УДК 329(44)
«Многовекторная дипломатия» Ж. Ширака (1995-2007 годы)
О. А. Смирнова
Смирнова Ольга Анатольевна, кандидат политических наук, доцент кафедры иностранных языков и лингвокультурологии, Институт международных отношений и мировой истории, Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского, [email protected]
Статья посвящена деятельности Жака Ширака на посту президента Франции в период с 1995 по 2007 г. Специально рассматриваются ключевые направления политики главы Пятой республики, направленные на усиление её позиций на международной арене.
Ключевые слова: Жак Ширак, вильсоновский голлизм, внешняя политика Франции, Франция в ООН, французская дипломатия, национальная оборона Франции.
Multi-vector Diplomacy of J. Chirac (1995-2007)
O. A. Smirnova
Olga A. Smirnova, https://orcid.org/0000-0003-3822-2154, Lobachevs-ky State University of Nizhni Novgorod, 2 Ulyanov St., Nizhni Novgorod 603005, Russia, [email protected]
The article is devoted to the activity of Jacques Chirac as the French president in the period from 1995 to 2007. The key policy directions of the head of the Fifth Republic, aimed at strengthening its positions in the international arena are under consideration. Keywords: Jacques Chirac, Wilson's holism, French foreign policy, France in the UN, French diplomacy, national defence of France.
DOI: https://doi.org/10.18500/1819-4907-2019-19-2-208-213
Основатель современной V Республики Шарль де Голль оставил после себя уникальное теоретическое и практическое наследие, краеугольным камнем которого стала идея величия Франции. Принципиально важно то, что, несмотря на коренную трансформацию международных условий, в которых Шарль де Голль развивал свои идеи и проводил собственную политику, его наследие не потеряло значимости при президенте Ж. Шираке в 1995-2007 гг. Тема преемственности голлистского курса и особенностей внешней политики Франции в период президентства Ж. Ширака привлекала внимание многих ученых, в особенности французских. В этой связи можно отметить работы французского исследователя С. Берштей-на, посвятившего свои труды изучению феномена голлизма и его наследия во внешней политике Французской республики. Большое значение для понимания теоретической базы голлизма и «не-оголлизма» имеют труды известного политолога и историка Р. Ремонда «Правые во Франции» и
«Правые сегодня». Однако эти работы посвящены в большей степени голлистским идеям и принципам, а не анализу конкретных акций голлистской политики. В частности, представляет интерес работа современного французского исследователя М. Вайса «Могущество или влияние? Франция в мире с 1958 г.». Одним из российских исследователей, занимающихся комплексным изучением современной французской внешней политики, является профессор МГИМО Е. О. Обичкина. Проблема «неоголлизма» была рассмотрена политологом К. П. Зуевой в статье «Внешняя политика Франции в эпоху неоголлизма».
Во время своего президентства Ж. Ширак огромное внимание уделял развитию внешнеполитической деятельности. Он хотел, чтобы Французская республика была услышана и находилась в центре разрешения мировых проблем. Основной акцент президент делал на усилении французского присутствия в ООН. Во время празднования 50-летия организации Ж. Ширак заявил: «Мир нуждается в ООН»1. А. Жюппе также отметил: «Спустя 50 лет с момента создания ООН остаётся основой международной системы. Освобождённая от блоковой политики Востока-Запада, которая тормозила деятельность Совета Безопасности, организация активизировала свои инициативы..., где Франция играет особую роль»2. Франция видит в ООН основной элемент международного управления, способствующий установлению уравновешенных и упорядоченных дипломатических отношений3. Таким образом, в условиях изменения мирового порядка после окончания холодной войны Франция Ж. Ширака увидела новые перспективы усиления своего влияния в мире с помощью ООН.
