Научная статья на тему 'ЮВЕНИЛЬНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА КАК ЭЛЕМЕНТ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. ОПЫТ МЕДИАСТУДИИ «СОК» (Г. ИРКУТСК)'

ЮВЕНИЛЬНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА КАК ЭЛЕМЕНТ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. ОПЫТ МЕДИАСТУДИИ «СОК» (Г. ИРКУТСК) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ювенильная журналистика / медиаграмотность / медиаобразование детей и подростков / детские и подростковые медиастудии / медиастудия «СОК» / juvenile journalism / media literacy / media education of children and adolescents / children’s and adolescent media studios / media studio «SOK»

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ирина Николаевна Демина, Наталья Леонидовна Мельникова

Актуальность статьи определяется тем, что, в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г.» обязательным стало открытие до декабря 2024 г. медиацентров в каждом образовательном учреждении. Целью статьи является определение методологических основ функционирования таких медиацентров и раскрытие опыта работы одного из них – медиастудии «СОК» в г. Иркутске. В международном информационном пространстве о медиаобразовании стали активно говорить в 1970-х гг., ЮНЕСКО начала активно развивать данное направление и проводить международные конференции по медиаобразованию. Медиаобразование и медиаграмотность – термины, тесно взаимосвязанные. При этом медиаобразование – процесс развития личности, медиаграмотность – результат медиаобразования. В России медиаобразование развивалось параллельно с ювенильной журналистикой. Существовали отдельные ее направления и научные школы. В российских образовательных учреждениях медиаобразование является необязательным, но осуществляется на метапредметном уровне. В статье ювенильная журналистика рассматривается как часть медиаобразования, результатом которого становится повышение уровня медиаграмотности подростков. В Российской Федерации в настоящее время существует множество официально зарегистрированных и неофициальных ювенильных СМИ. В Иркутской области не существует единого реестра ювенильных медиаобъединений, и нет возможности с точностью посчитать, сколько детей и подростков охвачено данным видом деятельности. В статье описывается медиастудия «СОК» МАОУ ДО г. Иркутска «Станция юных натуралистов», выявлены ее достоинства и недостатки. Работа будет полезна руководителям существующих ювенильных объединений и подростковых редакций и медиапедагогам, которые находятся на этапе задумки или создания ювенильной редакции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

JUVENILE JOURNALISM AS AN ELEMENT OF MEDIA EDUCATION OF CHILDREN AND ADOLESCENTS. EXPERIENCE OF THE MEDIA STUDIO «SOK» (IRKUTSK)

The relevance of the article is determined by the fact that, in accordance with the Order of the Government of the Russian Federation № 678-r «On approval of the Concept for the development of additional education for children until 2030», it became mandatory to open Media Centers in each educational institution by December 2024. The purpose of the article is to determine the methodological foundations of the functioning of such media centers and disclose the experience of one of them the Sok media studio in Irkutsk. In the international information space, media education began to be actively discussed in the 1970s, UNESCO began to actively develop this area and hold international conferences on media education. Media education and media literacy are closely related terms. At the same time, media education is the process of personality development, media literacy is the result of media education. In Russia, media education developed in parallel with juvenile journalism. There were separate directions and scientific schools. In Russian educational institutions, media education is optional, but is carried out at the meta-subject level. In the article, juvenile journalism is considered as part of media education, the result of which is an increase in the level of media literacy of adolescents. In the Russian Federation, there are currently many officially registered and unofficial juvenile media. In the Irkutsk region, there is no single register of juvenile media associations, and there is no way to accurately calculate how many children and adolescents are covered by this type of activity. The article describes the media studio «SOK» MAOU DO Irkutsk «Station of young naturalists», its advantages and disadvantages are identified. The work will be useful to the heads of existing juvenile associations and teenage editorial offices and media educators who are at the stage of conceiving or creating a juvenile editorial office.

Текст научной работы на тему «ЮВЕНИЛЬНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА КАК ЭЛЕМЕНТ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. ОПЫТ МЕДИАСТУДИИ «СОК» (Г. ИРКУТСК)»

Знак: проблемное поле медиаобразования. 2024. № 3 (53). С. 23-32 elSSN 2949-3641; ISSN 2070-0695 (print). Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija. 2024;3(53): 23-32. elSSN 2949-3641; ISSN 2070-0695 (print).

Научная статья УДК 070.1

DOI 10.47475/2070-0695-2024-53-3-23-32

ЮВЕНИЛЬНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА КАК ЭЛЕМЕНТ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. ОПЫТ МЕДИАСТУДИИ «СОК» (Г. ИРКУТСК)

Ирина Николаевна Демина1, Наталья Леонидовна Мельникова2

1 2 Байкальский государственный университет, Иркутск, Российская Федерация

1 [email protected], https://orcid.org/0000-0003-0306-3579

2 [email protected]

Аннотация. Актуальность статьи определяется тем, что, в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г.» обязательным стало открытие до декабря 2024 г. медиацентров в каждом образовательном учреждении. Целью статьи является определение методологических основ функционирования таких медиацентров и раскрытие опыта работы одного из них - медиастудии «СОК» в г. Иркутске. В международном информационном пространстве о медиаобразовании стали активно говорить в 1970-х гг., ЮНЕСКО начала активно развивать данное направление и проводить международные конференции по медиаобразованию. Медиаобразование и медиаграмотность - термины, тесно взаимосвязанные. При этом медиаобразование - процесс развития личности, медиаграмотность - результат медиаобразования. В России медиаобразование развивалось параллельно с ювенильной журналистикой. Существовали отдельные ее направления и научные школы. В российских образовательных учреждениях медиаобразование является необязательным, но осуществляется на метапредметном уровне. В статье ювенильная журналистика рассматривается как часть медиаобразования, результатом которого становится повышение уровня медиаграмотности подростков. В Российской Федерации в настоящее время существует множество официально зарегистрированных и неофициальных ювенильных СМИ. В Иркутской области не существует единого реестра ювенильных медиаобъединений, и нет возможности с точностью посчитать, сколько детей и подростков охвачено данным видом деятельности. В статье описывается медиастудия «СОК» МАОУ ДО г. Иркутска «Станция юных натуралистов», выявлены ее достоинства и недостатки. Работа будет полезна руководителям существующих ювенильных объединений и подростковых редакций и медиапедагогам, которые находятся на этапе задумки или создания ювенильной редакции.

