Научная статья на тему 'Приобщение к культуре предпринимательства специалистов малого и среднего бизнеса'

Приобщение к культуре предпринимательства специалистов малого и среднего бизнеса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
250
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смирнов А. И.

В статье обоснована значимость подготовки специалистов к предпринимательской деятельности на основании формирования культуры бизнеса. Рекомендована комплексная подготовка личности к ведению собственного дела, направленнная на развитие системообразующих навыков, коммуникативного творчества предпринимателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Приобщение к культуре предпринимательства специалистов малого и среднего бизнеса»

13.7. ПРИОБЩЕНИЕ К КУЛЬТУРЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА СПЕЦИАЛИСТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА

Смирнов А.И., ректор

НОУ ВПО Вологодский институт бизнеса

Перейти на Главное МЕНЮ

Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

Аннотация. В статье обоснована значимость подготовки специалистов к предпринимательской деятельности на основании формирования культуры бизнеса. Рекомендована комплексная подготовка личности к ведению собственного дела, направленнная на развитие системообразующих навыков, коммуникативного творчества предпринимателей.

Ключевые слова: культура предпринимательства

Самой историей доказано: предпринимательство было и будет основным компонентом экономической системы того общества, которое называет себя цивилизованным. Поэтому переход к рыночным отношениям ставит перед нами множество сложных задач, где важное место занимает развитие предпринимательства.

Главное действующее лицо - человек творческий, инициативный, самостоятельный, успешно реализующий свои способности в свободной экономической деятельности и несущий ответственность за ее результаты как гражданина.

Вместе с тем, предприниматели далеко не все и не всегда демонстрируют высокий уровень культуры и нравственности, особенно в вопросах, касающихся его реального участия в деле повышения благосостояния граждан своей страны, заботы о её процветании.

Функционирование производственно-хозяйственных структур, в основе которых лежит рыночная философия хозяйствования, предполагает создание устойчивых и эффективных производственных отношений, базирующихся на соответствующем уровне культуры. В настоящее время требуются активный поиск эффективных вариантов производства и реализации товаров и услуг, инициатива, подкрепленные высоким уровнем культуры организации бизнеса.

В отечественной системе образования научнопедагогической предпосылкой приобщения молодежи к культуре предпринимательства может служить сложившаяся традиция экономического воспитания и образования, а также формирования экономической культуры учащихся.

В рамках существующего профессионального образования реализуются два основных подхода к подготовке специалистов. Один из них - преобладающий -ориентирован на передачу профессионально значимых знаний и умений, позволяющих выпускнику более или менее успешно самореализоваться в качестве наемного работника на рынке труда. Другой подход предполагает, кроме профессиональной подготовки в

определенной области, формирование у обучащихся знаний, умений и навыков по основам предпринимательства, позволяющих после окончания образовательного учреждения заняться трудовой деятельностью в качестве индивидуального предпринимателя или владельца малого предприятия, т.е. учащиеся рассматриваются как потенциальные субъекты малого бизнеса. Безусловно, второй подход, при котором формируется готовность к самореализации в двух разных деловых статусах - самостоятельного хозяйствующего субъекта и наемного работника-

профессионала, является более продуктивным, поскольку создает условия для более гибкой социальной и профессиональной адаптации выпускников.

Задача обновления знаний специалистов рыночной экономики непосредственно сопряжена с необходимостью создания практики непрерывного образования, полагающей наличие развитой сети курсов подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников. В этой связи, для образовательной сферы актуальной становится проблема поиска соответствующей организационной структуры её образовательной системы и учреждений, которые обеспечили бы переход от принципа «Образование на всю жизнь» к провозглашенному ЮНЕСКО принципу «Образование для всех через всю жизнь». Успешное воплощение этого принципа лежит через создание условий для образования каждого специалиста предпринимательской деятельности на всех этапах его жизненного пути.

В практической деятельности современных образовательных систем формирование общей и профессиональной культуры специалиста занимает центральное место и служит своеобразным индикатором качества их работы.

Для целенаправленной деятельности, подчиненной задаче приобщения к культуре предпринимательства, выделяются следующие ведущие направления профессиональной подготовки специалистов сферы предпринимательства:

1 - профессионально-деловая подготовка;

2 - коммуникативная подготовка;

3 - морально-этическая подготовка.

