Научная статья на тему 'Тенденции развития внешнеэкономического сотрудничества российской Федерации и Республики Узбекистан'

Тенденции развития внешнеэкономического сотрудничества российской Федерации и Республики Узбекистан Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1171
250
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / РЕСПУБЛИКА УЗБЕКИСТАН / ИНВЕСТИЦИИ / ТОРГОВЫЕ БАРЬЕРЫ / ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ / ИМПОРТ / ЭКСПОРТ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / INTERNATIONAL COOPERATION / FOREIGN ECONOMIC ACTIVITIES / RUSSIAN FEDERATION / REPUBLIC OF UZBEKISTAN / INVESTMENT / TRADE BARRIERS / LIBERALIZATION / IMPORTS / EXPORTS / REGIONAL INTEGRATION

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Зиядуллаев Наби Саидкаримович, Зиядуллаев Улугбек Саидкаримович, Талипова Нигора Тулкуновна

В статье представлен научный анализ объективных тенденций развития внешней экономики Республики Узбекистан и возможностей взаимодействия в аспекте стратегического партнерства с Российской Федерацией. Большое внимание уделяется внешнеэкономическому сотрудничеству, либерализации внешней торговли и механизмам по снижениюторговых барьеров как факторам международной интеграции, а также деятельности совместных предприятий, функционирующих на территории Узбекистана. В результате выявлены основные тренды и перспективы дальнейшего сотрудничества, а также разработаны концептуальные направления сотрудничества и углубления взаимоотношений Узбекистана с Россией в условиях современных внешнеполитических и внешнеэкономических напряжений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Зиядуллаев Наби Саидкаримович, Зиядуллаев Улугбек Саидкаримович, Талипова Нигора Тулкуновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Trends in the development of Russia - Uzbekistan trade and economic cooperation

The article analyzes the trends in the development of foreign trade of the Republic of Uzbekistan and cooperation opportunities in terms of strategic partnership with the Russian Federation.Much attention is paid to trade and economic cooperation, trade liberalization, mechanisms to reduce trade barriers as a factor of international integration, as well as joint ventures operating in Uzbekistan. The authors identify the main trends and prospects for further cooperation, as well as suggest conceptual directions in cooperation and deepening relations between Uzbekistan and Russia in the conditions of modern foreign policy and economic stress.

Текст научной работы на тему «Тенденции развития внешнеэкономического сотрудничества российской Федерации и Республики Узбекистан»

Тенденции развития внешнеэкономического сотрудничества Российской Федерации и Республики Узбекистан*

доктор экономических наук, профессор,

Институт проблем рынка РАН - заместитель директора,

У.С. Зиядуллаев,

Ташкентский государственный экономический университет (ТГЭУ) -

соискатель

Н.Т. Талипова,

кандидат экономических наук, Ташкентский государственный экономический университет (ТГЭУ) - доцент

Аннотация

В статье представлен научный анализ объективных тенденций развития внешней экономики Республики Узбекистан и возможностей взаимодействия в аспекте стратегического партнерства с Российской Федерацией. Большое внимание уделяется внешнеэкономическому сотрудничеству, либерализации внешней торговли и механизмам по снижению торговых барьеров как факторам международной интеграции, а также деятельности совместных предприятий, функционирующих на территории Узбекистана. В результате выявлены основные тренды и перспективы дальнейшего сотрудничества, а также разработаны концептуальные направления сотрудничества и углубления взаимоотношений Узбекистана с Россией в условиях современных внешнеполитических и внешнеэкономических напряжений.

Ключевые слова: международное сотрудничество, внешнеэкономическая деятельность, Российская Федерация, Республика Узбекистан, инвестиции, торговые барьеры, либерализация, импорт, экспорт, региональная интеграция.

Trends in the development of Russia - Uzbekistan trade and economic

cooperation

N.S. Ziyadullaev,

Doctor of Economic Sciences, Professor, The Institute of Market Problems the Russian Academy of Sciences - Deputy Director, U.S. Ziyadullaev,

Tashkent State University of Economics - Competitor, N.T.Talipova,

Candidate of Economic Sciences, Tashkent State University of Economics - Associate Professor

* Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект 15-02-00650)

Н.С. Зиядуллаев,

УДК 339.9 (470 + 571 + 575.1) ББК 65.5 (2Рос + 5Узб) З-407

Российский внешнеэкономический вестник

2 - 2016

Abstract

The article analyzes the trends in the development of foreign trade of the Republic of Uzbekistan and cooperation opportunities in terms of strategic partnership with the Russian Federation. Much attention is paid to trade and economic cooperation, trade liberalization, mechanisms to reduce trade barriers as a factor of international integration, as well as joint ventures operating in Uzbekistan. The authors identify the main trends and prospects for further cooperation, as well as suggest conceptual directions in cooperation and deepening relations between Uzbekistan and Russia in the conditions of modern foreign policy and economic stress.

