Научная статья на тему 'ПРИЁМЫ И ФОРМАТЫ В ПРАКТИКЕ СОВРЕМЕННОГО МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ'

ПРИЁМЫ И ФОРМАТЫ В ПРАКТИКЕ СОВРЕМЕННОГО МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
8
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
медиаобразование / журналистика / мультимедиа / диплом / стартап / медиаграмотность / медиакомпетентность / РГГУ / media education / journalism / multimedia / diploma / startup / media literacy / media competence / Russian State University for the Humanities

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Марианна Владимировна Будник

Статья посвящена современным методам, приемам, форматам и нововведениям в журналистском образовании, осмыслению опыта преподавания дисциплин, связанных с журналистикой и современными зарубежными медиасистемами. Автор рассуждает о журналистском и медиаобразовании, проводя параллель с такими терминами, как «медиаграмотность», «медиакомпетентность», «медиакультура», «медиаумения» и др. В статье рассматриваются трактовки терминов и точки зрения ученых в области медиаобразования. Одновременно объясняется важная роль высшего журналистского образования, проводится сравнение с зарубежным опытом. Автор уточняет, чему сегодня, в век информационного общества, уделяется особое внимание в вузе при подготовке будущих журналистов. Опираясь на мнение коллег из профессорско-преподавательского состава, а также личный опыт, автор анализирует использование таких методик, как лекция-презентация, работа с мультимедиа, работа над индивидуальным проектом. Автор статьи делится результатами практических заданий, полученными от студентов факультета журналистики РГГУ. Рассказывает о новых направлениях в медиаобразовании, изменениях и новациях, соответствующих требованиям времени. В частности, о направлении магистерской подготовки на факультете журналистики РГГУ «Продюсирование мультимедийных проектов». Обсуждается вопрос стартапа в качестве диплома по направлениям «Журналистика» и «Медиакоммуникации». Это абсолютно новый формат выпускной квалификационной работы на гуманитарных направлениях, который требует особого внимания, специальной организации работы, многосторонней подготовки. Автор приходит к выводу, что важно меняться вместе с информационным обществом, соблюдая нормы морали, нравственности, профессионализма, направлять образовательный дизайн в более современные, актуальные форматы, востребованные студенческой аудиторией будущих и начинающих журналистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Марианна Владимировна Будник

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNIQUES AND FORMATS IN THE PRACTICE OF MODERN MEDIA EDUCATION

The article is devoted to modern methods, techniques, formats and innovations in journalism education, understanding the experience of teaching disciplines related to journalism and modern foreign media systems. The author discusses journalism and media education, drawing a parallel with such terms as “media literacy”, “media competence”, “media culture”, “media skills”, etc. The article discusses the interpretation of terms and points of view of scientists in the field of media education. At the same time, the important role of higher journalistic education is explained and comparisons are made with foreign experience. The author clarifies what nowadays, in the age of the information society, special attention is paid to when preparing future journalists at universities. Based on the opinion of colleagues, as well as personal experience, the author analyzes the use of such techniques as lecture-presentation, working with multimedia, and working on an individual project. The author of the article shares the results of practical assignments received from students of the Faculty of Journalism of the Russian State University for the Humanities. It talks about new directions in media education, changes and innovations that meet the requirements of the time. In particular, about the direction of master’s training at the Faculty of Journalism of the Russian State University for the Humanities “Producing multimedia projects.” The issue of a startup as a diploma in the areas of Journalism and Media Communications is being discussed. This is a completely new format of final qualifying paper in the humanities, which requires special attention, special organization of work, and multifaceted training. The author concludes that it is important to change along with the information society, observing the norms of morality, morality, professionalism, and to direct educational design to more modern, relevant formats that are in demand by the student audience of future and aspiring journalists.

