Научная статья на тему 'Приоритеты реформирования и модернизации экономики республики Узбекистан'

Приоритеты реформирования и модернизации экономики республики Узбекистан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
582
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАНА / ПРИНЦИПЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ / ОСОБЕННОСТИ ПРИВАТИЗАЦИИ / ИНВЕСТИЦИИ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ И СОЦИАЛЬНУЮ СФЕРУ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абулкасимов Х. П.

В публикации характеризуется модель перехода к социально-ориентированной свободной рыночной экономике в Республике Узбекистан, реализация которой позволила создать необходимые условия для глубоких структурных изменений в экономике, позитивной динамики объемов экспорта и высоких темпов экономического роста, обеспечения полной продовольственной независимости страны и устойчивого роста реальных доходов населения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Абулкасимов Х. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Приоритеты реформирования и модернизации экономики республики Узбекистан»

ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИКИ

УДК

Абулкасимов Х.П., д. эк. н., проф. Академии государственного и общественного строительства при Президенте Республики Узбекистан

ПРИОРИТЕТЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ И МОДЕРНИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

В публикации характеризуется модель перехода к социальноориентированной свободной рыночной экономике в Республике Узбекистан, реализация которой позволила создать необходимые условия для глубоких структурных изменений в экономике, позитивной динамики объемов экспорта и высоких темпов экономического роста, обеспечения полной продовольственной независимости страны и устойчивого роста реальных доходов населения.

Ключевые слова: экономика республики Узбекистана, принципы реформирования, особенности приватизации, инвестиции в экономическую и социальную сферу.

В своей книге «Мировой финансово-экономический кризис» отметил Президент Республики Узбекистан И.А. Каримов, что «принятая нами модель перехода к социально-ориентированной свободной рыночной экономике... оправдывает свою правильность и состоятельность. В первую очередь такие принципы, как деидеологизация, прагматичность экономической политики, выраженной как приоритет экономики над политикой, возложение роли главного реформатора на государство, обеспечение верховенства закона, проведения сильной социальной политики, поэтапность и постепенность в реализации реформ - все это, особенно в экстремальных условиях разразившегося мирового финансового и экономического кризиса, доказывает свою актуальность и жизненность» > [1].

В результате реализации этих принципов Узбекистану удалось добиться впечатляющих результатов в проведении социальноэкономических реформ. В республике обеспечены макроэкономиче-

ская стабильность и устойчиво высокие темпы экономического роста. Так, темпы роста реального ВВП за последние 4 года превышают 7%, за 2008 г. составили 9%, а за первый квартал 2009 г. - 7,9%. Темпы роста промышленности составили в 2007 г. - 12,7%, а в 2008 г. -12,7%. Инфляция удержана в пределах 7-8% в год. Золотовалютный резерв страны за последние 5 лет увеличился в 6 раз и покрывает объем 1,5 годового импорта (см. табл. 1).

Таблица 1

Основные

макроэкономические показатели Республики Узбекистан (темпы роста в % к предыдущему году) [2]

Показатели 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. (прогноз)

Реальный ВВП 7,3 9,5 9,0 8,0

Промышленность 10,8 12,1 12,7 9,3

Сельское хозяйство 6,2 6,1 4,5 5,0

Инвестиции в основной капитал 6,2 6,1 28,3 18

Доходы Госбюджета, в % к ВВП 21,6 21,8 23,8 22,2

Дефицит/профицит бюджета, в % к ВВП 0,5 0,5 1,5 -1,0

В республике, начиная с 2002 г., дефицит государственного бюджета не превышает 1% от объема ВВП, а с 2005 г. он исполняется с профицитом.

Узбекистан за истекший период своего независимого развития всегда придерживался принципа по отказу от краткосрочных спекулятивных кредитов и привлечения иностранных инвестиций в основном на долгосрочной основе и по льготным процентным ставкам. Поэтому совокупный внешний долг республики составляет 14,8% к ВВП и характеризуется по всем основным критериям Всемирного банка как «менее чем умеренный». За последние 10 лет общее налоговое бремя к ВВП снижено с 60% до 22%.

