С. Н. Томилина
(Новороссийск)
О Концепции государственно-патриотического
воспитания курсантов морского вуза
В статье обосновываются основные положения Концепции государственно-патриотического воспитания курсантов морского вуза, созданной с опорой на различные подходы и авторские концепции патриотического воспитания, составленные отечественными учеными современности
Патриотическая идея во все времена верно и неизменно служила созданию, развитию и укреплению российской государственности, поддержанию у молодежи высоких нравственных и морально-психологических качеств [5, 11, 12]. Складывающиеся в современных условиях новые внутренние и внешнеполитические реалии в нашей стране настоятельно требуют пересмотра отношения ко всей воспитательной работе с молодежью и прежде всего активизации процесса формирования высоких патриотических качеств у каждого юноши и девушки. Вышесказанное в полной мере относится и ко всем обучающимся в морских вузах России.
Концепция воспитательной работы Государственного морского университета имени адмирала Ф. Ф. Ушакова определяет в качестве главной цели подготовку конкурентоспособного специалиста с высшим профессиональным образованием, обладающего качествами, востребованными в условиях рынка, ставящего значимые для себя цели, способствующие развитию экономики страны, и достигать их.
Соответствующие этой цели задачи воспитательной работы ориентируют руководящие кадры, профессорско-преподавательский состав, командиров рот на подготовку каждого курсанта как социально ответственного, высококвалифицированного профессионала морского транспорта, способного ориентироваться в конкурентной среде отечественного и международного рынка и умеющего формировать в себе социально активного строителя общества культурных и рационально-организованных людей, патриота с активной гражданской позицией.
Проводимая в этом направлении работа дает свои достаточно хорошие результаты. Так, тестирование по авторской методике
С. Н. Томилиной курсантов-выпускников судоводительского факультета 2015 г. позволило установить у них следующие уровни патриотизма: высокий - 64,4%, средний - 30,8% и низкий - 5,8%. Приведенные данные позволяют заключить, что ныне действующая система патриотического воспитания в целом оправдывает себя и позволяет получить на выходе хороший результат.
Вместе с тем следует отметить, что развитие воспитательно-патриотической системы курсантов морского вуза настоятельно требует своей переориентации в направлении государственно-патриотического воспитания (ГПВ) учащихся, базирующегося на государственном патриотизме и осуществляемое в тесном единстве с другими видами воспитания (профессиональным, нравственным, эстетическим, физическим и др.].
Под термином «государственно-патриотическое воспитание курсантов морского вуза» следует понимать организованную, целенаправленную и систематическую деятельность государственных институтов, администраций, общественных объединений, религиозных конфессий, профессорско-преподавательского и руководящего состава вуза, факультетов и курсантских подразделений по формированию и развитию у курсантов знаний по истории Отечества и морского транспорта, государственного мировоззрения, патриотических убеждений, чувств, сознания, высоких государственно-патриотических качеств гражданина-патриота России, выражающихся в добросовестном и результативном выполнении учебных и служебных обязанностей [16].
Таким образом, государственно-патриотическое воспитание курсантов морского вуза -это один из важнейших факторов, способный существенным образом повлиять на процесс
патриотического воспитания флотской молодежи, формирования у каждого учащегося высокого уровня патриотизма, реализуемый в процессе учебы в морском университете и последующей профессиональной деятельности.
Для научно-организованной, системной и целенаправленной организации ГПВ курсантов морского вуза необходима Концепция такой воспитательно-патриотической деятельности.
Анализ литературы позволяет под термином «концепция государственно-патриотического воспитания курсантов морского вуза» понимать систему взглядов руководства и профессорско-преподавательского состава учебного заведения на организацию и воспитательный процесс, включающий его сущность, цель, принципы, содержание и способы организации, а также показатели его эффективности по формированию и развитию у курсантов государственно-патриотической позиции, патриотических знаний, убеждений, чувств, сознания и на их основе высоких государственно-патриотических качеств гражданина России, выражающихся в добросовестном выполнении Конституции РФ, федеральных законов, гражданского и воинского долга, в активном участии в экономическом развитии государства и укреплении его оборонного могущества.