Наиболее яркой иллюстрацией тому служит позиция Франции по поводу вторжения США в Ирак в 2003 г.4 С момента выхода Республики из военной организации НАТО в 1966 г. иракский кризис стал самым серьёзным испытанием во франко-американских отношениях. Франция не выступала в поддержку Саддама Хусейна, но отстаивала ряд принципов: во-первых, международное вмешательство в дела суверенных государств должно осуществляться только под эгидой ООН; во-вторых, ООН может прибегнуть к применению силы только в случае угрозы миру; в-третьих, французская дипломатия отличалась от американской доктриной превентивной войны5. 10 марта 2003 г. Ж. Ширак заявил, что Франция использует своё право вето в Совбезе6. Вследствие
американского ультиматума, предъявленного Ираку 17 марта, Ж. Ширак вновь подтвердил неприятие всякого унилатерализма7.
Анализируя дипломатические инициативы Ж. Ширака, Пьер Асснер отмечает, что французский президент поставил «голлистскую риторику на службу концепции, которая предоставляет центральное место тому, что сам Ш. де Голль называл «штуковиной» и чей авторитет не признавал». Пьер Асснер ссылается на известное высказывание Шарля де Голля: «Штуковина, которую зовут ООН»8. По его мнению, в этой связи можно говорить о «вильсоновском голлизме»9 Ж. Ширака, сочетающем черты политики национальной независимости в принятии внешнеполитических решений и поддержки международного права и
ООН.
Ж. Ширак также заявляет о необходимости расширения сферы применения гайопе ша1ейае международного права с тем, чтобы управлять процессами глобализации, которую он сравнил с «настоящей революцией международного по-рядка»10.
В этом смысле, принимая во внимание тот факт, что французское влияние осуществляется в определенной мере через культурное воздействие, президент выразил своё стремление защитить французский язык и французскую культуру и в целом - культурное многообразие всего мира. Он подтвердил, что «культура не должна быть подчинена торговле» и, что «пришло время возвести культурное многообразие в принцип международного права»11. Приводя примеры Всеобщей декларации о культурном многообразии, принятой 28 ноября 2001 г. ЮНЕСКО, и саммит в Йоханнесбурге в сентябре 2002 г., который признал культурное многообразие одной из составляющих устойчивого развития, Ж. Ширак высказался за принятие «новой международной конвенции о культурном многообразии», которая впоследствии и была принята 20 октября 2005 г. ЮНЕСКО12. К тому же он настоял на том, чтобы принцип уважения культурного многообразия был вписан в будущую Конституцию ЕС как одна из основных целей Союза13.
30 января 2004 г. Ж. Ширак вместе с Генсеком ООН Кофи Аннаном встретился в Женеве с бразильским президентом Луисом Лулой да Силва и чилийским президентом Рикардо Лагосом в рамках четырёхстороннего совещания, посвящённого способам реализации Проекта «Тысячелетие по борьбе с бедностью и голодом»14. 20 сентября 2004 г. Ж. Ширак посетил подготовленное ООН мероприятие в Нью-Йорке по проблемам социального измерения глобализации, развития, борьбы с бедностью, принял участие в созванном МОТ совещании, посвященном докладу « О социальном измерении глобализации» и призвал предприятия подписать Глобальный договор ООН15. Данный договор ставил задачу развития принципов социальной ответственности бизнеса, участия в
решении наиболее острых проблем общества как на глобальном, так и на местном уровне. Договор призывал деловые круги руководствоваться в своей деятельности десятью основополагающими принципами в области соблюдения прав человека, трудовых отношений, охраны окружающей среды и борьбы с коррупцией. Вместе с президентом Бразилии французский президент даже высказался за установление мирового налога с целью борьбы с бедностью. По его мнению, международное налогообложение «неизбежно»16.
Поддержанные Генеральным Секретарём ООН, президенты Франции и Бразилии рекомендовали также ввести особый налог на авиабилеты, для того чтобы финансировать борьбу со СПИДом (введён 1 июля 2006 г.)17. На международном экономическом форуме в Давосе 26 января 2005 г. Жак Ширак предложил попробовать ввести «отчисления международной солидарности» для борьбы со СПИДом18. Кроме того, в июле 2005 г. он призвал мировое сообщество принять участие в создании международного налога на авиабилеты, с тем чтобы финансировать борьбу с важнейшими пандемиями, такими как СПИД, туберкулёз, 19
малярия19.
