Научная статья на тему 'Природно-ресурсный потенциал и устойчивое развитие региональной системы'

Природно-ресурсный потенциал и устойчивое развитие региональной системы Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
870
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / ПРИРОДНО-РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / РЕГИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Бурлакова Ольга Владимировна, Прытков Ринад Михайлович

The article is devoted to sustainable development of the regional system, which depends on the natural resource potential of the subjects of the Russian Federation, and is an objective requirement of time. The article describes the natural resource potential of the Orenburg region, which plays a significant role in increasing the potential of the territory, and in general affects the sustainability of its development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NATURAL RESOURCE POTENTIAL AND SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF REGIONAL SYSTEM

The article is devoted to sustainable development of the regional system, which depends on the natural resource potential of the subjects of the Russian Federation, and is an objective requirement of time. The article describes the natural resource potential of the Orenburg region, which plays a significant role in increasing the potential of the territory, and in general affects the sustainability of its development.

Текст научной работы на тему «Природно-ресурсный потенциал и устойчивое развитие региональной системы»

УДК 338:332.142.4(470.56)

Бурлакова О.В., Прытков Р.М.

Оренбургский государственный университет E-mail: [email protected]

ПРИРОДНО-РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ И УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ

РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Статья посвящена устойчивому развитию региональной системы, которое зависит от природно-ресурсного потенциала субъектов РФ, и является объективным требованием времени. В статье рассмотрен природно-ресурсный потенциал Оренбургской области, который играет значительную роль в увеличении потенциала территории, а в целом сказывается на устойчивом ее развитии.

Ключевые слова: регион, природно-ресурсный потенциал, ресурсный потенциал, устойчивое развитие, региональная система, социально-экономическое развитие.

Понятие «регион» представляет собой область, район, территорию, то есть это та часть страны, которая отличается от других ее частей совокупностью естественных и исторически сложившихся предпосылок, устойчивых экономических, географических и других особенностей, нередко сочетающихся с национальным составом населения. Как бы то ни было, регионы нашей страны должны стать основой региональной политики государства в целом, направленной на формирование и поддержание комплексного социально-экономического развития.

Теория устойчивого развития системно подходит к рассмотрению актуальных проблем, связанных с такими характеристиками как: обеспечение стабильного, пропорционального и сбалансированного развития. Именно поэтому данные характеристики развития необходимы в настоящее время в использовании ограниченных природных ресурсов, охране и поддержке окружающей среды и в решении обострившихся проблем социально-экономического развития. Специфический подход к разрешению данных проблем приводит лишь к ухудшению ситуации как в отстающих в социально-экономическом развитии странах, так и в благополучных развитых государствах [1].

Процесс глобализации мировой экономики, ускоряющий перемещения ресурсов (в том числе природных), капитала и информации в масштабе огромных территорий, одновременно делает государственные границы прозрачными. Наряду с глобализацией мировой экономики развивается не менее важный процесс, порой социально и политически ей адекватный, а в ряде случаев всецело определяющий со-

стояние социально-экономического развития стран, - процесс регионализации национального экономического пространства. Регионализация как процесс дифференциации параметров социально-экономического развития регионов также чревата серьезными последствиями. Главные из них сегодня, к примеру, для Российской Федерации (РФ) - тяжелые условия жизни населения, связанные в первую очередь с рыночным ценообразованием при низких реальных доходах населения, нехваткой рабочих мест, ухудшением экологической ситуации и т.д. Достаточно сложной частью процесса регионализации национального экономического пространства является создание институциональных основ местного самоуправления. Важное место в оценке процессов регионализации современной России занимает такой фактор, как взаимоотношения федерального центра и регионов. Перевод политических инициатив в федеральный центр с одновременной передачей регионам все большей ответственности за решение социальных проблем в итоге приводит к дальнейшему углублению дисбаланса территориального развития страны. За последние годы в РФ даже при общем увеличении темпов экономического роста процесс межрегиональной дифференциации (по уровню социально-экономического развития) не только не приостановлен, но и ускорился, приобретая все более грубые очертания. При этом регионы могут потерять те хрупкие ростки саморазвития, которые, бесспорно, уже прослеживаются как тенденция и связаны в первую очередь с переходом к рыночному реформированию региональных экономик [2].

