Научная статья на тему 'Признаки и цели терроризма в глобальном информационном пространстве'

Признаки и цели терроризма в глобальном информационном пространстве Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
терроризм / экстремизм / глобальное информационное пространство / пропаганда насилия / вовлечение молодежи в преступную деятельность / terrorism / extremism / global information space / propaganda of violence / involvement of young people in criminal activity

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Карданов Алим Русланович

Целью данного исследования было изучение привлекательности глобального информационного пространства для террористических целей и путей противодействия их преступным целям. Процесс развития цифрового пространства и его интеграции в различные области человеческой деятельности осложняется распространением противозаконных действий в киберпространстве, которые могут выражаться в различных формах, в том числе самых масштабных и опасных, к которым относится терроризм и экстремизм. Кроме того, усиленное развитие виртуального формата взаимодействия обуславливает не только интенсивное развитие криминальных форм и субкультур, но и пропаганду противоправного образа жизни, вовлечение молодежи в противозаконные действия, а также увеличение количества киберпреступлений. Во многом именно неограниченный доступ к интернету обеспечивает повышенные риски для несовершеннолетних, выражающиеся в столкновении с вышеобозначенными опасностями. Во время социально нестабильной обстановки происходит активизация экстремистской деятельности, такие сообщества создают новые группы, в том числе с помощью соцсетей, чтобы поддерживать социальное напряжение, распространять экстремистскую информацию в больших масштабах. Ярким примером может служить пандемия коронавируса, когда в мире создалась нестабильная ситуация, обусловившая обострение целого ряда политических конфликтов и выросший уровень недоверия населения к власти, поскольку действия последней, носящие ограничительный характер, вызвали отрицательную реакцию. Все вышесказанное указывает на высокую потребность в формировании особой среды для молодежи, в которой она сможет адаптироваться к информационной среде, научиться самостоятельно работать в ней и критически оценивать информацию, которая предлагается к изучению в различных источниках. Из этого следует, что информационная грамотность для молодого поколения является одним из ключевых свойств, обуславливающих эффективность противостояния террористическим и экстремистским идеологиям в виртуальном пространстве. Кроме того, важное значение имеют просветительные и воспитательные методики, которые выполняют функцию профилактики и снижают риск распространения террористических и экстремистских идей в обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Signs and Objectives of Terrorism in the Global Information Space

The purpose of this study was to study the attractiveness of the global information space for terrorist purposes and ways to counteract their criminal goals. The process of developing the digital space and its integration into various areas of human activity is complicated by the spread of illegal actions in cyberspace, which can be expressed in various forms, including the most large-scale and dangerous, which include terrorism and extremism. In addition, the increased development of the virtual format of interaction causes not only the intensive development of criminal forms and subcultures, but also the promotion of illegal lifestyle, the involvement of young people in illegal actions, as well as an increase in the number of cybercrimes. In many ways, it is unrestricted access to the Internet that provides increased risks for minors, expressed in a collision with the above-mentioned dangers. During a socially unstable situation, extremist activity intensifies, such communities create new groups, including with the help of social networks, in order to maintain social tension and disseminate extremist information on a large scale. A striking example is the coronavirus pandemic, when an unstable situation was created in the world, which led to the aggravation of a number of political conflicts and an increased level of public distrust of the authorities, since the latter's restrictive actions caused a negative reaction. All of the above points to the high need for the formation of a special environment for young people, in which they will be able to adapt to the information environment, learn to work independently in it and critically evaluate the information that is offered for study in various sources. It follows from this that information literacy for the younger generation is one of the key properties that determine the effectiveness of countering terrorist and extremist ideologies in the virtual space. In addition, educational and educational methods are important, which perform the function of prevention and reduce the risk of spreading terrorist and extremist ideas in society.