Особой заботой президента Ж. Ширака стала защита окружающей среды: «Наш дом горит, а мы смотрим в другую сторону»20, - заявил он на международном саммите в Йоханнесбурге. Ж. Ширак горячо поддержал Киотский протокол, по которому 38 индустриально развитых стран, в том числе и Франция, должны снизить выбросы парникового газа в период 2008-2012 гг. 23 сентября 2003 г. на заседании Генеральной Ассамблеи ООН французский президент высказался за создание « Организации Объединённых Наций по вопросам окружающей среды21. Наконец, он высказался за необходимость регулирования международным правом медицинской этики22.
Таким образом, стоит отметить, что в условиях нового мирового порядка Ж. Ширак уделял большое внимание развитию французской дипломатической инициативы, поскольку видел в ней одну из основных возможностей Франции оказывать влияние на решение глобальных проблем. Если во время холодной войны ООН была скована жёсткой биполяризацией, то с окончанием противостояния Востока - Запада появилась новая возможность для усиления её влияния в системе международных отношений. В этой связи Ж. Ширак активизировал деятельность Франции в ООН, опираясь на постоянное членство в Совбезе.
Несмотря на приоритет дипломатии в вопросе сохранения французского влияния в условиях нового мирового порядка, Ж. Ширак не оставил без внимания и военный аспект. Первый президент V Республики генерал де Голль, закладывая новый внешнеполитический курс, начал с армии и обороны. Ж. Ширак действовал в том же духе: первой громкой акцией нового французского президента было возобновление ядерных испытаний
на атолле Муруроа в Тихом океане, объявленное 15 июня 1995 г.23 Как заметил известный политический обозреватель А. Дюамель, «последняя серия ядерных испытаний была призвана показать миру, что его (Ж. Ширака) Франция намерена отдавать предпочтение тому, что она считает национальным интересом, перед всеми другими соображениями»24. Кроме того, эти испытания заканчивали серию работ по модернизации французского атомного оружия, что позволяло приступить к сокращению сил ядерного сдерживания, которое вписывалось в мировую тенденцию ядерного разоружения, но в опоре на усиленную ядерную мощь. В международной сфере планы Ширака вписывались в классический голлистский курс на создание коллективной европейской мощи, главной вдохновительницей и главной военной силой которой стремилась стать Франция25.
Однако первый решительный шаг президента Ж. Ширака закончился неудачей. В результате объявления ядерных испытаний международный авторитет Франции больше пострадал, чем повы-сился26. Возобновляя ядерные взрывы, Ж. Ширак был убеждён, что Франции необходимо закончить серию испытаний, если она хочет сохранить надёжность и дееспособность своего ядерного арсенала. Однако он выбрал крайне неудачное время для реализации своего решения - 50-летие бомбадировки Хиросимы и Нагасаки, что вызвало нескрываемое возмущение и осуждение некоторых стран27 и вынудило Ж. Ширака сократить сроки проведения и число взрывов до шести вместо восьми, предусмотренных в этой серии28. Кроме того, окончание холодной войны поставило под вопрос необходимость ядерного сдерживания, что изменило отношение к ядерному оружию в Европе и в самой Франции, где 60 % опрошенных высказались против решения президента29. Франция предстала страной, игнорирующей интересы и чувства своих соседей и союзников. Политические обвинения со стороны некоторых стран часто сопровождались призывами к бойкотированию французских продуктов на международном рынке30. Последовавшие вскоре предложения Франции сделать французские ядерные силы основой автономной европейской обороны были отвергнуты членами ЕС, в первую очередь Германией.