В Узбекистане осуществляется умеренно жесткая денежнокредитная политика, в результате которой обеспечивается стабильность, устойчивость, прозрачность и эффективное функционирование банковской системы. Так, в 2008 г. объем совокупных активов банковской системы республики составил 32,8% к ВВП, а объем кредитования реального сектора экономики 17,3%. Совокупная текущая ликвидность банковской системы в 10 раз превышает объем предстоящих платежей по внешним корпоративным заимствованиям.

Высокие темпы экономического роста в Узбекистане обеспечены прежде всего за счет глубоких структурных изменений в экономике. На сегодняшний день, Узбекистан производит свыше 6,3 млн т зерна (в 1991 г. 0,5 млн т) и добывает около 7 млн т нефти (в 1991 г. -2,8 млн т) в год, что позволяет сэкономить более 4,8 млрд долл. ежегодно. За годы независимости созданы абсолютно новые, высокотехнологичные отрасли, такие как автомобилестроение, газо-химическая, электротехническая, фармацевтическая, текстильная, пищевая и другие отрасли промышленности. Общий объем инвестиции в технологическую модернизацию экономики составил более 125 млрд долл., из них 35 млрд - иностранные инвестиции.

Объем инвестиций в основной капитал увеличился с 2850 млн долл. в 2005 г. до 6451 млн долл. в 2008 г., т.е. около в 2,3 раза (см. рис. 1).

Динамика изменения объемов инвестиции в основной капитал (млн долл. США)

10000-,

5000-

0

2850

3315

4648

6451

2005 г. 2006 г.

2007 г.

2008 г.

Рис. 1.

Следует отметить, что важным аспектом проведения структурных преобразований, направленных на повышение роли частной собственности, является реализация государственной программы разгосударствления и приватизации. Важнейшим отличием приватизации в республике является то, что данный процесс осуществлялся поэтапно, с передачей предприятий реальным собственникам, принимающим соответствующие инвестиционные обязательства, обеспечивающих модернизацию и развитие приватизированных предприятий. Вместе с тем, предприятия энергетики и добывающих отраслей, основанные на использовании природных ресурсов, были сохранены в государственной собственности, что позволило более справедливо использовать природную ренту и осуществлять за их счет широкомасштабные социальные программы и инфраструктурные проекты. А сохранение естественной монополии в сфере железнодорожного транспорта позволило

обеспечить последовательное развитие транспортной инфраструктуры, которую в развивающихся странах без поддержки государства обеспечить практически невозможно. В результате осуществления программы разгосударствления и приватизации, а также стимулирования развития малого бизнеса и частного предпринимательства на начало 2009г. на долю негосударственного сектора в структуре ВВП приходится более 79,4%, а также 81,3% промышленной продукции, 100% продукции сельского хозяйства, оптового и розничного товарооборота и сферы услуг. Удельный вес малого бизнеса и частного предпринимательства в структуре ВВП увеличился с 1,5% в 1991 г. до 48,2% в 2008 г. Доля сферы услуг в ВВП возросло с 16,3% в 1991 г. до 45,3% в 2008 г.

В сельском хозяйстве Узбекистана в результате осуществления аграрных реформ создано более 100 тысяч высокопроизводительных частных фермерских и около 4,7 млн. дехканских хозяйств путем ликвидации около 4 тысяч неэффективных ширкатных хозяйств. Ими производится 100% хлопка сырца и зерна, закупаемого для государственных нужд, а также весь объем плодовоовощной, животноводческой и других видов сельскохозяйственной продукции. Обеспечена полная продовольственная независимость страны, в частности, начат экспорт зерна, тогда как ранее почти 90% потребности покрывалось за счет его импорта.