Текст научной работы на тему «Признаки и цели терроризма в глобальном информационном пространстве»

УДК 343 ГРНТИ 10.77 Е01Ч: ^УМИЕ

Признаки и цели терроризма в глобальном информационном пространстве

©Карданов Алим Русланович

Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, г.Нальчик, КБР, Россия [email protected]

Аннотация: Целью данного исследования было изучение привлекательности глобального информационного пространства для террористических целей и путей противодействия ихпреступным целям. Процесс развития цифрового пространства и его интеграции в различные области человеческой деятельности осложняется распространением противозаконных действий в киберпространстве, которые могут выражаться в различных формах, в том числе самых масштабных и опасных, к которым относится терроризм и экстремизм. Кроме того, усиленное развитие виртуального формата взаимодействия обуславливает не только интенсивное развитие криминальных форм и субкультур, но и пропаганду противоправного образа жизни, вовлечение молодежи в противозаконные действия, а также увеличение количества киберпресту-плений. Во многом именно неограниченный доступ к интернету обеспечивает повышенные риски для несовершеннолетних, выражающиеся в столкновении с вышеобозначенными опасностями. Во время социально нестабильной обстановки происходит активизация экстремистской деятельности, такие сообщества создают новые группы, в том числе с помощью соцсетей, чтобы поддерживать социальное напряжение, распространять экстремистскую информацию в больших масштабах. Ярким примером может служить пандемия коронавируса, когда в мире создалась нестабильная ситуация, обусловившая обострение целого ряда политических конфликтов и выросший уровень недоверия населения к власти, поскольку действия последней, носящие ограничительный характер, вызвали отрицательную реакцию.

Все вышесказанное указывает на высокую потребность в формировании особой среды для молодежи, в которой она сможет адаптироваться к информационной среде, научиться самостоятельно работать в ней и критически оценивать информацию, которая предлагается к изучению в различных источниках. Из этого следует, что информационная грамотность для молодого поколения является одним из ключевых свойств, обуславливающих эффективность противостояния террористическим и экстремистским идеологиям в виртуальном пространстве. Кроме того, важное значение имеют просветительные и воспитательные методики, которые выполняют функцию профилактики и снижают риск распространения террористических и экстремистских идей в обществе.

Ключевые слова: терроризм, экстремизм, глобальное информационное пространство, пропаганда насилия, вовлечение молодежи в преступную деятельность.

Signs and Objectives of Terrorism in the Global Information Space

©KardanovAlim Ruslanovich

North Caucasus Institute forAdvanced Studies (branch)

of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Nalchik, Russia [email protected]

Abstract: The purpose of this study was to study the attractiveness of the global information space for terrorist purposes and ways to counteract their criminal goals.

The process of developing the digital space and its integration into various areas of human activity is complicated by the spread of illegal actions in cyberspace, which can be expressed in various forms, including the most large-scale and dangerous, which include terrorism and extremism. In addition, the increased development of the virtual format of interaction causes not only the intensive development of criminal forms and subcultures, but also the promotion of illegal lifestyle, the involvement of young people in illegal actions, as well as an increase in the number of cybercrimes. In many ways, it is unrestricted access to the Internet that provides increased risks for minors, expressed in a collision with the

Для цитирования: Карданов А.Р. Признаки и цели терроризма в глобальном информационном про-странстве//Пробелы вроссийскомзаконодательстве. 2023. Т. 16. №5. С. 186-190. ЕйЫ:]РУМ1Е

КардановА.Р.

ПРИЗНАКИ И ЦЕЛИ ТЕРРОРИЗМА В ГЛОБАЛЬНОМ ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ

above-mentioned dangers. During a socially unstable situation, extremist activity intensifies, such communities create new groups, including with the help of social networks, in order to maintain social tension and disseminate extremist information on a large scale. A striking example is the coronavirus pandemic, when an unstable situation was created in the world, which led to the aggravation of a number of political conflicts and an increased level of public distrust of the authorities, since the latter's restrictive actions caused a negative reaction.

All of the above points to the high need for the formation of a special environment for young people, in which they will be able to adapt to the information environment, learn to work independently in it and critically evaluate the information that is offered for study in various sources. It follows from this that information literacy for the younger generation is one of the key properties that determine the effectiveness of countering terrorist and extremist ideologies in the virtual space. In addition, educational and educational methods are important, which perform the function of prevention and reduce the risk ofspreading terrorist and extremist ideas in society.

Keywords: terrorism, extremism, global information space, propaganda of violence, involvement of young people in criminal activity.