Ключевые слова: ювенильная журналистика, медиаграмотность, медиаобразование детей и подростков, детские и подростковые медиастудии, медиастудия «СОК»

Для цитирования: Демина И. Н., Мельникова Н. Л. Ювенильная журналистика как элемент медиаобразования детей и подростков. Опыт медиастудии «Сок» (г. Иркутск) // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2024. № 3 (53). С. 23-32. doi: 10.47475/2070-0695-2024-53-3-23-32

Original article

JUVENILE JOURNALISM AS AN ELEMENT OF MEDIA EDUCATION OF CHILDREN AND ADOLESCENTS. EXPERIENCE OF THE MEDIA STUDIO «SOK» (IRKUTSK)

Irina N. Demina1, Natalia L. Melnikova2

1 2 Baikal State University, Irkutsk, Russian Federation

1 idemina.irk@ gmail.com, https://orcid.org/0000-0003-0306-3579

2 Baikal State University, Irkutsk, [email protected]

Abstract. The relevance of the article is determined by the fact that, in accordance with the Order of the Government of the Russian Federation № 678-r «On approval of the Concept for the development of additional education for children until 2030», it became mandatory to open Media Centers in each educational institution by December 2024. The purpose of the article is to determine the methodological foundations of the functioning of such media centers and disclose the experience of one of them - the Sok media

studio in Irkutsk. In the international information space, media education began to be actively discussed in the 1970s, UNESCO began to actively develop this area and hold international conferences on media education. Media education and media literacy are closely related terms. At the same time, media education is the process of personality development, media literacy is the result of media education. In Russia, media education developed in parallel with juvenile journalism. There were separate directions and scientific schools. In Russian educational institutions, media education is optional, but is carried out at the meta-subject level. In the article, juvenile journalism is considered as part of media education, the result of which is an increase in the level of media literacy of adolescents. In the Russian Federation, there are currently many officially registered and unofficial juvenile media. In the Irkutsk region, there is no single register of juvenile media associations, and there is no way to accurately calculate how many children and adolescents are covered by this type of activity. The article describes the media studio «SOK» MAOU DO Irkutsk «Station of young naturalists», its advantages and disadvantages are identified. The work will be useful to the heads of existing juvenile associations and teenage editorial offices and media educators who are at the stage of conceiving or creating a juvenile editorial office.

Key words: juvenile journalism, media literacy, media education of children and adolescents, children's and adolescent media studios, media studio «SOK»

For citation: Demina I. N., Melnikova N. L. (2024). Juvenile journalism as an element of media education of children and adolescents. Experience of the media studio «Sok» (Irkutsk). Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija. 3(53): 23-32. (In Russ). doi: 10.47475/2070-0695-2024-53-3-23-32

Введение

31 марта 2022 г. вышло Распоряжение Правительства РФ № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации». Среди прочих пунктов обязательным стало открытие до декабря 2024 г. медиацентров в каждом образовательном учреждении (Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации : Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р // СПС «КонсультантПлюс»).

На основании этого распоряжения были созданы методические рекомендации по созданию медиацентров. В данных рекомендациях медиацентр позиционируется как объединение учащихся организаций общего и дополнительного образования в возрасте от 8 до 18 лет, которые увлечены медиа. Обязателен наставник (куратор медиацентра). Цель создания - детский и молодежный информационный контент.

Деятельность школьного медиацентра направлена на объединение педагогов, обучающихся и их родителей для осведомления всего школьного коллектива о том, что происходит в стране и регионе, образовательной организации, в других образовательных организациях страны и региона, формирующее взгляды и ценностные ориентиры обучающихся, их информационную культуру, позволяющее максимально раскрыть творческий потенциал всех его участников.

В рамках реализации дополнительных общеобразовательных программ социально-гуманитарной направленности школьные медиацентры помогают создать условия для вовлечения детей в практику глобального, регионального и локального развития общества, развития культуры межнационального общения, лидерских качеств, правовой и медиаграмотности, в том числе с применением игровых форматов и технологий, использования сетевых коммуникаций в реальной и виртуальной среде, формирования у обучающихся навыков, связанных с эмоциональным, физическим, интеллектуальным, духовным развитием человека (Кузьмина 2016: 5-6).

Как одна из форм организации ювенильной журналистики, детские и подростковые медиацентры будут играть роль в социализации школьников, формировании и развитии у них компетенции личностного, в том числе гражданского самоопределения. Причастность к определенной группе единомышленников, осознание своей значимости, оценка результатов совместного труда - важный фактор процесса социализации и самоопределения обучающегося среднего и старшего возраста.

Один из соавторов данной статьи принимает непосредственное участие в деятельности детской медиастудии «СОК» (г. Иркутск), являясь одним из ее руководителей. Именно этим обстоятельством определяется и цель статьи - ознакомить аудиторию с опытом работы подобной студии в практическом аспекте функционирования развития ювенильных СМИ в России, особенно в далеких от федерального центра регионах. С этим связана и методика исследования - case-study анализ одного из ювенильных СМИ - детской медиастудии «СОК».

Традиции детской журналистики и средств массовой информации для детей всегда были сильны во все время существования еще Советского Союза. На протяжении многих лет существовал корпус изданий и радио- и телепередач для юного поколения, начиная с детсадовского возраста. В настоящее время традиции эти возрождаются и укрепляются. В России существует множество детских и молодежных СМИ, студий, школ, в рамках которых юные граждане нашей страны имеют возможность развивать свои творческие способности, участвовать в жизни своих учебных заведений, районов, городов, обучаться профессиям журналиста, оператора, режиссера и др. Такая деятельность, с одной стороны, выступает инструментом профориентационной работы, с другой - помогает включиться юным гражданам в развитие нашей страны.

Детские и юношеские СМИ России сегодня активно обмениваются опытом, многие из них объединяют свои усилия, знакомы лично или заочно. В данной статье авторы обращают внимание на практический аспект ювенильной журналистики - описывают опыт лишь одной из таких студий.

