УДК 378.11:331.54
ББК Ч448.947.09+У240.53 ГСНТИ 14.35.01; 14.07.05 Код ВАК 13.00.01
Дружинина Елена Николаевна,
доцент, кафедра акмеологии и менеджмента, Институт менеджмента и права, начальник Управления социальной работы, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, д. 26; e-mail: usr.uspu@mail.ru
СИСТЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВУЗА И РАБОТОДАТЕЛЯ ПО СОДЕЙСТВИЮ АДАПТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА К РЫНКУ ТРУДА
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: адаптация; востребованность выпускников; взаимодействие работодателя и вуза; выпускник; работодатель; рынок труда; трудоустройство.
АННОТАЦИЯ. Статья посвящена основным подходам к формированию концепции педагогического взаимодействия работодателя и вуза. Выделены основные противоречия между работодателем и педагогическим вузом, обозначена цель и сформулированы приоритетные задачи в этой области; представлены концептуальные подходы к построению модели взаимодействия педагогического вуза и работодателя при осуществлении деятельности по содействию трудоустройству и адаптации выпускников к рынку труда с учетом специфики педагогического вуза и современных требований работодателей. Выстраивание концептуальной модели данного взаимодействия необходимо на современном этапе для решения задач качественной подготовки студентов и их дальнейшего эффективного трудоустройства. Результатом этой деятельности является готовность выпускника к профессиональной деятельности в условиях современного рынка труда, самореализация и самоактуализация. Данная готовность обусловлена внешними и внутренними факторами. Внешние факторы - требования работодателя к профессиональным компетенциям (профессиональные стандарты), а также социальные и экономические требования рынка труда. Внутренние факторы - это требования ФГОСов, требования к педагогическим работникам, особенности используемых технологий обучения и воспитания, мотивация и профессиональная направленность процесса обучения и др. В рамках данной статьи определены необходимые этапы проектирования системы взаимодействия работодателя и вуза по трудоустройству выпускников педагогических вузов и представлена концептуальная модель взаимодействия педагогического вуза и работодателя по содействию трудоустройству и адаптации к рынку труда выпускников вуза. Системное взаимодействие работодателя и педагогического вуза способно обеспечить высокую востребованность выпускников и их личностную успешность и высокую адаптивность к рынку труда через профессиональную занятость, основанную на компетентности и осознанности выбора в сочетании с удовлетворением спроса со стороны работодателей.
Druzhinina Elena Nikolayevna,
Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Department of Acmeology and Management, Institute of Management and Law, Director of Center for Social Work, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg.
THE SYSTEM OF COOPERATION BETWEEN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS AND EMPLOYERS FOR FACILITATION OF ADAPTATION OF GRADUATES OF A PEDAGOGICAL HIGHER SCHOOL TO THE LABOR MARKET
KEY WORDS: adaptation; employability of graduates; cooperation between higher educational institutions and employers; graduate; employer; labor market; employment.
ABSTRACT. The article deals with the main approaches to the formation of the concept of pedagogical cooperation between employer and higher educational institution. The author singles out the main contradictions between an employer and a pedagogical higher educational institution, formulates the aim and priority tasks in this sphere; she presents conceptual approaches to creating a model of cooperation of a pedagogical higher educational institution and an employer for guaranteeing support of graduates in employment and adaptation to the market, taking into account the peculiarities of the pedagogical higher school and modern requirements of employers. Creation of a conceptual model of such cooperation is necessary now in order to solve the problem of raising the quality of training students and their effective employment. As a result, the graduate student will be prepared to professional activity in the conditions of the modern labor market, to self-realization and self-actualization. This preparation is conditioned by external and internal factors. The external factors include the requirements of the employer to professional competences (professional standards) and also social and economic requirements of the labor market. The internal factors embrace the Federal State Educational Standards requirements, requirements to pedagogical workers, peculiarities of the used technologies of education and upbringing, motivation and professional specification of the education process, etc. The given article defines the necessary stages of designing of the system of cooperation between the employer and the higher educational institution in employment of graduate students of pedagogical universities and presents a conceptual model of cooperation of the pedagogical higher educational institution and the employer for guaranteeing support of graduates in employment and adaptation to the labor market. Systematic cooperation of the pedagogical higher educational institution and the employer can ensure high competitiveness of graduates and their personal success and ability to adapt to the labor market through professional employment, based on their competence and awareness of their choice in combination with meeting the employer's demands.
