АКМЕОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 37.015.31
КУЛЬТУРА ЧТЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА КАК СРЕДСТВО ГУМАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА
Т. Г. Фирсова
Фирсова Татьяна Геннадьевна - кандидат филологических наук, доцент, кафедра начального языкового и литературного образования, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, Россия E-mail: [email protected]
Гуманизация и гуманитаризация истолкованы как взаимосвязанные компоненты образовательного пространства. Художественная литература представлена как универсум человеческого бытия. Чтение раскрыто как полифункциональный социокультурный феномен, инструмент структурирования макро- и микропространства личности. Культура чтения включена в структуру профессиограммы учителя. Высокий уровень культуры чтения педагога рассмотрен как средство приобщения младших школьников к миру литературы, к миру человеческих ценностей. Представлены результаты анкетирования студентов первого курса (направление «Педагогическое образование») о сформированности аксиологического компонента читательской компетентности. Эмпирическая база исследования составила 74 человека. Определены методологические основы учебной дисциплины «Основы культуры чтения». Продемонстрированы отдельные методические приемы формирования культуры чтения будущего педагога.
Ключевые слова: гуманизация, гуманитаризация, культура чтения педагога, аксиологический компонент читательской компетентности, литературная социализация.
DOI: 10.18500/2304-9790-2017-6-2-101 -105 Введение
Новая парадигма образования подразумевает необходимость становления «человека культуры». В нормативных документах, регламентирующих обучение и воспитание подрастающего поколения, декларируются гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Это требует обновления содержания учебно-воспитательного процесса не только в средней, но и в высшей школе. Гуманитарная составляющая - полноценная читательская компетентность, разнообразный читательский и художественно-эстетический опыт, сформированная культура чтения - становится важным компонентом профессиограммы педагога.
Чтение истолковывается современными исследователями как механизм структурирования жизненного мира личности, а культура чтения определяется как «определенное пространство, цельная среда, порожденная феноменом чтения во имя нравственной и интеллектуальной гармонии личности» [1, с. 124]. Актуально осмысление С. Н. Плотниковым чтения как жизнеохранящей функции культуры, технологии интеллектуального воспроизводства, созидательного процесса, сотворения человеком в самом себе новых качеств [2]. Для того, чтобы формировать подрастающее поколение как «читателей, а не читающих» (П. А. Вяземский), необходимо, чтобы сам учитель
---
НАУЧНЫЙ ОТДЕЛ
© Фирсова Т. Г., 2017
Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2017. Т. 6, вып. 2(22)
был представителем Homo legens, личностью, воспринимающей чтение как ценность, источник эстетического удовольствия, постигающей эмпатический потенциал художественного текста.
Важным становится приобщение обучающихся (на всех ступенях образования) к чтению художественной литературы. Она как искусство содержит в себе универсальный человеческий опыт, гуманна по своей природе, так как в ее основе лежит представление о прекрасном - представление об идеале, красоте. Только через сопереживание читатель может познать чужую боль и радость, огорчение и отчаяние и таким путем увеличить свой жизненный, читательский и эмоциональный опыт, пережить разные состояния души, закрепить их в памяти не только ума, но и сердца. Только художественная литература, по утверждению Д. С. Лихачева, «дает колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание, - понимание жизни, всех ее сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей» [3].
Выборка, методика исследования
С целью выявления аксиологического компонента читательской компетентности будущих педагогов [4] в 2015/2016 учебном году на факультете психолого-педагогического и специального образования Саратовского университета автором статьи проведено анкетирование первокурсников, поступивших на профили подготовки «Начальное образование», «Дошкольное образование», «Технология». Общая выборка респондентов -74, студенты в возрасте от 17 до 19 лет.
Результаты исследования и их обсуждение
Результаты анкетирования: 86% опрошенных считают чтение необходимым условием полноценной жизни современного человека, показателем степени интеллектуальности и духовного развития личности, важным условием профессиональной деятельности. Однако внимательный анализ ответов на вопросы выявляет деформацию понимания будущими педагогами «чтения» как поликультурного явления и снижение процента читающей молодежи.
Вопрос «Какое занятие для Вас является наиболее ценным?» позволил нам выявить позицию чтения в структуре личностных предпочтений студентов в свободное время. Результаты оказались следующими: общение в интернете (28%), чтение (24%), занятия спортом (21%), творчество (14%), живое общение (13%). Количество студентов, выбравших чтение в качестве основного занятия в часы досуга, велико, но в процессе беседы выяснилось, что оно весьма праг-
матично и, как правило, определяется учебными запросами, поэтому читают в основном учебную, научную литературу.
