**
Н.И. Пупыкин, аспирант кафедры всеобщей истории Орловсо-кого государственного университета.
11
ПРИВИЛЕГИРОВАННЫЕ ОТНОШЕНИЯ С МОСКВОЙ ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ Ж. ШИРАКА (1995-2002)
Статья посвящена анализу российско-французских отношений на рубеже XX-XXI веков, политике президента Франции, лидера правоцентристской партии Ж.Ширака относительно России. В статье рассматриваются такие вопросы, как идеи голлизма во внешнеполитическом курсе Франции, позиции французских политических кругов по чеченскому вопросу, отношению между России и ЕС, расширению НАТО на восток, экономическому сотрудничеству Франции и России.
Ключевые слова: правоцентристская партия, голлизм, российско-французские отношения Россия и ЕС, расширение НАТО, "большая семерка", "большая восьмерка", чеченский вопрос, югославская проблема, франко-российское экономическое сотрудничество.
Весной 1995 года президентом Франции стал лидер партии Объединение в поддержку Республики (ОПР) Жак Ширак. Многие аналитики высказывали достаточно осторожные предположения о возможных изменениях во внешнеполитическом курсе страны.
Приход к власти Ширака - не просто смена президента, поскольку почти после четверть векового перерыва к власти вернулись голлисты, и потому речь могла идти о реванше голлистской дипломатии, тем более что в своей избирательной кампании руководитель ОПР все чаще ссылался на идейное наследие генерала де Голля, который, как известно, опирался на такие постулаты, как независимость и величие Франции, привилегированное партнерство с Советским Союзом, антиамериканизм, строительство независимых сил сдерживания. Новый глава государства стремился преодолеть дипломатическую пассивность последних лет правления социалиста Франсуа Миттерана, и этому способствовали его личный темперамент и приверженность голлистской традиции. Однако внешние обстоятельства и внешнеполитическое наследие предыдущего президента диктовали иную логику поведения страны в мировой политике.
В середине 90-х годов ХХ века стало очевид-
ным, что международная ситуация, на которой строилась мировая роль Франции в годы Пятой республики, ушла в прошлое. 1995 год был отмечен определенной стабилизацией международной обстановки, взорванной бурными событиями 1989-1991 годов. США остались единственной сверхдержавой, хотя они еще продолжали воздерживаться от внешнего вмешательства, особенно в европейские дела. В то же время Российская Федерация - наследница СССР, который прежде уравновешивал американское влияние и потому был партнером глобальной дипломатии Франции, - продолжала переживать период, который в Париже лояльно называли "переходным". Как и при Миттеране, основным направлением внешней политики Франции оставалось европейское строительство. Но процесс интеграции был осложнен слабым экономическим ростом и наметившимся "евроскептицизмом" населения.Франция по-прежнему была озабочена процессами ближневосточного урегулирования и ростом исламского фундаментализма, а также положением в Африке, где продолжались гражданские войны, политическая нестабильность и экономический застой. Весь этот неблагоприятный фон осложнял внешнеполитические перспективы нового президента.
После возвращения к власти во Франции лидера партии, наследницы голлистских традиций, многие надеялись на изменение внешнеполитических приоритетов страны и придание отношениям с Россией большей значимости. Как известно, де Голль старался выстраивать с СССР "особые дружественные отношения" . Этому в полной мере способствовали обмены официальными визитами высших должностных лиц Франции и Советского Союза в 1960 и 1966 годах. Причем кроме развития политического диалога предпочтение отдавалось экономической, культурной и научно-технической сферам. Конечно, нельзя утверждать, что позиции руководителей Французской республики и СССР совпадали по всем международным проблемам. Тем не менее, весь ход международных событий неизбежно приводил к укреплению советско-французских связей: арабоизраильский конфликт, война во Вьетнаме. Отношения с СССР были для генерала своеобразным козырем в проведении в жизнь идеи "величия" Франции.
Казалось, что новые российско-французские отношения будут выстраиваться именно в таком направлении. Это косвенно подтверждали и выступления официальных лиц. Ставший в 1995 году премьер-министром Ален Жюппе заявил о выработке нового партнерства с Россией и США, чтобы Европу не оставили вне основных процессов региональной интеграции, находящихся в стадии становления .