Как объяснил политолог П. Бонифас, своим решением Ж. Ширак «показывал французам, что он мог иметь свою точку зрения, отличную от точки зрения его предшественника, по крайне сложной проблеме, даже если этот предшественник торжественно заявил о том, что это невозможно. Он показывал в особенности, что способен принять непопулярное решение, как во Франции, так и за границей, если он считал, что в этом состоит высший интерес страны. Наконец, он совершал поступок в стиле голлизма, возрождая образ одинокой, суверенной и гордой Франции, отважно противостоящей осуждению мировой обществен-
ности»31. Однако, как показала действительность, волюнтаризм французского президента вступал в противоречие с изменившимися международными условиями конца 90-х гг., что заставило французскую дипломатию давать «обратный ход»32. 29 января 1996 г. Ж. Ширак объявил об «окончательном прекращении французских ядерных испытаний»33. Кроме того, были ратифицированы Договор о нераспространении ядерного оружия и Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний. Решительно высказавшись за разору-жение34, французский президент заявил о решении подписать протоколы к договорам Тлателолко (1967 г.), Раротонга (1985 г.) и Пелиндаба (1996 г.) о создании на территории Латинской Америки и Карибского бассейна, южной части Тихого океана и Африки соответственно зон, свободных от ядерного оружия35. Также был подписан Бангкокский договор от 15 декабря 1995 г. о безъядерной зоне в Юго-Восточной Азии36.
Глубокие изменения в военно-стратегической доктрине Франции, нашедшие свое отражение в Белой книге по обороне 1994 г.37, определили «революцию в обороне», провозглашенную Ж. Шираком в феврале 1996 г. В своём выступлении от 23 февраля он озвучил формулу «более эффективной, но менее дорогостоящей оборо-ны»38. Это было обусловлено, с одной стороны, геостратегическими изменениями на мировой арене, а с другой - необходимостью сокращения расходов на оборону. По мнению французского президента, цель военной реформы заключается в создании таких вооруженных сил, которые по своему содержанию соответствовали бы статусу великой державы и военно-политическим амбициям Франции39, которая по-прежнему стремилась сохранить за собой ранг державы с европейской и мировой ответственностью, а для этого ей было необходимо подкрепить свою дипломатическую активность военной эффективностью40.
Французское военно-политическое руководство при проведении военной реформы преследовало следующие цели:
1) эффективную защиту своих интересов за пределами национальной территории;
2) создание независимой системы обороны, строительство которой является приоритетным направлением военно-политической деятельности Франции;
3) проведение миротворческих операций по поддержанию и восстановлению мира. Участие в подобных операциях, по мнению Ж. Ширака, для Франции должно стать приоритетным направлением её военной политики;
4) обеспечение внутренней безопасности от плохо контролируемых иммиграционных потоков, терроризма, от религиозных экстремистов, наркоторговли, организованной преступности41.
Для выполнения вышеуказанных целей предусматривались следующие меры:
- переход к профессиональной армии с суще-
ственно сокращённой численностью персонала (на 143 тыс. чел.);
- сокращение военного бюджета до 185 млрд. фр. в год (на 1997-2002 гг.), что, тем не менее, сохраняло за Францией первое место среди стран ЕС в области оборонных расходов;
- рационализация политики военного оснащения;
- структурная перестройка ВПК Франции;
- модернизация французских ядерных сил.
Профессионализация армии означала: создание корпуса внешнего вмешательства для участия в операциях по поддержанию мира и гуманитарных акций; постепенный отказ от обязательной военной службы, на смену которой должен прийти краткосрочный призыв граждан на 5 дней для тестирования физических способностей, школьной, технической и психологической подготовки (так называемые «rendez-vous citoyen»), набор добровольцев по срочному котракту; резкое уменьшение численности регулярной армии (кроме жандармерии) за счёт значительных премий досрочно увольняемым отставникам; сокращение армейской недвижимости42. Таким образом, отныне оборона Франции должна была основываться не на законах количества, но на высокой эффективности разведки, техники и персонала.
