РАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННО-ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ УРАЛЬСКОГО РЕГИОНА В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА
П. в. бочков,
старший преподаватель кафедры финансов
и управления собственностью Европейско-Азиатский институт управления и предпринимательства
Научная статья посвящена приоритетным направлениям реализации проекта «Урал Промышленный—Урал Полярный» в условиях экономического кризиса. Ключевым элементом проекта является транспортная инфраструктура, которая свяжет промышленный Урал с месторождениями полезных ископаемых Приполярного и Полярного Урала, обеспечит загрузку металлургических предприятий региона более дешевым сырьем. Особое значение мегапроект приобретает в условиях наступившего мирового экономического кризиса. Проект «Урал Промышленный — Урал Полярный» в рамках «Стратегии социально-экономического развития Уральского федерального округа до 2020 года», может стать антикризисной мерой, обеспечением экономических интеграций крупных зон субъектов РФ (Сибирский, Приволжский, Центральный и Уральский федеральный округа).
Ключевые слова: Уральский регион, инвестиционная политика, региональная экономика, транспортная стратегия, экономический кризис, региональный проект, инфраструктура, экономическая интеграция, социальное развитие.
Президентом Российской Федерации определены приоритетные направления реализации проекта «Урал Промышленный — Урал Полярный». Изучение территорий Приполярного и Полярного Урала осуществляется в рамках «Комплексного плана геологоразведочных работ по развитию минерально-сырьевой базы Северного, Приполярного и Полярного Урала на 2006—2009 гг.». Всего на выполнение плана запланировано выделение 11 млрд 333 млн руб., в том числе:
• из федерального бюджета — 3 млрд 256 млн руб.;
• из бюджетов субъектов Уральского федерального округа — 1 млрд 787 млн руб.;
• средства недропользователей — 6 млрд 291 млн руб. [5].
В экономической истории все преобразования были связаны с качественными изменениями транспортной системы. Например, за счет массового строительства автомобильных дорог и развития транспортного машиностроения в начале прошлого века вышли из Великой депрессии США. В России индустриализация, освоение восточных территорий способствовали развитию магистральных видов транспорта, реализации таких масштабных проектов, как Турксиб, Волго-Донской канал. Переходный к рыночной экономике период, возникновение малого и среднего бизнеса сопровождаются бурным развитием автомобильного транспорта, коммуникативной сферы услуг.
По мере становления рыночных отношений основным направлением развития транспортной инфраструктуры в условиях экономического кризиса становится создание опорной транспортной сети, обеспечивающей пространственное и функциональное единство страны, что крайне необходимо при транспортно-промышленном освоении северо-восточных районов.
Интеграция транспорта в межотраслевую кооперацию промышленности, сельского хозяйства, внешнеэкономической деятельности предполагается на основе новых принципов логистического управления, формирование единого информационного пространства. Целью структурных преобразований на транспорте является ускорение движения товаров, снижение транспортных издержек в цене продукции, развитие рынка труда на общероссийском уровне.
Стратегия инвестиционной политики на железнодорожном транспорте предполагает концентрацию основных финансовых ресурсов, направленных на реализацию эффективных проектов. В условиях ограниченности средств первоочередное внимание уделяется проектам, имеющим общегосударственное значение и позволяющим получить эффект в секторах народного хозяйства страны.
Реализация Транспортной стратегии в полном объеме возможна при условии прогнозирования сценариев социально-экономического развития РФ и ее производственных сил. Для этого необходимо, во-первых, развитие отрасли на основе структурных преобразований в экономике страны, изменение инвестиционного климата, во-вторых, обеспечение интеграции крупных зон экономического развития и взаимодействия между ними в рамках концепции устойчивого роста.
Региональная инвестиционная политика на железнодорожном транспорте предполагает активное взаимодействие регионов во вложении инвестиций в региональный бизнес. Железнодорожная отрасль является одной из бюджетообразующих во многих регионах страны [2, с. 13].
Инвестиционная политикадолжна базироваться на анализе перспективного изменения внутренней и внешней сред. В первом случае, помимо учета традиционных макроэкономических, финансово-технологических, политических, правовых факторов, следует учитывать также влияние конкурентного окружения. Прежде всего это относится к проводимой на автомобильном и водном видах транспорта технической политике повышения грузоподъемности автомобилей и судов, в частности, контей-неро-автомобилевозов, политике оптимизации скоростных режимов в целях снижения удельного топливопотребления, а также к совершенствованию качества нефтепродуктов.