Однако Шираку было трудно придерживаться данного направления, поскольку в расстановке сил на международной арене и в положении самой России произошли такие изменения, которые отодвинули ее в стратегических планах Франции на второстепенные позиции. Кроме того, самое серьезное влияние на отношения с Россией оказывали французские социалисты, лидер которых Л. Жоспен, занимавший до 2002 года пост премьер-министра Франции, слыл откровенным русофобом. И если на европейском направлении разницы во взглядах между голлистами и социалистами почти не было, то в отношении России социалисты, занимавшие крайне негативные позиции, подталкивали президента Ширака на конфронтацию с ней.
Одной из точек охлаждения франко-российских отношений стал вопрос урегулирования конфликта в Югославии. Российскую сторону никак не устраивал подход Франции к решению данной проблемы. Дело в том, что после окончания холодной войны Французская Республика была "охвачена" мессианскими устремлениями. Все политики при каждом удобном случае выступали с заявлениями о защите свободы, терпимости и де-
4
мократии .
Первоначально Франция прилагала усилия для мирного разрешения косовского конфликта. Однако позже французское руководство приняло решение о силовом методе решения этого слож-
ного вопроса, что не могло не сказаться на франко-российских отношениях, которые и без того подходили к отметке "заморозки". Активно включившись в карательные мероприятия НАТО против Югославии, а точнее против сербов и Слобадана Милошевича, Франция стремилась занять лидирующее положение среди участвующих в них европейцев, надеясь таким образом укрепить свое влияние как в НАТО, так и в ЕС.
Нужно отметить, что участие Франции в натовской операции на Балканском полуострове вызвало резкое осуждение не только со стороны российских дипломатов, но и старых голлистов. Бывшие советники Жоржа Помпиду раскритиковали действия Ширака: "Франция потеряла свое положение свободного арбитра, полную независимость своей дипломатии и командование своими солдатами". Это высказывание перефразирует в каком-то смысле слова де Голля, что "если Франции предстоит вести войну, надо, чтобы это была ее война".
Однако одним из основных камней преткновения во франко-российских отношениях явилась проблема Чечни, несмотря на неоднократно приводившиеся российской стороной доказательства причастности чеченских боевиков к международному терроризму, его попыток подорвать территориальную целостность России.
Французские средства массовой информации сделали борьбу федерального центра против чеченских сепаратистов главной темой публикуемых о России материалов. На страницах французских печатных изданий постоянно появлялись сообщения не только о нарушениях прав человека, но о массовых уничтожениях гражданского населения в Чечне. К примеру, в газете Юманите была опубликована статья Доминика Бари "Грязная война", в которой автор охарактеризовал военную операцию в Чечне следующим образом: "Российские войска наносили ракетные удары по гражданским лицам в центре Грозного. Но это была не война. Всего лишь "антитеррористическая операция", по утверждению Москвы". Подобные журналистские заметки активно влияли на формирование у французского общества нелицеприятного образа России.
Франция была наиболее ярым критиком военных действий России в Чечне на различных международных форумах, в том числе на саммите ОБСЕ в Стамбуле в ноябре 1999 года, где президент Ширак пытался сделать все возможное, чтобы Российской Федерации были предъявлены требования соблюдать права человека в Чечне и отказаться от силового решения вопроса. Впрочем французский лидер не оспаривал права России бороться с терроризмом: "Ни один партнер России естественно не ставит под сомнение ни ее территориальную целостность, ни законность необходимой борьбы против терроризма". Ширак предложил вообще не подписывать на этом саммите Хартию европейской безопасности, по-
скольку российская сторона якобы нарушает в Чечне ряд пунктов этого основополагающего документа. Уже в декабре 1999 года на саммите Европейского Союза в Хельсинки одним из главных критиков Российской Федерации по чеченскому вопросу вновь стала французская делегация. Москву предупредили тогда, что против нее введут санкции, если она не прекратит боевые действия в Чечне.
