraciya vipusknikov tehnicheskih vuzov v sferu trudovoi deyatelnosti :Na materialah Vladimirskoi oblasti [Social integration of graduates of technical colleges to the labour market (On the materials of the Vladimir region)] Avtoref. dis. kand. sociology. Moscow, 2006, 26 p.

7. Rean A. A., Kudashev A. R., Baranov A. A. Psihologiya adaptacii lichnosti. Analiz, teoriya, praktika [Psychology of personality adaptation. Analysis, theory, practice]. Saint Petersburg, 2006, 479 p.

8. Filimonova E. A., Ulanov A. V. Realizaciya kompetencii socialnogumanitarnimi disciplinami v sootvetstvii so standartami FGOS VPO, FGOS VO [The Implementation of the competencies of social-humanitarian Disciplines in accordance with the Standards PHOSPO, the GEF IN] // Vestnik Sibirskogo instituta biznesa i informacionnih tehnologii [Herald of Siberian Institute of business and information technology], Omsk, 2016, № 1 (17), pp. 163-173.

THE PROBLEM OF ADAPTATION OF STUDENTS TO THE FUTURE PROFESSION IN THE FRAMEWORK OF THE IMPLEMENTATION OF EDUCATIONAL PROGRAMS

Ekaterina A. Filimonova,

associate Professor, Siberian Institute Of Business And Information Technologies

Abstract. The percentage of employment of graduates is one of the measures of the effectiveness of the University and reflects the focus of the educational process on the employer, but this figure is affected by the process of professional adaptation, involving primarily professional efficiency. Graduates are characterized by weak competitiveness in the labour market in view of the lack of experience and low occupational adaptation. Educational organization is the main medium of preparation for future profession, therefore, this failure must be resolved within the framework of the implementation of educational programs, given the fact of low awareness of the future profession selection and the distorted ideas about it among applicants and students. The aim of the study is to determine directions of work with students within the framework of the implementation of educational programs to facilitate adaptation to future profession. To achieve this goal, the article with the application of scientific methods of analysis, synthesis and generalization, the following tasks are solved: the analysis of problems of employment of graduates of educational institutions of considered psychological and social problems of low employability of graduates, analyzed the main reasons for the lack of professional adaptation of students. In the article the author makes the conclusion about the necessity of work to facilitate students adaptation to their future profession, which should be conducted in four directions. First, vocational guidance work among students, with the aim of forming a clear idea about the job market in the region and possible places of employment through the organization of meetings with employers in different fields to create an image of the employer and the image of professional culture using workshops, interviews, career guidance activities. Second, the practical orientation of training, which consists in creating conditions for a range of professional skills and development of competencies through training, workshops, excursions preferable. The third direction is development and adjustment of educational programs for the projected needs of employers. The fourth direction is development of personal qualities necessary, first, for the future of the profession, and secondly, for the labour market as a whole. The work in these directions should be carried out comprehensively, so as not to result in a broad set of professional skills, without the necessary theoretical training. The results of the study can be applied in the implementation of educational programs in professional educational organizations and institutions of higher education.

Keywords: professional adaptation, educational program, competence, practice, employment, labour market, profession, career guidance.

Сведения об авторе:

Филимонова Екатерина Алексеевна - кандидат философских наук, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин и иностранных языков АНОО ВО «Сибирский институт бизнеса и информационных технологий» (644116, Российская Федерация, г. Омск, ул. 24 Северная, д. 196, корп. 1), e-mail: filimonova [email protected]. Статья поступила в редакцию 10.05.2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.