Экономическая наука современной России № 3, 2001 г.
Приоритеты социально-экономического развития Уральского федерального округа*
© А. И. Татаркин, 2001
Анализируются геополитические, экономические и социальные предпосылки формирования Уральского федерального округа, его ресурсные и производственные возможности в контексте нового экономического формата региона. Обоснованы приоритеты социально-экономического развития и организационно-экономические технологии осуществляемых преобразований, составляющие стержень Концепции социально-экономического развития УрФО на период до 2010 года. В разрабатываемую Институтом экономики УрО РАН Концепцию заложена новая социально-ориентированная парадигма региональной экономической политики. В статье обстоятельно анализируются ее особенности и элементы. Особое внимание уделено развитию и совершенствованию интеграционных процессов власти, науки и производства как эффективной формы решения социальных, экономических, экологических и энергетических проблем региона.
Урал: оценка ситуации, новые характеристики экономического формата региона
Функционирование отечественной экономики в последнее десятилетие XX в., конечно, требует глубокого научного анализа и осмысления. Хаотичное, пульсирующее проведение далеко не безупречных реформ негативно сказалось на потенциале страны, в том числе и Уральского региона. Отмечу также, что организация Уральского федерального округа (УрФО) наряду со многими положительными сторонами ставит перед регионом ряд новых, достаточно острых проблем.
Оценивая социально-экономическое положение Урала на старте XXI в., обращу внимание на следующие моменты. Во-первых, по большинству параметров Урал сохранил достаточно весомые позиции в Российской Федерации. Регион по-прежнему выступает одним из локомотивов развития экономического, оборонного и научного потенциала страны, остается полигоном отработки новых организационно-экономических технологий перехода на рыночные отношения хозяйствования (см. табл. 1). Во-вторых, в экономике Урала достаточно заметна стабилизация и тенденция к росту, причем эти принципиально важные процессы происходят масштабнее и активнее, чем в России в целом.
* Статья написана на основе выступления на расширенном заседании Отделения экономики РАН 26 марта 2001 г.
В-третьих, наблюдается весьма специфическая тенденция к расширению монополистических начал в добывающих и перерабатывающих сырье отраслях при одновременной активизации малого и среднего предпринимательства, особенно инновационного.
Нельзя не обратить внимания на существенные изменения экономического формата Урала как территориально-хозяйственного комплекса в связи с образованием Уральского федерального округа (УрФО) в составе Свердловской, Челябинской, Тюменской и Курганской областей, Ханты-
Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов. Естественно, что включение в него Тюменской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, с одной стороны, и перевод в Приволжский федеральный округ республик Башкортостан и Удмуртия, Пермской и Оренбургской областей - с другой, обусловливают значительные коррективы в практике регионального хозяйствования. Этот аспект требует научной проработки.
Хозяйственный комплекс Урала в формате федерального округа отличает явно
о о
(М
о о.
ф
о. ш о о
8
г?
т
Таблица 1
Производство важнейших видов промышленной продукции в Уральском федеральном округе в 2000 г.
Вид продукции, Объем Доля округа Место
единица измерения производства в РФ, % среди округов
Электроэнергия, млрд кВт-ч 128 14,4 4
Нефть, включая газовый конденсат, млн т 213 66,0 1
Естественный газ, млрд м3 530 90,8 1
Железная руда, млн т 12,8 16,7 3
Сталь, млн т 21,4 41,1 1
Готовый прокат черных металлов, млн т 16,6 35,3 1
Трубы стальные, млн т 2,4 54,6 1
Вагоны грузовые магистральные, тыс. шт. 3,3 86,8 1
Аккумуляторы автомобильные, млн шт. 1,7 44,7 2
Насосы центробежные, тыс. шт. 38,5 61,7 1
Тракторы, тыс. шт. 3,6 18,7 3
Бульдозеры, тыс. шт. 2,7 90,0 1
Шпалы деревянные для ж/д, тыс. шт. 786 19,7 2
Асбест (0-6 групп), тыс. т 460 61,2 1
Строительное стекло, млн м2 4,8 19,8 2
Хлеб и хлебобулочные изделия, тыс. т 668 7,4 6
Кондитерские изделия, тыс. т 129 8,9 5
Мясо, тыс. т 115 10,2 5
Цельномолочная продукция, тыс. т 559 9,0 6
выраженная сырьевая специализация (см. табл. 2). Однако нельзя считать обоснованной резкую диспропорцию между добывающими и обрабатывающими производствами. Так, доля УрФО в общероссийской добыче нефти составляет 66%, а в первичной переработке нефти - только 2,2%.
