Научная статья на тему 'Развитие интеграционных процессов как важнейшее условие повышения качества научных исследований'

Развитие интеграционных процессов как важнейшее условие повышения качества научных исследований Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
117
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие интеграционных процессов как важнейшее условие повышения качества научных исследований»

Экономическая наука современной России

Экспресс-выпуск №1(8), 2002 г.

Развитие интеграционных процессов как важнейшее условие повышения качества научных исследований

член-корреспондент РАН А.И. Татаркин,

директор Института экономики УрО РАН

В своем докладе мне хотелось бы более подробно остановиться на роли интеграции в научном исследовании и некотором опыте Института экономики УрО РАН в этой области, результаты которого хотелось бы предложить для обсуждения. Это тем более важно, что интеграционные процессы представители академической науки вынуждены возрождать, развивать и совершенствовать в условиях, далеко не самых благоприятных для научного творчества. Академические коллективы в процессе рыночных реформ ощутили на себе все «изъяны» проводимых реформ: организационные, финансовые, имущественные, кадровые и др.

Одним из негативных результатов рыночного преобразования российского общества стало разрушение сложившихся в советский период интеграционных связей науки с властными и производственно-хозяйственными структурами. Целенаправленная изоляция академической науки от принятия и реализации законодательных и иных обязательных актов в отрыве от рекомендаций науки и тенденциозно оценивая практику функционирования регионов, территорий и хозяйствующих структур, федеральная власть оказалась не в состоянии объективно спрогнозировать все

негативные тенденции в рыночном развитии российского общества.

Нейтрализовать эти тенденции особенно важно в процессе реформы административно-территориального устройства Российской федерации, укрепления федеративных начал и повышения роли науки в социально-экономическом развитии российского общества. Создание Уральского федерального округа (Ур-ФО), к примеру, наряду со многими потенциально положительными сторонами, ставит перед властью, наукой и производственниками целый ряд новых достаточно острых проблемных ситуаций, требующих серьезных научных исследований.

Во-первых, произошли существенные изменения экономического формата Урала как территориально-хозяйственного комплекса. Включение Тюменской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, с одной стороны, и перевод в состав Приволжского федерального округа Республики Башкортостан, Удмуртской Республики, Пермской и Оренбургской областей, с другой, естественно обусловливают значительные коррективы в практике регионального хозяйствования и порождают новые потребности в теоретико-методологических разработках.

Во-вторых, хозяйственный комплекс Урала в формате федерального округа отличает явно выраженная сырьевая специализация. Так, доля Уральского федерального округа в общероссийской добыче нефти составляет 66%, а первичной переработке нефти только 2,2%. Подобная ситуация требует более пристального изучения и коллективной выработки решений по реструктуризации промышленного комплекса Уральского округа.

В-третьих, Уральский экономический район по сравнению с Уральским федеральным округом характеризовался более мощным оборонно-промышленным комплексом, большей долей наукоемких производств, а также более масштабной производственной инфраструктурой и разветвленной сетью кредитных организаций. В рамках Уральского федерального округа в регионе заметно острее стоит проблема ^ продовольственной безопасности и резче выра-§ жена территориальная дифференциация в со-

„^ циальной сфере, например, в денежных дохо-22.

^ дах населения.

^ Следует отметить и то, что начавшееся со-

¡3 трудничество с Полномочным представителем

£ Президента Российской Федерации в Ураль-

а ском федеральном округе позволяет активизи-с

к ровать усилия научной и производственной об-♦ щественности, региональной и федеральной | власти по восстановлению и развитию произ-£ водственно-экономических связей между субъ->§ ектами Российской Федерации, их интеграции § в единое экономическое пространство России, Л формированию окружных рынков товаров и ус° луг, оздоровлению финансового положения хо-Ц зяйствующих субъектов, смягчению социаль-х ной напряженности в территориальных образо-| ваниях. Поддержана инициатива Института | экономики УрО РАН по созданию на его базе § Центра экономического планирования и про-$ гнозирования Уральского федерального округа.

Настоящая работа является одним из результатов осуществления стратегического партнерства федеральной власти и академической науки.