Цель исследования - насытить практическими примерами, а именно проектами и принципами функционирования одного из детских и подростковых медиа, а именно медиастудии «СОК» теорию ювенильных СМИ, показать, как реализуются принципы, и какие результаты дает непосредственная работа с детьми и подростками в воспитании активной жизненной позиции, выборе профессии и овладении навыками профессиональной работы в сфере массовой коммуникации. Объектом исследования является медиастудия для детей и подростков «СОК». Методом исследования - наблюдение и в конечном итоге описание аспектов, проектов и результатов ее функционирования для юных участников, деятельности наставников.

Теоретические основы исследования

Впервые о медиаобразовании детей и подростков заговорили в конце 70-х гг. ХХ в. Эксперты ЮНЕСКО в 1978 г. заявили о том, что это направление педагогической деятельности нуждается в поддержке. После этого ЮНЕСКО начала активно развивать данное направление и проводить международные конференции по медиаобразованию.

На международном симпозиуме ЮНЕСКО по медиаобразованию (Медийная и информационная грамотность https://unesdoc.unesco.Org/ark:/48223/pf0000265509_rus), которое прошло в Грюнвальде (территория современной Германии) в 1982 г., была принята Грюнвальдская декларация ЮНЕСКО. Основные положения этой декларации связаны с поддержкой медиаобразовательных программ и их широким внедрением в образовательный процесс: организацией курсов переподготовки с целью углубления знаний в сфере СМИ, стимулированием исследований в сфере медиаобразования. Спустя 25 лет после принятия Грюнвальдской декларации состоялась крупная международная конференция ЮНЕСКО в Париже (2007) (https://unesdoc.unesco.Org/ark:/48223/pf0000156046_rus), где были разработаны 12 рекомендаций, дополняющих декларацию 1982 г.

Медиаобразование и медиаграмотность - термины, тесно взаимосвязанные. Общеупотребительными являются такие определения этих понятий: медиаобразование - процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники. Обретенная в результате этого процесса медиаграмотность помогает человеку активно использовать возможности информационного поля (Федоров 2001: 8). Медиаграмотность -умение анализировать и синтезировать пространственно-временную реальность, «читать» медиатекст, то есть результат медиаобразования. Главная цель медиаобразования состоит в достижении высокого уровня медиаграмотности, чтобы воспринимать, анализировать, оценивать и контактировать с разнообразными медиатекстами (информационными, аналитическими, мультимедийными сообщениями любого жанра) (Федоров 2014: 25).

Британский ученый и педагог Л. Мастерман научно обосновал актуальность медиаобразования в современном мире. И. В. Жилавская, ссылаясь на его труды, приводит семь причин актуальности медиаобразования (Жилавская 2009: 73):

1. высокий уровень потребления медиа и насыщенности современных обществ средствами массовой информации;

2. идеологическая важность медиа и их влияния на сознание аудитории;

3. быстрый рост количества медийной информации, усиление механизмов управления ею и ее распространения;

4. интенсивность проникновения медиа в основные демократические процессы;

5. повышение значимости визуальной коммуникации и информации во всех областях;

6. необходимость обучения школьников/студентов с ориентацией на соответствие будущим требованиям;

7. нарастающие национальные и международные процессы приватизации информации.

На сегодняшний день необходимость медиаобразования не оспаривается, а всячески поддерживается государственными органами. Так, еще в конце XX в. в образовательных учреждениях Канады и Австралии медиаобразование стало обязательным, а в Великобритании оно осуществляется в смешанной форме с основными предметами.

В России медиаобразование развивалось параллельно с ювенильной журналистикой. Существовали отдельные ее направления и научные школы таких исследователей, как Ю. Н. Усов (Усов 2000a, Усов 2000b), Л. С. Зазнобина (Зазнобина 1996, Зазнобина 1999), А. В. Федоров (Федоров 2015). В настоящее время исследования медиаобразования и медиаграмотности актуализировались. На повестке дня и

теоретические вопросы, касающиеся сравнения различных формулировок понятий «медиаобразование», «медиаграмотность», «медиапедагогика» (Бекирова 2020), общие проблемы медиаобразования и медиаграмотности России (Талипова 2021), исследования структурно-содержательных особенностей отечественных исследований по проблематике медиаграмотности (Казаков 2020) и прикладные исследования, затрагивающие, в частности, интеграцию медиаобразования в условиях современной школы (Везетиу 2022), медиаобразование и медиаграмотность как инструмент формирования личности (Маджуга 2024), медиаобразование, медиаграмотность и медиапотребление молодежи (Москаленко 2024) и др.

На сегодняшний день медиаобразование является важным компонентом общего образования детей. Согласно изменениям в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) за недавние годы, среди компетенций, развитие которых должна обеспечить школа, названы следующие: работа с информацией, базовые исследовательские навыки, опыт совместной деятельности. Еще во ФГОС от 2021 г. в разделе 42.1 «Овладение универсальными познавательными действиями (УУД)» появился новый подраздел «Работа с информацией» (Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования : Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 // СПС «КонсультантПлюс»). Он включает такие действия:

— выбирать источник получения информации;

— находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;

— распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим работником способа ее проверки;

— соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;

— анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;

— самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.

В российских образовательных учреждениях медиаобразование является необязательным, но несмотря на это, основные его задачи, особенно те, что связаны с повышением медиаграмотности среди детей и воспитанием медиакультуры, осуществляются на метапредметном уровне. Образовательное учреждение должно выполнить ряд важных образовательно-воспитательных задач, среди которых поддержка детских объединений, ученического самоуправления и формирование психологической культуры в информационной среде, развитие практических навыков в области использования ИКТ.

По мнению специалистов, работающих с детьми и подростками, чтобы не стать жертвой медиакультуры, важно развить в ребенке медиакомпетентность. Чем раньше он научится взаимодействовать с медиа, тем легче ему будет адаптироваться в социуме и тем меньшему вреду со стороны массмедиа он будет подвержен в дальнейшем.

И. В. Жилавская говорит о том, что медиаобразование призвано решить эту задачу с помощью всевозможных методов и средств обучения молодежи самостоятельному восприятию медиапродуктов. Одним из таких методов является организация работы ювенильных медиа, которые могут функционировать на базе школ как классического института воспитания подрастающего поколения, так и в центрах дополнительного образования, заинтересованных организаций, университетах и т. д. «Главной целью ювенильного издания является не сама газета - а повышение медиаграмотности школьников» (Жилавская 2009).

