Приоритеты России
ПРИОРИТЕТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ
Г. П. БУТКО, доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента и внешнеэкономической деятельности предприятия
E-mail: [email protected] Уральский государственный лесотехнический университет
Термин «инновация» стал активно использоваться в переходной экономике России как самостоятельно, так и для обозначения ряда родственных понятий: «инновационная деятельность», «инновационный процесс», «инновационное решение» и т. п. Для уточнения понятия «инновации» автором рассмотрены различные взгляды на ее сущность.
Ключевые слова: инновация, инновационная деятельность, инновационный процесс, инновационное решение, инновационный менеджмент, стратегический менеджмент.
В мировой экономической литературе «инновация» интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса (НТП) в реальный процесс, воплощающийся в новых продуктах и технологиях. Проблематика нововведений в нашей стране на протяжении многих лет разрабатывалась в рамках экономических исследований НТП.
В литературе можно найти множество определений понятия «инновация». Например, по признаку содержания или внутренней структуры выделяют инновации технические, экономические, организационные, управленческие и др. Выделяются такие признаки, как масштаб инноваций (глобальные и локальные); параметры жизненного цикла (выделение и анализ всех стадий и
подстадий); закономерности процесса внедрения и т. п. Различные авторы, в основном зарубежные (Н. Мончев, И. Перлаки, В. Д. Хартман, Э. Мэнс-филд, Р. Фостер, Б. Твист, И. Шумпетер, Э. Роджерс и др.), трактуют это понятие по-своему, в зависимости от объекта и предмета исследования.
Совершенствование инновационных экономических систем определяет возрастающую потребность в нововведениях и, как правило, требует совершенствования инструментария оценки и регулирования инновационных процессов, разработки новых методов управления деятельностью бизнес-структур.
На современном этапе решение проблемы эффективного использования инновационных инструментов в отраслях лесного сектора особенно актуально в связи с вступлением в силу с 2007 г. нового Лесного кодекса РФ.
Кардинальные изменения в этой сфере, вызванные пересмотром лесного законодательства, стимулируют лесохозяйственные предприятия и лесопромышленников к более глубокой переработке древесного и недревесного сырья, внедрению инновационных технологий в деревянном домостроении, производстве биотоплива, повышению эффективности рекреационного и защитного лесопользования.
Реформы лесного хозяйства не будут успешными, если они одновременно не охватят всех отраслей лесного сектора. Безусловно, изначально необходима оптимизация инфраструктуры всего лесного сектора (транспортной, перерабатывающей, природоохранной и т.д.). Это касается интенсификации охраны лесов и организации устойчивого лесопользования. Требуется расширение работ по строительству лесных дорог.
По данным статистики, на 01.01.2008 общая площадь земель лесного фонда РФ составила 1 179 млн га. В зависимости от наличия лесного покрова и функционального назначения земли лесного фонда делятся на две категории: лесные и нелесные. На долю лесных земель приходится 883 млн га.
В условиях мирового экономического кризиса чрезвычайно актуальной является выработка эффективных управленческих решений, способствующих адаптации производственного потенциала отраслей промышленности к финансовой неустойчивости.
Лесной сектор экономики России также предъявляет к ученым и специалистам этой сферы запросы и требования по совершенствованию имеющихся инструментов и методов хозяйствования, разработке новых механизмов управления для адекватного поведения этого многоотраслевого комплекса в турбулентной рыночной среде. Причем для многолесных, лесоизбыточных регионов РФ, где проживает значительная часть населения, необходимы специфические меры и механизмы решения проблем, вызванных мировым финансовым кризисом.
Как правило, для лесодефицитных регионов страны, где плотность населения особенно высока, решение этой проблемы немыслимо без верховенства интересов людей, инновационного изменения характера их труда, социальной ответственности бизнеса.
В лесодефицитных районах лесопромышленная деятельность малоприбыльна или просто убыточна. Поэтому необходимы поиск и использование внутренних экономических ресурсов, максимальное освоение лесосырьевого потенциала для повышения эффективности лесозаготовок, лесопиления и деревообработки. Альтернативой является создание малых форм хозяйствования, повышение результативности управленческих решений для более полного использования ограниченных ресурсов. Это важно для ориентации на выпуск высокотехнологичных видов продукции.
Совершенствование инструментария и методов управления инновационной деятельностью малого и среднего предпринимательства на основе создания территориально-производственных лесных кластеров с учетом рационального использования природно-ресурсной базы лесного хозяйства представляет собой новое направление в исследованиях инновационной проблематики. Ее гносеологическими истоками являются экономическая теория, рассматривающая взаимосвязь ресурсных (инновация как элемент) и результативных параметров экономического развития: теории накопления, воспроизводства, экономического роста, экономической динамики. Несмотря на повышенный интерес к оценке состояния инновационных процессов, демонстрируемый наличием различных методик, основные инструменты управления инновационной деятельностью малого предпринимательства в отраслях лесного сектора в регионах являются недостаточно разработанными.