По нашему мнению, именно принципы устойчивого развития лучше всего годятся для прео-

доления большого социально-экономического разграничения не только в общемировом (между развитыми и развивающимися странами), но и в национальном масштабе (регионализация в рамках отдельно взятых стран, в частности РФ). Правильное использование указанных принципов руководством федерального центра и регионов способно вывести многие проблемы из частно-временных рамок на уровень общенационально-цивилизационных подходов. Принципы устойчивого развития имеют институциональную направленность и нацелены на сближение ключевых сфер общечеловеческой деятельности (экономика, право, политика, социальная сфера, экология), на изменение, в конечном итоге, поведения самого человека в окружающей среде обитания. Важнейшие из принципов устойчивого развития, сформулированных передовой общественностью сообщества стран (приняты в 1992 г. в Рио-де-Жанейро, подтверждены и дополнены в 2002 г. в Йоханнесбурге на Всемирном саммите по устойчивому развитию), приведены ниже:

- невозможно и далее ориентировать процесс развития исключительно на традиционные экономические показатели;

- защита окружающей среды должна стать частью процесса устойчивого развития и не может рассматриваться в отрыве от него;

- максимизация прибыли не может сегодня считаться основным стимулом развития, необходимо усилить роль государства в рыночных системах с учетом изменений в окружающей среде;

- следует ориентироваться на сокращение различий в уровнях жизни различных стран;

- локализация и недопущение вооруженных конфликтов, как межгосударственных, так и межнациональных, - необходимое условие достижения устойчивого развития;

- развитие должно быть таким, чтобы гармонично удовлетворять потребности экономического, социального и экологического развития не только сегодняшнего, но и будущих поколений.

Для РФ переход к устойчивому развитию также является насущной необходимостью. Одновременно Россия проходит этап реформирования общественно-политического устройства и социально-экономического укла-

да. Важно осознавать, что в реформировании нуждается не только экономика - ядро социально-экономического обустройства государства. Тем не менее, требуются системные решения по проблемам, связанным с созданием благоприятных социальных условий жизни населения, причем значительная часть этих проблем имеет институциональный характер[1].

К сожалению, теория устойчивого развития, несмотря на бесспорную ценность и актуальность, по ряду причин остается доступной лишь узкому кругу научной и политической общественности. Теория устойчивого развития «теряется» среди многочисленных концепций и стратегий, и это становится основным препятствием для ее практической реализации. Особенно это характерно для РФ, где основной институт управления - федеральное правительство, которое не в состоянии организовать реальное включение страны в реализацию приведенных выше принципов устойчивого развития. В последнее время к преодолению данного недостатка в работе исполнительных органов решительно подключилась Государственная Дума РФ 3-го созыва (где действовала Комиссия по проблемам устойчивого развития) и 4-го созыва (где работает Высший экологический совет). Сегодня Государственная Дума отчасти определяет контуры и необходимую стратегию перехода страны к устойчивому развитию. Остававшийся долгое время единственным документом, декларирующим необходимость перехода страны к устойчивому развитию, -Указ Президента РФ от 1 апреля 1996 г. № 440 «Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» - дополнен обсужденным в Государственной Думе проектом «Государственная стратегия устойчивого развития Российской Федерации» (октябрь 2001 г.). Рабочей группой Государственной Думы с привлечением специалистов разработаны «Научные основы стратегии устойчивого развития Российской Федерации» (январь 2002 г.). В каждом из этих документов рассматривается и территориальный (региональный) аспект устойчивого развития страны. К примеру, в «Концепции...» отмечено, что переход к устойчивому развитию РФ в целом возможен только в том случае, если будет обеспечено устойчивое развитие всех ее регионов. Признание за регионами ключевой

роли в переходе к устойчивому развитию РФ становится серьезным импульсом для научного поиска и выработки моделей и путей устойчивого развития регионов.

Как важный этап реализации многоуровневых задач развития следует воспринять подписание Российской Федерацией Киотского протокола (1997 г.) и его последующую ратификацию парламентом страны (2004 г.). Несмотря на многочисленные препятствия, участие РФ в решении задач регулирования выбросов «парниковых газов» - это важный практический шаг в сторону реализации экономико-экологических аспектов устойчивого развития, сделанный в тесном контакте с мировым сообществом [3].

