"Культурная жизнь Юга России" № 2 (31), 2009
36 —
Литература
1. Браверман А. Маркетинг в российской экономике переходного периода. М., 1997.
2. См.: Гусев В. В. Некоторые аспекты работы университета в условиях перехода к рыночной экономике // Вуз и рынок. Кн. 1. М., 1997. С. 74-87; Заславский И. Е., Григорьянц Г. Н., Кузьмин В. А. Совершенствование организации
трудоустройства молодежи в региональных комплексных программах повышения эффективности использования трудовых ресурсов. М., 1981. С. 38; Зуев А. Э. Особенности формирования молодежного рынка труда на современном этапе: автореф. дис. ... канд. экон. наук. М., 1996; Кириллина Ю. Продвижение образовательных услуг к потребителям // Высшее образование в России. 2001. № 5. С. 35-37.
A. V. SKRIPKINA. MOBILITY OF REACTION ON CHANGES IN INQUIRIES OF EDUCATIONAL SERVICES CUSTOMERS AS THE FACTOR OF HIGH SCHOOL COMPETITIVENESS
The author researches the reaction on changes of needs in educational services as well as the other factors of high school competitiveness forming in the education market.
Key words: mobility, educational services, competitiveness, status, educational programs, image.
Е. Н. ГУСАРОВА
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО СТИЛЯ СПЕЦИАЛИСТА СОЦИОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
в статье проведен анализ внутренних (комплекс личностных характеристик) и внешних (система профессионального образования) факторов, влияющих на формирование творческого стиля специалиста социономической сферы деятельности.
Ключевые слова: творческий стиль, креативность, технологичность мышления.
Современные направления в обучении специалистов предполагают формирование творческой личности профессионала как интегративного динамичного целого. Существует целый ряд проблем включения личности в творческую профессиональную деятельность. Особенно актуальны вопросы формирования творческого стиля специалистов социономической сферы деятельности -педагогов, психологов, менеджеров, консультантов и специалистов другого профиля в процессе профессионального обучения.
Творческий стиль личности является интегральной многоуровневой и динамической системой. Нами выявлено, что он позволяет наиболее полно описать особенности формирования будущего специалиста, на ранних этапах его профессионального становления избегая понятия «успешность». Это дает обучающемуся возможность на начальных этапах профессионализации наметить оптимальную модель вхождения в специальность и определить перспективы собственного развития как творческой личности.
Изучая особенности формирования креативности у будущих педагогов-психологов в условиях профессионального обучения, мы исследовали профессиональные личностные характеристики как регулятор данного процесса. Подбор диагностических методик проводился в несколько этапов:
- анализ имеющихся в литературе данных о психологических и педагогических особенностях формирования креативности;
- построение гипотетической структурной модели творческой личности педагога как субъекта профессиональной деятельности, основанной на выделении личностных предиспозиций и условий обучения и воспитания, содействующих профессиональному развитию;
- проведение диагностики актуального уровня развития креативности как интегральной характеристики творческой личности;
- сравнительный анализ этих уровневых значений развития креативности среди различных групп специалистов социономической сферы деятельности.
Базами исследования были Краснодарский государственный университет культуры и искусств (студенты 1-5-го курса педагогических специальностей), Кубанский государственный университет (студенты-психологи 1-4-го курсов факультета управления), Межрегиональный центр повышения квалификации при КубГУ (преподаватели психологии и практические психологи). Всего в эксперименте приняли участие 684 чел.
На основе гипотетической модели структуры творческой личности специалиста социономи-ческой сферы деятельности, включающей в себя перечень следующих качеств: коммуникативные умения, эмпатия, направленность личности, особенности индивидуальных стилей межличностных отношений (содержание демонстрируемой профессионалом реципиенту собственной «Я-концепции»), креативность, было проведено эм-
№ 2 (31), 2009
"Культурная жизнь Юга России" ^
Группы исследуемых Уровень творческих способностей, %
Низкий Средний Высокий
Старшеклассники 20 70 10
Студенты 2-го курса 14,5 48,5 38
пирическое исследование различных групп специалистов [1].
