УДК 630.64 ББК 65.341.55 Б 98
Е.А. Бюллер
Кандидат экономических наук, доцент кафедры управления персоналом Адыгейского
государственного университета, г. Майкоп. Тел.: (928) 472 68 39, е-mail:
bullerea@mail. ru.
Инновационное развитие лесного сектора лесодефицитного региона
(Рецензирована)
Аннотация. В статье рассмотрены вопросы и положения концепции инновационного развития лесного сектора экономики лесодефицитных регионов, в основе которой механизм регулирования устойчивого развития лесного сектора.
Ключевые слова: инновация; инновационный менеджмент; управление
инновациями; лесной сектор; лесопользование; лесодефицитный регион.
Е.А. Byuller
Candidate of Economics, Associate Professor of Resource Management Department,
Adyghe State University, Maikop. Ph.: (928) 472 68 39, е-mail: [email protected].
Innovative development of the forest sector in the forest-deficient region
Abstract. The paper discusses the problems and articles of conception for innovative development of forest sector of economy in the forest-deficient regions. This conception is based on the regulation mechanism of sustainable development of the forest sector.
Keywords: innovation, innovative management; the management of innovations; forest sector; forest management; forest-deficient region.
Задача инновационного менеджмента - создание новых продуктов (или услуг), которые являются основой производственной деятельности лесного предприятия в настоящем и будущем. При выборе и реализации инновационных проектов естественно учитывается производственная культура, традиции, внутренняя организация, инфраструктура, технологический уровень, кадровый потенциал и т.д.
Не менее важным обстоятельством является то, что инновации как деятельность, обращенная в будущее, тесно связаны и взаимно определяют стратегический менеджмент лесного предприятия. Стратегия превращается в реальность только в результате разработки конкретного продукта или процесса. Затраты на инновационные проекты - это вложения в будущее, однако они связаны с высокой неопределенностью и риском.
Инновационная деятельность (НИОКР и внедрение их результатов в производство) является одной из основных сфер деятельности любого лесного предприятия. Сфера инноваций непосредственно связана как с менеджментом, так и с маркетингом лесного предприятия, причем эта связь двухсторонняя. Подразделения сферы инноваций опираются в своей деятельности на маркетинговые исследования запросов потребителей и состояния рыночной среды. С другой стороны, отслеживание тенденций научно-технического прогресса, прогнозирование и разработка новых продуктов требуют со стороны подразделений сферы инновации при постановке задач маркетинговым службам по проведению соответствующей оценки рыночного потенциала новых изделий.
Всё изложенное дает основание заключить, что в большинстве случаев управление инновациями (прогнозирование, планирование, оценка проектов, организация и комплексное управление, контроль над реализацией инновационных проектов) - стратегически более
важная задача, чем собственно исполнение инноваций (важнее определить правильное направление движения, чем сосредоточиться на конкретных шагах в этом направлении) [1].
Таким образом, инновации и управление ими (инновационный менеджмент) тесно связаны с теорией и практикой общего менеджмента лесного предприятия, маркетингом, производственным менеджментом, финансовым менеджментом предприятия. Решение управленческих проблем требует сосредоточения внимания на мелочах, деталях, характеризующих эти проблемы, и инструментах их решения. Как правило, внимание руководителей отдельных лесных предприятий концентрируется на ограниченном круге узких проблем, и трудно объединить их работу всеобъемлющим планом. Это обстоятельство и привело к формированию концепции стратегического менеджмента.
Однако сфера инноваций при всех разносторонних связях с другими сферами деятельности относительно обособлена в любой организации. Это связано с неопределенностью процесса инноваций, спецификой деятельности в сфере инноваций, потребностью в новых идеях.
В то же время существует определенный «управленческий разрыв» в понимании позиции, мотивации руководителей инновациями и других руководителей лесного предприятия, поэтому для менеджеров всех уровней важно выяснить роли и методы инноваций, особенности управления этой сферой деятельности. В частности, это проблемы:
- маркетингового подхода к инновациям;
- стратегии инноваций как части общей стратегии предприятия;
- отбора и оценки проектов;
- финансового управления инновациями;
- планирования и управления программами инноваций;
- организации и выполнения инноваций;
- научно-технической подготовки производства новых изделий;
- роли инноваций в обеспечении качества и надежности изделий [2].