В то же время институциональная разобщенность между органами законодательной и исполнительной власти, с одной стороны, и между федеральным центром и регионами РФ - с другой, остается одной из важнейших проблем перехода регионов к поиску и реализации взаимоприемлемых направлений устойчивого развития. Теория устойчивого развития предполагает обязательный учет взаимодополняемых интересов развития экономической, социальной и экологической подсистем региональной системы - каждой в отдельности и всех вместе взятых. Данная теория способна привести к экономически эффективному, социально целесообразному и экологически безопасному развитию территорий. Таким образом, необходимо как можно быстрее разработать и принять всеобъемлющую государственную стратегию устойчивого развития РФ.

Экономическая подсистема региональной системы, а в частности региональная экономика, наряду с социальной и экологической подсистемами полностью преобразуется как в структурном, так и в институциональном отношениях. Рассмотрение данной проблемы достаточно актуально не только из-за необходимости оценить конкурентоспособность региональной экономики, но и тем более в связи с дальнейшим позиционированием РФ при переходе к устойчивому развитию. Анализ конкурентоспособности региональной экономики позволяет получить точное представление о факторе, который при рыночной организации внутрирегиональных хозяйствующих субъектов становится объективной необходимостью не только для

роста валового регионального продукта (ВРП), но и для более масштабной задачи - повышения уровня жизни населения [1].

Анализ конкурентоспособности существенно дополняет наши представления о механизме устойчивого развития экономической подсистемы региона. Поскольку этот механизм находится на стадии наполнения реальным содержанием, любое целенаправленное включение в него новых элементов может стать толчком для дальнейшего роста не только производства, но и реализации социальных и экологических программ.

Региональная экономика как встроенная часть системы общерегиональных социальных, экономических и экологических отношений по-прежнему остается главным звеном, обеспечивающим переход всей региональной системы к устойчивому развитию.

Организация достаточно крупномасштабного и многоаспектного мероприятия, как переход к устойчивому развитию, не может быть осуществлена лишь на основе идеологических положений, какие бы благие цели они ни преследовали. Соответственно, реализация устойчивого развития должна основываться не только на текущих потоках доходов, но и на накопленных запасах социальных и экономических благ, природных ресурсов и производственного потенциала. Наличие приведенных выше факторов экономического развития в зависимости от их структурного соотношения, связанного с уровнем и направленностью регионального развития, определяет возможности состязательного (конкурентного) развития экономических подсистем регионов [1].

Развитие современного общества первой половины XXI века остро зависит от ресурсов, в том числе и природных. В РФ имеется достаточное количество регионов с высоким удельным весом в региональном богатстве природных ресурсов, в том числе топливно-энергетического комплекса. Все это позволяет сказать о том, что в сложившихся условиях не только российская экономика, но и определенная группа регионов вписывается в общемировую конкурентную среду. Совпадает ли такая схема международной, а также производственной специализации региональной системы с принципами, целями и задачами устойчивого развития? Что же при

такой достаточно эффективной экономической конкурентоспособности останется для вполне удобного (спокойного) существования будущих поколений наших соотечественников? Для ответа на выше представленные вопросы, обратимся к конкретному примеру, и спустимся на региональный уровень, а именно рассмотрим Оренбургскую область [4].

Оренбургская область - один из крупных индустриально-аграрных субъектов РФ. Оренбургская область располагает высоким социально-экономическим потенциалом, стабильным уровнем промышленного производства с структурным сдвигом в сторону добывающих отраслей, консервативной схемой организации аграрного сектора, относительно старыми и усиливающимися экологическими проблемами. Оренбургская область обладает достаточно высокой инвестиционной привлекательностью, прочно заявленным межрегиональным и международным конкурентным положением, как приграничная область. В связи с этим необходимо ответить на вопрос - «Как же сложившееся положение дел с учетом, соответственно дальнейших перспектив может отразиться на переходе всей региональной системы к устойчивому развитию?