Реализация структурных преобразований и глубокая модернизация экономики Узбекистана позволили обеспечить динамичный рост объемов экспорта и качественные изменения в структуре внешнеторгового оборота. Так, за 2000-2008 гг. объем экспортируемой продукции увеличился более чем в 3,5 раза. По итогам 2008 г. объем экспорта достиг 11,5 млрд долл., тогда как в 1991 г. он составлял всего порядка 160 мл. долл. А за 2003-2008 гг. объем экспорта увеличился более в 3 раза (см. табл. 2).

Внешнеторговое сальдо за этот период увеличилось с 760,8 млн долл. до 4068,8 млн долл., т.е. в 5,3 раза. В 2008 г. доля готовых товаров в структуре экспорта составила свыше 71%, в то же время как в 1991 г. более 90% экспорта приходилось на сырьевые товары. Доля экспорта традиционного для Узбекистана хлопка-волокна снизилась с 27,5% в 2000 г. до 9,2% в 2008 . Следует отметить, что по итогам 2008 г. доля импорта машин и оборудования составила 53,3%, сырья производственного назначения - 17,7% и продовольственных товаров -8,1%.

Динамика изменения объемов экспорта, импорта и внешнеторгового сальдо за период с 2003 по 2008 гг. (млн долл. США) [3]

Показатели 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.

Внешнеторговый оборот 6689,2 8669 9500,1 11171,4 14227,1 19077,0

в том числе:

- экспорт 3725 4853 5408,8 6380,8 8991,5 11572,9

- импорт 2964,2 3816 4091,3 4781,1 5235,6 7504,1

Внешнеторговое сальдо 760,8 1037 1317,5 1608,2 3755,9 4068,8

Достигнутые успехи в проведении экономических реформ позволили Узбекистану первым среди стран СНГ начать реализацию крупномасштабных социальных программ. Так, начиная с 1996 года в Узбекистане успешно реализуются Национальная программа подготовки кадров и Государственная общенациональная программа развития школьного образования, которые в основном будут завершены в 2009 г. В результате осуществления этих программ за 1997 - 2008 гг. в республике построено и введено в эксплуатацию 1331 академических лицеев и профессиональных колледжей, рассчитанных на 1,1 млн ученических мест, а также 8499 общеобразовательных школ, на более чем 4,1 млн ученических мест.

Благодаря реализации данных программ создана целостная современная образовательная система подготовки кадров, обеспечивающая подготовку высококвалифицированных, творческих, целеустремленных трудовых ресурсов, способных создавать высокотехнологичную продукцию, конкурентоспособную на мировых рынках.

В Узбекистане важнейшее внимание уделяется реализации Государственной программы реформирования системы здравоохранения как одного из главных элементов в комплексе мер, направленных на усиление социальной защиты населения. На оснащение медицинских учреждений современным оборудованием только за период 1998-2008 гг. выделено средств в эквиваленте около 900 млн. долл. США. В результате продолжительность жизни населения по сравнению с 1990 годом возросла с 67 до 72,5 лет. Материнская и младенческая смертность со-

ответственно снизились на 17% и 31%. 67% расходов Государственного бюджета направляются на социальные нужды.

Следует отметить, что динамично развивающаяся индустриальная, активно привлекающая передовые технологии экономика обеспечила устойчивый рост реальных доходов населения. Так, за последние 10 лет среднегодовые темпы роста реальных доходов населения превышают 20%. Только в 2008 г. средняя заработная плата в бюджетных организациях выросла более чем в 1,5 раза, а в целом по экономике - в

1,4 раза. Реальные доходы населения в расчете на душу населения увеличились на 23%. Среднемесячная зарплата в долларовом исчислении возросла с 9 долл. в 1992 г. до более 300 долл. в 2008 г.

Принимающий все большие размеры мировой финансовоэкономический кризис негативно воздействует на нашу страну. Так, основными факторами негативного влияния кризиса на экономику Узбекистана являются следующие:

- резкое ухудшение конъюнктуры мировых цен на экспортируемые товары и услуги;

- сокращение объемов иностранных инвестиций;

- сокращение доходной базы государственного бюджета, что может отразиться на снижении профицита в 2009 г. до уровня 2,9% против 10,2% в 2008 г. (по данным МВФ).