© Дружинина Е. Н., 2015
В современных экономических условиях к высшему образованию предъявляются новые требования: необходимо новое качество образования, предполагающее подготовку специалиста, конкурентоспособного на рынке труда, свободно владеющего своей профессией и ориентирующегося в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности. В этой связи каждой образовательной организации необходимо разработать комплексную систему взаимодействия с работодателями, учитывать в подготовке студентов требования не только ФГОС, но и профессиональных стандартов.
Необходимо налаживать партнерские отношения образовательных учреждений с представителями работодателей, обеспечивающие гарантии востребованности выпускника, его соответствия требованиям рынка труда, созданию новых, самых широких возможностей для самореализации выпускников и молодых специалистов, ответственных как за свой личный успех, так и за процветание всей страны.
Взаимодействие работодателя и вуза по трудоустройству выпускников является настолько значимым феноменом социального устройства нашего общества, что нуждается в четком концептуальном оформлении. Тем более, если речь идет о выпускниках педагогических вузов - специалистах, которые определяют настоящее и будущее общества в большей степени, чем специалисты в каких-либо других областях деятельности. Такая система взаимодействия должна обеспечить наиболее эффективное использование полученной выпускниками профессиональной подготовки - как в интересах общества, так и в плане их самореализации и самоактуализации.
Работы А. А. Ангеловского, Б. С. Гер-шунского, В. А. Ермоленко, С. В. Кондратьева и ряда других авторов помогают выделить противоречия, возникающие в системе, связанной с трудоустройством выпускников вуза, и служат движущей силой ее развития.
Первое противоречие связано с разрывом между реально существующим спросом на выпускников педагогических вузов и информированностью субъектов деятельности по их трудоустройству о состоянии рынка образовательных услуг в плане потребности в представителях конкретных педагогических специальностей. Разрешение данного противоречия позволит сделать более гибкой коррекцию распределения подготавливаемых вузом специалистов по областям и направлениям
подготовки и тем самым повысит успешность их трудоустройства.
Формирование профессиональных компетенций, то есть обученности, выпускников вуза предусмотрено соответствующими образовательными стандартами профессионального образования. Однако в условиях изменчивых требований рынка заказчик образовательных услуг и, следовательно, работодатель заинтересованы в профессиональной компетентности специалистов, то есть в понимании сущности деятельности и условий ее реализации. Отсюда следует второе противоречие - между наличием у специалистов профессиональных компетенций, обеспечиваемых вузом, и требованиями к профессиональной компетентности со стороны работодателя, заинтересованного в немедленной готовности выпускника вуза к надлежащему качеству его трудовой деятельности. Отсюда возникает проблема формирования компетентности выпускников вуза в соответствии с требованиями профессиональных стандартов и, как следствие, требованиями рынка. Эта проблема может быть решена на основе разработки и внедрения в практику подготовки выпускников к трудоустройству необходимые программы проф-ориентационной работы и дополнительного профессионального образования.
Отдельные подразделения вуза принимают участие в управлении процессом содействия трудоустройству выпускников. Однако разрозненность этих усилий, с одной стороны, приводит к низкой общей эффективности результатов, с другой стороны - вызывает нерациональные избыточные затраты материальных, кадровых и интеллектуальных ресурсов. Поэтому возникает следующее, третье, противоречие -между необходимостью централизованной в пределах вуза системной поддержки эффективного во всех отношениях трудоустройства выпускников в педагогическом взаимодействии с работодателем и недостаточностью нормативно обеспеченной четко структурированной организационной основы.
Наконец, не менее важное противоречие - между принципиальным существованием информационных и педагогических технологий, допускающих решение возникших проблем, и технологии их внедрения в процесс трудоустройства в интересах вуза, работодателя и самих выпускников.