Эта линия поведения по отношению к России была продолжена и в следующем году. Французские парламентарии заняли чрезвычайно жесткую позицию по Чечне при обсуждениях этой темы на сессиях Парламентской ассамблеи Совета Европы (апрель и июнь 2000 года), в результате чего российская делегация была лишена права участвовать в обсуждении своего внутреннего вопроса. К тому же было внесено предложение о приостановлении членства России в СЕ. Впоследствии конфликт этот был несколько сглажен, тем не менее, подобные действия французской дипломатии, безусловно, не способствовали росту взаимопонимания между двумя странами. Не менее жесткой была позиция официального Парижа и на венском саммите ОБСЕ в декабре 2000 года. Наряду с этим во Францию постоянно приезжали чеченские эмиссары, которым предоставляли слово на заседаниях Национального собрания страны. Они давали интервью крупным французским изданиям, их принимали во французском министерстве иностранных дел.
Помимо острых моментов, касающихся чеченской проблематики, Франция была инициатором принятия Евросоюзом ряда дискриминационных мер в области экономического сотрудничества, что не способствовало развитию двусторонних отношений. Однако интересен тот факт, что в начале 2000 года французский министр иностранных дел Юбер Ведрин (еще до президентских выборов в России) первым передал официальное приглашение Ширака В.В. Путину посетить Францию, давая таким образом понять, что французы не сомневаются в итогах выборов: "Мы надрезали нарыв и сможем в ближайшее время восстановить диалог и развивать все другие направления сотрудничества между Францией и Россией" . Тем не менее, будущий президент Российской Федерации этим приглашением не воспользовался, а отправился вместо столицы Франции в Лондон. Более того, В.В. Путин демонстративно отказался от переговоров с Шираком в июне 2000 года во время встречи глав "восьмерки" на о. Окинава.
За всеми этими "фасадными разборками", как их называли сами французы, кроется более серьезная причина. За исторически короткий срок вместо мощного и достаточно предсказуемого в политическом смысле Советского Союза на международной арене появилась Российская Федерация, уменьшившаяся территориально, ослабленная неумелыми реформами, развалом госу-
дарственных структур, небывалым ухудшением криминальной обстановки. Вполне естественно, что в качестве партнера такая страна представлялась малонадежной. Уверенности не добавляли и такие события, как дефолт 1998 года, который нанес ущерб многим зарубежным фирмам, в том числе и французским. Французские эксперты в области международных отношений Доминик Давид и Тома Гомар отмечали, что "заметное охлаждение в отношениях между Парижем и Москвой выступает с конца 1999 года скорее как отклик на неуверенность в прочности их двустороннего содружества, царящую вот уже десять лет" . В результате отношения Франции и России в последние годы XX века находились на самом низком уровне.
Однако сбрасывать со счетов Россию окончательно французское руководство не собиралось. И хотя о "привилегированном партнерстве" речь уже не шла, позиции Франции и России по многим вопросам мирового развития были близки или идентичны: формирование многополюсной системы мира, стремление противостоять гегемо-нистским тенденциям США в мировой политике, укрепление роли ООН при решении вопросов мира и безопасности, сохранение Договора 1972 года по ПРО, борьба с терроризмом, включение России в формирующуюся большую Европу и систему европейской безопасности. Для Парижа улучшение отношений с Москвой было тем более важным, что одновременно увеличивались расхождения Франции с США.