Автор отмечает, что медиаграмотность формируется в процессе создания медиапродуктов обучающимися в разных форматах — печать, звук, графика, и продвижение таких медиапродуктов в масс-медиа (Жилавская 2019). В основе ювенильной журналистики лежит привлечение детей к производству медиапродукта. Вследствие чего дети и подростки, в зависимости от условий, осваивают навыки работы с информацией и ее переработки в различных форматах.

И. А. Фатеева считает, что форма деятельности в рамках медиаобразования зависит от задач педагога, уровня подготовленности аудитории, взаимных ожиданий субъектов учебного процесса. В зависимости от этого в своем научном труде И. А. Фатеева разделяет медиаобразование по уровням (дошкольное, среднее, профессиональное, последипломное), целям (профессиональное и непрофессиональное), видам образовательного учреждения (основное и дополнительное), по наличию видовой интеграции (интегрированное и специальное), формам реализации (активное, пассивное, смешанное) и степени организованности (формальное, внеформальное, неформальное) (Фатеева 2007).

В статье ювенильная журналистика рассматривается как часть медиаобразования, результатом которого становится повышение уровня медиаграмотности подростков. Это необходимо в быстро меняющемся мире информации и повсеместного использования технических средств. Таким образом, уже с раннего возраста ребенок становится участником информационной среды, и в этом потоке информации важно помочь ему не потерять ориентир. Одним из проводников в мире медиаобразования являются ювенильные СМИ.

В Российской Федерации в настоящее время существует множество ювенильных СМИ. Среди них есть официально зарегистрированные и существующие неофициально в пределах образовательного учреждения как форма внеурочной деятельности. Исследование ювенильных СМИ усложняется тем, что невозможно представить полную картину по количеству ювенильных СМИ в нашей стране. Совершенно понятно, что это количество больше официальной цифры. Если обращаться к официальным данным, то по данным РОО ТО «ЮНПРЕСС» и ООДО «Лига юных журналистов» на сегодняшний день в России более 35 000 юных журналистов-медиалидеров, при этом детей, обучающихся по программам медийной направленности в системе дополнительного образования детей еще больше - 158 000 (по данным ВЦХТ). На крупнейшем мультимедийном портале «ЮНПРЕСС» на сегодняшний день открыто более 8 000 личных кабинетов (ЮНПРЕСС: молодежный мультимедиапортал : офиц. сайт. URL: https://ynpress.com/).

Детские и подростковые медиаобъединения в Иркутске и Иркутской области

Провести количественный и качественный анализ студий в Иркутской области оказалось непросто. При обращении в Центр развития дополнительного образования Иркутской области выяснилось, что единого реестра ювенильных медиаобъединений Иркутской области не существует, и нет возможности с точностью посчитать, сколько детей и подростков охвачено данным видом деятельности. Можно провести лишь примеры активно функционирующих ювенильных СМИ, одним из которых является медиастудия «СОК» МАОУ ДО г. Иркутска «Станция юных натуралистов» (Программа «Медиастудия "СОК"». URL: https://р38.навигатор.дети/program/523-pшgramma-mediastudiya-sok?yscИd=m1hj3i3kz600143618; https:// ok.ru/group52227323265240; https://ddut-irk.ru/news/2887.html).

В данный момент это творческое объединение базируется в Муниципальном автономном учреждении дополнительного образования города Иркутска «Станция юных натуралистов».

Студия была создана в 2017 г. на базе МАОУ ДО г. Иркутска «Дворец творчества». В основе работы -дополнительная общеразвивающая программа «Медиастудия "СОК"», которая имеет социально-гуманитарную направленность. Подростки, на которых и направлена настоящая программа, смогут не только почувствовать на себе воздействие медиасферы, но еще и поработать по ту сторону экрана, исполняя все важные функции - информирующую, образовательную, организующую. Они попробуют себя в видеосъемке, обработке и монтаже, написании текстов, работе в кадре, графическом дизайне. Навыки, знания и умения, полученные в ходе освоения программы, пригодятся в дальнейшем в жизни, даже если в будущем учащиеся не выберут профессию, связанную с медиасферой. Творческий подход пригодится абсолютно в любой сфере деятельности.

Таким образом, актуальность создания студии определяется возможностью удовлетворения интереса и реализации способностей детей в области телевизионной техники и программных продуктов, их потребностью в профессиональном самоопределении.

В процессе реализации программы осуществляется развитие у учащихся креативности, которая поможет в дальнейшем в их жизненном и профессиональном самоопределении.

В процессе командной работы над проектами самых разных направлений и жанров происходит развитие у детей коммуникативных качеств. Развитие ответственности учащегося за выполненную работу достигается путем включения каждого в проект со своим заданием. Развитие умения обрабатывать различную информацию с помощью специальных редакторов достигается в процессе самостоятельной работы каждого учащегося над индивидуальным заданием.

Работа с детьми и подростками в студии носит профориентационный характер, позволяет найти решение проблемы работы для подростков; приобретенные навыки могут послужить фундаментом для дальнейшего развития в данной информационной сфере и полноценного заработка.

Реализация программы «Медиастудия "СОК"» способствует созданию условий не только для творческого развития личности и приобщении к самостоятельной познавательной деятельности, но и содействует гармоничному воспитанию детей в современном обществе. Программа содержит знания, вызывающие познавательный интерес учащихся к медиапрофессиям. Большое внимание уделяется не только получению теоретических знаний, но и возможностью их применять на практике при создании контент-плана в зависимости от поставленных задач.

Программа рассчитана на обучение детей средних и старших классов (12-17 лет), у которых развит интерес к социальным платформам в сети Интернет. Набор в группы свободный. На обучение в медиастудию принимаются все дети данного возраста. Состав групп разновозрастной, разнополый, постоянный. На занятиях при таком комплектовании можно успешно реализовать принцип взаимообучения: старшие выступают организаторами групповой деятельности, руководят подготовкой групп к занятию, объясняют то, что не усвоено младшими, готовят их к ответу на занятии, осуществляют контроль за работой и оценку достижений группы и каждого учащегося.

Содержание программы позволяет учитывать возрастные и психологические особенности детей. Подросток уже вполне самостоятельно может организовывать свое внимание, память, мышление,

воображение. Быстро развиваются смысловая логическая память, понятийное мышление. При этом появляется способность к гипотетико-дедуктивным рассуждениям, то есть способность к построению логических рассуждений на основе выдвинутых гипотез, к умственным экспериментам и к мысленному решению задач на основе каких-то предположений. Мышление приобретает рефлексивный характер. Все эти новые качества психических процессов получат свое дальнейшее развитие в старшем школьном возрасте.