Keywords: international cooperation, foreign economic activities, the Russian Federation, the Republic of Uzbekistan, investment, trade barriers, liberalization, imports, exports, regional integration.

Многосторонние международные связи Российской Федерации и Республики Узбекистан базируются на документах, включающих более 160 соглашений и договоренностей. Принципиально новым этапом в развитии узбекско-российского сотрудничества стали Договор о стратегическом партнерстве между двумя странами от 16 июня 2004 г. и Договор о союзнических отношениях от 15 ноября 2005 г., подписанные Президентами Узбекистана и России. Обе страны поддерживают взаимовыгодные связи и осуществляют реформы, направленные на модернизацию экономики и формирование рыночных механизмов хозяйствования.

Отношения двух государств всегда носили стратегический характер, но вплоть до 2004 г. не были возведены в ранг национальных приоритетов и лишь в последние годы обозначился стабильный и устойчивый рост. В общем товарообороте России со странами СНГ Республика Узбекистан (РУз) занимает третье (после Белоруссии и Казахстана) место, а во внешнеторговом обороте РУз Россия занимает первое место. В 2014 г. товарооборот между РУз и Россией вышел на докризисный уровень и составил 3,4 млрд долл. Существенно повысилась доля Российской Федерации во внешней торговле Узбекистана.

Во время визита президента России В. Путина в Узбекистан в декабре 2014 г. отмечалось, что потенциал для увеличения торгово-экономических отношений по широкому спектру вопросов, от поставок узбекской сельхозпродукции на российский рынок до возможного сотрудничества в военно-технической сфере достаточно велик. Подписано Соглашение об основных направлениях развития и углубления экономического сотрудничества на 2015-2019 гг.; достигнуты договоренности о создании зоны свободной торговли между ЕАЭС и Узбекистаном.

Важную роль в развитии двусторонних отношений играет подписанное соглашение об урегулировании взаимных финансовых требований и обязательств, согласно которому Россия списала Узбекистану долг в размере свыше 860 млн долл., что открывает новые возможности для наращивания торгово-экономических связей между двумя странами, в том числе для увеличения российского военно-тех-

2 - 2016

Российский внешнеэкономический вестник

61 Q

нического присутствия в Узбекистане, включая поставки на условиях частичного кредитования вооружений и современной военной техники в связи с серьезной угрозой для национальной безопасности, активизацией международного терроризма в Афганистане, Сирии и в воинствующим т.н. «Исламском государстве».

Внешнеэкономические отношения между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан формируются с учетом геостратегических и геополитических факторов. РУз, находясь в самом сердце Центральной Азии имеет благоприятное транспортно-географическое положение, граничит со всеми государствами ЦА (Казахстаном, Кыргызской Республикой, Таджикистаном и Туркменистаном) и несет особую ответственность за весь регион. Узбекистан обладает второй по величине, после Казахстана, экономикой региона, и это оказывает существенное влияние на интеграционные процессы и региональное экономическое сотрудничество в ЦА.

Несмотря на кризисные явления во многих странах постсоветского пространства экономика РУз развивается относительно стартовых позиций высокими темпами (среднегодовые темпы прироста составляют 7-8%). В стране обеспечена макроэкономическая стабильность, низкий государственный и внешний долг, равномерное распределение доходов, сбалансированность внутреннего и внешнего секторов экономики, энергетическая и продовольственная самообеспеченность; проводится умеренно жесткая денежно-кредитная политика, инфляция не превышает пороговые значения в 8%, золотовалютные резервы увеличились в 2010-2015 гг. более чем в шесть раз, происходят прогрессивные структурные сдвиги, выросла доля промышленности в ВВП, машиностроения - в промышленности, машино-технической продукции - в экспорте. Целая отрасль - автомобилестроение - была создана с нуля, стала конкурентоспособной и экспортирует половину производимой продукции.