Сегодня более половины всех лесов Российской Федерации произрастает на вечномерзлотных почвах (Сибирь и Дальний Восток). Это обусловливает их низкую продуктивность. В конечном итоге интерес для лесопользования представляет только 45 % площади всех лесов на севере европейской части России и вдоль Транссибирской магистрали.
Общий запас древесины в РФ составляет 82 млрд м3, в том числе спелых и перестойных насаждений — 44 млрд м3. На долю ценных хвойных пород приходится более 70%. По стране средний запас древесины на 1 га в спелых и перестойных насаждениях без кустарников составляет 132 м3. В лесах, пригодных для эксплуатации, — 162 м3. В 2007 г. в лесном фонде Российской Федерации рубками главного лесопользования было заготовлено 130,9 млн м3древесины, в том числе 115,8 млнм3 — в лесах, находящихся в ведении Рослесхоза. Ежегодная расчетная лесосека в 2007 г. в целом по России составила 571 млн м3.
Хотя объем заготовки древесины за последние 10 лет возрос в среднем на 25 %, фактически вырубается около 20 % расчетной лесосеки. Наряду с падением объемов производства лесоперерабатывающих отраслей, продолжающейся структурной перестройкой лесного сектора, в отрасли происходит географическое перемещение объемов производства в регионы с наиболее высоким уровнем потребления лесных материалов и приближенных в транспортном отношении к зарубежным рынкам сбыта. Для развития лесопользования приоритетными становятся северо-западные, северные, цен-
тральные и западные районы европейской части страны, где использование расчетной лесосеки значительно выше, чем в других регионах.
Целью инновационного менеджмента является создание новых продуктов (услуг), которые являются основой производственной деятельности лесного предприятия в настоящем и будущем. При выборе и реализации инновационных проектов учитываются производственные традиции, внутренняя организация, инфраструктура, технологический уровень, кадровый потенциал и т. д.
Нововведения, а тем более инновации, тесно связаны и взаимно определяют стратегический менеджмент лесного предприятия. Стратегия превращается в реальность только в результате разработки конкретного продукта или процесса. Затраты на инновационные проекты — это вложения в будущее, однако они связаны с высокой неопределенностью и риском. Сфера инноваций непосредственно связана как с менеджментом, так и с маркетингом лесного предприятия, причем эта связь двусторонняя. Подразделения сферы инноваций опираются в своей деятельности на маркетинговые исследования запросов потребителей и состояния рыночной среды. С другой стороны, отслеживание тенденций научно-технического процесса, прогнозирование и разработка новых продуктов требуют со стороны подразделений сферы инноваций постановки задач маркетинговым службам по проведению соответствующей оценки рыночного потенциалановыхизделий [1—3, 5, 6].
Изложенное дает основание заключить, что в большинстве случаев управление инновациями (прогнозирование, планирование, оценка проектов, организация и комплексное управление, контроль за реализацией инновационных проектов) — стратегически более важная задача, чем собственно исполнение инноваций. Важнее определить правильное направление движения, чем сосредоточиться на конкретных шагах в этом направлении.
Таким образом, инновации и управление ими (инновационный менеджмент) тесно связаны с теорией и практикой общего менеджмента лесного предприятия, маркетингом, производственным менеджментом, логистикой, стратегическим менеджментом, финансовым менеджментом предприятия. Решение управленческих проблем требует сосредоточения внимания на мелочах, деталях, характеризующих эти проблемы, и инструментах их решения. Как правило, внимание отдельных руководителей концентрируется на ограниченном
круге узких проблем, и трудно объединить их работу всеобъемлющим планом. Это обстоятельство и привело к формированию концепции стратегического менеджмента [1—5,7].
Однако сфера инноваций при всех разносторонних связях с другими сферами деятельности относительно обособлена в любой организации. Это связано с неопределенностью процесса инноваций, спецификой деятельности в сфере инноваций, потребностью в новых идеях.
В связи с этим в инновационном менеджменте принято опираться на следующие главные положения:
• технические и научные инновации — решающее условие выживания и роста большинства предприятий лесной отрасли;
• ресурсы, выделенные на инновацию, оправданны лишь в той мере, в какой они приводят кдостижению цели;
• требуется проводить системный анализ выполненных инноваций, чтобы выявить факторы, приводящие к успеху;
• для успешного претворения в жизнь стратегии инновационного менеджмента необходимо разработать концепции инновационного развития лесного сектора, что повысит качество принимаемых решений и обеспечит повышение эффективности инвестиций в лесной сектор.