В вопросе о расширении НАТО на восток, который был чрезвычайно болезненным для России, Франция занимала более благоприятную по отношению к ней позицию. Считая такое расширение неизбежным, французский президент, тем не менее, полагал, что оно должно происходить с учетом интересов безопасности России и одновременно с реформированием Североатлантического Альянса, которое совершенно необходимо в новой мировой системе после распада Советского Союза. Еще в 1995 году Ширак декларировал: "К Востоку, Альянс должен строить истинные партнерские отношения с такой большой страной как Россия. Установление прочных связей между ними и сближение будут способствовать уважению суверенитетов и интересов каждой из сторон" . Правда, некоторые французские аналитики считали, что новые члены НАТО окажутся в полной политической зависимости от США и будут беспрекословно поддерживать их линию, что неизбежно сузит поле деятельности Франции и подорвет ее стремление играть в Европе активную руководящую роль. Во многом именно по этой причине в 1996 году Франция выступила одним из инициаторов подписания Основополагающего акта Россия-НАТО: "Франция стоит у истоков сближения России и НАТО... теперь Россия сможет полностью участвовать в установлении контуров
нового евро-атлантического пространства безопасности" . Впоследствии Ширак поддержал идею Великобритании о превращении сотрудничества России и НАТО по формуле "19 + 1" в полноценную "двадцатку". Французский президент поддержал также Россию в ее стремлении стать полноправным членом совещаний руководителей стран "большой семерки" и превращения ее в "большую восьмерку". Таким образом, несмотря на все разногласия, французская внешняя политика была направлена не только на критику российской стороны, но и на налаживание более тесных связей, что было выгодно обеим странам: "...франко-российское партнерство, будучи одновременно двусторонним и европейским, должно внести свой вклад в построение мира будущего" . Франции была просто необходима достаточно сильная и предсказуемая Россия.
Во время своего председательства в Европейском Союзе во второй половине 2000 года Франция представила рабочую программу для претворения в жизнь "Коллективной стратегии Европейского Союза в отношении России". Французский план был более конкретным и обстоятельным, чем разработанные до этого предложения Финляндии и Португалии. Главный акцент в документе был сделан на вопросах об укреплении правового государства и общественных институтов России, экономической реформе и создании благоприятного климата для иностранных инвестиций, о сотрудничестве в сфере юстиции, сближении законодательства и стандартов и совместной борьбе с организованной преступностью.
Улучшение отношений между Францией и Россией началось в последние месяцы 2000 года. В октябре этого же года состоялась встреча Ж. Ширака и В.В. Путина в Париже. Встреча сопровождалась, помимо прочего, подписанием соглашения между "Газпромом" и "Газ де Франс", которое предусматривало инвестиции в размере 1-2 млрд. долл. и участие обеих сторон в прокладке газопровода по маршруту Беларусь-Польша-Сло-вакия для транспортировки российского газа в Европу. К этому времени у французского руководства сформировалось убеждение, что Россия очень медленно, но начала выходить из кризисного состояния, увеличивая одновременно свою активность на международной арене. На французов произвел впечатление и новый российский лидер. Ширак затронул и чеченскую проблему: "Относительно Чечни мы согласились в том, что необходимым и неотложным является нахождение политического решения при уважении суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации" .
В ходе официального визита президента Франции в Россию в июле 2001 года удалось принять - на фоне заявлений Вашингтона о намерении выйти из договора по ПРО 1972 года - совместное заявление президентов о стратегической
стабильности. Обмен краткими рабочими визитами Путина во Францию и Ширака в Россию в 2001 году закрепил и развил позитивную тенденцию в российско-французском политическом диалоге, и, наконец, снял имевшие место шероховатости. Этому в немалой степени способствовала и новая международная обстановка после известных трагических событий 11 сентября 2001 года, а также выход США из Договора по ПРО 1972 года. Последнее обстоятельство, даже с учетом подписания нового соответствующего российско-американского договора, значительно повышало роль российско-французского политического диалога в формировании новой архитектуры международной безопасности.
Вместе с тем стремление в какой-то мере противодействовать американской гегемонии, которая в ходе югославского кризиса стала еще более очевидной, Франция не могла осуществить без надежных союзников. Помимо Германии таким союзником могла быть только Россия.
Французский президент выступил инициатором дальнейшего сближения России со странами-членами Европейского Союза и НАТО. На саммите ЕС, прошедшем 14-15 декабря в брюссельском замке Лакен, французская делегация внесла предложение о создании Совета внутренней безопасности, в который вошли бы на равных основаниях 15 стран ЕС и Россия. Выступая в Елисей-ском дворце на новогодней встрече 2002 года с иностранными дипломатами, президент Ширак заявил, что "Россия и государства-члены НАТО должны совместно обсуждать вопросы сотрудничества в военной и оборонной сферах для дости-
„15
жения общих решений . Он предложил также предоставить России возможность принимать участие в разработках единой политики Евросоюза в области безопасности и обороны и направил лидерам стран Европейского Союза письмо, в котором подчеркивалась важность для европейцев стратегического партнерства с Россией. Как указал в своем интервью президент Франции: "Никакого устойчивого равновесия на нашем континенте без участия России достичь невозможно" .