Текст научной работы на тему «ПРИЁМЫ И ФОРМАТЫ В ПРАКТИКЕ СОВРЕМЕННОГО МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ»

МЕДИА И ОБРАЗОВАНИЕ MEDIA AND EDUCATION

Знак: проблемное поле медиаобразования. 2024. № 1 (51). С. 25-30 elSSN 2949-3641; ISSN 2070-0695 (print). Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija. 2024;1(51): 25-30. elSSN 2949-3641; ISSN 2070-0695 (print).

Научная статья УДК 070:37

DOI 10.47475/2070-0695-2024-51-1-25-30 ПРИЁМЫ И ФОРМАТЫ В ПРАКТИКЕ СОВРЕМЕННОГО МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ Марианна Владимировна Будник

Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия, [email protected]

Аннотация. Статья посвящена современным методам, приемам, форматам и нововведениям в журналистском образовании, осмыслению опыта преподавания дисциплин, связанных с журналистикой и современными зарубежными медиасистемами. Автор рассуждает о журналистском и медиаобразовании, проводя параллель с такими терминами, как «медиаграмотность», «медиакомпетентность», «медиакультура», «медиаумения» и др. В статье рассматриваются трактовки терминов и точки зрения ученых в области медиаобразования. Одновременно объясняется важная роль высшего журналистского образования, проводится сравнение с зарубежным опытом.

Автор уточняет, чему сегодня, в век информационного общества, уделяется особое внимание в вузе при подготовке будущих журналистов. Опираясь на мнение коллег из профессорско-преподавательского состава, а также личный опыт, автор анализирует использование таких методик, как лекция-презентация, работа с мультимедиа, работа над индивидуальным проектом.

Автор статьи делится результатами практических заданий, полученными от студентов факультета журналистики РГГУ Рассказывает о новых направлениях в медиаобразовании, изменениях и новациях, соответствующих требованиям времени. В частности, о направлении магистерской подготовки на факультете журналистики РГГУ «Продюсирование мультимедийных проектов».

Обсуждаетсявопросстартапавкачестведипломапонаправлениям«Журналистика»и«Медиакоммуникации». Это абсолютно новый формат выпускной квалификационной работы на гуманитарных направлениях, который требует особого внимания, специальной организации работы, многосторонней подготовки. Автор приходит к выводу, что важно меняться вместе с информационным обществом, соблюдая нормы морали, нравственности, профессионализма, направлять образовательный дизайн в более современные, актуальные форматы, востребованные студенческой аудиторией будущих и начинающих журналистов.

Ключевые слова: медиаобразование, журналистика, мультимедиа, диплом, стартап, медиаграмотность, медиакомпетентность, РГГУ.

Для цитирования: Будник М. В. Приёмы и форматы в практике современного медиаобразования // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2024. № 1 (51). С. 25-30. doi: 10.47475/2070-0695-2024-51-1-25-30

Original article

TECHNIQUES AND FORMATS IN THE PRACTICE OF MODERN MEDIA EDUCATION Marianna V. Budnick

Russian State University for the Humanities, Moscow, Russia, [email protected]

Abstract. The article is devoted to modern methods, techniques, formats and innovations in journalism education, understanding the experience of teaching disciplines related to journalism and modern foreign media systems. The author discusses journalism and media education, drawing a parallel with such terms as "media literacy", "media competence", "media culture", "media skills", etc. The article discusses the interpretation of terms and points of view of scientists in the field of media education. At the same time, the important role of higher journalistic education is explained and comparisons are made with foreign experience.

The author clarifies what nowadays, in the age of the information society, special attention is paid to when preparing future journalists at universities. Based on the opinion of colleagues, as well as personal experience, the author analyzes the use of such techniques as lecture-presentation, working with multimedia, and working on an individual project.

The author of the article shares the results of practical assignments received from students of the Faculty of Journalism of the Russian State University for the Humanities. It talks about new directions in media education, changes and innovations that meet the requirements of the time. In particular, about the direction of master's training at the Faculty of Journalism of the Russian State University for the Humanities - "Producing multimedia projects."

The issue of a startup as a diploma in the areas of Journalism and Media Communications is being discussed. This is a completely new format of final qualifying paper in the humanities, which requires special attention, special organization of work, and multifaceted training.