У детей среднего школьного возраста на первый план выступает общение со сверстниками, их оценки и ценности. Они склонны завышать свои возможности, оправдывать свои проступки. В отношениях с подростками необходимо, прежде всего, проявлять максимум терпения и понимания. Подросток может самостоятельно организовать свое внимание, память, мышление, воображение. На данный момент в медиастудии «СОК» занимается 31 ребенок подросткового возраста. Учащиеся поделены на три группы, помимо теоретических занятий ведется большая практическая работа.

Содержание программы составлено таким образом, что за данный период обучения (1 год) у учащихся будут формироваться умения и навыки работы в медиасфере. Материал для обучения подобран таким образом, чтобы он оптимально соответствовал возможностям детей в его освоении. От этапа к этапу возникает коэффициент понятийной сложности, что позволяет связать обучение в единый процесс освоения новых знаний.

Программа составлена с использованием модульного принципа деятельности, состоит из четырех самостоятельных модулей: Модуль 1. «Журналистика», Модуль 2. «Культура речи», Модуль 3. «Видеосъемка», Модуль 4. «Монтаж видео». Обучение в каждом модуле делится по уровням: 1-й уровень - ознакомительный, 2-ой уровень — базовый, 3-й уровень - продвинутый «Профи». Продвинутый уровень предназначен для высокомотивированных и одаренных детей, которые участвуют в конкурсах и фестивалях различного уровня и планируют в дальнейшем получать профессиональное образование.

Основной принцип реализации программы - компетентностно-деятельностный подход в обучении с учетом индивидуальных способностей и возможностей каждого учащегося - уровневая дифференциация обучения. Данный подход базируется на личностно-ориентированном подходе к ребенку при помощи создания педагогом «ситуации успеха» для каждого учащегося. Таким образом, данная методика обеспечивает эффективность и результативность образовательного процесса. Подбор заданий осуществляется на основе результатов наблюдения педагогов за практической деятельностью учащегося на занятии. Личностно-ориентированный подход в обучении позволяет определить индивидуальную траекторию развития каждого ребенка, опираясь на его зону ближайшего развития. Обучение строится по принципу от простого к сложному, усложнения учебного материала для одаренных и высокомотивированных детей. При реализации программы используется деятельностный подход в обучении.

Название студии ассоциируется с «сочными» новостями, яркими событиями и «вкусными» темами, которыми интересуется подрастающее поколение. Занятия идут по следующим направлениям: журналистика; мастерство ведущего; ораторское искусство; основы видеосъемки; графический дизайн и видеомонтаж. В процессе обучения теория и практика дополняют друг друга. Ребята учатся работать в разных жанрах журналистики, пишут тексты и сценарии, участвуют в съемках, работают в кадре, создают собственные проекты и монтируют их. Сфера деятельности очень обширна - сюжеты и репортажи, интервью и клипы, развлекательные и познавательные программы, прямые трансляции, социальная реклама, документальные и художественные фильмы.

Всего за учебный год выпускается более 50 единиц самого разнообразного контента.

Студия специализируется на документальном жанре: портретные и исторические очерки, документальные фильмы о родном крае, об истории города и региона составляют основу их деятельности.

Самыми просматриваемыми являются программы краеведческого цикла «Что здесь было?» Это короткий телевизионный формат, который полюбился детям и подросткам. Он позволяет коротко, понятно, без лишней «воды» рассказывать важные истории из истории Иркутска. Популярностью пользовались программы цикла: «Леонид Гайдай», «Сквер имени Кирова», «Улица Рабочая». Данный цикл заявлялся как проект на конкурс «Моя страна - моя Россия» (президентской платформы «Россия - страна возможностей»), прошел обор среди 19 000 проектов, поданных на конкурс в номинации «Мой город, моя малая Родина» и после защиты проекта в Москве стал призером Второй степени. Кроме этого, на базе медиастудии были сняты и смонтированы такие проекты документально-краеведческой направленности, как «Вампиловские места Иркутска», «Ледоколы Байкала», «Особняк на Почтамтской», «Максим Горький и Иркутск», «Строители БАМа», «Иркутск- город трудовой доблести». Все эти работы были победителями и призерами конкурсов и фестивалей в разных городах России.

Важное место в творческом планировании Медиастудии «СОК» занимают информационные жанры. Юные корреспонденты пишут заметки, интервью, снимают опросы, репортажи и информационные сюжеты. Тематика самая разнообразная. Но в основном темой для репортажей и информационных

сюжетов становится то, что происходит в мире подростков: концерты, конкурсы, образовательные и спортивные мероприятия. Информационные жанры удобны тем, что на их примере легче всего изучать основы журналистики.

Принцип, по которому строится обучение в Медиастудии «СОК», - наставничество системы «Ученик - ученик». Это значит, что более опытные в медиасфере подростки обучают менее опытных. Чтобы данная система работала ярко, а участники процесса в редакции были мотивированы создавать медиапродукт самостоятельно, ежемесячно создается молодежная программа «Зумеры». Жанрово это программа находится на стыке художественной и аналитической журналистики. Программа предполагает парное ведение, три-четыре сюжета. За выпуск каждой программы полностью отвечают члены ювенильной редакции. Ответственные шеф-редактор и главный режиссер контролируют процесс. Ученики самостоятельно предлагают темы для сюжетов, готовят календарно-постановочный план и план монтажа, распределяют членов съемочной команды. При этом шеф-редактор отвечает за тексты, сценарии, подбор ведущих, их текст в кадре и внешний вид. Главный режиссер - за всю визуальную часть: съемки и монтаж программы. Готовая программа вместе с заставками, перебивками, титрами сдается руководителю студии и после утверждения выходит в эфир. Темы для сюжетов участники ювенильной редакции выбирают самые разные: это и обзор игр, книг и фильмов, и разговор о моде, рукоделии и увлечениях подростков, и вопросы на актуальные темы. Всего за учебный год выходит девять выпусков программы.