Уральский экономический район по сравнению с соответствующим федеральным округом характеризовался более мощным оборонно-промышленным комплексом, высокой долей наукоемких производств, масштабной производственной инфраструктурой и разветвленной сетью кредитных учреждений. Кроме того, в федеральном округе заметно острее стоит проблема продовольственной безопасности и резче выражена территориальная дифференциация в денежных доходах населения. Например, среднедушевой денежный доход
в Ямало-Ненецком автономном округе в 6,1 раза выше, чем в Курганской области.
Объем производства промышленной продукции в 2000 г. составил по Уральскому экономическому району 660,2 млрд руб., по Уральскому федеральному округу -750,9 млрд руб.
Предстоит активизировать усилия научной и производственной общественности, региональной и федеральной власти по восстановлению и развитию связей между субъектами Федерации, их интеграции в единое экономическое пространство России, формированию в территориальных образованиях рынков товаров и услуг, смягчению в них социальной напряженности, оздоровлению финансового положения хозяйствующих субъектов. В этом плане заслуживает одобрения поддержка инициативы Института экономики УрО РАН по со-
Таблица 2
Сравнение отраслевых структур промышленного комплекса за 2000 г., % к объему промышленной продукции по крупным и средним предприятиям
Отрасль промышленности Уральский экономический район Уральский федеральный округ
Электро энергетика 9,6 7,0
Топливная промышленность 19,3 53,0
Черная металлургия 21,4 15,9
Цветная металлургия 11,2 8,0
Машиностроение и металлообработка 16,3 8,3
Химическая и нефтехимическая промышленность 7,4 0,8
Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность 2,2 0,8
Промышленность стройматериалов 2,3 1,4
Легкая промышленность 0,9 0,3
Пищевая промышленность 5,8 2,9
Прочие отрасли 3,6 1,6
0) О
о ш
"О ®
Т1 о о о
ю о о
зданию на его базе Центра экономического планирования и прогнозирования УрФО. Последний уже приступил к разработке Концепции социально-экономического развития округа на период до 2010 г. Ее первый вариант готов для обсуждения.
Геополитические, экономические и социальные предпосылки стратегической ориентации развития Урала
Стержневым мотивом концепции является уверенность, что в XXI в., как и прежде, Урал по многим составляющим будет определять промышленный, оборонный, ресурсный и научный потенциалы России, задавать вектор роста и формировать единое экономическое пространство страны. Так, УрФО обладает почти третью всех разведанных запасов минерального топлива России, шестой частью железных руд, 4,5% руд цветных ме-^ таллов, почти 10% запасов древесины.
0 Геополитическое положение УрФО оп-™ ределяется его экономическим и географи-
со
^ ческим положением в глубине Евразийского
♦ континента на стыке Европейского и Азиат-
§ ского субконтинентов. Он располагается на
£ границе Евро-Атлантического и Азиатско-
'§ Тихоокеанского экономических и политиче-
1
| ских пространств. Именно на Урале, на мой
& взгляд, пересекаются их интересы. Здесь
° можно обнаружить и все явственнее форми-£
> рующуюся зону соприкосновения геополи* тических интересов Севера и Юга (в их эко-£ номическом и политическом понимании). Ц Транзитное расположение УрФО на | стыке хозяйственных интересов и формируем ющихся в результате этого крупных потоков
товаров, сырья и людей привело к мощному развитию магистральной технически передовой транспортной инфраструктуры по направлениям восток-запад и север-юг. Достаточно отметить, что через его территорию проходят электрифицированные железнодорожные магистрали Транссиба, Сред-сиба, Южсиба. Здесь проложено более двух десятков трубопроводов нефти и газа большого диаметра, идущих из Западной Сибири через Урал и Центр в Европу.