The author concludes that it is important to change along with the information society, observing the norms of morality, morality, professionalism, and to direct educational design to more modern, relevant formats that are in demand by the student audience of future and aspiring journalists.

Key words: media education, journalism, multimedia, diploma, startup, media literacy, media competence, Russian State University for the Humanities

For citation: Budnick M. V. (2024). Techniques and formats in the practice of modern media education. Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija. 1(51): 25-30. doi: 10.47475/2070-0695-2024-51-1-25-30 (In Russ.).

Введение

Постановка проблемы в первую очередь требует определения терминов, которые будут использованы в данной статье. Начнем с медиаобразования. Онлайн-статья в Большой российской энциклопедии сообщает нам, что «медиаобразование - это процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа) в целях формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, а также обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники, обретения медиаграмотности» (Фёдоров 2011).

Синонимами термина «медиаобразование» в определенной степени являются «медиаграмотность» и «медиакомпетентность». Однако медиаграмотный человек - вовсе не обязательно имеет медиаобразование, он лишь свободно пользуется разными типами медиа, понимает, как они устроены, и умеет коммуницировать с их помощью. Медиакомпетентность - более «высокое» понятие. Оно напрямую связано не только с навыками, способностями, знаниями, умениями создавать, использовать, оценивать, анализировать медиатексты, но и с профессиональным образовательным уровнем (Захарова, Демина 2017).

Теоретико-методологические основания исследования

Разные ученые трактуют понятие «медиаобразование» с разных позиций, делая разный смысловой акцент, в результате чего появляются родственные термины: медиаграмотность, медиаобразованность, медиакультура, информационная компетентность, медиакомпетентность и т. д. Так, В. Вебер выделяет структуру медиакомпетентности, включающую в себя обязательные медиаумения: «Во-первых, это обе формы деятельностно-ориентированного анализа медиа: 1) отбор и использование того, что могут предложить медиа; 2) разработка своего собственного медиапродукта. Во-вторых, в терминах содержания, обе формы включают знания и аналитические способности, связанные с:

- креативными возможностями, на которых основаны различные виды медиа;

- предусловиями для эффективного использования медиа;

- экономическими, социальными, техническими, политическими условиями, которые связаны с производством и распространением медиапродуктов» (Вебер 2002).

Профессор А. В. Шариков определяет медиакоммуникативную компетентность как «компетентность в восприятии, создании и передаче сообщений посредством технических и семиотических систем с учетом их ограничений, которая основана на критическом мышлении, а также на способности к медиатизированному диалогу с другими людьми» (Шариков 1990: 46), делая акцент на изучении проблем аудиовизуальной грамотности.

Термин «журналистика», как мы помним из университетского курса, имеет множество толкований. Это и совокупность видов деятельности по сбору, обработке и распространению информации с помощью СМИ (интернет, печать, радио, телевидение, кино и др.), и совокупность профессий, обеспечивающих эти виды деятельности, и научная дисциплина, которая возникла с созданием печати. Современные исследователи придерживаются того мнения, что теперь журналистика - понятие более широкое, чем деятельность, связанная со СМИ, и в частности, с журналами (Мисонжиков 2005).

Журналистика была, есть и будет очень востребованной специальностью и соответственно актуальным направлением в образовании. Количество факультетов и вузов, связанных с журналистикой и медиакоммуникациями, постоянно растет. Помимо крупнейших и самых известных сегодня только в Москве насчитывается несколько десятков факультетов и институтов журналистики.

Приёмы и форматы в практике современного медиаобразования

Для сравнения: далеко не в каждой развитой зарубежной стране есть хотя бы один вуз, факультет или отделение журналистики. Например, в Японии, где долгое время не было факультетов и институтов журналистики, выпускники факультетов политологии, философии, экономики, права постигали журналистское ремесло на практике. Некоторые университеты предоставляли и предоставляют программы спецподготовки, «углубления знаний в области журналистики», как, например, университет «Нихон». Другие (например, университет «София») открывают журналистские направления в рамках иных специализаций (в частности, гуманитарных наук), но это скорее пробные шаги в области журналистского и медиаобразования, далекие от массовых. Сегодня, во времена моды на журналистику, они зачастую рассказывают об этом в ином ключе, представляя свои образовательные услуги как «факультеты» в местном понимании, в реальности отличаясь от общемировых стандартов.

