Джандубаев М. Р.
11.9. ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Джандубаев Махмуд Рамазанович, аспирант НОО ВПО (НП) «Кисловодский гуманитарно-технический институт».
Аннотация: в данной статье освещаются вопросы
определения приоритетных направлений развития социальной политики современной России на основе анализа существующих в развитых странах моделей социальной политики. Статья содержит сравнительный анализ рассматриваемых моделей, раскрывает особенности применяемых в мировой практике подходов к решению проблемы бедности. Автор, обобщая опыт борьбы с бедностью и дифференциацией доходов в зарубежных странах, СССР и современной России, обосновывает направления совершенствования социальной политики страны.
Ключевые слова: социальная справедливость,
социальная политика, социальные модели государства, бедность и неравенство доходов.
THE PRIORITIES OF SOCIAL POLICY DEVELOPMENT IN MODERN RUSSIA
Dzhandubaev Mahmud Ramazanovich post-graduate NOO VPO (NP) «Kislovodsk humanitarian and technical institute».
Annotation: the author of this article draws our attention to the problem of defining the priority directions of the social policy development in modern Russia, taking into consideration the analysis of the social policy models that can be found in the developed countries. The article proposes a comparative analysis of the given models and gives a wide coverage of the particular approaches used in the world’s practice to solving the problem of poverty. Summarizing the experience of foreign countries, the USSR and modern Russia in their struggle against poverty and incomes differentiation the author outlines the directions of improving the social policy of the country.
Keywords: social justice, social policy, social models of the state, poverty and incomes differentiation.
Основными приоритетами социальной политики в России в настоящее время остается стабилизация и повышение уровня жизни населения, сокращение масштабов бедности и размеров безработицы, недопущение задолженностей по заработной плате, пенсиям, осознается необходимость сглаживания дифференциации доходов во имя соблюдения принципа социальной справедливости.
Вместе с тем, до сих пор в науке нет единого мнения относительно понятия социальной справедливости. Основными подходами к пониманию сути социальной справедливости являются следующие:
1. Эгалитарный - предполагает, что в обществе не должно быть неравенства в распределении доходов (egalite фр.- равенство).
2. Роулсианский подход. По мнению основоположника данного подхода, современного американского философа Дж. Роулса, справедливой можно считать такую дифференциацию доходов, которая будет способствовать достижению более высокого общего уровня жизни беднейших слоев населения.
3. Утилитарный подход, основанный на учении И. Бентама, английского экономиста. Представители данного подхода считают, что государство должно стремиться к обеспечению наибольшего счастья для возможно большего количества членов общества. При этом они исходят из того, что функции полезности у разных людей различаются. Следовательно, получать большую часть общественного богатства должен тот, кто получит большую полезность. Максимизация же общественной полезности достигается при пропорциональном его распределении в соответствии с функциями полезности каждого члена общества.
4. Рыночный подход. Он основан на соответствии дохода владельца каждого фактора производства предельному продукту, полученному от его использования. Таким образом, значительная дифференциация доходов признается допустимой.
Социальная справедливость по общему определению -это степень равенства уровней жизни различных людей, классов и групп, предопределенная уровнем материального и духовного развития общества.
Проблема регулирования социальной дифференциации стоит как перед развитыми, так и перед странами с переходной экономикой, и в последнее время она становится острее. Для России данная проблема приобретает особую актуальность. Определение направлений развития социальной политики в нашей стране должно основываться на анализе существующих моделей социальной политики.
Центральное место в экономической науке занимает понятие «шведской модели смешанной экономики». В соответствии с данной моделью функция производства ложится на частные предприятия, а функция обеспечения достойного уровня жизни - на государство. Высокие расходы на социальную поддержку населения потребовали введения прогрессивной шкалы налогообложения, которая позволяет изымать в государственный бюджет значительную часть первичных доходов. В Швеции уровень налогов один из самых высоких в мире. Такая налоговая система способствует сглаживанию различий в уровне доходов, а также создает финансовую базу для различных трансфертных платежей и предоставления социальных услуг населению.