For citation: Kardanov A.R. Signs and Objectives of Terrorism in the Global Information Space // Gaps in Russian Legislation. 2023. Vol. 16. W°5. Pp. 186-190. (in Russ.). EDN: JFYMZE

ВВЕДЕНИЕ

Для современной стадии развития социума и государственности присуща тенденция к активному совершенствованию информационной среды и ее внедрению во все направления человеческой деятельности. Виртуальная реальность развивается сама и способствует трансформации всего мира, поскольку интегрируется во все сферы, и ежедневно количество ее пользователей растет. Инновационные технологии позволяют решать все больше задач в самых разных отраслях, они значительно ускоряют и упрощают взаимосвязи между личностью, обществом и государством, в том числе в процессе поиска и получения требуемых сведений.

Значение высоких технологий выражается и в том, что интернет-пространство привлекает большое количество молодых людей, которые пользуются им не только для поиска информации, но и взаимодействия друг с другом. Для последнего все чаще используются соцсети, которые позволяют поддерживать виртуальное общение вне зависимости от местоположения участников. Вместе с тем изучение авторитетных источников и трудов современных исследователей позволяет прийти к выводу, что интернет-среда наряду с большим количеством полезных свойств обладает и недостатками, и одним из наиболее серьезных является широта перспектив для осуществления незаконной деятельности [4]. Статистика, собранная МВД РФ, утверждает, что по состоянию на 2020 год количество правонарушений и преступлений, в проведении которых использовались IT-технологии, выросло на 73,4%, при этом число преступных действий в интернете увеличилось на 91,3%, а совершаемых с применением мо-бильныхтехнологий — на 88,3%.

ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ ГЛОБАЛЬНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА ДЛЯ ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ ЦЕЛЕЙ

Процесс развития цифрового пространства и его интеграции в различные области человеческой деятельности осложняется распространением противозаконных действий в киберпространстве, которые могут выражаться в различных формах, в том числе самых масштабных и опасных, к которым относится

терроризм и экстремизм. Через интернет преступники получили возможность обмениваться данными, причем делать это максимально оперативно и в условиях полной анонимности, а также планировать и атаковать объекты гражданской инфраструктуры с целью нарушения их работы или полной деструкции [2; 4].

Большое внимание требуется уделить роли молодежи в распространении интернет-технологий и участии в противоправной деятельности в киберпространстве. Представители такого поколения гораздо быстрее адаптируются к условиям виртуальной реальности и осваивают ее намного легче, чем люди старшего возраста, при этом они куда более уязвимы к негативному воздействию информационной среды, что может находить негативное отражение в развитии их психики и физическом здоровье. Кроме того, нередко пропагандистская деятельность террористов и экстремистов, осуществляемая в киберпространстве, нацелена именно на молодежь. Усиленное развитие виртуального формата взаимодействия обуславливает не только интенсивное развитие криминальных форм и субкультур, но и пропаганду противоправного образа жизни, вовлечение молодежи в противозаконные действия, а также увеличение количества киберпре-ступлений. Во многом именно неограниченный доступ к интернету обеспечивает повышенные риски для несовершеннолетних, выражающиеся в столкновении с вышеозначенными опасностями. По этой причине исследователи и представители сообщества по защите детства уделяют повышенное внимание потребности в создании безопасной виртуальной среды в интернете, предназначенной для молодежи [1; 8; 10].

В настоящее время интернет представляет собой площадку, благоприятную для осуществления противозаконной деятельности, что объясняется недостаточно проработанным и неэффективным законодательным регулированием взаимоотношений в виртуальном пространстве, неограниченным распространением огромного объема информации, а также возможностью получения доступа в киберпростран-ство вне зависимости от географического местоположения. Террористы и экстремисты, как одиночки, так и организации, ведущие такую деятельность, активно прибегают к различным методам информационного

воздействия на все формы сознания, от личностного до социального, чтобы создать общественную и межнациональную напряженность, разжечь ненависть между группами и слоями населения по расовому, религиозному и другим признакам, а также пропагандировать свою идеологию и обрести новых сторонников, сочувствующих и участников противоправных действий. Особый упор преступники делают на сознание представителей молодого поколения, используя современные механизмы и методы по аудио- и визуальному представлению информации. За счет использования соцсетей и иных технологий, представленных в киберпространстве, им удается создать и увеличить отрицательное воздействие на сознание несовершеннолетних граждан [3]. Это, в свою очередь, приводит к адаптации людей к возможности применения насилия, общему ожесточению, лояльности к незаконным действиям для достижения своих целей.