От разрешения данных противоречий, с одной стороны, зависит качество деятельности работодателя по удовлетворению образовательных потребностей граждан и общества в целом, с другой - развитие и со-
вершенствование профессионального педагогического образования в масштабах вуза, а также самого вуза как социально значимого профессионального и культурного центра. Не вызывает сомнений то обстоятельство, что разрешение противоречий есть единственный путь развития системы.
Таким образом, предлагаемая нами Концепция системы взаимодействия педагогического вуза и работодателя:
- служит основанием теоретического осмысления и построения профессиональной подготовки выпускников педагогических вузов в процессе образования;
- определяет совокупность системно взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для организованного и целенаправленного управления формированием профессиональной компетентности выпускников;
- направлена на обеспечение выполнения выпускниками процессуально-результативных функций профессиональной педагогической деятельности (в частности, через участие в научно-исследовательских программах и проектах педагогической направленности);
- предусматривает содействие занятости выпускников учреждений высшего педагогического образования.
Системное взаимодействие работодателя и вуза должно привести к решению главной цели - адаптации выпускников к рынку труда.
Проектирование системы взаимодействия работодателя и вуза по трудоустройству выпускников педагогических вузов должно включать следующие необходимые этапы:
- ознакомление с теоретическими и практическими аспектами трудоустройства выпускников педагогических специальностей,
- разработка и формулирование концептуальных представлений о педагогическом взаимодействии вуза и работодателя,
- определение содержания, форм и методов деятельности педагогического вуза по управлению содействием трудоустройству выпускников и их адаптации к рынку труда,
- конкретизация задач, которые необходимо решить для реализации трудоустройства компетентного выпускника педагогического вуза в соответствии с запросами работодателя,
- выявление организационных условий развития системы взаимодействия работодателя и вуза.
Конечным результатом реализации этой деятельности является востребованность выпускников со стороны работодателей и успешная адаптация к профессиональной деятельности, что и определяет
впоследствии условия трудоустройства выпускников педагогического вуза.
В ходе образовательного процесса его результат определяется возможностью соприкосновения будущего специалиста с практической профессиональной деятельностью, что возможно только при заинтересованности и активном участии работодателя. В организации необходимых для этого мероприятий должны принимать участие как вуз, так и работодатель при наличии соответствующей координации усилий. Протяженное во времени знакомство с потенциальным сотрудником, его профессиональными возможностями и динамикой образовательных успехов определяет уровень заинтересованности работодателя в трудоустройстве конкретного выпускника. В рыночных условиях это требует серьезных координирующих усилий и, следовательно, специального структурного подразделения вуза, такого как Центр содействия трудоустройству. Взаимодействие с предприятиями-работодателями Центр содействия трудоустройству может осуществлять по направлениям:
- информационные мероприятия - ярмарка вакансий, дни карьеры, презентации компаний,
- организация мест практики на предприятиях-работодателях,
- организация временной занятости в летний период и в течение года,
- консультационная и информационная работа со студентами и выпускниками,
- формирование базы вакансий работодателей и базы резюме студентов и выпускников.
Для обеспечения устойчивых усилий субъектов образовательного процесса, направленных на реализацию нормативной базы образования в области профессиональной подготовки специалистов в вузе, должны быть созданы нормативные основания, которые определяют уровень управления системой взаимодействия педагогического вуза с работодателем. В качестве варианта создания таких нормативных оснований для конкретного вуза можно рассматривать деятельность, направленную на управление системой работы по содействию в трудоустройстве и адаптации к рынку труда выпускников. При этом формирование компетентности выпускников реализуется в виде системного сочетания профессионального обучения, апробации его результатов в практической деятельности и последующей корректирующей доподготовки. Все это должно происходить в интересах человека, общества и государства. В итоге специалист должен стать профессионально мобильным и конкурентоспособным на рынке услуг.
Это в принципе изменит условия решения задачи по трудоустройству выпускников.