Для крупных производственных комплексов, в основном сырьевого сектора, актуально увеличение пропускной способности существующей инфраструктуры, возможности которой ограничивают вывоз готовой продукции и поставку сырья на производственной площади.
В условиях экономического кризиса дан старт масштабному проекту «Урал Промышленный — Урал Полярный». Планируется создать новый индустриальный промышленный комплекс на базе природно-сырьевых ресурсов Приполярного и Полярного Урала. Для реализации проекта необходимы транспортная инфраструктура и источники электроэнергии. Основными элемен-
тами транспортной сети станут железнодорожная магистраль Полуночное—Обское, которую проложат по восточному склону Уральских гор, линия Обская—Бованенково, ведущая на Ямал, и ветка Салехард—Надым, соединяющая новый транспортный коридор с магистральными железными дорогами. Развитие энергетических источников предполагает строительство Северо-Сосьвинской ГРЭС мощностью 2 400 МВт, газовых электростанций — Тарко-Салинской, Ноябрьской, и Иг-ринской, общей мощностью 1 944 МВт, что будет способствовать обеспечению освоения новых территорий и покрытию дефицита электроэнергии соседних регионов [3].
По подсчетам экспертов, Приполярный и Полярный Урал представляет собой залежи угля, железной руды, марганцевых и медных руд, месторождение редкоземельных металлов. Главным богатством Приполярного и Полярного Урала являются нефть и газ (1,4 млрд т нефти и 225 млрд м3 газа).
Промышленный Урал находится в прямой зависимости от зарубежных поставок сырья, марганца, медного концентрата, хромитовых и железных руд (ввозимых из Казахстана, Украины, Турции, Грузии, Монголии), что не может не сказаться на экономической безопасности страны. Конъюнктура мирового рынка складывается крайне неблагоприятно для импортеров сырья. Например, цены на железную руду за последние десять лет возросли почти втрое. Так, Магнитогорский металлургический комбинат (ММК) много лет получал сырье с Соколово-Сарбайского железорудного месторождения в Казахстане. Однако после того, как Китай поднял закупочные цены на сырье, Казахстан предпочел продавать сырье в Поднебесную, что не могло не отразиться на производстве стали ММК [1, с. 258].
Таким образом, промышленность Урала, в том числе и оборонная, не имея собственной минерально-сырьевой базы, стала заложницей мирового рынка. И при дальнейшем росте цен на сырье ее, несомненно, ждут стагнация и падение производства. Реализация проекта «Урал Промышленный — Урал Полярный» требует большого количества металла, горнорудной техники, тяжелых машин и строительных материалов. Только на первом этапе реализации проекта необходимо более 400 тыс. т рельсов и рельсовых скреплений (это четвертая часть всего годового производства в России), а также 750 тыс. т металлоконструкций и стальных труб. В результате промышленность Урала получит огромный заказ,
оцениваемый более чем в 100 млрд руб., за счет разницы цен на отечественное и зарубежное сырье будут созданы дополнительные финансовые источники для модернизации и технического перевооружения машиностроительной отрасли.
Общий объем инвестирования в проект «Урал Промышленный — Урал Полярный» составит к 2020 г. более 28 трлн руб. Объем финансовых поступлений из Инвестиционного фонда РФ составит 130 млрд руб., а все остальное — из субъектов Российской Федерации, входящих в Сибирский, Приволжский, Центральный и Уральский федеральные округа.
Участие Свердловской, Челябинской и Курганской областей в проекте «Урал Промышленный — Урал Полярный» позволит получить заказы на строительство горнорудной и транспортной инфраструктуры, энергообъектов1.
В конце декабря 2008 г. ОАО «РЖД» подписало соглашение о координации действий с субъектами Российской Федерации, входящими в состав Уральского федерального округа, по реализации: Стратегии социально-экономического развития данных субъектов до 2020 г.; Стратегии развития железнодорожного транспорта в РФ до 2030 г.; комплексного инвестиционного проекта «Урал Промышленный — Урал Полярный», а также других взаимовыгодных мероприятий, направленных на создание и развитие социальной и производственной инфраструктуры железнодорожного транспорта2.
Проект «Урал Промышленный — Урал Полярный» можно сравнить с проектом Байкало-Амурской магистрали по своим масштабам и по условиям реализации (магистраль будет прокладываться в горах и по вечной мерзлоте).