Устойчивое управление лесами Российской Федерации предполагает обеспечивать одновременное увеличение и продуктивности, и устойчивости лесов как экосистем [3].
Концепция инновационного развития лесного сектора лесодефицитных регионов Российской Федерации является неотъемлемой частью общероссийской национальной лесной политики (НЛП) и общероссийской системы инновационного развития лесного сектора экономики.
Генеральной целью инновационного развития лесного сектора является устойчивое, стабильное обеспечение населения и предпринимательских структур древесным и недревесным сырьем, защитными и рекреационными услугами, экологическое равновесие и сохранение биоразнообразия [4].
Важнейшей приоритетной задачей развития лесного сектора является формирование благоприятных макроэкономических условий в регионе для развития предпринимательской инициативы и перехода к инновационной экономике.
Для достижения поставленной цели необходимо решить главную задачу -сформировать на региональном уровне самодостаточную, целостную инновационную систему, способную к воспроизводству и саморазвитию.
Генеральным принципом инновационного развития лесодефицитного региона является формирование механизма, сбалансированного в неразрывной системе использования и воспроизводства многообразных лесных ресурсов, который обеспечивает взаимосогласованное движение по следующим направлениям:
- целевое финансирование из федерального и регионального бюджетов научноисследовательских коллективов и их инфраструктуры, обеспечивающих достижение стратегических национальных и региональных приоритетов в лесном секторе экономики;
- бюджетное финансирование на конкурсной основе инновационных проектов, направленных на повышение эффективности функционирования и регулирование устойчивого развития лесного сектора экономики лесодефицитных регионов;
- налоговое стимулирование инновационной деятельности в сфере науки и высоких технологий;
- создание на местах благоприятных условий, способствующих развитию и реализации творчества научно-исследовательских институтов и школ предпринимательства в инновационной сфере, для повышения уровня инвестиционной привлекательности лесного сектора экономики;
- обеспечение условий рационального сочетания рыночных подходов к реализации инновационных проектов и программ с государственной поддержкой, в том числе на основе контрактной системы госзаказа [2].
Структура целостной системы инновационного развития лесного сектора экономики включает в себя следующие элементы:
- инновационную инфраструктуру в составе инжиниринговых и консалтинговых фирм, информационно-телекоммуникационные сети, технопарки, а также региональные центры метрологических разработок, венчурного предпринимательства, инвестиционнофинансовые структуры;
- подсистему нормативно-правового обеспечения инновационного развития лесного сектора экономики;
- подсистему долгосрочного прогнозирования, стратегического планирования и управления инвестиционным развитием лесного сектора экономики;
- региональный центр информационно-аналитической деятельности и маркетинговых исследований конъюнктуры рынка лесной продукции;
- инновационный научно-образовательный центр на основе стратегического партнерства образовательных учреждений, проектных и исследовательских организаций, учреждений для подготовки и переподготовки специалистов в области инновационного развития лесного сектора [2].
Стратегическая цель концепции инновационного заключается в выработке основных принципов и приоритетных направлений перехода лесного сектора на модель инновационного развития и эффективного управления.
Тактические действия всех работников лесного сектора экономики на региональном уровне для достижения этой цели будут ориентированы следующим образом:
- на разработку конструктивной модели поведения всех партнеров по лесному сектору, ориентированной на созидательные действия путем поиска компромиссов по выработке взаимовыгодных вариантов партнерства;
- на создание правовой базы, обеспечивающей такое распределение прав собственности, при котором каждый лесной ресурс имеет своего собственника;
- на реализацию принципа экологизации хозяйственной деятельности отраслей лесного сектора в процессе инновационного развития региона.