Что касается ядерного щита французских вооружённых сил, то геополитические изменения и соображения бюджетной экономии привели к упразднению его наземной составляющей. Правительство А. Жюппе (премьер-министр) отказалось от замены устаревших баллистических ракет на плато Альбион (на что потребовалось бы от 10 до 30 млрд франков)43. Комментируя это решение, министр обороны Ш. Миллон заявил, что доктрина ядерного сдерживания генерала де Голля не потеряла своей актуальности. Речь идёт о модернизации французских ядерных сил: решение президента Ж. Ширака касалось как отказа от наземной составляющей, так и модернизации морской ( океанской) и воздушной составляющих стратегических ядерных сил. При этом французское правительство неизменно подчёркивало, что ядерное сдерживание Франции не замыкается в национальных рамках. Франция настойчиво продолжает голлистский курс на европеизацию французской ядерной мощи, вернее, на согласование ядерного сдерживания в рамках ЕС на базе модернизированных французских ядерных сил44.
В 2006 г. была пересмотрена французская концепция ядерного сдерживания, о чём Ж. Ширак заявил в конце января во время своего визита на военно-морскую базу Иль-Лонг, где размещаются атомные подводные лодки, оснащенные ядерным оружием. В своей речи президент объявил об изменениях в ядерной доктрине Франции и обозначил её основные приоритеты, к которым добавились борьба против терроризма, защита союзников и обеспечение стратегических поставок45. Президент заявил, что ядерное сдерживание « не предназначе-
но для обуздания террористов-фанатиков», и что Париж не станет применять свои ядерные средства «в военных целях во время конфликтов»46. Однако впервые глава французского государства, пусть и косвенно, указал на возможность использования ядерного оружия против «террористических государств», хотя и не упомянул конкретно какую-либо страну47. Кроме того, Ж. Ширак обозначил борьбу с терроризмом как один из приоритетов для Франции, указав вместе с тем на сохранение «прежних угроз». Ещё одним новым положением доктрины стало упомянутая Ж. Шираком « гибкость реагирования стратегических сил» на различные угрозы взамен тотального и окончательного применения ядерного оружия48.
Помимо всего прочего, в своей речи от 19 января 2006 г. Ж. Ширак подчеркнул важность ядерного сдерживания для Французского государства: «Наша оборона должна быть основана на уверенности в том, что, чтобы ни произошло, обеспечение наших жизненно важных интересов будет гарантировано. Роль такого гаранта принадлежит ядерному сдерживанию... С момента появления французские ядерные силы обеспечивали оборону нашей страны и способствовали сохранению мира. Сегодня они продолжают стоять на страже для того, чтобы мы могли жить в свободной стране, хозяйке своего будущего и своей судьбы. Они продолжают и продолжат быть решающим гарантом нашей безопасности»49.
Таким образом, реформирование и модернизация национальной обороны Франции стали одним из важнейших приоритетов политики Ж. Ширака. Основной целью обозначенных реформ было укрепление статуса Франции как сильного и самостоятельного государства, способного подкрепить свою дипломатическую деятельность военной эффективностью, что вполне отвечало духу голлизма. Укрепление и повышение качества военной мощи Франции исходили из последних геополитических реалий. При этом Франция стремилась не просто укрепить свою оборону, она хотела стать вдохновительницей создания автономной европейской обороны.
Примечания
1 Chirac J. Discours devant l'Assemblée générale des Nations Unies à l'occasion de la célébration du cinquantenaire de l'organisation le 23 octobre 1995 // Site officiel de la présidence de la République Française. URL: http://www. elysee.fr/elysee/elysee.fr/francais_archives/interventions/ discours_et_declarations/1995/octobre/discours_de_m_ jacques_chirac_president_de_la_republique_devant_l_ assemblee_generale_des_nations_unies_a_l_occasion_ de_la_celebration_du_cinquantenaire_de_l_organisa-tion.2587.html (дата обращения: 30.05.2018).
2 Juppé A. Quel horizon pour la politique étrangère de la France? // Politique étrangère. 1995. № 1. Р. 253.
3 Lombart L. La politique extérieure du président J. Chirac dans un monde américano-centré // AFRI. 2007. 03-17.
URL: http://www.afri-ct.org/La-politique-exterieure-du?lang=fr (дата обращения: 30.05.2018).