Несколько лет назад, в октябре 2006 г., медиаконцерн «Асахи» учредил для журналистов-практиков одноименный Институт повышения квалификации, где занятия проводят именно практики, которые имеют опыт работы в той или иной отрасли журналистики (Блинова 2008: 43). Здесь же начинающие журналисты проводят исследования, организуют форумы и симпозиумы, что помогает повышению профессионального уровня и укреплению корпоративного духа.

Одновременно растет и потребность в формировании качественных знаний, в то время как традиционные инструменты, не теряя своей актуальности, приобретают новые форматы, трансформируясь в новые методы подготовки журналистов. Сегодня студент журфака получает уже расширенное образование, основанное не только на филологии, гуманитарных науках, но и связанное с новыми технологиями, мультимедиа и новыми навыками, отвечающими требованиям времени.

Теория и практика в медиаобразовании

Вызовы информационного общества, в котором мы сегодня живем, требуют от нас переосмысления образовательного дизайна программ и методик преподавания дисциплин, в частности фундаментальных курсов - истории и современного состояния зарубежных СМИ, международной журналистики и т. д. Сегодняшний студент ждет увлекательных, захватывающих и даже вдохновляющих занятий, а главное -получения знаний, соответствующих современности.

Поэтому преподаватели медиадисциплин и курсов, связанных с журналистикой, сегодня в первую очередь задумываются о проектировании образовательных стандартов на взаимодействие с учащимися. Процессы глобализации и интеграции медиа во все сферы нашей жизни и в сферу образования, конечно же, оказывают значительное влияние на существенно расширенное понимание медиаобразования как такового. При этом основными участниками процесса медиаобразования является не только профессорско-преподавательский состав университетов, но и непосредственно представители СМИ.

Таким образом, один из способов «оживить» занятие - это приглашение гостей, практиков и теоретиков, специалистов в изучаемых вопросах для проведения мастер-классов и мини-курсов. Эта практика сегодня применяется многими, а в журналистике - наиболее актуальна. Ведь роль преподавателя в аудитории, как называет ее С. Г. Корконосенко (Корконосенко 2015: 111), в основном «тренерская», организационная, наставническая, но она нисколько не умаляет роль преподавателя-теоретика. То, что умеет теоретик, не всегда подвластно практику, и наоборот. Поэтому участие практиков в аудиторных занятиях всегда приносит свои плоды. Иногда, конечно, встает вопрос - кого студенты ценят больше: постоянного аудиторного преподавателя или приглашенного гостя-практика? Как показывает практика, «Предпочтение, как правило, оказывалось богатым, колоритным натурам, умеющим находить общий язык с аудиторией и блестяще владеющим своим предметом» (Корконосенко 2015: 116). Здесь важно предусмотреть точку зрения профессиональной идеологии, которая учитывает ряд факторов, как то: возраст, опыт деятельности, принадлежность журналиста к определенной организационной культуре и т. д. (Зорин 2022).

Разделение на лекции по принципу «преподаватель говорит, студенты слушают и записывают» и семинары, на которых подразумевается работа студентов, на мой взгляд, не очень актуально в наше время. Нам кажется более востребованной ориентированность на самостоятельную работу студента под руководством преподавателя (Савинова 2017: 50). Такой подход видится весьма полезным: студент работает самостоятельно и в группе, получает дополнительные баллы, в которых заинтересован, и, конечно же, приобретает более глубокие знания в отдельно взятом вопросе. С другой стороны, представляя свою презентацию, студенты как бы делают работу «для всех», освещая один конкретный вопрос для группы. Что, конечно, более продуктивно с точки зрения объема изучаемого материала и сокращения времени на его изучение.