Реализация проекта предполагает формирование цели — создание нового стратегического территориально-промышленного комплекса страны за счет вовлечения в хозяйственный оборот углеводородного сырья полуострова Ямал, шельфовой зоны, твердых полезных ископаемых Полярного и Приполярного Урала, лесных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа и севера Свердловской области.
Осуществление национального проекта «Урал Промышленный — Урал Полярный» преследует далеко идущие цели и перспективы развития России.
Во-первых, это мощная ресурсная подпитка для удвоения валового внутреннего продукта стра-
1 URL: http:// www. uralfo. ru/.
2 URL: http:// www zdt-magazine. ru/publik/look/sobit2008.htm.
ны за десятилетие, расширение базы для решения неотложных социальных задач.
Во-вторых, процессы эти сопровождаются внедрением инновационных технологий, повышающих конкурентоспособность продукции предприятий как региона, так и в целом всей страны. Все это способствует созданию новой горнорудной базы, обеспечивающей потребности отечественной промышленности как минимум до 2050 г., ликвидацию ее импортозависимости по основным стратегически важным природным ресурсам.
В-третьих, проект позволяет осуществить тесную экономическую и политическую интеграцию субъектов Российской Федерации, являющихся основными его участниками, укрепить единство хозяйственного пространства.
В-четвертых, активизация морской деятельности Российской Федерации в арктической зоне Северного Ледовитого океана создаст возможности для развития инфраструктуры Севморпути, повышения транзитных перевозок Европейскими и Азиатско-Тихоокеанскими сообществами.
Наиболее актуальным в проекте становится развитие железнодорожной линии Полуночное— Обская, которая позволит обеспечить сырьем металлургические предприятия Урала, осваивать месторождения других полезных ископаемых, привлекать людские ресурсы. Железная дорога как основной перевозчик грузов занимает ведущее место в осуществлении грандиозного проекта. В настоящее время магистраль должна максимально развивать свою пропускную способность, чтобы не оказаться впоследствии в роли догоняющего. Анализ показывает, что через шесть лет ни один участок дороги не сможет пропускать образующийся поездопоток без увеличения его пропускной способности. По подсчетам экспертов, в 2015 г. объем перевозок по вновь строящейся линии от станции Обская до Полуночного составит более 12 млн т, ежесуточно будет грузиться 530 вагонов. К 2030 г. эти цифры вырастут почти втрое. Реализация экономического проекта невозможна без разработки принципиально новой схемы транспортного развития региона с учетом потребностей проекта «Урал Промышленный — Урал Полярный» [6, с. 5].
Повышение пропускной способности региона в 2008—2030 гг. потребует выделения 70 млрд руб., в том числе в 2008—2009 гг. — 3,4 млрд, к 2010 г. — более 8 млрд, а к 2015 г. — около 17млрд руб. Расконсервация путей и станций, усиление электроснабжения требуют 70 % инвестиций.
Технологические предложения по развитию инфраструктуры Свердловской железной дороги в рамках мегапроекта «Урал Промышленный — Урал Полярный» переданы в институт «Уралгипротранс ТЭИ» для разработки технико-экономических обоснований привлечения инвестиций. Предполагаемый срок окупаемости составит 8—9 лет, дисконтированный — 10 лет [7].
В настоящее время по основным направлениям реализации проекта «Урал Промышленный — Урал Полярный» достигнуты следующие результаты. В части включения в планы стратегического развития территорий Министерство экономического развития включило проект в «Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г.».
Проект является неотъемлемой частью Стратегии развития железнодорожного транспорта до 2030 г. Объекты энергетической инфраструктуры вошли в Генеральную схему размещения энергетических объектов до 2020 г.