Вопрос «Разновидностью чего для Вас является чтение?» позволил выявить актуальные компоненты толкования полифункционального феномена чтения. Чтение - это разновидность отдыха (45%), учебной деятельности (26%), развлечение (24%), способ повышения словарного запаса (5%). Ответы на этот вопрос позволяют говорить об ориентации на легкое чтение (гламурные журналы, каталоги, газеты, формульные женские романы и детективы).
Вопрос «Что значит для Вас читать?» выявил неоднозначное понимание данного процесса: самосовершенствоваться (61%), получать информацию (22%), погружаться в созданный автором мир, шанс побывать в разных «мирах», духовное накопление, уход от реальности (17%). Обратим внимание на последнюю группу ответов, которая отсылает к восприятию именно художественной литературы, к действенности понятия «литературной социализации».
Важным стал анализ ответов на вопрос «Какая книга сыграла важную роль в становлении Вашего духовного мира?». Круг обозначенных произведений оказался слишком широким. Заметно выделялась группа первокурсников, у которых такой книги пока «не случилось в жизни»: они не отвечали на этот вопрос либо называли такие произведения школьной программы, как «На дне» М. Горького, «Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасова, «Нос» Н. В. Гоголя, «Гроза» Н. А. Островского (сложилось впечатление, что эти произведения просто возникли в указанном списке как часть остаточной памяти). Среди «знаковых» для респондентов имен и произведений были произведения Бориса Васильева, Джека Лондона, Антуана де Сент-Экзюпери, Джоан Роулинг, Александра Грина, Александра Дюма, Эрнеста Хемингуэя, Бориса Полевого, Э. М. Ремарка, О. Генри, Валентина Распутина.
Анкетирование выявило необходимость целенаправленной работы по формированию читательской компетентности студентов, расширению их «духовной биографии» (В. Ф. Асмус).
Потенциал курса «Основы культуры чтения»
Большим образовательным потенциалом в рамках обозначенного направления обладает учебная дисциплина «Основы культуры чтения» (1-й курс). Основная цель данной дисциплины -формирование культуры чтения студентов как основы информационной грамотности за счет повышения их читательской компетенции и роста читательской активности.
Первый модуль имеет вводный характер, основная его цель - привлечь внимание будущего педагога к проблемам «кризиса чтения», «читательского негативизма», «функциональной
неграмотности». Бакалавранты знакомятся с основными институтами чтения; изучают проекты и программы по повышению уровня культуры чтения, действующие в России и за рубежом. Студентам предлагаются различные диагностические инструменты, позволяющие выявить уровень их читательской компетентности, сильные и слабые стороны читательского опыта. В режиме творческой микрогруппы студенты готовят проект, связанный с изучением документов, регулирующих национальную политику в области чтения в разных странах, предлагают свои варианты моделирования социокультурного пространства чтения в школе. Каждая группа устраивает презентации своих ответов на вопросы: Представьте, что Вы являетесь автором социального проекта по повышению читательского интереса молодёжи России. Какие слоганы и эмблемы Вы предложили бы использовать? Какие мероприятия по поддержке и развитию чтения в зарубежных странах Вы рекомендовали бы для реализации в нашей стране? Предложите свои варианты социальных мероприятий, способствующих повышению культуры чтения россиян.
Студенты выступили инициаторами проекта «Читать - это модно!»: были созданы одноименные плакаты, топы художественных книг для чтения, виртуальные экскурсии по литературным уголкам России. В рамках данного модуля активно используется такой прием, как образовательный квест. В апреле 2016 г. была организована интерактивная лекция «Знаки книжной культуры на улицах города Саратова». Основная задача заключалась в исследовании культурного пространства города и выявлении различных артефактов, способствующих повышению уровня культуры чтения саратовцев и развитию читательского интереса. Каждая учебная группа должна была подготовить видеоролик/полнометражный фильм о своем «квесте». Заметим, что в течение года студенты продолжали находить различные артефакты и на основании этого был смоделирован учебный проект для начальной школы «Герои мифологии Древней Греции на улицах Саратова» [5].
Активно использовались такие формы работы, как bookcrossing, флешмоб. В рамках года русской литературы был проведен всероссийский интеллектуальный флешмоб «Любимые книги детства», участниками которого стали читатели XX и XXI вв.: дети и взрослые - профессора, доценты, учителя, библиотекари, спортсмены и т. п. Студенты узнали о любимых детских книгах своих преподавателей, многим захотелось их прочитать или перечитать. В различных источниках (художественной литературе, библиографиях, мемуарах, эпистолярии известных людей) были найдены свидетельства того, насколько велика роль чтения в духовном и интеллектуальном становлении личности.