Лекции как таковые сегодня часто сопровождаются иллюстрационным материалом в виде презентаций, коротких видео- или аудиоматериалов, иногда тематических квизов, игр. Безусловно, при создании новых, более сложных, но в то же время более интересных, увлекательных программ зачастую увеличивается время и ресурсы на их подготовку.

Особое внимание при подготовке будущих журналистов уделяется практическим заданиям. Пробуя себя в той или иной журналистской области, студент не только оттачивает навыки, но выбирает для себя будущую специализацию. По мнению В. В. Тулупова, «специализация и профилизация журналиста связаны прежде всего с его интересом к той или иной тематике и зависят от типа СМИ и специфики отдела редакции, в котором он работает» (Тулупов 2022: 39). Помимо того, что многие студенты сегодня работают по специальности чуть ли не со второго курса, а кто-то даже с первого, некоторые дисциплины подразумевают развитие практических журналистских навыков. Так, некоторые задания включают, например, взятие живых интервью, написание статей для печатного или онлайн-издания, создание аудиовизуальных материалов для мультимедийных ресурсов. «Процессы цифровизации сделали доступным тематическое многообразие, предоставили возможность не ограничивать себя рамками газетной полосы или конкретным хронометражем в теле- или радиопрограмме, временными или финансовыми рамками» (Неренц 2022: 22).

Хотелось бы поделиться любопытными, на наш взгляд, результатами задания, которые были получены по итогам работы студентов-первокурсников на занятии по введению в профессию. Студентам было задано написать короткое эссе на тему «Разговор с профессией». И здесь несколько человек написали: «Я не планирую работать по профессии... на факультет журналистики пошла/пошел потому, что не люблю точные науки, ...а с таким дипломом можно работать во многих сферах». По-моему, эти доводы даже из уст первокурсников звучат как еще одно подтверждение того, насколько «универсально» гуманитарное журналистское или, теперь уже более широко - медиаобразование. Часто бывает, что именно те, кто не собирался работать по профессии, становятся прекрасными журналистами.

Онлайн-формат

Всё более и более новые формы и широкие возможности приобретает сегодня дистанционное обучение. Онлайн-формат стал всем нам близок во время пандемии и, как выяснилось, оказался очень привлекательным способом донесения и получения знаний. Если раньше дистанционные формы обучения применялись исключительно в тех случаях, когда студенты в силу разных причин не могли присутствовать на занятиях (удаленность от школ, институтов, проблемы со здоровьем и т. д.), то сегодня оно становится распространенным практически во всех учебных заведениях. На дистанционную форму обучения переходят и очные, и заочные стандарты. Многие обязательные и дополнительные задания транслируются сегодня на онлайн-платформах. Размещение тестов и контрольных работ онлайн позволяет экономить бумагу, время, место (Велитченко 2020). Студенты отмечают варианты ответов, и зачастую работу проверяет уже система, в которую преподаватель заранее заложил программу правильных ответов. Самые обычные лекции-семинары также проводятся в дистанционном формате. Порой это бывает запись видеокурса лекций, порой это занятия в режиме реального времени, когда онлайн собирается группа и преподаватель и общение, и занятие проходят «на экране».

Продюсирование мультимедийных проектов

Отвечая требованиям времени, в этом году факультет журналистики РГГУ набрал магистрантов на направление «Продюсирование мультимедийных проектов», в рамках которого студенты будут изучать как общие дисциплины, как то: Современные теории массовой коммуникации, Технологии формирования медиаконтента, Медиаэкономика, Медиаменеджмент, Современные медиасистемы, Иностранный язык в профессиональной деятельности и др., так и узкоспециализированные, специально разработанные для направления: Проектирование мультимедийного контента, Продюсирование мультимедийных проектов, Редактирование мультимедийных проектов, Технологии копирайтинга, Реклама в структуре современного медиабизнеса, Управление человеческим капиталом в мультимедийном проекте, Технологии взаимодействия с медиааудиторией, Управление цифровым контентом в сфере культуры и искусства и др. Сегодня важно уметь создавать и продвигать мультимедийный проект. Профессионал медиапродюсер руководит этим процессом, он умеет создать концепцию проекта, знает технологии и инструменты продвижения проекта в разных средах и каналах коммуникации с аудиторией (Макарова 2022).