Обратимся к наиболее существенной конкурентной позиции Оренбургской области в межрегиональном и международном разделении труда на сегодняшний момент, а именно обеспеченности ее минерально-сырьевыми ресурсами. Это необходимо не только потому, что стремление к устойчивому развитию региональной системы Оренбургской области сопровождается усилением конкурентных ресурсных позиций, но и в связи с тем, что на этот процесс накладывается открытость региональной экономики, возможность выбора различных моделей социально-экономического развития в рамках федеративного государства и усиливающееся влияние процесса глобализации мировой экономики. Минерально-сырьевые ресурсы совместно с лесными, водными и земельными ресурсами выступают сегодня важнейшей составляющей природно-ресурсного потенциала Оренбургской области [5]. Не ставя перед собой задачу классификации и дальнейшей типологизации природно-ресурсного потен-

циала, мы опираемся на сложившуюся систему оценок и приемов его изучения.

Оренбургская область по природно-ресурс-ному потенциалу входит в ведущую группу регионов, достаточно насыщенных различными видами минерального сырья. На сегодняшний день в Оренбургской области разведано 2,5 тысячи месторождений около 75 видов полезных ископаемых. Территориальным балансом общераспространенных полезных ископаемых нашего региона по состоянию на 01.01.2014 года учитывается 187 месторождений общераспространенных полезных ископаемых. В 2013 году в Оренбургском регионе добыто 23,641 млн. т жидких углеводородов (в том числе нефти 23,154 млн. т, конденсата 0,487 млн. т), свободного газа 17,418 млрд. м3.

На 01.01.2014 г. государственным балансом в Оренбургской области учтено 251 месторождение, в том числе 187 нефтяных (из них 8 частично находятся на сопредельных территориях), 27 газонефтяных, 20 нефтегазоконденсатных, 2 нефтегазовых, 8 газовых и 7 газоконденсатных. Многие месторождения (в том числе ресурсов углеводородного сырья, цветных металлов и строительных материалов) эксплуатируются уже достаточно длительное время [6].

За годы реформирования экономики РФ сложилась избирательная система ведения работ, обеспечивающая наполнение минерально-ресурсной базы экономики регионов. Позиционирование экономики страны на мировом рынке как поставщика в первую очередь углеводородного сырья сконцентрировало основную часть инвестиций на добыче и транспортировке нефти и газа, что негативно отразилось на воспроизводстве других видов полезных ископаемых. В Оренбургской области приоритетными направлениями развития являются региональные геолого-съемочные работы, поиск и разведка месторождений нефти и газа, медно-колчеданных руд, золота, железных руд и других полезных ископаемых [7].

С позиции общей теории устойчивого развития обеспеченность региона природно-ресурсным потенциалом играет значительную положительную роль в его перспективах, что естественным образом скажется на увеличении экспортного потенциала региональной системы [8].

Минерально-сырьевая часть природно-ресурсного потенциала любого региона относит-

ся к его невозобновляемой составляющей (части). Поэтому постепенный переход региональной системы в режим устойчивого развития предполагает решение двойной задачи. С одной стороны, процесс расширенного воспроизводства благ в экономике на основе традиционных технологий производства потребует дальнейшего роста добычи минерального сырья. Развитие же на основе инновационных технологий, с другой стороны, неизбежно должно привести к рациональному потреблению этого сырья [6].

Таким образом, обеспеченность природно-сырьевыми ресурсами объективно остается фундаментом развития современного производства и условием обеспечения конкурентных преимуществ регионов. Следовательно, при переходе к устойчивому развитию отрасли материального производства по меньшей мере, модернизируясь, будут иметь достаточное влияние на ход протекания данного процесса. По экспертным оценкам, ближайшие 30 - 40 лет человечество будет по-прежнему остро зависеть от традиционных источников энергии. Это означает, что сопряженные оценки реальных балансовых запасов топливно-энергетических ресурсов актуальны и сегодня. В связи с этим определенный интерес представляет оценка степени обеспеченности региона энергоносителями и сравнительной степени их пригодности для обеспечения устойчивого развития региональной системы.

Запасы нефти, газа, конденсата и содержащихся в них компонентов, имеющих промышленное значение, по степени их достоверности и изученности подразделяются на категории А, В, С1 и С2.

Категории запасов, перспективных и прогнозных ресурсов нефти и газа представлены в таблице 1.