Работа в направлении профессионально - деловой подготовки преследует цель формирования профессиональной компетентности и деловой культуры предпринимателей посредством развития следующих профессиографических блоков качеств:

блок экономической культуры предполагает знание общей экономической теории (основы экономического развития, макро- и микроэкономика, история экономических учений и пр.), а также знание планирования, статистики, финансирования и кредитования, банковского дела, бухучета, работу с ценными бумагами, налогообложения, маркетинга, основ коммерческой деятельности и др.;

блок правовой культуры предполагает знание различных видов права (хозяйственное, трудовое и др.);

блок управленческой культуры включает знание теории и методов управления, техники, технологии и организаций производства, психологии, делопроиз-

Смирнов А.И.

КУЛЬТУРА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

водства, владение техникой личной работы, организационно-управленческой и вычислительной техникой;

блок стратегического мышления направлен на выработку умения мыслить стратегически, дальновидно и на этой основе принимать правильные решения. Это одно из ключевых образований, которое включает три группы качеств: ум (способность к мышлению, предполагает наличие как общего интеллекта, так и жизненной мудрости, широты кругозора); умение генерировать идеи (определяется нестандартностью мышления, любознательностью, наличием чувства нового, хорошей интуицией); умение принимать решения (предполагает способность ставить и формулировать задачи, выделять главное, анализировать ситуацию и делать выводы, видеть и учитывать перспективу, находить оптимальные, т. е. Кратчайшие и самые выгодные пути решения проблемы);

блок предприимчивости строится на формировании умения выбирать правильную тактику достижения цели. Это в свою очередь предполагает: способность извлекать выгоду (формируется на основе практичности, находчивости, бережливости, гибкости, ориентированности на результат); способность к риску (инициативность, смелость, решительность, желание и умение рисковать); деловую хватку (стремление к самореализации, деловая активность, оперативность, напористость, целеустремленность, способность доводить начатое дело до конца, самообладание, умение не падать духом от неудач, неудовлетворенность собой, стремление выполнять работу наилучшим образом);

блок личной организованности предусматривает развитие способности управлять самим собой. Она зависит от сформированности двух групп качеств: способность жить и действовать по системе и умение использовать время. При этом первую группу составляют такие качества как самодисциплина, собранность, воля, умение управлять собой, упорство, трудолюбие, системный подход к любой ситуации в жизни, а вторую группу - точность, пунктуальность, умение рационально использовать время, нетерпимость к потере времени.

Приведенные выше блоки качеств служат в конечном итоге формированию единого системообразующего новообразования личности специалиста, а именно культуры ведения собственного дела.

Второе направление - коммуникативная подготовка, преследует цель формирования культуры общения и социальной активности специалистов сферы предпринимательства путем формирования таких профес-сиографических блоков качеств, как:

- эмоциональный блок - эмоциональная зрелость, любовь к людям, эмоциональное принятие, способность к сопереживанию и отзывчивости, способность к внушению, эмоциональная выразительность, способность переносить интенсивные продолжительные психоэмоциональные нагрузки без снижения продуктивности в деятельности;

- мотивационный блок - преобладание в мотивационной сфере потребности и желания работать в кооперативной среде, устойчивый личный интерес к со-

циальной жизни, социальная ориентация потребностей в виде стремлений способствовать удовлетворению потребностей других, оказывать им помощь и содействие;

- волевой блок - мобилизационно-регулирующая способность, зрелость характера, настойчивость, последовательность, целеустремленность, социальная ответственность, устойчивость намерений, способность самостоятельно принимать и реализовывать решения, быть убедительным, совершать усилия над собой;

- интеллектуальный блок - развитый социальный интеллект, реалистичность, гибкость и эвристичность мышления, богатая эрудиция, коммуникативная смекалка, способность к анализу, обобщению и прогнозированию социальных событий, развитое воображение и дальновидность мысли;

- коммуникативный блок - общая коммуникабельность, способность устанавливать и поддерживать конструктивный контакт и доверительные отношения, демократичность, открытость, диалогичность общения, развитый ролевой репертуар в общении, легкость общения, умение выстраивать отношения и создавать позитивную атмосферу взаимодействия;

- операционально-поведенческий блок - способность к быстрой ориентировке в социальнопсихологической ситуации и выбору конструктивной позиции, отвечающей человеческим интересам, стремление и способность к деятельности, приносящей конкретные результаты и пользу людям, наличие деловых качеств;

- квалификационный блок - образованность, грамотное владение родным языком и речью, а также начальное знание иностранного языка, профессионально-этическая грамотность, социальная компетентность, владение не только профессиональными знаниями и технологиями, но и основами психологических знаний, понимание основных принципов, закономерностей, методов и психологического взаимодействия;