Уже на первых встречах с магистрантами обсудили следующие вопросы: Как вы представляете для себя реализацию направления, на которое вы поступили? Как вы представляете журналистское предпринимательство? Какой медиапродукт/услугу вы хотели бы продюсировать?

Пять человек выбрали продюсирование кинопродукции, сериалов, документалистики; еще четыре человека - видеоклипы или видеопродакшн. На третьем месте - по два ответа - музыкальные медиапроекты и компьютерные игры. Далее учащиеся указали бренд-медиа, книги, киберспорт, образовательные проекты, проекты, связанные с благотворительностью, соцсетями, дата-журналистикой.

Суть этой методики опроса заключается в изучении интересов и предпочтений магистрантов в области медиапроизводства. Путем обсуждения конкретных вопросов о направлении будущей деятельности, медиапродукции, которую студенты хотели бы продюсировать, мы попытались узнать о том, в каких областях студенты проявляют наибольший интерес и имеют потенциал. Это позволяет более точно адаптировать образовательную программу под реальные потребности и пожелания студентов, способствуя их успешной реализации в будущем.

Приёмы и форматы в практике современного медиаобразования

Стартап как диплом

С этого года наш факультет внедряет в практику создание стартапа в качестве диплома, или, как теперь принято говорить, выпускной квалификационной работы. Конечно, это требует определенных переосмыслений и с организационной, и с профессиональной, и с методологической точек зрения.

В первую очередь работа над стартапом предусматривает командную работу под руководством не только научного руководителя - представителя вуза, а также ментора - специалиста-практика, бизнесмена из той области, в которую предполагается внедрить впоследствии стартап.

Стартап - это своего рода описание нового направления в бизнесе или нового подхода в направлении. Стартап требует междисциплинарного подхода, характеризуется инноватикой и масштабированностью (Переверзева Е. И. Свободу - стартапам: что даст новым проектам ослабление госконтроля. 2023. URL: https://mirbis.ru/articles/svobodu-startapam-chto-dast-novym-proektam-oslablenie-goskontrolya/). Чтобы грамотно его создать, студентам потребуются знания не только изучаемого профиля, но и из смежных отраслей, в первую очередь экономики, поскольку важно уметь предугадывать риски и угрозы, понимать ценность своего продукта или услуги и трезво оценивать возможности своего проекта.

Так или иначе наши магистранты, начиная с выпуска 2025 г., будут иметь на руках «живые» проекты с возможностью их реализации в медиапространстве.

В 2023/24 учебном году одна из студенток-заочниц факультета журналистики РГГУ (бакалавриат, 5-й курс) представила проект своего стартапа, который прошел успешную предзащиту в экспертной комиссии. Студентка вместе со своей командой единомышленников создала медиапродукт - видеоигру «ВДаль». Сценарий разработан на основе культурного кода России и самобытности с помощью старинной словесности, исконно русских традиций, особенностей славянского фольклора через работу Владимира Ивановича Даля «Толковый словарь живого великорусского языка». Предполагается, что оригинальное содержание игры позволит познакомиться с региональными особенностями славянской истории и культуры Донбасса. Видеоигра составлена с элементами квеста, где задания строятся на базе лексики, стилистики и орфоэпии Толкового словаря великорусского языка В. И. Даля (Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / под ред. В. И. Даля. М. : Рипол классик, 2006). Немаловажно отметить, что данный стартап направлен на выполнение образовательной и воспитательной функций.