Концепция инновационного развития лесного сектора лесодефицитных регионов Российской Федерации является неотъемлемой частью общероссийской национальной лесной политики и общероссийской системы инновационного развития лесного сектора экономики.
Концепция направлена на реализацию утвержденных Президентом РФ стратегических национальных приоритетов и программ — повышение качества жизни граждан России; повышение уровня социально-экономического развития регионов; развитие науки, образования, культуры; обеспечение продовольственной безопасности и обороны страны.
Генеральной целью инновационного развития лесного сектора экономики, например Краснодарского края, является устойчивое, стабильное обеспечение населения и предпринимательских структур древесным и недревесным сырьем, защитными и рекреационными услугами, экологическое равновесие и сохранение биоразнообразия.
Взаимосогласованной с генеральной целью, важнейшей приоритетной задачей Концепции
является формирование благоприятных макроэкономических условий в Краснодарском крае для развития предпринимательской инициативы и перехода к инновационной экономике.
В целях преодоления лесосырьевой зависимости и снижения до минимума завозимого в регион древесного сырья, обеспечения стабильного экономического роста необходимо:
• вовлечение в хозяйственный оборот результатов научных исследований и прикладных разработок, интеллектуальной собственности;
• результатов инноваций, конкурентоспособных на внутреннем и мировом рынках лесных товаров;
• консолидация ученых, специалистов и предпринимателей лесного сектора экономики, а также концентрация ресурсов и усилий органов управления, организаций научно-технической сферы и бизнеса;
• освоение приемов массового выпуска лесных товаров глубокой переработки с высокой добавленной стоимостью.
Для достижения поставленной цели необходимо решить главную задачу — сформировать на региональном уровне самодостаточную, целостную инновационную систему, способную к воспроизводству и саморазвитию.
Стержнем инновационного развития лесного сектора лесодефицитных регионов Российской Федерации является формирование механизма, сбалансированного в неразрывной системе использования и воспроизводства многообразных лесных ресурсов, что обеспечит согласованное движение по следующим стратегическим направлениям:
• целевое финансирование из федерального и регионального бюджетов научно-исследовательских коллективов и их инфраструктуры, обеспечивающее достижение стратегических национальных и региональных приоритетов в лесном секторе экономики;
• бюджетное финансирование на конкурсной основе инновационных проектов, направленных на повышение эффективности функционирования и регулирование устойчивого развития лесного сектора экономики лесодефицитных регионов;
• налоговое стимулирование инновационной деятельности в сфере науки и высоких технологий;
• создание наместахблагоприятныхусловий, способствующих развитию и реализации творчества научно-исследовательских институтов, школ
предпринимательства в инновационной сфере для повышения уровня инвестиционной привлекательности лесного сектора экономики;
• обеспечение условий рационального сочетания рыночных подходов к реализации инновационных проектов и программ с государственной поддержкой, в том числе на основе контрактной системы госзаказа.
Структура целостной системы инновационного развития лесного сектора экономики региона включает в себя следующие элементы:
• инновационную инфраструктуру (инжиниринговые и консалтинговые фирмы, бизнес-центр трансферта технологий, информационно-телекоммуникационные сети, бизнес-инкубаторы и технопарки, интеллектуальная биржа, региональный центр метрологических разработок, технологического и инструментального производства, венчурного предпринимательства, инвестиционно-финансовые структуры);
• подсистему нормативно-правового обеспечения инновационного развития лесного сектора экономики;
• подсистему обоснования и выбора приоритетных направлений формирования и отбора для реализации инновационных проектов регионального и местного значения;
• подсистему долгосрочного прогнозирования, стратегического планирования и управления инвестиционным развитием лесного сектора экономики;
• региональный центр информационно-аналитической деятельности и маркетинговых исследований конъюнктуры рынка лесной продукции;
• центр межрегионального и международного сотрудничества в сфере инновационно активных лесопромышленных производств и лесного хозяйства;
• инновационный научно-образовательный центр на основе стратегического партнерства образовательных учреждений, проектных и исследовательских организаций, учреждений для подготовки и переподготовки специалистов в области инновационного развития лесного сектора экономики.
Концепция, основанная на Конституции и Лесном кодексе РФ, призвана определять важнейшие направления лесной политики, проводимой Рослесхозом и Минсельхозом России в отношении эффективного и неистощительного лесопользования в интересах населения, бизнеса, сельских
товаропроизводителей, атакже охраны, защиты и расширенного воспроизводства лесов.
Как известно, лесное хозяйство является базовой отраслью всего лесного сектора экономики России. Практическая реализация концепции устойчивого управления лесами, основные положения которой определены Конференцией ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.), документами Хельсинского и Монреальского процессов, требует не только сохранения для будущих поколений имеющихся лесных ресурсов, но и улучшения их состояния.