В 2014 г. ВВП РУз более чем вдвое превысил уровень 1989 г. Объем ВВП по паритету покупательной способности за эти годы увеличился более чем в 3,5 раза - с 27 до 95 млрд долл. Из всех стран Восточной Европы и бывшего СССР только Туркменистан и Азербайджан смогли увеличить ВВП вдвое, но они - крупные экспортеры ресурсов, а Узбекистан таковым не является, хотя экспортирует газ и золото. В 2016 г. за счет всех источников финансирования в экономику будет инвестировано 17,3 млрд долл. капитальных вложений, 23,5% из которых - иностранные инвестиции, что показывает о растущем доверии иностранного капитала к развитию национального хозяйства Узбекистана1. Ключевыми факторами привлекательности страны для иностранных инвесторов являются: политическая ста-

1 Каримов И.А. Доклад Президента Республики Узбекистан на заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2015 году и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на 2016 год. http://www.norma.uz/raznoe/doklad

^ 62

Российский внешнеэкономический вестник

2 - 2016

бильность, устойчивый рост экономики, наличие квалифицированных молодых кадров, наиболее развитая в ЦА инфраструктура.

Россия и Узбекистан имеют многовековые исторические связи. В Узбекистане проживают свыше 31 млн человек. Население РУз увеличилось за 1990-2015 гг. на 11 млн человек. Узбекистан сохраняет статус государства с молодым населением, средний возраст которого составляет 26,9 лет. В Ташкенте функционируют филиалы ведущих российских ВУЗов, таких как Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Российский государственный университет нефти и газа им. И.Н. Губкина. Одной из крупнейших этнических групп в РУз являются русские (свыше 1,2 млн человек) и другие славянские народы - самая многочисленная община в Средней Азии. Они занимают важное место в общественной и производственной деятельности страны. В России также постоянно проживают более 500 тыс. узбеков. А с учетом трудовых мигрантов, по официальным данным Федеральной миграционной службы России, численность граждан Узбекистана, работающих в России, составляет более 2,2 млн человек2.

Узбекистан обладает богатыми природными ресурсами, квалифицированной рабочей силой, культурным разнообразием и выгодным стратегическим расположением, что служит мощным трамплином для развития экономики страны. Вместе с тем у РУз нет прямого выхода к морским портам, она находится на большом расстоянии от многих глобальных экономических центров. Эти факторы во многом определяют национальные интересы России в развитии стратегических и торгово-экономических отношений с Узбекистаном.

В условиях свободной конкуренции РУз участвует в международных договорах и создала три свободные экономические зоны, что позволяет активизировать процессы структурных преобразований, нацеленных на формирование экспорто-ориентированной экономики, росту прямых иностранных инвестиций, участию в мирохозяйственных связях и освоению новых рынков сбыта отечественной продукции. Динамика внешнеторговых связей Республики Узбекистан представлена в таблице 1.

Таблица 1

Основные показатели внешней торговли Республики Узбекистан3

Годы 2000 2003 2005 2008 2010 2013

Экспорт, млн долл. 3264,7 3725 5408,8 11572,9 13044,5 15087,2

Импорт, млн долл. 2947,4 2964,2 4091,3 7504,1 8799,7 13798,8

2 http://www.12news.uz/news/2014/09

3 Данные Госкомитета Республики Узбекистан по статистике за 2000-2013г.

2 - 2016

Российский внешнеэкономический вестник

63 ^

Годы 2000 2003 2005 2008 2010 2013

Торговый баланс, млн долл. 317,3 760,8 1317,5 4068,8 4244,8 1288,4

Доля централизованного экспорта, % 64.0 62.2 59,0 59,6 59,2 58,3

ВВП на душу населения, долл* 1419 1639 1952 2135 2995 3762

Примечание к таблице:

* База данных Всемирного Банка, индикатор «NY.GDP.PCAP.PP.CD»

Республика Узбекистан является суверенным, независимым государством, принимающим активное участие в ряде интеграционных объединениях - СНГ, ШОС, но дистанцируется от существенных политико-экономических обязательств. Являясь территорией противоречий, Республика Узбекистан сохраняет за собой возможность балансировать собственные интересы между глобальными игроками в Центральной Азии - Россия, Китай, США, ЕС, то усиливая, то ослабляя тот или иной вектор своей политики, привлекая к взаимовыгодному сотрудничеству международные финансовые институты, развитые государства и мировые интеграционные объединения (см. таблицу 2).