Стержневым мотивом разработки концептуальных основ стабилизации и динамичного обновления социально-экономической сферы Уральского федерального округа на период до 2010 года является уверенность, что в XXI веке, как и в предшествующие Х1Х-ХХ, Урал по многим составляющим будет определять промышленный, оборонный, ресурсный и научный потенциалы России, задавать вектор экономического роста и выступать катализатором формирования единого экономического пространства Российской Федерации.

Представляется, что именно государственным интересам, в первую очередь, будет соответствовать усиление интеграционных процессов как на территории УрФО между входящим в него субъектами Российской Федерации, так и Уральского федерального округа с другими федеральными округами. В кратчайшие сроки необходимо восстановить исторически сложившиеся и оправдавшие себя производственно-экономические связи между хозяйствующими субъектами и регионами России. Относительно Уральского федерального округа это, прежде всего, интеграция с Сибирским федеральным округом по вопросам добычи и переработки природных ресурсов и функционирования транспортного комплекса, научная и технологическая кооперация с Приволжским федеральным округом по вопросам утилизации отходов ОПК, совместной переработки добываемого сырья и т.п.

Приоритеты стратегической ориентации развития Урала исходят также из его роли и потенциальных возможностей в оздоровлении социального самочувствия населения, причем не только жителей Уральского федерального округа. Исторически сложилось так, что настроения и поведение рабочих, интеллигенции Урала

всегда определяли и политический, и предпринимательский климат России. Достаточно вспомнить первых заводчиков и предпринимателей: Строгановых, Демидовых. Первые Советы народных депутатов появились именно на Урале. Такие экономические проекты, как «Научная организация труда», «Реконструкция промышленности» и многие другие имеют корни на Урале.

В ходе разработки данной проблематики особое внимание уделено развитию интеграционных процессов власти, науки и производства при максимальном учете исторических, национальных, геополитических и других особенностей территорий Уральского федерального округа. Важно подчеркнуть при этом, что развитие интеграции рассматривается как универсальный метод реализации социально-экономических приоритетов и решения большинства проблем, возникающих в процессе экономического реформирования народнохозяйственного комплекса Округа и выстраивания вертикали власти от федерального до муниципального уровня.

В этой связи необходимо остановиться на принципиальном моменте, связанном с самим понятием интеграции. Задачей является не решение проблем науки или производства с помощью властных рычагов, хотя и они требуют своего решения. Идея заключается, с одной стороны, в объединении усилий науки и производственников для наиболее эффективных и стратегически выверенных практических действий власти. С другой стороны, речь идет о внутренней интеграции - интеграции академической, вузовской и отраслевой науки, интеграции исполнительной и законодательной власти, власти федеральной, региональной и муниципальной для совместного интегрированного воздействия на развитие производства в интересах повышения благосостояния большинства жителей Уральского федерального округа.

Идея интеграции касается внутрипроизводственной интеграции между добывающими, обрабатывающими и потребляющими структурами Округа, производственниками и банкирами и т.п.; создания на основе этих интеграционных процессов новых организационных структур типа финансово-промышленных групп, технополисов, холдинговых концернов и других, способных более эффективно решать производственные проблемы с привлечением банковского и торгового капитала, активным использованием инновационного потенциала Округа. Каждый из этих элементов важен и необходим для повышения результативности интеграционных процессов. Но каждый из них порождает целый комплекс проблем организационного, финансового и даже кадрового характера.

Понимая важность и актуальность этого направления, Институт экономики УрО РАН в последние годы активизировал усилия по реализации этой идеи через властные и производственные структуры. Накоплен определенный опыт, который, на наш взгляд, заслуживает публичного обсуждения и распространения.

Усилия Института реализуются по трем условным направлениям. Первое связано с интеграцией академической, вузовской и отраслевой наук. Механизм, который пытаемся реализовать в отношении к вузам - это заключение договоров о сотрудничестве. Такие договоры заключены и действуют уже более трех лет с крупнейшими в регионе университетами: Уральским государственным техническим университетом (УГТУ-УПИ), Уральским государственным экономическим университетом, Уральской государственной юридической академией, Челябинским государственным университетом. Задачи, которые пытаемся решить в процессе интеграции, направлены на внедрение академических знаний в учебный процесс, обогащение его активным вовлечением веду-

0) к

о

о

а н

8.