Большое внимание уделяется проектам жанров художественной журналистики. Очерки (портретные, путевые, исторические), клипы и зарисовки, ролики социальной рекламы занимают важное место в работе медиастудии. Снимается большое количество роликов на экологические темы, о безопасности дорожного движения, диалога поколений, недопонимания между детьми и родителями. То есть всего того, что на данный момент волнует подростков.

Та же тема продолжается и в производстве короткометражных игровых фильмов. Их в студии производится немного - одна-две работы за учебный год, но это качественные работы, в процессе создания которых задействованы практически все участники ювенильной редакции. В начале 2022/23 учебного года медиастудия «СОК» участвовала во Всероссийском питчинге юных кинематографистов. Наряду с 40 медиастудиями в ВДЦ «Орленок» три представителя студии представили идею короткометражного игрового фильма «Я иду искать». Отличная литературная основа (одноименная повесть Бориса Алмазова), подбор актеров, наличие необходимых интерьеров и экстерьеров в Иркутске, уверенная защита позволили студии одержать победу. Студия получила грант на покупку оборудования, и весь учебный год был ознаменован съемками фильма. Работа над фильмом предполагала коллаборацию с профессиональными актерами (Иркутский областной музыкальный театр, Театр юного зрителя им. Александра Вампилова), детскими театральными студиями (студия «Стрекоза», «Александрия»), поиск костюмов и реквизита для съемок, (действие фильма происходит в конце1970-х гг.), 12 съемочных смен, использование профессионального съемочного оборудования. Фильм был сдан в начале мая 2023 г., прошло несколько премьер. Но самым ценным здесь было развитие учеников студии, их предметных и метапредметных знаний и умений, профессиональное определение, самовыражение, тренировка критического мышления, коммуникативных навыков.

В студии работает три педагога, действующие журналист, оператор и монтажер видео. Все они к тому же являются педагогами дополнительного образования. Каждый ведет занятия по своему модулю,

У студии есть официальная группа «ВКонтакте», YouTube-канал студии. Оба канала действующие, новости постоянно обновляются, публикуется контент, который производит студия в течение учебного года, а также во время выездных мероприятий - медиасмен в детских оздоровительных и образовательных лагерях, конкурсов и фестивалей за пределами Иркутской области. У аккаунта во «ВКонтакте» 289 подписчиков, публикации имеют хороший охват: реакции, перепосты, комментарии (Медиастудия «СОК»: аккаунт в социальной сети «ВКонтакте». URL: https://vk.com/sok_tvstudio). У канала YouTube 775 подписчиков, на данный момент опубликовано 315 видеоработ. Работы имеют хороший охват. Наблюдается положительная динамика в увеличении подписчиков и числа просмотров работ (Медиастудия «СОК» : YouTube-канал. URL: https://www.youtube.com/channel/UCtoWrLxvkj_8LZ7cMrdi30g).

Студия «Сок» - постоянный участник различных медиаконкурсов, фестивалей, форумов и конференций международного, федерального, областного, городского масштаба. Обширная конкурсная и фестивальная деятельность позволяет участвовать в образовательных программах по кино-, видео-и журналистике, которые проводятся на подобных всероссийских и международных мероприятиях. Только за текущий учебный год ученики Медиастудии «СОК» приняли участие в отборах и получили бесплатные путевки в ВДЦ «Орленок» (Всероссийский фестиваль-форум детского и юношеского экранного творчества «Бумеранг»), в МДЦ «Артек» (в ноябре 2023 г. - Международный медиафорум «Артек», в апреле 2024 г. - образовательная программа Федерального проекта «Без срока давности»), в Москву (образовательная программа для победителей Международного конкурса «Без срока давности:

непокоренные»), в ВДЦ «Океан» (Международный медиассамит для детей и подростков). Также были победы в различных конкурсах и фестивалях медианаправленности.

Все лучшие проекты размещаются в социальных сетях студии «СОК», работы идут в эфире городского телевидения (телеканал «АИСТ»), интернет-канале «БайкалУниверТВ» (https://telepedia.fandom.com/ru/ wiki/БайкалУниверТВ).

Студия «СОК» является организатором обучающих мероприятий для медиастудий региона. Сотрудничая с организациями, объединяющими юных медийщиков из разных уголков России и ближнего зарубежья, такими как «ЮНПРЕСС», «Лига юных журналистов», «Бумеранг», педагоги и ученики студии не только имеют возможность принимать участие в образовательных программах во Всероссийских и Международных детских центрах («Орленок», «Океан», «Смена», Артек»), в Москве и Санкт-Петербурге, но и проводить мероприятия в нашем регионе. Так, в ноябре 2022 г. было проведено большое мероприятие «Воркшоп "Молодые медиалидеры Иркутской области"» совместно с ОДО «Лига юных журналистов», в котором приняли участие более 160 человек из Иркутска и Иркутской области. В течение двух дней воркшопа члены ювенильных редакций обучались у спикеров из Москвы, Екатеринбурга, Ростова-на-Дону, которые создавали журналистские материалы, представляли их аудитории. В 2023 г. уже совместно с Детским медийным объединением «Бумеранг» медиастудия «СОК» организовала и провела в Иркутске «Киномарафон "Бумеранг"». На него приехали спикеры из Москвы, которые в течение трех дней обучали юных медийщиков из Иркутска, Иркутской области, Республики Бурятия создавать мини-фильмы патриотической тематики. В мероприятии приняло участие 170 человек - дети из разных медиастудий и их педагоги. Эти успешные проекты дают членам ювенильных редакций возможность получения опыта, новых знаний, способствуют самоопределению и самореализации.

К недостаткам работы студии можно отнести недостаточное техническое оснащение, которое вынужденно пополняется за счет личных средств педагогов студии (в большей мере) и родителей учеников студии (в меньшей степени). Проблемой в работе также является и то, что у студии нет места для занятий. Формально относясь к МАОУ ДО г. Иркутска «Станция юных натуралистов», студия не имеет даже кабинета для занятий. Поэтому педагоги вынуждены все время договариваться о месте проведения занятий с разными образовательными структурами. И третья существенная проблема - географическая отдаленность региона. Детей и педагогов медиастудии «СОК» достаточно часто приглашают в разные города, однако ввиду высоких материальных затрат на дорогу (даже при условии, что проживание, питание и обучение будет бесплатно) вынуждены отказываться от предоставленных возможностей. Так, родители некоторых детей отказываются от совершенно заслуженных путевок во Всероссийские и Международные детские центры, а также разные фестивали, мотивируя тем, что нет средств оплатить билеты.