Особо следует сказать о ближайших геоэкономических перспективах. Уральский федеральный округ расположен, с одной стороны, на стыке наиболее экономически освоенных территорий России и Европы, с другой, выдвинут их передовым форпостом к наиболее перспективным в предстоящее десятилетие, вновь осваиваемым, богатым сырьевыми, топливными и трудовыми ресурсами восточным регионам - Сибири, Центральной Азии, Китаю, Индокитаю. Причем УрФО расположен в фокусе трех топливно-энергетических комплексов мирового значения: Западной Сибири, включая шельф Карского моря; Тимано-Печерской провинции и далее шельфа Баренцева моря; Каспийского региона и Западного Казахстана. В силу близости и огромного накопленного опыта промышленному комплексу Урала (прежде всего тяжелому машиностроению и добывающей промышленности) в интеграции с академической (УрО РАН), отраслевой (особенно оборонной) и вузовской наукой может быть уготована приоритетная роль в освоении названных регионов.
Эти факторы, как и ряд других, позволяют Уральскому федеральному округу претендовать в XXI в. на роль мирового центра структурной динамики и технологического
обновления, своеобразного мегатехнополиса.
Кроме того, значительный по размерам и объемный по видам ресурсный потенциал, огромная номенклатура производимой промышленной продукции наряду с уже отмеченной разветвленной транспортной сетью во многом определяют стратегическую роль УрФО в качестве связующего региона, выступающего катализатором формирования единого экономического пространства страны. Представляется, что усиление интеграционных процессов как в рамках округа (между входящими в него субъектами Федерации), так и с другими федеральными округами будет в первую очередь соответствовать государственным интересам.
Думается, что ни модернизация экономики, ни иные направления реформирования в перспективе не дадут должного эффекта без задействования такой принципиально важной для России составляющей, какой является территориальная экономическая интеграция. Крайне необходимо уже в ближайшие 2-3 года восстановить исторически оправдавшие себя связи как между хозяйствующими субъектами, так и между отдельными регионами. Для УрФО это прежде всего интеграция с Сибирским федеральным округом по вопросам добычи и переработки природных ресурсов и функционирования транспортного комплекса, научная и технологическая кооперация с Приволжским федеральным округом по вопросам утилизации отходов предприятий ОПК, совместной переработки добываемого сырья и т.п.
Приоритеты стратегической ориентации развития Урала, на мой взгляд, должны также учитывать его потенциальные возможности в оздоровлении и прогрессе социального самочувствия населения, при-
чем не только местных жителей. Исторически сложилось так, что настроения и поведение рабочих, интеллигенции региона всегда заметно определяли политический и предпринимательский климат страны. Достаточно вспомнить первых заводчиков и предпринимателей - Строгановых, Демидовых и многих других. Первые Советы народных депутатов также появились на Урале. Кроме того, здесь имеют корни многие экономические проекты, например научная организация труда, реконструкция промышленности и т.п. Добавлю к этому повышенную рыночную инициативность Урала, но, к сожалению, в противоположном направлении. Широко известны криминальные разборки по переделу собственности на крупных промышленных предприятиях, опыт которых затем тиражировался по всей России, - «Уралхиммаш», «Уралэлектро-тяжмаш», «Качканарский ГОК», «Серо-вский металлургический завод».
Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что важнейшим приоритетом социаль- ш но-экономического развития Уральского О федерального округа должно стать после- | довательное и динамичное включение по- о тенциала Урала в процесс удовлетворения * потребностей единого экономического про- О странства России. О
о ш
"О ®
2 Ф
Приоритеты стабилизации |
и динамичного обновления -ь
о
социально-экономической сферы § Уральского федерального округа *
N
ю
На сегодняшнем (проектном) этапе работы над Концепцией социально-экономическо- 1 го развития УрФО ее цель сформулирована .
следующим образом: последовательное повышение уровня жизни населения и снижение социального неравенства посредством восстановления и активизации территориальных производственно-экономических связей, организации динамичной, саморегулируемой и разветвленной интеграции власти, науки и производства, формирования потенциала устойчивого развития.
Среди основных приоритетов разрабатываемой Концепции укажу некоторые.
• Быстрый рост доходов всех слоев населения и сглаживание резких различий в этой сфере по территории округа прежде всего через активизацию хозяйственных связей между входящими в него субъектами Федерации, создание благоприятных условий для активизации и стимулирования участия населения на рынке финансовых услуг, расширения потребительского спроса.