р

о

о о

и и

0) с

п

ю о о ю

щих ученых академических институтов для чтения спецкурсов, ведения спецсеминаров, коллоквиумов и руководства дипломными работами. С другой стороны, углубляется практика привлечения способных к научным исследованиям преподавателей и студентов к практическим исследованиям Института, организация научно-учебных и учебно-научных подразделений. Особое внимание в рамках сотрудничества уделяется совместной организации и проведению научных и научно-исследовательских мероприятий: конференций, симпозиумов, научных семинаров, студенческих олимпиад и конкурсов научных работ. Нарабатывается опыт совместного участия в конкурсах на получение грантов и их выполнение.

В тесном сотрудничестве с вузами, институтами, входящими в состав Отделения экономики РАН, Уральского и Сибирского отделений ^ РАН и Национальной академии наук Республи-§ ки Беларусь впервые в отечественной науке разработан инструментарий диагностики эко-

^ номической безопасности, выявлено влияние г

энергетического, производственного, научно-

о

технологического, экологического и социального факторов на устойчивое развитие регио-

О

нов России, предложен пакет программно-це-

с

к левых мероприятий по государственной под-♦ держке проблемных и кризисных регионов и | территорий. На этой основе создана система £ мониторинга энергетической и экономической '§ безопасности регионов России. За эту работу § авторскому коллективу была присуждена пре-а мия Правительства Российской Федерации в ° области науки и техники за 1999 г. Консультан-Ц тами этой работы выступили: академики:

х А. Гранберг, Д. Львов, В. Макаров.

к

| На основе тесной интеграции академичес-

| кой и вузовской науки впервые в Российской

§ Федерации разработаны документы концепту-

$ альной направленности: «Основные тенденции

социально-экономического развития Уральского федерального округа в 2000 году» и «Стратегические приоритеты социально-экономического развития Уральского федерального округа на период до 2010 года (концептуальные основы стабилизации и динамичного обновления)». В них определены роль, место и функции Уральского федерального округа в становлении единого экономического пространства России. Отработан механизм интеграционных взаимодействий, развития специализации и кооперации субъектов Федерации УрФО, укрепления экономики муниципальных образований.

Выполнен цикл исследований по проблемам становления федеративных отношений в Российской Федерации. Раскрыты особенности функционирования субъекта Федерации в российской модели федерализма, рассмотрены альтернативные варианты дальнейшего развития федеративных отношений в России. Определены принципы и основы взаимодействия Федерального Центра и субъектов Федерации. Подготовлены предложения по решению институциональных проблем федерализма, определению границ самостоятельности регионов в Российской Федерации. В развитие теории федеративных отношений разработаны методологические основы ресурсного, бюджетного и налогового федерализма.

Второе направление работы касается взаимодействия с промышленными предприятиями. Апробация фундаментальных теоретических разработок на производстве является важным и необходимым звеном в работе ученых. В этом направлении интеграции особенно важно тесное сотрудничество Института с представителями отраслевой науки, создание и реализация совместных исследовательских проектов и бизнес-планов, особенно в создании технополисов, технопарков, территории структурной динамики и др.

В рамках данного направления сотрудникам Института разработана стратегия реструктуризации промышленного комплекса, включающая мероприятия тактического характера по ее реализации на краткосрочный период. В качестве стратегической цели модернизации впервые предложено повышение конкурентоспособности промышленного региона на базе развития инновационного потенциала. Выявлены внешние и внутренние факторы, формирующие конкурентные позиции предприятий и предложена система показателей измерения их конкурентоспособности. Разработана методология структурных преобразований горнопромышленного региона, многокритериальный подход к оценке преобразований и учету структурообразующих факторов, включающий в себя совместное рассмотрение динамики объемов производства, изменений антропогенных нагрузок на природную среду, изменений экологической и социальной ситуации в регионах.