В педагогической науке применяется множество концепций воспитания, подчеркивающие детерминированность этого процесса целым рядом условий. Т. Н. Миронова [9] выделяет среди них следующие: личность и деятельность воспитателя; правильная организация социальной системы развития; активное межличностное и конвенциальное общение; сотрудничество с другими, коллективом в целом; активная деятельность субъекта воспитания, соотносимая с общим контекстом его ведущей деятельности. С позиции Т. Н. Мироновой эти условия могут обеспечить позитивный эффект воспитания только будучи представленными как целостная система.
В «Концепции военно-патриотического воспитания молодежи» [6] представлено современное понимание военно-патриотического воспитания «как одного из приоритетных направлений деятельности государственных институтов в условиях реформирования общества, Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов».
Содержание концепции раскрывается посредством изложения совокупности основных идей, положений, определяющих направленность, характер и другие компоненты воспитания патриотизма, готовности к достойному служению Отечеству у российской молодежи в современных условиях.
Основываясь на взглядах С. В. Кульневич, Т. Н. Мироновой, А. Н. Вырщикова, М. Б. Кус-марцева, В. В. Шумиловой и др., можем заключить, что структура Концепции ГПВ курсантов морского вуза должна состоять из теоретических основ ГПВ, конкретизированной цели, уточненных задач, принципов, функций, направлений деятельности, а также единой системы и механизмов реализации.
Правовую основу Концепции государственно-патриотического воспитания курсантов морского вуза должны составить Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе», Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, Военная доктрина Российской Федерации, Концепция федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2020 г., Государственные программы патриотического воспитания граждан Российской Федерации и иные нормативные правовые акты.
На основе анализа научной литературы [2, 4-12, 17, 18] можем определить цель ГПВ курсантов морского вуза - это формирование у флотской молодежи в процессе обучения и воспитания в морском учебном заведении государственного мировоззрения, государственных взглядов и убеждений, государственного мышления, государственной позиции, государственного подхода и отношения к современным реалиям, к порученному делу, их результативное проявление в последующей профессиональной деятельности, государственной и воинской службе.
Исходя из обозначенной цели основными задачами ГПВ курсантов морского вуза являются:
- проведение целенаправленной государственной политики, осуществление деятельности всех государственных, общественных, негосударственных структур и институтов, администрации морского вуза по формированию у курсантов общенационального представления о патриотизме гражданина России как общечеловеческой, национально-государ-
ственной и профессиональной ценности, по созданию условий для социального, духовно-нравственного, культурного и физического развития учащейся молодежи;
- создание и функционирование в морском вузе эффективной системы ГПВ, включающей в себя воспитательные возможности самого вуза, государственных структур, семьи, религиозных конфессий, общественных организаций;
- формирование и развитие каждого курсанта как личности современного типа - подлинного гражданина-патриота, умеющего добиваться поставленной цели, самоутверждаться, отстаивать свои интересы и достигать желаемого, учитывающего при этом интересы вуза, всего общества и государства;
- «реализация в повседневной жизни сущности российского патриотизма, познание его исторических корней и их связи с современной жизнью, воспитание любви к своей Родине, беззаветного служения своему Отечеству»;
- «формирование национального самосознания, гражданственности и патриотизма, воспитание уважения к закону, нормам общественной, коллективной, групповой жизни, социальной, профессиональной и личной ответственности за все происходящее в обществе, государстве, коллективе проявляющихся в заботе о благополучии страны, обеспечении ее безопасности»;
- воспитание у каждого курсанта потребности в освоении ценностей национальной культуры, формирование и развитие эстетических вкусов, стремления к созданию и приумножению ценностей духовной культуры, обеспечению ее безопасности от массовой культуры, активное участие в культурной жизни российского общества;
- воспитание потребности в труде как первой и важнейшей жизненной необходимости, главном способе и средстве достижения успехов в жизни, четкой целеустремленности, предприимчивости, конкурентоспособности во всех сферах жизнедеятельности, гордости за результаты труда на благо самой личности, народа и государства;
- формирование и развитие у курсантов моральной и психологической готовности к обеспечению личной, общественной и государственной безопасности, к защите Отечества, верности своему профессиональному долгу, стремления быть примером в проявлении патриотизма;
- утверждение в сознании и чувствах курсантов социально значимых патриотических ценностей, взглядов, убеждений, уважения к положительным традициям прошлого России, повышение престижа государственной и воинской службы.