Как видно, наиболее крупным и стратегически важным внешнеторговым партнером Республики Узбекистан является Российская Федерация, хотя в последние годы усиливается роль Китая, всё более вытесняющего Россию. Тем не менее Россия является главным гарантом политической и экономической безопасности РУз и всей ЦА и должна сохранить ведущие позиции в экономических преобразованиях региона.

На начало 2015 г. на территории Узбекистана зарегистрированы 950 предприятий с участием российского капитала, в то время как на территории России функционируют 490 предприятий с участием узбекского капитала. За период 2000-2014 гг. в ходе реализации программ приватизации российскими инвесторами приобретены государственные объекты и пакеты акций более 20 предприятий на общую сумму свыше 25 млн долл. с принятием инвестиционных обязательств.

^ 64

Российский внешнеэкономический вестник

2 - 2016

Таблица 2

Торговля товарами между Республикой Узбекистан и глобальными экономическими центрами

Суммарный Суммарный Суммарный

Глобальный экспорт импорт товарооборот

экономический центр Период Млрд долларов США Отношение 2000е/1990е Млрд долларов США Отношение 2000е/1990е Млрд долларов США Отношение 2000е/1990е

1. Российская Федерация 1992-1999 4.00 2.7 4.77 3.6 8.77 3.2

2000-2012 10.82 17.21 28.04

2. Европейский Союз 1992-1999 9.63 3.3 13.95 3.3 21.68 3.6

2000-2012 31.53 46.31 77.84

Республика 3. Китай, Япония и Республика Корея 1992-1999 0.83 8.2 0.89 12.3 1.73 10.3

Узбекистан 2000-2012 6.83 11.01 17.85

4. Южная Азия 1992-1999 0.14 24.5 0.26 2.4 0.40 10.1

2000-2012 3.46 0.63 4.09

5. США 1992-1999 0.27 4.4 1.50 1.5 1.76 1.9

2000-2012 1.18 2.24 3.42

6. АСЕАН 1992-1999 0.24 1.3 0.09 5.3 0.33 2.4

2000-2012 0.31 0.48 0.80

Примечание к таблице:

АСЕАН - Ассоциация стран Юго-Восточной Азии.

Источник: Расчеты автора на основе базе данных UN Comtrade.

Узбекистан выстраивает сотрудничество с Россией исключительно на двусторонней основе. Осуществляются крупные инвестиционные проекты в нефтегазовую отрасль, включая проведение геологоразведочных работ и освоение на территории Узбекистана месторождений углеводородного сырья и его транспортировку. РУз поставляет в Россию природный газ, автомобили и текстиль (так, концерн «Газпром» закупает 13,5 млрд м3 газа в год). Инвестиционную деятельность осуществляют такие крупные российские компании как ОАО «Газпром», НК «Лукойл», «Союзнефтегаз», «Зарубежнефтегаз», «Транснефтегаз», «Стройтрансгаз» и другие. Только в 2014-2015 гг. «Лукойл» увеличил объем инвестиций в Узбекистан на 40% и инвестировал 520 млн долл. в реализацию двух СРП в Узбекистане общей стоимостью 4,3 млрд долл., участвует в проекте освоения группы газоконден-сатных месторождений «Кандым-Хаузак-Шады-Кунград», предусматривающее добычу природного газа в Бухаро-Хивинском регионе на юго-западе Узбекистана.

2 - 2016

Российский внешнеэкономический вестник

65 ^

До 2039 г. «Лукойл» вложит в Кандымский проект около 5 млрд долл. (дополнительно к уже вложенным инвестициям)4. Кроме российских нефтегазовых компаний, в РУз работают ряд крупных предприятий по производству текстильной и продовольственной продукции, строительных материалов и деревообработки.

В структуре узбекского экспорта основными группами товаров являются: хлопок-волокно, энергоносители, черные и цветные металлы. Основными группами товаров узбекского импорта являются: машины и оборудование, химическая продукция и изделия из нее, продовольственные товары, черные и цветные металлы. Положительным сдвигом в структуре узбекского экспорта в Россию стало заметное повышение в нем доли машин и оборудования. Однако основная часть доли экспорта в Россию приходится на легковые автомобили. В последние годы Chevrolet Cobalt и Матиз были самые продаваемые иномарки в России, из-за относительно низкой цены (примерно на 1,5 раза дешевле автомобилей такого класса).