Несмотря на трудности, у медиастудии «СОК» есть перспективный план развития. В нем - очное участие во Всероссийских Международных фестивалях по медианаправлению (по возможности); масштабирование проектов на региональном и всероссийском уровне; развитие сетевого взаимодействия с вузами; увеличение аудитории в социальных сетях; пополнение материально-технической базы студии за счет грантов; сотрудничество с региональными телеканалами, создание программ для эфирного вещания; создание и проведение фестиваля всероссийского уровня, привлечение в регион медийщиков со всей страны для общения и обмена опытом.

Заключение

Практика функционирования медиастудии «СОК» позволяет сделать некоторые выводы.

Актуальность создания студии определяется возможностью удовлетворения интереса и реализации способностей детей в области телевизионной техники и программных продуктов, их потребностью в профессиональном самоопределении. Реализация программы «Медиастудия "СОК"» способствует созданию условий и для творческого развития личности, и для приобщения к самостоятельной познавательной деятельности. Функционирование медиастудии помогает развитию у детей коммуникативных качеств, ответственности учащегося за выполненную работу, умения обрабатывать различную информацию с помощью специальных редакторов. Действует принцип взаимообучения.

Программа обучения рассчитана на один год и составлена с использованием модульного принципа деятельности, состоит из четырех самостоятельных модулей: Модуль 1. «Журналистика», Модуль 2. «Культура речи», Модуль 3. «Видеосъемка», Модуль 4. «Монтаж видео». Обучение в каждом модуле делится по уровням: 1-й уровень - ознакомительный, 2-ой уровень - базовый, 3-й уровень -продвинутый «Профи».

Основной принцип реализации программы - компетентностно-деятельностный, личностно-ориентированный и деятельностный подходы с учетом индивидуальных способностей и возможностей каждого учащегося.

Ребята учатся работать в разных жанрах журналистики, пишут тексты и сценарии, участвуют в съемках, работают в кадре, создают собственные проекты и монтируют их.

Студия специализируется на документальном жанре. Портретные и исторические очерки, документальные фильмы о родном крае, об истории города и региона составляют основу их деятельности, хотя ребята пробуют себя и в информационных жанрах: пишут заметки, интервью, снимают опросы, репортажи и информационные сюжеты.

В основном темой для репортажей и информационных сюжетов становится то, что происходит в мире подростков: концерты, конкурсы, образовательные и спортивные мероприятия.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Принцип, по которому строится обучение в Медиастудии «СОК», - наставничество: более опытные в медиасфере подростки обучают менее опытных. В студии работает три педагога, действующие журналист, оператор и монтажер видео. Лучшие проекты размещаются в социальных сетях студии. Студия «СОК» является организатором обучающих мероприятий для медиастудий региона.

Трудности и недостатки работы студии: недостаточное техническое оснащение, отсутствие постоянной базы и географическая отдаленность региона.

Ценность нашего исследования видится нам в его практическом использовании. Выявленные особенности могут стать опорными точками в организации и реформировании ювенильных изданий. Важным этапом в создании ювенильных СМИ является определение задач, так как в дальнейшем они влияют на его работу и могут ограничить возможности издания. Работа будет полезна как руководителям давно работающих ювенильных объединений и подростковых редакций и может помочь улучшить процесс работы объединения, так и медиапедагогам, которые находятся на этапе создания ювенильной редакции.

Статья будет полезна для работников детских и юношеских СМИ, медиаисследователей, изучающих опыт функционирования ювенильных СМИ и ювенильной журналистики.

Список источников

Бекирова Э. Ш. Сравнение различных вариантов формулировок понятий «медиаобразование», «медиаграмотность», «медиапедагогика» // Современная медиадидактика: направления, проблемы, поиски : Монография. Ялта : Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского», 2020. С. 32-37.

Везетиу Е. В., Вовк Е. В. Интеграция медиаобразования в условиях современной школы // МедиаVектор. 2022. № 4. С. 15-19.

Жилавская И. В. Медиаобразование молодежной аудитории : монография. Томск : ТИИТ, 2009. 322 с.

Жилавская И. В., Тулупов В. В. Медиаобразование: парадигмальный подход // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: проблемы высшего образования. 2019. № 4. С. 36-40.

Зазнобина Л. Живая жизнь и «виртуальная реальность»: [Проблемы содержания медиаобразования в контексте школьного образования] //Народное образование. 1996. № 9. C. 17-21.

Зазнобина Л. Медиаобразование на фоне натурных зарисовок // Лицейское и гимназическое образование. 1999. № 5. C. 58-64.

Казаков А. А. Структурно-содержательные особенности отечественных исследований по проблематике медиаграмотности // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. 2020. № 4. С. 28-52. https://www.doi.org/10.30547/vestnikjoura4.2020.2852.

Кузьмина М. В. Медиацентр образовательной организации как среда формирования медиа-культуры подростка // Медиа. Информация. Коммуникация. 2016. № 16. С. 59-68.

Маджуга Е. И., Жукаева К. Э., Шарифуллина С. В. Медиаобразование и медиаграмотность как инструмент формирования личности // Реклама, PR и медиа: современное состояние и перспективы развития : Сборник статей Международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 19 марта 2024 года. Санкт-Петербург : Центр научно-информационных технологий «Астерион», 2024. С. 176-182.

Москаленко Н. М. Медиаобразование, медиаграмотность и медиапотребление молодежи: обзор современных исследований // Меди@льманах. 2024. № 1 (120). С. 26-31. https://www.doi.org/10.30547/ mediaalmanah.L2024.2631.

Талипова Д. А. Проблема медиаобразования и медиаграмотности России // Медиаландшафт России и мира: прошлое, настоящее и будущее, Москва, 14 апреля 2021 года / Под редакцией Е. В. Мартыненко. Москва : Российский университет дружбы народов (РУДН), 2021. С. 575-580.

Усов Ю. Н. Экранные искусства - новый вид мышления // Искусство и образование. 2000. № 3. С. 48-69.

Усов Ю. Н. Виртуальное мышление школьников в приобщении к различным видам искусства // Искусство в школе. 2000. № 6. С. 3-6.