Важным событием в научной и производственно-хозяйственной жизни Урала всегда были и остаются выездные заседания Бюро Отделения экономики РАН, приуроченные обычно к важным научно-практическим событиям региона. Приятно отметить, что организацию выездных заседаний Бюро и совместного проведения конференций, обсуждения насущных проблем экономического развития начали именно с Урала и считаем ее взаимополезной, поскольку она, с одной стороны, дает возможность сотрудникам Института, представителям уральской науки значительно расширить представление о достижениях и проблемах развития экономической науки на государственном, на макроуровне, с другой, позволяет представителям столичной экономической науки, руководителям научных школ и направлений глубже познать региональные проблемы. Главный же результат - интеграция усилий ученых и

практических работников Урала и других регионов в решении наиболее сложных проблем, становления и развития рыночных отношений на предприятиях материального производства. Представляется, что этот опыт заслуживает не только одобрения, но и всяческой поддержки членами Отделения экономики РАН.

Третье - взаимодействие с органами власти всех ветвей и уровней. Отличительной особенностью Института стала его филиальная сеть, охватывающая весь Большой Урал (Пермь, Челябинск, Уфа, Ижевск, Курган, Оренбург) и Уральский федеральный округ (Свердловская, Челябинская, Курганская и Тюменская области и два автономных округа, входящие в область -Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий). В 2001 году открыт, по просьбе областных властей, филиал в Архангельске и к концу года планируется завершить формирование филиала в г. Тюмени с представительствами в Ханты-Мансийском и ко Ямало-Ненецком автономных округах. Обладая ом такой обширной филиальной сетью, Институт е не только имеет объективную информацию с кая мест, но и ведет активную работу с органами на власти различных уровней для проработки сов- ка

местных межрегиональных программ и проек- со

м

тов, проведения экспертизы разрабатываемых ем

законов и решений, прогнозных оценок и пер- н

спектив развития территорий и всего Уральско- 8

го федерального округа. о

Силами сотрудников Института регулярно ии

проводятся мониторинговые исследования со- ♦

Э

циально-экономического и экологического са- сп

мочувствия населения уральских городов и ес

сельских поселений. Они показывают, что про- -вы

должающийся процесс резкого расслоения на- пус

селения, неблагоприятная экологическая ситу- ^

ация на большинстве уральских территорий 88

формируют у значительной части горожан и се- , 2

лян отрицательную оценку идущих экономиче- 02

ских реформ, результатов деятельности мест- г.

ных (региональных и муниципальных) властных структур. Особую озабоченность уральцев вызывает неудовлетворительное решение таких острых региональных проблем, как организация здравоохранения, отлаживание жилищно-коммунального хозяйства в городах и поселениях Урала, борьба с растущей криминализацией уральского региона и др. Продолжается спад доверия значительной (если не подавляющей) части населения к дееспособности властных структур на решительное изменение положения дел в экономике, социальной сфере, особенно в сфере социальной защиты населения.

Опыт работы доказал необходимость объединения всех трех направлений. В связи с формированием федеральных округов и изменением конфигурации Уральского экономического района такая потребность стала настоятельной. Нами был предложен особый механизм реали-^ зации интеграционных процессов в рамках о Уральского федерального округа, органически „^ соединяющий все интеграционные. ^ Институт выступил инициатором подпи-^ сания Генерального соглашения о сотрудничестве Полномочного представителя Президен-

э

та РФ в УрФО с Уральским отделением РАН и

О

а отдельно с Институтом экономики УрО РАН с

к (которые и были подписаны 5 и 12 октября ♦ 2000 г.). В развитие последнего соглашения | принято решение о создании на базе Института £ экономики Центра экономического планирова->§ ния и прогнозирования Уральского федераль-| ного округа. Целью создания Центра, как это Л зафиксировано в Положении о Центре, являет° ся организация, проведение и координация Ц фундаментальных и прикладных социально-

х экономических исследований по приоритетен

| ным проблемам развития Уральского федераль-

| ного округа, его перехода к устойчивому соци-2

§ ально-экономическому росту и повышению

$ уровня жизни населения Округа.

Центр также призван стать экспертом всех управленческих решений по оперативному руководству и стратегическому развитию Округа. Поэтому и задачи у него объемные, в числе которых научное обеспечение государственного регулирования экономических и социальных процессов в Уральском федеральном округе, их мониторинг, всесторонний анализ текущей ситуации, краткосрочные и долгосрочные прогнозы, выбор приоритетных направлений социально-экономической политики УрФО, в том числе, и на долгосрочную перспективу, подготовка проектов целевых программ, их научно-организационное согласование и корректировка, оперативное научно-информационное и аналитическое обеспечение работы Полномочного представителя Президента РФ.