• Муниципализация социальной политики. Направление ее в первую очередь на формирование необходимых условий
с для обеспечения всеобщей доступности и
0 общественно приемлемого качества базо-™ вых социальных благ (медицинского об-^ служивания, общего образования).
♦ • Обеспечение и поддержание балан-§ са интересов работников и работодателей, £ содействие занятости населения депрес-'§ сивных территорий и монопрофильных го-| родов, в том числе на основе создания ус-& ловий для роста их территориально-отрас-° левой мобильности.
со
> • Углубление и активная диверсифи-
* кация сырьевой специализации экономики | округа, поддержка создания межотрасле-
1 вых и межсубъектных промышленных ком-| плексов, содействие технической и техно-то логической интеграции, ориентированных
на углубленную переработку добываемого сырья и дальнейшее повышение уровня загрузки мощностей.
• Формирование агропродовольствен-ного рынка УрФО, организация индустрии реализации производимой сельскохозяйственной продукции, поддержка хозяйств населения.
• Техническое и организационное обновление транспортного комплекса округа, интенсивное развитие рыночной и деловой инфраструктуры в этой сфере.
• Оздоровление экологической ситуации с одновременным наращиванием при-родно-ресурсного потенциала, становление экологического страхования.
• Технологическое обновление жилищно-коммунальной сферы, формирование рынка топливно-энергетических ресурсов, стимулирование энергосбережения на региональном и муниципальном уровнях, особенно в бюджетной сфере.
• Укрепление финансово-экономической базы УрФО через создание разветвленной финансово-кредитной инфраструктуры (включая территориальную интеграцию кредитных учреждений), стимулирование диверсификационных процессов на рынке финансовых услуг, становление индустрии страхования.
• Консолидация всех ветвей власти и управления на реализацию социально-экономических приоритетов, повышение результативности государственного регулирования осуществляемых преобразований при максимальном учете исторических, национальных, геополитических и других особенностей округа.
При всей разноплановости сформулированных приоритетов общей для них яв-
ляется ориентация, с одной стороны, на повышение степени интегрированности территорий в рамках Уральского федерального округа, с другой стороны, на максимальное включение потенциального эффекта от развития межрегиональных хозяйственных связей для решения социальных проблем округа и всей Федерации.
Недостаток энергоресурсов у ряда субъектов, входящих в УрФО, целесообразно, как показывают исследования, восполнять за счет возможностей Ханты-Мансийского автономного округа. На его территории размещена одна из самых «молодых» и технически совершенных групп энергопроизводящих мощностей. Семь генерирующих станций имеют установленную мощность 10,5 МВт и вырабатывают 60 млрд кВт-ч электроэнергии в год. Для энергосистем Урала, часть из которых дефицитна по генерирующим мощностям (например, «Челябэнерго», «Курганэнерго»), соседство с таким мощным образованием могло бы стать гарантией стабильного энергообеспечения, но для этого не хватает передающих сетей, которые бы соединили их с «Тюме-ньэнерго». В первую очередь необходимы соединительные звенья в виде ЛЭП-500 между «Тюменьэнерго» и «Свердловэнер-го». Прокладка таких звеньев особенно актуальна для районов, где проходят «коридоры» нефте- и газопроводов и требуется постоянная подпитка компрессорных и перекачивающих станций. Подобное сотрудничество субъектов Федерации, расположенных в федеральном округе, позволило бы им развивать энергоемкие производства цветной и черной металлургии, электрохимии и других высокотехнологичных направлений.
Значительный эффект не только для Ур-ФО, но и для страны в целом могли бы обеспечить активизация потоков машиностроительной продукции от предприятий Свердловской, Челябинской и Курганской областей для нужд Тюменского Севера, усиление кооперации между нефтегазовым и машиностроительным комплексами. Известны достижения АО «Уралмаш» по продвижению своих буровых установок. «Уралтрансмаш» (г. Екатеринбург) выпускает нефтяное оборудование («качалки»), соответствующее мировым стандартам. В г. Снежинск (Челябинская область) освоили выпуск скважинных установок-перфораторов. Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа могут стать испытательным полигоном и одновременно «заказчиком» на новую технику, технологии, научные исследования стратегического характера. Проблема снабжения северных территорий продовольствием может быть в значительной степени решена за счет усиления взаимодействия названных автоном- ш ных округов с Челябинской и Курганской | областями. Об этом свидетельствует, в ча- | стности, разработанная в 1995 г. админист- о рацией последней совместно с Институтом * экономики УрО РАН программа «Интегра- О ция экономики Курганской области в эко- " номику Урала».