Целью взаимодействия работодателя и вуза по трудоустройству выпускников педагогических вузов является обеспечение личностной успешности и высокой адаптивности к рынку труда молодого специалиста через его профессиональную занятость, основанную на компетентности и осознанности выбора, в сочетании с удовлетворением спроса со стороны системы образования, обусловленного требованиями современности.
Задачами взаимодействия работодателя и вуза по трудоустройству выпускников педагогических вузов являются:
- удовлетворение потребностей выпускника вуза как молодого специалиста в профессиональной самореализации и самоактуализации;
- удовлетворение потребности работодателей в компетентных конкурентоспособных специалистах, способных адаптироваться в отношении постановки и достижении целей в изменяющихся образовательных ситуациях.
Для решения этих задач необходима реализация теоретической модели взаимодействия работодателя и педагогического вуза в практике трудоустройства выпускников. Такая возможность обеспечивается:
- формированием профессиональной компетентности выпускников на основе современных педагогических технологий в рамках программ профориентации и дополнительного образования;
- формированием профессиональной компетенции выпускников в результате различных форм практического участия студентов в профессиональной педагогической деятельности при условии контроля качества этой деятельности со стороны работодателя и вуза и обязательной обратной связи ее с образовательным процессом в вузе;
- созданием гибкой, постоянно обновляемой базы данных, доступной сторонам взаимодействия, включающей сведения о наличии рабочих вакансий и выпускаемых вузом специалистах, а также обеспечивающей возможность анализа опыта предыдущих лет с целью оценки ожидаемой обстановки на рынке образовательных услуг;
- объединением усилий учебных подразделений и центров.
Развитие системы образования и ее практически непрерывная модернизация приводят к постоянным изменениям условий трудоустройства выпускников. Поэтому создаваемая система должна отличаться способностью адаптироваться к таким изменениям. При этом речь идет не только о формальных изменениях (например, связанных с развитием образовательных стандартов), но и недостаточно формализованных запросах заказчиков образовательных услуг - родителей обучающихся в школе и самих обучающихся на других уровнях системы непрерывного образования. Поскольку непосредственно с заказчиками образовательных услуг взаимодействует работодатель, адаптационные изменения в системе обеспечения трудоустройства выпускников возможны только в сотрудничестве вуза с работодателем.
Проведенное выше рассмотрение позволяет представить концептуальную теоретическую модель взаимодействия педагогического вуза и работодателя по содействию трудоустройству и адаптации к рынку труда выпускников вуза (рис. 1).
Для того чтобы спроектированная концептуальная модель взаимодействия вуза и работодателя по содействию трудоустройству выпускников могла быть реализована, необходима подготовка инструктивной, методической и технологической литературы, а также соответствующая подготовка кадровых ресурсов вуза, ориентированных на выполнение решения рассматриваемой задачи.
ПЕДАГОГИЧЕСКИМ ВУЗ
М
Система педагогического взаимодействия вуза и работодателя
м п
РАБОТОДАТЕЛЬ
Руководитель вуза (принятие решения о составе и численности подготовки специалистов)
Совет по содействию в трудоустройстве выпускников
м
Целевой компонент
Информационная база вуза по трудоустройству
Отдел педагогической практики студентов
Формирование профессиональной компетентности силами вуза
Формирование программ дополнительного образования
Обеспечение условий формирования компетентности
Управленческий компонент
Руководитель организации, оказывающей образовательные услуги (или частное лицо)
Менеджер, ответственный за работу с кадрами
Формирование профессиональной компетентности силами работодателя
Обеспечение обратной связи по формированию компетентности
Оценка качества и полноты информационной базы
Результативно-контролирующий компонент
Оценка профессиональной компетентности выпускников
Контроль и оценка результата деятельности системы трудоустройства
Рисунок 1. Модель взаимодействия педагогического вуза и работодателя по содействию трудоустройству и адаптации к рынку труда выпускников вуза
ЛИТЕРАТУРА
1. Распоряжение Правительства Российской Федерации «О концепции действий на рынке труда на 2010-2020 годы» №1193-р от 15.08. 2010 г.
2. Ангеловский А. А. Психолого-акмеологические особенности профессионального становления молодого специалиста / / Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2009. №1. С. 17-26.