Необходимо исходить из того, что особо охраняемые территории леса особого статуса не могут решить всех проблем сохранения лесных экосистем и биоразнообразия в них. В условиях России главную роль в охране биоразнообразия может играть лишь рациональная система регулирования природопользования, включающая подсистему регулирования лесопользования всех видов (сырьевого, рекреационного и защитного). В задаче устойчивого управления лесами главной компонентой является экономичный механизм и проблема финансирования воспроизводства используемых ресурсов.
Организация ведения лесного хозяйства, опирающаяся на новый Лесной кодекс Российской Федерации, ориентирует всех участников лесных отношений на применение правовых основ рационального использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, повышения их экологического и ресурсного потенциала.
Лесной кодекс Российской Федерации создал достаточно надежную юридическую базу экономического регулирования лесопользования, выступающего стратегическим стержнем защиты лесных экосистем и их биоразнообразия [3].
Что касается инновационного развития лесозаготовительной промышленности и
лесоперерабатывающих отраслей лесного сектора, то здесь четко просматриваются три приоритетных направления инновационной лесной политики:
- развитие эффективно функционирующей региональной инфраструктуры лесного сектора инновационного типа;
- поддержка и регулирование устойчивого развития инновационной деятельности всех субъектов лесных отношений и бизнеса в сфере лесного сектора экономики;
- устойчивое развитие социально-экономических параметров жизни населения региона, бизнес-процессов в лесном секторе экономики на базе ускоренного развития и высокой концентрации научно-технического, образовательного и инновационного потенциалов [5].
Для развития эффективно функционирующей региональной инфраструктуры лесного сектора экономики региона на инновационной основе необходимо:
- обеспечить повышение доли высокотехнологичной продукции и услуг с высокой добавленной стоимостью в общем объеме производимой продукции лесным сектором;
- сформировать крупные компании-интеграторы материальных, финансовых и кадровых ресурсов для реализации приоритетных направлений региональной инновационной политики;
- ускорить диверсификацию лесного сектора экономики, в том числе за счет развития малого и среднего инновационного предпринимательства;
- осуществить переход в научно-технической и производственно-технологической сфере от отраслевого к функциональному принципу бюджетной поддержки и стимулирования инновационной деятельности;
- создать и развивать механизмы финансирования инноваций;
- ускоренно развивать инновационную инфраструктуру за счет определения перечня приоритетных объектов, создаваемых при содействии региональных и местных органов [2].
Примечания:
1. Ильенкова С.Д. Инновационный менеджмент. М.: ЮНИТИ, 2003.
2. Хашир Б.О. Инновационные кластерные структуры эффективного управления лесным сектором экономики Краснодарского края. Краснодар: Издательский Дом-Юг, 2009.
3. Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ [ред. от
06.12.2011] // СПС КонсультантПлюс. М., 2012. Загл. с экрана.
4. Хашир Б.О. Механизмы управления инновационным развитием лесного сектора (на примере лесодефицитного региона): автореф. дис. ... д-ра экон. наук. М., 2009.
5. Хашир Б.О. Инвестиционная привлекательность проектов развития региональной экономики лесного сектора // Materialy VI mezinarodni vedecko-prakticka conference “Vedecky pokrok na rozmezi tisicileti-2010”. Dill 8. Ekonomicke vedy. Praha: Education and science, 2010.
References:
1. Ilyenkova S.D. Innovative management. M.: YUNITI, 2003.
2. Khashir B.O. Innovative cluster structures of effective management of forest sector of economy in the Krasnodar Territory. Krasnodar: YUG Publishing House, 2009.
3. Forest Code of the Russian Federation of 04.12.2006, No. 200-FZ [edition of
06.12.2011] // Legal-Reference System ConsultantPlus. M., 2012. Title from the screen.
4. Khashir B.O. Mechanisms of management of forest sector innovative development (using an example of the forest-deficient region): Author’s Summary of Dissertation for Doctor’s degree. M., 2009.
5. Khashir B.O. Investment attractiveness of development projects of regional economy of forest sector // Materialy VI mezinarodni vedecko-prakticka conference “Vedecky pokrok na rozmezi tisicileti-2010”. Dill 8. Ekonomicke vedy. Praha: Education and science, 2010.