4 Colombani J.-M., Wells W. France et Amérique : Déliaisons dangereuses. Paris : Editions Jacob-Duvernet, 2004. Р. 85-86.
5 Villepin D. de. Discours prononcé à l'ONU lors de la crise irakienne le 14 février 2003 / Wikisource. URL: http://fr.wikisource.org/wiki/Discours_ prononc%C3%A9_%C3%A0_l%270NU_lors_de_ la_crise_irakienne_-_14_f%C3%A9vrier_2003 (дата обращения: 30.05.2018).
6 Vaisse M. La puissance ou l'influence. La France dans le monde depuis 1958. P. : Fayard, 2009. Р. 515.
7 Chirac J. Déclaration sur l'Iraq. le 18 mars 2003. URL: http://www.elysee.fr/elysee/elysee.fr/francais_ar-chives/interventions/discours_et_declarations/2003/ mars/declaration_du_president_de_la_republique_sur_l_ iraq.1763.html (дата обращения: 30.05.2018).
8 См.: Gaulle C. de. Nantes le 10 septembre1960 / Fondation Charles de Gaulle. URL: http://www.charles-de-gaulle. org/pages/l-homme/accueil/de-gaulle-de-a-a-z.php (дата обращения: 30.05.2018).
9 Hassner P. Fausses manoeuvres // Revue internationale et stratégique. 2004. № 53. Р. 61.
10 Chirac J. Discours à l'occasion de la Conférence Internationale de Paris sur les nouveaux Financements du Développement. le 28 fevrier 2006. URL: http://www. elysee.fr/elysee/elysee.fr/francais_archives/interventions/ discours_et_declarations/2006/fevrier/discours_du_pre-sident_de_la_republique_a_l_occasion_de_la_confe-rence_internationale_de_paris_sur_les_nouveaux_finance-ments_du_developpement.41706.html (дата обращения: 30.05.2018).
11 Chirac J. Discours devant les personnalités réunies à Paris pour les 2e Rencontres internationales de la culturele. le 2 février 2003. URL: http://www.elysee.fr/elysee/elysee. fr/francais_archives/interventions/discours_et_declara-tions/2003/fevrier/discours_devant_les_personnalites_ reunies_a_paris_pour_les_2e_rencontres_internationales_ de_la_culture.3675.html (дата обращения: 30.05.2018).
12 Lombart L. La politique extérieure du président J. Chirac dans un monde américano-centré. le 17 Mars 2007. URL: http://www.afri-ct.org/La-politique-exterieure-du?lang=fr (дата обращения: 30.05.2018).
13 Chirac J. Lettre à M. Valéry Giscard d'Estaing, Président de la Convention sur l'avenir de l'Europe, sur la politique commune de l'Union en faveur de la préservation de la culture, de l'éducation et de la santé. le 7 mai 2003. URL: http://www.elysee.fr/elysee/elysee.fr/ francais_archives/interventions/lettres_et_messages/2003/ mai/lettre_de_m_jacques_chirac_president_de_la_ republique_a_m_valery_giscard_d_estaing_president_ de_la_convention_sur_l_avenir_de_l_europe_sur_la_poli-tique_commune_de_l_union_en_faveur_de_la_preserva-tion_de_la_culture_de_l_education_et_de_la_sante.1061. html (дата обращения: 30.05.2018).
14 Déclaration commune des Présidents Chirac, Lula, Lagos et du Secrétaire général de l'ONU sur la coopération internationale dans la lutte contre la faim et la pauvreté, Genève le 30 janvier 2004 // Vie-publique.fr URL: http://
discours.vie-publique.fr/cdp./html/047000019.html (дата обращения: 30.05.2018).
15 Chirac J. Discours à l'occasion de la réunion des entreprises signataires du Pacte Mondial. le 27 janvier 2004. URL: http://www.elysee.fr/elysee/elysee.fr/francais/ interventions/discours_et_declarations/2004/janvier/ discours_de_m_jacques_chirac_a_l_occasion_de_la_reu-nion_des_entreprises_signataires_du_pacte_mondial.1929. html (дата обращения: 30.05.2018).