В рамках второго модуля студенты знакомились с основными понятиями психологии чтения:
с различными интерпретациями этого понятия и его функциями (образовательной, развивающей, информационной, социализирующей, этической, эстетической, терапевтической, гедонистической), читательской компетентностью, читательской деятельностью и ее структурой. Основная задача модуля - формирование способности организовать все три фазы чтения - предфазу, фазу активного чтения и постфазу - с учетом поставленной цели и типа источника информации. В процессе работы с разными типами и видами текста студенты изучают основные приемы активного чтения: кластер, фишбоун, акростих, синквейн, таблицу ЗХУ и др.
Отметим, что необходимо тщательно подбирать текстовый материал, чтобы указанные приемы чтения не механически отрабатывались, а способствовали воспитанию внутреннего мира будущего учителя, формированию педагогического мировоззрения, например, предлагается задание: Создайте кластер на тему «В чём смысл моей жизни». Прочитайте произведение Д. С. Лихачёва «В чем смысл жизни», составьте по этому произведению фишбоун на одноимённую тему. Потом организуется обсуждение поставленных целей, выявляются существенное и второстепенное, преимущество общечеловеческого счастья над личностным, духовного над материальным.
Осознанию значимости будущей профессии отчасти способствует создание акростиха на тему «Педагог», «Учитель», «Ребенок». Выбор слова на соответствующую букву заставит будущего учителя задуматься, использовать знание нормативных документов, профессионального портрета педагога.
В рамках третьего модуля ведется работа по формированию читательской компетентности будущих педагогов: умение организовать и реализовать алгоритм смыслового чтения научной (учебной, познавательной) литературы и эстетическое постижение художественной литературы. Методологической основой становятся труды В. Ф. Асмуса, М. М. Бахтина, А. М. Левидова. Основные приемы работы с этим материалом: моделирование информации, диалог автора и читателя, разработка индивидуальных читательских маршрутов, рассмотрение художественного произведения в широком историческом и социокультурном контексте. Например, студентам было предложено прочитать рассказ А. Приставкина «Фотографии» и ответить на вопросы: Почему рассказ имеет такое название? Можно ли дать однозначный ответ об основной теме данного произведения? Почему?
Задача преподавателя заключается в правильном построении анализа произведения на занятии-семинаре, формировании у студента желания разгадать тайну текста, увидеть особенность его художественной формы, выявить широкий социокультурный контекст произведения; говоря словами Б. М. Теплова, «дать возможность войти "внутрь жизни", пережить кусок жизни, от-
Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2017. Т. 6, вып. 2(22)
раженной в свете определенного мировоззрения» [6, с. 101-102]. Художественным открытием для студентов-первокурсников стали философские сказки С. Козлова, которые в последние годы активно входят в учебники для начальной школы.
Умения, сформированные в рамках данного модуля, будут востребованы в профессиональной деятельности при моделировании школьного анализа произведения на уроке литературного чтения, а также при реализации межпредметного курса «Чтение: работа с информацией». В рамках данной дисциплины опосредованно формируются такие важные профессиональные умения, как способность создавать акмесреду для читательского развития младших школьников, выбирая при этом наиболее подходящие технологии и методики воспитания и обучения; проводить внеурочные и внеклассные мероприятия, связанные с приобщением к чтению. Основными аспектами работы становятся: систематизация и создание литературных игр для младших школьников, освоение социокультурного пространства чтения в Интернете (анализ имеющихся электронных ресурсов и активных форумов читательского общения, сайты онлайн викторин по литературе, национальный проект аиШоЬг^отайуа. ги), овладение библиотерапевтическими методиками (создание библиотерапевтических сказок, читательских коллажей, разработка диагностического инструментария и т. д.).
Заключение
Можно утверждать, что реализация положений гуманистического образования невоз-
можна без возвращения к традициям общества читающих людей (испокон веку книга растит человека). Важно, чтобы будущий педагог осознал социальную и духовно-эстетическую значимость чтения, отличался сформированной читательской компетентностью, устойчивым читательским интересом, высоким уровнем читательской самостоятельности и читательской активности, чтобы помочь современному младшему школьнику научиться читать-созерцать и читать-сопереживать.