Вместе с тем, шведской модели присущи некоторые недостатки. Бесплатное предоставление различных социальных услуг и льгот порождает иждивенческое настроение среди некоторых групп населения. Кроме того, наличие большого количества выплат социального характера снижает стимулы к более эффективному труду.
Другой социальной моделью, распространенной в развитых странах, является модель «государства благосостояния». Концепция «государства
благосостояния» основана на предположении, что государство в силу отсутствия собственных интересов должно выступать посредником между различными социальными группами и действовать в интересах общества в целом. Впервые данная модель стала формироваться в Англии, которая начала проводить активную социальную политику, включающую развитие национальной системы здравоохранения, социального обеспечения, введение бесплатного образования и медицинской помощи для малоимущих и ряд других мер. Однако, и модель «государства благосостояния» имела существенный недостаток, который заключался в сохранении рыночного подхода в сфере производства и развитии нерыночных связей в сфере распределения и
Бизнес в законе
1 ’2013
потребления. Это требовало активного государственного вмешательства в социальную сферу. Наложение ограничений на вложение частного капитала в некоторые отрасли социальной сферы и неэффективное использование налогов вынудили большинство стран отказаться от концепции «государства благосостояния».
Следующей социальной моделью является концепция «социального рыночного хозяйства». Основной характеристикой социально- ориентированной рыночной экономики является социальная стабильность общества. Эффективность и устойчивость социальной рыночной экономики обеспечивается за счет дополнения конкурентных рыночных отношений государственным регулированием.
Говоря об оптимальной социально-экономической модели для России необходимо иметь в виду, что современная социальная политика требует достаточно сложного механизма и нельзя опираться только на одну экономическую модель. Этот механизм должен способствовать переходу людей из аутсайдерских групп в самореализующийся социальный сектор и включать элементы государственных социальных гарантий и поддержки.[1]
Социальные гарантии, распространяясь на все общество, должны обеспечивать равные стартовые условия для каждого члена общества. В России тяжелое экономическое положение ограничивает возможности государства лишь минимально допустимым набором пособий для отдельных категорий населения и мерами неотложной помощи попавшим в экстремальные ситуации.
Социальная поддержка отличается от социальных гарантий заявительным принципом их предоставления.[2] Для получения такой поддержки население должно предпринимать собственные усилия для поиска путей решения своих проблем, то есть помощь оказывается тем, кто на деле стремится преодолеть свои трудности, а не тем, кто полагается только на помощь государства.
Сокращение дифференциации доходов до ее оптимального уровня возможно за счет ограничения сверхдоходов и сокращения числа бедных. Меры по пресечению недобросовестных источников богатства, расширению сферы перераспределительных отношений должны сочетаться с мерами по сокращению масштабов бедности.
Борьба с бедностью и ее профилактика является важнейшей стратегической задачей социальной политики страны. В мировой практике выработано два подхода к решению данной проблемы.
Первый используется в развитых странах с высоким уровнем жизни и социальных гарантий, и предполагает обеспечение основных минимальных доходов (заработной платы и пенсий), соответствующих принятым в обществе стандартам потребления. Второй подход - система адресной социальной помощи тем, кто находится в худшем положении относительно других. В развитых странах она может применяться в качестве дополнительной для тех лиц, которые оказались в неблагоприятных жизненных условиях. Для развивающихся стран данный подход является основным, предполагая предоставление социальной помощи (денежной, продовольственной, лекарственной, коммунально-бытовой, образовательной и т.д.).
Для многих развитых стран характерно наличие системы профилактики бедности. Во Франции в основе такой системы лежит установление обязательной минимальной ставки заработной платы, которая систематически
индексируется. Кроме того, действует развитая система обязательного социального страхования,
обеспечивающая достойную пенсию, качественное медицинское обслуживание, пособия по безработице и т.д.