В связи с этим, в целях системного противодействия последствиям мирового финансово-экономического кризиса Правительством во второй половине 2008 года была разработана Антикризисная программа на 2009-2012 гг. учитывающая конкретные условия и положения дел национальной экономике. Важнейшим приоритетом в социально-экономическом развитии Узбекистана на 2009 год остается реализация комплекса мер предусмотренных данной Программой. Комплекс мероприятий Антикризисной программы направлен на решение следующих ключевых задач [4].

Во-первых, это дальнейшее ускоренное проведение модернизации, технического и технологического перевооружения предприятий, широкое внедрение современных гибких технологий.

Во-вторых, реализация конкретных мер по поддержке предприятий - экспортеров в обеспечении их конкурентоспособности на внешних рынках в условиях резкого ухудшения текущей конъюнктуры, создание дополнительных стимулов для экспорта.

В-третьих, повышение конкурентоспособности предприятий за счет введения жесткого режима экономии, стимулирования снижения производственных затрат и себестоимости продукции. В 2009 году

намечается снизить себестоимость продукции не менее чем на 20% в ведущих отраслях и сферах нашей экономики.

В-четвертых, реализация мер по модернизации электроэнергетики, сокращению энергоемкости и внедрению эффективной системы энергосбережения.

В-пятых, в условиях падающего спроса на мировом рынке ключевую роль в сохранении высоких темпов экономического роста играет поддержка отечественных производителей путем стимулирования спроса на внутреннем рынке. Большое место в реализации этой задачи играет расширение программы локализации производства, объемы которой предусмотрено увеличить в 3-4 раза. Реализация Программы локализации была начата в 2000 году. Только в 2009 году предусматривается осуществление 1042 проектов. Расчетный эффект импортоза-мещения составит более 2 млрд долл., а удельный вес в промышленном производстве будет равен 13,8%.

В течение 2009 - 2014 гг. планируется реализация 300 инвестиционных проектов в отраслях реального сектора экономики на общую сумму свыше 45 млрд. долл. США. Реализация данных проектов, за счет освоения производства новых видов продукции и внедрения инновационных, энергосберегающих технологий, позволит ежегодно обеспечить дополнительное производство товаров и услуг в объеме

10,4 млрд долл., рост годового экспорта на 6,4 млрд долл. и достичь прироста ВВП на 14,9% к базовому ВВП 2008 г. [5].

Второй важнейший приоритет экономической программы на 2009 год - продолжение структурных преобразований и диверсификация экономики.

Третий важнейший приоритет нашей экономики - это реализация широкого комплекса долгосрочных, глубоко взаимоувязанных мер, направленных на кардинальное улучшение качества жизни и облика села, ускоренное развитие социальной и производственной инфраструктуры, коренной пересмотр статуса, роли и значения собственника, предпринимательства и малого бизнеса, всемерную поддержку развития фермерского хозяйства. В этой связи в 2009 г. утверждена Государственная программа «Год развития и благоустройства села», основными направлениями которой являются следующие [6]:

Во-первых, проведение тщательной работы по дальнейшему совершенствованию законодательной и нормативно-правовой базы, принять новые, внести изменения и дополнения в соответствующие законодательные акты, земельный кодекс.

Во-вторых, реализация комплекса мер по кардинальному повышению качества жизни на селе. В этих целях предусмотрено разра-

ботать генеральные планы архитектурно-планировочной застройки территорий, разработать унифицированные типовые проекты сельских жилых домов и объектов социальной инфраструктуры с учетом климатических, демографических и других условий регионов. Для решения этих задач создан специализированный проектно-изыскательский институт «Кишлоккурилишлоиха».