Организация ГПВ курсантов морского вуза основывается на взаимосвязанных и реализуемых в единстве принципах:
- системно-деятельностного подхода, предполагающий скоординированную работу всех структур и подразделений вуза в интересах формирования у курсантов высокого уровня патриотизма и сочетающий комплекс мер научно-теоретического, нормативно-правового, психолого-педагогического, финансово-экономического, материально-технического и информационного обеспечения;
- программно-диагностического подхода, рассматриваемый как социально-педагогический и культурно-образовательный процесс, предусматривающий создание педагогических условий формирования и развития социально важных знаний, умений, навыков, государственной позиции, государственного мышления и отношения к делу, патриотических качеств и свойств, необходимых каждому выпускнику для эффективного выполнения своих служебных обязанностей, готовности к защите Отечества в мирное и военное время;
- адресного подхода в формировании патриотизма, предполагающего использование специализированных форм и методов работы с курсантами;
- активности, которая предусматривает настойчивость и разумную инициативу в трансформации мировоззрения и ценностных установок молодежи, ориентированных на национальные интересы России;
- учета специфики транспортного флота России и региональных условий в пропаганде патриотизма, означающих пропаганду не только общероссийских, но и флотских, региональных и муниципальных идей и ценностей, не противоречащих общероссийским.
Направления деятельности по ГПВ курсантов:
1. Вооружение курсантов необходимыми знаниями:
- по истории Отечества, его героическому прошлому, Великой Отечественной войне;
- содержание нормативно-правовой базы патриотизма;
- традиции государства, Вооруженных Сил и транспортного флота.
2. Создание единого пространства гражданского и государственно- патриотического воспитания в морском вузе:
- усиление на основе отечественных нравственных и культурных традиций и ценностей нравственно-воспитательной функции системы образования;
- разработка и внедрение интерактивных образовательных программ, посвященных пропаганде современных достижений России, героям и значимым событиям в новейшей истории страны для формирования позитивного восприятия современной ситуации развития страны и транспортного флота;
- реализация Целевой программы государственно-патриотического воспитания курсантов морского вуза «Патриот России».
3. Создание и развитие деятельности молодежной общественной организации «Патриотический Союз курсантов и студентов морского вуза» по государственно-патриотическому воспитанию.
4. Героико-патриотическое воспитание курсантов на боевых традициях ВМФ и транспортного флота РФ:
- активное участие всех курсантов в ежегодно проводимой Всероссийской Патриотической Акции «Бескозырка»;
- участие курсантов в поисковой работе по местам боев воинских частей, оборонявших и освобождавших город-герой Новороссийск;
- приобщение курсантов к работе по уходу за памятниками, братскими захоронениями, могилами павших героев минувшей войны.
5. Использование государственных, краевых, городских символов и символики транспортного флота и морского вуза в государственно-патриотическом воспитании курсантов:
- изучение истории и содержания государственной символики: Гимна, Герба и Флага Российской Федерации;
- воспитание любви, гордости и уважения к государственной символике: Гимну, Гербу и Флагу Российской Федерации, символике края, родного города, транспортного флота и морского вуза;
- привлечение курсантов к активному участию в мероприятиях по внедрению процедур и церемоний гражданской и патриотической направленности (поднятие флага, исполнение гимна);
- информационное обеспечение организа-
торов гражданского и патриотического воспитания по вопросам использования государственной символики в воспитательной работе.
Система ГПВ курсантов морского вуза призвана обеспечить целенаправленное формирование у всех курсантов чувства высокого патриотизма, гражданственности, государственного мировоззрения, государственной позиции, общероссийской гражданской идентичности личности, способствовать включению ее в решение общественно значимых задач, направленных на сохранение территориальной целостности, свободы и независимости России, содействовать её экономическому процветанию и укреплению обороноспособности. Каждый из субъектов патриотического воспитания решает специфические задачи в отношении различных объектов ГПВ, но в тесной взаимосвязи и на основе единой государственной политики.
Механизм реализации ГПВ курсантов морского вуза предполагает: объединение усилий и координацию действий руководства, деканатов, профессорско-преподавательского состава, направленных на формирование государственной позиции, гражданственности и патриотизма у курсантов; разработку планов по реализации деятельности в сфере ГПВ курсантов; оценку уровня ГПВ посредством показателей Целевой программы ГПВ курсантов морского вуза «Патриот России».