На основе сравнительного анализа подбирались способы профессионального обучения студентов педагогов-психологов. Разработанная нами гипотетическая модель показывает, что уже в начале процесса обучения у студентов и членов профессиональных подгрупп проявляются особенности, содействующие формированию творческого стиля личности. Среди них выделяются высокий уровень коммуникативной компетентности, терпимость к неопределенности, отсутствие избыточной конформности, низкая ориентация на избегание неудач, адаптивные стили межличностных отношений, средневысо-кие значения эмпатии, определенный творческий потенциал и высокий уровень креативности. Причем креативность является сложной интег-ративной характеристикой: набор вышеперечисленных профессиональных характеристик складывается в единое целое - творческий стиль специалиста.
Анализ процесса формирования творческого стиля на основе предпочитаемых направлений будущей профессиональной деятельности (ее методологии, выбираемых школ, методик и технических приемов работы) выявил зависимость стилевых особенностей от предыдущего профессионального опыта, либо отсутствия такового.
Существуют и личностные особенности, препятствующие формированию творческого стиля у начинающих специалистов социономической сферы деятельности. А именно: высокие значения статусного роста; наличие крайних вариантов на шкале значений реактивной чувствительности; завышенное самоуважение; очень низкие значения по шкале «способность к интимным контактам»; различные неадаптивные уровни принятия агрессии (жесткий, мягкий и оценочный); низкое самоуважение; высокая спонтанность; низкие показатели гибкости поведения; высокая фрустра-ционная нетолерантность; крайне высокие значения направленности личности на дело; наиболее низкие показатели направленности личности на общение; наиболее высокие показатели ориентации личности на себя.
Считается, что традиционная педагогика системно не ориентирована на развитие креативности, лежащей в основе творческих способностей личности. Однако творчество - это основа успешности любой профессиональной деятельности и адаптации личности в целом. Изучение вопросов сознательного формирования творческой личности через развитие креативности прежде всего
предполагает определение ее динамики в процессе обучения.
На развитии творческих способностей старшеклассников сказывается активное формирование системы мотивации и характерологических черт личности, что описано в работах Я. А. Понамарева [2] и М. А. Холодной [3]. Сравнительный анализ развития творческих способностей учащихся старших классов и студентов 2-го курса педагогов-психологов КГУКИ показал, что творческие способности развиваются неравномерно.
Система гуманитарного образования, направленная на развитие профессиональных способностей студентов вуза, значительно активизирует креативность. Тем не менее, этого недостаточно. Современная система обучения требует от педагога умения решать нестандартные задачи, преодолевая скованность мышления, рутинность. Это заставляет использовать технологии обучения, формирующие творческие способности будущих специалистов в системе непрерывного образования.
Исследованный нами как сложная многокомпонентная система процесс формирования творческого стиля показал, что уровень креативности выражен у всех подгрупп в среднем одинаково, основные различия наблюдаются лишь в ее структуре.
Креативный подход к проблеме обучения специалистов социономической сферы деятельности предполагает не решение готовых дидактических задач, а формирование творческого стиля мышления во время обучения: создание проблемных ситуаций и порождение познавательной мотивации обучающегося, направленной на овладение субъективно новым знанием.
Общий анализ полученных данных позволяет сделать выводы о необходимости глубокой целенаправленной работы по развитию креативности - динамичной интегральной характеристики, зависящей от целого ряда личностных качеств, навыков и умений, формирующихся на различных этапах педагогического процесса. На креативность влияют профессиональные знания и способность решать сложные задачи; развитие дивергентного мышления; сочетание высокой спонтанности с четкой и конкретной постановкой целей и задач, т. е. направленность на конечный социально значимый результат, что можно обозначить как технологичность мышления.
Литература
1. ГусароваЕ. Н. Педагогическое творчество: монография. Краснодар, 2006.