В соответствии с достигнутым соглашением с Минприродой России о разработке нового «Комплексного плана по развитию минерально-сырьевой базы проекта «Урал Промышленный — Урал Полярный» на 2010—2015 гг. увеличено финансирование до 4 млрд руб. В части создания энергетической инфраструктуры обосновано строительство 6 электростанций и линий электропередач. Объекты энергетической инфраструктуры вошли в Генеральную схему размещения энергообъектов до 2020 г. К настоящему времени завершается строительство Ноябрьской парогазовой станции, уже вложено более 3 млрд руб. инвестиций в сооружение линии электропередачи длиной 400 км в широтном направлении Надым—Полярный, а также линий, соединяющих в одну энергосистему локальные системы городов Салехард, Лабытнанги, объекты Харпского горнопромышленного района. До 2012 г. закончится строительство высоковольтной линии (длиной более 500 км), которая соединит локальную энергосистему Приполярного Урала с электросетями Тюменской области. В части совершенствования механизма управления проектом продолжается реформирование структуры управляющей компании ОАО «Корпорация Урал Промышленный — Урал Полярный», в состав акционеров вошла Челябинская область, получено подтверждение правительства Свердловской области о выкупе своей доли акций ОАО «Корпорация Урал Промышленный — Урал Полярный». Для поддержки отечественных производителей
на первом этапе реализации проекта сформирован государственный заказ на строительство транспортной инфраструктуры и инфраструктуры горнодобывающих предприятий на сумму более 30 млрд руб. Общий заказ для предприятий Свердловской, Челябинской и Курганской областей на обеспечение транспортных, энергетических и горнодобывающих объектов проекта составит более 200 млрд руб. Для поставок продукции машиностроительных предприятий Южного Урала на территории нового хозяйственного освоения Полярного и Приполярного Урала подписано Соглашение о создании сервисного центра между администрацией Ямало-Ненецкого автономного округа, правительством Челябинской области и ОАО «Корпорация Урал Промышленный — Урал Полярный» (далее — Корпорация)3.
Корпорацией совместно с «Внешэкономбанком» подписан Меморандум о сотрудничестве и взаимодействии по реализации проекта, предполагающий финансирование строительства железнодорожной линии Салехард—Надым, строительство горнорудной инфраструктуры. Корпорация заключила соглашения с правительством Ханты-Мансийского АО и администрацией Ямало-Ненецкого АО о создании горнопромышленных районов на территории реализации проекта и организации там филиалов Корпорации для проектирования производственной и социальной инфраструктур.
Основными направлениями деятельности Корпорации в 2009 г. станет, в первую очередь, работа с Инвестиционным фондом Российской Федерации — с целью привлечения государственных инвестиций для строительства новых железнодорожных линий, предусмотренных проектом. Государство подтверждает свою заинтересованность в реализации данного проекта за счет государственных инвестиций в строительство общей транспортной инфраструктуры.
Реализация проекта «Урал Промышленный — Урал Полярный» предполагает привлечение к его финансированию международных финансовых организаций. Европейский банк реконструкции и развития заинтересовался проектом «Урал Промышленный — Урал Полярный», данный банк имеет большой опыт работы по поддержке и финансированию проектов в горнорудной промышленности и энергетике.
Одной из ключевых задач развития Российской Федерации в условиях финансового кризиса является сохранение высококвалифицированных
3 URL: http:// www. uralfo. ru.
кадров, как важнейший фактор обеспечения промышленного роста.
В условиях мирового финансового кризиса открываются возможности для реального повышения производительности труда, оптимизации производства, освоения новых рыночных пространств. Однако финансовый кризис не должен стать причиной сворачивания региональных проектов в УрФО и в первую очередь проекта «Урал Промышленный — Урал Полярный». В УрФО совместно с региональными органами власти разработан ряд антикризисных мер, позволяющих:
1) создать условия для сохранения рабочих мест и обеспечить выполнение базовых социальных обязательств. Реализация проекта «Урал Промышленный — Урал Полярный» невозможна без наличия высококвалифицированных кадров в промышленности, в конструкторских бюро и исследовательских отделах;
2) необходима оптимизация процессов на рынке труда с учетом потребностей в специалистах на территориях.
Финансово-экономический кризис должен способствовать созданию и развитию новых возможностей, в частности, по освоению новых рыночных пространств, новых кластеров, новых рыночных ниш, что должно способствовать росту производительности труда. В таких условиях высока роль экономического проекта «Урал Промышленный — Урал Полярный», его реализация нацелена на будущее. Проект должен упростить связь между основными звеньями промышленного производства на Урале, освоить минерально-сырьевые ресурсы восточного склона Урала, обеспечить сырьем металлургические и машиностроительные предприятия Среднего и Южного Урала, повысить в общем экономическую и социальную стабильность всего региона. По подсчетам экспертов, длительность проекта составляет от 20 до 40 лет, поэтому сегодня, несмотря на финансовые трудности, Федерации и регионам следует активно включаться в работу. В Уральском федеральном округе за последние годы были неплохие темпы экономического роста и роста уровня доходов людей, и проект должен способствовать сохранению экономических показателей и повышению уровня и качества жизни населения.