Вместе с тем определенные риски, связанные с экспортом автомобилей в Россию, сохраняются. На российском рынке постоянно растет конкуренция со стороны собственных производителей, европейских, японских и корейских фирм, а в последние годы и Китая. Поэтому остро стоит вопрос о качестве и конкурентоспособности узбекских автомобилей. В целом необходимо существенно расширить номенклатуру экспорта машин и оборудования в Россию и диверсифицировать его структуру. Такая же проблема стоит в части экспорта природного газа, цветных и черных металлов, т.е. расширение их переработки на месте, углубление сотрудничества в части модернизации и технического перевооружения предприятий.

Низкими остаются доля в экспорте России химической продукции и пластмасс (2,8%) и услуг (16,5%), которые располагают значительным потенциалом для расширения. Это ввод в действие крупного содового завода в Кунграде, расширение объемов транспортировки узбекского и среднеазиатского газа через газотранспортную инфраструктуру Узбекистана, реализация инвестиционного проекта «Средняя Азия - Центр», освоение и обслуживание трансазиатской магистрали открывающей России и странам СНГ выход к Персидскому заливу, через Центральную Азию и Иран.

В экспорте продовольственных товаров в последние годы резко возрос экспорт свежих плодоовощных и бахчевых культур. Здесь с учетом внутреннего спроса должна быть оптимизирована структура экспорта продовольственных товаров. Приоритет должен быть отдан конкурентоспособным высококачественным свежим фруктам (виноград) и бахчевым (дыня), а также ранним овощам (капуста, помидоры и огурцы), где в условиях повышенной платежеспособности потребителей ценовой фактор по существу не играет особого значения. Следует также стимулировать участие российских инвесторов в углубленной переработке сельскохозяйственного сырья на месте, расширению мощностей хранения фруктов и овощей.

4 http://www.banki.ru/news/lenta/?id=7984641

^ 66

Российский внешнеэкономический вестник

2 - 2016

В целом расчет соотношения между стоимостью экспортируемых сырьевых товаров и продуктов более глубокой степени переработки по трем основным группам товаров узбекского экспорта в Россию (продовольственные товары, энергоносители, цветные металлы) показал низкую эффективность сырьевого экспорта. Так, за 2000-2014 гг. удельный вес необработанных и с низкой степенью переработки товаров возрос с 27,2% до 39,0%.5

Сложившаяся структура импорта также имеет ряд диспропорций. Значительный рост объемов импорта машин и оборудования из России (за 2000-2014 гг. более чем в 4 раза) в основном связаны с разведкой и освоением месторождений нефти и газа, продажей различных легковых и грузовых автомобилей, микроавтобусов и тракторов. По существу отсутствует импорт новых технологий и инновационной продукции. Риски связаны с ростом поставок цветных и черных металлов, а также импортом продовольственной группы товаров. Здесь остро стоит проблема оптимизации ассортимента поставляемой продукции с учетом возможности их производства за счет организации локализующих предприятий.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Все это свидетельствует о низкой эффективности предприятий с участием российского капитала. В таких важных отраслях экономики Узбекистана, как сельское хозяйство, транспорт и социальная сфера, участие инвесторов из России незначительна. При этом не задействован имеющийся потенциал и возможности в таких важных отраслях, как электроэнергетика и угольная промышленность, электронная и радиотехническая промышленность. Концентрация российских инвестиций только в двух стратегически важных отраслях экономики - нефтегазовом секторе и телекоммуникациях достигает 98%. Высокотехнологичные и наукоемкие отрасли включены лишь в незначительной степени. В свою очередь недостаточно развиты предприятия с участием узбекского капитала и на территории России. Они заняты в сфере реализации плодоовощной продукции, услуг туризма и гостиничного бизнеса, производства комплектующих и обслуживания произведенных в РУз автомобилей.