®
2
®
I
I
о
Организационно-экономические ^ технологии реализации проводимых § в регионе преобразований *
N
ю
Основные элементы механизма по реализации Концепции социально-экономического 1 развития УрФО (организационно-экономи- .
ческие технологии) в принципе те же, что и в Российской Федерации в целом. Наиболее детально прорабатываются следующие:
• поддержка и расширение инвестиционного спроса;
• инициирование инновационных преобразований, организационно-финансовая поддержка научных исследований и разработок;
• упорядочение институциональных изменений и усиление правового сопровождения этих процессов;
• мобилизация финансовых ресурсов, в том числе и за счет формирования муниципальной собственности;
• усиление роли и повышение ответственности федеральных органов исполнительной власти на территории округа в формировании и укреплении рыночных институтов, осуществлении государственной поддержки проводимых социально-экономических преобразований.
Считаю важным подробнее остано-^ виться на приоритетах разрабатываемой о инновационной политики. При разработке ™ стратегии государственного управления
со
^ инновационными процессами в УрФО в со-
♦ ответствии с реалиями российской эконо-§ мики предлагается выделить два этапа: ста-£ билизационный (2001-2003 гг.) и переход-
Фо| ный к инновационной стадии развития | (2004-2010 гг.).
& Субъектам Федерации, входящим в Ур-оо ФО, на первом этапе ставятся в инноваци-| онной сфере следующие основные задачи:
* сохранение инновационного потенциа-% ла территорий и проведение мероприятий Ц по их адаптации к рынку;
оФо формирование при активном участии го УрО РАН и его институтов региональной
нормативно-правовой базы, направленной на стимулирование инновационной активности субъектов хозяйственной деятельности. Речь, по существу, идет о последовательной интеграции власти, науки и производства в интересах развития экономики и роста благосостояния людей;
создание современной инфраструктуры и культуры инновационного бизнеса, содействие продвижению его продуктов на рынок товаров и услуг УрФО;
стимулирование восприимчивости власти и производства к инновациям и научным разработкам общетеоретического характера.
На втором этапе в качестве основных задач видятся:
обеспечение расширенного воспроизводства научно-технического и инновационно-технологического потенциала территорий федерального округа для осуществления базисных преобразований в экономике через разработку научно-исследовательских программ, в частности программы «Урал»;
материально-техническое и организационное укрепление научной базы как основы для перехода к экономике инновационного типа;
формирование в округе рынка инновационной продукции и услуг;
оптимизация интеграционных связей субъектов Федерации Уральского и других федеральных округов в инновационной сфере.
Особым приоритетом для каждого этапа должно стать развитие инновационной инфраструктуры в части создания систем:
мониторинга инновационной деятельности - посредством организации регио-
нальных и межрегионального банков данных научных, научно-технических и опытно-конструкторских разработок;
маркетинга в сфере инновационной деятельности;
трансферта технологий как в рамках округа, так и за его пределами.
Важным представляется формирование на базе академических, научно-исследовательских и учебных институтов, закрытых и «полузакрытых» административно-территориальных образований, ряда промышленных (в том числе конверсируемых) предприятий сети технополисов, наукоградов, технопарков, «инкубаторов» инновационного бизнеса, инновационно-технологических центров. Это даст мощную поддержку укреплению экономики Уральского федерального округа.
Особенностью размещения экономического потенциала УрФО является его ярко выраженная поляризация. Здесь имеются крупнейшие в России промышленные, научные и культурные центры - два города-миллионера (Екатеринбург и Челябинск), окруженные городскими агломерациями. Эти мегаполисы сосредоточили многие индустриальные гиганты (в частности, Урал-маш и Челябинский тракторный завод). Кроме того, в них сконцентрирован огромный научный потенциал. Заметно поляризована и остальная территория округа. Большая часть промышленности сосредоточена всего лишь в 20-30 крупных индустриальных центрах второго порядка, среди которых Тюмень, Курган, Нижний Тагил, Сургут, Магнитогорск, Каменск-Уральский, Нижневартовск и др. Они соседствуют с обширными территориями, для которых характерны элементы отсталости, де-
прессии и спада. Естественно, что крупные и крупнейшие города должны стать «локомотивами» экономического, социального и культурного развития всего региона.