Фатеева И. А. Медиаобразование: теоретические основы и опыт реализации. Челябинск : Издательство Челябинского государственного университета, 2007. 270 с.

Федоров А. В. Медиаобразование: история и теория. Москва : МОО «Информация для всех», 2015. 450 с.

Федоров А. В. Медиаобразование: история, теория и методика. Ростов-на-Дону : ЦВВР, 2001. 708 с. Федоров А. В. Словарь терминов медиапедагогике, медиаграмотности, медиакомпетентности. Москва: МОО «Информация для всех», 2014. 64 с.

References

Bekirova, E. Sh. (2020). Sravnenie razlichny'x variantov formulirovok ponyatij «mediaobrazovanie», «mediagramotnost'», «mediapedagogika» [Comparison of various formulations of the concepts "media education", "media literacy", "media pedagogy"]. Sovremennaya mediadidaktika: napravleniya, problemy', poiski [Modern media didactics: directions, problems, searches]. Yalta: Humanitarian and Pedagogical Academy (branch) of the Federal State Educational Institution of Higher Education «V. I. Vernadsky Crimean Federal University». 32-37. (In Russ.).

Vezetiu, E. V. & Vovk, E. V. (2022). Integraciya mediaobrazovaniya v usloviyax sovremennoj shkoly' [Integration of media education in the context of a modern school].MediaVektor, 4. 15-19. (In Russ.).

Zhilavskaya, I. V. (2009). Mediaobrazovanie molodezhnoj auditoria [Media education of youth audience]. Tomsk: TIIT. 322 p. (In Russ.).

Zhilavskaya, I. V. & Tulupov, V. V. (2019). Mediaobrazovanie: paradigmal'ny'j podxod [Media education: a paradigmatic approach]. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: problemy' vy'sshego obrazovanija, 4. 36-40 (In Russ.).

Zaznobina, L. (1996). Zhivaya zhizn' i "virtual'naya real'nost'" [Problemy' soderzhaniya mediaobrazovaniya v kontekste shkol'nogo obrazovaniya] [Live life and "virtual reality": [Problems of the content of media education in the context of school education]]. Narodnoe obrazovanie, 9. 17-21. (In Russ.).

Zaznobina, L. (1999). Mediaobrazovanie na fone naturny'x zarisovok [Media education against the background of natural sketches]. Litseyskoe i gimnazicheskoe obrazovanie, 5. 58-64. (In Russ.).

Kazakov, A. A. (2020). Strukturno-soderzhatel'nye osobennosti otechestvennykh issledovaniy po problematike mediagramotnosti [Structural and substantive features of domestic studies on media literacy issues]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 10: Zhurnalistika, 4. 28-52. https://www.doi.org/10.30547/vestnik.journ.4.2020.2852. (In Russ.).

Kuzmina, M. V. (2016). Mediacentr obrazovatel'noj organizacii kak sreda formirovaniya media-kul'tury' podrostka [Media Center of an Educational Organization as an Environment for Forming a Teenager's Media Culture]. Media. Informaciya. Kommunikaciya, 16. 59-68. (In Russ.).

Madzhuga, E. I., Zhukaeva, K. E. & Sharifullina, S. V. (2024). Mediaobrazovanie i mediagramotnost' kak instrument formirovaniya lichnosti [Media education and media literacy as a tool for personality development]. Reklama, PR i media: sovremennoe sostoyanie i perspektivy' razvitiya : Sbornik statej Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Sankt-Peterburg, 19 marta 2024 goda. St. Petersburg: Asterion Scientific and Information Technology Center. 176-182. (In Russ.).

Moskalenko, N. M. (2024). Mediaobrazovanie, mediagramotnost' i mediapotreblenie molodezhi: obzor sovremenny'x issledovanij [Media education, media literacy and media consumption of young people: a review of modern research]. Medi@l'manax, 1 (120). 26-31. https://www.doi.org/10.30547/mediaalmanah.1.2024.2631. (In Russ.).

Talipova, D. A. (2021). Problema mediaobrazovaniya i mediagramotnosti Rossii [The Problem of Media Education and Media Literacy in Russia]. Medialandshaft Rossii i mira: proshloe, nastoyashhee i budushhee, Moskva, 14 aprelya 2021 goda / Pod redakciej El. V. Marty'nenko. Moscow: Peoples' Friendship University of Russia (RUDN University). 575-580. (In Russ.).

Usov, YU. N. (2000). E'kranny'e iskusstva - novy'j vid my'shleniya [Screen arts - a new type of thinking]. Iskusstvo i obrazovanie, 3. 48-69. (In Russ.).

Usov, YU. N. (2000). Virtual'noe my'shlenie shkol'nikov v priobshhenii k razlichny'm vidam iskusstva [Virtual thinking of schoolchildren in introducing them to various types of art]. Iskusstvo vshkole, 6. 3-6. (In Russ.).

Fateeva, I. A. (2007). Mediaobrazovanie: teoreticheskie osnovy' i opy't realizacii [Media education: theoretical foundations and implementation experience]. Chelyabinsk: Chelyabinsk State University Publishing House. 270 p. (In Russ.).

Fedorov, A. V. (2015). Mediaobrazovanie: istoriya i teoriya [Media education: history and theory]. Moscow: MOO "Information for All". 450 p. (In Russ.).

Fedorov, A. V. (2001). Mediaobrazovanie istoriya teoriya i metodika [Media education: history, theory and methodology]. Rostov-on-Don: TSVVR. 708 p. (In Russ.).

Fedorov, A. V. (2014). Slovar'terminovmediapedagogike, mediagramotnosti, mediakompetentnosti [Dictionary of terms in media pedagogy, media literacy, media competenc]. Moscow: MOO «Information for All». 64 p. (In Russ.).

Информация об авторах

И. Н. Демина - доктор экономических наук, доцент, профессор, зав. кафедрой журналистики и маркетинговых технологий

Н. Л. Мельникова - заместитель директора Медиацентра

Information about the authors

Irina N. Demina - Doctor of Economics, Professor, Head of Department of Journalism and Marketing Technologies

Natalia L. Melnikova - Deputy Director of the Media Center

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 31.07.2024; одобрена после рецензирования 28.09.2024; принята к публикации 11.10.2024.

The article was submitted 31.07.2024; approved after reviewing 28.09.2024; accepted for publication 11.10.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.