Разработанная в бывшей Федеральной службе лесного хозяйства РФ «Стратегия устойчивого развития лесного хозяйства» направлена на реализацию Указа Президента РФ от 01.04.1996 № 440, утвердившего «Концепцию перехода Российской Федерации к устойчивому развитию», и постановления Правительства РФ от 08.05.1996 № 559, определившего задачу — разработать национальную программу устойчивого развития.
По этой концепции была разработана государственная стратегия устойчивого развития Российской Федерации. Основной стратегической целью является продолжение экономического роста в стране и коренное улучшение окружающей среды.
В качестве первого этапа реализации стратегии была разработана среднесрочная программа Правительства РФ «Структурная перестройка и экономический рост в 1997—2005 гг.», принятая 26.02.1998.
Программой предусмотрены следующие основные направления по осуществлению стратегической экологической политики:
• совершенствование природоохранительного законодательства, системы экологических ограничений и регламентации режимов природопользования;
• совершенствование экономического механизма охраны окружающей природной среды;
• достижение нормативного качества окружающей природной среды посредством ужесточения экологических норм и правил требований к природопользователям;
• государственная поддержка модернизации действующих производств при переходе на малоотходные, безотходные и ресурсосберегающие технологии;
• лицензирование отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды. Эти направления экологической политики
весьма актуальны и могут быть использованы
применительно к лесному хозяйству Минсельхоза и Минприроды России.
Переход лесного сектора России на модель устойчивого развития возможен лишь на основе учета интересов регионов и Российской Федерации в целом, сбалансированности интересов различных групп населения, отраслей лесного комплекса и органов управления лесами по использованию лесных ресурсов конкретного региона.
Необходимость разработки самостоятельной концепции инновационного развития лесного сектора Краснодарского края является весьма актуальной. Стратегическая цель такой концепции заключается в выработке основных принципов и приоритетных направлений перехода лесного сектора экономики региона на модель инновационного развития и эффективного управления.
Для достижения этой цели тактические действия на региональном уровне будут ориентированы на:
• разработку конструктивной модели поведения всех партнеров по лесному сектору, ориентированной на созидательные действия путем поиска компромиссов при выработке взаимовыгодных вариантов партнерства (хозяйственной деятельности);
• создание правовой базы, обеспечивающей такое распределение прав собственности, при котором каждый лесной ресурс имеет своего собственника, права собственности являются объектом законодательной защиты и имеют высокие приоритеты в системе общественных ценностей;
• реализацию принципа экологизации хозяйственной деятельности отраслей лесного сектора в процессе инновационного развития и решения социально-экономических проблем региона.
Совершенствование государственной политики в области охраны окружающей среды и природопользования является стимулом для развития положений Лесного кодекса РФ. Проект концепции государственной политики в сфере воспроизводства, использования и охраны природных ресурсов разработан Минприроды России с участием Минпромнауки России, РАН, Минэкономразвития России, Минсельхоза России, других министерств и ведомств. Концепция излагает систему стратегических и тактических целей и задач, достижение которых осуществляется посредством реализации средне- и долгосрочных программ по гарантированному обеспечению страны природны-
ми ресурсами, защиты ее военной и экономической безопасности с учетом международных требований устойчивого развития.
Стратегической целью государственной политики Российской Федерации в области воспроизводства, использования и охраны природных ресурсов определено создание правовых, экономических, социальных и иных отношений, необходимых для обеспечения нынешнего и будущих поколений ресурсами, качества жизни и устойчивого развития страны.
Все общественные теории управления (менеджмента) уделяют особое внимание трем взаимосвязанным моментам — миссии как предназначению легитимных человеческих сообществ, стратегии как деятельности, ориентирующей такие сообщества на устойчивое развитие в перспективе, организацию как структуру, объединяющую функции власти, принятие решений по целям, а также функцию текущего и стратегического управления. Общеизвестно, что миссия организации определяет стратегию, а стратегия определяет организационную структуру.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алешин М.И., Морозов Ю.П. Управление технологическими инновациями в условиях рыночных отношений. Н. Новгород: Изд-во Нижегородского университета, 1995.
2. Бутко Г. П. Стратегия обеспечения конкурентоспособности предприятий лесного комплекса. Екатеринбург: УГЛТУ, 2003.
3. Бутко Г. П. Основы инновационного менеджмента. Екатеринбург: УГЛТУ, 2006.
4. Динамика развития малого предпринимательства в регионах России. М.: Рабочий центр экономических реформ при Правительстве РФ, Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства, 2005.
5. Крылов Э. И., Журавкова И. В. Анализ эффективности инвестиционной и инновационной деятельности предприятия. М.: Финансы и статистика, 2001.
6. Лесной кодекс РФ. Комментарии. М.: ВНИИЛМ, 2007.
7. Beqq Devidand a. Economics. London: Mc. Grow. Hill Bock Company. 2007.