3. Васильев В. Н., Гуртов В. А., Питухин Е. А., Суворов М. В. Разработка информационно-аналитической системы мониторинга прогнозирования развития системы образования в субъектах Российской Федерации до 2015 г. // Человеческое измерение в информационном обществе : мат-лы Всерос. науч.-практ. конф., г. Москва, 29-31 окт. 2003 г. М., 2003. С. 8-9.
4. Выпускник на рынке труда: парламентарии обсуждают, как защитить молодежь от безработицы // Народное образование. 2012. № 9. С. 7-9.
5. Гуртов В. А., Мезенцев А. Г. Моделирование потребностей экономики региона в выпускниках системы высшего профессионального образования // Регионология. 2013. № 1-2. С. 262-267.
6. Дружинина Е. Н., Исхаков Р. Х. Социально-педагогические условия адаптации выпускников педагогических вузов к рынку труда // Сибирский педагогический журнал. 2014. № 4. С. 108-113.
7. Дружинина Е. Н. Организация содействия трудоустройству и адаптации к рынку труда студентов ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет» через взаимодействие с работодателями / / Культура и образование : мат-лы Всерос. науч.-практ. конф., 28-29 нояб. 2014 г. Уфа, 2014. С. 285-289.
8. Дружинина Е. Н. Адаптация выпускников педагогических вузов как фактор успешного трудоустройства // Европа и современная Россия. Интегративная функция педагогической науки в едином образовательном пространстве : мат-лы XI Междунар. науч. конф. Чехия : Международная академия наук пед. образования, 2014. С. 186-192
9. Ермоленко В. А., Скляренко И. С. Теоретические аспекты процесса формирования профессиональных ценностных установок у студентов высших учебных заведений // Профессиональное образование: модернизационные аспекты : кол. моногр. : в 9 т. Т. 2. Ростов н/Д. : Научное сотрудничество, 2013. С. 120-150.
10. Жуков Г. Н. Готовность будущих специалистов к занятости на рынке труда как фактор их социально-профессиональной мобильности // Социально-профессиональная мобильность в XXI веке : сб. мат-лов и докладов Междунар. конф. Екатеринбург : Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2014. С. 235-241.
11. Игошев Б. М. Организационно-педагогическая система подготовки профессионально мобильных специалистов в педагогическом университете : монография. М. : ВЛАДОС, 2008.
12. Жуков Г. Н. Готовность будущих специалистов к занятости на рынке труда как фактор их социально-профессиональной мобильности // Социально-профессиональная мобильность в XXI веке : сб. мат-лов и докладов Междунар. конф. Екатеринбург : Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2014. С. 235-241.
13. Журавлева Т. Б. Механизмы регулирования процессов подготовки и трудоустройства выпускников вузов : дис. ... д-ра экон. наук. М., 2004.
14. Олимпиева Е. Диплом на руках. Что дальше? // Служба кадров и персонал. 2010. № 2. С. 11.
15. Трудоустройство выпускников: методологя, мониторинг и анализ. М. : Экономика, 2015.
16. Шевченко Д. А. Трудоустройство выпускников вузов » / / Элитное образование. 2011. Нояб. С. 46 -53.
17. URL: http://labourmarket.ru.
18. URL: http://rostrud.ru.
19. URL: http://www.gks.ru.
LITERATURE
1. Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii «O kontseptsii deystviy na rynke truda na 2010-2020 gody» №1193-r ot 15.08. 2010 g.
2. Angelovskiy A. A. Psikhologo-akmeologicheskie osobennosti professional'nogo stanovleniya molodogo spetsialista / / Nauchnoe obespechenie sistemy povysheniya kvalifikatsii kadrov. 2009. №1. S. 17-26.
3. Vasil'ev V. N., Gurtov V. A., Pitukhin E. A., Suvorov M. V. Razrabotka informatsionno-anali-iti-ches-ikoy sistemy monitoringa prognozirovaniya razvitiya sistemy obrazovaniya v sub"ektakh Rossiyskoy Federatsii do 2015 g. // Chelovecheskoe izmerenie v informatsionnom obshchestve : mat-ly Vseros. nauch.-prakt. konf., g. Moskva, 29-31 okt. 2003 g. M., 2003. S. 8-9.