Указанная и конкретизированная цель и задачи ГПВ позволяют на научной основе организовать процесс патриотической работы в морском вузе, существенным образом повлиять на формирование у каждого курсанта высокого уровня патриотизма, реализуемого в процессе учебы в морском университете и последующей профессиональной деятельности на судах морского транспорта Российской Федерации.
Результатом ГПВ курсантов морского вуза следует считать сформированные у каждого из них в процессе обучения государственные взгляды и убеждения, государственное мышление и мировоззрение, государственную позицию по отношению к современным реалиям, государственный подход и отношение к порученному делу (учебе, работе на судах и в судовладельческих компаниях, последующей воинской службе).
Таким образом, Концепция ГПВ курсантов морского вуза является документом, в котором определен основной подход к решению проблемы патриотического воспитания, его
приоритеты, изложены теоретические основы, принципы, условия обеспечения эффективной реализации государственной политики в сфере патриотического воспитания молодежи в современных условиях.
Предлагаемая Концепция может и должна стать верным ориентиром в воспитании дос-
тойных патриотов для России с государственной позицией, государственным мировоззрением, государственным отношением к делу, что плодотворно скажется на результативности деятельности будущих руководителей морских администраций портов и командных кадров судов морского транспорта.
Литература
1 Большой энциклопедический словарь. - М.: Бол. Рос. энцикл., 2002.
2. Вырщиков А. Н., Кусмарцев М. Б. Патриотическое воспитание молодежи в современном российском обществе : моногр. - Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2006.
3. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. Т. 3: Л - Р / под ред. проф. И. А. Бодуэна де Куртенэ. - М.: ТЕРРА-Книжный клуб, 1998.
4. Данилюк А. М., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.: Просвещение, 2009. - 23 с.
5. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации // Красная звезда. - 5 июля 2003 г.
6. Концепция военно-патриотического воспитания молодежи.
- М.: ВУ, 1997.
7. Бондаревская Е. В., Кульневич С. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания : учеб. пособие для студ. сред. и высш. учеб. заведений, слушателей ИПК и ФПК. -М. ; Ростов н/Д : Творческий центр «Учитель», 1999. - 558 с.
8. Лутовинов В. И., Резаков М. Р. О концептуальных подходах к патриотическому воспитанию учащейся молодежи // Власть. -2010. - № 5. - С. 38-41.
9. Миронова Т. Н. Общая характеристика концепций воспитания // Вестник Кемеровского государственного университета. -2010. - № 1. - С. 236-241.
10. Патриотическое воспитание: Словарь-справочник / под ред. А. К. Быкова и А. Н. Вырщикова. - Волгоград: ВГАПКРО, 2009.
- 175 с.
11. Проблемы воспитания в современном : тез. докл. Всерос. науч.-практ. конф. - Екатеринбург: Изд-во УГГУ, 1998.
12. Российский патриотизм: истоки, содержание, воспитание в современных условиях: учебное пособие / А. Н. Вырщиков, С. Н. Климов, М. Б. Кусмарцев, И. В. Метлик [и др.] / под общ. ред. А. К. Быкова, В. И. Лутовинова. - М.: Планета, 2010.
13. Современный толковый словарь русского языка Т. Ф. Ефремовой [Электронный ресурс]. - URL: http://slovorus.ru/
14. Современный словарь по педагогике / сост. Е. С. Рапаце-вич. - Мн.: «Современное слово», 2001.
15. Толковый словарь русского языка / под ред. Д. Н. Ушакова.
- Т. 1. - М.: Астрель ; АСТ, 2000.
16. Томилина С. Н., Манецкая С. В. Государственно-патриотическое воспитание курсантов морского вуза: сущность и определение // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2015. -№ 107. - С. 219-230.
17. Теория и практика воспитания военнослужащих : учеб. пособие / под общ. ред. Н. И. Резника. - М.: ГУВР ВС РФ, 2005. - 239 с.
18. Калюжный А. С. Общее содержание воспитания военнослужащих : учеб. пособие. - Н. Новгород : НГТУ, 2004. - 38 с.