По состоянию на 01.01.2014 г. в Оренбургской области учтены 54 месторождения с запасами свободного газа категорий А+В+С1 - 783,9 млрд.мЗ и 90,0 млрд. м3 категории С2. В распределенном фонде учтены запасы свободного газа категорий А+В+С1 в объёме 768,4 млрд. мЗ, категории С2 - 72,2 млрд.мЗ. В нераспределенном фонде запасы категорий А+В+С1 составляют 15,5 млрд. мЗ, по категории С2 - 17,7 млрд. мЗ.

Запасы растворенного газа категорий А+В+С1 по области учтены в объеме 81,9 млрд. мЗ, по категории С2 - 29,7 млрд.мЗ.

На 01.01.2014 г. учтены 26 месторождений с извлекаемыми запасами конденсата 6З,2 млн. т категорий А+В+С1 и 6,2 млн. т кат. С2. В распределенном фонде недр учтено 98,7 % запасов категорий А+В+С1 и 71,4% категории С2.

Большие резервы по наращиванию промышленных запасов углеводородного сырья в области связываются с переводом ресурсов категории СЗ.

Общий фонд подготовленных структур к глубокому бурению составляет 209 объектов с извлекаемыми ресурсами нефти категории СЗ - З60,187 млн.т, в том числе по 97 структурам распределенного фонда 225,609 млн.т, по 112 структурам нераспределенного - 1З4,6 млн.т. Ресурсы свободного газа составляют 425,2 млрд. мЗ по 4З структурам, в том числе в распределенном фонде - 6З,8 млрд. мЗ, в нераспределенном -290,2 млрд. мЗ. Извлекаемые ресурсы конденсата по З9 структурам составляют 50,992 млн.т, в том числе по 11 структурам распределённого фонда 16,6З1 млрд. мЗ по 28 структурам нераспределённого - З4,З61 млн.т.

На территории области насчитывается 59 недропользователей по углеводородам, из них 21-базируется за пределами Оренбургской области. По 8 приграничным месторождениям лицензии выданы соседним субъектам РФ. По состоянию на 01.01.2014 г. на углеводороды имеется 221 действующая лицензия, в том числе 17 - на геологическое изучение (НП), 65 совмещенных лицензий (НР) и 1З9 - на добычу (НЭ) [6].

В настоящее время основную часть разведки и добычи нефти осуществляют следующие предприятия области: ОАО «Оренбургнефть», ООО «Газпром добыча Оренбург», ЗАО «Урал-нефтегазпром» и другие.

Основные показатели работы добывающих, обрабатывающих производств, производства и распределения электроэнергии, газа и воды представлены в таблице 2 [9].

Из таблицы видно, что индекс промышленного производства в 2012 году имеет тенденцию

Таблица 1. Категории запасов, перспективных и прогнозных ресурсов нефти и газа

Категории запасов Характеристика

Категория А Достоверные

Категория В Установленные

Категория С1 Оцененные

Категория С2 Предполагаемые

Категория С3 Перспективные

к снижению по сравнению с 2011 годом, но хотя исходя из объемов отгруженной продукции, а именно: добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды, наоборот наблюдается увеличение данных показателей.

Но в скором будущем, возможно, некоторое сокращение добычи, данное положение будет складываться:

- из-за ограниченного объема остаточных извлекаемых запасов промышленных категорий;

- ухудшения структуры запасов (растет доля трудно извлекаемых запасов);

- снижения объемов поискового, разведочного и эксплуатационного бурения из-за сокращения перспективных площадей, невосполнения отбора добываемой нефти приростом запасов.

Поэтому для постоянного восполнения запасов нефти и газа проводятся геологоразведочные работы. Поиск запасов нефти ведется главным образом за счет средств регионального бюджета. Поскольку геологоразведочные работы проходят в сложных горногеологических условиях, затраты на их проведение постоянно растут.

Наряду с поиском углеводородного сырья проводятся работы по выявлению месторождений твердых ископаемых руд черных, цветных металлов и др. Осуществляются также геолого-съемочные, гидрогеологические и геоэкологические работы. В 2013 году завершена реализация областной целевой программы «Воспроизводство минерально-сырьевой базы

общераспространенных полезных ископаемых Оренбургской области на 2010-2013 годы» с объемом финансирования 40,5 млн. рублей. Это позволило провести геологическое изучение западной части области, где выявлено 20 месторождений общераспространенных полезных ископаемых [6].