Проект позволяет обеспечить сырьем нефтегазодобывающие компании, испытывающие серьезные затруднения в транспортировке энергоносителей с севера на юг и запад страны. Развитие энергетики, строительство новых электростанций,
линий электропередач решают вопрос электрификации севера и запада округа и существенно снизят энерготарифы. Наибольший интерес вызывают планы по производству машиностроительной продукции. Объем инвестиций, который планируется привлечь для реализации проекта, позволит регионам создать новую продукцию машиностроения, осваивать месторождения полезных ископаемых.
В качестве основного в Стратегии УрФО выбран инвестиционный сценарий развития, который базируется на сочетании трех составляющих перспективного развития округа: экономики, социальной сферы и экологии, по которым разработаны крупномасштабные межрегиональные мегапроек-ты. Межрегиональный проект в сфере экономического взаимодействия и развития территорий УрФО основан на многополярном развитии территорий за счет формирования пяти крупных зон опережающего развития — каркаса структуры пространственной организации УрФО — на период до 2020 г.: Западно-Сибирской; Уральской промышленной; зоны «Полуостров Ямал»; зоны «Восточный склон Урала» и Южно-Уральской сельскохозяйственной зоны. Интеграция указанных зон и взаимодействие между ними обеспечат реализацию проекта «Урал Промышленный — Урал Полярный».
Роста экономических показателей можно достигнуть за счет повышения доли высокотехнологического производства. Уникальность межрегионального проекта «Урал Промышленный — Урал Полярный» заключается не только в освоении минерально-сырьевых ресурсов Полярного и Приполярного Урала и обеспечении дешевым сырьем, но и в модернизации ресурсной базы предприятий, в поддержке инфраструктурного развития округа.
Проект «Урал Промышленный — Урал Полярный» является элементом интеграции субъектов Федерации, синхронизации планов развития отдельных территорий, отраслей и предприятий. Уральский федеральный округ остается системообразующим для экономики страны, стратегическая миссия округа включает:
1) формирование системно-инновационной основы современного высокотехнологического индустриального ядра страны, опирающегося на эффективное использование уникального природ-но-ресурсного потенциала, интеграцию старопромышленного Уральского и нефтегазодобывающего Западно-Сибирского районов;
2) развитие стратегической роли Уральского региона как базового, связующего звена национальной экономики для обеспечения националь-
ной безопасности, территориальной целостности и полномасштабного взаимодействия восточных и западных регионов России.
Мировой финансово-экономический кризис не окажет существенного влияния на реализацию проекта «Урал Промышленный — Урал Полярный», который является основой Стратегии развития региона до 2020 г., доработанной с учетом кризисных явлений. По мнению председателя Совета по изучению производительных сил Минэкономразвития РФ и РАН академика А. Г. Гранберга, проект «Урал Промышленный — Урал Полярный» необходимо использовать как антикризисную меру. «Реализация данного мегапроекта сравнима по эффективности с программой президента Рузвельта по выводу США из Великой депрессии в 1930 гг.» [3].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гимади И. Е., Аверина Л. М., Матушкина Н. А. Технологическое развитие экономики Урала: региональные и отраслевые проблемы. / Ин-т экономики УрО РАН. Под общей ред. А. И. Татаркина. — М.: Экономика. 2006. С. 258—261.
2. Лапидус Б. М. Стратегия развития железнодорожного транспорта — инструмент инноваци-
онного прорыва отрасли в интересах общества и экономики страны. // Экономика железных дорог. 2008. №10. С. 13.
3. «О мерах по реализации Стратегии социально-экономического развития Уральского федерального округа до 2020 года». По материалам совещания полномочного представителя Президента РФ в УрФО от 29.01.2009.
4. «О стратегии социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года». Постановление Правительства Свердловской области от 27.08.2008 № 873-ПП.
5. Паспорт инвестиционного проекта «Разработка проектной документации для реализации инвестиционного проекта «Урал Промышленный — Урал Полярный», реализуемого при государственной поддержке за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации. Распоряжение Правительства РФ от 24.12.2008 № 1971-р.
6. Порсев Н. Урал Промышленный — Урал Полярный. // Уральская магистраль. 2008. № 4. С. 5.
7. Татаркин А. И., Гимади И. Э. Проблемы согласования комплексных региональных проблем в единой транспортной стратегии УрФО. URL: http:/www. Invur. ru.