Выводы

Журналистика остается актуальной специальностью, и ее интеграция с медиакоммуникациями и новыми технологиями является важным направлением в современном образовании. Рост количества факультетов и вузов, связанных с журналистикой, свидетельствует о повышенном интересе к этой области и о необходимости подготовки специалистов, обладающих как классическими, так и современными знаниями и навыками. Современное общество бросает нам всё новые и новые вызовы в образовании и преподавании дисциплин специализации.

Очевидно, что образовательный процесс сегодня должен быть пересмотрен и адаптирован к требованиям, которые предъявляет нам общество. Преподавателям медиадисциплин и журналистики необходимо переосмыслить стандарты образования и уделить внимание взаимодействию с учащимися.

Открывая новые горизонты в медиаобразовании, стоит обратить внимание на стартап-проектирование. Междисциплинарный подход к созданию стартапа позволяет расширить свои знания и умения, что в свою очередь способствует росту инноваций и развитию медиабизнеса. Это поднимет качество образования на новый уровень и подготовит выпускников к вызовам современного рынка труда.

«Журналистика изменилась, образование должно отражать реальность» (Crüger F. Journalism has changes: Education must reflect the reality // The Conversation. 2022. URL: https://theconversation. com/journalism-has-changed-education-must-reflect-the-reality-176944). Чтобы соответствовать

гордому имени преподавателя высшей школы, важно меняться вместе с этим обществом, соблюдая нормы морали, нравственности, профессионализма, направлять образовательный дизайн в более современные актуальные форматы, востребованные студенческой аудиторией будущих и начинающих журналистов.

Список источников

Блинова М. В. СМИ в Японии: медиабизнес, традиции, культура. Москва : МедгаМир, 2008. 104 с.

Вебер В. Портфолио медиаграмотности // Информатика и образование. 2002. № 8. С. 46-54.

Велитченко С. Н. Цифровизация журналистского образования: тренды и перспективы // Евразийский Союз Ученых. № 5 (74). 2020. С. 8-10.

Захарова М. В., Демина Л. И. Медиакомпетентность современного общества: опыт и тенденции развития. Историческая и социально образовательная мысль. 2017, том 9, № 1, часть 1. С. 139-144.

Зорин К. А. К вопросу о структуре профессиональной идеологии журналиста // Журналистика XXI века: возвращаясь к профессиональной идеологии. Материалы международной научно-практической конференции. Санкт-Петербургский государственный университет. СПб., 2022. С. 52-54.

Корконосенко С. Г. Преподавание журналистики в высшей школе: учеб. пос. СПб. : Своё издательство, 2015. 160 с.

Макарова Н. Я. Продюсирование в системе профессиональных компетенций телевизионного журналиста // Новые тренды журналистики и медиакоммуникаций. Материалы Международной научно-практической конференции. Российский государственный гуманитарный университет. Москва, 2022. С. 225-229.

Мисонжиков Б. Я. Современная журналистика: императивы институционализации // Социально-политическое функционирование журналистики // Материалы секции «Журналистика в мире политики» Дней Петербургской философии / Под ред. В.А. Сидорова. СПб, 2005. С. 108.

Неренц Д. В. Развитие современной журналистики в РФ и США. М. : Знание-М, 2022. 379 с.

Савинова О. Н. Традиционная журналистика в условиях формирования новой медиасреды // Вестник Челябинского госуниверситета. Филологические науки. 2017. № 8 (404). Вып. 107. С. 48-52.

Толковый словарь живого великорусского языка в 4 х томах / Под ред. Даля В. И. Москва : Рипол классик, 2006. Тулупов В. В. Профессионализм в журналистике // Журналистика XXI века: возвращаясь к профессиональной идеологиию. Материалы международной научно-практической конференции. Санкт-Петербургский государственный университет. СПб., 2022. С. 37-40.

Фёдоров А. В. Медиаобразование // Большая российская энциклопедия. Том 19. Москва, 2011. С. 480. Шариков А.В. Медиаобразование: мировой и отечественный опыт. Москва : НИИ СО и УК АПН СССР, 1990. 64 с.