Таким образом, с учетом складывающейся на мировом рынке конъюнктуры сегодня конкурентоспособные позиции ресурсонасыщенных регионов определяются экспортной направленностью некоторых видов минерально-сырьевых ресурсов [8]. Оренбургская область, располагая достаточно мощным потенциалом, но устаревающими производственными мощностями, значительными земельными ресурсами и вполне квалифицированными кадрами, оказалась не в состоянии преодолеть барьеры международного рынка товаров и услуг для конечного потребления. В этом явно прослеживается наследие «индустриального прошлого» и издержки «рыночного рывка вперед». Очевидно, без поступательного преодоления данных противоречий рассчитывать на широкомасштабный конкурентный прорыв в новых областях производства и предоставления услуг не приходится. При достижении положительных результатов это, несомненно, станет важнейшей предпосылкой для перехода региональной системы к устойчивому развитию.

В заключение хочется еще раз отметить, что отсутствие целостного понимания условий и механизмов перехода к устойчивому

Таблица 2. Основные показатели работы добывающих, обрабатывающих производств, производства и распределения электроэнергии, газа и воды в Оренбургской области

Показатели 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г.

Индекс промышленного производства1, в % к предыдущему году 100,2 99,5 106,9 100,8 100,5

Объем отгруженной продукции (работ, услуг)2, млн. руб.:

- добыча полезных ископаемых 180117,6 185874,5 215311,1 282235,4 313118,0

- обрабатывающие производства 168113,3 117413,1 151633,6 174977,0 211629,3

- производство и распределение электроэнергии, газа и воды 52498,1 55937,0 81502,9 96822,7 83189,1

'За 2008-2009 гг. по данным ретроспективного пересчета.

2Данные за 2010-2011 гг. уточнены с учетом итогов сплошного наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства.

развитию (в частности, на уровне региональных систем) становится в современных условиях наиболее явным препятствием для реализации концепции перехода РФ к устойчивому развитию. В связи с этим остается надеяться на то, что дальнейшие исследования

региональных проблем подтвердят: стремление к устойчивому развитию - это определяющее направление в экономической, социальной и экологической сбалансированности нашего современного общества и государства в целом.

9.12.2014

Список литературы:

1. Стратегия и проблемы устойчивого развития России в XXI веке / под ред. А. Г. Гранберга [и др.]. - М. : Экономика, 2002. -414 с. - ISBN 5-282-02180-3.

2. Шестакова, Е.В. Микроуровень самоорганизации социально-экономических систем / Е.В. Шестакова // Вестник Самарского государственного университета. - 2012. - № 7 (98). - С. 164-171.

3. Куценко, Е.И. Инновационная политика как инструмент перехода к устойчивому развитию региона / Е.И. Куценко // Менеджмент в России и за рубежом. - 2014. - № 3. - С. 79-84.

4. Прытков, Р.М. Особенности производственной специализации Оренбургской области / Р.М. Прытков // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2014. - №8 (169). - С. 127-132.

5. Горьканова, Л.В. Теоретические аспекты исследования ресурсного потенциала туристской индустрии региона / Л.В. Горька-нова // Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. - 2012. - №2-2. - С.112-115.

6. Минерально-сырьевая база Оренбургской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.tfipfo.ru/index.php/ prirodnye-resursy/mmeralno-syrevaya-baza/orenburgskaya-oblast (дата обращения 19.11.2014).

7. Ермакова, Ж.А. Направления ресурсосбережения в нефтяной промышленности Оренбургской области / Ж.А. Ермакова, Н.К. Борисюк // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2014. - №8 (169). - С. 15-19.

8. Прытков, Р.М. Формирование и развитие экспортного потенциала региона / Р.М. Прытков, Г.И. Немирова // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2011. - №13 (132). - С. 387-393.

9. Промышленное производство Оренбургской области: Стат.сб. / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Оренбургской области. - Оренбург. - 2013. - 101с.

Сведения об авторе:

Бурлакова Ольга Владимировна, профессор кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита Оренбургского государственного университета,

Прытков Ринад Михайлович, старший преподаватель кафедры управления персоналом, сервиса и туризма Оренбургского государственного университета

460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13, ауд. 6405, тел. (3532) 372448, е-шаП: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.