В США осуществляются программы борьбы с бедностью, охватывающие достаточно большую часть населения (15-20%). Критерием предоставления помощи является бедность и принадлежность к одной из субсидируемых групп населения (инвалиды, ветераны войны, семьи с маленькими детьми, граждане, чей доход ниже определенного уровня и т.д.). Формы помощи могут быть как денежные, так и натуральные (талоны на питание, медицинское обслуживание, жилищные льготы и другие социальные услуги).
В СССР основной упор при разработке методов борьбы с бедностью делался на макрорегуляторы, а не на индивидуальную адресную помощь. Такой подход предполагал сбалансированность низкой заработной платы и низких потребительских цен на продукты питания, лекарства, культурных и бытовых услуг. Индивидуальный подход применялся для некоторых групп населения (инвалидов, одиноких пожилых людей, детей-сирот и т.д.). Несмотря на то, что такой подход нельзя считать идеальным, он в целом соответствовал общемировому подходу, основанному на обеспечении прав человека в плане социальных гарантий.
В современных условиях борьба с бедностью признается обязанностью любой страны. Содержание и направленность программ борьбы с бедностью будет зависеть от выбранной стратегии. Стратегия эффективной борьбы с бедностью возможна только при росте производства и источников получения дохода (трудовой деятельности и предпринимательства).
Другой вариант - предоставление пособий для установленной группы лиц на основе прожиточного минимума. Однако такой подход может иметь дестимулирующий характер, связанный с тем, что индивид не будет работать, в то время, как он может получать пособие не работая.
Эффективная программа борьбы с бедностью, как представляется, должна содержать группу мер, сочетающую мероприятия, направленные на общее экономическое оздоровление и мероприятия по адресной социальной помощи.
При определении стратегии борьбы с бедностью следует проводить различия между понятиями «помощь бедным» и «борьба с бедностью». Первая связана с поддержкой тех, кто в данный момент в этом нуждается и предполагает выделение части национального дохода для адресной социальной помощи. Основными задачами здесь являются изыскание необходимых средств, а также наиболее дешевых и эффективных каналов распределения адресной социальной помощи.
Борьба с бедностью призвана решать более широкий круг задач. Кроме предоставления социальной помощи здесь необходимы меры по сокращению числа бедных и предупреждению его увеличения. Экономическая политика должна содержать социальную составляющую, направленную на обеспечение роста доходов населения на основе оживления производства. Кроме того, она должна предполагать наличие механизмов перераспределения дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения и профилактики бедности для категории лиц со средними доходами.
Критерием оценки правительственных программ должно быть увеличение доли реальной заработной платы в ВВП (в зарубежных странах она достигает 50-60%, в нашей
Джандубаев М. Р.
стране - около 30%). Труд производит доходы не только на собственное содержание, но и на содержание общества и государства. Важно сформировать
справедливые стоимость труда, потребительские цены, налоги, надлежащие стимулы. Совершенствование механизмов распределения и перераспределения
позволит успешные результаты труда направить на поддержку малообеспеченных слоев населения.
В развитых странах в социально-экономической политике упор делается на способы личной самозащиты, а не на государственную социальную помощь. Поощряется предоставление налоговых льгот на доходы,
обязательное социальное страхование, внутрифирменная социальная политика, расширение некоммерческого сектора общественных инициатив, участие граждан и бизнеса в благотворительности и т.д.
Осознание необходимости перестройки социальной политики привело к некоторым позитивным тенденциям в ее развитии за последние несколько лет. Современные программы социально-экономических реформ Правительства Российской Федерации нацелены на обеспечение последовательного повышения уровня жизни населения, снижение социального неравенства и сокращение масштабов бедности. В соответствии с реформами, экономическая база преодоления бедности должна формироваться на основе экономического роста, развития производственного потенциала экономики, укрепления финансовой и бюджетной системы, развития межбюджетных отношений. В рамках совершенствования политики доходов населения стратегической задачей государства является существенное повышение уровня заработной платы, пенсий, социальных пособий.