- организаторский блок - способность вести за собой людей. Он включает три группы качеств: стремление к самостоятельности, умение контактировать с людьми, умение организовать коллективную деятельность. Первая выражается в тяге к лидерству, стремлении быть вожаком и уверенности в себе. Вторая группа основывается на умении строить отношения с людьми, увлекать и убеждать их, а также обаянии, аттрактивности, наличии чувства юмора. Организация коллективной деятельности основывается на умении подбирать кадры, способности делегировать полномочия, проверять исполнение, пользоваться организационно - распорядительными методами руководства;

- ценностно-смысловой блок подразумевает определенную профессиональную и нравственную позицию специалиста, основывающуюся на гуманистических, творческих и духовных началах, приоритетах и ценностях развития человеческой личности; предполагает готовность к персонализации деятельности, когда ведущим личностно-значимым смыслом существования предпринимателя выступает стремление

внести личностно-значимый вклад в создание условий для достойной и гармоничной жизни людей;

- общекультурный блок - широкий культурномировоззренческий диапазон интересов и взглядов, культурный кругозор, знание своей работы в контексте развития общества, своего народа и его проблем, готовность служить проводником культурных образцов и достижений.

В целом, работа в рамках коммуникативной подготовки предпринимателей должна быть направлена на формирование культуры коммуникативного творчества как интегральной способности к поиску и нахождению новых задач и способов взаимодействия с другими.

Направление морально-этической подготовки преследует цель формирования нравственно-этического мировоззрения и поведения предпринимателя путем следующих профессиографических блоков качеств:

духовно-нравственный потенциал обеспечивается развитием таких качеств как достоинство личности, милосердие, справедливость, независимость, благородство, мужество, совестливость. В основе духовного развития лежат самосознание, творческая самореализация, самоактуализация, имеющие социальное происхождение. Духовно-нравственный потенциал личности актуализировался за счёт постижения внутренних возможностей и средств достижения личностью таких состояний сознания, которые гармонизируют её отношения с окружающей действительностью;

блок социальной ответственности предпринимателя рассматривается нами как ведущий нравственный аспект его формирования как компетентного специалиста. Его развитие тесно связано, прежде всего, с понимаем социальных и экологических последствий предпринимательской деятельности, поскольку культура предпринимательства - это культура последствий, культура созидательного результата деятельности;

блок этики поведения в обществе культивируется посредством формирования качеств общепринятого этикета - вежливость, терпимость, уравновешенность, благожелательность, доброта, тактичность, приветливость, справедливость, чуткость, опрятность и элегантность.

блок этики поведения в бизнесе постигается и осваивается за счёт развития таких качеств как порядочность, честность, обязательность, доверие.

В качестве дидактически наглядного этического кодека бизнеса выступают следующие семь принципов ведения дел в России, которые были выработаны российскими предпринимателями еще в 1912 году.

Уважай власть - необходимое условие для эффективного ведения дела. Во всем должен быть порядок.

Будь честен и правдив. Честность и правдивость -фундамент предпринимательства, предпосылка здоровой прибыли и гармоничных отношении в делах.

Уважай право частной собственности. Свободное предпринимательство - основа благополучия государства.

Люби и уважай человека. Любовь и уважение к человеку труда со стороны предпринимателя порождает ответную любовь и уважение.

Будь верен своему слову. Деловой человек должен быть верен своему слову - «Единожды солгавши, кто тебе поверит».

Живи по средствам «Не зарывайся». Выбирай дело по плечу. Всегда оценивай свои возможности. Действуй сообразно своим средствам.

Будь целеустремленным. Всегда имей перед собой ясную цель.В стремлении достичь заветной цели не переходи грань дозволенного. Никакая цель не может затмить моральные ценности.

В целом, работа в рамках морально-этической подготовки предпринимателей направлена на формирование нравственно- этического облика как вершинномировоззренческого новообразования личности, определяющего основу построения ею картины мира и своего места в нём.

Образовательная работа в рамках трёх раскрытых выше направлений должна осуществляться как непрерывный и пролонгированный процесс, направленный на решение единой общей стратегической задачи

- приобщение специалистов малого и среднего бизнеса к культуре предпринимательства.

Список литературы:

1. Карлофф Б. Деловая стратегия. - М.: Экономика, 1992.

2. Ситаров В.А., Смирнов А.И. Культура предпринимательства: теория и практика. - Москва-Вологда: ООО «Полиграфист», 2006.-192 с.

3. Хизрич Р., Питерс М. Предпринимательство, или как завести собственное дело и добиться успеха. Вып. 1 / Общ. Ред. В. С. Загашвили. - М.: Прогресс, 1992. - 191 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.