Очень важно брать в расчет и психологический фактор восприятия данных, публикуемых в соцсетях, относительно всей интернет-среды: так, пользовательская страница расценивается как личное пространство, что обуславливается спецификой социальных сетей как самой площадки. К их особенностям можно отнести, например, самостоятельное формирование перечня лиц для взаимодействия, возможность поставить фильтры для отображения контента, становиться участником тематических групп. Эти особенности обуславливают повышенное доверие к информации, размещаемой в соцсетях. Требуется учесть и то, что несовершеннолетние граждане чаще всего становятся жертвами противоправного воздействия со стороны экстремистов, поскольку им не хватает жизненного опыта в противодействии подобным организациям.

Международные преступные группировки, практикующие экстремистские методы и старающиеся завербовать как можно больше сторонников, нередко добиваются успеха в разрушении системы традиционных отечественных ценностей. Именно поэтому вопрос противостояния экстремизму — прежде всего ключевое требование для обеспечения национальной безопасности РФ. Отдельно необходимо отметить тот факт, что причины возникновения экстремизма как явления не только продуцируются самими экстремистами и международными организациями, но и появляются под воздействием внутригосударственных причин, в ходе распространения идеологии в различных слоях социума для достижения целей международных организаций, находящихся за пределами страны.

Во время социально нестабильной обстановки происходит активизация экстремистской деятельности, такие сообщества создают новые группы, в том числе с помощью соцсетей, чтобы поддерживать социальное напряжение, распространять экстремистскую информацию в больших масштабах. Ярким примером может служить пандемия коронавируса, когда в мире создалась нестабильная ситуация, обусловившая обострение целого ряда политических конфликтов и выросший уровень недоверия населения к власти, поскольку действия последней, носящие ограничительный характер, вызвали отрицательную реакцию [6; 7]. Аналитика МВД РФ показывает, что в России число преступлений, совершенных в 2021 году с привлечением информаци-

онных технологий и связанных с нарушением ст. 280 Уголовного кодекса, выросло на 33,8% по сравнению с предыдущим периодом. Что касается преступлений, квалифицируемых по ст. 205.2 Уголовного кодекса, их количество увеличилось на 35,8% по сравнению с 2020 годом.

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ПРЕСТУПНЫМ ЦЕЛЯМ ТЕРРОРИСТОВ В ГЛОБАЛЬНОМ ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Необходимо сделать акцент на позитивной тенденции совершенствования отечественного законодательства касательно обеспечения должного уровня безопасности для представителей молодого поколения в информационной среде. Так, принят пакет нормативно-правовых актов, затрагивающих основные вопросы данной сферы, и комплекс программно-целевой документации, необходимой для регулирования правовых отношений в интернете. Кроме того, более активно используются современные технологические решения, направленные на противодействие кибератак, а законодатели внесли ряд дополнений в текст УК РФ, позволивших ужесточить уголовную ответственность за преступления, квалифицирующиеся как террористическая или экстремистская деятельность. Однако наряду со всем этим надо понимать, что усиление ответственности — недостаточная мера противодействия подобным преступлениям [5]. Законодательство должно не только обеспечивать меры наказания за уже совершенные противоправные действия, обозначаемые как терроризм или экстремизм, но и предлагать способы профилактики, т.е. превентивной деятельности, направленной на предотвращение подобных деяний.

Как замечается в целом ряде литературных источников, к числу ключевых направлений по обеспечению безопасности в социальном и государственном плане, равно как и сохранению территориальной целостности страны, можно отнести далеко не только оперативное и эффективное выявление и противостояние преступной деятельности, квалифицируемой как терроризм или экстремизм. В список таких направлений также входят просветительные и воспитательные методики, которые выполняют функцию профилактики и снижают риск распространения террористических и экстремистских идей в обществе [2; 9].

Все вышесказанное указывает на высокую потребность в формировании особой среды для молодежи, в которой она сможет адаптироваться к информационной среде, научиться самостоятельно работать в ней и критически оценивать информацию, которая предлагается к изучению в различных источниках. Из этого следует, что информационная грамотность для молодого поколения является одним из ключевых свойств, обуславливающих эффективность противостояния террористическим и экстремистским идеологиям в виртуальном пространстве.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Формирование и развитие информационной грамотности населения, и особенно молодежи, с точки зрения предупреждения терроризма и экстремизма в киберпространстве требует уделить внимание целому спектру задач и вопросов, решение которых поможет

КардановА.Р.