В-третьих, реализация мер по ускоренному развитию на селе промышленного производства и строительства, создание компактных предприятий по переработке плодоовощной и животноводческой продукции, оснащенных современной техникой и технологиями. Этим мы решаем проблему трудозанятости молодежи, прежде всего на селе, где всегда есть большая потребность в рабочих местах.

В-четвертых, реализация системы мер по улучшению мелиоративного состояния земель, предусмотренных Государственной программой мелиоративного улучшения орошаемых земель на период 2008 - 2012 годов, обеспечению надлежащего технического состояния действующих ирригационно-мелиоративных объектов, укреплению материально-технической базы специализированных водохозяйственных, строительных и эксплуатационных организаций, оснащению их современной техникой.

Четвертой приоритетной остается задача дальнейшего ускоренного развития сферы услуг и малого бизнеса как важнейшего фактора занятости, повышения качества жизни населения. В целях создания более благоприятного бизнес-климата для развития малого бизнеса и частного предпринимательства предусмотрено двукратное увеличение ресурсной базы Фонда льготного кредитования для поддержки вновь создаваемых малых и частных предприятий, продлен срок действия предусмотренных льгот, увеличен максимальный срок выдачи кредитов под пополнение оборотных средств с 12 до 18 месяцев.

Пятый важнейший приоритет - дальнейшее развитие производственной и социальной инфраструктуры как важнейшего фактора модернизации страны и увеличения занятости населения.

Для решения этой задачи предусматривается в 2009 году вместе с принятыми дополнительными мерами модернизировать более 400 км автомобильных дорог общего пользования международного значения, в т.ч. строительство 4-полосной международной автомобильной дороги по маршруту Бейнеу-Бухара-Самарканд-Ташкент-Андижан, а также стратегических участков дорог Бухара-Алат и Самарканд-Гузар. Предусматривается завершить работу по благоустройству на новой железнодорожной линии Тошгузар-Байсун-Кумкурган протяженностью 223

км через горный перевал высотой 1500 метров с выходом на северные границы Афганистан.

Принято решение о создании свободной индустриальной экономической зоны на базе аэропорта г. Навои. Управление ХАБом осуществляется мировым лидером в сфере авиационных грузоперевозок -корейской компанией «Кореан Эйр». В рамках предусмотренных мер намечено в 2009 г. ввести более 2 тыс. км водопроводных сетей и около 700 км газовых, кардинально улучшить обеспечение сжиженным газом отдаленных районов.

Приоритетной остается и задача по дальнейшему совершенствованию банковского дела, стимулированию привлечения свободных кредитов населения и хозяйствующих субъектов на депозиты в коммерческие банки. В этой связи на дальнейшее увеличение уставного капитала 6 ведущих коммерческих банков намечается направить дополнительных инвестиций общим объемом 490,5 млрд сум.

Президент Республики Узбекистан И.А. Каримов говоря о важнейших приоритетных задачах нашей экономической программы отмечал, что: «Убежден, что реализация выработанных нами антикризисных мер позволит не только достойно противостоять вызовам и угрозам мирового финансово-экономического кризиса, предотвратить его негативное влияние на нашу экономику, но и выйти после его завершения еще с более сильной, устойчивой, сбалансированной экономикой, занять свою прочную нишу на мировых рынках, обеспечить на этой основе динамичный экономический рост, последовательное решение задач по дальнейшему повышению уровня жизни и благосостояния нашего населения» [7].

Литература

1. Каримов И.А. Мировой финансово-экономический кризис, пути и меры по его преодолению в условиях Узбекистана. Т.: Узбекистан, 2009. С.26 - 27.

2. Здесь и далее данные Министерства экономики и Госкомстати-стики Республики Узбекистан.

3. Данные Госкомстата Республики Узбекистан.

4. См.: Каримов И.А. Указ. соч. С. 28 - 32.

5. Данные Министерства экономики Республики Узбекистан.

6. См.: Каримов И.А. Указ. соч. С. 37 - 39.

7. Там же. С. 46 - 47.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.