4. Vypusknik na rynke truda: parlamentarii obsuzhdayut, kak zashchitit' molodezh' ot bezrabotitsy // Na-rodnoe obrazovanie. 2012. № 9. S. 7-9.
5. Gurtov V. A., Mezentsev A. G. Modelirovanie potrebnostey ekonomiki regiona v vypusknikakh sis-temy vysshego professional'nogo obrazovaniya // Regionologiya. 2013. № 1-2. S. 262-267.
6. Druzhinina E. N., Iskhakov R. Kh. Sotsial'no-pedagogicheskie usloviya adaptatsii vypusknikov pe-dagogicheskikh vuzov k rynku truda // Sibirskiy pedagogicheskiy zhurnal. 2014. № 4. S. 108-113.
7. Druzhinina E. N. Organizatsiya sodeystviya trudoustroystvu i adaptatsii k rynku truda studentov FGBOU VPO «Ural'skiy gosudarstvennyy pedagogicheskiy universitet» cherez vzaimodeystvie s rabotodatelyami // Kul'tu-ra i obrazovanie : mat-ly Vseros. nauch.-prakt. konf., 28-29 noyab. 2014 g. Ufa, 2014. S. 285-289.
8. Druzhinina E. N. Adaptatsiya vypusknikov pedagogicheskikh vuzov kak faktor uspeshnogo trudoust-roystva // Evropa i sovremennaya Rossiya. Integrativnaya funktsiya pedagogicheskoy nauki v edinom obrazo-vatel'nom prostranstve : mat-ly KhI Mezhdunar. nauch. konf. Chekhiya : Mezhdunarodnaya akademiya nauk ped. obrazovaniya, 2014. S. 186-192
9. Ermolenko V. A., Sklyarenko I. S. Teoreticheskie aspekty protsessa formirovaniya professio-nal'nykh tsennostnykh ustanovok u studentov vysshikh uchebnykh zavedeniy // Professional'noe obrazova-nie: moderni-zatsionnye aspekty : kol. monogr. : v 9 t. T. 2. Rostov n/D. : Nauchnoe sotrudnichestvo, 2013. S. 120-150.
10. Zhukov G. N. Gotovnost' budushchikh spetsialistov k zanyatosti na rynke truda kak faktor ikh sotsi-al'no-professional'noy mobil'nosti // Sotsial'no-professional'naya mobil'nost' v XXI veke : sb. mat-lov i dokladov Mezhdunar. konf. Ekaterinburg : Ros. gos. prof.-ped. un-t, 2014. S. 235-241.
11. Igoshev B. M. Organizatsionno-pedagogicheskaya sistema podgotovki professional'no mobil'nykh spetsialistov v pedagogicheskom universitete : monografiya. M. : VLADOS, 2008.
12. Zhukov G. N. Gotovnost' budushchikh spetsialistov k zanyatosti na rynke truda kak faktor ikh sotsi-al'no-professional'noy mobil'nosti / / Sotsial'no-professional'naya mobil'nost' v XXI veke : sb. mat-lov i dokladov Mezhdunar. konf. Ekaterinburg : Ros. gos. prof.-ped. un-t, 2014. S. 235-241.
13. Zhuravleva T. B. Mekhanizmy regulirovaniya protsessov podgotovki i trudoustroystva vypuskni-kov vu-zov : dis. ... d-ra ekon. nauk. M., 2004.
14. Olimpieva E. Diplom na rukakh. Chto dal'she? // Sluzhba kadrov i personal. 2010. № 2. S. 11.
15. Trudoustroystvo vypusknikov: metodologya, monitoring i analiz. M. : Ekonomika, 2015.
16. Shevchenko D. A. Trudoustroystvo vypusknikov vuzov» / / Elitnoe obrazovanie. 2011. Noyab. S. 46 -53.
17. URL: http://labourmarket.ru.
18. URL: http://rostrud.ru.
19. URL: http://www.gks.ru.
Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. М. А. Галагузова.