В июле 2002 года было заявлено о создании франко-российского Совета сотрудничества в области безопасности. Основная задача Совета -"углубление двустороннего взаимодействия по вопросам международной безопасности, анализ существующих в мире рисков и угроз, определение общих подходов и решений." . На первом же заседании этого Совета 16 ноября 2002 года обсуждались вопросы, касающиеся Ирака, Ближнего Востока, Северной Кореи, положения на Кавказе. Чеченская проблематика не исчезла из российско-французских переговоров, но острота ее была снята. Министр иностранных дел Франции де Вильпен прямо заявил тогда, что никто не может поставить под сомнение незыблемость территориальной целостности России, а также необ-
ходимость борьбы с чеченскими боевиками силовыми методами. Французские политики первыми на Западе заговорили о проблемах Калининградской области, которые могли возникнуть после принятия в ЕС Польши и Литвы.
Стремление Соединенных Штатов укрепить свое влияние не только в странах Ближнего и Среднего Востока, но распространить его на богатую природными ресурсами Россию, подтолкнули ЕС и, в частности Францию, к укреплению не только политических, но и экономических связей с Москвой. Одной из проблем обсуждения на российско-французских встречах стало создание европейского экономического пространства, которое могло бы быть одним из элементов большой Европы.
По сути, в отношениях России и ЕС Франция добровольно взяла на себя функции представителя последнего. Ширак предложил признать ее "глобальным партнером" Евросоюза. Он заявил: "Нельзя допустить создания новых разделительных линий в Европе. Таким образом, процесс расширения должен сопровождаться усилением сотрудничества с Россией" . Во Франции раздавались даже голоса в пользу создания геополитической оси "Па-риж-Берлин-Москва" в целях ускорения процесса сближения России с Европейским Союзом. Руководство Франции прекрасно осознает, что Россия постепенно возвращает себе влияние в мире и с этим приходится считаться: "Франция, конечно, поддерживает президента Путина в его усилиях по реформированию страны и воле закрепить силь-
_ „19
ную Россию в демократическом лагере" .
Таким образом, за время первого президентского мандата Жака Ширака (1995-2002) Франция и Россия, несмотря на натянутые отношения в конце 1990-х годов, достигли немалых успехов в развитии двусторонних отношений. Современное российско-французское сотрудничество отличает солидная правовая база. Создано немало форм и механизмов, призванных структурировать его. В частности, активно работают Российско-французская комиссия (своего рода совместный "малый Совмин"20) на уровне глав правительств, Совет по экономическим, финансовым, промышленным и торговым вопросам (СЕФИК), Большая российско-французская межпарламентская комиссия во главе с председателями Национального собрания и Государственной Думы, различные комиссии в сфере культуры, науки и образования.
Итак, можно заключить, что проявление традиций голлизма во внешней политике Франции по отношению к России плодотворно повлияло на развитие российско-французских отношений. Хотя, безусловно, некоторые направления внешней политики Французской Республики, касающиеся сотрудничества с Российской Федерацией, претерпели небольшие изменения. Однако, несмотря на все негативные внешние и внутренние факторы лидер французских правоцентристов Жак Ширак предпочел выстраивать с Россией "привилегированные" отношения, что в условиях однополярного построения международной системы удовлетворяло интересам обеих стран.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Обичкина Е.О. Голлистская традиция в современной французской дипломатии// Новая и новейшая история. 2004. № 6. С. 74.
2. Новиков Г.Н. Голлизм после де Голля. Идейная и социально-политическая эволюция. 1969-1981. М., 1984. С. 62.
3. См.: Обичкина Е.О. Франция - США: две модели мира// США. Канада: экономика. Политика. Культура. 2004. № 7. С.23.