16 Chirac J. Allocution lors de la présentation des voeux du Corps diplomatique. le 6 janvier 2005. URL: http:// www.elysee.fr/elysee/elysee.fr/francais_archives/inter-ventions/discours_et_declarations/2005/janvier/allocu-tion_du_president_de_la_republique_lors_de_la_presenta-tion_des_voeux_du_corps_diplomatique.27193.html (дата обращения: 30.05.2018).
17 Vaisse M. La puissance ou l'influence. La France dans le monde depuis 1958... Р. 515.
18 Chirac J. Discours devant le Forum économique mondial de Davos. le 26 janvier 2005. URL: http://www.elysee.fr/ elysee/elysee.fr/francais_archives/interventions/discours_ et_declarations/2005/janvier/discours_du_president_de_la_ republique_devant_le_forum_economique_mondial_deda-vos.27548.html (дата обращения: 30.05.2018).
19 Chirac J. Discours à l'occasion de la Conférence Internationale de Paris sur les nouveaux Financements du Développement. le 28 fevrier 2006. URL: http://www. elysee.fr/elysee/elysee.fr/francais_archives/interventions/ discours_et_declarations/2006/fevrier/discours_du_presi-dent_de_la_republique_a_l_occasion_de_la_conference_ internationale_de_paris_sur_les_nouveaux_financements_ du_developpement.41706. (дата обращения: 30.05.2018).
20 Chirac J. Discours devant l'assemblée plénière du Sommet Mondial du Développement Durable. le 2 septembre
2002. URL: http://www.elysee.fr/elysee/elysee.fr/fran-cais_archives/interventions/discours_et_declarations/2002/ septembre/discours_de_m_jacques_chirac_president_de_ la_republique_devant_l_assemblee_pleniere_du_som-met_mondial_du_developpement_durable.1217.html (дата обращения: 30.05.2018).
21 Chirac J. Discours à l'ouverture de la 58ème Session de l'assemblée générale des Nations Unies. le 23 septembre
2003. URL: http://www.elysee.fr/elysee/elysee.fr/fran-cais_archives/interventions/discours_et_declarations/2003/ septembre/discours_du_president_de_la_republique_a_l_ ouverture_de_la_58eme_session_de_l_assemblee_gene-rale_des_nations_unies.690.html (дата обращения: 30.05.2018).
22 Chirac J. Discours devant la 32e Conférence générale de l'UNESCO. le 14 octobre 2003. URL: http://www. elysee.fr/elysee/elysee.fr/francais_archives/interventions/ discours_et_declarations/2003/octobre/discours_du_pre-sident_de_la_republique_devant_la_32e_conference_ generale_de_l_unesco.2535.html (дата обращения: 30.05.2018).
23 Lombart L. La politique extérieure du président J. Chirac dans un monde américano-centré...
24 Цит. по : Обичкина Е. О. Франция на рубеже XX-XXI веков : кризис идентичности. М. : МГИМО, 2003. С. 198.
25 Там же. С. 199
26 См.: Рубинский Ю. И. Внешняя политика Франции : между преемственностью и переменами // Космополис. 2004. № 2 (8). С. 70.
27 Torrelli M. La reprise des essais nucléaires français. Annuaire français de droit international. P. : Editions du CNRS, 1995. P. 756-757.
28 См.: Обичкина Е. О. Голллистская традиция в современной французской дипломатии // Новая и новейшая история. 2004. № 6. С. 75.
29 Обичкина Е. О. Франция на рубеже XX-XXI веков... С. 80.
30 Torrelli M. La reprise des essais nucléaires français. Annuaire français de droit international... P. 757.
31 Boniface P. Avantages et limites du volontarisme en politique étrangère // Revue internationale etstratégique. 1997. № 25. P. 21.