Библиографический список
1. Галактионова Т. Г. Чтение школьников как социально-педагогический феномен открытого образования (теоретико-методические основы исследования). СПб., 2007. 160 с.
2. Плотников С. Н. Чтение и экология культуры // Homo legens : памяти Сергея Николаевича Плотникова (1929-1995). М., 1999. С. 3-62.
3. Лихачев Д. С. Письма о добром и прекрасном. URL: http://www.e-reading.club/book.php?book=34608 (дата обращения: 02.09.2016).
4. Фирсова Т. Г. Аксиологическая концепция читательского развития младших школьников // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2014. Т. 3, вып. 3. С. 286-290.
5. ДружининаЕ. В., Фирсова Т. Г. Культурное пространство города как средство литературного развития младших школьников // Образовательная среда сегодня : стратегии развития. 2015. № 3. С. 22-26.
6. Теплов Б. М. Психологические вопросы художественного воспитания // Советская педагогика. 1946. № 6. С. 98-104.
Образец для цитирования:
Фирсова Т. Г. Культура чтения современного педагога как средство гуманизации образовательного пространства // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2017. Т. 6, вып. 2 (22). С. 101-105. Э01: 10.18500/2304-9790-2017-6-2-101-105.
A Teacher's Culture of Reading as a Means of Humanizing Educational Environment
Tatyana G. Firsova
Saratov State University
83, Astrakhanskaya str., Saratov, 410012, Russia E-mail: [email protected]
Humanization and humanitarization are interpreted as interrelated components of educational environment. Literature is interpreted as a universum of human existence. Reading is defined as a multifunctional sociocultural phenomenon, a means of structuring macro-and micro-space of a personality. The culture of reading is included in the structure of the teacher's job profile. A high level of the teacher's culture of reading is viewed as a means of introducing junior high school students to the world of literature and to the world of human values. This paper presents the results of a questionnaire survey of first-year students (pursing a degree in Education) that was aimed
at establishing how well formed the axiological component of their reading competence is. The empiric sample of the study included 74 people. The conducted study identified methodological foundations of the university course Fundamentals of the Culture of Reading. It also demonstrated individual instructional techniques for developing a future teacher's culture of reading.
Key words: humanization, humanitarization, a teacher's culture of reading, axiological component of the reading competence, literary socialization.
References
1. Galaktionova T. G. Chtenie shkol'nikov kak sotsial'no-pedagogicheskiy fenomen otkrytogo obrazovaniya (teoretiko-metodicheskie osnovy issledovaniya) (Schoolchildren' reading as social-pedagogical phenomenon of opened education {theoretical and methodological foundations of investigation}). St. Petersburg, 2007. 160 p. (in Russian).
2. Plotnikov S. N. Chtenie i ekologiya kultury (Reading and ecology of culrure). Homo legens: Pamyati Sergeya Nikolaevicha Plotnikova (1929-1995) (Homo legens: in memory of Sergey N. Plotnikov {1929-1995}). Moscow, 1999, pp. 3-62 (in Russian).
3. Likhachev D. S. Pis'ma o dobrom iprekrasnom (Letters about gentle and beautiful). Available at: http://www.e-reading.club/book.php?book=34608 (accessed 02.09.2016) (in Russian).
4. Firsova T. G. Aksiologicheskaya kontseptsiya chitatel'skogo razvitiya mladshikh shkol'nikov (Axiological conception of elementary-schoolchildren' reader's development). Izv. Saratov Univ. (N.S.), Ser. EducationalAcmeology. Devel-
opmental Psychology), 2014, vol. 3, iss 3, pp. 286-290 (in Russian).
5. Druzhinina E. V., Firsova T. G. Kul'turnoe prostranstvo goroda kak sredstvo literaturnogo razvitiya mladshikh shkol'nikov (Cultural space of city as means of elementary-schoolchildren' literary development). Obrazovatel'naya sreda segodnya: strategii razvitiya (Educational environment today: strategies of development), 2015, no. 3, pp. 22-26 (in Russian).
6. Teplov B. M. Psikhologicheskie voprosy khudozhestven-nogo vospitaniya (Psychological issues of art education). Sovetskaya pedagogika (Soviet Pedagogy), 1946, no. 6, pp. 98-104 (in Russian).
Cite this article as:
Firsova T. G. A Teacher's Culture of Reading as a Means of Humanizing Educational Environment. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Educational Apology. Developmental Psychology, 2017, vol. 6, iss. 2 (22), рр. 101-105. DOI: 10.18500/2304-97902017-6-2-101-105.