Количественный рост показателей торгово-экономических отношений между Узбекистаном и Россией недостаточно сбалансированы с качественными сдвигами в структуре экспорта и импорта основных товаров и услуг, а также не соответствует потенциалу двух стран. Продолжение снижения торговых барьеров и поэтапной либерализации внешнеэкономической деятельности в соответствии с международными правилами и нормами должно быть направлено в первую очередь на подъем экспортного потенциала республики в перспективе, формирование экспортоориентированной структуры экономики, осуществление эффективной инвестиционной политики с привлечением иностранных инвестиций в разработку

5 Правовые аспекты международного сотрудничества Республики Узбекистан. http:// www.12news.uz/news/2014/09

2 - 2016

Российский внешнеэкономический вестник

67 Q

и реализацию государственных стратегических программ и проектов, связанных с модернизацией традиционных и созданием новых отраслей и инновационных технологий, ориентированных на интеграцию страны не только в региональную интеграцию, но и в мировое хозяйство.

Ретроспективный анализ торгово-экономических отношений между Узбекистаном и Россией показал необходимость улучшения товарной структуры внешней торговли между ними, активизации инвестиционных процессов с учетом взаимных интересов. Это требует системной разработки и последовательной реализации внешнеторговой стратегии, включающей стимулирование диверсификации экспорта и импорта, привлечения инвестиций с учетом приоритетных направлений экономических реформ в Узбекистане.

Стратегическими ориентирами в развитии торгово-экономического сотрудничества Узбекистана и России являются:

□ В топливно-энергетической сфере должен быть прирост запасов нефти и газа за счет расширения геологоразведочных работ, обеспечение устойчивых объемов экспорта, развитие газотранспортной инфраструктуры, модернизации и обновления основных фондов. Крупные компании России при этом должны также применять активное участие в развитии социальной инфраструктуры в соответствующих регионах.

□ В газовой сфере следует расширить сотрудничество по углублению переработки газового конденсата.

В обеспечении энергетической безопасности страны немаловажную роль играет модернизация и расширение мощностей в электроэнергетике и угольной промышленности, где инвесторы из России почти не принимают участие. В электроэнергетике приоритетом выступает развитие нетрадиционных источников энергии, в частности энергии солнца и ветра. Определенный опыт и потенциал в этой области накоплен в российской НПП «Квант».

В угольной отрасли важным является реализация совместных проектов по модернизации и техническому перевооружению производства, в частности организация производства запасных частей, узлов и деталей горнотранспортного и горношахтного оборудования.

В развитие промышленности республики в целом - принятие масштабных программ модернизации и технического перевооружения (черная и цветная металлургия, химическая, текстильная, масложировая, автомобильная промышленность, промышленность строительных материалов). Следует развивать сотрудничество в реализации высокотехнологичных инвестиционных проектов в самолетостроении, транспортном машиностроении, радиоэлектронной промышленности и приборостроения. У российской стороны имеется потенциал по развитию глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС, микробиологии, химии лекарственных растений в Узбекистане.

^ 68

Российский внешнеэкономический вестник

2 - 2016

Обеспечение продовольственной безопасности и расширение экспорта во многом связано с участием российской стороны в реконструкции и техническом обновлении водохозяйственной инфраструктуры, в реализации программы мелиорации орошаемых земель, развитии ветеринарной службы, обеспечении потребности сельского хозяйства в машинах и оборудовании, запасных частей к ним, развитии агрохимии и защиты растений, строительстве хранилищ и специальных вагонов для транспортировки скоропортящихся плодов и овощей.

Большой эффект может быть получен от закупок передовой техники и технологий для отраслей, осуществляющих переработку сельскохозяйственного сырья и местных ресурсов. Необходимо сделать упор не столько на расширение импорта техники, сколько на улучшение его структуры в сторону повышения удельного веса высокопроизводительных новых видов машин и оборудования, их сопоставления с альтернативными поставками из других стран.

В области совершенствования структуры импорта необходимо повысить роль импорта в модернизации экономики, ослабив его потребительскую направленность, которая делает страну наиболее уязвимой с точки зрения экономической безопасности и сократить ввоз тех товаров, которые можно и нужно производить в Узбекистане на базе местных ресурсов и сырья.

Необходимо существенное расширение торговли по тем видам продукции (услуг), где Узбекистан имеет сравнительные конкурентные преимущества, занятие определенной доли российского рынка по наиболее перспективным видам промышленной продукции, диверсифицировать структуру импорта с учетом модернизации и технического перевооружения отраслей экономики, обеспечивая экономическую безопасность, соблюдая национальные интересы страны.