"Культурная жизнь Юга России" № 2 (31), 2009
38 ^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^
2. Психология творчества: школа Я. А. Понама- 3. Холодная М. А. Психология интеллекта. Пара-рева / под. ред. Д. В. Ушакова. М., 2006. С. 160-185. доксы исследования. СПб., 2002. С. 54-59.
E. N. GUSAROVA. FACTORS AFFECTING THE FORMATION OF SPECIALIST'S CREATIVE STYLE IN SOCIONOMICAL FIELD
The article deals with the analyses of internal (personal characteristics) and external (the system of professional education) factors affecting the formation of specialist's creative style in socionomical field.
Key words: creative style, creativity, processability of thinking.
С. В. КОСТЫЛЕВ
ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДЯЩЕГО И ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА ВОЕННЫХ УЧИЛИЩ
в статье осуществлен анализ деятельности руководящего и преподавательского состава в области формирования нравственно-патриотических ценностей курсантов военных училищ.
Ключевые слова: преподавательский состав, толерантность, нравственно-патриотические ценности.
Сложные социально-политические и экономические условия предъявляют повышенные требования к военно-профессиональной подготовке руководящего и преподавательского состава военных училищ, от профессиональной компетенции которого во многом зависит формирование нравственно-патриотических ценностей курсантов.
В образовательном процессе и повседневной службе военно-учебных заведений особое внимание уделяется как подготовке руководящего и преподавательского состава, так и формированию военно-профессиональных и нравственных качеств курсантов. Выпускник высшего военно-учебного заведения впоследствии, как правило, занимает руководящие должности. Истинное значение личности руководителя для подчиненных проявляется, прежде всего, в его нравственном облике. Чем выше профессионально-творческий, духовный и нравственный потенциал педагога-ученого, тем благоприятнее условия для развития научного мировоззрения курсантов, формирования нравственно-патриотических ценностей. Об этом свидетельствуют исследования отечественных педагогов и психологов (Е. Е. Вендров, Э. А. Гришин, Е. С. Кузьмин, А. Н. Лутошкин, Л. И. Уманский, В. М. Шепель, П. М. Якобсон и др.), выявивших, что при подобных задачах личным качествам и педагогов и учащихся придается доминирующее значение. Необходимым компонентом подготовки руководящего и преподавательского состава является регулярное повышение квалификации воспитателей в области теории и практики образовательно-воспитательного процесса, знакомство с последними достижениями методической науки для применения их в педагогическом процессе.
Традиционно теоретико-методологические основы нравственно-патриотического воспитания курсантов включают:
- освоение фундаментальных идей, концепций, законов и принципов развития педагогических процессов и явлений;
- изучение ведущих педагогических теорий, категорий и понятий;
- изучение тенденций передовой педагогической практики;
- развитие культуры общения и взаимоотношений в коллективе, высоких морально-нравственных качеств; уважение и исполнение законов, уставных норм жизни, воинской деятельности и т. д.
Педагогическая деятельность руководящего и преподавательского состава военных училищ строится с учетом требований Государственной программы, Основ организации воспитательной работы в военно-учебных заведениях Министерства обороны Российской Федерации, приказов и директив Министра обороны Российской Федерации, а также на базе передового опыта многих военно-учебных заведений. Ведущую роль психолого-педагогической подготовки офицера-воспитателя в нравственно-патриотическом воспитании курсантов отмечают более 80% руководящего и преподавательского состава полиэтнического региона.
Анализ отзывов о выпускниках Краснодарского высшего военного училища (военного института) показывает, что более 65% курсантов-выпускников 2006 года и большинство (более 70%) 2007 года по своим морально-психологическим и профессиональным качествам подготовлены к дальнейшей службе. Так, в полученных отзывах мы читаем: «военно-профессиональные качества высокие», «порядочен к сослуживцам и подчиненным», «обладает высокими нравственными качествами», «честен, достоин повышения в службе» и др. Вместе с тем отмечаются и недостатки. Например, «по своим морально-психоло-