Между тем разделение на «полюса развития» и «периферию» может и должно рассматриваться не только с точки зрения концентрации населения, хозяйства и т.д. Сейчас актуален как раз иной аспект: инновационная составляющая - научный, конструкторский и внедренческий потенциал. От его наличия и использования зависит возможность осуществления на практике структурной и технологической перестройки производства, рост конкурентоспособности экономики. В УрФО значительным в этом плане потенциалом обладают многие малые и средние уральские города. Как правило, это центры высокотехнологичных производств оборонного профиля - ЗАТО, «полузакрытые» города и поселки. Таких территорий в округе несколько десятков (Снежинск, Озерск, Новоуральск, Лесной, Заречный, Миасс и др.). О
С начала 90-х годов Институт экономи- Фо ки УрО РАН ведет разработки по созданию | на базе научно-производственного потен- О циала указанных городов центров высоких * технологий и инноваций. Первенцем таких О образований в России стал технополис «За- о речный» (на базе одноименного города при .
Ф
Белоярской АЭС). Его опыт на Урале сей- ф
час активно тиражируется. Именно техно- |
полисы могут стать наиболее перспектив- о
ными для УрФО «полюсами развития». §
Разработка систем поляризованного ♦
развития в институте не ограничивается ^ только конверсионными технополисами.
Уже реализуются программы создания тех- 1
нопарков в ряде городов и поселков Сверд- .
ловской области - Высокогорский (Нижний Тагил), Академический и Уральский (Екатеринбург). Предложено сформировать экотехнопарки в поселках Сысерть и Нижние Серьги. Предложен эксперимент по санации депрессивных территорий лесопромышленного (Тавдинский район) и горнопромышленного профиля (Североуральск, Дегтярск, Краснотурьинск, Асбест).
Красной нитью всех этих программ можно считать рыночные формы мер по их выполнению, поддержке и реализации:
все базовые проекты программ выполняются в виде бизнес-планов и бизнес-проектов;
весь проект формирования технополиса рассматривается в форме укрупненного бизнес-плана с соответствующими разделами;
широко используются организационно-правовые формы АО как для отдельных проектов, так и для всего технополиса в целом;
инновации выступают в качестве основного «товара» - продукции технополисов. ^ Перспективы развития Уральского феде-о рального округа, как показали исследования, ™ не только благоприятны, но и реально дости-^ жимы, если заработает как часовой механизм
♦ интеграция власти, науки и производства. ^
о о о о.
о Региональные формы интеграции | власти, науки и производства
ф
СО
° Особое внимание при разработке концеп-£
> ции уделено развитию интеграции власти,
* науки и производства на территории УрФО. | Данное направление рассматривается как Ц универсальный метод реализации социаль-| но-экономических приоритетов и решения то большинства проблем, возникающих в про-
цессе экономического реформирования народнохозяйственного комплекса округа и выстраивания вертикали государственной власти от федерального до муниципального уровня.
Задачей является не решение проблем науки или производства с помощью властных рычагов (хотя и эти аспекты очень важны). Идея заключается, с одной стороны, в объединении усилий науки и производственников для наиболее эффективных и стратегически выверенных практических действий власти; с другой - во внутренней интеграции: академической, вузовской и отраслевой науки; исполнительной и законодательной власти; власти федеральной, региональной и муниципальной; добывающих, обрабатывающих и потребляющих структур; производственников и банкиров и т.п. - для совместного воздействия на развитие производства, имеющего цель повысить благосостояние большинства жителей УрФО. На основе этих интеграционных процессов будут создаваться новые организационные структуры типа финансово-промышленных групп, технополисов, холдинговых концернов, способные более эффективно решать производственные проблемы с привлечением банковского и торгового капитала, активно используя инновационный потенциал округа. Каждый из перечисленных элементов важен и необходим для повышения результативности интеграционных процессов. Но каждый из них порождает целый комплекс проблем организационного, финансового и кадрового характера.