References

Blinova, М. V. (2008). SMIv Yaponii: mediabusiness, tradicii, kultura. [Mass Media in Japan: Mediabusiness, Traditions, Culture]. Moscow, MediaMir. 104 p. (In Russ.)

Veber, V. (2002). Portfolio mediagrammotnosti [Media literacy portfolio]. Informatika I obrazovanie, 8, 46-54. (In Russ.) Velitchenko, S. N. (2020). Cifrovizaciya journalistskogo obrazovaniya: trendy I perspektivy. [Digitalization of journalism education: trends and prospects]. Evraziisky Sojuz Uchenyh, 5 (74). 8-10. (In Russ.)

Zakharova, M. V. & Demina, L. I. (2017). Mediakompetentnost sovremennogo obshestva: opyt I tendencii razvitiya. [Media competence of modern society: experience and development trends]. Obrazovatelnaya I istoricheskaya mysl'. Vol. 9.1, part 1, 139144. (In Russ.)

Zorin, K. A. (2022). K voprosu o structure professionalnoi ideologii zhournalista [On the question of the structure of a journalist's professional ideology]. ZhournalistikaXXI veka: vozvrashayaskprofessionalnoi ideologii. St. Petersburg State University. 52-54. (In Russ.)

Korkonosenko, S. G. (2015). Prepodavanie journalistikivvyssheishkole. [Teaching journalism in higher education]. St. Petersburg, Svoe Izdatelstvo. 160 p. (In Russ.)

Makarova, N. Y. (2022). Produsirovanie v sisteme professionalnyh kompetencii televisionnogo zhournalista [Producing in the system of professional skills of a television journalist] Novye trendy zhournalistiki I mediakommunikacii. Moscow: Russian State University for the Humanities. 225-229. (In Russ.)

Misonzhikov, B. Y. (2005). Sovremennaya zhournalistika: imperativy institualizacii [Modern journalism: imperatives of institutionalization]. Socialno-politicheskoye funkcionirovanie zhournalistiki. St Petersburg. P. 108. (In Russ.)

Nerents, D. V. (2022). Razvitie sovremennoi zhournalistiki [The development of modern journalism]. Moscow, Znanie-M. 379 p. (In Russ.)

Savinova, O. N. (2017). Tradicionnaya journalistika v usloviyah formirovaniya novio mediasredy [Traditional journalism in the context of the formation of a new media environment]. Vestnik Chelyabinskogo Gosuniversiteta. Philological sciences, 8 (404). Vol. 107. 48-52. (In Russ.)

Dal', V. I. (2006). Tolkovyi Slovarzhivogo velikorusskogoyazyka [Explanatory Dictionary of the Living Great Russian Language], 4 vols. Moscow: Ripol Classic. (In Russ.)

Tulupov, V. V. (2022). Professionalism v journalistike [Professionalism in Jouenalism]. ZhournalistikaXXI veka: vozvrashayas k professionalnoi ideologii. St. Petersburg: St. Petersburg State University. 37-40. (In Russ.)

Fedorov, A. V. (2011). Mediaobrazovanie [Media Education]. Bolshaya rossiiskaya Enciklopediya [Great Russian Encyclopedia]. Moscow, Vol. 19. 480 p.

Sharikov, A. V. (1990). Mediaobrazovanie: mirovoi i otechestvenyi opyt [Media education: global and domestic experience]. Moscow, NII SO and UK APN USSR, 64 p. (In Russ.)

Информация об авторе

М. В. Будник - кандидат филологических наук, доцент, заместитель заведующего кафедрой журналистики факультета журналистики.

Information about the author Marianna V. Budnick - Ph.D., Associate Professor, Deputy Head of the Journalism Department, Faculty of Journalism.

Статья поступила в редакцию 30.11.2023; одобрена после рецензирования 11.03.2024; принята к публикации 13.03.2024. The article was submitted 30.11.2023; approved after reviewing 11.03.2024; accepted for publication 13.03.2024.

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. The author declares no conflicts of interests.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.