В России региональные различия по уровню ВРП на душу населения детерминируют примерно половину региональных различий по уровню бедности и нормальному неравенству, вторая половина таких различий объясняется механизмом распределения дохода.
С общей точки зрения проблема снижения бедности и сокращения неравенства доходов, таким образом, также имеет два аспекта: первый связан с социальной политикой и механизмами распределения дохода, второй - с мерами общеэкономического характера, т. е. с эффективностью экономики.
Исследования российских ученых подтверждают, что проблема снижения бедности и сокращения неравенства доходов не может быть решена только за счет повышения объема социальных трансфертов, а, следовательно, за счет повышения налогов.[3] Необходима диверсифицированная политика снижения бедности, предполагающая такое распределение общего прироста доходов по различным источникам доходов, при котором необходимый прирост доходов за счет всех источников буде относительно небольшим. Такая политика представляется более справедливой, позволяя расширить возможности бедных слоев населения получать доход за счет своей экономической активности. Эта политика, прежде всего, должна быть направлена на реализацию системы мер, предполагающих повышение доходов за счет оплаты труда, предпринимательской деятельности, собственности прочих источников. Повышение же социальных трансфертов за счет роста сбора налогов, обусловленное ростом заработков населения должно стать дополнением такой политики.
Таким образом, эффективность политики снижения масштабов бедности и сокращения неравенства доходов
будет определяться сочетанием мер общеэкономического характера и социальной политики государства. Мероприятия по снижению бедности в свою очередь позволят повысить потребительский спрос, что даст толчок для роста производства и дальнейшего роста спроса. Это в свою очередь будет способствовать повышению сбора налогов для увеличения объемов социальных трансфертов. Следовательно, эффективность экономики и справедливость распределения доходов не противоречат друг другу, если справедливость понимать как равновесие неравенства в условиях устойчивого экономического роста.
Список литературы:
1. Микульский К.И. Социально-ориентированная экономика - выбор России// Общество и экономика.-1997.-№1-2.- с.13
2. Айзинова И.М. Социальные гарантии: методологический аспект// проблемы прогнозирования.-1995.-№1.-с.104
3. Шевяков А., Кирута А. Измерение экономического неравенства.-Лето.-2002.-с.320
Reference list:
1. Mikulsky K. I. Social-oriented economy is the choice of Russia. - Society and economy, 1997.-№1-2.- p.13
2. Aizinova I. M. Social guarantees: methodological aspect// problems of forecasting .-1995.-№1 .-p.104
3. Shevyakov A., Kiruta A. Measuring of economic inequality. - “Leto”.-2002.-p.320
РЕЦЕНЗИЯ
на статью Джандубаева М. Р. «Приоритеты развития
социальной политики в России в современных условиях»
Статья Джандубаева М. Р. посвящена определению и обоснованию основных направлений развития социальной политики государства, ориентированной на сокращение масштабов бедности и сглаживание высокого уровня неравенства доходов в обществе.
Актуальность данной статьи не вызывает сомнения, поскольку совершенствование социальной политики в соответствии с принципами социальной справедливости признается одной из приоритетных задач современного государства.
Автор, опираясь на опыт зарубежных стран и результаты исследований отечественных ученых, справедливо заключает, что политика снижения бедности и сокращения дифференциации доходов должна сочетать меры, связанные с социальной политикой и механизмами распределения и перераспределения доходов, а также меры общеэкономического характера, направленные на повышение эффективности экономики.
Научная статья «Приоритеты развития социальной политики в России в современных условиях» Джандубаева М. Р. соответствует всем требованиям, предъявляемым к работам такого рода. Данная статья может быть рекомендована к публикации.
К.э.н., зав. кафедрой бухучета
анализа и аудита КГТИ
М. Д. Курданов