Понимая важность и актуальность данного направления, Институт экономики УрО РАН в последние годы активизировал усилия по его реализации через властные и
производственные структуры. Накоплен определенный опыт, который, на мой взгляд, заслуживает публичного обсуждения и распространения.
Усилия института реализуются по трем линиям. Во-первых, интеграция академической, вузовской и отраслевой науки. Механизм, который мы пытаемся использовать в отношениях с вузами, - договоры о сотрудничестве. Такие соглашения заключены и действуют уже более трех лет с Уральским государственным техническим университетом, Уральским государственным экономическим университетом, Уральской государственной юридической академией, Челябинским государственным университетом. Задачи такой интеграции - внедрение академических знаний в учебный процесс, вовлечение в него ведущих ученых академии для чтения спецкурсов, ведения спецсеминаров, коллоквиумов и руководства дипломными работами. Вместе с тем расширяется практика привлечения к нашим научным исследованиям способных преподавателей и студентов. Особое внимание в рамках сотрудничества уделяется совместной организации и проведению конференций, симпозиумов, научных семинаров, студенческих олимпиад и конкурсов научных работ. Нарабатывается опыт общего участия в конкурсах на получение и выполнение грантов, осуществления хоздоговорных работ и научных проектов.
Во-вторых, взаимодействие с промышленными предприятиями. Апробация фундаментальных теоретических разработок на производстве является важным и необходимым звеном в работе ученых. В этом плане очень актуально тесное сотрудничество института с представителями отрасле-
вой науки - создание и реализация совместных исследовательских проектов и бизнес-планов (особенно технополисов, технопарков, территорий структурной динамики и других подобных образований).
В-третьих, взаимоотношения с органами власти всех ветвей и уровней. У института есть филиальная сеть, охватывающая весь Большой Урал (Пермь, Челябинск, Уфа, Ижевск, Курган, Оренбург) и Уральский федеральный округ (Свердловская, Челябинская, Курганская и Тюменская области, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа). В 2001 г. по просьбе областных властей открыт филиал в Архангельске. Обладая такой обширной филиальной сетью, институт не только имеет объективную информацию с мест, но и ведет активную работу с органами власти различных уровней для формирования совместных межрегиональных программ и проектов, проведения экспертизы разрабатываемых законов и решений, прогнозных оценок и перспектив развития территорий ш и всего федерального округа. О
Опыт работы доказал необходимость | объединения трех указанных направлений. О В связи с появлением федеральных округов * и изменением конфигурации Уральского О экономического района такая потребность О стала настоятельной. Для УрФО нами был
ф
предложен специальный механизм, органи- ф чески соединяющий все интеграционные о| процессы в одном проекте соглашения. о Институт выступил инициатором под- § писания генеральных соглашений о сотруд- * ничестве полномочного представителя ^ Президента РФ в УрФО с Уральским отделением РАН и отдельно с собой (которые 1 были подписаны 5 и 12 октября 2000 г.). .
В развитие последнего соглашения принято решение о создании на базе института Центра экономического планирования и прогнозирования Уральского федерального округа. Основное направление деятельности Центра - организация, проведение и координация фундаментальных и прикладных социально-экономических исследований по приоритетным проблемам развития округа, его перехода к устойчивому социально-экономическому росту и повышению уровня жизни населения.
Центр призван стать экспертом всех решений по оперативному управлению и стратегическому развитию округа. Поэтому и задачи у него объемные. В их числе научное обеспечение государственного регулирования экономических и социальных процессов в округе, их мониторинг, всесторонний анализ текущей ситуации, краткосрочные и долгосрочные прогнозы, выбор приоритетных направлений социально-экономической политики УрФО (как текущих, так и на дол-с госрочную перспективу), подготовка проек-о тов целевых программ, их научно-организа-™ ционное согласование и корректировка, опе-^ ративное научно-информационное и анали-
♦ тическое обеспечение работы полпреда.
§ Структура Центра позволяет консоли-£ дировать интеллектуальный потенциал ученых академической, вузовской и отрас-| левой науки, хозяйствующих субъектов и & представителей органов власти различных ° уровней в исследовании и разработке стра-
СО
> тегических проектов развития УрФО и вхо-
* дящих в него субъектов Федерации, а также | на определение приоритетов социально-| экономического развития и мобилизацию | ресурсов и общественного мнения на их го реализацию.