4. См.: Обичкина Е.О. Франция: величие превыше всего// Россия в глобальной политике. 2005. № 6. С. 36.
5. Обичкина Е.О. Франция: величие превыше. С. 68.
6. Там же.
7. Bari D. Sale guerre// L'Umanite. 05.11.1999.
8. Chirac J. Intervention au Sommet de I'OSCE a Istanbul. 18.11.1999// http:.//www.elysee.fr/elysee/ely-see.fr/ francais_archives /i nterventions / discours_et_declarations / 1999 / novembre/ intervention_du_presi-dent_de_la_republique_au_sommet_de_l_osce_a_istanbul_turquie. 3697. html.
9. Pierot J.-P L'ombre de la Tchetchenie sur le dialogue franco-russe// L'Umanite. 07.02.2000.
10. Давид Д., Гомар Т. Россия и Франция// Международная жизнь. 2002. № 3. С. 35.
11. Chirac J. Discours a l'occasion de la reunion des Ambassadeurs. 31.08.1995// http://www.elysee.fr/ely-see/elysee. fr/francais/interventions/discours_et_declarations/1995/aout/aout_1995.27420.html.
12. Chirac J. Allocution a l'occasion du diner d'Etat offert en l'honneur de son excellence Monsieur Le President de la Federation de Russie et Madame Ludmila Poutina. 10.02.2003// http://www.elysee.fr /elysee/elysee.fr/francais/inter ventions/discours_et_declarations/2003/fevrier/fevrier_2003.13257.html.
13. Ширак Ж. Франция и Россия// Международная жизнь. 1997. № 10. С.56.
14. Совместное заявление Президента Российской Федерации В.В. Путина, Председателя Европейского Совета Ж. Ширака, при содействии Генерального Секретаря Совета ЕС/Высокого Представителя по общей внешней политике и политике безопасности ЕС X. Соланы, Председателя Комиссии Европейских Сообществ Р. Проди. 30 октября 2000 г.// Дипломатический вестник. 2000. № 11. С. 35.
15. Chirac J. Discours lors de la presentation des voeux du Corps diplomatique. 04.01.2002// http://www.elysee.fr/ elysee/elysee.fr/francais_archives/interventions/discours_et_declarations/2002/janvi-er/discours_du_president_de_la_republique_lors_de_la_presentation_des_voeux_du_corps_diploma-tique.29292.html.
16. Зуева К.П. Внешняя политика Франции в эпоху "неоголлизма"// Мировая экономика и международные отношения. 2004. № 1. С. 75.
17. Совместное заявление министров иностранных дел Российской Федерации и Французской Республики о создании российско-французского Совета сотрудничества по вопросам безопасности. 8 июля 2002 г.// Дипломатический вестник. 2002. № 8. С. 16-17.
18. Chirac J. Discours a I'occasion de la reception des Ambassadeurs. 29.08.2002// http://www.elysee.fr/elysee/elysee .fr/francais/interventions/discours_et_declarations/2002/aout/aout_ 2002.40393.html.
19. Chirac J. Discours a I'occasion de la cloture de la XIIeme conference des ambassadeurs. 27.08.2004// http://www. elysee.fr/elysee/elysee.fr/francais/interventions/discours_et_declarations/2004/aout /aout_ 2004.21906.html.
20. Брегадзе А.В. Россия-Франция. Старый друг лучше новых двух// Международная жизнь. 2002. №
12. С. 62.
Pupikin N. I.
"PRIVILEGED" RELATIONS WITH MOSCOW IN FOREIGN POLITICS OF J. SHIRAK (1995-2002)
The article is devoted to the analysis of Russian-French relations on the boundary of 20-21 centuries, the policy of French President, the leader of Left-center party, J. Shirak towards Russia. In the article are examined such questions as Gaullism ideas in the foreign course of France, positions of French political circles on Chechenian question, relations between Russia and EU, enlargement of NATO to the east, economical cooperation of France and Russia.
Key words: Left-center party, Gaullism, relations between Russia and EU, enlargement of NATO, the big seven, the big eight, Chechenian question.