Структура Центра позволяет консолидировать интеллектуальный потенциал ученых академической, вузовской и отраслевой науки, хозяйствующих субъектов, представителей органов власти различных уровней в исследовании и разработке стратегических проектов развития УрФО и входящих в него субъектов Российской Федерации, определении приоритетов социально-экономического развития и мобилизации ресурсов и общественного мнения Округа на их реализацию.

Организационным ядром созданного Центра является Научно-координационный совет, определяющий идеологию стратегических исследований, разрабатывающий принципы, методы и формы экономической интеграции, осуществляющий экспертную оценку аналитических материалов, предоставляемых Полномочным представителем Президента по Уральскому федеральному округу и его аппаратом Президенту РФ и Правительству РФ. Принципиально важно, что сопредседателями Совета являются директор Института экономики УрО РАН и первый заместитель Полномочного представителя Президента РФ в УрФО.

Текущая работа Центра и Научно-координационного совета организована через 16 групп мониторинга и проектов развития. В процессе работы количество групп может меняться. Главный принцип, заложенный при организации групп, - их мобильность и оперативность в обосновании потребностей социально-экономического развития Округа. Каждый член Научно-координационного совета курирует и организует работу одной из групп, состав который 2-3 человека, признанные специалисты от науки и от практики, выступают координаторами по проблеме, а при необходимости в состав групп могут привлекаться специалисты для подготовки вопроса для всех уровней власти.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для оперативной обработки статистической информации и поступающих материалов на базе Института создан Отдел экономической конъюнктуры Уральского федерального округа. Отдел обеспечивает эффективную работу групп мониторинга и проектов развития, осуществляя координационную функцию по отношению к проблемным группам, структурам Института экономики и подразделениям Уральского отделения РАН и аппарата Полномочного представителя Президента России по Уральскому федеральному округу.

Интеграция науки и власти процесс болезненный, трудный и долгий. Для начала он стал осуществляться по схеме: Полномочный представитель Президента РФ выступает в качестве генерального заказчика по ряду научных разработок, а Центр с помощью групп мониторинга и Отдела конъюнктуры УрФО выполняет их, привлекая научные и практические кадры из других структур. Затем материалы обсуждаются на Научно-координационном совете, корректируются и представляются заказчику. По этой схеме уже выполнен ряд интересных работ. Примером эффективной работы Центра и групп мониторинга является подготовленный для выездной коллегии

Министерства путей сообщения РФ доклад по транспортному обеспечению и развитию транспортной инфраструктуры Уральского федерального округа в соответствии со схемой развития грузопотоков. Подготовлены материалы по перспективам АПК Курганской области, конверсии оборонных предприятий УрФО. В стадии обсуждения находятся материалы Концепции приоритетов социально-экономического развития Уральского федерального округа - работа, основные положения которой изложены выше. Недавно начал осуществляться еще один серьезный проект по разработке целевой комплексной программы предупреждения паводковых ситуаций в Округе. Этот проект принципиально важен уже тем, что позволит отработать технологию взаимодействия с Сибирским и Приволжским федеральными округами, Республикой Казахстан, отраслевыми институтами и государственными структурами субъектов Российской Федерации ко Уральского федерального округа по совместному о предупреждению стихийных бедствий на терри- е тории Округа. |

Еще раз хотелось бы подчеркнуть, что Со- а глашение, подписанное Полномочным предста- Ц вителем Президента Российской Федерации в о

м

Уральском федеральном округе П.М. Латыше- О вым, Председателем Уральского отделения РАН нн академиком В. Черешневым и директором Ин- 8 ститута экономики УрО РАН нельзя рассматри- ?

с

вать как очередную декларацию о намерениях. и

Это новая, и как показала практика, эффективная ♦

1 ^ форма интеграции власти, науки и производства сп

в решении приоритетных вопросов развития с

Российской Федерации и ее регионов. Более то- §

го, данное Соглашение становится действенным с

инструментом для оперативного и квалифициро- ^

ю

ванного решения социальных, экономических, 8 экологических и энергетических проблем регио- 2 на, позволяющих формировать вокруг этих про- § блем соответствующее мнение. .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.