На основе анализа и обобщения официальных заявлений, статистических данных, материалов прессы нами сформулированы стратегические подходы в развитии внешнеэкономического сотрудничества Узбекистана и России: обеспечение политической и социальной стабильности, экономической безопасности, в том числе топливно-энергетической и продовольственной; использование геостратегического потенциала Узбекистана для защиты от различных угроз исходящих с юга, прежде всего Афганистана; сохранение статуса ведущей роли России как мировой и региональной сверхдержавы; беспрепятственный транзит через территорию Узбекистана в целях укрепления отношений с государствами ЦА, Китая, Индии, Ирана и Афганистана; решение межгосударственных проблем в ЦА в области водохозяйственной и транспортной инфраструктуры, реализации крупных инвестиционных проектов с учетом их социально-экономических последствий.

БИБЛИОГРАФИЯ:

Путин В. В. Новый интеграционный проект для Евразии — будущее, которое рождается сегодня // «Известия», 03.10.2011 г. (Putin V. V. Novyj integracionnyj proekt dlja Evrazii — budushhee, kotoroe rozhdaetsja segodnja // «Izvestija», 03.10.2011 g.)

2 - 2016

Российский внешнеэкономический вестник

69 Q

Каримов И.А. Доклад Президента Республики Узбекистан на заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2015 году и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на 2016 год. http:// www.norma.uz/raznoe/doklad (Karimov I.A. Doklad Prezidenta Respubliki Uzbekistan na zasedanii Kabineta Ministrov, posvjashhennom itogam social'no-jekonomicheskogo razvitija strany v 2015 godu i vazhnejshim prioritetnym napravlenijam jekonomicheskoj programmy na 2016 god)

Зиядуллаев Н.С. Формирование Евразийского экономического союза: риски и шансы в период турбулентности // Российский внешнеэкономический вестник, 2015, № 5, с.3-18 (Zijadullaev N.S. Formirovanie Evrazijskogo jekonomicheskogo sojuza: riski i shansy v period turbulentnosti // Rossijskij vneshnejekonomicheskij vestnik, 2015, № 5, s.3-18).

Зиядуллаев Н.С., Зиядуллаев УС., Кибардина Ю.С. Эффективность международной деятельности национальных банков //Российский внешнеэкономический вестник, 2013, № 8, с. 58-72 (Zijadullaev N.S., Zijadullaev U.S., Kibardina Ju.S. Jeffektivnost' mezhdunarodnoj dejatel'nosti nacional'nyh bankov //Rossijskij vneshnejekonomicheskij vestnik, 2013, № 8, s. 58-72)

Модернизация и экономическая безопасность России: Т. 6 /Под ред. член-корр. РАН В.А.Цветкова - М., СПб: Нестор-История, 2015 - 452 с. (Modernizacija i jekonomicheskaja bezopasnost' Rossii: T. 6 /Pod red. chlen-korr. RAN VA.Cvetkova - M., SPb: Nestor-Istorija, 2015 - 452 s.)

Мухаметшин Ф.М. Россия - Узбекистан: Стратегическое партнёрство и союзнические отношения в действии // Бизнес-вестник Востока.12 января 2007 (Muhametshin F.M. Rossija - Uzbekistan: Strategicheskoe partnjorstvo i sojuznicheskie otnoshenija v dejstvii // Biznes-vestnik Vostoka.12 janvarja 2007).

Узбекистан в цифрах: Стат. сб. // Ташкент: Госкомстат, 2015. 188 с. (Uzbekistan v cifrah: Stat. sb. // Tashkent: Goskomstat, 2015. 188 s.)

Официальный сайт пресс службы Президента Республики Узбекистан - www.press-service.uz (Oficial'nyj sajt press sluzhby Prezidenta Respubliki Uzbekistan)

Официальный сайт Министерство внешнеэкономических связей, инвестиции и торговли Республики Узбекистан - www.mfer.uz (Oficial'nyj sajt Ministerstvo vneshnejekonomicheskih svjazej, investicii i torgovli Respubliki Uzbekistan)

База данных Всемирного Банка, индикатор «NYGDP.PCAP.PP.CD» - http://databank. worldbank.org/data/home.aspx (Baza dannyh Vsemirnogo Banka, indikator)

^ 70

Российский внешнеэкономический вестник

2 - 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.