ПРИЗНАКИ И ЦЕЛИ ТЕРРОРИЗМА В ГЛОБАЛЬНОМ ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ

повысить эффективность предупреждения противоправной деятельности, квалифицируемой как кибер-террористическая или киберэкстремистская:

• Формирование и развитие культуры в сфере коммуникаций у молодежи и поддержание уважительного отношения к самим себе, а также своим правам с точки зрения статуса интернет-пользователя, профилактика высказываний, носящих оскорбительный характер, недопущение шантажа, преследования или других незаконныхдействий в свой адрес.

• Формирование и развитие уважительного отношения к другим пользователям виртуального пространства, осознания их равного статуса относительно друг друга, наличия общих прав и общих обязательств вне зависимости от возраста, гражданства, социального статуса и других факторов.

• Ознакомление и появление правил пользования виртуальными информационными площадками, а также самой информацией, в частности с обязательствами соблюдения прав других пользователей, непричинения вреда инфоресурсам и содержащимся на них

ЛИТЕРАТУРА

1. Дадов A.B. Организационно-правовые основы противодействия современному терроризму // Журнал прикладных исследований. 2021. № 3-4. С. 58-61.

2. КоркмазовА.В., Бозиева Ю.Г. Доминирующие факторы, инспирирующие распространение идеологии терроризма в молодежной среде: проблемы и пути локализации // Пробелы в российском законодательстве. 2021. Т. 14. № 3. С. 51-55.

3. Магомедов М.Н. Приоритетные направления международного противодействия экстремизму и терроризму // Евразийский юридический журнал.

2021. № 10 (161). С. 416-417.

4. Магомедов М.Н., Абазов И.С. Цифровизация как фактор развития экстремистско-террористической идеологии // Евразийский юридический журнал.

2022. № 8 (171). С. 423-424.

5. Мухтаров Д.Д., Галимов С.А. Проблемные аспекты правового регулирования противодействия терроризму // Пробелы в российском законодательстве. 2021. Т. 14. № 4. С. 37-40.

6. Опалев A.B. Современные информационные технологии как инструмент деятельности экстремистских и террористических организаций // Вестник Московского университета МВД России. 2022. №

5. С. 187-190.

7. Хамурзов А.Т., Газдиева Е.Х. Международное сотрудничество в сфере противодействия экстремизму и терроризму в условиях глобализации // Образование и право. 2021. № 6. С. 358-361.

8. Черкесов А.Ю. Глобализация, как среда, благоприятствующая распространению информационного экстремизма и терроризма // Пробелы в российском законодательстве. 2021. Т. 14. № 4. С. 49-52.

9. Черкесов А.Ю. Глобализационные факторы, благоприятствующие распространению информационного экстремизма и терроризма: проблемы и пути противодействия // Образование и право. 2021. №

6. С. 367-371.

данным, недопустимость ведения противозаконной деятельности.

• Привитие молодому поколению осознания необходимости блокировки доступа к ряду разновидностей информации, который может быть полным или частичным (например, в зависимости от возрастной категории пользователей).

• Развитие навыков критического восприятия у молодежи, которые позволяют адекватно воспринимать информацию, разделять ее на позитивную и негативную, важную и неважную, правдивую и ложную.

• Стимулирование ответственного отношения представителей молодого поколения к осуществляемой ими деятельности в виртуальном пространстве посредством разъяснений со стороны опытных специалистов в правоохранительной области, касающихся потенциальных последствий от совершения противозаконных поступков и наступающей за них правовой ответственности, в том числе в случае распространения или создания материалов, носящихтеррористиче-ский или экстремистский характер.

REFERENCES

1. Dadov A.V. Organizational and legal bases of countering modern terrorism // Journal of Applied Research. 2021. No. 3-4. pp. 58-61.

2. Korkmazov A.V., Bosieva Yu.G. Dominant factors inspiring the spread of the ideology of terrorism among young people: problems and ways of localization // Gaps in Russian legislation. 2021. Vol. 14. No. 3. pp. 51-55.

3. Magomedov M.N. Priority directions of international counteraction to extremism and terrorism // Eurasian Legal Journal. 2021. No. 10 (161). pp. 416-417.

4. Magomedov M.N., Abazov I.S. Digitalization as a factor in the development of extremist and terrorist ideology // Eurasian Law Journal. 2022. No. 8 (171). pp. 423-424.