Организационным ядром Центра стал Научно-координационный совет, определяющий идеологию стратегических исследований, разрабатывающий принципы, методы и формы экономической интеграции, осуществляющий экспертную оценку аналитических материалов, предоставляемых полномочным представителем Президента РФ по Уральскому федеральному округу и его аппаратом Президенту и Правительству РФ. Принципиально важно, что сопредседателями Совета являются директор Института экономики УрО РАН и первый заместитель полномочного представителя Президента РФ.
Текущая работа Центра и Научно-координационного совета организована через группы мониторинга и проектов развития. Сегодня таких групп 16, но их количество может меняться. Главный принцип, заложенный при их организации, - мобильность и оперативность в обосновании потребностей социально-экономического развития округа. Каждый член Научно-координационного совета курирует и организует работу одной группы, в ее составе - 2-3 человека, признанных специалиста от науки и практики, выступают координаторами по проблеме. При необходимости для подготовки вопроса для всех уровней власти в группу могут привлекаться дополнительные работники. В настоящее время действуют следующие группы: человеческий потенциал и социальная политика; природно-ресурсный потенциал и развитие МСБ; промышленный комплекс и промышленная политика; территориальное развитие и региональное управление; АПК; транспортный комплекс; финансово-инвестиционная сфера; инновации в экономике и
социальной сфере; местное самоуправление и муниципальная экономика; внешнеэкономические связи; экономическая безопасность; налоговая политика; экология; корпоративное управление и институциональная среда; правовое обеспечение социально-экономического развития; власть и общество.
Для оперативной обработки статистической информации, других поступающих материалов на базе института создан Отдел экономической конъюнктуры Уральского федерального округа. Он обеспечивает эффективную работу групп мониторинга и проектов развития, осуществляя координацию их деятельности с остальными структурами института, подразделениями Уральского отделения РАН и аппарата полномочного представителя Президента России.
Интеграция науки и власти - процесс болезненный, трудный и долгий. Для начала он стал осуществляться по следующей схеме. Полномочный представитель Президента РФ выступает в качестве генерального заказчика по ряду научных разработок. Их выполняет Центр с помощью групп мониторинга и отдела конъюнктуры УрФО, привлекая научные и практические кадры из других структур. Затем материалы обсуждаются на Научно-координационном совете, корректируются и предоставляются заказчику. По этой схеме уже выполнено ряд интересных работ.
Примером эффективной деятельности Центра и групп мониторинга является подготовленный для выездной коллегии Министерства путей сообщения доклад по транспортному обеспечению и развитию транспортной инфраструктуры УрФО в соответствии со схемой развития грузопотоков.
Наработаны также материалы по перспективам АПК Курганской области, конверсии оборонных предприятий УрФО. В стадии обсуждения находится Концепция приоритетов социально-экономического развития Уральского федерального округа (ее основные положения изложены выше). Недавно начал осуществляться еще один серьезный проект - по разработке целевой комплексной программы предупреждения паводковых ситуаций в округе. Кроме прочего он важен тем, что позволит отработать технологию взаимодействия с Сибирским и Приволжским федеральными округами, Казахстаном, отраслевыми институтами и государственными структурами субъектов Федерации Уральского округа по совместному предупреждению стихийных действий на территории.
Хотелось бы подчеркнуть, что Соглашение власти и науки, подписанное полномочным представителем Президента России по Уральскому федеральному округу П.М. Латышевым, председателем Ураль- О ского отделения РАН академиком В.А. Че- О решневым и директором Института эконо- | мики УрО РАН чл.-корр. А.И. Татаркиным, О нельзя рассматривать как очередную декла- * рацию о намерениях. Это новая, как пока- О зала практика, эффективная форма интег- О рации власти, науки и производства в реше-
®
нии приоритетных вопросов развития стра- Ф ны в целом и отдельных регионов. Более § того, данное Соглашение становится дейст- о венным инструментом для оперативного и § квалифицированного решения социальных, * экономических, экологических и энергети- ^ ческих проблем региона, позволяющим формировать вокруг этих проблем соответ- 1 ствующее общественное мнение. ♦ .