32 Обичкина Е. О. Голллистская традиция в современной французской дипломатии. С. 75
33 Torrelli M. La reprise des essais nucléaires français. Annuaire français de droit international... P. 758.
34 Chirac J. Discours tenuà l'occasion du XXe anniversaire de l'Institut français des relations internationales. le 4 novembre 1999. URL: http://www.elysee.fr/elysee/elysee. fr/francais_archives/interventions/discours_et_decla-rations/1999/novembre/discours_du_president_de_la_ republique_a_l_occasion_du_xxe_anniversaire_de_l_ins-titut_francais_des_relations_internationales.1305.html (датаобращения: 30.05.2018).
35 См.: Сыромятин А. В. Ядерная доктрина Франции // Современная Европа. 2006. № 3. С. 104.
36 См.: Обичкина Е. О. Франция на рубеже XX-XXI веков. С. 80.
37 Livre blanc sur la défense 1994. Р. : La Documentation française, 1994.
38 Chirac J. Allocution aux Armées prononcée à l'Ecole militairele. le 23 février 1996. URL: http://www.elysee.fr/ elysee/elysee.fr/francais_archives/interventions/discours_ et declarations/1996/fevrier/allocution aux armees
prononcee_par_le_president_de_la_republique_a_l_ecole_ militaire.192.html (дата обращения: 30.05.2018).
39 Цит. по: Малашенко О. А. Политические аспекты военной реформы Франции конца XX - начала XXI в. // Клио. Журнал для учёных. 2007. № 2 (37). С. 140.
40 См.: Обичкина Е. О. Франция в поисках внешнеполитических ориентиров в постбиполярном мире. М. : МГИМО, 2003. С. 205.
41 См.: Малашенко О. А. Указ. соч. С. 140.
42 См.: Обичкина Е. О. Франция в поисках внешнеполитических ориентиров... С. 207.
43 См.: Обичкина Е. О. Франция на рубеже XX-XXI веков. С. 80.
44 См.: Обичкина Е. О. Франция в поисках внешнеполитических ориентиров. С. 207-208.
45 Chirac J. Allocution lors de sa visite aux forces aériennes et océanique stratégiques le 19 janvier 2006. URL: http:// www.elysee.fr/elysee/francais/interventions/discours_et_ declarations/2006/janvier/allocution_du_president_de_ la_republique_lors_de_sa_visite_aux_forces_aeriennes_ oceanique_et_strategiques-landivisiau-l_ile_longue-finis-tere.38406.html (дата обращения: 30.05.2018).
46 Chirac J. Allocution lors de sa visite aux forces aériennes et océanique stratégiques...
47 Durand D. Dissuasion française : inflexion ou dérive? // L'Humanité. 2006. 01 - 20. URL: http://www.humanite. fr/2006-01-26_Tribune-libre_Dissuasion-francaise-inflexion-ou-derive (дата обращения: 30.05.2018).
48 См.: Нестерёнкин В. Изменения в ядерной доктрине Франции // Зарубежное военное обозрение. 2006. № 3. С. 12.
49 Chirac J. Allocution lors de sa visite aux forces aériennes et océanique stratégiques. le 19 janvier 2006. URL: http:// www.elysee.fr/elysee/francais/interventions/discours_et_ declarations/2006/janvier/allocut on_du_president_de_ la_republique_lors_de_sa_visite_aux_forces_aeriennes_ oceanique_et_strategiques-landivisiau-l_ile_longue-finis-tere.38406.html (дата обращения: 30.05.2018).
Образец для цитирования:
Смирнова О. А. «Многовекторная дипломатия» Ж. Ширака (1995-2007 годы) // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. История. Международные отношения. 2019. Т. 19, вып. 2. С. 208-213. DOI: https://doi.org/10.18500/1819-4907-2019-19-2-208-213
Cite this article as:
Smirnova O. A. Multi-vector Diplomacy of J. Chirac (1995-2007). Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. History. International Relations, 2019, vol. 19, iss. 2, рр. 208-213 (in Russian). DOI: https://doi.org/10.18500/1819-4907-2019-19-2-208-213