5. Mukhtarov D.D., Galimov S.A. Problematic aspects of legal regulation of counter-terrorism // Gaps in Russian legislation. 2021. Vol. 14. No. 4. pp. 37-40.

6. Opalev A.V. Modern information technologies as a tool for the activities of extremist and terrorist organizations // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2022. No. 5. pp. 187-190.

7. Khamurzov A.T., Gazdieva E.H. International cooperation in countering extremism and terrorism in the context of globalization // Education and law. 2021. No. 6. pp. 358-361.

8. Cherkesov A.Yu. Globalization as an environment conducive to the spread of information extremism and terrorism // Gaps in Russian legislation. 2021. Vol. 14. No. 4. pp. 49-52.

9. Cherkesov A.Y. Globalizing factors favoring the spread of information extremism and terrorism: problems and ways of countering // Education and Law. 2021. No. 6. pp. 367-371.

10. Шогенов Т.М. Актуальные проблемы использования интернет-ресурсов в террористических целях // Пробелы в российском законодательстве. 2021. Т. 14. № 5. С. 24-28.

10. Shogenov T.M. Actual problems of using Internet resources for terrorist purposes // Gaps in Russian legislation. 2021. Vol. 14. No. 5. pp. 24-28.

РЕЦЕНЗИЯ

на статью "Признаки и цели терроризма в глобальном информационном пространстве", подготовленную преподавателем кафедры огневой подготовки СКИ(ф) КрУ МВД России капитаном полиции Кардановым Длимом Руслановичем

Актуальность данной темы обусловлена тем, что интернет-пространство привлекает большое количество молодых людей, которые пользуются им не только для поиска информации, но и для взаимодействия друг с другом. Для последнего все чаще используются соцсети, которые позволяют поддерживать виртуальное общение вне зависимости от местоположения участников. Вместе с тем изучение авторитетных источников и трудов современных исследователей позволяет прийти к выводу, что интернет-среда наряду с большим количеством полезных свойств обладает и недостатками, и одним из наиболее серьезных является широта перспектив для осуществления незаконной деятельности.

В настоящее время интернет представляет собой площадку, благоприятную для осуществления противозаконной деятельности, что объясняется недостаточно проработанным и неэффективным законодательным регулированием взаимоотношений в виртуальном пространстве, неограниченным распространением огромного объема информации, а также возможностью получения доступа в киберпространство вне зависимости от географического местоположения. Террористы и экстремисты, как одиночки, так и организации, ведущие такую деятельность, активно прибегают к различным методам информационного воздействия на все формы сознания, от личностного до социального, чтобы создать общественную и межнациональную напряженность, разжечь ненависть между группами и слоями населения по расовому, религиозному и другим признакам, а также пропагандировать свою идеологию и обрести новых сочувствующих сторонников и участников противоправных действий.

Входе исследования автором применялись следующие методы: психодиагностический, экспериментальный, количественного и качественного анализа, психокоррекционный.

Проведенное исследование указывает на высокую потребность в формировании особой среды для молодежи, в которой она сможет адаптироваться к информационной среде, научиться самостоятельно работать в ней и критически оценивать информацию, которая предлагается к изучению в различных источниках. Из этого следует, что информационная грамотность для молодого поколения янляется одним из ключевых свойств, обуславливающих эффективность противостояния террористическим и экстремистским идеологиям в виртуальном пространстве.

В целом автор рецензируемого исследования с интересом относится к своей работе, по отдельным вопросам и положениям имеет свое мнение, которое может отстоять.

В целом рецензируемая статья представляет научный и практический интерес и может быть рекомендована к публикации.

Рецензент: Старший преподаватель кафедры огневой подготовки Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, к.ю.н., подполковник полиции А.А.Хараев

Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; оригинальность текста - 78,19%

Статья поступила в редакцию 07.07.2023, принята к публикации 29.07.2023

The article was received on 07.07.2023, accepted for publication 29.07.2023

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Карданов Алим Русланович, капитан полиции, преподаватель кафедры огневой подготовки, Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, г. Нальчик, Россия. E-mail: [email protected]

ABOUTTHE AUTHOR

Kardanov Alim Ruslanovich, Police Captain, Lecturer at the Department of Fire Training, North Caucasus Institute for Advanced Studies (branch) of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Nalchik, Russia. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.